Электронное портфолио учителя истории, обществознания
материал по теме

Чурикова Людмила Викторовна

Обобщение опыта работы с приложениями и итогами работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio.rar354.58 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1. «Общие сведения об учителе»

                                     

  1. Чурикова Людмила Викторовна. 1968 года рождения.
  2. Образование высшее. Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского.
  3. Специальность: история. Квалификация: историк, преподаватель по специальности «история».
  4. Трудовой стаж – 23 года . Педагогический стаж – 17 лет. Стаж работы в МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Натальино»- год.
  5. Предыдущее место работы ГОУ НПО «ПЛ-62» (Балаковский промышленно- транспортный техникум).

  1. Награждена грамотой администрации ГОУ НПО «ПЛ-62» за творческий труд и успехи в деле обучения и воспитания подрастающего поколения в связи с Днем начального профессионального образования.                                                                                                                                  

  1. Награждена  почётной грамотой Балаковского МОУ за многолетний добросовестный труд, высокое профессиональное мастерство, большой личный вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов и всвязи с 30-летием     открытия ГОУ НПО «ПЛ-62»

  1.  Награждена грамотой администрации ГОУ НПО «ПЛ-62» за вклад в развитие интеллектуально-творческой деятельности и интереса к фундаментальным наукам среди обучающихся.(Научно- практическая конференция )                                                                                                

             

 Являлась руководителем музея боевой и трудовой славы ГОУ НПО«ПЛ-62», награждённого Почётной грамотой Имени Героя СССР гвардии майора, Почётного гражданина г.Балаково Ерошкина Валентина Кирилловича Постановлением Президиума Балаковского объединённого Совета ветеранов за активное участие в деле героико-патриотического воспитания подрастающего поколения.

 Награждена подарком «Народной энциклопедией города Балакова»                                                                                                                    Советом ветеранов города и района за активную работу в качестве руководителя военно–исторического музея лицея имени героя СССР  Н.В. Грибанова.

Награждена грамотой Федерации Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки     Российской Федерации  за 2 место в зональном конкурсе «Преподаватель года 2008» среди педагогических работников учреждений начального профессионального образования Саратовской области.

Награждена дипломом 1 степени Министерства образования Саратовской области  за первое место в областном конкурсе «Преподаватель года-2008».

Участник энциклопедии Саратовского просвещения: Лучшие люди губернии-21 век. Награждена дипломом ООО « Редакционно-издательского центра «Поволжье» СПР Министерства образования Саратовской области  по представлению редакции «Энциклопедия саратовского просвещения : лучшие люди губернии 21век» и общественной редакционной коллегии

За значительный вклад в развитие и воспитание молодого поколения Россиян. За творческую, плодотворную и успешную работу по модернизации образования в Саратовской области.

Награждена благодарственным письмом Государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей Федерального детского оздоровительно- образовательного центра «Смена»  Федерального агентства по образованию за активное участие в работе профильного лагеря для обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования с тематикой «Декоративно- прикладное искусство и традиционные ремесла России» проводимого в рамках мероприятия «Создание условий для творческого развития, оздоровления детей и временной занятости детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» направления «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» подпрограммы «Дети России».

Награждена дипломом 3 степени  призёра межмуниципального заочного конкурса методических разработок внеклассных мероприятий по теме : «Имена земляков на мемориальных досках села, города, области, России»

                                         

Награждена дипломом 3 степени  призёра межмуниципального конкурса «Правовой вернисаж»

Участник 8 межмуниципального фестиваля методического творчества Регионального Ресурсного центра непрерывного образования.Представлен опыт работы по теме  «Метопредметные связи на уроках истории»

Благодарственное письмо  за активное участие в подготовке и проведении олимпиадного конкурса «Государево дело» Поволжской Академии госслужбы  им.П.А. Столыпина.

Сертификат участника муниципального конкурса краеведческих материалов «Земля Балаковская»

Сертификат участника областного семинара на тему: « Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по истории и обществознанию в 11 классе» издательства «Экзамен»

Участника областного семинара на тему «Методические аспекты подготовки обучающихся к ГИА по географии»

                                                                

Награждена грамотой администрации МОУ «СОШ с. Натальино» за добросовестный труд, профессиональное отношение к работе, большой вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения и в связи с празднованием Дня учителя.

Раздел 2. «Результаты  педагогической деятельности»

Мониторинг результатов педагогической деятельности за последние три года позволяет судить о  позитивной динамике результатов:

2007 – 2008 учебный год от 30% до 57%

2008 – 2009 учебный год от 49%  до 64.2%

2009– 2010 учебный год от 58% до 71% ГОУ НПО «ПЛ-62»

Мониторинг результатов педагогической деятельности за 2010-2011 учебный год МОУ «СОШ с. Натальино»

Для повышения качества знаний обучающихся и контроля результатов промежуточной и итоговой аттестации использую следующий дидактический материал:

- тетради на печатной основе                                                                       приложение__

- памятки – алгоритмы                                                                                  приложение__

- пакеты материалов для работы с основными понятиями                       приложение__

- тестовые задания по изучению нормотивно - правовых документов    приложение__  

- практикумы                                                                                                  приложение__

- карточки - задания с учётом индивидуального и

   дифференцированного подхода к изучению                                            приложение__  

- творческие вопросы и задания                                                                   приложение__  

- тесты, позволяющие определить знания обучающихся по

   конкретной теме                                                                                          приложение__

- тренинги:

   по работе с источниками                                                                            приложение__

   по написанию эссе                                                                                      приложение__

   по решению задач                                                                                       приложение__

   по работе с определениями и понятиями                                                 приложение__

- задания на классификацию                                                                         приложение__

- олимпиады по обществознанию и правоведению                                    приложение__

- комбинированные задания, предполагающие знания

   фактологического материала, творческие задания, задания на

   логическое мышление, позволяющие анализировать и

   систематизировать базовый учебный материал                                      приложение__

- контрольно – измерительные задания, составляющие основу ЕГЭ в

   качестве итоговой аттестации и подготовки к экзамену

   по обществознанию                                                                                    приложение__

За 8 лет педагогической деятельности 15% выпускников поступают в ВУЗы Российской Федерации, на факультеты, где одним из вступительных экзаменов -экзамен по обществознанию.


              Раздел 3. «Внеурочная деятельность по предмету»

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее значение.

К.Д. Ушинский считал, что патриотизм и воспитание гражданственности является не только важной задачей воспитания,  но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, а эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и существенную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

В нашем лицее активно осуществляются основные направления государственной програмы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы». Центральное место в реализации данной програмы бесспорно принадлежит военно – историческому музею имени героя СССР Н.В. Грибанова, руководителем которого я являюсь с 2006 года.

Для коорденирования и системной работы музея разработана програма «Память», которая ставит своей целью создать оптимальные условия для обучения и преподавания на основе краеведческого материала, материала истории России. Програма нацелена на воспитание патриотизма, гражданственности, любви к Родине, гордости за её прошлое, стремление участвовать в созидательной деятельности, что на данный момент является наиболее востребованным в современном обществе.                                                                              

                                                                                                                         приложение__

Музей носит имя нашего земляка, выпускника нашего лицея, получившего звание героя СССР за повторение подвига Александра Матросова, закрывшего своим телом амбразуру вражеского дзота.

Традиционно в день памяти и рождения героя в музее проходит Вахта памяти:

- торжественная линейка;

- музыкально – литературная композиция «Бросок в бессмертие»;

- конкурс чтецов;

- вечер встречи с ветеранами;

- возложение цветов к стелле Н. Грибанова на аллее героев города;

- получение поисковых заданий, с целью пополнения методического фонда

 музея;                                                                                                             приложение__

Для погружения ребят в орпределённую историческую эпоху, при

проведении мероприятий, организовываю выставки, экспозиции

предоставленные библиотеками и музеями города.                                  приложение__  

Благодаря совместной работе с Советом ветеранов города, ребята получают возможность лично прикоснуться к великому подвигу солдата – победителя, слушая рассказы фронтовиков.

На базе музея провожу видеосалоны, собрана обширная видеотека: «Маршалы Победы», «Бородинское сражение», «Битва за Москву», «Оборона Ленинграда»…, а также тематические видеофильмы: «Право на жизнь», «Путь к звёздам», «Подросток и закон» и д.р.

Большое внимание уделяется в работе музея мероприятиям, прививающим любовь к профессиям. На встречи приглашаются представители разных отраслей производства.Проводятся конкурсы профессионализма:

  1. «Морским судам быть» - для групп судоводителей;
  2. «Золотой колос» - для групп поваров;
  3. «Русский дизель» - для групп автослесарей, судосборщиков, сварщиков и д.р.

                                                                                                                       приложение__

Мною организован и постоянно действует лекторий «Дни воинской славы  России», с использованием разных форм проведения:

- литературно – музыкальные композиции (например, «Огненный снег», посвящённой битве за Москву);

- устные журналы («Герои панфиловцы»);

- конференции «Не даром,  Москва сожжённая пожаром , французу отдана?»;

- политчасы «Великий Сталинград»;

- исторические обзоры «Куликово поле»;

                                                                                                                         приложение__

В системе проводятся мероприятия, посвящённые главным символам нашего государства:

- «История возникновения гимна, флага, герба»;

- «Путь к Конституции»;

                                                                                                                         приложение__    

С особым интересом обучающиеся принимают участие в конкурсах, деловых играх, посвящённых правовой, экономической, социальной, духовной сферам общества:

- «Права потребителей»;

- «Узнай свои права»;

- «Высший суд – суд совести»;

                                                                                                                         приложение__

Музей воспитывает граждан, способных формировать гражданское общество в обновлённом правовом государстве. Важна гражданская позиция в осуществлении  такого направления воспитания, как физическое совершенствование, умение избегать того, что может повредить здоровью, сознательно делать свой выбор.

Совместно с специалистами инспекции по делам несовершеннолетних и центром медицинской профилактики проводятся лекции, классные часы, семинары:

- «Горькие плоды сладкой жизни» - профилактика наркомании;

- «Незнание закона не освобождает от ответственности» - профилактика правонарушений;

- «В здоровом теле – здоровый дух» - профилактика туберкулёза, курения, алкоголизма.

Велико значение музея в воспитании будущих защитников Отечества.Совместно с военкоматом города проводятся совместные мероприятия, позволяющие  поднять престиж службы в армии:

-«Верно Родине служу»;

-Вечера встреч с выпускниками, прошедшими службу.                  

                                                                                                                      приложение__              

Большое количество мероприятий посвящается Дню героев Отечества (приглашаются герои нашего города и их родственники), Дню жертв политических репрессий (приглашаются реабилитированные земляки), Афганистану и Чичне (приглашаются воины - афганцы), Дню Победы (приглашаются ветераны) и т.д.

Музейные фонды широко используются в учебно – методической и воспитательной работе. Сформированы накопительные методические папки в помощь преподавателям и мастерам п/о :

- классные часы;

- внеклассные мероприятия;

- материал для курсовых работ по гуманитарным дисциплинам.

Материал об опыте работы музея им. Героя Советского Союза Н. В. Грибанова ГОУ НПО Профессионального лицея №62,

 представленный в комиссию по героико-патриотическому воспитанию совета ветеранов г. Балаково и Балаковского района.

Музей воспитывает юных

                                                                

г. Балаково

2010 год


Необходимость дополнительного образования сегодня обусловлена новыми требованиями к интеллектуальному потенциалу человека, в полной мере заявившими о себе на рубеже XX и XXI веков.

В духе современных требований образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Образовательный процесс должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие обучающегося, раскрытия его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

Мы убеждены, что решить вышеуказанные задачи может помочь музейное дело. Знания в области отечественной культуры, знакомство с историей и традициями родного края, изучение жизни и деятельности знаменитых земляков помогает понять и объяснить многие страницы истории. К.Д.Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и построенное на народных началах, имеет воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов»

Знания исторической науки особенно нужны представителям среднего класса. Выпускники нашего лицея, которые в будущем пополнят ряды высококвалифицированных рабочих и служащих, относятся во всех странах мира к среднему классу. Он представляет собой становой хребет цивилизованного общества, его интеллектуальный потенциал.

Еще в 1872 году Л.Н.Толстой сказал: «Всякая разумно направленная воспитательная деятельность должна строиться в истинно – патриотическом духе, в полнейшей преданности отечеству, своему народу, в духе хранения заветов его истории».

Воспитание гражданско – патриотических традиций, формирование исторического мышления – одна из первостепенных задач, являющаяся неотъемлемой частью многогранной глубокой темы, над которой работает наш педагогический коллектив: «Развитие личности, способной к самовоспитанию и самообразованию, к творчеству, уважающей себя и других».

Решению этой задачи педагогическому коллективу лицея помогает открытый 9 мая 1981 года музей боевой и трудовой славы Имени Героя Советского Союза Н.В. Грибанова.

Поиск материалов, экспонатов музея начался в начале 70-х годов прошлого столетия заместителем директора по воспитательной работе Жуленовым А.Н. и директором музея завода «Волжский дизель» имени братьев Маминых Деревянченко А.А. Они по крупицам собирали материал о Герое Советского Союза Николае Грибанове, выпускнике училища, повторившему подвиг А.Матросова.

Огромную работу по созданию музея провели Н.В.Мирошниченко, А.К.Расторгуева, Р.В. Валькова инженерно-педагогический и ученический коллективы училища.

В честь героического подвига Н. Грибанова на здании училища 16 октября 1974 года установлена и открыта Мемориальная доска с барельефом героя. В 1975 году указом президиума Верховного Совета СССР ГПТУ №6 речного флота присвоено имя Н.В.Грибанова.

В соответствии с решением министерства образования и науки Саратовской области от 2005 года музей имени Герой Советского Союза Н.В. Грибанова прошел аттестацию и получил паспорт негосударственного музея ГОУ НПО лицея №62.

 С 2003 по 2005 год руководителем музея являлась преподаватель истории Н.А. Швецова. С 2005 года музеям руководит преподаватель истории Чурикова Людмила Викторовна.

Материал, собранный с 70 – х годов прошлого века, систематизирован в музее по разделам: «Предыстория», «В битвах за Родину», «В суровые будни», «Помнят имя Героя», «На разных широтах», «Кузница рабочих кадров». (Приложения)

Вся работа музея строится с учетом возрастного критерия, при поэтапной реализации действующей программы «Истоки», главная цель которой - создание оптимальных условий для преподавателей и обучающихся в использовании краеведения при обучении и воспитании юного поколения, и решает следующие задачи:

  1. воспитание у обучающихся чувства патриотизма, любви к Родине, гордости

за её прошлое;

  1. стремление участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества;
  2. формирование у лицеистов исследовательских навыков, научного мышления, умение создавать компьютерные программы;
  3. объединение обучающихся на принципах самоуправления.

На первом курсе знакомство с музеем осуществляется на уровне пассивного восприятия через посещение мероприятий, прослушивание и обсуждение определенных краеведческих тем, через встречи, экскурсии. Обучающиеся исследуют то, что их окружает, изучают родословную своей семьи, своего дома.

На втором курсе используется активное восприятие и участие в работе музея. Обучающиеся готовят небольшие исследовательские работы по родословной своей семьи, изучают историю лицея через экскурсии и знакомство с архивом музея, выполняют разовые поисковые задания. Со второго полугодия воспитанники готовят и проводят экскурсии по стендам музея, участвуют в подготовке тематических классных часов в группах первого курса, выполняют поисковые здания, собирают материалы по истории улиц города, воспоминания старожилов, материалы для очерков об известных людях города: о ветеранах, спортсменах, учителях, врачах и т.д.

Обучающиеся третьих и четвертых курсов занимаются исследовательской работой, обобщают имеющиеся материалы в музее, проводят исследования по определенной краеведческой теме, изучают историю родного края, участвуют в научно-практических лицейских, городских и областных конференциях.

Музей работает по перспективному плану согласованному с координационным советом по военно – патриотическому воспитанию «Профессионального лицея №62», руководимым директором лицея Шитовым А.М., при взаимодействии с Союзом поисковых отрядов Саратовской области, центральным Архивом Министерства Обороны РФ, городским Советом ветеранов, Военным комиссариатом г.Балаково и района, краеведческим музеем истории города, художественным музеем им Радищева, Саратовским государственным музеем боевой Славы.

Работа музея боевой и трудовой славы строится по следующим направлениям:

  1. Поисково-краеведческое;
  2. Образовательно-воспитательное;
  3. Научно – просветительское.

ПОИСКОВО – КРАЕВЕДЧЕСКУЮ работу проводит поисковый отряд «Набат 62».

Через систему краеведческой работы музей воспитывает в гражданах России чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации. Поисковая и исследовательская работа ведется в рамках областной программы «Отечество».

Связывая в ходе поисковой работы разные поколения, музей пробуждает в лицеистах чувство милосердия к старшим, ветеранам войны и труда.

Вовлеченные в поисковый процесс, обучающиеся чувствуют личную ответственность за происходящее в окружающем мире, ощущают потребность быть соучастниками в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни.

Совет музея в начале каждого учебного года дает старт в виде перспективных поисковых заданий, как разовых («Собрать и оформить материал о обелиске воинам балаковцам, погибшим в годы ВОВ», «Написать очерк о ветеране», «Имена земляков на мемориальных досках г.Балаково», «История моей семьи» и т.д.), так и перспективных (исследования и обобщения краеведческого материала в фондах музея «Собрать и систематизировать материал о выпускниках лицея, проходящих службу на судах Военно-морского флота, служащих по контракту, занимающих руководящие должности, имеющие знаки отличия и т.д.»).

В год 65-летия Победы лицеисты собирают материал, рассказывающий об участии в войне народов, населяющих нашу страну: «Ради жизни на земле», «Народы России в годы ВОВ».

Каждый год пополняются экспонаты музея. Бывшие выпускники, их родственники передают на вечное хранение фотографии, документы, личные вещи. Сейчас музей насчитывает 352 экспоната.

Итоги краеведческой работы воплощаются в традиционных общелицейских мероприятиях. Цель каждого мероприятия – пробудить в обучающихся чувство милосердия, гуманизма, стремления к красоте, активное участие в общем деле.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ направление деятельности музея находит отражение в учебном процессе, внеклассной работе, организации досуга обучающихся. Музей помогает сформировать высокий нравственный и культурный потенциал, способность корректировать свое общение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение строить свою жизнь гармонично и нравственно. У обучающихся вырабатываются способность к творчеству, появляется потребность в углубленном изучении какой-либо отрасли науки, умение самостоятельно добывать знания (военная история, история медицины, история профессии).

Музей им. Героя СССР Н.В.Грибанова соединяет разные формы внеклассной работы, преследующей общую тенденцию: стремление к системности в работе, к массовому приобщению обучающихся к истории, искусству, к углубленному изучению предметов, интеграции и творческому развитию отдельной личности.

Ежегодно в музее проводятся следующие мероприятия:

  1. Вахты Памяти, посвященные Дню рождения и подвига героя СССР Н.В.Грибанова. На торжественных линейках вручаются грамоты обучающимся, отличившимся в общественной жизни лицея, в спортивных состязаниях, конкурсах. Традиционно проводятся кросс имени Николая Грибанова. Почетную Вахту памяти несут обучающиеся групп судоводителей, помощников механиков у бюста Н. Грибанова, бойцы военно-патриотического клуба «Отечества» несут Вахту памяти у стеллы Николая Грибанова на аллее героев у обелиска воинам, погибшим в годы ВОВ. Лучшие обучающиеся получают стипендию имени героя Советского Союза Н. Грибанова. Благодаря совместной работе с советом ветеранов, ребята встречаются с ветеранами ВОВ, получают возможность лично прикоснутся к подвигу воина победителя, посредством живописных рассказов очевидцев войны. Частыми гостями музея являются Корпакова В.С., Сухоносенко В.И., Деревнин, Рязанцева А.В., Рязанцев В.П., Клавдиенко М.Т., Леньшина Т.И.  Дню скорби и печали (22 июня), Дню Победы;
  2. Традиционные Дни Воинской Славы России. В работе лектория, посвященного дням воинской славы России принимают участие поэты и барды, участники детских клубов «Солнышко», «Росток». Особенно часто на встречу с ребятами приходят поэты В. Зорин, О. Якушева, Л. Пазина, В. Уполовников, В. Горенков, И. Караваев: барды А. Грустливая, О. Иванова.

В эти дни лекторы- экскурсоводы проводят лектории, сопровождающиеся хроникально - документальными фильмами, литературно-музыкальными композициями «Непокоренный Ленинград», «И превращался в пепел снег (Сталинградская битва), «Герои Панфиловцы» и др.;

  1. Уроки мужества «Наш принцип – бескорыстие, наш путь – милосердие» (об Афганистане) и др.;
  1. День героев Отечества, Дни этикета, конкурсы чтецов;
  2. Акции добра, милосердия.

В лицее создана волонтерская группа, которая совместно с Центрами социальной защиты проводит добровольческие акции, помогая ветеранам.

Фонды лицейского музея широко используются в учебно-методической и воспитательной работе лицея:

- при написании сочинений на темы: «История в памятниках», «Мне рассказали о войне», «Каска, пробитая пулей», «Со школьного порога, шагнувшие в войну», «Из семейного архива» и др.;

- при проведении уроков истории и изучении регионального компонента;

- при организации торжественных линеек памяти, посвященных знаменательным датам;

- при подготовке исследовательских работ обучающихся.

Стало постоянной рубрика «Исторический калейдоскоп» проводимая в форме встреч с интересными, известными людьми нашего города. На встречи с ребятами приходят Т.И. Кошелева – заведующая музеем истории города, Ю.Ю. Каргин балаковский краевед, рассказывающие о истории нашего города.

На политических часах, посвященных Дню памяти погибших в техногенных авариях и катастрофах, ребята встречаются с участниками ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС: С.А. Кириловым, К.Н. Бесединым и др.

День Героев Отечества, собирает вместе представителей разных поколений. В музей приходят ветераны ВОВ, вдова героя Советского Союза М.Ф. Ерошкина, Герой Социалистического труда П.Е. Куцаев, воины интернационалисты, исполнявшие воинский долг в Афганистане : В.С. Горенков, И.В. Караваев, пожарные, спасатели.

Город Балаково многонациональный город. Музей им. Н. Грибанова проводит работу по воспитанию молодежи на основе сохранения и укрепления межнационального согласия и культуры мира с учетом специфики многонационального города. Основными формами работы с молодежью при реализации названных задач являются:

  1. организация и проведение встреч с представителями диаспор, землячеств народов, входящих в состав РФ, проживающих на территории Балакова;
  2. поиск, сбор, обобщение материалов об истории жизни, быте, традициях, культуре разных народов;
  3. подготовка радиопередач по местному радио «Народы России»;
  4. выпуск информационных бюллетеней, рассказывающих о жизни, традициях, культуре республик РФ;
  5. подготовка и проведение научно-практических конференций «круглых столов», встреч в «гостиной» с приглашением родственников обучающихся разных национальностей;
  6. переписка с обучающимися лицеев разных городов – столиц республик РФ.

На базе музея проводятся конференции и семинары, направленные на профилактику правонарушений, вредных привычек, наркомании, которые учат умению избегать всего, что может вредить здоровью, адаптироваться и сознательно выбирать здоровый образ жизни. Ежегодно в Балаково Федерация бокса проводит Всероссийский турнир по боксу памяти Н.Грибанова, на котором учрежден специальный приз от ГОУ НПО «Профессиональный лицей №62».

Музей является центром профориентационной работы. Выпускники нашего лицея, занятые в различных отраслях экономики, принимают активное участие в мероприятиях, посвященных традиционным ремеслам России, труду и различным профессиям.

Всю работу по данному направлению координируют и проводят члены лицейского клуба «Память». В дни Воинской Славы они несут почетную вахту памяти у стелы Н. Грибанова на городской аллее Героев, и у бюста в музее. Ежегодно воспитанники лицея с большой патриотической программой выезжают на родину героя в село Брыковка Духовницкого района Саратовской области.

НАУЧНО - ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ направление деятельности музея осуществляется в сотрудничестве с городскими и областными краеведческими организациями, музеями, вузами, центральной библиотечной системой города  на уровне активного участия в городских, областных, краеведческих мероприятиях, конференциях, смотрах, экскурсиях.

Благодаря связи с ЦБС пополняется тематический материал, комплектуются накопительные методические папки, разрабатываются сценарии мероприятий, определяются оптимальные формы проведения.

Привлечение участников художественной самодеятельности (поэтов, бардов исполнителей, вокалистов, художников, музыкантов) способствует тому, что мероприятия приобретают дух проникновенности, возвышенности, чувственности, побуждают самих обучающихся прикоснуться к миру искусства.

Тесное сотрудничество с комиссией по героико-патриотическому воспитанию Совета ветеранов города способствует организации вечеров с участием героев нашего отечества, нашей малой Родины. На встречу с обучающимися приходят ветераны Великой отечественной войны, Герои Социалистического труда, воины афганцы, участники боевых действий в Чечне, участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и др. Прикоснувшись к живой истории, увидев реальных участников разнообразных исторических событий, лицеисты убеждаются: в жизни всегда есть место подвигу.

Музей совместно с военкоматом города проводит конкурсы, викторины, спартакиады допризывной подготовки, Дни призывника, политические часы, повышающие престиж Российской армии и готовящие ребят к службе в рядах вооруженных сил. Эту работу курирует лицейский военно-патриотический отряд «Отечество» (руководитель Странин В.Н.), который несет почетную Вахту Памяти на Посту №1 у Обелиска, воинам - балаковцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

На семинарах методических объединений классных руководителей, научно-практических конференциях, педсоветах обсуждаются планы краеведческой работы, ее перспективы, определяются цели и задачи лицейских музейных мероприятий, заслушиваются классные руководители о краеведческой работе в группах.

Музей координирует взаимодействие с общественными организациями через Интернет, помогая обучающимся и педагогам участвовать в различных патриотический конкурсах.

В 2008 году на областной научно – практической конференции обучающихся была представлена работа «Об истории создания Балаковского коммерческого училища» (Руководитель преподаватель истории Кудлаенко О.А.), в 2009 году - работа «Русский ли дизель?» (Руководитель Чурикова Л.В. – руководитель музея).

В 2009 году в муниципальном конкурсе творческих работ «Имена земляков на мемориальных досках села, города Росси» преподаватели Кудлаенко О.А. и Чурикова Л.В. заняли 2 и 3 места.

Обучающиеся лицея являются лауреатами и победителями Всероссийских и областных конкурсов и фестивалей «Наследники Великой Победы».

С целью обмена опытом актив музея принимает участие во Всероссийских слетах поисковых отрядов и музейных объединений «России верные сыны» в федеральном детском оздоровительно – образовательном центре «Смена» (город Анапа), в ходе которых реализуются образовательные программы: «История Российской профшколы», «Школа поисковика», «Создаем музей».

За активное участие в героико-патриотической работе музея лучшие лицеисты ежегодно награждаются стипендией имени Н.Грибанова, грамотами и ценными призами.

Музейная работа является в настоящее время одной из самых перспективных, так как решает многие проблемы в развитии личности:

- в нравственной сфере: чувство гражданина – патриота, гуманное отношение к окружающему миру, милосердие к людям;

- в социальной сфере: навыки общественной активности, что позволяет стать соучастником происходящего через систему ученического самоуправления;

- в познавательной сфере: позволяет развить творческие способности, навыки исследовательской работы, формирует умение самостоятельно добывать знания;

- в сфере физического здоровья и культуры: решает занятость детей, повышает нравственный иммунитет к наркомании, алкоголизму и другим антиобщественным явлениям.

Итогом многолетней плодотворной работы музея боевой и трудовой славы имени Героя Советского Союза Н.В. Грибанова и всего лицея № 62 является награждение музея за значительный вклад в героико-патриотическую работу Советом ветеранов г.Балаково и Балаковского  района грамотой имени Героя Советского Союза Валентина Кирилловича Ерошкина, а лицей - почетным знаком «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан РФ» коллегией Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве РФ (г.Москва).

Директор лицея Шитов Александр Михайлович в 2007 году координационным советом Калужского областного патриотического объединения поисковых отрядов «Память» награжден за военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения медалью «За вклад в дело увековечивания памяти защитников Отечества Iстепени», в 2008 году - Российским государственным военного историко-культурным центром при Правительстве Российского Федерации г. Москва памятной медалью «Патриот России» и Почетной грамотой «За большой вклад в военно-патриотическое воспитание молодежи и активное участие в организации и проведении мероприятий, связанных с призывом на военную службу в апреле – июле 2008 года» Главы Балаковского муниципального района.

Музей боевой и трудовой славы Имени Героя Советского Союза Н.В. Грибанова – это творческое сотрудничество преподавателей и обучающихся, он соединяет воедино многие поколения преподавателей, мастеров производственного обучения и выпускников разных лет, является многолетним хранителем и продолжателем лучших традиций лицейской жизни.

В настоящее время являюсь руководителем комнаты трудовой и боевой славы МОУ «СОШ с. Натальино» и провожу следующую работу:

дата

Классы

Тема беседы, лекции, экскурсии.

Ответственные

1

04.09.10

1-4

Экскурсия «История села Натальино и к-за им. Карла Маркса»

Монахова Юлия

2

06.09.10

1-4

Экскурсия «История Натальинской школы» (К 67-летию школы)

Корпухин Андрей

3

08.09.10

5-7

Экскурсия «История Натальинской школы» (К 67-летию школы)

Корпухин Андрей

4

10.09.10

8-11

Экскурсия «История Натальинской школы» (К 67-летию школы)

Корпухин Андрей

5

27.09.10

1-4

 Устный журнал -  «Знаменитые выпускники Натальинской школы» (К 67-летию школы)

Петрова Елизавета

6

28.0910

7-9

Устный журнал -  «Знаменитые выпускники Натальинской школы» (К 67-летию школы)

Петрова Елизавета

7

30.09.10

10-11

Устный журнал -  «Знаменитые выпускники Натальинской школы» (К 67-летию школы)

Петрова Елизавета

8

04.10.10

Экскурсия «Жизнь, отданная труду». (О Егорчевой А.Д.)

Потёмкина Александра

9

05.10.10

5-7

Экскурсия «Жизнь, отданная труду». (О Егорчевой А.Д.)

Потёмкина Александра

10

06.10.10

8-10

Экскурсия  «Жизнь, отданная труду». (О Егорчевой  А.Д.)

Потёмкина Александра

11

06.10.10

1-4

Лекция «Учитель в труде и в бою» (О Кузине Я.Г.) Ко Дню Учителя.

Смирнов Алексей

12

08.10.10

5-8

Лекция «Учитель в труде и в бою» (О Кузине Я.Г.) Ко Дню Учителя.

Смирнов Алексей

13

09.09.10

9-11

Лекция «Учитель в труде и в бою» (О Кузине Я.Г.) Ко Дню Учителя.

Смирнов Алексей

14

12.11.10

1-4

Экскурсия «Ветераны педагогического труда».

Монахова Юлия

15

15.11.10

5-7

Экскурсия «Ветераны педагогического труда».

Монахова Юлия

16

16.11.10

8-9

Экскурсия «Ветераны педагогического труда».

Монахова Юлия

17

24.11.10

1-4

Трудовой подвиг жителей с Натальино.

Сарвардинова юлия

18

25.11.10

5-7

Трудовой подвиг жителей с Натальино.

Сарвардинова Юлия

19

26.11.10

8-11

Трудовой подвиг жителей с Натальино.

Сарвардинова Юлия

20

01.12.10

5-7

Видеосалон « Салют, победа!»-Начало контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой.

Некрасов Владимир

21

 02.12.10

8-9

Видеосалон « Салют, победа!»-Начало контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой.

Некрасов Владимир

22

03.12.10

10-11

Видеосалон « Салют, победа!»-Начало контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой.

 Некрасов Владимир

23

27.01.12

5-7

Урок мужества «Город-Герой – Ленинград» (к 67-летию снятия блокады).

Учитель истории

23

28.01

8-9

Беседа «Город-Герой – Ленинград» (к 67-летию снятия блокады).

Горкун Ольга

24

28.01

10-11

Беседа «Город-Герой – Ленинград» (к 67-летию снятия блокады).

Горкун Ольга

25

11.02

1-4

Лекция «Натальинцы на пыльных дорогах Афганистана».

Кузнецов Виктор

26

11.02

5-7

Лекция «Натальинцы на пыльных дорогах Афганистана».

Кузнецов Виктор

27

15.02

8-11

Лекция «Натальинцы на пыльных дорогах Афганистана».

Кузнецов Виктор

28

15.03

1-4

Экскурсия по, вновь созданному стенду «В небе над Балтикой»

Харьковская Ирина

29

15.03

5-8

Экскурсия по, вновь созданному стенду «В небе над Балтикой»

Харьковская Ирина

30

16.03

9-11

Экскурсия по, вновь созданному стенду «В небе над Балтикой»

Харьковская Ирина

31

16.03-25.03

8

Создание проекта «Княжий дар»,участие в муниципальном конкурсе краеведческих материалов «Земля балаковская».

