Коррекция слоговой структуры у детей дошкольного возраста.
консультация

Байкалова Елена Сергеевна

Нарушение формирования ритма у детей в дальнейшем ведет к нарушениям слоговой структуры слова. Консультация простыми и доступными словами рассказывает родителям о том, как они могут формировать ритмичность у детей, на что следует обратить пристальное внимание и что должно послужить поводом обратиться к логопеду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция слоговой структуры у детей дошкольного возраста.

Выступление для родителей.

С каждым годом в речевые группы нашего детского сада поступает все больше неговорящих детей. У таких деток в возрасте 3-х – 5-ти лет речь находится на уровне  ребенка второго года жизни. Дети общаются при помощи лепетных слов: би-би, ав-ав; у них отсутствует речь в виде нескольких связанных между собой слов (фраза). Такие дети хотят общаться, но в контакт зачастую вступают невербально, без слов. пользуясь жестами (например, показывая, что они  хотят получить), мимикой (улыбаются в ответ на приветствие взрослого). Иногда родители ждут, что ребенок заговорит сам, но чем раньше ребенок приходит к логопеду, тем эффективнее будет результат работы с ним. Пришедшие в 3 года в речевую группу дети к школе практически ничем не отличаются от нормотипично развивающихся сверстников. Конечно, за эти стоит колоссальная работа логопеда, но роль родителей также очень важна.

Сегодня я расскажу вам о том, что значит ритм в развитии речи малыша и почему он так важен, как родители могут развивать ритмичность у детей. Ритм – это равномерное чередование каких-либо элементов. В человеке ритмичность заложена самой природой: мы живем, подчиняясь смене дня и ночи, времен года.

У детей ритмы формируются из маминых песен и укачивания. Поэтому детей необходимо носить на руках, качать, петь. Если вы качаете, пропеваете потешки, играя с младенцем - вы уже формируете чувство ритма у младенца, закладываете основу правильной речи. Каждое наше слово и высказывание имеет ритм. Ритм формируют ударные и безударные гласные звуки. Попробуйте поиграть в игру с детьми: загадайте слово из определенной тематической группы, например, «продукты» и ритмично, сохраняя ударение,  произнесите только гласные звуки: а а О. А теперь, только согласные: млк. Легче узнается ритмизированное слово.

Нарушение формирования ритма у детей в дальнейшем ведет к нарушениям слоговой структуры слова. Ребятишки пропускают слоги (сковорода –сковода), уподобляют слоги (бегемот – бебемот), переставляют слоги и звуки (пакет – капет). Кроме того, развитие ритмичности способствует общему психическому развитию детей и облегчает в дальнейшем школьное обучение ребенка, ведь смена уроков и перемен по сути дела – тоже ритм.

Что я могу посоветовать вам, родителям для развития ритма делать  дома:

  1. Использование простых стихотворений для развития речи ребенка.

В них есть ритм – стихотворный размер, повторяемые элементы – рифмы. Дети любят повторяемость. Может вы замечали, что если у ребенка появляется любимое стихотворение или песенка, то он готов слушать ее много-много раз.

Как заучивать стихи с детьми?
Первый этап – знакомство с текстом. Здесь главное, чтобы текст стал узнаваемым, «своим». Если ребенок еще мал или пока не говорит, то достигнута ли эта цель. можно увидеть по эмоциональной реакции ребенка: он улыбается, прислушивается, несет соответствующую книжку или игрушку. Иногда дети пытаются повторить слова или слоги вслед за взрослым, это нужно поощрять и поддерживать.

Второй этап – вовлечение ребенка в повторении стихотворения. Для этого взрослый делает паузы, пропуская слова или части текста. Таким образом он дает ребенку возможность сказать пропущенное слово самому. Сначала слово, затем целую строчку, песенку.

Какие стихи взять для малышей? Конечно, это русские народные потешки, стихи Барто, Чуковского – в них правильные сочетания ритмов, доступная для понимания детей лексика.

  1. Использование песенок и песенок в сочетании с ритмичными движениями. Движения позволяют лучше запомнить текст песенки, музыка задает ритм, ребенку легче научиться повторять слова, сохраняя их рисунок – чередование ударных и безударных слогов.

Очень хороши для детей песенки Железновых.

Ребенок. Который начинает говорить, сторит свою речь из простых слов: мама, папа, баба, биби. Чем похожи эти слова? Они состоят из определенного чередования согласных и гласных. Затем дети учатся говорить более длинные слова: машина, молоко, собака. Чем похожи эти слова? Согласные чередуются с гласными. Все рускоговорящие логопеды пользуются определенной последовательностью слов от простых к сложным. Самые сложные слова – длинные, с согласными, которые идут подряд, без перемежения с гласными звуками.

Ребенок, начинающий говорить не может произнести, например, слово «автобус», произносительные навыки малы. Надо, чтобы вы понимали эту закономерность, не требуя сразу произнесения сложных слов, но подтягивая речь ребенка от более простых слов к более сложным, на следующую ступеньку.

Для этого можно использовать прием проговаривания слов с захватами или хлопками.

Предлагаю вам сейчас проиграть упражнения с картинным материалом:

2 человека помощника.

- Назовем картинки с захватами, сначала я, потом вместе: тык-ва, коф-та, банка, лам-па;

- Споем про эти картинки песенку; - ВКЛЮЧИТЬ ЗНАЧОК ЗВУКА.

- Выбирайте себе картинку, поем по очереди по  строчке про свою картинку;

Таким образом с помощью опоры на ритм музыки многократно повторяем слома определенной слоговой структуры и ритма.

Благодарю за внимание. Надеюсь информация была для вас интересна и полезна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование авторского дидактического материала "Разноцветные пуговки" для развития и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста.

Использование авторского дидактического материала "Разноцветные пуговки" для развития и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста....

Аннотация к рабочей программе " Коррекция ОНР III уровня детей дошкольного возраста (5-6 лет)"

Аннотация к рабочей программе" Коррекция ОНР III уровня детей дошкольного возраста (5-6 лет)"...

Песочная терапия как инновационная форма работы учителя - логопеда в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

В данном материале представлены упражнения песочной терапии и их значение для коррекции речевых нарушений  у  детей дошкольного  возраста....

Статья "Дидактические игры и упражнения в коррекции фонематических нарушений у детей дошкольного возраста"

В статье предложены игры и упражнения для развития фонематических функций у детей дошкольного возраста"...

Нарушение слоговой стркутуры у детей дошкольного возраста

Рекомендации родителям по предупреждению или устранению нарушений звуко-слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста...