Методические рекомендации
консультация

Рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Работа по выявлению и профилактике детей и подростков с суицидальным поведением должна проводиться комплексно, совместно со школой, семьей и самими детьми.

  1. Мероприятия, которые можно предложить педагогам в целях профилактики психотравмирующих факторов в образовательном процессе.
  1. Внедрять в практическую образовательную среду технологии, направленные на сохранение здоровья учащихся, в том числе психологического, включив их в учебно-методический план работы  учреждения:
  • социально-адаптирующие и личностно развивающие технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья детей и повышение  ресурсов   психологической адаптации учащихся;
  • психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке,  направленной на  предотвращение формирования у детей и подростков дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.д.. Использовать для этого различные психогимастики, физкультминутки, коррекционно- развивающие паузы  на снятие эмоционального напряжения.
  1.  Рассмотреть на методических семинарах, методических объединениях и совещаниях следующие  вопросы:
  • педагогические возможности коррекции эмоционального состояния учащихся (мероприятия, направленные на  предотвращение формирования у детей и подростков дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.д.; распределение учебной нагрузки для каждого учащегося, исходя из его индивидуальных способностей и возможностей; создание условий для необходимой двигательной активности детей);  
  • возможности  образовательных учреждений в формировании навыков сохранения здоровья детей и подростков; обучение детей и подростков  навыкам и умениям преодоления стресса; организация "Дней здоровья", "Дней психологической разгрузки", организация проектной научно-исследовательской деятельности самих учащихся по проблеме сохранения здоровья (под руководством учителей естественных дисциплин);
  • использовать возможности адаптивной физической культуры (коррекционно-развивающие паузы, утренняя гимнастика, подвижные перемены, прогулки на свежем воздухе) для профилактики гиподинамии, утомляемости и эмоциональных нагрузок у учащихся;
  1.  Выработать систему педагогических мер помощи учащимся, испытывающим трудности в адаптации к учебному процессу (обеспечение личностно-ориентированного подхода в учебном процессе; при обучении ориентироваться на индивидуальные возможности и способности учащегося; создать условия для проведения дополнительных консультаций и занятий с отстающим учеником).
  2.  Проводить мероприятия (в рамках классных часов или иных форм внеурочной работы), направленные на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в детском и подростковом  коллективе:
  • теоретические и практические занятия по формированию у учащихся  культуры сотрудничества; выработке у них коммуникативной компетенции (умений и навыков грамотно строить общение, предупреждать эмоциональные конфликты, конструктивно разрешать возникшие противоречия со сверстниками и взрослыми);
  • разбор примерных конфликтных ситуаций с возможными вариантами их решения.
  1. Организовать патронирование и оказание социально-педагогической поддержки неблагополучным семьям (классный руководитель совместно с психологом и социальным педагогом школы).
  2. Проведение с родителями просветительских и обучающих мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для эмоционального, нравственного и физического развития ребенка в семье; по созданию в семье условий сохранения психологического здоровья детей.

Примерная тематика бесед с родителями  может быть следующей:

  • Создание в семье сотрудничающих взаимодействий с детьми
  • Родительская поддержка ребенка при переходе в средние классы
  • Влияние стиля воспитания родителей на личностное развитие ребенка
  • Трудности подросткового возраста
  • Помощь родителей детям с проблемами в обучении
  • Психологические особенности юношеского возраста

Родительские собрания можно проводить в традиционной форме, можно использовать циклы просветительских программ «Университета для родителей» по вопросам воспитания и конструктивного взаимодействия с детьми.

  1. Осуществление в образовательном процессе личностно-ориентированного подхода, изменение авторитарного стиля общения на демократический в системе «учитель - ученик».

  1. Признаки, по которым можно определить учащегося, переживающего трудную жизненную ситуацию:
  1. Внешний вид и поведение:
  • гипомимия (ослабление выразительных движений лицевой мускулатуры);
  • амимия (отсутствие выразительности лицевой мускулатуры);
  • тихий монотонный голос;
  • замедленная речь;
  • краткость ответов;
  • отсутствие ответов;
  • ускоренная экспрессивная речь;
  • патетические интонации;
  • причитания;
  • склонность к нытью;
  • общая двигательная заторможенность;
  • бездеятельность, адинамия;
  • двигательное возбуждение.

