Дифференцированный подход
методическая разработка по теме

Григорьева Людмила Николаевна

Работа с обучающимися подготовительной и специальной медицинской группы на уроках физической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon из опыта работы33 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 учителя физической культуры  ГБОУ СОШ № 647

Григорьевой Людмилы Николаевны

Дифференцированный подход

Важность этой работы обусловливается тем, что ученики даже одного возраста имеют различный уровень двигательной подготовленности, типологические и личностные особенности реагирования на учебную нагрузку и факторы внешней среды. В средних классах нужно учитывать, на какой стадии полового созревания находится тот или иной школьник. И конечно, следует принимать во внимание половые и возрастные различия занимающихся. Многообразие отличительных черт, своеобразие каждого ученика не значат, что эффективна лишь индивидуальная работа. Мы опираемся на типовые характеристики школьников, т.е. выделяем признаки, присущие определенным группам учащихся: например, класс обычно делится на гендерные группы (по полу), внутри этих групп - по физической подготовленности, а в них отмечаем детей, требующих к себе иного подхода. Это касается ребят подготовительной медицинской группы и отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занимающихся в силу определенных обстоятельств вместе со всеми. По результатам предварительного учёта, который позволяет получить учителю и учащемуся объективную картину исходных показателей физической подготовленности, происходит условное дифференцирование на сильных, средних и слабых учеников. Итоги данного учёта выставляются только положительные - это точка отсчёта для определения сдвигов в физическом развитии детей. Опираясь на них, мы подбираем соответствующие подводящие упражнения, разрабатываем индивидуальные задания. Сильные в плане физической подготовленности ученики - это наша опора на занятиях: они помогают на уроках закрепления материала, следят за правильным выполнением упражнений в своих отделениях, участвуют в судействе и т.д..                Для них нами разрабатываются карточки по различным темам: индивидуальные упражнения баскетболиста, для развития двигательных способностей, гибкости и т.д. Задания учителя по улучшению показателей физической подготовленности должны представлять определенную трудность, но быть реально выполнимыми. Упражнения детям этой группы подбирем с таким расчетом, чтобы они не отталкивали своей трудностью, и в то же время, требовали определенного напряжения для их выполнения. Главное, чтобы на  уроке ученик пребывал в ситуации успеха.                                                                                       Так, серьезную проблему для большинства мальчиков представляет подтягивание из виса. Поэтому, в зависимости от степени развития силовых способностей каждого ученика, я, опираясь на зону ближайшего развития ребенка, использую подводящие упражнения: отжимание от пола, ходьба на руках (тачка), подтягивание, из виса лежа, подтягивание из виса с помощью товарища. Достижение определенных результатов при условии систематических занятий дает основание мне для выставления ученику высокой оценки. (Зюкин Д., Модебадзе Д.; Фролов Е.)                                                                 Проводя работу по внедрению занятий физическими упражнениями в быт учащихся, стараемся принимать во внимание отношение каждого ребенка к физкультуре. И в зависимости от этого давать домашние задания. Особенно кропотливо ведется работа с детьми, отстающими в физическом развитии, двигательной подготовленности от своих товарищей. Чтобы такие ребята поверили в свои силы, мы стараемся привлекать их к общественной деятельности, даём им поручения, с которыми они могут справиться, доверяем им командование отделением или классом  (при проведении общеразвивающих упражнений). Кроме того, для слабых учеников и учащихся подготовительной медицинской группы  учебники по физической культуре помогают  овладевать  «Основами знаний», учиться осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность («Правила игры в мини-баскетбол, волейбол», «Приемы самоконтроля», «Органы кровообращения», «Осанка», «Комплекс упражнений для развития мышц» и т. д.)                                        При оценке успеваемости в первую очередь следует учитывать особенности физического развития и типы телосложения. Учащимся с большой массой и длинной тела (Свешников С.,Меркулов М.,Обухов С.) легче даются упражнения в метаниях на дальность. Поэтому активно вовлекаем их в работу на занятиях легкой атлетикой. В то же время им значительно сложнее овладеть техникой гимнастических упражнений на снарядах (висы, упоры) и показывать высокие результаты на выносливость.                                                В отличие от них дети, имеющие небольшую массу и длину тела, успешнее справляются с гимнастическими и акробатическими упражнениями, легче достигают высоких результатов в заданиях циклического характера, требующих проявления выносливости ( Жарикова В., Петросян В.) Наиболее внимательного отношения требуют к себе дети с избыточной массой тела (Обухов С.,Зюкин Д.,Меркулов М.,Свешников С.) и слабого типа телосложения (Науменко М.,Сивакова А.). Низкие показатели у этих учащихся не являются основанием для снижения оценки успеваемости на наших уроках, которая выставляется по достигнутым приростам за заданное время. Нагрузка для них дозируется индивидуально. Положительно влияют на организм таких учеников игры средней и высокой интенсивности, катание на лыжах, продолжительный бег средней интенсивности.                                                                                                        Что касается школьников подготовительной группы, которые имеют незначительные отклонения в состоянии здоровья, то они занимаются с учащимися основной группы. При изучении двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, требования к ним снижаются.

Так, для учащихся с заболеваниями сердца (Синицина А., Сатторов Ш., Буров Г.,Савченкова М.) больше внимание учитель уделяет играм средней интенсивности: различные эстафеты с мячом,  перебрасывания мяча через сетку и т.д..

 Для учащихся с заболеваниями бронхов и лёгких в заключительной части урока требуется больше игр на внимание и наблюдательность (Модебадзе Д., Крысанова Я., