АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (общий комплекс)
консультация
Забота о правильном произношении звуков у детей – распространенная тема для беспокойства среди родителей. Четкая и разборчивая речь ребенка, легко воспринимаемая окружающими, напрямую зависит от развития мышц, участвующих в артикуляции. Для улучшения подвижности и координации языка, губ, щек, а также подъязычной связки, разработаны специальные упражнения, известные как артикуляционная гимнастика.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 853 КБ |
Предварительный просмотр:
Забота о правильном произношении звуков у детей – распространенная тема для беспокойства среди родителей. Четкая и разборчивая речь ребенка, легко воспринимаемая окружающими, напрямую зависит от развития мышц, участвующих в артикуляции. Для улучшения подвижности и координации языка, губ, щек, а также подъязычной связки, разработаны специальные упражнения, известные как артикуляционная гимнастика.
При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:
- Важно придерживаться установленного порядка: от элементарных задач следует переходить к задачам повышенной трудности.
2. В начале тренировки рекомендуется выполнять упражнения не спеша и контролировать свои движения перед зеркалом.
3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
- Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
- Ежедневно практикуйте комплекс упражнений для артикуляции, предложенный логопедом. Это поможет улучшить произношение и укрепить мышцы, участвующие в речи. Регулярность выполнения важна для достижения наилучших результатов.
- Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
- Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.
Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме.
«Заборчик»
Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить
«И». Удерживать так под счет от 5 до 10.
«Трубочка»
Сомкнуть зубы, сделав «Заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.
«Массаж десен и щек (маляр красит домик язычка)»
Круговые движения языка между зубами и губами внутри рта. Затем при этом движении погладить щеку с одной стороны, затем с другой стороны.
«Помидорчик»
Одновременно надуть обе щеки.
«Огурчик»
Одновременно втянуть обе щечки.
«Орешек»
Языком дотронуться до правой щеки и удержать положение, затем до левой.
«Покатай орешек»
Языком дотронуться до правой щеки и «покатать орешек», затем дотронуться до левой и также «покатать орешек».
«Накажем непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».
«Часики»
Приоткрыть рот, кончик языка скользит по верхней губе, затем по нижней (по кругу). За пределы губ не выходить. Губы не поджимать, челюсть не двигать.
«Крестик»
Рот приоткрыть, поднять узкий язык на верхнюю губу, затем на нижнюю, потом в левый и в правый угол рта.
«Качели»
Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.
«Кошечка лакает молоко»
Лакательные движения языком (голова не опускается, работает только язычок).
«Лошадка»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение неоднократно, губы улыбаются.
«Почистим верхние и нижние зубки»
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам, а затем за нижними зубами. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи, и внутри).
Уважаемые родители!
Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом развитии ребёнка.
Мы уверены, что наше сотрудничество окажется результативным!
ГБОУ «Турунтаевская СКОШИ»
ЛОГОПЕД
СОВЕТУЕТ
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ
ГИМНАСТИКА
(общий комплекс)
Подготовил: Толстихина Ю.В.
учитель-логопед
2025г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по звукопроизношению. Комплекс артикуляционной гимнастики
От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной пр...

Комплексы артикуляционной гимнастики
Материал содержит комплексы упражнений, ежедневное выполнение которых будет способствовать профилактике и устранению нарушений звукопроизношения....

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики
Комплекс статических и динамических упражнений для выработки полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков....

Мастер-класс для педагогов ДОУ и родителей "Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста.Комплекс упражнений для звуков верхнего артикуляционного уклада"
Данная презентация была представлена на мастер-классе в рамках Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой международному Дню Логопеда, "Современная логопедия: от теории к практике" 18 ...

Комплекс артикуляционных упражнений для отдельных групп звуков, комплекс для отработки движений и положений губ и языка
Упражнения на развитие артикуляционной моторики...

Артикуляционная гимнастика. Иллюстрированные комплексы упражнений
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков....








