Музыкальное развитие детей с ОВЗ в условиях семьи
консультация

Панчёха Элла Михайловна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnoe_razvitie_detey_s_ovz_v_usloviyah_semi.docx16.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное развитие детей с ОВЗ в условиях семьи

(консультация для родителей)

Подготовила: учитель музыки

Панчёха Элла Михайловна

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем образования является укрепление физического и психического здоровья подрастающего поколения. Немаловажную роль в этом играет искусство и, в частности, музыкальное искусство. Музыка является самым сильным средством воздействия на ребёнка, а её лечебный эффект доказан научно. Именно поэтому в оздоровительной работе с детьми младшего школьного возраста музыку необходимо использовать, как особенно эффективное средство в решении образовательных и коррекционных задач.

Возможности для приобщения детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья к музыке существуют не только в школе, но и в условиях семьи. Именно семья является гарантией эмоционального благополучия ребёнка, помогая ему познать окружающую социальную действительность, приобщить его к культуре всего человечества, культуре своего родного края. В уютной домашней обстановке ребенок с ограниченными возможностями здоровья чувствует от своих родных сочувствие, сопереживание, что, в свою очередь, гарантирует ему необходимую поддержку, обеспечивает готовность к сложным условиям современной жизни.

Музыка является «мостиком», который соединяет ребёнка с миром взрослых, позволяя ему ощутить себя как личность. С младенчества ребёнок воспринимает и впитывает от мамы мелодии народных попевок, потешек, особенности родного языка, по-разному реагируя на изменяющийся характер воспринимаемой музыки. Позднее музыка способна побудить ребёнка к творчеству, активизируя его воображение и фантазию.

Формы приобщения к музыке детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях семейного воспитания могут быть самыми разнообразными: это и семейные праздники, и посещение детских музыкальных театров, и создание своего домашнего театра, а также организация различных видов развлечений, таких как: игры-забавы, веселые конкурсы, музыкальные семейные вечера и т.д.

Семейный праздник – это одна из форм семейного досуга, которая составляет жизненный уклад семьи. К таким праздникам можно отнести дни рождения членов семьи, национальные праздники семьи, государственные календарные праздники. Композиция таких праздников должна быть хорошо продумана всеми членами семьи, так как именно она будет являться залогом хорошего настроения всех, кто в нём будет принимать участие.

Продумано должно быть всё: музыка, используемая для игр и танцев; забавы и игры, которые создадут эмоциональный подъём; призы и сувениры для виновников тожества, гостей и т.д. Одним из важных моментов семейных праздников должен стать сюрпризный момент, который взрослые могут подготовить без участия самого ребёнка. В программе семейного праздника может быть маленькое застолье с любимыми угощениями, а также небольшой концерт, подготовленный силами взрослых и детей.

Готовясь к семейному празднику, необходимо заранее продумать о музыке, которая будет звучать на всём его протяжении. Эта музыка должна быть доступна не только для детского восприятия, но и для её исполнения детьми как вместе с родителями, так и самостоятельно. И пусть это исполнение будет не очень высокого качества, зато её исполнит сам ребёнок, да ещё и со своими родителями или братьями и сёстрами. В этом случае праздник запомнится надолго!

Одной из эффективной формы приобщения детей с ограниченными возможностями к музыке может стать домашний театр. Особенностью организации такой формы является увлеченность самих родителей и их желание сделать жизнь своего ребёнка увлекательной и интересной, поможет детям развить их способности, расширить их кругозор.

Родителями в условиях создания домашнего театра могут использоваться разные его виды: кукольный театр, драматический театр, музыкальный театр и т.д. Самое главное – любой из театров должен помогать в удовлетворении потребностей ребенка в самовыражении, позволяя ему реализовать накопленный физический и эмоциональный опыт. Участие ребёнка в театре поможет ему снять напряжение, стресс, разрешить конфликтную ситуацию, поможет приобрести навыки поведения в социуме и т.д.

В домашнем театре можно использовать как имеющиеся дома игрушки, так и изготовленные куклы своими руками. К изготовлению кукол полезно привлекать самих детей. Сделанные собственными руками куклы, декорации для различных видов театра доставят ребенку много радости и удовлетворения от того, что он сделал это своими руками. Кроме того, ребёнок будет с удовольствием их использовать в своих играх, разыгрывая сюжет знакомых ему сказок, а также сочиняя эти сказки сам.

Детям очень нравиться самим перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектакле и т.д. И в этом родители могут им помочь, активно поддерживая их инициативу, изготавливая импровизированные костюмы, участвуя в этих мини спектаклях в качестве рассказчика или в качестве одного или даже нескольких персонажей. Подготовленные заранее маленькие представления, дети вместе с родителями могут показать своим гостям во время семейных праздников.

Приобщая детей с ограниченными возможностями здоровья к музыке, родители могут стать инициаторами организации таких форм, как игры-забавы, музыкальные конкурсы, подвижные игры под пение, игры-драматизации, пантомимы под музыку, а также послушать с детьми музыкальные сказки, радио- и телепередачи и др. Для осуществления этой интересной работы в семье необходимо создавать соответствующую музыкальную среду, которая предполагает обязательное наличие домашней музыкальной фонотеки, музыкальных инструментов.

Взрослым необходимо помнить о том, что музыка, которую они хотят использовать в общении с детьми, должна быть доступной для их восприятия, ценной в художественном отношении, воспитывая и развивая у ребёнка нравственно-эстетические чувства, способствуя первоначальному формированию основ его музыкального вкуса. Необходимо помнить о том, что для общения ребёнка с музыкой следует отводить удобное время в режиме дня. Именно взрослый в этом процессе выполняет ведущую роль.

Источником новой информации, разнообразных впечатлений, которые дети отражают в своей музыкальной деятельности, музыкальных играх являются радио- и телепередачи. Именно они предлагают ребёнку различные модели поведения, что особенности важно для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти впечатления – мощный стимул и для развития творческих проявлений ребенка.

Для того, чтобы эта работа велась успешно, необходимо тесное взаимодействие семьи и педагогов, построенное на принципах взаимодействия и взаимодополнения. Благодаря этому взаимодействию родители, обогащая свои собственные представления о формах семейного музыкального развития, будут эффективно осуществлять музыкально-эстетическое развитие своего ребёнка в домашних условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование музыкально-дидактических пособий для музыкального развития детей дошкольного возраста"

В презентации освещены вопросы необходимости использования музыкально-дидактических пособий, вследствии чего развивается общая музыкальность  ребёнка, его творческие способности. Предложены назва...

Музыкально-дидактический материал по музыкальному развитию детей.

Материал представлен ввиде авторских разработок по разделу"Музыкальное развитие детей дошкольного возраста"...

Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ в условиях семьи

Предлагаются образцы игр для развития поамяти, внимания, мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста...

Рабочая программа музыкального руководителя детского сада. Модуль «Музыкальное развитие детей 5–6 лет» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федер...

Презентация проекта музыкального руководителя Волковой О.Н. «Организация музыкального воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольного образования» на XIV Ярмарке социально-педагогических инноваций

Презентация проекта музыкального руководителя Волковой О.Н.«Организация   музыкального  воспитания  детей  с  ОВЗ в  условиях  дошкольного  обра...

Консультация «Музыкальное воспитание детей с ОВЗ в условиях семьи»

Возможности для приобщения ребенка с проблемами в развитии к музыке имеются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Известно, что социальная ориентация таких детей напрямую зависит от того ми...