картотека игр на развитие эмоций
картотека

Кожуренко Елена Валерьевна

картотека игр на развитие эмоций

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emotsii-kartoteka.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ  И УПРАЖНЕНИЯ  

ДЛЯ  ДЕТЕЙ  С  ЗАТРУДНЕНИЯМИ В ОБЩЕНИИ

        Обычно дошкольники очень общительны, жизнерадостны, оптимистичны. Они вполне способны обходиться без общества родителей, находя совместные занятия  и игры. Если ребенок с удовольствием включается в игры со сверстниками, принимает общие правила, не конфликтует, с интересом откликается на предложения познакомиться, то можно сказать, что он коммуникабелен и не испытывает трудностей во  взаимоотношениях с окружающими. Но как больно бывает видеть родителям, наблюдая за играми детей, что их ребенок часто стоит в стороне, робеет, не решаясь подойти к детям, пугается взрослых, недоверчив и застенчив. Ничуть не легче выслушивать жалобы детей и взрослых, что ваш ребенок все время дерется, обижает, спорит, мешает играть.

        Трудности во взаимоотношениях возникают нередко, это нормально, но родителям стоит обратить внимание на стойкие проявления замкнутости, конфликтности, обидчивости и эмоциональной неустойчивости у ребенка в общении. Почаще спрашивайте ребенка, с кем он дружит, в какие игры играет со сверстниками, кто ему нравится, с кем он не хочет дружить и почему. Насторожить могут и частые жалобы на то, что все во круг плохие, дерутся, обижают, не принимают в игры. Обычно дети могут договорится между собой, но иногда родителям следует помочь ребенку установить контакты с другими детьми. При этом конечно, не стоит предписывать, с кем ребенку общаться, а от кого держаться подальше. Задача родителей – ввести ребенка в мр сложных  человеческих отношений и чувств, показать, как можно преодолеть трудности в общении, не на словах, а на примерах из реальной жизни, сказках, историях. Ребенок должен чувствовать, что он не одинок в своем одиночестве и что иметь друзей - это здорово!

«НАЙДИ  ДРУГА»

        Упражнение выполняется  среди детей. Одной половине участников завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки.  Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

«СЕКРЕТ»

        Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т.д.), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, снедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать свой «секрет».

«РУКАВИЧКИ»

        Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются как можно быстрее раскрасить совершенно одинаково рукавички.

        Примечание: ведущий наблюдает, как организуют совместную  работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей поздравляют.

«ДРАКОН»

        Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник – «голова», последний – «хвост дракона». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело дракона» неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост» она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

«РЫЧИ,  ЛЕВ, РЫЧИ; СТУЧИ, ПОЕЗД, СТУЧИ»

        Ведущий говорит: «Все мы – львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание».

        «А кто может рычать еще громче?» Хорошо рычите, львы», Нужно попросить детей рычать как можно громче, изображая при этом львиную стойку.

        Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это – паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт; каждый слушает и подстраивается под соседей. «Паровоз» едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. «Машинист» на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.

«ДОТРОНЬСЯ   ДО…»

        Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до… синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел становится ведущим.

        Примечание: Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

«ДРУЖБА НАЧИНАЕТСЯ С УЛЫБКИ…»

        Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку (по очереди).

«ДОБРОЕ  ЖИВОТНОЕ»

        Участники встают в круг и берутся  за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» «А теперь подышим вместе!» Вдох все делают 2 шага вперед, выдох – все делают 2 шага назад (3 раза). «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

        «КОМПЛИМЕНТ»        

        Сидя   в  кругу, все берутся за руки. Гляди в глаза  соседу, надо сказать ему несколько  добрых  слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит:  «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Примечание:  Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.

        Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

«На что похоже настроение?»

        Участники игры по очереди говорят, на какое время, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнение лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает, какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что  плохая погода, дождь,  Хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

«Есть или нет?»

        Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий – в центре. Он объясняет задание, если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да!», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»

        Если в поле светлячки?

        Если в море рыбки?

        Если крылья у теленка?

        Есть ли ключ у поросенка?

        Есть ли гребень у горы?

        Есть ли двери у норы?

        Есть ли хвост у петуха?

        Есть ли ключ  у скрипки?

        Есть ли рифма у стиха?

        Есть ли в нем ошибки?

«Тень»

        Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибаются в стороны, кивает головой, машет руками  и т.д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом  расстоянии. Они – его тень и должны быстро и четко выполнять движения. Затем ведущий меняется.

