Работа как учителя химии и классного руководителя
статья по теме

Корикова Елена Александровна

Анализ работы как учителя химии и классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivaciya_k_izucheniyu_himii.rar146.89 КБ
Файл rabota_klassnogo_rukovoditelya.rar121.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

                                                   

                    «Результаты исследования мотивации школьников

                        к изучению  химии»

                                                               

            Цель моего исследования -  проверить уровень сформированности мотивации школьников к изучению химии, выявить как влияет рост мотивации на успеваемость и качество знаний учащихся, исследовать развитие познавательного интереса к предмету.

           Для достижения цели исследования мной были поставлены следующие задачи:

  1. Повысить познавательный интерес к химии через выполнение исследовательских работ, создание проектов, презентаций;
  2. Выделить аспекты учебного содержания, на основе которых возможно развитие мотивации изучения химии;
  3. Предложить конкретный методический подход изучения состояния и развития мотивации, доступный для внедрения в школьную практику.
  4. Создание условий для развития мотивации через отбор  содержания обучения, которое раскроет учащимся значение знаний по химии в понимании окружающего мира, грамотного природоиспользования
  5. Формировать положительное эмоциональное  отношение к учебе, демонстрируя процесс познания как ценность для каждого человека.

            Для изучения мотивации учащихся я использовала  социологические опросы, анкетирование. Для того, чтобы выявить уровень сформированности у учащихся  мотивации к достижениям, я использовала опросник А.А. Реана  «Мотивация успеха и боязнь неудач». Он удобен при обработке полученных результатов, так как  позволяет использовать  тест в качестве экспресс – диагностики. Опросник дает возможность наблюдать изменения в развитии у школьников  мотивационных полюсов  на успех и неудачу.

           Инициатором проводимого исследования  являлось школьное методическое объединение учителей химии, биологии, географии, которое работает над проблемой: «Формирование  мотивации школьников на уроках химии, биологии, географии». В связи с этим на протяжении нескольких лет ведется мониторинг по изучению роста мотивации к  данным предметам.

           Говоря о мотивации изучения химии, нужно отметить, что время диктует важность качественных знаний, умений и навыков. Введение в качестве итоговой аттестации в 11 классе экзамена по химии в форме ЕГЭ дает учащимся задуматься и оценить важность серьезного изучения химии.

          Респондентами проводимого исследования являлись учащиеся 8 – 11 классов и их родители на протяжении последних четырех лет.

           Данное исследование  я провожу   два раза в год: в начале учебного года и в конце учебного года.

                                            Результаты мониторинга:

                Диаграмма 1  Диагностика мотивации школьников (%)

                                            (опросник  А.А.Реана)

   

 

 

Таблица 1  Результаты анкетирования

 

Вопросы

2005/2006

2006/2007

2007/2008

Является ли химия трудным предметом?

84

72

53

Испытываете ли вы страх перед уроком химии

79

43

36

Нравиться ли вам выполнять практические работы и проводить лабораторные опыты?

57

63

69

Хотели бы вы посещать дополнительные занятия?

23

31

37

Считаете ли вы, что необходимо увеличить  число часов  на изучение химии?

20

27

39

Нравиться ли вам составлять проекты,  заниматься                                       исследовательской деятельностью?

52

65

68

Хотели бы вы узнать что то новое о химии?

44

47

59

               Данное анкетирование показало, что при дальнейшем изучении химии у школьников появляется  познавательный интерес к предмету. Кроме того увеличилось число учащихся, занимающихся проектной деятельностью, принимающих участие в школьных и районных олимпиадах, что способствует  росту мотивации школьников

Диаграмма 2                                                                          Диаграмма 3

                                                                                 

1                             2

1 – Процент успеваемости

2 – Качество знаний

               

         Некоторое снижение качества знаний произошло в 10 классе,  что можно объяснить переходом на изучение органической химии. У учащихся нет еще  твердой базы  знаний по данному предмету.

                  Процесс повышения мотивации школьников к обучению, я реализую через личностно - ориентированный подход к учащимся. Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность. Применяю  химические знания для объяснения явлений, наблюдаемых в повседневном личном опыте учащихся. Проведение исследовательской работы тоже приводит к устойчивому познавательному интересу к химии. Увеличилось число учащихся, которые выбирают курсы предпрофильной подготовки по моему предмету. Это приводит к повышению уровня активности школьников и повышению  качества знаний.

 

Диаграмма 4  Динамика роста числа слушателей предпрофильных курсов

     

Повышение познавательного интереса к предмету, а так же рост мотивации обусловили повышение качества знаний и степени обученности учащихся.

            Диаграмма 5 Результаты обучения школьников за 2005- 2008 г.

Таким образом, личностно – ориентированное обучение позволило развить познавательный интерес, повысить мотивацию учащихся к предмету, что привело к повышению качества знаний учащихся. По результатам проведенного исследования появляется возможность сформировать у школьников не только устойчивый интерес к предмету, но и побуждает  учеников к самостоятельному поиску знаний, развивать умения, навыки.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                 

                                       

 «Результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя»

После окончания  Оренбургского Государственного педагогического института  имени В.П. Чкалова я пришла работать в среднюю школу №5 города Соль- Илецка. В данный момент это Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№5 города Соль-Илецка». За эти годы  мною сделано два выпуска. С 1998 по 2000 годы занимала должность  заместителя директора по воспитательной работе,  была руководителем  школьного методического объединения классных руководителей. В настоящее время -  классный руководитель 6В класса

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается мной как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе  общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском, профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности. Это и есть цель моей воспитательной работы с учащимися

.Моя программа воспитывающей деятельности  представляет собой  принципы организации воспитания:

           сохранения и укрепления здоровья, гуманистической направленности, экологического воспитания, эффективности социального взаимодействия, общечеловеческих ценностей, .патриотического воспитания, концентрации воспитания на развитие социальной и культурной компетентности личности

В проектировании воспитательной работы я использую  различные методики аналитико-диагностической деятельности (тесты Н.Е.Щурковой, методики исследования С.М.Петровой, П.В.Степанова, Д.В.Битинаса  Д.В.Григорьева, А.А.Андреева) Таким образом, я расширяю знания о возможностях классного коллектива.