Горкун Ольга

32

04.04

5-7

Экскурсия «Балаковцы – Герои Советского Союза»;

Харламов Александр

33

08.04

1-4

Экскурсия «Балаковцы – Герои Советского Союза»;

Харламов Александр

34

11.04

8-9

Экскурсия «Балаковцы – Герои Советского Союза»;

Харламов Александр

35

15.04

5,6,7

Видеосалон «Салют,победа!»-Разгром советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.

Смирнов Алексей

36

18.04

8-9

Видеосалон «Салют,победа!»-Разгром советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.

Смирнов Алексей

37

20.04

10-11

Видеосалон «Салют,победа!»-Разгром советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.

Смирнов Алексей

38

25.04

6-7

Экскурсия в поисковый центр «Набат». «В списках не значились…» -возрождённые судьбы.

Учитель истории

39

25.04

8-9

Экскурсия в поисковый центр «Набат». «В списках не значились…» -возрождённые судьбы.

Учитель истории

40

25.04

10-11

Экскурсия в поисковый центр «Набат». «В списках не значились…» -возрождённые судьбы.

Учитель истории

41

04.05

6-7

Лекция «Война в судьбе простого человека».

Потёмкина Александра

42

04.05

8-9

Лекция «Саратов – прифронтовой город»;

Петрова Елизавета

43

06.05

10-11

Лекция «Саратов – прифронтовой город»;

Петрова Елизовета

44

07.05

1-2

Экскурсия «Война в судьбе простого человека».

Карпухин Андрей

45

07.05

3-4

Экскурсия «Война в судьбе простого человека».

Карпухин Андрей

46

07.05

5

Экскурсия «Война в судьбе простого человека».

Карпухин Андрей

47

09.05

1-5

Презентация проекта «Я – ведомый»

Монахова Юлия

48

09.05

6-9

Презентация проекта «Я – ведомый»

Монахова Юлия

49

09.05

10-11

Презентация проекта «Я – ведомый»

Монахова Юлия

Отчёт работы комнаты трудовой и боевой славы за 2010-2011 учебный год.  

Необходимость дополнительного образования сегодня обусловлена новыми требованиями к интеллектуальному потенциалу человека, в полной мере заявившими о себе на рубеже XX и XXI веков.

В духе современных требований образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Образовательный процесс должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие обучающегося, раскрытия его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

Я убеждена, что решить вышеуказанные задачи может помочь музейное дело. Знания в области отечественной культуры, знакомство с историей и традициями родного края, изучение жизни и деятельности знаменитых земляков помогает понять и объяснить многие страницы истории. К.Д.Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и построенное на народных началах, имеет воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов». Вся работа комнаты трудовой и боевой славы строилась с учетом возрастного критерия, при поэтапной реализации действующей программы «Истоки», главная цель которой - создание оптимальных условий для преподавателей и обучающихся в использовании краеведения при обучении и воспитании юного поколения, и решала следующие задачи:

  1. воспитание у обучающихся чувства патриотизма, любви к Родине, гордости

за её прошлое;

  1. стремление участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества;
  2. формирование у лицеистов исследовательских навыков, научного мышления, умение создавать компьютерные программы;
  3. объединение обучающихся на принципах самоуправления.

Для учащихся начальной школы знакомство с комнатой трудовой и боевой славы осуществлялась на уровне пассивного восприятия через посещение мероприятий, прослушивание и обсуждение определенных краеведческих тем, через встречи, экскурсии. Обучающиеся исследовали то, что их окружает, изучают родословную своей семьи, своего дома, посетили  экскурсии «История села Натальино и к-за им. Карла Маркса», Экскурсия «История Натальинской школы» (К 67-летию школы), лекцию «Учитель в труде и в бою» (О Кузине Я.Г.) Ко Дню Учителя и др.

Для учащиеся основной школы предполагалось  активное восприятие и участие в работе комнаты трудовой и боевой славы. Обучающиеся готовили небольшие исследовательские работы по родословной своей семьи, изучают историю школы через экскурсии и знакомство с архивом музея, выполняли разовые поисковые задания, поздравляли с праздниками ветеранов. Со второго полугодия воспитанники готовились и проводили экскурсии по стендам комнаты трудовой и боевой славы, участвовали  в подготовке тематических классных часов в  начальной школе, выполняют поисковые здания, собирали  материалы по истории улиц села, воспоминания старожилов, материалы для очерков об известных людях города: о ветеранах, спортсменах, учителях, врачах и т.д. Принимали участие в подготовки и проведении экскурсии «Ветераны педагогического труда», Трудовой подвиг жителей с Натальино, в посещении Видеосалона « Салют, победа!»-Начало контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой и др.

Старшеклассники  подготовили  беседу «Город-Герой – Ленинград» (к 67-летию снятия блокады), лекцию «Саратов – прифронтовой город»; Видеосалон «Салют,победа!»-Разгром советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве и др., занимались исследовательской работой, обобщали имеющиеся материалы в комнате трудовой и боевой славы проводили исследования по определенной краеведческой теме, изучали историю родного края, участвовали в научно-практических школьных (Проект-полёт к звёздам А.Карпухин) и муниципальных конференциях (21 век: События, люди. Наследие П, А. Столыпина. Автор Монахова Юлия).Участвовали в конкурсе краеведческих материалов «Земля балаковская», проводимого на базе музея истории города Балаково с проектом «Княжий дар».

 

Чурикова Людмила Викторовна.

Руководитель по организации работы  комнаты трудовой и боевой славы.

Воспитание ребят, любящих свою землю, свой народ, готовых к защите Отечества не только в боях, но и своим трудом, учёбой, добром и бережливостью – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если педагог, будет выполнять её с любовью, добротой и не забывать мудрые  слова: «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнять знаниями, а факел, который нужно зажечь».                                                                                                    

Всю вышеуказанную работу направляю на реализацию методической темы: «Воспитание гражданственности и исторического мышления на уроках и во внеурочное время».

   

 Раздел 4. «Научно-методическая деятельность».

Обучение обществознанию и правоведению осуществляется на основе комплекса учебно – методической литературы, допущенного Минитерством образования и науки РФ и включённого в Федеральный перечень учебников и учебных пособий, в соответствии с образовательными стандартами по обществознанию и правоведению. В учебно – методический комплекс входят:

- прогрраммы по обществознанию и правоведению;

- учебники:«Обществознание» 10-11 класс. Под редакцией Л.Н.Боголюбова.

                   «Правоведение» 10-11 класс. Под редакцией А.Ф. Никитина;

- «Хрестоматия по обществознанию».Под редакцией Л.Н.Боголюбова.

- «Поурочные методические разработки» Под редакцией Л.Н.Боголюбова.

Знания в области общественных наук особенно нужны представителям среднего класса. Выпускники лицея пополняют ряды высококвалифицированных рабочих страны. Воспитание гразжданственности, формирование исторического мышления на уроках обществознания и правовединия одна из первостепенных задач, являющаяся неотъемлемой частью многогранной, глубокой темой, над которой работает педагогический коллектив ГОУ НПО «ПЛ-62»: развитие личности, способной к самовоспитанию и самообразованию, воспитание на традициях лицея, способной к творчеству, уважающей себя и других.

Работая над своей методической темой на уроках обществознания и правоведения, процесс обучения осуществляю в три основные этапа.

Главная задача первого ( ознакомительного ) этапа – формирование представления о значимости личности в жизни общества. (Эта задача сохраняется и на последующих этапах).

Второй этап – просветительский. Здесь происходит овладение основной массой знаний.

Третий этап – практико – ориентирующий. Обучающиеся овладевают умениями реализовывать полученные знания.

Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года предполагает переход образования от формально – знаниевой к личностно – деятельной парадигме. Она определяет и новое качество обучения: формирование практических навыков получения, анализа информации; способность к самообучению; самостоятельную работу и возможность самоорганизации обучающихся. Процесс освоения обучающимися общеучебных и специальных умений, применяю поэтапно:

  1. информационные умения формирую посредством поиска приобретения знаний из различных видов источников, письменной фиксации (составление плана, опорного конспекта, тезисов).
  2. сравнение и анализ источников, реконструкция и интерпретирование событий.

                                                                                                                           приложение__    

Важнейшей формой воспитания гражданственности является работа с источниками и документами. Лучшему осмыслению документа способствует знание той исторической эпохи, когда был создан документ, прежде всего – духовного кантекста времени.

Организовываю работу так, чтобы обучающиеся не только извлекли необходимую информацию, но и повозможности сделали лингвистический анализ текста. При этом учитываю современный источниковетческий подход, в основе которого система отношений «человек – источник – человек»; один человек общается с другим непосредственно, а опосредованно, с помощью источника, созданного этим «другим» и отражающего его личность. Работа с документом даёт большие возможности для использования личностно – ориентированного подхода. Целевые установки направленны на:

  1. Формирование системы научных знаний и освоение способов человеческой деятельности на основе актуализации и «окультирования» их субъективного опыта.
  2. Содействие в формировании Я – концепции ,развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самовоспитания.

Иногда текст учебника не совпадает по смыслу с документом, это позволяет выработать собственное отношение к изучаемому факту.

Большое значение уделяю работе с текстом учебника, намечающим контуры проблемы, которую предстоит усвоить.  Поистечению небольшого изложения сведений, дальнейшее обсуждение организовываю в форме беседы, дискуссии в группах и т.п.Связанный текст «готовит», «наполняет» сознание, а задание даёт толчок реализации новых знаний, способствует формированию ассоциаций и актуализации жизненного опыта .                                                                  приложение__  

Приступая к процессу освоения обучающимися знаний,

создаю мотивационную базу , предлагаю ситуацию,

когда ученик осознанно захочет овладеть конкретным способом учебной

деятельности (например, попытаться самостоятельно сформулировать

тему урока).                                                                                                       приложение__

Используя различные формы мотивации:

- чтение басни;

- чтение отрывка литературного произведения;

- приём «телетайп» (мини -  информация)

-приём «информ – дайджест» (краткие, яркие сообщения на

определённую тему)

                                                                                                                            приложение__

В помощь обучающимся предлагаю сведения о способах учебной

деятельности: правил, памяток, алгоритмов, описывающих процедуру

 работу над формированием того или иного умения.                                   приложение__  

Показываю образцы выполнения задания, в ходе которого формируется

тот или иной учебный навык (например, составление схемы «Система

высших органов власти в РФ»)                                                                      приложение__  

Требую выполнения действий самими обучающимися с опорой на имеющийся образец повторения в течение нескольких уроков, пока умение полностью не закрепится.

При работе с понятиями и определениями использую методику глоссарного

обучения.                                                                                                           приложение__    

Изначально формирую три пакета с понятиями и определениями.

  1. «Знания» - содержит материал, по которому три раза и более даны правильные ответы.
  2. «Учение» - содержит материал, по которому даны правильные ответы один, два раза.
  3. «Незнание» - содержит материал, по которому не дано ни одного правильного ответа и новый материал.

При очередном цикле заучивания, обучающийся достаёт понятия и определения из пакета «Учение», раскладывает лицевой стороной вверх, читает, запоминает, перемешивает и т. д. Полоски после заучивания перекладываются в пакет «Знания»,пакет «Учение» пополняет материал из пакета «Незнание».Количество повторов заучивания индивидуально.

При изучении обществоведческого курса стремясь индивидуализировать  процесс обучения, предлагаю различные задания:

- выбрать задание по степени сложности;

-найти в словарях объяснение непонятных слов;

-подготовить сообщение, доклад, реферат, презентацию;

- написать эссе;                                                                                                   приложение__  

Использую творческие задания – трененги, нацеленные на самопознания. Предположим, тренинг «Познай людей и самого себя», обучающееся знакомятся с афоризмами , высказываниями, фактами. Посредством такого рода заданий решаю важную методическую задачу (перевода изученных сведений в личностную сферу каждого обучающегося). Этот метод используется в рамках методики критического мышления, которое означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развиващееся путём наложения новой информации на личный жизненный опыт. Критическое мышление – это отправная точка развития творческого мышления.                                                                                     приложение__    

Большое значение уделяют самостоятельной работе обучающихся по выполнению заданий на основе сформировавшихся знаний и умений. Использую тестовые задания, карточки – задания, творческие задачи, семинары, практикумы, круглые столы.

                                                                                                                              приложение__  

Акцентирую внимание на важности умения самостоятельно работать. Обьясняю, что умения и навыки для любого человека важны и обязательно пригодятся в изучении других предметов и в жизни. Почёркиваю, что человек может со временем что – то забыть, но человек, умеющий работать самостоятельно, может, используя умения, найти материал, восстановить забытое и обогатить свои знания.Особое внимание при подготовке самостоятельных работ обращаю на краеведческий материал.

Среди разнообразных направлений развития новых педагогических технологий наиболее адекватным целям обществоведческого образования считаю и применяю:

- обучение в сотруднечестве (Cooperative Learning);

-  анализ конкретных ситуаций (Case – studies);

- метод проектов;

-  критическое мышление.                                                                     приложение__  

Во всех используемых мной технологиях применяю возможности рефлексии.

Интересным видом рефлексии считаю методику составления синквейнов, с помощью которых обучающиеся имеют возможность резюмировать информацию, излагать, сложные чувства и представлять их в нескольких словах. Этот вид деятельности требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

Синквейны очень полезны в качестве:

  1. инструмента для синтезирования сложной информации;
  2. средства оценки понятийного  богажа обучающихся;
  3. средства творческой выразительности.                                                приложение__  

 

 Применяя метод анализа конкретных ситуаций решаю задачу формирования возможности применять теоретические знания на практике. Перенести умения из стандартной учебной ситуации в новую, требующую творческого развития сформированных навыков.Выполняя задачу правового самопознания , использую метод моделирования типичных жизненных ситуаций. Например, при изучении темы «Избирательное право», знакомясь с принципами демократических выборов, предлагаю выступить в роли политических наблюдателей и выявить, какие принципы нарушены.

                                                                                                                              приложение__

Использую опережающие задания, вопросы на логическое, историческое мышление.

-Как сделать мир добрее ?

-Какие существуют у каждого обязанности перед обществом и государством?

-Должны ли существовать разумные ограничения личных прав и  свобод?

-Возможна ли для человека абсолютная свобода. Если да, при каких условиях?

                                                                                                                 приложение__

Наряду с обучением правовым знаниям, большое внимание уделяю морали,добиваюсь чтобы обучающиеся строили в соответствии с ней своё поведение. Для этого предлагаю проблемные моральные ситуации, позволяющие анализировать, принимать нравственные решения.

Анализ проблемной моральной ситуации предполагает осознания главного её противоречия, поиск разных вариантов решения проблемной моральной ситуации, рассмотрение последствий (метод этического прогнозирования).

Обучающиеся взвешивают в каждом варианте все «за» и «против» и выбирают оптимальный  вариант разршения ситуации. Такой анализ необходим для формирования нравственных убеждений.                                          приложение__                                            

Использую метод «коллективного думания». Считаю недопустимым резкую критику, категорическое отрицание высказываний обучающихся,даже если они неверны. Например, в ходе обсуждения вопроса: «нужно ли участвовать  в выборах?» ученик категорически высказался против надобности этого политического явления. В следствие была проведена индивидуальная работа, мнение обучающегося изменилось.

                                                                                                                             приложение__   Использую метод «этического словаря». Обучающиеся записывают определения нравственных понятий, высказывания выдающихся людей, выдержки из литературных произведений, свои вопросы, реализуя метод «интеграции обучения»:

- проанализировать отрывок из повестей: В. Быкова «Марко и Василь», А.Маресьева «Серьёзная проверка» , В. Синькова «Индивидуалист», В.Закруткина «Матерь человеческая»;

-выдержки из уголовных дел, где фигурантами являются подростки.         приложение__  

Накапливаю опыт в практике многоступенчатой системы интерактивных методов, состоящей из:

-сенсорного восприятия;

-навыков общения;

-диалога-дискуссии;

-ролевой игры;

-имитационной игры;

-жизненной практики;

Знакомство с правилами следования социальным ролям в достижении общих целей при исследовании проблемы.Возникающее в результате ролевой игры целостное представление о проблеме служит основанием для общей дискуссии и понимании её многосторонности.Происходит не столько приращение фактического знания, сколько умения согласованных действий при решении проблемы.В этих играх, следуя ролям на основе жёсткого сценария, участники должны « превзойти себя и обстоятельства, действуя в пределах игры» , решить поставленную проблему в несколько периодов, принимая решения и получая каждый раз отклик внешней среды, включая новые обстоятельства и оценивая последствия от принятых ранее решений .

                                                                                                                 приложение__                  

                                                                                                   

Современный урок не мыслим без педагогического дизайна:  приведённого в систему использования знаний( принципов) об эффективной учебной работе (учении и обучении) в процессе проектирования, разработки, оценки и использования учебных материалов.При подготовке материала к сопровождению урока учитываю требования, предъявляемые к наглядности:

 -узнаваемость наглядности, которая должна соответствовать предъявляемой письменной или устной информации;

-динамика предъявления наглядности;

-продуманный алгоритм видеоряда изображений;

-оптимальное количество предъявляемых изображений на экране.

                                                                                                                            приложение__

С целью контроля знаний, наряду с контрольными и самостоятельными работами, применяю тестовые задания,как для выявления качества знаний по теме ,так и итоговой аттестации . Задания направлены на :

-умения использовать понятия для оценки событий и явлений;

-знания важнейших политических институтов, их отличительных признаков и свойств;

-умения на основании приведённых характеристик распознать важнейшие идейно-политические течения современности;

-умения распознать основные типы избирательных систем;

-умения различать и давать характеристику ведущим тенденциям политического развития современной России.

Наиболее высокие показатели выполнения 70-80%  достигнуты при решении задач на выявление особенностей полномочий государствеенных органов и роли права в правовом государстве.Самые низкие показатели  выполнения 25-30% отмечены в заданиях на раскрытие механизма системы сдержек и противовесов в демократическом правовом государстве.Однако, подобные задания отличает и самая высокая дифференцированная способность, позволяющая чётко отделить слабого ученика от сильного 55-65%.

                                                                                                                      приложение  __            

 

Все вышеизложенные приёмы, педтехнологии неоднократно обсуждались на методических объединениях, демонстрировались мной на практике во время проведения методических конференций,конкурсов, семинаров местного, регионального и областного уровня.

Раздел № 5. «Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для повышения качества образовательного процесса»

Овладела программой intel «Обучение для Будущего».

                                                                                                    приложение__

 Использую в ходе учебно- воспитательного процесса проектный метод и создание презентаций.                                                            

                                                                                                     приложение__

__                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио учителя истории и обществознания

Портфолио учителя истории и обществознания содержит следующие разделы:1. Основные сведения2. Статус учителя3. Личная карта учителя4.  Профессиональная автобиография5. Награды и поощрения6. ...

Электронное портфолио учителя истории МБОУ СОШ с.Скатовка Байнуреновой Елены Ивановны

Электронное портфолио  учителя истории МБОУ СОШ с.Скатовка Байнуреновой Елены Ивановны  для аттестации на 1 категорию...

Портфолио учителя истории, обществознания, мировой художественной культуры и информатики.

Материалы дают анализ-описание моей работы в качестве учителя МОУ Озерской СОШ Чердаклинского района Ульяновской области за последние 5 лет по разным направлениям:Общие сведения об учителеСведения о р...

Портфолио учителя истории и обществознания Григорьевой И.Ю.

Портфолио учителя истории и обществознания Григорьевой И.Ю...

Портфолио учителя истории и обществознания Янкавцевой Ю.А. - 2013 год

В моем портфолио - итоги работы в школе № 24 за 2009 - 2013 учебные года...

Портфолио учителя истории и обществознания

Данное портфолио за период моей работы 2013-2014 учебный год, где отражена динамика качества обученности, динамика индивидуальных показателей  учащихся,  а также результаты диагностик....

Электронное портфолио учителя истории и обществознания Козловой Любови Ивановны

ПОРТФОЛИОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИучителя истории и обществознания Козловой Любови Ивановны...


 

Комментарии

Чурикова Людмила Викторовна

Обобщение опыта работы с приложениями, презентация на тему "Использование методики критического мышления на уроках истории и обществознания"