Родительское собрание по теме Приемы и методы снятия агрессии у подростков.
методическая разработка

Шмидт Ольга Васильевна

Родительское собрание  по теме Приемы и методы снятия агрессии у подростков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

по теме Жизненные цели подростков. Профилактика подростковой агрессии.

        

Растут дети, а вместе с их взрослением растет не только радость от их успехов, но и проблемы.

Дети попадают в дурную компанию или секту, страдают вредными привычками, перестают понимать родных и близких людей.

В свою очередь, родители, испугавшись изменений в собственном ребенке, перестают понимать, срываются на брань и крик, физическую расправу, которая лишь усугубляет процесс отчуждения и разлада.

Почему так происходит? Часто потому, что все усилия семьи направлены только на удовлетворение материальных потребностей ребенка, сохранение его физического здоровья. Его мечты и планы, жизненные цели часто семье неведомы и для нее несущественны.

В связи с этим хочется привести небольшую притчу.

Король узнает, что его сын женится. Он возмущен, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим подданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос?»

Часто родители, пытаясь помочь, натыкаются на агрессию со стороны ребёнка.

Агрессия рассматривается как любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения (Бэрон Р., Ричардсон Д., 1977).

 Агрессивные подростки как правило:

  • Импульсивны,
  • Раздражительны,
  • Вспыльчивы,

 что затрудняет их общение с окружающими и создает значительные трудности с точки зрения их воспитания.

        Агрессия может использоваться в нескольких целях:

- привлечение к себе внимания,

- как достижение какой – либо цели, например, борьба за первенство (инструментальная агрессия)

- получение удовольствия от агрессивных действий. Агрессия как самоцель (враждебная агрессия).

        Но нужно различать самоуверенное энергичное поведение, направленное на достижение поставленной цели, и поведение, единственная цель которого причинить боль, навредить или разрушить.

        Агрессивная реакция – это реакция борьбы. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, возникает при попытке ребенка изменить положение вещей.

        Часто агрессия носит защитный характер, за которой скрывается страх и тревога.

                          Виды агрессивных действий:

  1. физическая агрессия (нападение),
  2. косвенная агрессия (сплетни, взрывы злости, крики),
  3. склонность к раздражению (готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении),
  4. негативизм (оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы),                                                  
  5. обида (зависть и ненависть к окружающим за их поступки).
  6. подозрительность,
  7. вербальная агрессия (выражение негативных чувств в словесной форме).

                            Признаки подростковой агрессии:

  1. высокая аффективная заряженность поведенческих реакций,
  2. импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию
  3. кратковременность реакций с критическим выходом,
  4. низкий уровень стимуляции,
  5. недифференцированная направленность реагирования
  6. высокий уровень готовности к агрессии.

              Формы проявления агрессии.

Формы агрессии

примеры

  • физическая – активная прямая,
  • физическая – активная непрямая,
  • физическая – пассивная прямая,
  • физическая – пассивная  непрямая,
  • вербальная – активная прямая,
  • вербальная – активная непрямая,
  • вербальная – пассивная прямая,
  • вербальная – пассивная непрямая.

  • Избиение, ранение оружием,
  • Закладывание мин и ловушек,
  • Стремление физически не позволить что-то сделать (сидячая демонстрация),
  • Отказ от выполнения необходимых задач (освободить проход),
  • Словесное оскорбление, унижение,
  • Распространение сплетен и клеветы,
  • Бойкот,
  • Отказ от пояснений.

        

        

        Одной из наиболее распространенных причин возникновения агрессии в поведении подростка является жестокое подавление его стремления к самостоятельности со стороны взрослых.

        Стратегии, которые приводят к возникновению противоборства между родителями и подростками:

  • Поощрения и взятки («У тебя будут дополнительные деньги на расходы, если…», «Если ты будешь вести себя хорошо, я отпущу тебя на дискотеку»).
  • Контроль («В конце недели я подойду к классному руководителю и проверю твои оценки»).
  • Наказание («Всю следующую неделю ты будешь сидеть дома»)
  • Распоряжения («В течение ближайшего часа ты будешь делать свою домашнюю работу»).

Пока наши дети еще рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие цели они перед собой ставят, насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не разочароваться и не потерять себя в жизни.

Мы провели с ребятами небольшой тест «Вверх по лестнице жизни». Им было предложено написать значимые для них события в жизни по годам.  и написать их цели на будущее.

В ходе диагностики было выявлено, что некоторые дети до сих пор очень сильно переживают о некоторых совершенных действиях в прошлом, о неудачах.  Так как считают эти события значимыми в их жизни.

Некоторые дети очень привязаны к своей семье, пишут о братьях и сестрах больше, чем о себе. В данном случае вполне вероятно наличие небольшого чувства ревности, так как дети например пишут не о своём дне рождения, а о дне рождения брата или сестры.

Многие дети ставят перед собой вполне выполнимые цели на будущее. Несколько детей пока ещё не готовы сказать чётко, кем они хотят стать.

Поэтому ещё необходимо беседовать с детьми о их планах, некоторым нужна очень ваша помощь.

 «Кактус»

Так же мы провели диагностику наличия агрессивности по специфическим графическим деталям изображения. Детям предлагается следующая инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус такой, какой ты себе представляешь». Рисунки детей оцениваются по следующим параметрам: наличие колючек у цветка, характер рисования колючек. На основании, полученных данных так же можно выделить три уровня агрессии, которые представлены в

Уровни и критерии агрессивности по методике «Кактус»

Название уровня

Критерии

Высокий уровень

Длинные, торчащие в разные стороны иголки. Иголки прорисованы тщательно. Большое количество иголок. Наличие ответвлений. Несколько кактусов.

Средний уровень

Умеренное количество иголок, иголки в рисунке присутствуют, но не прорисованы. Большее место на рисунке занимает ствол растения или другие элементы рисунка.  Оживление цветка (нарисованы глаза, рот)

Низкий уровень

Отсутствие колючек у кактуса.

Чтобы ликвидировать агрессию, необходимо начать с устранения перегибов в воспитании. Избавиться от лишней жестокости или вседозволенности, а главное быть последовательным, чтобы не получилось так, что сегодня наказывают за то, на что вчера и внимания не обращали.

Другое:

Питание

Одежда

водоёмы

Гепатит А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на снятие агрессии у детей

Несколько игрНесколько игр, помогающих снижать уровень агрессивности у ребенка....

Протокол родительского собрания.Тема: «Причины и последствия детской агрессии.».

Протокол родительского собранияПротокол № 4  родительского собрания класса   4 «Б»                          ...

Методическая разработка на тему: «Приемы и методы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Цель:  формирование функциональной грамотности у обучающихся  на уроках русского языка и литературы.Задачи:1.      Поделиться опытом работы  применения  ме...

Мероприятие, посвященное Неделе функциональной грамотности на тему «Приемы и методы работы с текстом на уроках английского языка»

Расширить познания в области создания обучающего пространства для формирования и совершенствования читательской грамотности, как важнейшего фактора успешности учебного занятия. Владеть разными видами ...

Тест по теме «Технологии и методы снятия интеллектуального и психоэмоционального напряжения на уроках и во внеурочной деятельности»

Данный тест предназначен для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений. Тест предполагает знание учащимися технологий и методов снятия интеллектуального и психоэмоционального напряж...