Воспитательную работу планирую по основным направлениям  со своими воспитанниками, но вместе с тем уделяю внимание развитию дополнительного образования, социальной защите, формам свободного общения. Вся проведенная работа отмечается в дневнике классного руководителя.

                                                         Диаграмма 1                                                            

В работе с классным коллективом сочетаю традиционные формы  (беседы, диспуты, часы общения, встречи с интересными людьми и т.д.) и новые методы: тренинги общения, игровые педагогические технологии, проектные технологии.

Воспитательную работу в классе невозможно представить без ученического самоуправления. Целью самоуправления в классе я  ставлю воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности и всего общества. Старшеклассники имеют свои конкретные обязанности, стимулируется самостоятельная деятельность и инициативность учащихся, формируется  классный коллектив, анализируется результативность работы актива класса, поддерживается инициатива в планировании и самостоятельном проведении мероприятий.

Совет класса

                                       

Министерство образования

Министерство вещания

Председатель совета класса

Министерство

культуры

Министерство по патриотическому воспитанию

Министерство по    физической   культуре

Экологический комитет

Комитет по изучению родного края

Основное внимание я уделяю изучению индивидуальных особенностей учащихся выделению групп по интересам, которые формируются потом  в министерства. Деятельность классного самоуправления распространяется не только на жизнь школы, но и на  городской и районный социумы.  Учащиеся класса: Шариповы Эльмира и Эльвира  были награждены  районными грамотами  за активное участие в молодежной политике Соль - Илецкого района, Эльвира удостаивалась диплома 3 степени   за участие в районном конкурсе «Храбрый портняжка 2006», получала благодарственное письмо  за участие в областном конкурсе рисунков « Перекресток». Суюпова Эльмира, Максорова Анна,  Мазитов Ильяс, Айгазиева Динара, Кушкурбаев  Азамат принимали участие в городских, районных, конкурсах, где занимали призовые места. Рисунок Шариповой Эльвиры вошел в сборник стихотворений «Детский лепет», который был выпущен в 2004 году в городе Соль – Илецке. Так же с ребятами мы занимались благоустройством родника «Дворянский колодец», который является памятником природы  нашего города.

Диаграмма 2

 

Семья – это часть общественной системы. Поэтому главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей,  по моему мнению, является просвещение родителей  по вопросам психологии и педагогики, всестороннее изучение менталитета каждого родителя. Лучшие помощники  в деле воспитания – это члены родительского комитета. Состав его ежегодно меняется. В состав родительского комитета входят 4 человека; ни один родитель не остался в стороне от классных дел: они ходили с нами в походы, организовывали  экскурсии в музеи города Оренбурга, поездки в Оренбургский театр  драмы, музкомедии.  Семья  Шариповых принимала участие в районном конкурсе « Наша дружная семья», где была награждена дипломом первой степени. Мамы и папы участвовали в конкурсах, которые  готовили их дети: это праздники 8марта, 23 февраля, день матери и другие. Поэтому неслучайно  они были делегатами районных родительских конференций, как самые активные родители школы.

Спокойствие, доброжелательность, заинтересованность, уважение - мой принцип общения с родителями. На основании социологического  опроса родителей  видна работа классного руководителя:

Диаграмма 3                                                           Диаграмма 4                                                              

                                                                                                     

       На протяжении последних трех лет я проводила мониторинг комфортности учащихся  в классном коллективе, учитывались и мнения родителей. Всего приняло участие  в исследовании 25 учащихся и 29 родителей.

           Диаграмма 5 Мониторинг комфортности учащихся в классном коллективе

         

       

       

             

Обобщение опыта  классных руководителей  проходит  в нашей школе ежегодно. В последние 3 года я работала над принципом патриотического воспитания и  занималась экологическим воспитанием учащихся. Формы отчета: открытый классный час на  районном семинаре « Молодежные группировки», доклад на школьном методическом объединении классных руководителей «Роль деятельности классных руководителей в повышении уровня развития классного коллектива и воспитанности каждого школьника». Доклад на педагогическом совете «Значение изучения личности учащихся в совершенствовании работы по их нравственному воспитанию», выпуск  буклетов « Выбор профессии», внеклассное мероприятие «Минеральные богатства нашего края», урок мира « Я причастен к России».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у школьников готовности к осознанному выбору и профессиональному самоопределению как одно из направлений деятельности учителя биологии и классного руководителя

В тексте описываются приемы, используемые на уроках биологии и в деятельности классного руководителя для работы с учащимися по их дальнейшему профессиональному самоопределению. Так же представлены цел...

Взаимодействие учителя - предметника и классного руководителя.

Статья содержит рекоендации по выработке стратегии сотрудничества учителя - преметика и классного руководителя....

Описание опыта работы Борисовой Елены Ивановны, учителя физики математики, классного руководителя 11 класса МКОУСОШ № 38 г. Тулы

В своей профессиональной деятельности учитель играет две роли, жизненно необходимые каждому ребенку – это учитель предметник и учитель – воспитатель....

План работы учителя математики и классного руководителя с родителями учащихся 10 "В" класса.

План работы учителя математики и классного руководителя с родителями учащихся 10"В" класса на 2015-2016 учебный год....