Использование метода базальной стимуляции
консультация

Васильева Мария Витальевна

Рекомендации для родителей и педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА БАЗАЛЬНОЙ СТИМУЛЯЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ И (ИЛИ) МНОЖЕСТВЕННЫМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ

;ref=rim&n=33&w=337&h=225 ;ref=rim&n=33&w=225&h=225 15 жевательных аксессуаров для детей с аутизмом: зачем они нужны, и какими ...

Дети с тяжелыми и (или) множественными психофизическими нарушениями (далее – ТМН) затрудняются:

  • свободно передвигаться;
  • самостоятельно удовлетворять личные потребности;
  • воспринимать и перерабатывать информацию;
  • приобретать опыт деятельности;
  • овладевать речью и другими средствами коммуникации;
  • подражать социальному поведению;
  • инициировать и поддерживать социальные взаимодействия;
  • выражать эмоциональное состояние.

Базовая образовательная потребность ребенка с ТМН – осознание собственного тела и собственного Я.

Основное значение для удовлетворения этой потребности имеет:

  • восприятие и осознание границ собственного тела;
  • восприятие положения тела в пространстве и сохранение равновесия;
  • восприятие и различение отдельных частей тела и их функций.

Базальная стимуляция ‐ «метод комплексного педагогического воздействия интенсивными, «пробивающими» ограничения, раздражителями с целью оказания ребенку помощи в осознании собственного тела и понимании жизненно важных ситуаций, связанных с удовлетворением личных потребностей» (А.Фрелих)

Концепция «базальной стимуляции», разработанная А. Фрёлихом в 1970‐е годы, направлена на людей с ТМН, у которых сенсомоторная активность крайне ограничена → небольшой опыт движения, ощущения собственного тела.

Базальная стимуляция – это всегда взаимодействие. Мы принимаем человека и его тело таким, какой он есть!

Базальная стимуляция это попытка обучить на самом элементарном уровне, ее

основная цель – обеспечить ребенку:

  • ощущение собственного тела;
  • отделение своего тела от окружающих объектов;
  • использование имеющихся двигательных возможностей;
  • развитие собственной активности (реакции на окружающий мир);
  • установление контакта со взрослым, выполняющим стимуляцию (побуждение);
  • подготовку ребенка к выполнению простых движений и действий.

Базовые потребности человека:

  • Удовлетворение в еде, питье; избегание боли.
  • Базовая потребность иметь стимулы, разнообразие и движение.
  • Безопасность, стабильность, надёжность отношений.
  • Привязанность к другому человеку, потребность в принятии, нежность.
  • Одобрение и чувство собственного достоинства.
  • Независимость, самостоятельность.

Особые потребности детей с ТМН:

  • Много телесного контакта с целью получения прямого опыта общения, научиться воспринимать других.
  • Человек, который всегда находился бы рядом и помогал воспринимать мир на элементарном и интенсивном уровне.
  • Человек, который помог бы передвигаться и менять положения тела.
  • Человек, который мог бы понять без слов своего собеседника, внимательно заботился и осуществлял уход.

СОМАТИЧЕСКАЯ БАЗАЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ

  • Это развитие телесной чувствительности посредством прикосновений.
  • Один из немногих каналов развития для детей с ТМН.
  • Педагог «лепит» своими руками тело ребенка, обозначая его границы, воздействуя при этом на тактильную и мышечно‐суставную чувствительность.

Принципы соматической стимуляции:

  • Симметрия.
  • Гармоничное чередование напряжения и расслабления .
  • Ритмизация.

Правила проведения соматической стимуляции:

  • уверенные, непрерывные, контрастные и симметричные в отношении парных частей прикосновения;
  • одни и те же последовательность и направления прикосновений:

а) туловище (от плечевого пояса к поясничному отделу, далее переходя на конечности);

б) конечности (руки – в направлении снизу вверх, ноги – сверху вниз); в) лицо (принцип движения изнутри наружу);

  • занятия НЕ после еды.

ВЕСТИБУЛЯРНАЯ БАЗАЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ

Развитие равновесия тела как в состоянии покоя, так и при движении в трех основных направлениях:

а) движения тела в горизонтальной плоскости (вправо и влево);

б) движения в вертикальной плоскости (вверх и вниз);

в) поступательно‐возвратные движения (вперед и назад.)

Правила проведения вестибулярной стимуляции:

  • стабильное положение тела (лежа, сидя);
  • интенсивность и направление колебательных движений соотносятся со скоростью восприятия и обработки информации у конкретного ребенка;
  • совместные колебательные движения

Упражнения (при физической поддержке педагога):

  • медленные повороты и наклоны головы;
  • покачивание в позе эмбриона;
  • повороты туловища на бок;
  • повороты со спины на живот;
  • повороты туловища в стороны;
  • встряхивание рук и ног;
  • приведение тела в вертикальное положение;
  • покачивание на качелях, гимнастическом мяче, качелях, в гамаке и др.

ВИБРАЦИОННАЯ БАЗАЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ

  • Развитие чувствительности к колебаниям воздуха, вызываемым движущимся телом.
  • С помощью колебательных движений ребенок с ТМН получает информацию о строении скелета.

Правила проведения вибрационной стимуляции:

  • начинать с удаленных от туловища частей тела;
  • вдоль кости, не вдоль мышц;
  • эффект только при оптимальном положении тела – лежа на спине, на твердой поверхности;
  • можно использовать материалы: вибромассажёр, электрическая зубная щётка, вибрирующая игрушка, музыкальный инструмент с резонирующей поверхностью.

Вибрационная стимуляция применяется к органам костной системы:

фаланги пальцев, пястные и запястные кости, локтевая, лучевая и плечевая кости верхних конечностей; фаланги пальцев, плюсневые, предплюсневые, берцовые, бедренные кости нижних конечностей; реберные дуги.

ОРАЛЬНАЯ БАЗАЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ

Первостепенная задача – повышение чувствительности рта к новому положительному опыту, а также снятие защитного механизма.

Правила проведения оральной стимуляции:

  • начинать с прикосновений в области лица в удалении от области рта;
  • использование охлажденных объектов (кольца, резиновые мячики, пластмассовые предметы);
  • удобное и расслабляющее положение тела, голова ребенка должна иметь опору;
  • можно использовать материалы: губки различных типов, мягкая зубная щетка.

Качества прикосновений взрослого:

  • Ожидаемое (одинаковый порядок действий взрослого).
  • Ощутимое (избегать скользящих прикосновений).
  • Поддержание контакта рукой.
  • Здороваемся – прикосновение к центру груди, плечу (не к кисти, пальцам).

Принципы организации занятия:

  • Ритм.
  • Постоянный распорядок дня, постоянное расписание недели.
  • Создание подходящего пространства.
  • Должно быть понятно, когда занятие, а когда время отдыха.
  • Ритуалы приветствия и прощания помогают ребёнку сориентироваться.
  • Всегда предупреждаем, что будем делать.
  • Всегда одинаковый порядок.
  • Кормление – тоже занятие.
  • Оптимальное время занятия – 20 минут.
  • Многократное повторение.

Требования к материалам:

  • Чётко ощущаются форма и поверхность.
  • Форму и цвет можно хорошо увидеть, выделить из фона.
  • Не нужно прилагать много сил, чтобы включить игрушку.
  • Все эффекты игрушки ясные, яркие, чёткие (причинно‐ следственные связи: если я это сделаю, то это случится).
  • Игрушки должны быть прочными.
  • Можно почистить и продезинфицировать.
  • Подобрать материал, с которым ребёнок мог бы сам заниматься.