2. Эмоциональные нарушения:

  • скука;
  • грусть;
  • уныние;
  • угнетенность;
  • мрачная угрюмость;
  • злобность;
  • раздражительность;
  • ворчливость;
  • брюзжание;
  • неприязненное, враждебное отношение к окружающим;
  • чувство ненависти к благополучию окружающих;
  • чувство физического недовольства;
  • безразличное отношение  себе, окружающим;
  • чувство бесчувствия;
  • тревога беспредметная (немотивированная);
  • тревога предметная (мотивированная);
  • ожидание непоправимой беды;
  • страх немотивированный;
  • страх мотивированный;
  • тоска как постоянный фон настроения;
  • взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности;
  • углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг.

3. Психические заболевания:

  • депрессия;
  • неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой;
  • маниакально-депрессивный психоз;
  • шизофрения.

4. Оценка собственной жизни:

  • пессимистическая оценка своего прошлого;
  • избирательное воспоминание неприятных событий прошлого;
  • пессимистическая оценка своего нынешнего состояния;
  • отсутствие перспектив в будущем.

5. Взаимодействие с окружающими:

  • нелюдимость, избегание контактов с окружающими;
  • стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью;
  • склонность к нытью;
  • капризность;
  • эгоцентрическая направленность на свои страдания.

6. Вегетативные нарушения:

  • слезливость;
  • расширение значков;
  • сухость во рту («симптомы сухого языка»);
  • тахикардия;
  • повышенное артериальное давление;
  • ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха;
  • ощущение комка в горле;
  • головные боли;
  • бессонница;
  • повышенная сонливость;
  • нарушение ритма сна;
  • отсутствие чувства сна;
  • чувство физической тяжести, душевной боли в груди, в других частях тела;
  • запоры;
  • снижение веса тела;
  • повышение веса тела;
  • снижение аппетита;
  • пища ощущается безвкусной;
  • нарушение менструального цикла (задержка).

7. Динамика состояния в течение суток:

  • улучшение состояния к вечеру;
  • ухудшение состояния к вечеру.

Все вышеперечисленные признаки определяются  педагогом методом наблюдения за учащимся и  личной беседы с ним. Однако наличие только одного из вышеперечисленных признаков еще не свидетельствует о том, что подросток предрасположен к суицидальному поведению. Лишь совокупность и постоянство этих признаков должны обратить внимание педагогов и родителей на возможный факт суицидальной попытки.

  1. Виды суицида:
  • демонстративно-шантажное суицидальное поведение (цель: не лишение себя жизни, а демонстрация субъектом этого намерения для привлечения внимания окружающих);
  • самоповреждающее (парасуицидальное) поведение (нанесение самоповреждений, которые обычно совершаются с целью уменьшения переживаемого эмоционального напряжения);
  • истинное суицидальное поведение (последовательная реализация обдуманного плана лишения себя жизни).

Специалисты утверждают, что провести четкую границу между истинными и демонстративно-шантажными попытками самоубийства можно только лишь для взрослых. Настоящего желания уйти из жизни у подростка может и не быть, так как представление о смерти у подростков крайне не отчетливое, инфантильное. Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Однако любую демонстрацию самоубийственных действий подростка следует рассматривать как поступок опасный для его жизни.

IV. Факторы, предрасполагающие к суициду:

  • отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых;
  • резкое повышение общего ритма жизни;
  • социально-экономическая дестабилизация;
  • алкоголизм и наркомания среди родителей;
  • жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие;
  • алкоголизм и наркомания среди подростков;
  • неуверенность в завтрашнем дне;
  • отсутствие морально-этических ценностей;
  • конфликт с друзьями или педагогами;
  • потеря смысла жизни;
  • низкая самооценка, трудности в самоопределении;
  • безответная любовь;
  • отсутствие негативного отношения к суициду в сознании подростков.

Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те, и другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществом или возникли неудачи в жизни, становится жертвой самоубийства, при этом дети из неблагополучных семей, входящие в группу риска, должны находиться под пристальным вниманием педагогов и психологов. Не существует какой-либо одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы также различаются от человека к человеку, и не выявлено какого-то единого причинного фактора суицида.

V. Меры, которые может предпринять педагог:

  • для предотвращения случаев самоубийств среди детей педагог размещает в школе плакаты, буклеты с информацией о центрах психологической помощи с указанием адресов и телефонов;
  •  при выявлении учащегося, который нуждается в психолого-педагогической поддержке,  педагог рекомендует родителям  обращение к школьному психологу, социальному педагогу. Необходимо указанным специалистам совместно (педагогу, психологу, социальному педагогу) выработать коррекционную программу работы с  данным учащимся;
  •  при отсутствии в штате образовательного учреждения педагога-психолога, учитель рекомендует родителям обращение в психолого-педагогические центры;
  •  в случае неявки родителя в школу или  невыполнения им рекомендаций педагога (в течение 14 дней), администрация школы направляет письмо по месту работы родителя с уведомлением о невыполнении им родительских обязанностей;
  •  в случае работы с неблагополучной семьей, педагог привлекает к сотрудничеству  Комиссии по делам несовершеннолетних при районных администрациях города;
  •  все свои действия педагог оформляет через служебные записки на имя администрации школы, которые должны регистрироваться в «Журнале по учету служебных писем», копия которых с отметкой о получении остается у педагога. Лицо, ответственное за регистрацию писем, назначается директором учебного учреждения. В случае отказа в регистрации письма, педагог составляет акт об этом отказе за подписью двух свидетелей (совершеннолетних).

VI. Советы для родителей по профилактике суицидального поведения детей:

  • необходимо открыто обсуждать семейные и внутренние проблемы детей;
  • необходимо помогать своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним;
  • необходимо обязательно содействовать в преодолении препятствий;
  • необходимо одобрять словом и делом любые стоящие положительные начинания детей;
  • нельзя применять физическое наказание ни при каких обстоятельствах;
  • необходимо больше любить своих подрастающих детей, быть внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.

Список рекомендуемой литературы

Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. – М., 1978.

Амбрумова А.Г., Постовалова Л.И. Мотивы самоубийств // Социологические исследования. - 1987. №6.

Атватер И. Я вас слушаю. М., 1978.

Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб., 2002.

Баева И. А. Тренинги психологической безопасности в школе. СПб., 2002.

Бойко В. В. Правила эмоционального поведения. СПб., 2000.

Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебное пособие. М., 1999.

Вроно Е. Предотвращение самоубийства. Руководство для подростков. - М.: Академический Проспект. - 2001.

Всемирная организация здравоохранения. Предотвращение самоубийств. Справочное пособие для консультантов. - Женева, 2006.

Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других "отклонений". - СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс". - 2004.

Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? 3-е изд. М., 2001.

Горская М. В. Диагностика суицидального поведения у подростков. // Вестник психосоц. работы. – 1994. №1.

Девиантность подростков: терапия, методология, Эмпирическая реальность /Я. Глинский, И. Гурвич, М. Русакова, Ю. Симпура, Р. Хлопушин. Учебно-научное издание. - С-Пб.: - Медицинская пресса, 2001.

Дерманова И. Б., Сидоренко Е. В. Психологический практикум. Межличностные отношения: Методические рекомендации. СПб., 2003.

Дети группы риска в образовательной школе / Под ред. С. В. Титовой. СПб., 2008.

Иванова Е. Н. Эффективное общение и конфликты. СПб.: Рига, 1997.

Кораблина Е. П. Формирование готовности к оказанию психологической помощи: Учебное пособие. СПб., 2007.

Кривцова С. В., Мухаматулина Е. А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М., 1999.

Куницина В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов. СПб., 2001.

Лабунская В. А. и др. Психология затрудненного общения. Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. М., 2001.

Мягков А.Ю., Смирнова Е.Ю. Структура и динамика незавершенных убийств //СОЦИС (Социологические исследования). - 2007. - №3.

Огнев И. Психологическая безопасность. Ростов н/Д, 2007.

Осорина Н.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб: Речь. 2007.

Психология суицида: учебно-метод. пособие / Сост. И.Н. Рассказова. - Омск: изд-во ОмГМА. - 2005.

Пархомчук Г. С. Общаться с подростком. Как? Книга для умных родителей. СПб., 2008.

Психологическая адаптация и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. М., 2007.

Психологические тренинги с подростками. СПб., 2008.

Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. 2-е изд., испр. - М.: ЦГЛ, 2003.

Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. Киев, 1991.

Скрипкина Т. П. Взаимодоверие как основание межличностных взаимодействий. http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1999/995/995021.htm.

Ушакова Е.С. Суицидальные риски//СОЦИС (Социологические исследования). - 2008. - №2.

Ушакова Е.С. Суицидальные риски//СОЦИС (Социологические исследования). - 2008. - №2.

Шкуратова И. П. Мотивация самораскрытия в межличностном общении. http://www.follow.ru/article/126.

Шрагина Л. И. Анатомия конфликта. http://www.follow.ru/article/172.

Электронные ресурсы

1. http://www.cogito-centre.com – сайт психологического издательства «Когито-Центр».

2 . http://www.follow.ru – сайт, на котором можно получить консультации психологов, найти статьи по популярной психологии, психологические тесты.

3. http://spasizhizn.com – сайт полезных материалов о суициде: статьи, книги, притчи, рассказы, видео и аудиоматериалы.

4. http://pedsovet.su/ – сообщество взаимопомощи учителей.

5. http://www.suicida.net/ – сайт о профилактике суицида.


Памятка для родителей по профилактике суицида

Общими признаками подросткового суицида являются:

  • депрессия,
  • отчуждение от друзей  и семьи,
  • потеря интереса к окружающим,
  • потеря энергии, снижение активности, плохое настроение,
  • раздражительность, чувство беспомощности.

Что может удержать ребенка и подростка от суицида?

  • Установите заботливые взаимоотношения с ребенком.
  • Будьте внимательным слушателем.
  • Будьте искренними в общении.
  • Спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей его ситуации.
  • Помогите определить источник психологического дискомфорта.
  • Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно.
  • Помогите осознать ребенку его личностные ресурсы.
  • Окажите поддержку в успешной реализации в настоящем и помогите определить перспективы на будущее.

От заботливого и любящего человека, находящегося рядом в тяжелую минуту, зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь.

Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Родители, формируя отношения, помогая ребенку в его развитии, получают результат своего воздействия, результат своего труда.

Куда обращаться за помощью?

Разобраться в причинах конфликтов и трудностей, справиться с ситуацией, наладить взаимоотношения в семье и в коллективе, предотвратить негативные последствия Вам помогут:

  • школьный психолог,
  • специалисты, работающие на телефонах доверия центров кризисной психологической помощи*,
  • частный психотерапевт или психолог,
  • психиатрическая служба, психоневрологический диспансер,
  • приемное отделение Скорой помощи,
  • духовник или священник.

*указать адреса и телефоны центров психологической помощи конкретного населенного пункта


Памятка для педагогов по профилактике суицида

Признаки депрессии у детей:

  • печальное настроение,
  • потеря свойственной детям энергии,
  • внешние проявления печали,
  • нарушение сна,
  • соматические жалобы,
  • изменение аппетита или веса,
  • ухудшение успеваемости,
  • снижение интереса к обучению,
  • страх неудачи,
  • чувство неполноценности,
  • самообман – негативная самооценка.

Формы профилактики подростковой суицидальности:

  • Соблюдение педагогической тактики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя или учителя.
  • Освоение знаний возрастной психопатологии, а также соответствующих приемов индивидуально-психологического подхода, лечебной педагогики и психотерапии.
  • Раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы.
  • Неразглашение фактов суицидальных случаев в школьных коллективах.
  • Рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска.
  • Проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром.
  • Формирование у учащихся таких понятий как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях.
  • Повышение стрессоустойчивости путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей.
  • Предоставление информации учащимся о центрах психологической помощи с указанием адресов и телефонов (плакаты, буклеты).

Памятка для руководителей школ по профилактике суицида

  • В целях профилактики суицидального поведения детей и подростков руководителям школ совместно с заместителями директоров, педагогами-психологами, классными руководителями, социальными педагогами, педагогами-предметниками необходимо предпринять следующие меры:
  • Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь.
  • Организация внеклассной воспитательной работы.
  • Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.
  • Размещение в школах плакатов с адресами помощи и надежды:

- наркологической службы (телефон  и адрес);

- центра медицинской профилактики (телефон, адрес);

- центра службы практической психологии (телефон, адрес).

  • Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
  • Отслеживание и контроль классными руководителями и всеми педагогами резких изменений в поведении и эмоциональном состоянии учащихся.
  • Проведение диагностики эмоциональных состояний учащихся с целью выявления детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите.
  • Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.
  • Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
  • Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты, законных прав и интересов ребенка.
  • Проведение систематических индивидуальных и групповых занятий с учащимися, направленных на формирование стрессоустойчивости, повышение самооценки, развитие адекватного отношения к собственной личности, эмпатии, отработку техник принятия верного решения в ситуациях жизненного выбора, правил поведения в конфликте и т.д.
  • Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
  • Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

Методические рекомендации по комплектованию учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования

Учебно-методический комплекс(УМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, твор...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов

Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...

Методические рекомендации педагогам для поддержки психического здоровья и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании рекомендаций ВОЗ

Дистанционное обучение предполагает, что обучающийся может присоединиться к занятиям взволнованным или возбужденным.Ученик в таком эмоциональном состоянии не готов получать новые знания, но задача пед...