Владение педагогическим анализом.
материал по теме

В работе представлен опыт самоанализа педагогической деятельности учителя русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon no2.zip15.95 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №2

Владение педагогическим анализом.

  Я , Васильева Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы высшей категории муниципального бюджетного  образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №37», 1961 года рождения, окончила в 1986 году Кемеровский государственный университет. В СОШ  №37 работаю с 1993 года. Мой педагогический стаж составляет 25 лет. В своей практике имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и уровня подготовленности, в том числе с учащимися классов компенсирующего обучения. Начиная с 1995 года, работаю в профильных классах гуманитарного направления .В данный момент преподаю в 10 классе.

     Работаю по государственной программе Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденной для гуманитарных  классов общеобразовательных учреждений. В 10-11 классах использую программу под редакцией В. В. Бабайцевой. Обучение по литературе в 10-11 классах веду по программе под редакцией В.Я. Коровиной.   Каждой программе соответствуют свои учебники.

Русский язык:

10-11 класс – Бабайцева В. В. Русский язык.10-11кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений филол. профиля/В. В. Бабайцева.-6-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2009.

Литература:

10 класс – Литература 10 кл. Учебн. для общеобразоват. Учреждений  .  Профильный уровень. В 2 ч./В. И. Коровин, Н. Л. Вершинина и др.; под ред. В. И. Коровина.-10 изд.- М.: Просвещение,2010. 11 класс – Русская литература XX века. Учеб. для общеобразоват. учреждений . В 2 ч./сост. Е. П. Пронина; под ред.  В.П. Журавлев а.-12 изд.-М.: Просвещение ,2009.

     Основная цель моей педагогической деятельности – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. Достижение этой цели  вижу возможным  через эффективное построение учебного процесса , применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся; через привлечение школьников к исследовательской работе по предмету, к участию в различного рода конкурсах и олимпиадах.

     Как учитель-филолог , считаю,  что главная задача моей педагогической деятельности - не только дать определённую сумму знаний  (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить своим ученикам русскую и мировую литературу, как сокровище общемировой культуры), но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.            

     Владею современными методами психолого-педагогической диагностики и применяю их в практической деятельности; знаю базовый компонент содержания русского языка и литературы; глубоко понимаю концепцию школьного курса русского языка и литературы, его ведущие идеи, структуру содержания, логику построения. Уровень теоретических знаний позволяет мне оценивать действующие программы, адаптировать их к конкретному классу, обосновав целесообразность корректив, разрабатывать различные варианты уроков на основе этих программ, осуществлять поиск оптимального отбора содержания учебного материала, его структурирования, распределение учебных часов.

     Успешно применяю современные педагогические технологии (уровневая дифференциация обучения, групповые технологии, личностно-ориентированное обучение: система Е.Н Ильина, проблемное обучение, лекционно-семинарская система обучения, использование информационно-коммуникационных технологий, технология игровых методов, ролевых и деловых игр, интегрированные уроки обучения), реализую в соответствии с данными технологиями активные методы обучения.

     В своей педагогической работе использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, парную, групповую, коллективную.

     Владею мониторингом качества образования по русскому языку и литературе, на своих уроках широко применяю разнообразные формы контроля и оценки знаний учащихся: тестирование, перфокарты, срез знаний, самостоятельные и контрольные работы. Для более прочного усвоения знаний, навыков использую различные карточки: консультации, опорные конспекты, таблицы, схемы, образцы. Нетрадиционные формы проведения урока стимулируют деятельность учащихся, поэтому я использую уроки-лекции, семинары, путешествия, практикумы, уроки в форме деловой игры. На таких занятиях создаю условия, которые позволяют всем учащимся реализовывать свои интеллектуальные возможности. Большое значение придаю самостоятельной работе учащихся.

 Каждый свой урок стремлюсь проводить на высоком методическом уровне, учитывая индивидуальные особенности и уровень подготовленности учащихся, постоянно ищу новые формы обучения, позволяющие увлечь детей. Владение современными образовательными технологиями помогает мне избежать стереотипности и монотонности процесса обучения, что способствует развитию у учащихся любознательности, самостоятельности, активности, творчества. Приходя на урок, хочется, чтобы ученики стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали. Приняв как аксиому тезис « человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, то есть научиться, развиться, воспитаться», я понимаю, что мне нужно создать условия, при которых у учащихся появляется потребность « включения» в активный процесс познания. Мне удается этого достичь путем использования технологии проблемного обучения.