«ЖИВАЯ  СКУЛЬПТУРА»

        Участники свободно стоят вместе. Ведущий предлагает одному ребенку  выйти и принять какую-нибудь позу, в которой ему удобно стоять. Следующего участника просят  присоединиться в том месте, где много свободного пространства, затем к ним уже в своей позе присоединяется

третий. Затем выходит из скульптуры первый и смотрит на общую композицию, а четвертый занимает любое пустое место в общей скульптуре и так далее. Тот, кто давно стоит, отходит, его место занимает следующий.

Примечание: Взрослый выполняет роль скульптора в течение всего упражнения, следит, чтобы участники не застаивались в общей скульптуре и выходя обязательно смотрели на общую композицию, отслеживая, на что она похожа.

«Запрещенное движение»

        Ведущий показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая запрещенное. Кто повторил, становится ведущим, прибавляя еще одно свое, запрещенное движение. Игра продолжается дальше.

Примечание: запрещенных движений может быть около 7.

«Прогулка  ПО  РУЧЬЮ»

        На полу мелом рисуется ручеек, извилистый, то широкий, то узкий, то мелкий, то глубокий. «Туристы» выстраиваются друг за другом в одну цепь, кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги  на ширину «ручья» в том месте, где их путь начинается, и медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам «ручья». Оступившийся попадает ногой в «ручей» и встает в конец цепи.

«ПЕРЕДАЙ  МЯЧИК»

        Сидя или стоя, играющие стараются  как можно быстрее передать мячик, не уронив. Можно в максимально быстром темпе бросать мячик соседям. Можно, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину, так передавать мяч. Кто уронил – выбывает.

        Примечание: можно упражнение усложнить, попросив детей закрыть глаза.

«ЗЕРКАЛО»

        Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы – «зеркала», другая разные «зверушки».

        «Зверушки» ходят мимо «зеркал», прыгают, строят рожицы – «зеркала» должны точно отражать движения и выражение «зверушек».

«ПОВОДЫРИ»

        Играющие разбиваются на пары. Один с  закрытыми глазами стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего, встает с закрытыми глазами. «Поводырь» сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, затем траектория и скорость движения увеличивается. Упражнение выполняется  5 минут, затем пары меняются  ролями.

«СИАМСКИЕ  БЛИЗНЕЦЫ»

        Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга  одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т.д.

        Примечание: чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой.

ИГРЫ  И УПРАЖНЕНИЯ  НА СНЯТИЕ СТРАХОВ  И ПОВЫШЕНИЕ  УВЕРЕННОСТИ  В  СЕБЕ

        

        Многие родители обеспокоены проявление страхов у детей. Одним детям страшно оставаться в темной комнате, другие не решаются съехать с горки, третьи в ужасе убегают от приближающейся собаки, цепенеют при виде паучка. Кто-то боится злой Бабы-Яги, волка, милиционера. Объекты детских страхов бесконечно разнообразны, их особенности находятсяв прямой зависимости от жизненного опыта ребенка, степени развития аоображения, эмоциональной стабильности, тревожности и неуверенности в себе.

        Надо отметить, что по своей сути страх, как и другие неприятные переживания (гнев, аффект, страдание и пр.), не является однозначно опасным и «вредным» для ребенка. Очень часто страх защищает ребенка от излишнего риска, уводит от опасности, регулирует и строит поведение. Детский страх – это обычное явление для психического развития ребенка. Не боящийся ничего слишком открытый  ребенок беззащитен перед лицом жизненных  ситуаций. «Типличные» же, гиперопекаемые дети, выходя  из привычной семейной среды, испытывают часто трудности в общении и поведении. Обычно страхов много у тех детей, чьт родители сами многого боятся, не уверены в жизни. Наглядынм примером тому служит образ гиперопекаемого, серхлюбимого, «смыслежизненнго» ребенка.

        Родители желали, ждали и любят своего ребенка. Однако они опасаются за его благополучие, жизнь, будущее. И вот сверхзаботливые родители завязывают своему чаду глазки: «Не надо  смотреть на все  это, это опасно, вдруг что-то увидишь и испугаешься. И ушки завяжем, чтобы ты не смог услышать грубости, несправделивости окружающего.  И ротик завяжем – не дай бог, что-то не то скажешь, тебя  обидят. Чтобы что-либо ты не натворил, не сделал, мы тебе ручки свяжем, зачем – мы за тебя все сделаем, а чтобы ты не пошел куда не стоит ходить, туда, где опасно и страшно, мы тебе и ножки свяжем, сами отведем тебя, куда надо. А самое главное – это твои чувства, мы не хотим, чтобы тебя обидели люди, мальчики или девочки, нам не нужно, чтобы ты, наш любимый ребеночек, переживал, огорчался, Мы завяжем тебе и сердце. Вот теперь ты в полной безопасности, ты не ошибаешься в жизни!»

