Мастер-класс для преподавателей
материал ( класс) на тему

Через сказки раскрывается высказывание Конфуция "Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький".

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МАСТЕР – КЛАСС

«Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый лёгкий и путь опыта – это путь самый горький».

Конфуций

Цель: на примере своего предмета раскрыть содержание высказывания Конфуция.

  1. Ознакомление с темой урока.

Здравствуйте, темой нашего занятия являются слова Конфуция «Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый лёгкий и путь опыта – это путь самый горький». И рассматривать эту тему мы будем на примере русского фольклора, и конкретно жанра сказок.

  1. Вступительное слово о фольклоре (культурологический аспект).

Фольклор – это устное народное творчество, которое создавалось на протяжении веков с целью передать последующим поколениям свой опыт, свою мудрость, научить жизни.

Фольклор – виды и роды когда-либо существовавшего и продолжающего существовать в народном быту устного непрофессионального эпоса, лирики и драмы.

Что же касается сказок, то они, чаще всего, предназначались детям и формировали их взгляд на мир. Народная мудрость, заключенная в сказках, должна была показать ребенку, как ему жить, какой путь избрать, т.е. происходило моделирование жизненной ситуации. Вот сегодня вы и попробуете выяснить, чему же учат сказки детей.

  1. Задание.

Перед вами фрагменты сказок: 1 группа – «Маша и медведь», 2 группа – «Вершки и корешки», 3 группа – «Волк и лиса».

Ваша задача прочитать фрагменты, проанализировать и ответить на вопрос: «Чему же учит сказка?».

 ПЛАН АНАЛИЗА.

  • Вспомните содержание сказки.
  • Прочитайте данный вам фрагмент.
  • Охарактеризуйте действия Маши (медведя, волка).
  • Чему учит сказка?

  1. Опрос по результатам задания (примерные ответы).
  • Маша спаслась от медведя благодаря тому, что она поразмыслила, придумала забраться в короб и напугать медведя тем, что она будет за ним следить.

Сказка учит тому, что чтобы добиться своих целей, необходимо все продумать, хорошо поразмышлять.

  • Медведь повторял все за мужиком: собрал мужик вершки, и медведь потребовал на следующий год вершки, не задумываясь над тем, что выращивал мужик. Он просто подражал мужику.

Сказка учит тому, что подражание – самый простой путь, но он не всегда приводит к положительному результату.

  • Волк не наловил рыбы, хвост потерял и был побит крестьянкой. Т.е. он получил горький опыт.

Сказка учит тому, что не всегда стоит делать все так, как тебе советуют, что только через опыт узнаешь, по какому пути стоит идти. Но на этом пути испытываешь много разочарований.

  1. Вывод:

Так и в педагогике сегодняшнего дня, часто путь подражания педагогическим течениям не соответствует современным требования школы и жизни. Мы ищем новые пути, иногда через опыт, методом проб и ошибок, иногда через размышление, через моделирование результата. В любом случае, во все времена любой путь к знанию имеет место быть, имеет право быть.

 Задача современного учителя – научить размышлять. Пусть ученик осваивает наш опыт, учится на наших ошибках, выбирая в качестве образца лучшие примеры. Ведь лучший ученик тот, кто превзошел своего учителя.

И закончить занятие я хотела бы своим любимым стихотворением, принадлежащим перу А.С. Пушкина. Я прошу вас прочесть его вместе со мной.

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.


«Вершки и корешки» (русская народная сказка)

Отдал мужик медведю всю ботву. А репу на воз навалил и повез в город продавать. Да не долго ехал, опять навстречу ему медведь:
– Мужик, куда ты едешь?
– Еду, медведушка, в город – корешки продавать.
– Дай-ка попробовать – каков корешок?

Мужик дал ему репу. Медведь как съел, так и заревел:
– А-а! Мужик, обманул ты меня! Твои
корешки сладенькие, а мои вершки негодные. Слезай с воза, заломаю.

А мужик в ответ:
– Что ты, медведушка, бери в
другой раз корешки на прокорм, а я уж себе вершки-то оставлю.
– Смотри, быть так, – сказал медведь и ушел в дуброву.

<…> Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь уложил на воз и домой увез.
            А медведь, сколько ни бился, сколько ни силился, ничего с корешками сделать не мог.
            Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.

