Речевое развитие детей в норме
консультация
1. Представлены нормы речевого развития детей дошкольного возраста
2. Занимательные картинки для развития речи детей 5-7 лет
3. Консультация для родителей будущих первоклассников "Речевая готовность ребёнка к школе" с практическим материалом по развитию речи (ПРИЛОЖЕНИЕ)
4. Презентация "Развиваемся, отдыхая, или Как не скучать с ребёнком летом" (советы и занимательные упражнения для детей старшего дошкольного возраста)
https://docs.google.com/presentation/d/1w0Cgpoi7Et...
5. Консультация "Артикуляционная гимнастика дома" с приложением "Артикуляцинная гимнастика в картинках"
6. Презентация "Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков"
https://disk.yandex.ru/client/disk?idApp=client&di...Артикуляционная%20гимнастика%20свистящих%20звуков%20(с%2C%20з%2C%20ц).mp4
7. Презентация "Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков"
https://disk.yandex.ru/client/disk?idApp=client&di...Артикуляционная%20гимнастика%20для%20шипящих%20звуков%20(ш%2C%20ж%2C%20щ%2C%20ч)%20(1).mp4
8. Рекомендации логопеда для родителей будущих первоклассников на летний период, июнь 2025 г.
9. Консультация для родителей "Что такое логопедическое обследование", август 2025 г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Речевое развитие детей 2-3 лет
Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»
Звукопроизношение. В речи ребенка третьего года жизни должны появиться звуки [с’], [л’], [й’], а также, [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т] (и их мягкие пары), все гласные. Однако произношение многих звуков еще далеко от совершенства, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, так как подвижность мышц языка и губ еще недостаточно развита. Многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими для произношения. Так, шипящие звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’] малыш нередко заменяет мягкими свистящими: «сяпка» (шапка), «зюк» (жук), «цяйник» (чайник), «сенок» (щенок). Иногда вместо звука [ч’] ребенок может произносить [т’]: «тясы» (часы). Некоторые дети в этом возрасте заменяют шипящие звуки твердыми свистящими: «сапка» вместо шапка; твердые свистящие- мягкими свистящими: «сянки» (санки), «зяйка» (зайка). Согласные [р], [р’], [л] отсутствуют или заменяются звуками [л'], [й]: «ыба» (рыба), «гия» (гиря), «ябоко» (яблоко), «двель» (дверь), «голюби» (голуби), «мей» (мел).
Словарный запас. Быстро пополняется пассивный и активный словарь ребенка: к 2 годам он достигает, примерно, 300 слов, а к 3 годам – до 1000 слов. Кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет простые словесные поручения.
Фразовая речь. Специалисты единодушны в том, что к 2 годам у малыша уже должна сформироваться фразовая речь. Пускай фразы пока не всегда понятны и состоят из двух слов, часто лепетных. Например: МАМА, ПИ (мама, я хочу пить). ДЁ УЯТЬ (идем гулять). Главное - появилась фраза (предложение). А вот предложения трехлетних детей становятся сложными, с союзами «потому что», «или», «чтобы». И, хотя в их речи еще много неверного употребления окончаний («Смотри, как много мячов!»), суффиксов («У меня есть куклочка»), согласований («Это мой кукла!»), ударений («Ложка лежит на стОле»), постепенно их становится все меньше, они приобретают случайный характер и исчезают приблизительно в 5-6 лет.
Предварительный просмотр:
Речевое развитие детей 3-4 лет
Четвертый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?». В этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребенка к языку.
Звукопроизношение (см. «Речевое развитие детей 2-3 лет»). Ребенок четвертого года жизни правильно произносит свистящие звуки [с], [з] и [ц]. В этом возрасте он еще не всегда может верно произнести шипящие звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’] и часто заменяет их свистящими [с], [з], [ц]: «каса» (каша), «нозык» (ножик), «клюц» (ключ). Сонорные [р], [р’], [л] малыш может заменять звуком [л’], реже [й]: «лябота» (работа), «лека» (река), «лямпа» (лампа), «каяндас» (карандаш), «устай» (устал).
Слоговая структура слова. В некоторых словах ребенок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например, он может произнести слово автомобиль как «амабиль», магазин как «гамазин», чемодан как «чедоман», температура как «тематура» и т.д. Но это относится к словам сложной слоговой структуры, к длинным и новым словам.
Словарный запас. К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш), наречия (холодно, вкусно), появляются числительные (один, два). Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый), то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост).
Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «хОлодная вода», «бОлит рука».
Фразовая речь. Усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко, говорил: «Дай яблоко», то теперь эту фразу он может произнести и так: «Дай мне большое (маленькое или красное) яблоко», то есть указать величину или цвет предмета. Тем не менее, ребенок не всегда может связно и понятно рассказать, что он видел на улице.
Предварительный просмотр:
Речевое развитие детей 4-5 лет
На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче.
Звукопроизношение. Дети данного возраста овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. Так, например, ребенок правильно произнесет звук [р] в слове сарай и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л]: клыша. В норме пятилетние дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений.
Интонация, высота, сила голоса. Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.
Формирование навыков звукового анализа. Новообразованием пятого года жизни становится возможность узнавать звук в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа.
Словарный запас. Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с взрослыми, так и с детьми. Если пятилетний ребенок не знает, как назвать тот или иной предмет, то он, стремясь найти подходящее слово, создает свои слова. К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» приводит такие примеры словотворчества детей: огонята (маленький огонь), сердитки (морщинки), обувало, ползук (червяк), мазелин (вазелин), цепля (петля). Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи. В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка).
Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «холодная вода», «болит рука».
Связная речь. Дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Свои ответы ребенок пятого года жизни строит из 2—3 и более фраз все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Предварительный просмотр:
Речевое развитие детей 5-6 лет
Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха — важнейшие моменты в подготовке детей к школе.
Звукопроизношение. К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений. Так происходит далеко не всегда. У части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные или с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием фонематического слуха. Внимание родителям! Срочно обращайтесь к специалистам-логопедам, чтобы они установили причину неправильного звукопроизношения и составили программу исправления нарушенных звуков.
Интонация, высота, сила голоса. Большинство детей может произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания (вопрос, восклицание). К пяти годам нужно нормализовать темп речи. Нежелателен как убыстренный темп речи, приводящий к неотчетливому, неряшливому проговариванию со смазанной артикуляцией, так и замедленный, создающий трудности в общении.
Формирование навыков звукового анализа. При соответствующем обучении ребенок овладевает не только определением позиции звука в слове (начало, середина, конец слова), но и устанавливает точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. Это является необходимой предпосылкой обучения грамоте.
Словарный запас. После пяти лет словарный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было, примерно, сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.
Грамматический строй речи. Дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее, могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу - хочут), в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево — дерева, карандаши — нет карандашов) и так далее.
Связная речь. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был.
Предварительный просмотр:
Речевое развитие детей 6-7 лет
В этом возрасте завершается дошкольный период развития ребенка, основным результатом которого является готовность к систематическому обучению.
Звукопроизношение. К шести годам звукопроизношение у детей вполне нормализовалось, и работа идет по улучшению дикции, то есть умения правильно пользоваться звуками в потоке речи.
Фонематический слух. Шестилетние дети четко различают на слух все звуки родного языка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие. Неумение различать пары звуков по глухости-звонкости свидетельствует чаще всего о недостатках физического слуха. По мнению выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского, «хороший, ясный выговор слова такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков - вот главные основания правописания».
Формирование навыков звукового анализа. Получает свое развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове. Надо отметить, что без участия взрослых эти очень нужные умения могут совсем не сформироваться.
Словарный запас. Словарь дошкольников шести-семи лет достаточно велик и уже не поддается точному учету, тем более существует большой разрыв в количественном отношении у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом, очень осведомленные в разных областях знаний, и дети, чей словарь очень беден и ограничивается бытовой тематикой.
Грамматический строй. Практической грамматикой дошкольники уже овладели, ошибки могут оставаться в употреблении форм, являющихся исключениями: некоторые глагольные формы спряжений (ехать — ехают); несклоняемые существительные (в пальте) и другие речевые ошибки, характерные не только для дошкольников, но встречающиеся и в речи взрослых людей, так как являются объективно трудными для усвоения формами.
Связная речь. На вопросы отвечает развернутыми фразами, пользуется сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Он может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Ребенок может фантазировать, сочинять сказки.

Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников на летний период
Наступило долгожданное лето – пора отпусков, беззаботного детского отдыха. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные и автоматизированные звуки, выученные стихи и т.д.) за летний период могут как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.
Для того, чтобы совместная с учителем-логопедом работа за летний период не пропала, предлагаю вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, но и в любой другой обстановке: во время прогулки, поездки, похода по магазинам и т.д.
Упражнения для автоматизации звуков
- Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного
произношения, иначе проделанная за учебный год работа может пойти насмарку: "недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из детской речи), тогда необходимо будет занятия с логопедом начинать заново.
- Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова, поправляйте речь
ребёнка спокойно, без раздражения, произнося слово верно. Главное, обратить внимание на неверное произношение! Повторяйте периодически заученные в течение года чистоговорки, стихотворения, скороговорки на разные звуки.
Упражнения для развития фонематических процессов
- Определение места звука в слове (Придумать как можно больше слов с заданным звуком в начале слова, середине и конце слова.)
- Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4 звук?)
- Придумывание слов с определённым количеством звуков.
- Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно
произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а»?).
- Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук
надо добавить к лову «рот», чтобы получилось новое слово «крот»? Крот-
грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).
- Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-
либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)
- Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых 4-5 звуков.
- Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на
3-ем месте. (Например, звук Ш: Шуба, уши, кошка.)
- Составление слов различной звуко-слоговой структуры из букв
разрезной азбуки (Составь /сложи из букв слова: сам, нос, рама, шуба, стол, волк. и т.д.)
Упражнения для развития слогового анализа и синтеза
- Определение количества слогов в слове и их последовательности.
(Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?)
- Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов.
- Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё
место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).
- Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно
произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).
- Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове.
(Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2, 3, 4-сложных слов - в другое).
- Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
- Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных).
Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи
- Упражнения на изменение слов по числам, падежам (один сад, а много…
сады, гулял где за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)
- Упражнения на образование новых слов (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.): стол-столик, изба-избушка.
- Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а большая …,
- Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …
- Назови детенышей животных: у медведицы – медвежата, у коровы -
…, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.
- Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха
(какая шуба?) и т.д.
- У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
- Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -…
и т.д.
Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка
- Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте
внимание на редко встречающиеся, новые слова, объясняйте смысл малознакомых слов.
- Сочиняйте стихи, рифмы (кошка-окошко, лягушка-подушка, мишка-шишка
и т.д.).
- Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
- Игра в слова (можно с мячом): «Назови все свои игрушки», «Придумай слова, которые обозначают транспорт», «Назови цвета», «Какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну, яблоко, лису и т.д.», «Вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»
- Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык,
короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.
Упражнения на развитие связной речи
- Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
- Вызывать у него желание о чём-то рассказывать (об «увиденном» и «прожитом» за день).
- Расспрашивайте о важных для него событиях.
- Внимательно слушайте ребёнка и помогайте логически и связно
выстраивать его сбивчивый рассказ, задавая вопросы по содержанию.
- Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда
давайте возможность выговориться.
- Начните предложение, а ребёнок пусть сам его закончит, подбирая разные
варианты (Например, «Я хочу в школу, потому что….», Если будет дождь, то…»
- Упражнения для формирования связной речи: описание предметов,
рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений по заданным словам и т.д.
А ещё лепите, раскрашивайте, штрихуйте, рисуйте по клеточкам, пишите, вырезайте ножницами.
Наслаждайтесь полезным общением с ребёнком!
Успехов в учёбе!
С уважением
Учитель-логопед Цивилёва В.В.
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
В НАЧАЛЕ УЧЕБНОГО ГОДА»
В соответствии с требованиями ФОП ДО в Программу коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда включены несколько взаимосвязанных направлений, одно из которых это диагностическая работа. Диагностическая работа способствует своевременному выявлению детей с речевыми нарушениями, проведению их обследования, определению возможностей общения со сверстниками и взрослыми.
Ориентировочный этап – основным содержанием является сбор кратких анамнестических данных, изучение медицинской и педагогической документации; выяснение запроса родителей, педагогов, выявление данных об индивидуальных особенностях ребёнка;
Диагностический этап – получение данных о состоянии речевой деятельности ребёнка; в ходе логопедического обследования рассматриваются следующие показатели: сформированность артикуляционной моторики, звукопроизношения, фонематического восприятия, звуко-слоговой структуры слова, словообразования, грамматического строя речи, связной речи; даётся логопедическое заключение;
Аналитико-оценочный этап – после логопедического обследования планируется коррекционно-развивающая работа с ребёнком.
Определение состояния речевого развития детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная к школе группы) проводится учителем-логопедом
в начале учебного года, с 1 по 15 сентября. Диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком. Полученные результаты вносятся
в Речевую карту дошкольника. Заполнение речевых карт заканчивается к концу сентября.
Полученные данные диагностики учитель-логопед использует для дальнейшего планирования коррекционно-развивающей работы и составления планов индивидуальной работы (индивидуальные образовательные маршруты) с детьми с ОВЗ; для корректировки образовательных задач с учетом достижений ребёнка в освоении образовательной программы ДОУ. Учитель-логопед оказывает логопедическую помощь воспитанникам ДОУ, имеющим нарушения звукопроизношения, фонетические нарушения и трудности в освоении образовательной программы ДОУ.
Диагностический инструментарий для обследования:
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста - М. : Гном-Пресс, 2000
- Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. Издательство: Феникс, 2016 г. -45 с.
- Иншакова О. Б. «Альбом для логопеда». – М.: ВЛАДОС, 2015. – 280с.
Таким образом, диагностика, это важный этап в работе учителя-логопеда. По результатам диагностики и на основании логопедического заключения в течение учебного года учитель-логопед проводит коррекционно-развивающую работу с ребёнком, учитывая возрастные, индивидуальные особенности, структуру речевого дефекта, а также его образовательные достижения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные нормы речевого развития детей.
Мы все с огромным нетерпением ожидаем первого слова своего малыша. И это понятно - появление речи один из важнейших показателей нормального психического развития ребёнка. И вот первое слово уже сказан...

Нормы речевого развития детей 2-3 и 3-4 лет
Нормы речевого развития детей младшего дошкольного возраста...

Нормы речевого развития детей дошкольного возраста
Представляет интерес для родителей дошкольников....

Нормы речевого развития детей 2-3 лет
Презентация представляет интерес для родителей и педагогов ДОУ....

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ОТ 3-Х ДО 6 ЛЕТ В НОРМЕ.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...

В копилку родителям. Нормы речевого развития детей
Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей обладает еще в дошкольном возрасте. Одн...









