Методы взаимодействия учителя-логопеда и родителей в современных условиях
консультация

Ткаченко Людмила Анатольевна

 

"Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей.

Именно родители должны стать нашими помощниками,

союзниками, участниками единого педагогического

процесса, коллегами в деле воспитания детей"  

В. А. Сухомлинский
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 39b8a2db65b3ae9b46782be7de43f0a3.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Методы взаимодействия учителя-логопеда и родителей в современных условиях»

"Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей.

Именно родители должны стать нашими помощниками,

союзниками, участниками единого педагогического

процесса, коллегами в деле воспитания детей"  

В. А. Сухомлинский

    Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в образовательных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников образовательных учреждений, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе и процессе обучения. Невозможно решить задачу улучшения качества детской речи, если их ближайшее окружение не благополучно или недостаточно благоприятно для формирования культуры речевого общения, если оно не стимулирует речевое общение и недостаточно заинтересовано в этом.  Работа с родителями – это одна из сложных сторон деятельности учителя - логопеда, ведь со всеми родителями надо уметь находить контакт, включить их в совместный коррекционный процесс и создать единое речевое пространство.

    Как показывает практика, родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности и от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком. Также часть педагогов недооценивают важность жизнедеятельности ребёнка  в семье и затрудняются в исполнении этого значимого фактора в коррекционной работе. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает учителя - логопеда возможности быть достаточно информированным о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.

  Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений. 

    Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. И очень важно, чтобы это общение, с самого раннего возраста, было грамотным – логичным, последовательным, доступным по возрасту. Помочь родителям и раскрыть особенности такого общению и является основной задачей учителя - логопеда. Но не нужно забывать и о детях младшего школьного возраста и их родителях, которые тоже нуждаются в логопедической помощи.

   В современных условиях актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Формы работы с семьей многогранны. Для этого используются различные формы и методы работы с родителями, как традиционные, так и нетрадиционные.

  Среди современных форм работы логопеда с родителями по преодолению речевых недостатков у детей выделяются:

Родительские собрания.

     Данный вид взаимодействия остаётся актуальным и сегодня. Они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс воспитания детей. Родительские собрания могут быть организованы, например, в форме «круглого стола» или «логопедической гостиной» и т.д.

Консультации.

    Предполагают теоретическое и практическое знакомство родителей на определённую тему.

Письменная консультация. Возможность познакомить родителей с большим количеством теоретического и практического материала. В письменной форме даются родителям рекомендации по постановке звуков, практические задания для автоматизации поставленных звуков.

Индивидуальная консультация. Обсуждение успехов и достижений ребёнка в преодолении речевых проблем.

Беседа.

    Одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Цель беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу. Её особенность - активное участие логопеда и родителей. Беседа может быть, как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.

Тестирование и анкетирование.

   Эти методы позволяют выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей, а для учителя - логопеда организовывать свою работу более эффективно, в соответствии с потребностями родителей.

Родительские пятиминутки (индивидуальные).

   Кратковременная личная консультация. Родители на практике получают консультации, как выполнить то или иное артикуляционное упражнение.

Ведение домашних тетрадей совместной деятельности. 

     Данный вид взаимодействия позволяет проследить эффективность организации взаимодействия всех участников образовательного процесса. Тетрадь для домашних заданий является связующим звеном в системе «логопед-ребёнок-родитель». Логопед предоставляет родителям возможность проследить динамику обучения ребёнка, организовать их участие в выполнении домашнего задания.

Семинары - практикумы.

    Вооружают родителей практическими, чаще всего игровыми приёмами коррекционной работы. Родители имеют возможность получить для себя новую, полезную информацию. Также попрактиковаться в   выполнении тех или иных заданий под чутким руководством логопеда.

Мастер-классы.

   Позволяют родителям обучаться новому. Становится на ступень ближе к специалисту и самим стать немного педагогами в работе со своим ребёнком.

Информационный стенд.

      Размещаются разнообразные формы наглядности, которые способствуют просвещению   родителей в вопросах профилактики и коррекции речи ребёнка.

Открытые фронтальные занятия – проводятся с целью, чтобы родители увидели, каких знаний достигли дети после совместной коррекционной работы.

Праздники, развлечения, логопедические КВНы, викторины

    Родители приглашаются на данные праздники, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки, приобретенные за год. Что важно, родители также становятся активными участниками данных мероприятий.

Совместные проекты.

      Позволяют всем участникам образовательного процесса проявить себя с новой стороны, раскрыть новые возможности для реализации своих умений и навыков. Проекты позволяют разнообразить и насытить образовательный процесс, сделать его более интересным. В проектах активно принимают участие и родители, и дети и, конечно же, специалисты. Например, родители совместно со своими детьми активно участвуют в создании детских книг и сказок, создают иллюстрации к книжкам-раскладушкам и т. д.

Создание групп активных родителей в различных интернет-сообществах.

    Данный вид взаимодействия становится наиболее актуальным и популярным в последнее время. Всеобщая доступность к интернет-ресурсам позволяет учителю-логопеду поддерживать связь с родителями обучающихся, пусть и на расстоянии. А родителю, в свою очередь, быть в курсе новостей. Делится друг с другом информацией об образовательном процессе даже при ограниченном времени и невозможности непосредственного участия в жизни ребёнка в детском саду или в школе.

Дни открытых дверей. 

   Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия. Смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще стоит поработать. Часто логопед сам приглашает родителей на такие занятия.

Родительский всеобуч.

    На таких мероприятиях родители имеют возможность получить для себя новую, полезную информацию. Также имеют возможность попрактиковаться в выполнении тех или иных заданий под чутким руководством логопеда.

Логопедическая страничка на сайте детского сада, школы, личном сайте учителя-логопеда. 

   Специалист размещает различную информацию актуальную для родителей: консультации на интересующие темы, видео и фотоотчёты по реализуемым проектам и проводимым открытым мероприятиям и занятиям, промежуточные и итоговые результаты логопедического обследования, видео обучающих мастер-классов и т.д. Доступность данной информации позволяет взаимодействовать с родителями более эффективно. Использование данного ресурса повышает компетентность, образованность и информированность родителей.

   Таким образом, данные формы и методы работы   позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечение максимально благоприятных условий для полноценного и всестороннего развития ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Взаимодействие учителя - логопеда. воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешностью работф с семьями воспитанников ДОУ. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность дея...

Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей и родителей в работе по развитию речи и формированию коммуникативных способностей детей старшего возраста.

В последнее время по ряду причин значительно увеличилось количество детей с выраженными недостатками развития речи. Дети не умеют правильно произносить звуки, недостаточно развиты фонематические проце...

Проектная деятельность как метод взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

В данной статье представлен опыт работы по использованию метода проектирования в коррекционной работе учителя-логопеда....

Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ с семьями воспитанников в условиях ФГОС (из опыта работы).

О тесном сотрудничестве учителя-логопеда с родителями, в каких формах это осуществляется и об организации педагогического просвещения родителей....

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский...

Взаимодействие учителя- логопеда и учителя начальных классов, в условиях общеобразовательной школы.

Взаимодействие логопеда и учителя начальных классов необходимо для оптимизации учебного процесса, и оказывает только положительное воздействие на обучение детей, имеющих речевые нарушения....

Психолого-педагогические аспекты взаимодействия образовательной организации с родителями в современных условиях

Семейное воспитание всегда играло определяющую роль в становлении личности маленького ребёнка. В то же время на развитие ребёнка оказывает влияние та среда, в которой он находится, а именно дошкольное...