ПЛАН АНАЛИЗА.

  • Вспомните содержание сказки.
  • Прочитайте данный вам фрагмент.
  • Охарактеризуйте действия Маши (медведя, волка).
  • Чему учит сказка?

«Маша и медведь» (русская народная сказка)

Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти — не знает, спросить не у кого...

Думала она, думала и придумала.

Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:

— Медведь, медведь, отпусти меня на денек в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.

— Нет, — говорит медведь, — ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу.

А Машеньке того и надо!

Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

— Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

<…> Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила.

ПЛАН АНАЛИЗА.

  • Вспомните содержание сказки.
  • Прочитайте данный вам фрагмент.
  • Охарактеризуйте действия Маши (медведя, волка).
  • Чему учит сказка?

«Волк и лиса» (русская народная сказка)

Куманек опрометью кинулся к проруби удить. Пришел и запустил хвост в воду. Вот сидит, сидит, а клева нет, да и только. И хвост у него так вмерз в прорубь, что и пятерым волкам не вытащить. Вот идет баба за водой и видит рыбака. Стала она сначала гнать его словами: „Пошел ты к черту, прожора! Нашел место хвост полоскать!" Но видит, что волк ни с места, подошла к нему и давай его коромыслом бить. Волк сколько ни ревел, ни бился, ни рвался, во все стороны ни метался, так хвост и не отрывался. А баба ему так набила бока, что, когда хвост оторвался, он кое-как уплелся.  И понял волк, что таким образом он никогда не наловит рыбы.

ПЛАН АНАЛИЗА.

  • Вспомните содержание сказки.
  • Прочитайте данный вам фрагмент.
  • Охарактеризуйте действия Маши (медведя, волка).
  • Чему учит сказка?

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕР-КЛАСС Номинация «Учитель года» Еремеева Оксана Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОСШ №25 « Три пути ведут к знанию: путь – размышление – это самый благородный, путь подражания – это самый лёгкий, путь опыта – это путь самый горький». Этот философский вопрос Оксана Сергеевна рассмотрела через призму русского фольклора. Три сказки стали основой моделирования жизненных ситуаций для учащихся: «Маша и медведь», «Волк и лиса», «Вершки и корешки». Педагог ставит вопрос перед аудиторией: «Чему могут научить ребёнка эти сказки?» Предложенный план анализа помог охарактеризовать пути, выбранные героями сказок: вспомнить содержание сказки, прочитать предложенный фрагмент, охарактеризовать действия Маши, Медведя и волка. Помог ответить на вопрос: «Чему учит сказка?»; трудно или легко подражать? Всегда ли подражание приводит к нужному результату? Бывает ли так, что даже горький опыт нас ничему не учит? И все вместе пришли к выводу, что в сказках сходятся три пути: опыта, размышления, подражания. Возвращаясь к высказыванию Конфуция, педагог определяет задачу современного учителя – научить ребёнка размышлять, ибо лучший ученик тот, который превзошёл своего учителя.

Слайд 2

МАСТЕР-КЛАСС Номинация «Учитель года» Садирова Лариса Александровна , учитель начальных классов МОСШ №15 « Три пути ведут к знанию…» – такими словами начался мастер-класс Ларисы Александровны. Работая в группах, все присутствующие выполняли простые предметные действия по измерению величины. Измеряя листы различными способами, пришли к выводу, что есть легкий путь – подражание, есть горький путь – путь опыта, и есть самый трудный, благородный путь – путь размышления. В конце занятия каждая группа построила своим способом геометрическую фигуру –пирамиду. Все согласились, что необходимо постоянное повторение – это дает знание, но свой собственный путь к знанию каждый выбирает сам.

Слайд 3

МАСТЕР-КЛАСС Номинация «Учитель года» Фаттахова Альбина Хатмулловна, учитель английского языка МОСШ №43 «А вы поняли меня?» – спросила Альбина Хатмулловна аудиторию, прочитав длинную фразу на английском языке. Молчание в начале урока и разговор на английском языке в конце – такой путь к знанию показал педагог всего за один урок. Стоя на перепутье трех дорог, присутствующие на мастер-классе пытались выбрать свой путь. Все дороги ассоциировались у них с понятиями: горький – опыт, легкий – подражание, благородный – размышление. Повторяя за учителем фразы на английском языке, размышляя над выбором пути, все сидящие в конце урока смогли прочитать и перевести фразу китайского мыслителя Конфуция: «Три пути ведут к знанию. Путь размышления – это путь благородный, путь подражания – самый легкий, путь опыта – это путь самый горький».