        Ну и каково этому ребенку, как ему жить, как его воспринимают окружающие, что у него в душе? Кроме умного лобика да еще небольшой части тела, свободного у ребенка нет ничего. Задумайтесь, пожалуйста, любящие родители! Ребенок должен  многое видеть, слышать, чувствовать, проходить свой путь, сражаясь со своими страхами, учиться преодолевать проблемы, понимать себя и других.

        Всякий раз, когда это возможно, надо давать ребенку возможность действовать самому – это лучший способ избавиться от страхов. Ребенок должен понять, что родители не собираются перекладывать на его плечи заботу о его безопасности, они всегда будут о нем заботиться и защищать. Но в некоторых ситуациях со своим страхом он в состоянии справиться сам. Ваша задача – не подшучивать над детскими страхами, не усугублять их, загоняя в глубину детской души. Накопление  достаточного опыта и знаний, овладение методами саморегуляции позволяет ребенку справиться со своими страхами, быть уверенными в себе.

        А главное, поймите, что ваши личные страхи и опасения могут стать причиной страхов вашего ребенка. Так не бойтесь!

«НАРИСУЙ СВОЙ  СТРАХ, ПОБЕДИ  ЕГО»

        До упражнения желательно поговорить с ребенком «Чего ты боишься? Когда тебе бывает страшно? Было ли такое, когда ты сильно  испугался?» Затем ребенку предлагают нарисовать то,  чего он боится. Необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования еще раз поговорите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие – еще на более мелкие, помогите ребенку в этом. Когда «страх» рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребенку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда, затем с ребенком сходите и выбросите весь мусор – он вам не нужен, его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», и больше его никогда не будет.

Примечание: повторите упражнение через 1-2 недели. Посмотрите, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция), и делайте это до тех пор, пока не увидите недоуменное выражение лица ребенка в ответ на просьбу нарисовать свой страх.

«РАССКАЖИ СВОЙ  СТРАХ»

        В тесном кругу взрослый рассказывает о детских страхах: «А вот когда я был таким, как ты, то…» Затем задает вопросы: «А у вас было такое?» «А кто чего боится, расскажите!» Дети, по желанию рассказывают о ситуациях, когда им было страшно.

        Ведущий каждый раз просит поднять руку тех, у кого было похожее.

        Предостережение: следите, чтобы сюжеты были  не похожими, обговорите все возможные детские страхи: страхи темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых  сказочных героев и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоций в практике логопедического воздействия

Работа посвящена развитию эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста....

Тема доклада : Дидактические приёмы развития эмоций и накопление социального опыта у учащихся с нарушением интеллекта в процессе воспитательной деятельности

Ежедневно, готовясь к урокам, мы ставим задачи, которые должны или желаем достичь, решить. Не менее важна воспитательная задача, что мы желаем воспитать в детях? Умение сопереживать, сочувствова...

Тема доклада : Дидактические приёмы развития эмоций и накопление социального опыта у учащихся с нарушением интеллекта в процессе воспитательной деятельности

Ежедневно, готовясь к урокам, мы ставим задачи, которые должны или желаем достичь, решить. Не менее важна воспитательная задача, что мы желаем воспитать в детях? Умение сопереживать, сочувствова...

Учебно - методический материал: "Роль образовательного процесса в развитии эмоций воспитанников".

Данный учебно - методический материал может использоваться в качестве выступлений на методических объединений и педагогических советах. В данном выступлении расмотренны следующие вопросы: понятие эмоц...

Упражнения и игры на развитие эмоций

Игра «четыре стихии» Играющие сидя в кругу. Ведущий объясняет условия: «на слово «земля», все должны опустить руки вниз, на слово «вода» - вытянуть руки впере...

Картотека игр. Игры на развитие грамматической стороны речи Картотека игр на развитие лексической стороны речи

В данной картотеке собраны игры по развитию лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. Материал будет полезен практикующим логопедам,студентам,а также родителям....

Дидактические игры на развитие эмоций у детей дошкольного возраста с ОВЗ

В своей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) мы часто используем игры, сделанные своими руками. Наши дидактические игры созданы и адаптированы для детей, и...