Доклад к педагогическому совету
методическая разработка по теме

Этот материал поможет шире узнать об экологическом воспитании в дошкольных учреждениях..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolnaya_rabota_svetlany_porukovny.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

                                                                                Дерево, трава, цветок и птица

  Не всегда сумеют защититься.

                                                                          Если будут уничтожены они

   На планете мы останемся одни.

Д.Родович.

                                                                                     

           Природа планеты – уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Материальная, потому что в комплексе все эти компоненты составляют среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что является средством вдохновения и стимулятором творческой деятельности. Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценности                                                                                                                                                                                          рукотворного мира.

        Природа! Многоликая и разнообразная. Её нельзя не любить, ею нельзя восхищаться. Эти слова мы слышим постоянно. Природа это всё то, что нас окружает. Это живые организмы: растения, животные, грибы, бактерии.

Они живут в воде, на суше, в воздух. Вода, воздух, горные породы – элементы неживой природы.

         Все живые организмы тесно связаны между собой и со средой, в которой они живут. Живые организмы влияют на окружающую среду, а их существование зависит от условий этой среды. Следовательно, живая и неживая природа единое целое, и неразумная деятельность человека в природе, может привести к очень серьёзным последствиям.

       Первые попытки человека познать окружающую его природу были связаны с поиском пищи и жилища. Он собирал растения в пищу, охотился на животных, ловил рыбу, выискивал для жилья углубления в скалах и пещеры. В этот период своего существования человек использовал то, что давала ему природа, и не наносил ей большого ущерба.

    Проходили века. Развитие техники делало человека более могущественным. Он уже не хотел довольствоваться только дарами природы. Стремясь к улучшениям условий своей жизни, человек покорял и переделывал окружающий его мир, не задумываясь о последствиях. Рост населения, интенсивное развитие сельского хозяйства, промышленности, строительства, транспорта требовали использования всё новых и новых природных ресурсов.

      К сожалению, активное воздействие людей на природу не могло остаться без негативных последствий.  

             Неблагополучное экологическое состояние планеты, о котором в настоящее время знают все - это результат нерационального природопользования, результат деятельности людей, которых не беспокоит проблема сохранения природных ресурсов, результат потребления богатств Земли для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей ныне живущего поколения.

         Прямым следствием такого природопользования являются глобальные экологические проблемы, которые имеются в настоящее время во всех уголках планеты, на всех континентах. К общепланетарным экологическим проблемам относятся:

загрязнение окружающей среды (воздуха, почвы, воды) отходами промышленного и сельскохозяйственного производства;

интенсивное сокращение площади лесов, которые служат «легкими» планеты и обеспечивают кислородом всех живущих на ней;

деградация почвы – опустынивание, засоление, разрушение её структуры;

изменение климата – его потепление, которое грозит затоплением низменной части суши ряда материков; природные катастрофы;

озоновые дыры – разрушение озонового щита планеты, который защищает живые организмы от космической радиации.

        Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

     Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой, это ещё и мировоззрение.    В современном мире экология всё чаще трактуется как наука,  способная решить не только биологические, но и некоторые нравственные проблемы: развитие интереса к природе, наблюдательности, воспитание доброты, отзывчивости, бережного отношения к ней.

     Поэтому на первый план выводиться формирование основ экологического сознания дошкольников, понимания общих законов развития материального мира, а не просо набор сведений о природных явлениях и объектов.

    Каждому человеку необходимо знать о своем доме, а наш большой дом – Земля и жить на ней нужно так, чтобы никому не было плохо от твоего общения с окружающей природой. Необходимо воспитывать природой. Необходимо воспитывать интерес к природе, будь то комнатное растение, экзотическое животное или местный водоем.

       

1. Теоретические основы.                  

«Всё, что не есть в живой природе, -

                                                                       лишь часть единого целого».

                                                                                                                   И.В.Гёте.

                                                                   

                                  

         В настоящее время понятие «Экология» (как объясняет словарь, это раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных и растений с окружающей средой) из сугубо научного превратилось в общественное, наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе, исходящего прежде всего, от разнообразной деятельности людей.

       Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, ибо уже сейчас, в полной мере ясно, что планируемое им «производство» губительных эффектов на выходе биосферного сверх организма. Причем в таком масштабе, что это грозит полным уничтожением всего живого на Земле, включая и самого человека.

       Еще лет пятнадцать назад под экологическими  проблемами больше понимали проблему какого-то географического объекта. Говорили о том, что гибнут леса, реки, озера и упускали из поля зрения человека, хотя и твердили как молитву: «Все для благо человека, все во имя человека». Сейчас же мы все больше осознаем, главная жертва технократического террора – человек.

       Народы планеты Земля со своей очевидностью начинают осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать ее природные ресурсы нельзя.

      Еще в прошлом веке Ф. Энгельс пытался предостеречь: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую победу она нам мстит».

       Как особое направление науки  экология возникла  в XIX  столетии. В то время она была лишь частью зоологии и рассматривала взаимоотношения животных, сообществ между собой и с окружающей средой. Само слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Она  определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. В переводе с греческого языка “экология” — это наука о доме, жилище (“ойкос” — дом, “логос” — наука). Сейчас это направление называется биологической или классической экологией. Конечно, экология – наука непростая. Но чтобы ее понять и осмысленно работать в области экологического образования, достаточно помнить о четырех   законах, сформулированных в  популярной форме американским ученым Барри Коммонером:

  -все связано со всем;

  -все куда-нибудь девается;

  -все что-нибудь да стоит (ничто не дается даром);

  -природа знает лучше.

       Эти законы во многом определяют нашу жизнь, хотя мы об этом часто и не подозреваем. Экологическая информация все чаще входит в нашу жизнь, но нам не всегда хватает знаний, чтобы правильно ее оценить. Иногда обычная информация о количестве различных выбросов в окружающую среду или предупреждение об усилении загрязнения атмосферы в безветренные дни вызывает панику и множество самых разных слухов, не относящихся к реальной ситуации. В то же время, мы живем рядом с источниками экологической опасности, не зная об их влиянии на наше здоровье, выращиваем овощи рядом с автотрассами, где велико загрязнение среды выбросами транспорта, купаемся и ловим рыбу в реках рядом с трубами сточных вод, обрабатываем свой огород большим количеством ядохимикатов, сами создаем свалки рядом со своими домами и делаем многое другое, чего делать ни в коем случае нельзя. Одновременно мы считаем, что повлиять на состояние окружающей среды может только правительство, но никак не мы сами, и что от нас ничего не зависит. Такая точка зрения во многом объясняется тем, что длительное время в большинстве образовательных учреждений не находилось места для экологии. Более того, воспитывалось именно потребительское отношение к природе, стремление ее завоевать и улучшить по своему усмотрению.

       Взрослым людям, воспитанным на таких позициях, сейчас очень трудно изменить свои взгляды на окружающую среду. Надежда — на подрастающее поколение, которое мы должны воспитывать по-новому. По мере развития общества экология все больше приобретала социальное значение и в нашем столетии вышла за рамки естественных наук. В середине ХХ века экология обрела широкую известность среди всех людей, независимо от их специальности. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали видны отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы, когда состояние среды обитания уже отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей.

         Нашу планету может спасти  лишь деятельность людей, деятельность, базирующая на основе глубокого понимания  законов природы, учета многочисленных взаимодействий в ее сообществах, осознавая того, что человек не властелин природы, а ее часть и выходец. Иными словами, экологическая проблема загрязнения окружающей среды и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему преобразования стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие, можно с уверенностью сказать, осуществимо. Но его основа, фундамент, исток, - развитый в каждом человеке достаточный уровень экологического сознания, экологической культуры. Только в этом случае обеспечивается правильное решение хозяйственных и иных вопросов, как в настоящем, так и в будущем.

     Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земля. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, часто случающиеся аварии – это проблемы, которые касаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека. Многообразие болезней, постигшие людей в последнем столетии, - вот итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой

      Экологические проблемы и катастрофа человека непосредственно связаны с процессом образования населения – его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. В итоге: люди рубят сук, на котором сидят. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Вышли такие важные документы, как « Указ Президента Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ « Об  охране окружающей природной среды», закон « Об образовании». Авторский коллектив под руководством Л.А.Вержбицкого и С.П. Львовой разработал концепцию 

« Организация и развитие непрерывного экологического образования».

      В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является  дошкольное учреждение.  Как начальное звено, экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: Своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны – работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое образование и экологическое воспитание дошкольников.