Слайд 4

МАСТЕР-КЛАСС Номинация «Учитель года» Загурская Светлана Александровна, учитель математики МОСШ №10 «Жил-был владыка, который хотел научиться математике, но не хотел прилагать усилия. В результате волшебник принес ему знания в ларце…» Только в конце занятия все присутствующие смогли узнать, что же лежало в ларце. К познанию мира участники занятия пошли через изучение математики, которая окружает нас везде. Основа всех геометрических фигур, окружающих нас, конус. Он есть в природе, его может сделать человек. Работая в группах, присутствующие попробовали создать различными способами простой конус из бумаги. Каждый выбрал свой путь познания. В конце занятия все узнали, что в ларце лежал маленький кусочек пергамента, на котором было написано: «Математика – это доказательство».

Слайд 5

МАСТЕР-КЛАСС Номинация «Учитель года» Епифанова Светлана Александровна, учитель биологии и химии МОУ гимназия В русских народных сказках богатырь, оказываясь на перепутье трех дорог, всегда выбирает самый трудный путь. «А какую дорогу выберете Вы на пути к знанию?» – такими словами начался мастер-класс Светланы Александровны. Работая в группах, пришли к выводу, что есть три пути к знанию: опыт, подражание, размышление. Но чаще всего мы используем все три пути сразу. Например, человек мечтал о полетах, наблюдая за стрекозой, повторяя ее взмах крыльев, размышляя над строением крыла. Ученые использовали все пути познания мира. Даже в теме мастер-класса присутствующие на занятии определили повторяющееся ключевое слово – путь. Путь – это та дорога, которую выбирает каждый. А как он выберет свой путь, какой он будет зависит от опыта, судьбы, характера человека.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оксана Сергеевна Еремеева финалист городского конкурса профессионального мастерства «Педагог года города Нижневартовска – 2011»

Слайд 2

Тема мастер-класса

Слайд 3

виды и роды когда-либо существовавшего и продолжающего существовать в народном быту устного непрофессионального эпоса, лирики и драмы.

Слайд 4

Маша и медведь Вершки и корешки Волк и лиса

Слайд 5

ПЛАН АНАЛИЗА. Вспомните содержание сказки. Прочитайте предложенный вам фрагмент. Охарактеризуйте действия Маши (медведя, волка). Чему учит сказка?

Слайд 6

Задача современного учителя - научить размышлять. Пусть ученик осваивает наш опыт, учится на наших ошибках, выбирая в качестве образца лучшие примеры. Лучший ученик тот, кто превзошел своего учителя.

Слайд 7

О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель. А.С. Пушкин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс для преподавателей района

Методы и приемы плоскорельефной резьбы ...

Мастер-класс по теме "History of Economic Thought. Mixed Economy as the Result of its Development" для слушателей республиканских курсов повышения квалификации преподавателей СПО, БИРО 2008 г.

Содержание методической разработки     Пояснительная записка   Методическая карта занятия   Обеспечение занятия   Структура занятия   План занятия ...

Мастер-класс преподавателя

Содержание и приложение к мастер-классу проводимому в период аттестационных мероприятий, для получения высшей квалификационной категории....

Мастер класс по вольной борьбе тренера-преподавателя Тюлюш Вячеслав Хулер-ооловича

 Мастер класс по вольной борьбе тренера-преподавателя Тюлюш Вячеслав Хулер-ооловича...

Мастер – класс преподавателя живописного отделения Гуськовой Эллы Николаевны. Изготовление традиционной русской народной куклы-оберега «Кубышка-травница».

Мастер – класс преподавателя живописного отделения Гуськовой Эллы Николаевны 31 октября 2014 года в детской художественной школе №4 преподаватель живописного отделения Гуськова Элла Николаев...

Мастер-класс для тренеров-преподавателей по теме: «Ведение мониторинга достижений учащихся».

Цель: показать значимость ведения мониторинга достижения воспитанников для тренеров-преподавателейЗадачи:1. Разработать формы электронного мониторинга достижений.2. Выделить аспекты мониторинга.3. Сис...