Влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребенка
консультация

Голуб Наталья Леонидовна

Консультация для родителей

« Влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка»

 

Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его дви­гательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, на­чиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно дей­ствуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные дейст­вия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

Занятия и игры, направленные на развитие моторики ки­стей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоя­щее время на рынке представлены разнообразные книги, по­собия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у боль­шинства современных детей, особенно городских, отмечает­ся как общее моторное отставание, так и слабое развитие мо­торики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выпол­нять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вя­зать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и др. Сейчас не принято што­пать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие опе­рации за человека выполняют машины - кухонные комбай­ны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (исполь­зование различных инструментов — ножниц, иголки, лопат­ки и др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в до­школьном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетель­ствует о некотором отставании в развитии ребенка.

Ниже представлены специальные игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, раз­вить согласованные движения рук, дифференцированные дви­жения пальцев рук.

В ходе этих игр развиваются следующие движения:

•  хватание: ребенок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно (правильно определяет место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывает форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает од­ной рукой или щепотью, большие — двумя руками);

•  соотносящие действия: ребенок учится совмещать два пред­мета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе многих дидактических игрушек — пирамид, матрешек и др.;

•   подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;

•   движения кистей и пальцев рук.

Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотвор­ное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Игры с предметами и материалами

Игра «Фигурки»

Цели. Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Материалы. Счетные палочки (плоские), шнурки или тол­стые цепочки.

Ход игры

Выложите из счетных палочек треугольник и квадрат. Пред­ложите детям рассмотреть фигуры и сделать такие же.

На следующем занятии можно предложить детям выложить прямоугольник, а при помощи шнурка или цепочки — круги или овалы.

 

 

Игра «Домик»

Цели. Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Материалы. Счетные палочки (плоские); листы картона с на­рисованными фигурками зайца и лисы (по количеству детей).

Ход игры

Покажите детям изображения зайца и лисы: «Жили-были в лесу лиса и заяц. Лиса хотела поймать зайца, а он всегда от нее убегал. Однажды заболела у зайца лапка, а лиса тут как тут: Испугался заяц, что не сможет с больной лапкой убежать от лисы. Давайте поможем зайчику и сделаем для него домик!»

Покажите детям, как выложить домик из палочек так, что­бы заяц оказался внутри, а лиса снаружи. Затем предложите малышам самостоятельно сделать домик для зайца.

Обыграйте результат: «Спрятался зайчик в домике. Лиса походила, походила и ушла».i

 

 

Игра «Волны»

Цели. Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Материалы. Шнурки синего или голубого цвета (можно ис­пользовать толстые цепочки), бумажный кораблик.

Ход игры

Раздайте детям шнурки или цепочки и покажите, как сде­лать из них волны.

Обыграйте ситуацию: «Посмотрите, какой у меня красивый кораблик. Кораблик игрушечный, сделан из бумаги. Теперь давайте сделаем для кораблика игрушечное море из шнурков или ниток и пустим кораблик в сказочное плавание!»

 

 

Игра «Кладем плитку»

Цели. Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Материалы. Деревянные или картонные квадраты разных цветов (можно использовать детали из счетного набора).

Ход игры

Раздайте детям квадраты и предложите «выложить плитку». Предварительно покажите малышам, как класть квадраты, плот­но подгоняя их друг к другу. («Посмотрите на эти квадрати­ки — это «плитка». Давайте выложим из плитки пол в ку­кольном домике. Вот какой красивый пол получился!»)

Сначала предлагайте детям квадраты одного цвета, в по­следующем — разноцветные фигуры. Разноцветные квадраты они могут выкладывать как в произвольном порядке, так и в определенной последовательности (например, в шахматном порядке). Вместо квадратов можно использовать прямоугольники и располагать их рядами вертикально или горизонтально («кла­дем паркет»).

                                       

                                   Пальчиковые игры.

 

Игра «Ежик»

Цели. Развивать движения кистей рук, учить подражать дви­жениям взрослого.

Ход игры

Покажите малышам, как изобразить ежика, собрав пальцы рук в замок . Прочитайте стихотворение. (Во вре­мя чтения дети повторяют ваши движения.)

Ежик маленький замерз,   (Прижмите пальцы

ежик убрал иголки)

И в клубок свернулся.

Солнце ежика согрело —   (Выпрямите пальцы

ежик показал колючки)

Ежик развернулся!

Игру можно повторить несколько раз.

 

 

Игра «Птички»

Цели. Развивать движения кистей рук, учить подражать дви­жениям взрослого, развивать умение понимать речь.

Ход игры

Предложите малышам повторить ваши движения.

—  Вот птички летают, машут крылышками. (Скрестите ру­ку на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти (помашите крыльями)

—  Приземлились птички, крылышки сложили. (Соедините ладони вместе.)

Давайте покормим птичек — насыплем им зернышек! (Сло­жите пальцы одной руки в щепоть и пошевелите ими

— Вот как птички зернышки клюют! (Легонько побарабань­те по столу согнутым указательным пальцем или несколькими пальцами, сложенными щепотью

—  Наелись птички и улетели.

(Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз подни­мите и опустите кисти.)

Игру можно повторить несколько раз.

 

 

Игра «Человечек»

Цели. Развивать движения кистей рук; учить подражать дви­жениям взрослого; развивать умение понимать речь.

Ход игры

Предложите малышам поиграть. — Посмотрите, какой у меня человечек. Поставьте средний и указательный пальцы на стол или на пол.

— Человечек пошел погулять. Покажите, как шагает человечек.

Топ-топ-топ — топают ножки. Человечек идет по дорожке.

Игру можно повторять несколько раз.

 

 

Игра «Мы топали»

Цели. Развивать движения кистей рук; учить подражать дви­жениям взрослого; развивать умение понимать речь.

Ход игры

Во время этой игры дети сидят на полу или на стульчиках за столом.

Предложите детям положить ладошки на стол (на колени) и прочитайте стихотворение:

Мы топали, мы топали, До тополя дотопали, До тополя дотопали, И ножки все оттопали!

Слушая стихотворение, дети поочередно хлопают правой и левой ладонями по столу (или по коленкам).

Предложите малышу продолжить «прогулку». Но теперь нужно двигаться быстрее (соответственно и стихотворение с каждым разом следует читать быстрее).

 

 

Игра «Спокойного сна!»

Цели. Развивать движения пальцев и кистей рук, учить под­ражать движениям взрослого.

Ход игры

Эту игру можно проводить перед сном. Сначала игру про­водят индивидуально, загибая пальцы на руке ребенка по хо­ду чтения стихотворения.

Этот пальчик хочет спать,   (Загните мизинец.)

Этот пальчик лег в кровать,   (Загните безымянный палец.)

Этот рядом прикорнул,   (Загните средний палец.)

Этот пальчик уж заснул,   (Загните указательный палец.)

А другой давненько спит...   (Загните большой палец.)

Кто у нас еще шумит?   (Погрозите пальчиком

другой руки.)

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите!

 

Игра «Черепашка»

Цели. Развивать дифференцированные движения пальцев, учить подражать движениям взрослого.

Ход игры Эта игра проводится за столом или на ковре.

Покажите на стол или ковер и скажите: «Это песочек. Он теплый и сухой».

Изобразите, будто вы пересыпаете песок, и предложите де­тям повторить движения.

Положите на стол или на пол кулаки, прижатые друг к дру­гу . Затем медленно начните передвигать кулаки впе­ред: «По песочку ползет маленькая черепашка. Она ползет медленно-медленно». Предложите детям повторить движение.

Затем прочитайте четверостишие:

Черепашка, черепашка

В панцире живет.

Высунет головку —   (Выставите вперед прямые

указательные пальцы, прижатые друг к другу.)

Обратно уберет.   (Спрячьте пальцы.)

Игру можно повторить несколько раз.

 

 

 

Игра «Замок»

Цели. Развивать движения пальцев и кистей рук, укреплять мышцы рук, учить подражать движениям взрослого.

Ход игры

Предложите малышам поиграть: «Давайте поиграем: Я бу­ду показывать и рассказывать, а вы повторяйте за мной».

На двери висит замок.   (Соедините пальцы рук в «замок» Кто открыть его бы мог?

Мы замочком постучали,   (Постучите по столу

сомкнутыми в замок руками.)

Мы замочек повертели,     (Круговые движения

сомкнутыми руками.)

Мы замочек покрутили...   (Сначала покрутите сцепленными

в замок кистями, затем потяните руки в разные стороны.)

И открыли!   (Расцепите пальцы.)

Игру можно повторить несколько раз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_palchikovyh_igr_na_rechevoe_razvitie_rebenka.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

                         

Консультация для родителей

« Влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка»

Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и др. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины - кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов — ножниц, иголки, лопатки и др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.

Ниже представлены специальные игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

В ходе этих игр развиваются следующие движения:

•  хватание: ребенок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно (правильно определяет место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывает форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой или щепотью, большие — двумя руками);

•  соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе многих дидактических игрушек — пирамид, матрешек и др.;

•   подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;

•   движения кистей и пальцев рук.

Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

                                        Игры с предметами и материалами

Игра «Фигурки»

Цели. Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Материалы. Счетные палочки (плоские), шнурки или толстые цепочки.

Ход игры

Выложите из счетных палочек треугольник и квадрат. Предложите детям рассмотреть фигуры и сделать такие же.

На следующем занятии можно предложить детям выложить прямоугольник, а при помощи шнурка или цепочки — круги или овалы.

Игра «Домик»

Цели. Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Материалы. Счетные палочки (плоские); листы картона с нарисованными фигурками зайца и лисы (по количеству детей).

Ход игры

Покажите детям изображения зайца и лисы: «Жили-были в лесу лиса и заяц. Лиса хотела поймать зайца, а он всегда от нее убегал. Однажды заболела у зайца лапка, а лиса тут как тут: Испугался заяц, что не сможет с больной лапкой убежать от лисы. Давайте поможем зайчику и сделаем для него домик!»

Покажите детям, как выложить домик из палочек так, чтобы заяц оказался внутри, а лиса снаружи. Затем предложите малышам самостоятельно сделать домик для зайца.

Обыграйте результат: «Спрятался зайчик в домике. Лиса походила, походила и ушла».i

Игра «Волны»

Цели. Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Материалы. Шнурки синего или голубого цвета (можно использовать толстые цепочки), бумажный кораблик.

Ход игры

Раздайте детям шнурки или цепочки и покажите, как сделать из них волны.

Обыграйте ситуацию: «Посмотрите, какой у меня красивый кораблик. Кораблик игрушечный, сделан из бумаги. Теперь давайте сделаем для кораблика игрушечное море из шнурков или ниток и пустим кораблик в сказочное плавание!»

Игра «Кладем плитку»

Цели. Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Материалы. Деревянные или картонные квадраты разных цветов (можно использовать детали из счетного набора).

Ход игры

Раздайте детям квадраты и предложите «выложить плитку». Предварительно покажите малышам, как класть квадраты, плотно подгоняя их друг к другу. («Посмотрите на эти квадратики — это «плитка». Давайте выложим из плитки пол в кукольном домике. Вот какой красивый пол получился!»)

Сначала предлагайте детям квадраты одного цвета, в последующем — разноцветные фигуры. Разноцветные квадраты они могут выкладывать как в произвольном порядке, так и в определенной последовательности (например, в шахматном порядке). Вместо квадратов можно использовать прямоугольники и располагать их рядами вертикально или горизонтально («кладем паркет»).

                                       

                                   Пальчиковые игры.

Игра «Ежик»

Цели. Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого.

Ход игры

Покажите малышам, как изобразить ежика, собрав пальцы рук в замок . Прочитайте стихотворение. (Во время чтения дети повторяют ваши движения.)

Ежик маленький замерз,   (Прижмите пальцы

ежик убрал иголки)

И в клубок свернулся.

Солнце ежика согрело —   (Выпрямите пальцы

ежик показал колючки)

Ежик развернулся!

Игру можно повторить несколько раз.

Игра «Птички»

Цели. Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого, развивать умение понимать речь.

Ход игры

Предложите малышам повторить ваши движения.

—  Вот птички летают, машут крылышками. (Скрестите руку на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти (помашите крыльями)

—  Приземлились птички, крылышки сложили. (Соедините ладони вместе.)

Давайте покормим птичек — насыплем им зернышек! (Сложите пальцы одной руки в щепоть и пошевелите ими

— Вот как птички зернышки клюют! (Легонько побарабаньте по столу согнутым указательным пальцем или несколькими пальцами, сложенными щепотью

—  Наелись птички и улетели.

(Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти.)

Игру можно повторить несколько раз.

Игра «Человечек»

Цели. Развивать движения кистей рук; учить подражать движениям взрослого; развивать умение понимать речь.

Ход игры

Предложите малышам поиграть. — Посмотрите, какой у меня человечек. Поставьте средний и указательный пальцы на стол или на пол.

— Человечек пошел погулять. Покажите, как шагает человечек.

Топ-топ-топ — топают ножки. Человечек идет по дорожке.

Игру можно повторять несколько раз.

Игра «Мы топали»

Цели. Развивать движения кистей рук; учить подражать движениям взрослого; развивать умение понимать речь.

Ход игры

Во время этой игры дети сидят на полу или на стульчиках за столом.

Предложите детям положить ладошки на стол (на колени) и прочитайте стихотворение:

Мы топали, мы топали, До тополя дотопали, До тополя дотопали, И ножки все оттопали!

Слушая стихотворение, дети поочередно хлопают правой и левой ладонями по столу (или по коленкам).

Предложите малышу продолжить «прогулку». Но теперь нужно двигаться быстрее (соответственно и стихотворение с каждым разом следует читать быстрее).

Игра «Спокойного сна!»

Цели. Развивать движения пальцев и кистей рук, учить подражать движениям взрослого.

Ход игры

Эту игру можно проводить перед сном. Сначала игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребенка по ходу чтения стихотворения.

Этот пальчик хочет спать,   (Загните мизинец.)

Этот пальчик лег в кровать,   (Загните безымянный палец.)

Этот рядом прикорнул,   (Загните средний палец.)

Этот пальчик уж заснул,   (Загните указательный палец.)

А другой давненько спит...   (Загните большой палец.)

Кто у нас еще шумит?   (Погрозите пальчиком

другой руки.)

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите!

Игра «Черепашка»

Цели. Развивать дифференцированные движения пальцев, учить подражать движениям взрослого.

Ход игры Эта игра проводится за столом или на ковре.

Покажите на стол или ковер и скажите: «Это песочек. Он теплый и сухой».

Изобразите, будто вы пересыпаете песок, и предложите детям повторить движения.

Положите на стол или на пол кулаки, прижатые друг к другу . Затем медленно начните передвигать кулаки вперед: «По песочку ползет маленькая черепашка. Она ползет медленно-медленно». Предложите детям повторить движение.

Затем прочитайте четверостишие:

Черепашка, черепашка

В панцире живет.

Высунет головку —   (Выставите вперед прямые

указательные пальцы, прижатые друг к другу.)

Обратно уберет.   (Спрячьте пальцы.)

Игру можно повторить несколько раз.

Игра «Замок»

Цели. Развивать движения пальцев и кистей рук, укреплять мышцы рук, учить подражать движениям взрослого.

Ход игры

Предложите малышам поиграть: «Давайте поиграем: Я буду показывать и рассказывать, а вы повторяйте за мной».

На двери висит замок.   (Соедините пальцы рук в «замок» Кто открыть его бы мог?

Мы замочком постучали,   (Постучите по столу

сомкнутыми в замок руками.)

Мы замочек повертели,     (Круговые движения

сомкнутыми руками.)

Мы замочек покрутили...   (Сначала покрутите сцепленными

в замок кистями, затем потяните руки в разные стороны.)

И открыли!   (Расцепите пальцы.)

Игру можно повторить несколько раз.

                                                                                                            Материал подготовила логопед

                                                                                                                        Голуб Н.Л.

                                                                                        Из книги «Развитие мелкой моторики рук».

                                                                                                                              Авт.Е.А. Янушко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние двигательной моторики в процессе трудового обучения на речевое развитие ребенка.

В данной статье говорится о том, как важно развивать тонкие движения пальцев рук. Хорошо развитые навыки мелкой моторики способствуют быстрому развитию самообслуживания детей, развитию речевой деятель...

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27209161","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (руч...

ВЛИЯНИЕ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.

РОЛЬ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИВ РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ  ДОШКОЛЬНИКОВ....

Сообщение на тему: " Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие умственно отсталых школьников"

Психологи констатируют развитие межполушарной специализации и улучшение межполушарного взаимодействия в результате систематического выполнения комплексов кинезиологических упражнений. Решая проблему п...

Презентация "Пальчиковый театр в речевом развитии детей"

Театр – это волшебный мир.  Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира  детей…” (Б. М. Теплов)...