Мастер-класс преподавателя
методическая разработка на тему

Данилькевич Артём Владимирович

Содержание и приложение к мастер-классу проводимому в период аттестационных мероприятий, для получения высшей квалификационной категории. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы проектных решений

Сценарий мастер-класса  А.В. Данилькевича – преподавателя специальных дисциплин специальностей: 032401 Реклама и 070602 Дизайн (по отраслям)

Цель: представить опыт работы по использованию метода проектных решений в профессиональной деятельности педагога.

Задачи:

  1. передача своего опыта использования методов проектных решений в формировании общих и профессиональных компетенций педагогической деятельности;
  2. совместная отработка с участниками мастер-класса методических подходов и приемов решения проектных задач;
  3. оказание методической помощи участникам мастер-класса  для профессиональной деятельности:
  1. рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Правила работы на мастер-классе (3-5 минут):

  1. Прошу Вас отпустить все мысли, что тяготят Вас в данный момент и может некоторые методы рассмотренные нами в течении мастер-класса помогут их разрешить при новом возникновении.
  2. Так же прошу Вас стать активным участником данного мастер-класса и быть более открытыми в процессе работы.
  3. Учитывать мнение окружающих при собственной работе, не вступать в спорные дискуссии, ибо после мастер-класса мы можем обсудить их индивидуально.
  4. Конспектировать информацию необходимую для участия, все используемые материалы и описание методик, я передам Вам по окончании мастер-класса.
  5. Прошу проявлять себя во всех заданиях и решениях проводимых по мастер классу, даже если вы считаете свои идеи менее удачными, по сравнению с представленными.

Коллеги, перед началом нашего мастер-класса я хотел бы задать вам задачу:

Весной 1952 г. Алекс Осборн, предприниматель и директор страховой компании (которая пятью годами позже разорилась) штата Иллинойс США. Собрал почти всех жителей города возле своего вновь построенного, три месяца тому назад, деревянного двухэтажного коттеджа. Облил коттедж бензином и поджег его.
Вопрос: Зачем он это сделал?

Рассматриваются варианты, даются ответы и расшифровываются выводы предложенные участниками мастер-класса (3-5 минут)

Дается ответ: Алекс Осборн, предприниматель и изобретатель, в последние годы жизни был журналистом. А дом он свой поджег для презентации средства пропитки дерева, не дающего ему загореться (Незагорайки), которым и был обработан дом.

Задаются вопросы (время обсуждения 5-15 минут):

  1. При обсуждении данной задачи какие методы мы использовали?
  2. Были ли наши выводы верными относительно идеи автора и почему?
  3. Каким образом Мы пытались найти решение на поставленную задачу?

Рассматривая данную задачу Мы погрузились в метод решения проектных задач, первым из них стал метод «мозгового штурма», предложенный американским предпринимателем и изобретателем Алексом Осборном (1888 - 1966). Заметив, что одни изобретатели более склонны к генерированию идей, а другие - к их критическому анализу, А. Осборн предложил поручать поиск решений технических задач коллективу, состоящему из групп таких «генераторов» и «экспертов».

«Опасности быть учителем».

Первобытных людей окружала враждебная им природа. И всему многообразию опасностей человек мог противопоставить только одно - свой мозг. Он учился у природы и покорял ее, преодолевая собственную слабость и незнание, становился умнее, росли его силы. Оглядываясь назад, можно сказать, что история человечества - лестница изобретений. И одно из вершинных достижений человеческой культуры - изобретение способа "как изобретать" (синонимы: Методы творчества, Методики творчества, Творческие методики)…  Предложенные А. Альтшуллером в своей Теории Решения Изобретательских Задач.

Первобытные люди не столько сами искали изобретения, сколько они в готовом или почти готовом виде находили его: рубило, палка-копалка и т.д. В древнем мире и даже в средневековье часто один и тот же человек выполнял всю необходимую цепочку действий - от замысла до проверки идеи на практике, в изделии.

Прошу прощения за столь большую образность, но в настоящее время преподаватель имеет необходимость использовать различные методики в своей деятельности, для реализации требований ФГОС СПО при формировании компетенций будущего специалиста, так же выполняет всю необходимую цепочку действий, для достижения результата подготовки специалиста компетентного в своей профессиональной области, владеющего всеми Общепрофессиональными Компетенциями и Профессиональными Компетенциями, а так же специалиста имеющего высокий потенциал для работы в команде и коллективе.

И при реализации МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ наиболее благоприятно использовать:

Методы проектов

Цель проектного обучения – создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

1) в центре внимания – учащийся, содействие развитию его творческих способностей;

2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;

3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;

4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;

5) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

(5 минут)        

Опыт использования «мозгового штурма» показывает, что генерации идей способствуют такие приемы, как аналогия (сделай так, как это делалось при решении другой задачи), инверсия (сделай наоборот), фантазия (предложи нечто неосуществимое) и пр. Большую роль играют здесь и субъективные качества участников штурма - наличие прошлого опыта, боязнь оказаться бесполезным, отсутствие творческого настроения, усталость и т.д.

Многие считают, что разработка идей – очень творческий и спонтанный процесс. Но зачастую это не так. Творчество – это довольно технологичный процесс. Каждый собирает свой ящик инструментов творческого поиска. Очень важно придерживаться правил. Например, все знают, что во время классического мозгового штурма нельзя критиковать. Но мало кто соблюдает это правило. У нас на занятиях действует такое правило: во время мозгового штурма участник, сказавший: Нет, Нельзя, Не получится, Это сложно и все такое прочее, получает предупреждение. Три предупреждения и участник покидает группу, либо обсуждение завершается. Работает безотказно.

Метод «Визуальной ассоциации»: берется любой объект, и приводятся ассоциации, на манер его использования. (5-10 мин)

Пример: Писчая ручка.

Как объект для письма, для рисования, записи идей, выражения чувств (признание в любви) и т.д.

Рефлексия:

  1. На каких этапах Модульного обучения можно использовать данную методику?
  2. В чем особенности данного метода?
  3. Легко ли было придумывать ассоциации?

Форсирование случайностей: иногда удается найти хорошую идею методом случайного перебора. Берем слово из предметной области, с которой мы работаем на данный момент, и соединяем его с другим случайным понятием. Для таких целей можно использовать. Нельзя недооценивать важность общего уровня поглощаемой информации.

Метод с генерированием идей на время работает на «Ура». Например: придумать 150 вариантов использования мумии Ильича за 3 минуты. Уже придуманные и записанные варианты рождают новые, еще более бредовые. Метод быстро заряжает людей креативной энергией и дает нужный позитивный настрой.

Однако, в начале нашего мастер класса мы говорили о коллективной работе для единого проекта и в данном случае, возможно использовать методы коллективного творчества – отличный способ создавать лучший продукт.

Метод «Групповая визуализация объекта» (15-20 минут)

Например, тема: современный педагог

На листе А4, каждый начинает рисунок с означенной тематикой и после передает его своему соседу. После чего каждый получивший рисунок соседа добавляет в него собственный элемент (дорисовывает), что, по его мнению, необходимо внести на данный формат, подписывая в низу свою идею.

При возвращении каждый анализирует полученный результат и отмечает в списке важные для него дополнения.

Правила: Нельзя долго задерживать рисунок, и не оставлять своих подписей при внесении изменений.

Ограничение внесенное: работа в парах!, поскольку чаще всего участников 5-10 человек

Рефлексия:

  1. Довольны ли результатом, получившейся идеи с дорисовками?
  2. Сложно ли было вносить изменения в имеющийся рисунок?
  3. Ощутимый ли вклад, по Вашему мнению, внесли в рисунок коллеги?
  4. Понравился ли данный метод?

Иногда светлейшие идеи рождаются на мозговых штурмах за 5 минут обсуждений и после выливаются в сложные проекты. Тем не менее, хорошие идеи не всегда приходят даже в таком формате, и часто штурмы превращаются в пустую трату времени. В этом нет ничего страшного. Не стоит ожидать потрясающего эффекта от каждой встречи. Однако, для повышения эффективности креативных процессов действительно стоит следовать некоторым правилам: крайне важно регламентировать процесс проведения встречи; назначать куратора, который будет следить за работой в рамках этого регламента; поддерживать позитивный настрой в рамках реализуемого проекта (если это позволяет сам проект).

Итог мастер класса: Я призываю Вас позаботиться о себе при реализации профессиональных программ и решении проектных задач, о том МАСТЕРЕ, которым Вы станете завтра. Через месяц, через год или большее время. Но обязательно станете, при желании и старании!

Ведь поиск и решение это своего рода игра, так что играйте и побеждайте.

Заполнение анкеты коллегами, присутствующими на мастер-классе, для личной рефлексии преподавателя (Бортовой журнал).



Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО «Волгоградский технологический колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

по использованию методов проектных решений

(приложение к мастер-классу)

А.В. Данилькевич, преподаватель специальных дисциплин,

член ТСХ России и МФХ

Волгоград – 2012


Метод проектов

Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

1) в центре внимания — учащийся, содействие развитию его творческих способностей;

2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;

3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;

4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;

5) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Системы действий преподавателя и учащихся. С целью выделения систем действий преподавателя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия. Раскроем сущность взаимосвязи обучающего и обучающегося.

Взаимодействие учителя и учащихся в образовательном процессе

1. Разработка проектного задания         

1.1 Выбор темы проекта         

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения

1.2 Выделение подтем в темах проекта         

Преподаватель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

Каждый учащийся выбирает себе подтему или предлагает новую

Преподаватель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый учащийся выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)

1.3 Формирование творческих групп         

Преподаватель проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе         

Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий.

Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности         

Преподаватель принимает участие в обсуждении         

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

2. Разработка проекта         

Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся. стимулирует их деятельность

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

3. Оформление результатов         

Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность         

Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами

4. Презентация         

Преподаватель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.)

Докладывают о результатах своей работы

5. Рефлексия         

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других.

Желательна групповая рефлексия

Возможные темы учебных проектов разнообразны как и их объемы. Можно выделить по времени три вида учебных проектов: краткосрочные (2 - 6 ч); среднесрочные (12-15 ч); долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т.д.

На наш взгляд, в образовательном учреждении должны быть разные учебные проекты. Думаем, что целесообразно было бы один проект в каждом классе делать комплексным. В образовательном учреждении в условиях разновозрастных коллективов можно делать 2 - 3 проекта за один учебный год. Что касается учебных предметов, то таких проектов должно о быть достаточно много. Например, может проводиться инсценирование литературного произведения с прохождением всех стадий: разработки задания, разработки проекта, реализации, презентации и рефлексии.

По истории проектное обучение может быть построено на идее создания альтернативных документов и т.п.

Критериями оценки являются достижение и цели проекта, достижение надпредметных целей (что представляется более важным), которые обеспечивают проектное обучение.

Результат. Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащегося и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Ограничения в использовании технологии:

низкая мотивация преподавателей к использованию данной технологии;

низкая мотивация учащихся к участию в проекте;

недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности;

нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.

Вопросы для самоконтроля

1. Известно, что метод проектов был задуман как альтернатива классно-урочной системе. Почему современная педагогика вновь обращается к этой технологии? Ответ аргументируйте.

2. Какие характеристики метода проектов являются наиболее существенными для современного обучения? Что позволяет данному методу адаптироваться (и не безуспешно) к классно-урочной системе?

Литература

• http://www.eduref.ru/18de3-23f76.html Современные психолого-педагогические технологии обучения

• http://kmetmuk.narod.ru/katalog/15.html Где можно прочитать о педагогических технологиях

• http://www.ipkpro.aaanet.ru/ipk_texn.html Современные педагогические технологии

• http://www.library.ru/help/guest.php?Search=TopicID%3D490 Педагогические технологии, педагогические технологии в общеобразовательной школе

• http://www.mgopu.ru/ininfo/s2_edu-tech.htm Образовательные технологии

http://www.eduhmao.ru/portal/dt?last=false&provider=HMAOForPrintChannel&type=article&dbid=ARTICLE_49111 Критичное состояние классно-предметно-урочного преподавания в современной сумме педагогических технологий. П.С.Лернер

• http://stunix.uni.udm.ru/~collor/sem_htm/Pedt_t.shtml Педагогические технологии

• http://eusi.narod.ru/lib/ped100/047.html Педагогические технологии и технология обучения

• http://www.psylist.net/pedagogika/pedtex.htm Основные признаки педагогической технологии

• http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации

• http://www.mgopu.ru/ininfo/r2_quality.htm Описание модели образовательной технологии и ее качественная оценка

Метод дебатов

Проведение соревнований по методу «Дебаты» среди учащихся содействует становлению нового поколения гражданского открытого общества: толерантного и мобильного, критически осмысляющего перемены

Дебаты формируют:

  1. умение формировать и отстаивать свою позицию;
  2. ораторское мастерство и умение вести диалог;
  3. командный дух и лидерские качества.

Данный метод развивает способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога, дискуссии:

  1. развитие критического мышления (рациональное, рефлексивное и творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей);
  2. развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления;
  3. формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации);
  4. формирование организационных навыков (подразумеваются не только организацию самого себя, но и излагаемых материалов);
  5. формирование навыков слушания и ведения записей.

Дебаты – интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Наиболее подходит для проведения урочных и внеурочных занятий в старших классах. Требует определенной подготовки от участников и ведущего. Дебаты предусматривают следующую последовательность действий: подготовка к игре, игра, анализ игры.

Условия игры: в игре принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды в зависимости от формата дебатов состоят из двух или трех игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента.

Каждый этап дебатов имеет собственную структуру и систему используемых методов и приемов.

I . Подготовка к игре

Подготовка к игре начинается с определения ее темы (тезиса). В «Дебатах» она формулируется в виде утверждения, например: «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации». При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна:

  1. провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатеров проблемы;
  2. быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов;
  3. иметь четкую формулировку;
  4. стимулировать исследовательскую работу;
  5. иметь положительную формулировку для утверждающей стороны.

Обобщенно структура подготовительного этапа может быть представлена следующим образом.

Работа с информацией по теме:

  1. активизация знаний учащихся (мозговой штурм);
  2. поиск информации с использованием различных источников;
  3. систематизация полученного материала;
  4. составление кейсов (системы аргументации) утверждения и отрицания тезиса, подготовка раунда вопросов и т. д.

Формирование общих и специальных умений и навыков:

  1. формулирование и обоснование аргументов, подпор, поддержек;
  2. построение стратегии отрицающей стороны;
  3. умение правильно формулировать вопросы;
  4. овладение знаниями риторики и логики, применение их на практике;
  5. овладение навыками эффективной работы в группе, аутотренинга и релаксации.

Итак, на подготовительном этапе учащиеся должны не только глубоко изучить и тщательно проработать содержание предлагаемой для игры темы, но также дать определения каждому понятию в тезисе, составить кейсы (систему аргументов) как для утверждающей, так и для отрицающей стороны, так как жеребьевка команд осуществляется незадолго до начала самой игры. При этом для каждой стороны продумывается стратегия отрицания, то есть составляются контраргументы на возможные аргументы оппонентов, и предлагаются вопросы, которые способствуют обнаружению противоречий в позиции противоположной стороны.

II. Игра

Каждая команда (в составе трех спикеров) имеет возможность брать тайм-ауты между любыми раундами общей продолжительностью 8 минут.

Форма дебатов

У1 — первый спикер команды утверждения;

О1 — первый спикер команды отрицания и т. д.

Каждый спикер во время игры выполняет строго определенные технологией игры роли и функции, причем роли первых спикеров отличаются друг от друга, а роли вторых и третьих совпадают.

За временем на протяжении всей игры следит «тайм-кипер», который предупреждает команды и судей за 2, 1 и 0,5 минуты об окончании времени выступления (подготовки). Для этого он использует карточки с написанным на них временем, которые показывает командам.

Регламент «Дебатов»

Выступление У1 6 минут – Вопросы ОЗ к У1 3 минуты

Выступление О1 6 минут – Вопросы УЗ к О1 3 минуты

Выступление У2 5 минут – Вопросы О1 к У2 3 минуты

Выступление О2 5 минут – Вопросы У1 к О2 3 минуты

Выступление УЗ 5 минут

Выступление О3 5 минут

Роли спикеров

Спикер У1:

  1. представление команды;
  2. формулировка темы, актуальность;
  3. определение ключевых понятий, входящих в тему;
  4. выдвижение критерия (ценность или цель команды);
  5. представление кейса утверждающей стороны;
  6. заключение (таким образом... готов ответить на вопросы...).

Спикер О1:

  1. представление команды;
  2. формулировка тезиса отрицания;
  3. принятие определений ключевых понятий;
  4. атака или принятие критерия оппонентов;
  5. опровержение позиции утверждения;
  6. представление кейса отрицающей стороны.

Специально выбранные судьи или нейтральная аудитория оценивают выступления команд по выбранным критериям и объявляют победителя.

III. Анализ игры

После завершения «Дебатов» происходит рефлексивный разбор деятельности всех участников. Анализируется подготовка команд к «Дебатам», их способы выдвижения аргументы и ответов на вопросы оппонентов, другие элементы деятельности.

Готовимся к уроку

Разработайте подготовительный этап для проведения «Дебатов». Для этого вместе с инициативными учениками определите следующее:

  1. учебный предмет, класс;
  2. тема «Дебатов» (несколько вариантов);
  3. цель «Дебатов»;
  4. принципы формирования команд;
  5. виды работы с информацией по теме «Дебатов»;
  6. подготовка команд к «Дебатам»;
  7. критерии оценки «Дебатов»;
  8. форма анализа и оценки «Дебатов».

Реализуйте разработанные занятия с учениками или коллегами. Обсудите результаты.

Кодекс чести дебатера включает следующие правила:

• Дебаты должны способствовать тщательному анализу разнообразных проблем, признавая, однако, что уважение к каждому человеку и терпимость – это основные ценности, которые должны быть дороги всем людям.

• Дебаты должны способствовать и воодушевлять на поиск истины, нежели чем простому упражнению в риторике.

• Соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к пониманию и исследованию обсуждаемых проблем.

• Дебаты должны распространять идеал терпимости к точкам зрения других людей, способствуя поиску общих ценностей, принимая различия, которые существуют между людьми, вовлеченными в дебаты.

Этика дебатера:

• при обсуждении сторон дебатеры должны воздержаться от личных нападок на своих оппонентов;

• дебатеры должны спорить в дружественной манере;

• язык и жесты, используемые дебатерами, должны отражать их уважение к другим;

• дебатеры должны быть честными и точными в полную меру своих познаний, представляя поддержки и информацию. Дебатеры никогда не должны умышленно искажать факты, примеры или мнения;

• дебатеры должны внимательно слушать своих оппонентов и постараться сделать все, чтобы не искажать их слова во время дебатов.

Этика тренера:

• тренеры должны способствовать личному вкладу дебатеров и свободному обмену мнениями при подготовке к дебатам;

• тренеры должны обеспечить дружескую атмосферу для дебатеров и проявлять положительную и стимулирующую ответную реакцию;

• тренеры должны облегчать подготовку к дебатам, но не должны сами придумывать аргументы;

• тренеры должны подчеркивать образовательные, а не соревновательные цели дебатеров;

• отношения между тренерами и дебатерами должны основываться на взаимном доверии.

Рефлексия

Проанализируйте свою деятельность по подготовке «Дебатов». Определите наиболее успешные и проблемные этапы их подготовки. Назовите основные трудности и способы, которыми вы их преодолевали. В чем главный образовательный результат на этапе подготовки «Дебатов», полученный каждым из участников этой подготовки? Аналогичным образом выполните анализ проведенных «Дебатов».

Литература

• Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебное пособие. — М.: Моск. психолого-социальный институт / Флинта, 1997.

• Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 1999.

• Гузеев В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. — М.: Народное образование, 2001.

• Зайцев В. Н. Практическая дидактика: Учебное пособие. Для пед. специальн. ун-тов и институтов пов. квалиф. работ, образ-я. — М.: Народное образование, 1999.

• Зверева Н. М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2001.

• Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2002.

• Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок: Практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. — Ростов н/Д: ТЦ «Учитель», 2001.

• Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998.

• Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. — М.: Педагогическое общество России, 2001.

• Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся) / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской. - СПб.: КАРО, 2002. - С. 134-136.


Методы поиска решений проектных задач

Switch it brainstorm – Мозговой штурм с чередованием индивидуальной и групповой работы

Группа: 2-6 человек. Время: 20-60 минут. Иметь при себе: бумагу, ручку.

Автор: Эмилия Астром.

 

Feedback for dummie – Обратная связь

Группа: 2-12 человек. Время: 20-60 минут. Иметь при себе: карандаши, стикеры.

 Автор: Ола Мёллер.

 

Say yes! And...– «Да! И ещё...»

Группа: 1-20 человек. Время: 1-500 минут. Автор: Каролина Брантас.

 

Brain shifter– Ролевой мозговой штурм

Время: 30-45 минут. Иметь при себе: бумагу крупного формата, карандаши. Автор: Сэм Инглунд.

 

Silly dancing– Забавные танцы

Группа: 3-10 человек. Время: 30-90 минут. Иметь при себе: обувь для танцев.

Автор: Эмилия Аскфельт.

 

Apples– Яблоки

Группа: 1-6 человек. Время: 10-30 минут. Иметь при себе: бумагу крупного формата.

Автор: Ола Мёллер.

 

120 rooms – 120 комнат

Группа: 2-15 человек. Время: 5-25 минут. Автор: Ола Мёллер.

 

Negative brainstorming – Обратный мозговой штурм

Группа: 1-15 человек. Время: 10-30 минут. Иметь при себе: бумагу, ручку.

Автор: Ола Мёллер.

 

Image brainstorming – Мозговой штурм на основе изображений

 Группа: 2-6 человек. Время: 15-30 минут. Иметь при себе: журналы, картинки, фотографии, материалы для записей. Автор: Ола Мёллер.

 

Random words! – Случайные слова

Группа: 3-10 человек. Время: 3-30 минут. Иметь при себе: открытый Twitter или ручку и стикеры. Автор: Ола Мёллер.

 

Check-in! Check-out! – Сбор в начале – сбор в конце

Группа: 2-12 человек. Время: 10-30 минут. Иметь при себе: вопросы и всех членов команды.

Автор: Эмилия Аскфельт.

Idea voting – Голосование за лучшую идею

 Группа: 2-10 человек. Время: 10-25 минут. Иметь при себе: разноцветные маркеры или цветные стикеры. Автор: Каролина Брантас.

 

Empty your brain – Освободите мозг

Группа: 1-12 человек. Время: 2-20 минут. Автор: Эмилия Аскфельт.

 

Brainstorming – Мозговой штурм

Группа: 2-12 человек. Время: 20-45 минут. Иметь при себе: стикеры, карандаши.

Автор: Ола Мёллер.

 

Braindrawing– Визуальный мозговой штурм

Группа: 1-30 человек. Время: 2-60 минут. Иметь при себе: флипчарт, карандаши, скотч.

Автор: Ола Мёллер.

 

The 4 Elements – 4 элемента

Группа: 1-8 человек. Время: 5-15 минут. Иметь при себе: ручки, бумагу.

Автор: Кристиан Стернквист.

Описание методов:

1. Метод Киплинга

Метод Киплинга позволяет анализировать проблемы и развивать идеи с помощью вопросов: Что? Где? Когда? Как? Зачем? и Кто? Эти вопросы хорошо использовать во время восстанавливающей креативной сессии, когда команда устала и поток идей иссяк. Отвечая на них, вы активизируете своё восприятие и стимулируете появление новых вопросов. Этот метод может помочь, когда требуется взглянуть на проблему с разных сторон, найти новые решения или выбрать идеи для дальнейшего развития.

Цель: Этот метод может помочь, когда требуется взглянуть на проблему с разных сторон или найти новые решения. Также он полезен при выборе идеи для дальнейшего развития. Он призван помочь лучше понять проблему.

Правила: Используйте метод при работе с конкретными задачами или идеями. Постарайтесь активизироваться и мобилизовать команду с помощью приведённых ниже вопросов. Отвечая на них, вы сможете как следует разобраться в проблеме (идее) и, следовательно, под разными углами рассмотреть их сильные и слабые стороны.

Дополнительные вопросы

Сколько?

Почему бы и нет?

Каков срок?

В каком месте?

Кто с этим справится?

Где ещё?

Когда?

В чём состоит проблема?

Где это происходит?

Когда это происходит?

Почему это происходит?

Как преодолеть эти трудности?

Кого надо привлечь?

Как узнать, что проблема решена?

Пример

Что мы разрабатываем? Чемодан.

Где его можно произвести? На фабрике за городом.

Когда это лучше сделать? Завтра.

Сколько времени это займёт? Три дня.

Зачем мы его делаем? Он пригодится в отпуске.

Кто его увидит? Все, кто встретится нам за время путешествия.

В чём его назначение? Во время путешествия мне нужно куда-то складывать вещи.

Можно и нужно

Отвечать на вопросы.

Быть честным.

Испытывать себя с помощью вопросов, требующих развёрнутого ответа.

Мыслить критически.

Быть конкретным.

Нельзя

Пропускать вопросы, ответы на которые кажутся слишком простыми.

Лгать.

Слишком увлекаться деталями.

Роль куратора

В обязанности куратора входит озвучивание вопросов и контроль того, чтобы на все вопросы были даны конкретные ответы, приносящие пользу проекту.

Вопросы для анализа

Как всё прошло?

Кажется ли вам, что занятие принесло проекту пользу? Каким образом?

Хотели бы вы изменить что-нибудь в следующий раз?

2. Мозговой штурм с чередованием индивидуальной и групповой работы

Мозговой штурм в небольшой группе – просто следуйте правилам!

Командный мозговой штурм может быть очень эффективным средством для генерации большого числа новых идей. Однако для получения качественного результата необходимо преодолеть много препятствий и ограничений:

  1. каждый старается перекричать остальных, и, в результате, забывает слушать то, что говорят другие;
  2. шум мешает сосредоточиться;
  3. приём «Да, и ещё...» легко применять вербально, гораздо труднее контролировать язык тела;
  4. все найденные командой решения очень близки, так как неизбежно их влияние друг на друга;
  5. как результат вы имеете множество идей, но все они – лишь искры, и требуют тщательной доработки.

Цель: При использовании метода каждому участнику выделяется уголок для самостоятельного поиска решений и развития мыслей, которыми он затем делится с остальными членами группы. Каждому дают возможность высказаться, в результате появляются более разнообразные решения, и больше времени остаётся на развитие идей.

Правила: Этот метод можно использовать в команде из 2-6 человек. Не стоит набирать большую группу, иначе не получится выслушать всех за отведённое время.

5 минут: самостоятельный поиск решений.

20 минут: соберитесь всей группой для обсуждения идей. Каждый высказывается за лучшую, на его взгляд, идею с помощью голосования. Затем лучшие решения совместно прорабатываются группой во время регулярных мозговых штурмов.

5 минут: после завершения этапа озвучивания и развития лучших идей команда расходится для индивидуальной работы в течение следующих пяти минут. Приветствуется поиск новых идей, а также построение их на основе уже предложенных.

20 минут: соберитесь последний раз вместе, чтобы поделиться мыслями и снова проработать решения, одобренные всей группой. Прежде чем завершить собрание, запишите лучшие идеи команды для их развития во время следующих сессий.

Если возможно, стоит познакомить команду с задачей за пару дней до семинара, чтобы дать им время подумать над решением и развить идеи ещё до встречи.

Благодаря самостоятельному поиску решений членам команды удастся избежать влияния чужих идей, и решения будут более разнообразны. Во время встречи каждому найдётся что сказать, и не придётся опасаться, что услышат только самого голосистого.

Можно и нужно

Выражать свои идеи кратко и лаконично – так у каждого будет время высказаться.

Нельзя

Искать и высказывать внезапно появившиеся идеи во время 20-минутного этапа.

Пример

Группа озадачена поиском ответа на вопрос «Как заставить детей больше читать?».

Во время недолгого общего сбора участники получают указания по поводу сессии. Затем они расходятся по своим местам, где каждый самостоятельно думает над проблемой в течение 5 минут.

Когда группа снова сходится, участники делятся появившимися мыслями. Для демонстрации они используют наброски, сделанные на листах бумаги, и поясняют их несколькими предложениями. Диапазон решений простирается от специальных приложений и игр до интерактивных книг и выдачи вознаграждений. Каждый высказывает своё предложение в течение 1-2 минут, 10 минут остаются на выбор и доработку лучшего решения.

После 20 минут работы в группе все участники на 5 минут возвращаются к индивидуальной работе, во время которой ищут новые решения и развивают лучшие идеи из прошлого периода.

По истечении 5 минут группа собирается для последнего 20-минутного периода, где участники делятся мыслями и голосуют за лучшие идеи. На этом этапе лучшие решения сосредоточились вокруг двух направлений: как вознаграждать детей за чтение и как оформлять книги в соответствии с их интересами.

Перед завершением сессии куратор озвучивает лучшие идеи, чтобы убедиться в единодушии команды, и сохраняет наброски для дальнейшей работы.

Роль куратора

Задача куратора – следить за временем, а также за тем, чтобы команда вовремя переходила к новому этапу работы. Куратор отвечает за то, чтобы каждый участник высказался, и никто не ушёл обиженным. Он подводит итоги дискуссии в группе и хранит записи сессии для дальнейшей работы.

Вопросы для анализа

Как всё прошло?

Кажется ли вам, что занятие принесло проекту пользу?

3. Обратная связь

Основы обратной связи. Главное, испытайте её в действии!

Лестница обратной связи

Иногда принимать обратную связь бывает достаточно трудно. То, насколько различается восприятие обратной связи разными людьми, иллюстрирует модель лестницы обратной связи. В этой модели линия между третьей и четвёртой ступенями отделяет человека, начинающего принимать обратную связь, от того, кто её отклоняет. Стоящий на верхней ступени лестницы получает от обратной связи максимум пользы.

Посмотрите на модель и задумайтесь: на какой ступени стоите сейчас вы? Как бы вы хотели принимать обратную связь в будущем?

Правила: Это упражнение – один из вариантов того, как может проходить простой сеанс обратной связи. Соберите команду (также можно проводить сеанс обратной связи между двумя людьми) там, где вас никто не будет прерывать. Вам понадобятся стикеры и карандаши для каждого члена команды.

Кратко опишите содержание обратной связи на трёх стикерах для каждого участника, разделив процесс на три этапа. Каждая ступень должна отражать ваше восприятие коллеги в рамках проекта или работы. Обратная связь должна содержать ваши мысли и рекомендации следующего рода:

Продолжай...

Перестань ...

Пора начать ...

Начните с первого пункта, «Продолжай...», и напишите по одному стикеру для каждого члена группы. Затем повторите то же самое с предложениями «Перестань...» и «Пора начать...». Как только все участники будут готовы, разделитесь по двое и найдите каждой паре место, где коллеги смогут спокойно и без помех обменяться обратной связью. Повторите сеанс с другими участниками, пока каждый не обменяется обратной связью со всеми членами команды. Затем снова соберитесь группой и обсудите упражнение (см. роль куратора и вопросы для анализа).

Можно и нужно

Высказываться по порядку, формулировать обратную связь конкретно, думать о том, каким образом вы сами хотели бы получать обратную связь.

Формулировать обратную связь от первого лица, начинать предложения с местоимения «Я».

Нельзя

Спешить. Дайте всплеску раздражения утихнуть, прежде чем задавать вопросы передающему обратную связь коллеге (см. модель лестницы).

Как передавать обратную связь

Подумайте, как бы вы хотели принимать обратную связь, и отталкивайтесь от своего собственного опыта. Передавая обратную связь, говорите от первого лица. Например:

Когда вы вели себя таким образом, я воспринимал это как...

Это вызывает у меня...

Критика vs. обратная связь

Критику питают неудовлетворённость и страхи критикующего, который не заботится о потребностях реципиента. Подтекст здесь таков: реципиенту каким-то образом „должно было быть виднее“ и его пора просветить. В послании подразумевается, что замысел реципиента спорен, что с ним что-то не так, и передающий обратную связь знает, как это исправить. Для критика проблема всегда в реципиенте.

В отличие от критики, в обратной связи содержится заботливое участие, уважение и поддержка. Далёкая от слащавых слов, обратная связь – это честный обмен информацией между взрослыми людьми по поводу поступков и их последствий. Предполагается, что обе стороны настроены дружелюбно, обе они стремятся быть эффективными и делать то, что выгодно компании и другим сотрудникам. Как данность принимается тот факт, что благонамеренные люди могут иметь некоторые различия в восприятии. Передающий обратную связь воспринимает её как свою реакцию на поведение другого человека. То есть, говорящий осознаёт: передаваемые слова – его субъективное мнение, а не абсолютная истина». – Гарри Р. Кессельман и Тимоти C. Дауэрти

Роль куратора

Познакомить участников со структурой мероприятия; по окончании сеанса обратной связи собрать группу для обсуждения и анализа занятия.

Вопросы для анализа

Как всё прошло?

Кажется ли вам, что занятие принесло проекту пользу? Каким образом?

Как лучше организовать занятие для соответствия характеру участников?

4. Скажите «Да! И ещё...»

Легко сказать, сложно сделать: не убейте творческий настрой словом «НЕТ»!

Цель: Во время мозгового штурма или любой другой сессии по генерации идей это правило идёт под номером один. Фактически, это настолько важно, что здесь, в проекте Project of How, для него существует отдельная страница.

Правила

Можно и нужно: Оставаться открытым и дружелюбным во время сессии генерации идей.

Развивать идеи других участников с помощью слов «Да, и ещё...»

Нельзя:

Оценивать или судить решения во время сессии генерации идей.

Произносить слово «нет» или отрицательно высказываться в адрес чужих идей.

Роль куратора

Красные карточки – эффективный и забавный способ напомнить участникам о дружелюбном настрое.

 

5. Ролевой мозговой штурм

Составление ментальных карт группой «в образах»

Цель: Придумать решения, которые прежде было невозможно представить. Дополнительное преимущество: смеясь и развлекаясь, члены группы лучше узнают друг друга и самих себя

Правила:

1) Для начала прикрепите на стену большой лист бумаги (как минимум, формата А1)

2) Войдите в роль, изменив привычный образ мыслей, и старайтесь думать, как другой человек. Например, представьте себя ребёнком, адвокатом, танцором сальсы, или, почему бы и нет, супергероем. Самые честолюбивые могут одеть наряд героя, чтобы усилить эффект от своего выхода.

3) Начните с изображения своих мыслей на бумаге. Скажем, вы выбрали образ танцора – тогда, изображая свои мысли на ментальной карте, вы можете пританцовывать сальсу. Обязательно по очереди сменять друг друга.

4) Когда время подойдёт к концу, избавьтесь от идей, слепо любимых вопреки разуму, и выберете лучшее решение с помощью голосования.

Можно и нужно:

Как можно больше размышлять и играть.

Использовать в ментальной карте много разных цветов.

Всегда писать свои мысли как продолжение чужих – тогда получится фантастическая ментальная карта.

Нельзя:

Бояться выйти из зоны комфорта, попробовав новые роли.

Временные рамки

Общее время мозгового штурма составляет 1 час: 45 минут обсуждения, 10-минутный перерыв и 15 минут на то, чтобы избавить от слеполюбимых, но неэффективных идей.

Во время перерыва необходимо сделать стойку на руках в три подхода по пять раз. Выпейте стакан воды и сделайте новый подход. Цель активного упражнения – обеспечить прилив крови к голове, кроме того, это поможет сохранить спортивную форму.

Роль куратора

Следить за временем мозгового штурма и дать группе знать, когда пора сделать перерыв. Также куратор должен иметь «реквизит», помогающий членам группы лучше входить в образ.

Вопросы для анализа

Как всё прошло?

Кажется ли вам, что занятие принесло проекту пользу? Каким образом?

6. Забавные танцы

Это весело! Это запомнится! Это клёво!

Краткое введение

«Забавные танцы» – это активное и очень весёлое упражнение.

Цель: Небольшой перерыв в работе придаст сил.

Правила: Встаньте. Соберите команду в свободном просторном помещении. Нужна громкая музыка. Один из участников начинает танцевать, остальные повторяют за ним. Передавайте роль лидера по кругу, пока каждый не побывает ведущим танца.

Можно и нужно:

Каждому попробовать роль ведущего.

Выбрать хорошую танцевальную песню.

Безумно двигаться.

Веселиться!

Нельзя:

Подолгу не сменять ведущего в танце.

Роль куратора:

Объявить о начале сессии, проверить наличие всего необходимого, и, что самое важное, участвовать, показать пример ведущего в танце!

 

7. Яблоки

«Яблоки» – это творческое упражнение, которое помогает оценить важность большого количества идей в процессе генерации.

Цель: «Яблоки» – это творческое упражнение, которое используется для демонстрации того, как важно смотреть на предмет с разных точек зрения и генерировать много идей. Это упражнение раздвигает границы привычного восприятия, стимулирует размышления в новых направлениях и освоение новых углов зрения. Упражнение можно проводить как в группе, так и самостоятельно. 99% идей не оригинальны. Чтобы найти 1%, нужно искать новый взгляд на проблему.

Используйте этот метод в начале креативной сессии или в случае застревания на этапе генерации идей.

Правила: Упражнение можно проводить как в группе, так и самостоятельно. Сначала группе или человеку даётся задание: в полной тишине нарисовать на чистом листе бумаги как можно больше яблок. Время выполнения ограничено 10-15 минутами. Существует несколько версий метода. Для наблюдения за ходом работы группы или отдельного участника можно заранее начертить на бумаге ячейки и попросить участников последовательно заполнять их рисунками.

Можно и нужно:

Активизировать своё восприятие.

Нельзя:

Разговаривать во время упражнения.

Роль куратора

Куратор проводит инструктаж участников и следит за соблюдением правил. Важно, чтобы куратор никаким образом не помогал участникам выполнять задание.

Вопросы после упражнения

Как вы думаете, зачем мы это делали?

Чему вы научились благодаря этому упражнению?

Как всё прошло?

Хотели бы вы изменить что-нибудь в следующий раз?

Кажется ли вам, что занятие принесло проекту пользу? Каким образом?

 

8. 120 комнат

Дом из 120 комнат! Для чего бы вы использовали первую, вторую, третью, остальные?

Цель: «120 комнат» – идеальный метод, если нужно подтолкнуть команду и ускорить работу над проектом. Его цель состоит в том, чтобы заставить группу подумать о дополнительных направлениях разработки в рамках проекта или сессии.

Правила: Представьте себе дом из 120 комнат, где каждая комната имеет своё назначение. «120 комнат» – метод генерации идей с помощью воображения и творческого мышления, позволяющий участникам изменить угол обзора и мыслить абсурдно. Однако суть состоит не в придумывании новых комнат, а в наполнении их содержанием и функциями.

Можно и нужно:

Активизировать своё восприятие.

Использовать воображение.

Мыслить абсурдно.

Нельзя:

Оставлять комнаты пустыми.

Роль куратора

Куратор проводит инструктаж участников и следит за соблюдением правил. В его обязанности входит контроль за проведением анализа упражнения.

Вопросы для анализа

Как вы думаете, зачем мы это делали?

Чему вы научились благодаря этому упражнению?

Как всё прошло?

Хотели бы вы изменить что-нибудь в следующий раз?

Кажется ли вам, что занятие принесло проекту пользу? Каким образом?

 

9. Обратный мозговой штурм

В этом методе мозговой штурм используют для поиска провальных решений, которые затем пытаются преобразовать в удачные. Один из способов генерации идей – поиск решений с помощью мозгового штурма. Обратный мозговой штурм позволяет подойти к вопросу с другой стороны. Метод основан на двухэтапном процессе, первый этап заключается в поиске худших решений проблемы. Затем их преобразуют в хорошие решения. Использовать мозговой штурм в необычной манере и работать над решением проблем в другой плоскости может быть весело.

Цель: Этот метод поощряет исследование новых решений с помощью негативного мышления. Он позволяет по-новому взглянуть на разумные идеи и использовать вещи, которые раньше казались бесполезными.

Пример

Группа ищет ответ на вопрос: «Как можно укрепить отношения бабушек и дедушек с внуками?» В обратном мозговом штурме команда старается найти худшие решения, и затем преобразовать их в полезные.

Примеры плохих решений:

– Построить стену между старым и молодым поколениями.

– Поместить их в два разных здания, так, чтобы они никогда не встречались.

– Построить машину, которая отнимает всё внимание детей, в результате чего они не хотят проводить время со старшими.

Исправленные решения могут выглядеть так:

– Построить дом престарелых с детским садом внутри. В свободное время старшее поколение сможет приходить и помогать с детьми.

Роль куратора

Инструктировать участников перед креативной сессией. Куратор должен следить за тем, чтобы команда соблюдала правила и укладывалась во временные рамки.

Вопросы для анализа

Как прошёл мозговой штурм по поиску действительно плохих решений?

Как можно использовать это упражнение в другом контексте?

 

10. Мозговой штурм на основе изображений

Ассоциирование решений с разными изображениями – бесполезный инструмент для развития и поиска новых идей. Для доработки идей или предложенных ранее решений эффективно выстраивать ассоциации с другими элементами, такими как изображения или визуальные данные. Этот метод стимулирует поиск новых точек зрения на решение или проблему, которая перед вами стоит.

Цель: Этот метод стимулирует поиск новых точек зрения на решение или проблему, которая перед вами стоит.

Правила: Приготовьте много разных иллюстраций. Соберитесь за одним столом и показывайте каждое изображение по минуте. В течение этой минуты все члены команды пишут свои ассоциации с изображением на стикерах. Старайтесь найти как можно больше нелепых ассоциаций. Если команда зашла в тупик, смените изображение. Продолжайте процесс до тех пор, пока не наберётся достаточно много ассоциаций. В дополнение к этому методу можно попробовать привязать свои ассоциации к предложенным ранее решениям или попытаться найти новые. О том, как это сделать, читайте ниже.

Можно и нужно

Мыслить масштабно.

Писать первое, что приходит в голову.

Думать от обратного.

Использовать много случайных изображений, желательно, не имеющих отношения к идее, проблеме или фокусным вопросам.

Нельзя

Подолгу задерживаться на одном изображении. Если вы зашли в тупик, просто смените иллюстрацию.

Пример

Группа ищет решение на вопрос: «Как можно убедить горожан чаще пользоваться велосипедами?» Для поиска ассоциаций с вопросом используются случайные изображения. Какое отношение к делу может иметь черника?

Примеры результатов:

Раздавать шляпы черничного цвета с информацией о том, как езда на велосипеде полезна для здоровья.

Выпускать черничные фонарики для велосипедов.

Построить гигантский, похожий на чернику, купол над площадкой для катания.

Новые идеи могут приходить отовсюду: формы, запахи, воспоминания, общие и детальные размышления, числа. Связывайте как близкие, так и далёкие идеи.

Роль куратора

Задача куратора – давать указания группе. Куратор отвечает за смену изображений и поощряет команду мыслить масштабно и вне рамок.

Вопросы для анализа

Как всё прошло?

Кажется ли вам, что занятие принесёт пользу проекту?

11. Случайные слова

Ассоциирование решений с различными словами – полезный инструмент для развития идей. Для доработки идей или предложенных ранее решений эффективно выстраивать ассоциации с другими элементами, такими как слова, статьи или истории. Этот метод стимулирует поиск новых точек зрения на решение или проблему, которая перед вами стоит.

Цель: Этот метод стимулирует поиск новых точек зрения на решение или проблему, которая перед вами стоит.

Правила: Приготовьте много случайных слов, коротких историй или твитов. Соберитесь за одним столом и показывайте каждое слово, твит или историю по минуте. В течение этой минуты все члены команды пишут свои ассоциации со словом, твитом или историей на стикерах. Старайтесь найти как можно больше нелепых ассоциаций. Если команда зашла в тупик, смените слово, твит или историю. Продолжайте процесс до тех пор, пока не наберётся достаточно много ассоциаций. В дополнение к этому методу можно попробовать привязать свои ассоциации к предложенным ранее решениям или попытаться найти новые. О том, как это сделать, читайте ниже. (LÄNK)

Можно и нужно

Мыслить масштабно.

Писать первое, что приходит в голову.

Думать от обратного.

Использовать много разных случайных слов, твитов и историй, желательно, не имеющих отношения к идее, проблеме или фокусным вопросам.

Нельзя

Подолгу задерживаться на одном слове. Если вы зашли в тупик, просто смените его на новое.

Пример

Группа ищет ответ на вопрос: «Как убедить детей проводить больше времени на улице?» Для выстраивания ассоциаций используются случайные слова. Как с проблемой может быть связано слово «подушка»?

Примеры результатов:

Создать гигантскую подушку, с которой дети будут играть на улице. Когда они устанут, то смогут вздремнуть.

Дать детям подушки, чтобы они могли устраивать подушечные бои.

Сложить домашние игрушки детей в подушку, так что они смогут играть с мягким креслом-грушей.

Новые идеи могут приходить отовсюду: формы, запахи, воспоминания, общие и детальные размышления, числа. Связывайте как близкие, так и далёкие идеи.

Роль куратора

Задача куратора – давать указания группе. Куратор отвечает за своевременную смену слов, твитов и историй. Куратор должен поощрять команду мыслить масштабно, вне рамок и высказывать все «за» и «против».

Вопросы для анализа

Как всё прошло?

Кажется ли вам, что занятие принесло проекту пользу?

12. Сбор в начале – сбор в конце

Привет! Как дела? Какие планы на сегодня?

 «Сбор в начале – сбор в конце» предполагает, что вы делитесь со всеми членами группы своим настроением (чувствами, беспокойствами, размышлениями) в начале и в конце каждого рабочего дня. Это простой способ узнать, как чувствует себя команда и соответствует ли работа календарному плану. Он помогает помнить о цели в процессе командной работы.

Цель: Простой и быстрый способ ежедневно сохранять и обновлять статус проекта в рабочей группе. Он показывает, какие действия необходимо предпринять для того, чтобы не отстать от графика или просто поддерживать командный дух.

Правила: В начале рабочего дня проведите «Сбор в начале». Перед завершением рабочего дня проведите «Сбор в конце».

Порядок таков: вы собираетесь всей командой, желательно в круг. Каждый по очереди отвечает на вопросы.

Сбор в начале:

Чем вы занимались вчера?

Что будете делать сегодня?

Нужна ли вам помощь группы?

Перед завершением рабочего дня проведите «Сбор в конце».

Сбор в конце:

Какой этап вы завершили сегодня?

Если осталась незавершённая работа, что нужно сделать согласно календарному плану и ожидаемым результатам?

Дополнительные вопросы:

Как вы себя сегодня чувствуете?

Можно и нужно:

Собираться вместе!

Принимать меры, сообщать об отложенной работе и обсуждать возможности решения проблемы.

Быть кратким на сборе в начале и сборе в конце.

Нельзя:

Слишком увлекаться деталями.

Роль куратора

Задавать группе вопросы и быть инициатором встреч в начале и в конце рабочего дня.

Вопросы для анализа

Как всё прошло?

Кажется ли вам, что занятие принесло проекту пользу? Каким образом?

Обсуждение каких вопросов может принести пользу проекту?

13. Голосование за лучшую идею

Итак, вы всё сделали правильно и получили массу новых идей. Пришло время двигаться дальше и решить, какие из них оставить, а от каких, пусть и слепо любимых, отказаться. Самый простой и демократичный способ выбора – голосование за лучшую идею.

Правила:

1. Изобразите все идеи на бумаге.

Прикрепите листки с идеями на стену или разложите на столе.

2. Время голосовать!

Каждый член команды должен отметить понравившиеся ему идеи.

3. Взгляните!

Наконец, голоса отмечены.

Можно и нужно:

Думать быстро, голосовать сердцем.

Нельзя:

Учитывать при голосовании голоса других людей.

Дополнительно

– Ограничьте число голосов каждого участника группы, желательно по числу идей.

– Повторите голосование, на этот раз с использованием критериев оценки.

 

14. Освободите мозг

Освободите мозг, выплесните мысли на бумагу и приведите их в порядок!

Краткое введение

Метод заключается в том, чтобы освободить голову, выплеснув все мысли на бумагу, так, чтобы вы могли перестать о них думать. Его можно использовать каждый день или в случае необходимости. Метод освобождения мозга можно использовать в группе или для самостоятельной работы.

Цель: Этот метод эффективен в начале креативной сессии, он освобождает место для новых идей и позволяет начать с чистого листа. Его можно использовать для структурирования мыслей и задач в уме, в результате чего может получиться список дел или хронологическая лента с нанесёнными на неё заданиями.

Правила: Метод освобождения мозга включает два этапа.

Этап 1. Вам понадобится лист бумаги, ручка и немного времени.

Начните с записи всех ближайших дел. Продолжайте записывать всё, о чём вы думаете, не только связанные с заданием мысли. Это может получиться не сразу, но может пойти достаточно быстро, в зависимости от того, сколько мыслей крутится в вашей голове. При работе с группой этот этап предпочтительнее проводить в форме дискуссии, используя большой лист бумаги. Мысли каждого участника надо записывать на общем листе бумаги.

Когда все идеи записаны, ответственность за их хранения ложится на бумагу, и мозг может от них освободиться.

Второй этап посвящён организации данных.

Один из способов организации данных заключается в выборе десяти неотложных дел, на которых нужно сосредоточить всё своё внимание. Другой способ – распределить задачи по категориям и степени важности (примеры групп: бизнес, дом, друзья) и отметить их на временной шкале как необходимые или просто оставленные на будущее.

Теперь, когда пришло время работать, вы можете использовать распределение задач по степени важности и выполнять их по очереди. После завершения перечёркивайте их – это приносит удовлетворение.

Вы можете проводить сессию освобождения мозга после каждого задания.

Можно и нужно:

Непременно записывать каждую деталь, приходящую в голову, всё, начиная от покупки хлеба и заканчивая договорённостью о встрече с мистером Х.

Помнить об освобождения от записанных на бумаге мыслей.

Нельзя:

Усложнять.

Колебаться.

Роль куратора

Если сессия проводится под руководством куратора, он отвечает за выбор формы проведения занятия. Речь идёт о выборе между ментальной картой, хронологической лентой или другим видом записи.

Вопросы для анализа

Как всё прошло?

Кажется ли вам, что занятие принесло проекту пользу? Каким образом?

После того, как мысли записаны на бумаге, как вам удобно их структурировать?

15. Мозговой штурм

Широко известный метод генерации идей в группах. В большей или меньшей степени верно утверждение, что идеи приходят ниоткуда. Но они могут являться также результатом организованного процесса. Возможно, самым распространенным методом организованного поиска идей является мозговой штурм. Мозговой штурм определяется как любая командная работа по поиску новых идей. Этот метод позволяет группе людей искать новые решения на основе общих представлений о проблеме, рассматривая её под разными углами. Важной составляющей мозгового штурма является поощрение абсурдных идей, тем не менее, в пределах задания. В качестве рамок может выступать набор целей, ценностей, представлений о результате, временные ограничения или темы исследования.

Цель: Первая причина для проведения мозгового штурма – потребность в большом числе возможных решений и вовлечение членов команды в творческий процесс. В теории, проведя мозговой штурм в группе из 5-10 человек, вы приобретёте намного больше разнообразных идей за более короткий срок, чем один человек смог бы когда- либо предложить.

Правила: Соберите команду за круглым столом. Убедитесь, что у всех есть ручки и стикеры. Обсудите правила и форму проведения предстоящего мозгового штурма. Очень важно, чтобы ещё до начала все в группе были согласны относительно правил и представляли рамки задания. Затем дайте возможность каждому члену группы самостоятельно подумать и записать свои мысли. Поощряйте самые дикие идеи. Когда все закончат, пусть каждый поделится своими мыслями и прикрепит стикеры на стену или к письменной доске. Если кто-то из членов группы желает передать обратную связь, добавить что-то или высказать своё мнение, разрешите ему отметить идею красным крестиком. Когда её автор закончит выступление, дайте две минуты на то, чтобы оставшаяся часть группы могла передать обратную связь. В дополнение к методу можно попробовать объединить разные идеи и решения. Процесс должен идти в следующем направлении:

Можно и нужно

Мыслить масштабно.

Понимать важность всех идей.

Сосредоточиться на поиске новых точек зрения.

Допускать и поощрять появление абсурдных идей.

Нельзя

Критиковать.

Думать, что идеи непременно должны быть привязаны к брифу или проблеме.

Углубляться в детали.

Пример

Группа ищет решение проблемы: «Как улучшить питание школьников?». Команда работает, беседует и находит различные решения – простые и сложные, нормальные и абсурдные. Все решения тщательно прорабатываются. Проблему рассматривается с разных сторон. Некоторые идеи могут привести к отличным решениям, позволяющим справиться с проблемой наилучшим образом.

Роль куратора

Куратор проводит инструктаж группы перед началом мозгового штурма. Он должен следить за тем, чтобы команда соблюдала правила и укладывалась в оговоренные сроки.

Вопросы для анализа

Как всё прошло?

Хотели бы вы изменить что-нибудь в следующий раз?

Кажется ли вам, что занятие принесло пользу проекту? Каким образом?

 

16. Визуальный мозговой штурм

Визуальный мозговой штурм – это творческое упражнение, которое можно использовать для поиска новых или развития предложенных ранее идей. При визуальном мозговом штурме участники вместе в произвольном порядке рисуют эскизы. Это стимулирует невербальную активность правого, творческого, полушария, что полезно при поиске новых точек зрения, идей и мыслей относительно проекта.

Цель: Используйте метод, когда необходимо найти новые решения и дополнить или развить старые идеи новыми мыслями.

Правила: Закрепите на стенах комнаты от трёх до семи страниц флипчарта. Запасите маркеры для флипчарта, чтобы каждый смог делать на них записи. Хорошо иметь маркеры нескольких цветов.

Начните заполнять рисунками один из листов. Пусть участники продолжают рисунки друг друга. Основная мысль заключается в том, чтобы члены команды дорисовывали то, что уже есть на бумаге. Упражнение считается завершённым, когда все листы покрыты рисунками.

Попросите участников рассказать о том, что они видят на изображениях, что это им напоминает и как это можно использовать в генерации идей и решении проблемы .

Можно и нужно

Мыслить абсурдно.

Использовать много разных цветов.

Использовать много бумаги для заполнения рисунками.

Нельзя

Следовать схемам.

Запрещать кому-либо участвовать в создании рисунка.

Роль куратора

Куратор начинает упражнение и несёт ответственность за фиксирование идей и решений, появляющихся в ходе работы. Куратор должен поощрять участников мыслить абсурдно.

Вопросы для анализа

Как вы думаете, зачем мы это делали?

Чему вы научились благодаря этому упражнению?

Как всё прошло?

Хотели бы вы изменить что-нибудь в следующий раз?

Кажется ли вам, что занятие принесло проекту пользу? Каким образом?

17. 4 элемента

Творческий процесс должен иметь как начальную, так и завершающую стадии. Модель четырёх элементов описывает важные вопросы, необходимые для организации качественной работы над выбранной идеей.

Правила: Существуют четыре способа определить идею, располагающую группу к работе. Когда решения найдены, ещё раз оцените их и пройдите по списку, проверив, насколько они удовлетворяют следующим условиям:

Время, деньги и компетенция – всё это необходимо для осуществления и реализации идеи со стороны клиента.

Увлечение

Увлекает ли вас эта идея? Если нет, скорее всего, команда потерпит поражение, и клиент это заметит.

Сочетания

Сократите число идей, не вычеркивая их совсем: многие из них могут быть похожи и станут полезными дополнениями основной идеи.

Дискуссия в команде

Примите сторону в защиту одной из идей и проведите дискуссию с участниками группы.

Оцените идеи по десятибалльной шкале, основываясь на логике.

Демонстрация идей в крупном масштабе даст наглядное представление эффективности работы.

В процессе необходимо учитывать, на чем основаны решения членов команды: отталкиваются ли они от мнения клиента или от своей личной точки зрения? Во время утверждения решения могут возникнуть трения. Если это случится, постарайтесь сопоставить аргументы между собой, и определите, как должно приниматься каждое решение, личное или профессиональное.


Комментарии по использованию к проектной деятельности с данными методами

Не написан важный аспект любого подхода:

1. В начале любой рабочей сессии нужно озвучить цель/вопрос. Хорошо если начинается с «Как мы можем...»

2. Главное количество. Следует исключить критику.

– Метод Киплинга

 Хорошо подходит для рабочей сессии направленной на создание большого количества вариантов решения задачи.

– Мозговой штурм с чередованием индивидуальной и групповой работы.

 Стоит добавить к методу правило «без критики» чтобы считать каждую озвученную идею хорошей. В данном случае важно количество.

– Обратная связь

Хороший метод для стрессовых проектов. Помогает собрать обратную связь от всех важных людей одновременно.

– Скажите «Да! И ещё...»

Ключевая идея в продолжении идеи другого человека. Лучшие идеи появляются, когда люди одновременно работают над одной идеей вместо развития каждым своей отдельной идеи.

– Ролевой мозговой штурм

Помогает обыграть ситуацию и понять к примеру как будет взаимодействовать группа персонажей-пользователей.

– Забавные танцы

ЭМОЦИИ

– Яблоки

Мне больше нравится вариант, когда даются готовые ячейки. К примеру, вы получаете 20 одинаковых кругов, которые нужно превратить в любые объекты: мячи, яблоки, знаки дорожного движения, планеты и т.д.

– 120 комнат

Метод позволяет придумать кучу вариантов применения проекта. Можно использовать для создания множества вариантов решения задачи. Проходя из одной комнаты (от идеи к идее) к дугой

– Обратный мозговой штурм

Создаем плохие абсурдные идеи и превращаем их в хорошие. Метод хороший, часто меня спасал, когда совсем нет идей. Можно в том числе использовать индивидуально.

– Мозговой штурм на основе изображений

Сильно зависит от используемых изображений. К примеру, можно показывать экраны интерфейса и получать от каждого быстрые наброски альтернативного варианта решения (коллективное проектирование).

– Случайные слова

Хороший подход для разогрева и/или подбора ассоциаций. К примеру, можно использовать в процессе создания логотипа или визуализации информации.

– Сбор в начале – сбор в конце

По своей сути scrum-сессии в начале и конце дня (анализ дня). Часто использую при работе над сложными проектами при работе групп участников. Особенно при методе «Развивающейся кооперации»

– Голосование за лучшую идею

no comments

– Освободите мозг

Рефлексия. Важно чтобы каждый отдельно озвучивал свою обратную связь, свое впечатление и не вступал в диалог.

– Мозговой штурм

Важно: используются клейкие листочки для записи идей, чтобы не перебивать друг друга.

– Визуальный мозговой штурм

no comments

– 4 элемента

Очень полезный метод, но описан плохо. 4 элемента это 4 рамки квадрата, в пределах которого стоит рассматривать проект. Позволяет, к примеру, задать условия для исследования или упростить задачу, если она непосильно большая.

Что еще использую постоянно:

– Mind Map – для всего, от конспектирования разговоров, до составления ТЗ и проведения ретроспектив

– Root Cause Analysis – для решения и распутывания сложных проблем в организации. По времени бывает нужно и целый день.

 – «Грозовые тучи» – для разрешения противоречий

 – Follow Diagram (диаграмма потока ценностей) – я стараюсь строить и актуализировать их раз в полгода или чаще, обычно занимает пару дней, но после того, как она построена – руки чешутся внедрить десятки изменений в рабочие процессы.

Дополнения и мысли:

Очень интересный метод принятия решений на основы консенсуса описан у Тойоты. Главным артефактом метода является выполненный анализ на листе формата А3 (причем, тойотовцы шутят «если что-то не взлезло на А3 – влезет на А4»).

Самое сложное в этих всех методах – заставить себя их применять в критических ситуациях, а не полагаться только на рефлексы и только на интуицию.

Методика четырех «Р» (в английском они все начинаются с «R»): 1. Революция, 2. ПеРеосмысление, 3. Связанные пРостранства и 4. ФоРсирование случайностей.

Революция: берем существующее, хорошо зарекомендовавшее себя понятие или объект и пытаемся максимально извратить его. Получаем в итоге совершенно новую идею, из которой нередко получается совершенно новый и оригинальный объект или понятие.

Переосмысление: попытка взглянуть на ту или иную вещь глазами другого человека или с другой стороны. Задавая себе вопросы и отвечая на них очень часто можно выйти на оригинальные креативные идеи.

Связанные пространства: часто случается так, что тот или иной процесс имеет аналог в другой области. Данная методика позволяет перескочить из одной реальности в другую.

Форсирование случайностей: иногда удается найти хорошую идею методом случайного перебора. Берем слово из предметной области, с которой мы работаем на данный момент, и соединяем его с другим случайным понятием. Для таких целей можно использовать Нельзя недооценивать важность общего уровня поглощаемой информации дизайнером.

Метод с генерированием идей на время работает на «Ура». Например: придумать 150 вариантов использования мумии Ильча за 3 минуты. Уже придуманные и записанные варианты рождают новые, еще более бредовые. Метод быстро заряжает людей креативной энергией и дает нужный позитивный настрой.

Коллективное творчество – отличный способ создавать лучший продукт. Иногда светлейшие идеи рождаются на мозговых штурмах за 5 минут обсуждений. Тем не менее, хорошие идеи не всегда приходят даже в таком формате, и часто штурмы превращаются в пустую трату времени. В этом нет ничего страшного. Не стоит ожидать потрясающего эффекта от каждой встречи.

Многие считают, что разработка идей – очень творческий и спонтанный процесс. Но это не так. Творчество – это довольно технологичный процесс. Каждый собирает свой ящик инструментов творческого поиска. Очень важно придерживаться правил. Например, все знают, что во время классического мозгового штурма нельзя критиковать. Но мало кто соблюдает это правило. У нас на занятиях действует такое правило: во время мозгового штурма участник, сказавший Нет, Нельзя, Не получится, Это сложно и все такое прочее, получает предупреждение. Три предупреждения и участник покидает группу. Работает безотказно.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс для преподавателей района

Методы и приемы плоскорельефной резьбы ...

Мастер-класс по теме "History of Economic Thought. Mixed Economy as the Result of its Development" для слушателей республиканских курсов повышения квалификации преподавателей СПО, БИРО 2008 г.

Содержание методической разработки     Пояснительная записка   Методическая карта занятия   Обеспечение занятия   Структура занятия   План занятия ...

Мастер класс по вольной борьбе тренера-преподавателя Тюлюш Вячеслав Хулер-ооловича

 Мастер класс по вольной борьбе тренера-преподавателя Тюлюш Вячеслав Хулер-ооловича...

Мастер-класс для преподавателей

Через сказки раскрывается высказывание Конфуция "Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький"....

Мастер-класс тренера-преподавателя по вольной борьбе

Мастер-класс тренера-преподавателя по вольной борьбе...