           Экологическое воспитание – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями.

          Целью экологического воспитания дошкольников является формирование экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности – природе, «рукотворном мире», окружающих людей и себе самом – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

          Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно –правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатства материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

          Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей – социальной экологии, экологии человека – не может остаться в стороне от познания современного ребенка. Использование человеком природных ресурсов и последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу.

         Экологические связи не всегда видимы. Детям трудно осознавать многие  из них, а еще труднее на их основе прогнозировать свое собственное поведение в природной среде. Ведь дошкольный возраст является периодом чувствительного восприятия природы.

         Психологи утверждают, что в дошкольном возрасте очень легко образуются стереотипы, которые с трудом поддаются перестройке. Поэтому очень важно в этот период заложить четкие и правильные представления об окружающей природе и главное – о взаимодействии живого и неживого в ней.

         Великий писатель К.Д. Ушинский говорил: «Если хотите научить ребенка мыслить и чувствовать, введите его в природу». А В. Орлов писал: « Нас в любое время года учит мудрая природа. Птицы учат пению, пчелы в поле и в саду обучают нас труду. Учит снег нас чистоте. Учит солнце доброте. У природы круглый год обучаться нужно, весь лесной народ учит крепкой дружбе».

        Экологическое воспитание строится на усвоение детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влияния, деятельности человека на природу. Результатом такой работы должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желание активно защищать, облагораживать природную среду.

       Замечательный педагог В.А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. Е.И. Водовозова писала, что «…ребенок сначала замечает в природе самое яркое, бросающееся в глаза. Затем взрослый указывает на другие качества, менее заметные, и ребенок, внимательнее всматриваясь в предмет, самостоятельно открывает в нем определенные признаки. Взрослый должен не сразу указывать на многие признаки, а побуждать ребенка постепенно открывать их. При этом подходе у ребенка появляется интерес к природе, формируется наблюдательность и любознательность».

       Итак, работу по формированию экологических понятий необходимо начинать с  раннего возраста, когда сведения о мире усваиваются самым экономным путем – путем запечатления. Эти знания являются фундаментом будущих экологических понятий и станут непрерывно дополняться, усложняться и развиваться по мере того, как ребенок переходит из одной возрастной группы в другую. Специфика ознакомления детей с природой и их экологического воспитания заключается в том, что благодаря наглядно – действенному мышлению они не способны усваивать знания в словесной форме, в виде готовых сообщений. В основе процесса познания законов природы должны лежать многочисленные разнообразные наблюдения и эксперименты, которые позволят детям, используя преимущества присущего им типа мышления, самостоятельно улавливать общие закономерности природных явлений, делать выводы о месте человека в природе. О его ответственности за все живое на земле.

        Формирование экологической культуры осуществится наиболее эффективно в том случае, если создадутся условия для возможности постоянного запечатления детьми реального экологически грамотного природоохранного поведения взрослых. Необходимо практиковать решение логических и экологических задач, проводить конкурсы и праздники, широко работать с моделями, создавать проблемные ситуации, а также использовать иные формы работы, которые соответствуют возрастным особенностям ребенка и способствуют развитию его познавательной активности. Познавательные возможности детей настолько велики и интерес их к природе выражен так сильно, что для этого  не хватит никакого времени. Поэтому на занятия выносятся только узловые вопросы; основная же масса сведений дается детям в форме обычно нерегламентированного разговора знающего взрослого с интересующимся малышом. А также в ходе практической деятельности ребенка, как это бывает в обыденной жизни. Знания должны даваться детям малыми дозами через все виды деятельности. Включая свободную.

        Экологическое образование и воспитание должно вестись исподволь, ненавязчиво, без налета обязательности, систематически и планомерно, используя все виды деятельности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью как детей, так и воспитателя.

        Воспитатель, обладающий экологической культурой, должен иметь развитую наблюдательность, которая, с одной стороны, ему позволяет постоянно видеть в природе новые явления,  их особенности и качества, а с другой – замечать и оценивать развивающиеся личностные качества в каждом его воспитаннике. Хорошо развитая наблюдательность – одно из свойств педагогического мастерства – в случае экологического воспитания является особо значимой, так как постоянно обогащает профессионализм воспитателя в области контакта с природой и детьми.

        Эффективность экологического воспитания дошкольника также зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды и работы с родителями.

        С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна создавать условия для:

познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности; возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);

эколого-эстетического    развития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);

оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общения с ними; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);

формирования экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального  природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту);

экологизации различных видов деятельности  ребенка  (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т. п.).

       Таким образом, экологизация развивающей природной среды в дошкольных учреждениях должна способствовать реализации всех компонентов его содержания: познавательного, нравственно-ценностного и деятельностного.

 Основными показателями экологической воспитанности является понимание детьми современных экологических проблем, сознание ответственности за сохранение природы, активная природоохранная деятельность, развитое чувство любви к природе, умение видеть красоту, любоваться и наслаждаться ею. Только в результате такой взаимосвязи и предъявлении единых педагогических требований можно воспитать экологически развитую личность.

         

2. Экологическое образование, как новое направление в дошкольной педагогике.

                                                                             «Нас в любое время года

                                                                              Учит мудрая природа:

                                                                              Птицы учат пению,

                                                                              Пчелы в поле и в саду

                                                                              Обучают нас труду,

                                                                              Учит снег нас чистоте,

                                                                              Учит солнце доброте,

                                                                              У природы круглый год

                                                                              Обучаться нужно,

                                                                              Весь лесной народ

                                                                              Учит крепкой дружбе».

                                                                                                       В. Орлов.

        Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее его результаты. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенное готовность его созидать, восприятие красоты природы, понимание самоценности здоровья, бережное отношение к предметам

рукотворного мира – вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького ребенка.

         Экологическое воспитание строится на усвоении детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влияния деятельности человека на природу. Результатом такой работы должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желания активно защищать, облагораживать природную систему.

         Замечательный педагог В.А.Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка.

         Е.И.Водовозова сказала, что «ребенок сначала замечает в предмете самое яркое, бросающееся в глаза. Затем взрослый указывает на другие качества, менее заметные, и ребенок, внимательно всматриваясь в предмет, самостоятельно открывает в нем  определенные признаки. Взрослый должен не сразу указывать на многие признаки, а побуждать ребенка постепенно открывать их. При таком подходе у ребенка  появляется интерес к природе, формируется наблюдательность и любознательность».

       Систематическое обучение на занятиях - важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста. На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П.Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме обучения детей.

       

2.1. Формы организации экологического образования.

       Современная дошкольная педагогика также придает большое значение занятиям: несомненно, они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм  организации детей.                                Главным пpинципом пpоведения занятий является близкая дpужеская обстановка. Hеобходимо удеpжать внимание детей, для чего каждая последующая часть беседы должна быть более интеpесной и захватывающей, чем пpедыдущие.

        При ознакомлении детей с природой используют рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой книги, беседу. Словесными методами решается ряд задач. Конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе. Дети получают знания о новых явлениях и предметах природы

       Словесные методы необходимо сочетать с наглядными, использовать картины, диа- и кинофильмы. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе. Словесные методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия.

         При использовании словесных методов воспитатель учитывает способность детей к пониманию речи, длительному произвольному вниманию и сосредоточению на содержании, передаваемом словом, а также наличие у них ярких конкретных представлений о том или ином явлении или факте, которые будут предметом обсуждения, уточнения, систематизации.

         В дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие.

         

2.2. Экологическая беседа, как средство всестороннего развития дошкольников.

         Исходя из дидактических задач, выделяют 3 вида бесед: предварительную, сопровождающую и итоговую.

         Предварительная беседа используется воспитателем перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы - уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями.

   Сопровождающая беседа используется воспитателем во время деятельности детей. Такая беседа направлена на пояснение какого-либо опыта детей, знакомство детей с новыми, ранее неизвестными названиями предметов или каких-либо действий детей.

   Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.

   Эти беседы по содержанию могут быть разного уровня: одни беседы проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов (например, беседа о перелетных птицах, о зимовке зверей в лесу и др.), другие, затрагивающие более широкий круг явлений (например, беседы о сезонах), для систематизации знаний детей о явлениях неживой природы, о жизни растений, о животных, о труде людей.

Эффективность беседы зависит от предварительной подготовки детей.

Беседа -- это итог проведенной с ними работы. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления у детей представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение природоведческой книги, рассказы. Беседовать можно только о том, о чем есть у ребят конкретные представления.

Воспитатель должен отчетливо представлять дидактическую цель беседы: какое содержание надо уточнить и конкретизировать, какие существенные связи для обобщения и систематизации следует выделить, к каким обобщениям и выводам необходимо подвести детей в итоге беседы.

Беседа начинается с анализа явлений, фактов, выделения их особенностей, признаков, существенных связей и зависимостей между явлениями. Такой анализ обеспечивает переход к обобщениям, приводит в систему разрозненные факты.

        Вопросы методики беседы освещались неоднократно в педагогической литературе в разное время и с разных позиций. Разработанный в глубокой древности Сократом и Платоном  метод беседы применялся при обучении юношества риторике и логике. Позднее этот метод использовался в школьном обучении. Со времен Я.А.Коменского и И.Г.Песталоции встал вопрос о применении беседы в дошкольном воспитании.

Чаще всего на практике беседы выливаются  в чисто словесное сообщение детям знаний.

Беседы выявляет, как велика у детей потребность выражать свои мысли, как развивается их язык, если тема беседы соответствует их интересам и психике.

    Беседа с детьми дошкольного возраста является, прежде всего, средством систематизации и уточнения представлении, полученных ребёнком в процессе его повседневной жизни, в результате его наблюдений, общения и деятельности. Проводя беседу необходимо помочь ребёнку полнее, глубже воспринять действительность, обратить его внимание на то, что он не достаточно осознает; в результате знания детей становятся чётче, осмысленнее.

    В беседе нужно своими вопросами, направлять мысль детей по определенному руслу, наталкивать их на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения. Для неокрепшего ума ребёнка это крайне важно.

Ценность беседы именно в том, что в ней учится ребёнок логически мыслить, рассуждать, постепенно поднимается сознание ребёнка от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования, что чрезвычайно важно для  подготовки ребёнка к школьному обучению. Но в этом и большая трудность беседы- как для ребёнка, так и воспитателя. Ведь научить детей самостоятельно мыслить гораздо сложней, чем сообщать им готовые знания.

   В беседе  ребенок учиться ясно выражать свои мысли в слове, развивать умение слушать собеседника.

Она имеет важное значение не только для сообщения знаний, но и для развития связной речи, выработки навыков речи в коллективе.

    В беседе о природе необходимо объединять детей вокруг  общих интересов, возбуждать их интерес друг к другу, опыт одного ребёнка делается общим  достоянием. У них вырабатывается привычка слушать собеседников, делиться с ними своими мыслями, высказываться в коллективе. Следовательно, здесь развиваются, с одной стороны, активность ребёнка, с другой- способность к сдержанности. Таким образом, беседы о природе для детей дошкольного возраста являются ценным методом не только умственного воспитания (сообщение и уточнение знаний, развитие мыслительных способностей и языка), но и средством социально-нравственного воспитания.

    Беседы лишь тогда протекают живо, непринужденно, будят мысль ребёнка, удерживают его внимание и оставляют глубокий след в сознании, когда материал, для усвоения которого проводится беседа, понятен и близок опыту ребёнка. Надо лишь помнить, что понятие близкого и доступного совершенно изменилось применительно к современным детям.

Основной принцип бесед – это непосредственная физическая близость обсуждаемых с детьми явлений.

Материалом  для таких упражнений могут служить предметы экологического значения по данной теме.

    В беседе не только  уточняются детские  знания, в ней ребёнок получает новый материал или воспитатель преподносит знакомое ему в новом аспекте. Так, например, в беседе о зимующих птицах дети, кроме известного им факта о том, что часть птиц улетает, а часть остается, они узнают о причине этого явления. Важно, опираясь в беседе на субъективный опыт детей и ранее усвоенные ими знания, необходимо пробудить активную работу мысли, способствовал выработке самостоятельных суждений, сформировать у ребёнка целостную картину окружающего мира и осознанное отношение к обсуждаемым явлениям.

    При этом с ними предварительно проводится работа, связанная с наблюдениями и экскурсиями, рассматриванием иллюстраций, чтобы дать пищу для беседы. После неё обязательно идёт закрепление полученных впечатлений путём рисования, лепки, изготовления макетов, заучивания стихов, песен, чтения рассказов. Даже игры подчиняются общей теме, которая длится порой несколько дней или недель.

Наиболее успешно беседы протекают непосредственно после того, как дети во время экскурсий, наблюдений или после прочтения педагогом рассказов получили новые впечатления.

    Беседа, органически связанная с повседневной жизнью ребёнка в детском саду и в семье, не может превратиться в обработанную тему. Материал, данный в ней, должен оставить глубокий след в сознании ребёнка. Чтобы это произошло, необходимо предложить ребёнку активную позицию, когда он не только наблюдающий, слушающий, иногда отвечающий, но и действующий, активно общающийся.

     Мероприятия и экологически ориентированные виды деятельности, равномерно распределенные во времени учебного года и увязанные с важнейшими событиями и явлениями социально – природного характера, обеспечивают успех технологии: ее построение приближается к оптимальной, а реализация на практике эффективно повышает уровень экологической воспитанности детей.

     

               

Заключение

Ребёнок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе – есть забота о человеке, его будущем, а то что наносит вред природе, наносит вред и человеку. Следовательно, действие, в результате которых разрушается наш общий для всех Дом, безнравственный.

 Многие вопросы охраны природы, глобальные экологические проблемы обращают на себя внимание все большего количества людей. Воспитание экологически развитого и образованного человека необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Так как именно в этом возрасте ребенку легче всего показать необходимость охраны окружающей среды, вселить надежду и уверенность, что от его добрых дел зависит будущее планеты. При целенаправленном педагогическом процессе именно в этом возрасте закладываются основы экологической воспитанности.

 Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. История развития человечества неразрывно связана с развитием природы. То, что человек не царь природы, люди поняли уже давно. И в настоящее время активно пропагандируют природоохранную деятельность.

Горе нам, если мы не научим детей любить, щадить природу, любоваться ею. А для этого необходимо делать всё возможное: подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями, использовать для этого умные игры и пособия.

 Итак, основы целостного восприятия мира как единого живого организма, в котором человек — неотъемлемый орган, могут быть заложены в самом раннем детстве. Для этого, мы взрослые, сами должны увидеть мир в целом, познать его единство в бесконечном многообразии, увидеть в этом порядок, красоту, гармонию. Именно ощущение себя частью природы позволяет нам считать себя экологическим человеком. Но для этого необходимо непрерывно -познавать, самообразовываться, саморазвиваться. Несомненно, для того чтобы сохранить себя, человек должен сохранить природу, но чтобы это сделать, он должен развить и улучшить себя.

                                     Список литературы:

«Экологическое образование и воспитание.» Авдеева Н.Н.

«Экологические знания – дошкольникам.»  Бобылева Л.Д.

«Формирование основ экологической культуры в дошкольном детстве.» Сэротэтто В.И.

«Воспитание любви к природе у дошкольников.» Вакуленко Ю.А.

«Экологическое воспитание в семье.» Шаронова Е.Г.

«Формирование первоначальных основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.» Сахарова В.

«Формирование бережного отношения к природе дошкольного возраста.» Плохий З.П.

«Формирование представлений о животном мире.» Федотова А.М.

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста: методические рекомендации для воспитателя детского сада.  

9.   «Диагностика и методическая работа.» Никишина И.В.

10.  «Мир природы и ребёнок.»  Методика экологического воспиатния дошкольников / под ред. Маневцовой Л.М.,Саморуковой П.Г.

11. «Теория и методика экологического образования детей..» Николаева С.Н.

12. « Как знакомить дошкольников с природой.» под ред. Саморуковой.П.Г.

13. «Нравственно-экологическое образование дошкольников».

      Фатеева Е.Ю.

14. « Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Бондаренко Т.М.

15. « Игровые экологические занятия с детьми.» Молодова Л.И.

16.  «Экологическое образование в детском саду.» Рыжова Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"

Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"....

ДОклад на педагогическом совете "Роль педагога в воспитании конкурентоспособного специалиста"

Этот доклад был заключительной работой на курсах в Педагогической Академии - там много из моего опыта...

Доклад к педагогическому совету Итоговая аттестация: что день грядущий нам готовит?

Проблемы стандартов образования сегодня воспринимаются как что-то вечное, хотя возникли они в 1993-1995 годах. До тех пор было бессмысленно говорить о стандартах образования, поскольку все образование...

доклад на педагогическом совете

Технология проектирования социально-значимых дел на опыте  проведения акций милосердия...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Использовании современных, образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе». (2018 год)

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохран...