Родительское собрание
методическая разработка

Родительское собрание 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit.sobran.docx41.86 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Профилактика подросткового суицида: как помочь подростку справиться с депрессией, разочарованием и психологическими  травмами?»

Цель: Оказание профилактической помощи родителям по проблемам детского и подросткового суицида.

Задачи:

  1. Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида.
  2. Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком

     Форма–проведения: семинар- практикум

    Оборудование: интерактивная доска, презентация, листыА4, А3, ассоциативная карта, анкеты для родителей, тексты для работы с информацией, стикеры, маркеры, памятки для родителей,  картинка «Чудесный ларец» для рефлексии.

Святая наука — расслышать друг друга...

Не только расслышать, но и понять и помочь.

Если сделать это вовремя, то, сколько

жизней детей и подростков мы сможем сохранить.

Автор неизвестен

Добрый день уважаемые родители!Мы рады приветствовать  вас в стенах нашей школы!Зачитывается эпиграф.

Внимание на доску (просмотр социального ролика «Я не хочу жить, меня все достало»)

Как вы, наверное, уже поняли из сюжета видеоролика, сегодня мы с Вами поговорим на одну из очень важных тем, которая касается эмоционального благополучия наших детей, о детско-подростковом суициде.

Основное влияние на формирование полноценной личности ребенка оказывает семья, и очень многое зависит от правильного родительского поведения. Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда  же берутся потом подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных эмоциях, с пониженным фоном настроения, с нежеланием жить,  трудновоспитуемые и  социально запущенные. Как достигается такой результат?

Упражнение «Чистый лист».  Уважаемые родители,  работайте вместе со мной. Я предлагаю вам выполнить  упражнение «Чистый лист».  У вас на столах находятся чистые листы бумаги А4, возьмите их, пожалуйста.

Представим себе, что это душа ребенка (психолог демонстрирует  чистый лист бумаги, постепенно сворачивая его в четыре части).

Когда ребенка не замечают в семье – часть его души отрывается, (оторвем часть бумаги).

Когда ребенка не принимают сверстники – происходит тоже самое.

Когда ребенка не понимают учителя – еще кусочек души прочь!

Когда он перестает верить в себя - ……..

Когда он становится никому не нужен…что происходит с его душой?.........

А что в итоге?  (в листе бумаги должна появиться внушающая дыра).

Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния.

А как часто, вы уважаемые родители, задумываетесь над такими вопросами как: какиечувстваипереживания, испытывает мой  повзрослевший ребенок? Как   складываются его отношения с семьей, сверстниками, учителями? Какие проблемы  волнуют моего ребенка? Пожалуй, не так часто.

Анкетирование родителей.

Предлагаю ответитьВам на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребенком.

1. Рождение вашего ребенка было желанным?

2. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?

3. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?

4. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?

5. Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?

6. Вы в курсе его влюбленности, симпатиях?

7. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?

8. Вы знаете, какой любимый предмет в школе?

9. Вы знаете кто у него любимый учитель в школе?

10. Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель и почему?

11. Вы первым идете на примирение, разговор?

12. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?

Если на все вопросы Вы ответили «Да», то значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку. А если у вас большинство «Нет», то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребенку, услышать его, пока не случилась беда!

Нарушения детско-родительских отношений, отсутствие безопасности, каждодневного ухода, заботы формируют чувства страха, неуверенности в себе, неверия в свои силы и способности,  замкнутости и нелюдимости, уходу в себя, что создает условия к попыткам суицида, психосоматическим расстройствам, побегам детей из дома, росту безнадзорности и увеличению криминализации подростковой среды.

Ассоциативная карта.- Какие ассоциации у вас возникают при слове суицид? (ответы родителей: подросток, смерть, боль, страх, одиночество, депрессия, слабость, подавленность, надежда и т.д.)

Суицид-это преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное.  

Подростковый суицид  - это крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания умереть, как правило, в этом возрасте нет; представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Е.М.Вроно пишет: «Желание устраниться лишь на время, «умереть не до конца» - типичное подростковое решение трудной ситуации» (Вроно Е.М.,1994). Смерть представляется желаемым длительным сном, отдыхом от невзгод, способом попасть в другой мир. Часто смерть видится средством наказать обидчиков. Представление о ценности собственной жизни еще не сформировано.