Комплекс специальных игр и упражнений для детей с ТМН с использованием метода базальной стимуляции:

  • Использование фена.
  • Втирание крема.
  • Примерка шапок, перчаток, носков.
  • Обведение контура тела массажным мячиком.
  • Обведение контура тела ладони, стопы на бумаге.
  • Растирание поверхности тела тканями различной текстуры.
  • Рисование на спине тактильными ладошками.
  • Поглаживание различных частей тела с их называнием.
  • Постукивание, похлопывание различных частей тела ребёнка, в том числе и его руками.
  • Ощупывание тела ребёнка его руками.
  • Опутывание тела ребёнка ленточками.
  • Прикосновение и надавливание на тело ребёнка предметами различной формы, температуры.
  • Обрызгивание жидкостью различных температур.
  • Контакт с игрушками различных температур.

Комплекс специальных игр и упражнений для детей с ТМН с использованием метода базальной стимуляции

  • Посыпание частей тела рисом, горохом и т.п.
  • Заворачивание ребёнка в плотную ткань.
  • Прослушивание себя через стетоскоп.
  • Размазывание по поверхности клейстера, пены для бритья.
  • Оставление цветных отпечатков.
  • Вкладывание в руку контрастных предметов различной формы, веса, фактуры.
  • Удержание, захватывание ложки, зубной щетки, мыла, расчески, кисти, карандаша.
  • Удержание вибрирующих игрушек.
  • Манипулирование предметами одной или двумя руками.
  • Толкание предметов руками, ногами ребёнка.
  • Рассматривание себя в зеркале, на фотографии.
  • Выполнение пассивных движений различными частями тела ребёнка.
  • Ползание, передвижение по мягкой, шершавой, бугристой, теплой, влажной поверхности дорожке.
  • Покачивание на большом мяче.

Условия успешности базальной стимуляции:

  • определение актуального уровня потребностей ребенка;
  • комфорт;
  • ненасилие;
  • позитивное подкрепление;
  • обеспечение восприятия материалов различными частями тела;
  • максимальное использование ситуаций ухода, стимуляция с помощью теплой воды, крема, предметов туалета и одежды;
  • стремление к ситуации первичной самостимуляции;
  • использование частей тела ребенка для выполнения целенаправленных действий.

ЛЮБАЯ СТИМУЛЯЦИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ПРОДУМАННОЙ, ДОЗИРОВАННОЙ И ИМЕТЬ ЦЕЛИ!

ВСЕГДА ВЗАИМОДЕЙСТВУЙТЕ С РЕБЕНКОМ, ЗАМЕЧАЙТЕ ЕГО СИГНАЛЫ И ОТВЕЧАЙТЕ НА НИХ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод эмоциональной стимуляции на уроках чтения и развития речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Метод эмоциональной стимуляции на уроках чтения и развития речи в спе­циальной (коррекционной) школе VIII вида....

Использование методики Е.Ф. Архиповой: Автоматизация и дифференциация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции

Использование методики  Е.Ф. Архиповой: Автоматизация и дифференциация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции...

Игры и упражнения на развитие тактильной стимуляции с использованием методов и средств альтернативной коммуникации.

В данном сообщение описаны особенности тактильного восприятия  детей имеющих диагноз "глубокая умственная отсталость". Чётко раскрыты этапы работы  по развитию тактильного волсприя...

«Использование метода мозжечковой стимуляции в коррекции речевых нарушений с учащимися с ОВЗ»

Актуальность внедрения современных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья обоснована следующими позициями. Во-первых, в Федеральном государственном образовательном стандарте од...

Использование методов базальной стимуляции в работе с детьми с ТМНР

Материал посвящен организации индивидуальной работы с детьми с ТМНР и применением методов базально стимуляции...

Комплекс специальных игр и упражнений для детей с ТМНР с использованием метода базальной стимуляции.

У детей ТМНР нарушена чувствительность, которая выражается в неспособности адекватно воспринимать различные раздражения, которые исходит из окружающей среды или от собственных частей тела и органов. П...

Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР.

Метод базальной стимуляции используется в коррекционно-педагогической работе с детьми, которые полностью ориентированы на помощь других людей в жизнедеятельности из-за ограничения функционирования все...