   Постоянно совершенствуюсь в своей профессиональной деятельности.  В межаттестационный период повышала своё профессиональное мастерство в различных формах: через самообразование, курсы повышения квалификации, дистанционное обучение, что позволило мне осознать, что наше время востребует нового человека – исследователя , а не простого исполнителя. Сегодня обществу нужен человек-творец, умеющий самостоятельно и критически мыслить, способный видеть и творчески решать возникающие проблемы. На решение этой задачи направлена Программа развития нашей школы, в разработке которой я принимала активное участие, изучая и применяя новые технологии обучения, читая методическую литературу, предметные журналы «Русский язык в школе», «Литература в школе», газету «Литература» (приложение к газете «Первое сентября»), литературу по психологии, педагогике. Являюсь членом сообщества учителей русского языка и литературы на сайте http://it-n.ru (сеть творческих учителей), членом профессионального сообщества педагогов на сайте http://metodisty.ru/ («Методисты»), членом сообщества «Педагогический мир»,в котором имею публикации.

     В моем педагогическом арсенале – многообразие видов нестандартных уроков (уроки-диспуты, уроки-путешествия, уроки-соревнования, проблемные уроки, а в старших классах – лекционно-семинарская система обучения), накопленный за годы преподавательской деятельности богатый дидактический и наглядный материал.

     Много лет работала над проблемой «Личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка». Но в последнее время возрастает доля уроков информационно-коммуникативных технологий. Поэтому основной темой самообразования считаю «ИКТ на уроках русского языка и литературы». Я активный пользователь Интернет - технологий. Широко использую возможности компьютера в учебном процессе: провожу уроки с использованием компьютера и уроки компьютерной поддержки (  тренажеры, Интернет). Все это позволяет не только развивать, но и совершенствовать творческий потенциал каждого ученика, добиваться более высокого уровня знаний, умений и навыков учащихся по предмету, прививать любовь и интерес к родному языку и литературе.

     Важное место в деятельности учителя занимает развитие самостоятельности суждений школьников. Поэтому стремлюсь не сообщать знания в готовом виде, а построить урок так, чтобы их усвоение происходило в процессе поиска, размышления, дискуссии, на основе проведения наблюдений. На обсуждение выносятся проблемные вопросы, требующие аргументированных ответов, обоснования своей точки зрения.

Знакомлю учителей с новинками образования и оказываю помощь в работе. Делюсь опытом с коллегами по основным вопросам образования: «Профильные элективные курсы», «Методика преподавания элективных курсов в профильных классах».

    Из года в год показываю стабильно высокие результаты качества обучения детей. В период с 2006 по 2011 год качественный показатель обучения находится в пределах 56-96%, учащиеся демонстрируют высокий уровень знаний на итоговой аттестации за курс основной школы в форме ГИА. Мои ученики систематически принимают участие в школьных, районных олимпиадах и занимают призовые места.  Имею победителей Всероссийской олимпиады по литературе(1,2 места) в 2011 году.

 Все выпускники (100%) поступают в вузы России и успешно там обучаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого - педагогический анализ

анализ мероприятия, урока русского языка и литературы....

Педагогический анализ и планирование в дошкольном учреждении

«Педагогический анализи годовое планирование дошкольного учреждения»     План:  Понятийный аппарат: план, планирование, планирование в ДОУ, планирование годово...

Педагогический анализ урока ОБЖ

Критерии уроков ОБЖ с точки зрения педагогического анализа...

Учебно - методический материал: "Профессиональное владение педагогической техникой общения. Основа качества обучения".

Данное выступление предусматривает следующую цель: использование современных стилей педагогического общения на практике.В данном выступлении рассматривались следующие вопросы: 1.Профессиональное владе...

Психолого-педагогический анализ аудиторного занятия по математике.

Психолого-педагогический анализ аудиторного занятия по математике....

Психолого-педагогический анализ урока географии 9 класс

Психолого-педагогический анализ урока географии 9 класс..  Анализ урока географии тема "Расселение населения России". Психологической целью урока было развитие познавательных процессов учащихся....

Владение педагогическими технологиями и методиками как показатель мастерства учителя

Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано, прежде всего, с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Нужно от...