Использование метода базальной стимуляции
консультация
Рекомендации для родителей и педагогов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 79.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА БАЗАЛЬНОЙ СТИМУЛЯЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ И (ИЛИ) МНОЖЕСТВЕННЫМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дети с тяжелыми и (или) множественными психофизическими нарушениями (далее – ТМН) затрудняются:
- свободно передвигаться;
- самостоятельно удовлетворять личные потребности;
- воспринимать и перерабатывать информацию;
- приобретать опыт деятельности;
- овладевать речью и другими средствами коммуникации;
- подражать социальному поведению;
- инициировать и поддерживать социальные взаимодействия;
- выражать эмоциональное состояние.
Базовая образовательная потребность ребенка с ТМН – осознание собственного тела и собственного Я.
Основное значение для удовлетворения этой потребности имеет:
- восприятие и осознание границ собственного тела;
- восприятие положения тела в пространстве и сохранение равновесия;
- восприятие и различение отдельных частей тела и их функций.
Базальная стимуляция ‐ «метод комплексного педагогического воздействия интенсивными, «пробивающими» ограничения, раздражителями с целью оказания ребенку помощи в осознании собственного тела и понимании жизненно важных ситуаций, связанных с удовлетворением личных потребностей» (А.Фрелих)
Концепция «базальной стимуляции», разработанная А. Фрёлихом в 1970‐е годы, направлена на людей с ТМН, у которых сенсомоторная активность крайне ограничена → небольшой опыт движения, ощущения собственного тела.
Базальная стимуляция – это всегда взаимодействие. Мы принимаем человека и его тело таким, какой он есть!
Базальная стимуляция – это попытка обучить на самом элементарном уровне, ее
основная цель – обеспечить ребенку:
- ощущение собственного тела;
- отделение своего тела от окружающих объектов;
- использование имеющихся двигательных возможностей;
- развитие собственной активности (реакции на окружающий мир);
- установление контакта со взрослым, выполняющим стимуляцию (побуждение);
- подготовку ребенка к выполнению простых движений и действий.
Базовые потребности человека:
- Удовлетворение в еде, питье; избегание боли.
- Базовая потребность иметь стимулы, разнообразие и движение.
- Безопасность, стабильность, надёжность отношений.
- Привязанность к другому человеку, потребность в принятии, нежность.
- Одобрение и чувство собственного достоинства.
- Независимость, самостоятельность.
Особые потребности детей с ТМН:
- Много телесного контакта с целью получения прямого опыта общения, научиться воспринимать других.
- Человек, который всегда находился бы рядом и помогал воспринимать мир на элементарном и интенсивном уровне.
- Человек, который помог бы передвигаться и менять положения тела.
- Человек, который мог бы понять без слов своего собеседника, внимательно заботился и осуществлял уход.
СОМАТИЧЕСКАЯ БАЗАЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ
- Это развитие телесной чувствительности посредством прикосновений.
- Один из немногих каналов развития для детей с ТМН.
- Педагог «лепит» своими руками тело ребенка, обозначая его границы, воздействуя при этом на тактильную и мышечно‐суставную чувствительность.
Принципы соматической стимуляции:
- Симметрия.
- Гармоничное чередование напряжения и расслабления .
- Ритмизация.
Правила проведения соматической стимуляции:
- уверенные, непрерывные, контрастные и симметричные в отношении парных частей прикосновения;
- одни и те же последовательность и направления прикосновений:
а) туловище (от плечевого пояса к поясничному отделу, далее переходя на конечности);
б) конечности (руки – в направлении снизу вверх, ноги – сверху вниз); в) лицо (принцип движения изнутри наружу);
- занятия НЕ после еды.
ВЕСТИБУЛЯРНАЯ БАЗАЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ
Развитие равновесия тела как в состоянии покоя, так и при движении в трех основных направлениях:
а) движения тела в горизонтальной плоскости (вправо и влево);
б) движения в вертикальной плоскости (вверх и вниз);
в) поступательно‐возвратные движения (вперед и назад.)
Правила проведения вестибулярной стимуляции:
- стабильное положение тела (лежа, сидя);
- интенсивность и направление колебательных движений соотносятся со скоростью восприятия и обработки информации у конкретного ребенка;
- совместные колебательные движения
Упражнения (при физической поддержке педагога):
- медленные повороты и наклоны головы;
- покачивание в позе эмбриона;
- повороты туловища на бок;
- повороты со спины на живот;
- повороты туловища в стороны;
- встряхивание рук и ног;
- приведение тела в вертикальное положение;
- покачивание на качелях, гимнастическом мяче, качелях, в гамаке и др.
ВИБРАЦИОННАЯ БАЗАЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ
- Развитие чувствительности к колебаниям воздуха, вызываемым движущимся телом.
- С помощью колебательных движений ребенок с ТМН получает информацию о строении скелета.
Правила проведения вибрационной стимуляции:
- начинать с удаленных от туловища частей тела;
- вдоль кости, не вдоль мышц;
- эффект только при оптимальном положении тела – лежа на спине, на твердой поверхности;
- можно использовать материалы: вибромассажёр, электрическая зубная щётка, вибрирующая игрушка, музыкальный инструмент с резонирующей поверхностью.
Вибрационная стимуляция применяется к органам костной системы:
фаланги пальцев, пястные и запястные кости, локтевая, лучевая и плечевая кости верхних конечностей; фаланги пальцев, плюсневые, предплюсневые, берцовые, бедренные кости нижних конечностей; реберные дуги.
ОРАЛЬНАЯ БАЗАЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ
Первостепенная задача – повышение чувствительности рта к новому положительному опыту, а также снятие защитного механизма.
Правила проведения оральной стимуляции:
- начинать с прикосновений в области лица в удалении от области рта;
- использование охлажденных объектов (кольца, резиновые мячики, пластмассовые предметы);
- удобное и расслабляющее положение тела, голова ребенка должна иметь опору;
- можно использовать материалы: губки различных типов, мягкая зубная щетка.
Качества прикосновений взрослого:
- Ожидаемое (одинаковый порядок действий взрослого).
- Ощутимое (избегать скользящих прикосновений).
- Поддержание контакта рукой.
- Здороваемся – прикосновение к центру груди, плечу (не к кисти, пальцам).
Принципы организации занятия:
- Ритм.
- Постоянный распорядок дня, постоянное расписание недели.
- Создание подходящего пространства.
- Должно быть понятно, когда занятие, а когда время отдыха.
- Ритуалы приветствия и прощания помогают ребёнку сориентироваться.
- Всегда предупреждаем, что будем делать.
- Всегда одинаковый порядок.
- Кормление – тоже занятие.
- Оптимальное время занятия – 20 минут.
- Многократное повторение.
Требования к материалам:
- Чётко ощущаются форма и поверхность.
- Форму и цвет можно хорошо увидеть, выделить из фона.
- Не нужно прилагать много сил, чтобы включить игрушку.
- Все эффекты игрушки ясные, яркие, чёткие (причинно‐ следственные связи: если я это сделаю, то это случится).
- Игрушки должны быть прочными.
- Можно почистить и продезинфицировать.
- Подобрать материал, с которым ребёнок мог бы сам заниматься.
Комплекс специальных игр и упражнений для детей с ТМН с использованием метода базальной стимуляции:
- Использование фена.
- Втирание крема.
- Примерка шапок, перчаток, носков.
- Обведение контура тела массажным мячиком.
- Обведение контура тела ладони, стопы на бумаге.
- Растирание поверхности тела тканями различной текстуры.
- Рисование на спине тактильными ладошками.
- Поглаживание различных частей тела с их называнием.
- Постукивание, похлопывание различных частей тела ребёнка, в том числе и его руками.
- Ощупывание тела ребёнка его руками.
- Опутывание тела ребёнка ленточками.
- Прикосновение и надавливание на тело ребёнка предметами различной формы, температуры.
- Обрызгивание жидкостью различных температур.
- Контакт с игрушками различных температур.
Комплекс специальных игр и упражнений для детей с ТМН с использованием метода базальной стимуляции
- Посыпание частей тела рисом, горохом и т.п.
- Заворачивание ребёнка в плотную ткань.
- Прослушивание себя через стетоскоп.
- Размазывание по поверхности клейстера, пены для бритья.
- Оставление цветных отпечатков.
- Вкладывание в руку контрастных предметов различной формы, веса, фактуры.
- Удержание, захватывание ложки, зубной щетки, мыла, расчески, кисти, карандаша.
- Удержание вибрирующих игрушек.
- Манипулирование предметами одной или двумя руками.
- Толкание предметов руками, ногами ребёнка.
- Рассматривание себя в зеркале, на фотографии.
- Выполнение пассивных движений различными частями тела ребёнка.
- Ползание, передвижение по мягкой, шершавой, бугристой, теплой, влажной поверхности дорожке.
- Покачивание на большом мяче.
Условия успешности базальной стимуляции:
- определение актуального уровня потребностей ребенка;
- комфорт;
- ненасилие;
- позитивное подкрепление;
- обеспечение восприятия материалов различными частями тела;
- максимальное использование ситуаций ухода, стимуляция с помощью теплой воды, крема, предметов туалета и одежды;
- стремление к ситуации первичной самостимуляции;
- использование частей тела ребенка для выполнения целенаправленных действий.
ЛЮБАЯ СТИМУЛЯЦИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ПРОДУМАННОЙ, ДОЗИРОВАННОЙ И ИМЕТЬ ЦЕЛИ!
ВСЕГДА ВЗАИМОДЕЙСТВУЙТЕ С РЕБЕНКОМ, ЗАМЕЧАЙТЕ ЕГО СИГНАЛЫ И ОТВЕЧАЙТЕ НА НИХ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод эмоциональной стимуляции на уроках чтения и развития речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Метод эмоциональной стимуляции на уроках чтения и развития речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида....

Использование методики Е.Ф. Архиповой: Автоматизация и дифференциация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции
Использование методики Е.Ф. Архиповой: Автоматизация и дифференциация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции...

Игры и упражнения на развитие тактильной стимуляции с использованием методов и средств альтернативной коммуникации.
В данном сообщение описаны особенности тактильного восприятия детей имеющих диагноз "глубокая умственная отсталость". Чётко раскрыты этапы работы по развитию тактильного волсприя...

«Использование метода мозжечковой стимуляции в коррекции речевых нарушений с учащимися с ОВЗ»
Актуальность внедрения современных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья обоснована следующими позициями. Во-первых, в Федеральном государственном образовательном стандарте од...

Использование методов базальной стимуляции в работе с детьми с ТМНР
Материал посвящен организации индивидуальной работы с детьми с ТМНР и применением методов базально стимуляции...
Комплекс специальных игр и упражнений для детей с ТМНР с использованием метода базальной стимуляции.
У детей ТМНР нарушена чувствительность, которая выражается в неспособности адекватно воспринимать различные раздражения, которые исходит из окружающей среды или от собственных частей тела и органов. П...

Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР.
Метод базальной стимуляции используется в коррекционно-педагогической работе с детьми, которые полностью ориентированы на помощь других людей в жизнедеятельности из-за ограничения функционирования все...