Причины и особенности суицидального поведения у подростков проистекают из их личностной нестабильности. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Подросток, у которого неблагоприятно складываются отношения с родителями и одноклассниками, чувствует себя одиноким, чужим и непонятым. К этому присовокупляются разочарования, заставляющие видеть жизнь в мрачном свете, воспринимать во всем, прежде всего, отрицательное. Так появляются тяжелые переживания и возникают различные депрессивные состояния.

Подросток часто переживает проблемы трех «Н»:
        1. непреодолимость трудностей,
        2. нескончаемость несчастья,
        3. непереносимость тоски и одиночества.

Отчаявшийся подросток вынужден бороться с тремя «Б»:

        1. беспомощностью,

        2. бессилием,

        3. безнадежностью.

В процессе этой борьбы он может прийти к выводу о том, что ни на что не годен, и вынести себе смертельный приговор.

Выделяют несколько форм суицидального поведения:

Демонстративное суицидальное поведение - это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, уход от наказания за совершение тяжелого проступка, возмездие за обиду, несправедливость, когда окружающие отомстят обидчику.

Аффективное суицидальное поведение- тип поведения, характеризующийся прежде всего действиями, совершаемыми в состоянии аффекта.

Истинный суицид - намеренное, обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства, иногда долго вынашиваемое. Подросток заботится об эффективности действия и отсутствии помех при их совершении. В оставленных записках звучит мотив собственной вины, забота о близких, которые не должны чувствовать причастности к совершенному действию.

Факторами, провоцирующими суицид,  выступают следующие ситуации и проблемы:

  1. Употребление алкоголя и наркотиков (согласно статистике, этот фактор обуславливает суицидальное поведение в 75% случаев);
  2. Межличностные конфликты, которые зачастую воспринимаются неадекватно, с преувеличением их значения и травматичности, что вызывает внутренний кризис и драматизацию событий. Неразделенная любовь и ревность, предательство близкого человека, одиночество, желание вызвать сочувствие, подражание сверстникам или любимым героям. К суициду могут привести, как насмешки и постоянное чувство неполноценности у подростков с плохой успеваемостью, так и неожиданная неудача у одаренного подростка, привыкшего к восхищению и не способного пережить чувство обиды, стыда и вины за то, что подвел родителей. Многим отличникам свойственна привычка относиться к своим решениям, как к единственно правильным, и неукоснительно исполнять их. При переживании поражения эта особенность характера часто подталкивает одаренных подростков к отчаянному шагу;
  3. Состояние переутомления;
  4. Распад родительской семьи, развод родителей, отсутствие  сочувствия его переживаниям родных и близких людей, боязнь быть наказанным за проступок или прегрешение, действительная или мнимая утрата родительской любви, пьянство родителей, ошибки семейного воспитания: частые конфликты в семье, жестокое обращение, страх осуждения;
  5. Расстройства пищевого поведения (анорексия и булимия);
  6. Конфликт с учителем – протест против несправедливости, либо страх наказания и позора;
  7. Смерть близкого человека;
  8. Физическое, моральное, сексуальное насилие, незаслуженное оскорбление, травля среды;
  9. Конфликты самооценки, возвышенная романтичность (психотравма при соприкосновении с реальностью), «философская интоксикация», кризис утраты смысла жизни.

Среди психологических оснований для истинного принятия решения об уходе из жизни можно выделить следующие мотивы:

Протест (месть) - когда своими суицидальными действиями подросток протестует против сложившихся обстоятельств, против принятого решения. Иногда подросток своим самоубийством как бы наказывает других, возможно, родителей: "Вы пожалеете, когда я умру";

Призыв (привлечение внимания) - для того, чтобы изменить невыносимую личностную ситуацию, подросток как бы призывает помощь извне: "Заметьте меня, я очень нуждаюсь в вашей помощи";

Избегание неудач - имеется в виду попытка избежать наказания или страдания, при этом существует угроза биологическому или личностному существованию человека. Такой тип суицида совершается в том случае, если подросток предполагает ухудшение ситуации: "Дальше будет еще хуже" или невыносимость переживаний: "Мне не вынести этого позора";

Самонаказание- суицидальным действием подросток наказывает себя за совершенный ранее поступок или проступок: "Никогда не прощу себе...".

Отказ от себя - человек отказывается от существования, поскольку жизнь потеряла для него интерес и смысл.

Знаки, сигнализирующие о суицидальном намерении ребёнка.

1.Заметная перемена в обычных манерах поведения;

2.Недостаток сна, повышенная сонливость;

3.Ухудшение, улучшение аппетита;

4.Признаки беспокойства;

5.Признаки вечной усталости;

6.Неряшливый внешний вид или педантичное  отношение к внешнему  виду;

7.Усиление жалоб на физическое недомогание;

8.Склонность к быстрой перемене настроения;

9.Отдаление от семьи, друзей;

10.Упадок энергии;

11.Отказ от работы в клубах, кружках;

12. Излишний риск в поступках;

13.Поглощённость мыслями о смерти или загробной жизни;

14.Необычные вспышки раздражительности или любвеобильности;

15.Усиленное чувство тревоги;

16.Выраженная безнадёжность;

17.Приобщение к алкоголю, наркотикам, усиление их потребления;

18.Приведение в порядок всех дел;

19.Составление записки об уходе из жизни;

20.Словесные заявления: «Ненавижу жизнь», «Они пожалеют, о том, что мне сделали», «Не могу больше этого выносить», «Я покончу с собой».

Работа в группах. Мозговой штурм «Ошибки семейного воспитания, которые могут создать почву для суицидального поведения подростков».

Прежде чем, познакомится с ошибками семейного воспитания, которые могут создать почву для суицидального поведения подростков, мы на  примере упражнения  проанализируем,  что ощущает  и переживает ребенок   в момент совершения родителями ошибки.

Упражнение «Не кричите на ребенка!» Выбираются 2 желающих родителя. Один играет роль ребенка, второй- родителя.  Задача родителя:  кричать на ребенка, по какому-то придуманному поводу,  задача «ребенка»: присесть на корточки, чтобы быть намного меньше ростом и говорить только одну фразу «Я маленький, и я просто хочу, чтобы меня любили».

Вопросы для обсуждения

- Какие чувства испытывали Вы, находясь в роли родителя?

- Какие ощущения испытал на себе «ребенок»?

- Хотелось ли изменить ситуацию? Какие действия хотелось предпринять

Одну из ошибок семейного воспитания, мы с Вами рассмотрели «Не повышать голос на ребенка,  сохранять спокойствие и рассудительность». Далее ваша задача  с помощью«мозгового штурма»  написать на листах А3 «Ошибки семейного воспитания, которые могут создать почву для суицидального поведения подростков» (демонстрация работ родителями)

ОШИБКА ПЕРВАЯ. Родители вольно или невольно провоцируют в ребёнке чувство вины. «Ты огорчаешь меня своим поведением и оценками»; «Мы не поедем летом на море, потому что у тебя двойки. Если бы не ты, мы бы прекрасно отдохнули, а ты расстроил все наши планы» и т.п. Если родители не упускают случая, чтобы объяснить своему ребёнку, как сильно он виноват в их плохом настроении, сколько страданий он им доставил, они воспитывают человека, который станет заниматься самоедством. Подросток взвалит всю вину на себя или, в знак протеста, захочет доказать обратное: «Вот я умру, а вы все останетесь виноватыми!».

ОШИБКА ВТОРАЯ. Родители жёстко контролируют поведение, распорядок дня, учёбу и даже настроение ребёнка.Такие родители берут на себя ответственность за малейшие эмоциональные переживания своего ребёнка. «Он плачет или устал – значит, мы не создали ему комфортных условий». В результате вырастают дети, не умеющие отвечать за себя и последствия своих поступков. В подростковом возрасте чувство беспомощности, возникающее в трудных ситуациях при таком типе воспитания, нередко становится причиной самоубийства.

ОШИБКА ТРЕТЬЯ. Родители относятся к ребёнку, как к своей последней игрушке.«Зачем ему учиться – он ещё такой маленький? Зачем ему заниматься спортом – он такой слабый? Зато он такой славный!». Это приводит к тому, что дети не научаются предвосхищать и планировать события, ставить себе цели и идти к ним.

ОШИБКА ЧЕТВЕРТАЯ.  Родители стараются объяснять все события в жизни ребёнка внешними причинами, игнорируя возможность самого человека быть хозяином своей судьбы и чувств. Подобное воспитание порождает зависимость эмоциональных состояний от внешней среды и полное неумение справляться с трудностями самостоятельно.

ОШИБКА ПЯТАЯ.  Родители постоянно оберегают ребёнка от ошибок.В результате мотивация избегания станет доминировать у него над мотиваций достижения. Одни люди, как известно, стремятся достигнуть большего, а другие – боятся совершить ошибку. Страх ошибки приводит к потере перспективного взгляда на будущее и, как следствие, потере смысла жизни.

Меры по профилактике и предотвращению подростковых суицидов.

Суицидологи убеждены: вопреки широко распространенному общественному мнению, попытки самоубийства в большинстве случаев можно предугадать заранее и предотвратить. Подтверждением является тот факт, что большинство покушавшихся на самоубийство подростков сначала говорили об этом окружающим: 70–80% подростков, совершивших попытки суицида, высказывались до этого о своих намерениях, 10–15% позднее покончили жизнь самоубийством.

Памятка  для родителей

Родителям необходимо учить подростков:

1.Сосредотачивать свое внимание на хорошем; уметь видеть окружающий мир с точки зрения возможностей, а не препятствий;

2.Заботиться о себе с помощью физических упражнений и рационального питания;

3.Уметь сотрудничать с людьми, и ровесниками, и взрослыми; получать понимание и социальную поддержку; помнить, что нет ничего плохого в том, чтобы попросить кого-то о помощи;

4.Реализовывать свои возможности в тех сферах деятельности, где подростку действительно этого хочется: в спорте, в танцах, путешествиях, занятиях искусством; чем больше у подростка интересов и занятий, тем меньше он будет поддаваться влиянию негативных факторов, и тем реже он будет использовать такую стратегию решения проблем, как избегание; посещение различных кружков, секций  икурсов не только расширяет кругозор подростка, но и помогает ему найти больше друзей и поддержку.

Действенным инструментом преодоления пессимизма, критичности по отношению к себе и другим, скептицизма - является методика  «Диета хороших новостей».

  1. Каждый член семьи берет на себя обязательство запомнить в течение дня как минимум три своих мысли, эмоции, поступка, за которые он мог бы похвалить себя. Вечером, за ужином в кругу семьи, каждый делится с близкими этими своими наблюдениями за собой. Это помогает снова пережить приятные моменты, а, кроме того, дает возможность родным людям оценить успехи друг друга, сказать добрые слова поощрения и поддержки.
  2. Если Ваши сын или дочь не готовы к такому общению с близкими людьми, ему можно рекомендовать вспомнить лучшие моменты прожитого дня в одиночестве, готовясь ко сну.
  3. Тем самым он во-первых, научится выхватывать из жизни своим внутренним  взором то, что является, безусловно, положительным; сделает это фокусом своего внимания; во-вторых, перестанет приписывать себе, близким людям и событиям своей жизни отрицательные ярлыки, искажающие его представления о себе и своей жизни.Вовлечение в осуществление этой «диеты» всей семьи, придаст внутрисемейному общению плодотворный вектор развития, научит видеть друг в друге лучшее.

Памятка для родителей по профилактике суицида среди подростков

НЕЛЬЗЯ

МОЖНО

Стыдить, ругать ребенка

за его намерения

Поддержите ребенка, проявите эмпатию, помогите разобраться в причинах суицидальных мыслей

Недооценивать вероятность суицида, даже если ребенок внешне легко обсуждает свои намерения

Необходимо всесторонне оценивать степень риска суицида. Обратите внимание, не изменилось ли поведение ребенка в последнее время

Предлагать неоправданные утешения, общие фразы, банальные решения, не учитывающие конкретную жизненную ситуацию

Проявите заинтересованность, отзывчивость, любовь и заботу. Дайте понять ребенку, что вы его слышите. Помогите выяснить, что конкретно может помочь в создавшейся ситуации

Оставлять ребенка одного

в ситуации риска

Не оставляйте ребенка одного, привлеките других близких, друзей. Покажите ребенку, что окружающие заботятся о нем

Чрезмерно контролировать

и ограничивать ребенка

Будьте для ребенка поддержкой и опорой, что поможет справиться с возникшими трудностями

Рефлексия «Чудесный ларец».  Уважаемые родители! Наш семинар-практикум подходит к логическому завершению.   Вы активно и дружно работали, старались выполнять все наши задания и рекомендации. Аплодисменты друг другу.

И в заключении мы хотели бы получить обратную связь. Предлагаем Вам написать на стикерах, что Вы положите в чудесный ларец и возьмете с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на данном родительском собрании.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк протокола родительского собрания ,доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей...

В данной папке находятся: бланк протокола родительского собрания, доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей за безопасность своих дете...

Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"

Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...

Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)

Сценарий родительского собрания,проводимого  совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...

«Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями (методика организации и формы проведения родительского собрания)»

Родительское собрание включает в себя  шесть обязательных компонентов:Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатам...

Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»

         Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...

Доклад на тему: " Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"

Доклад на тему: "Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"....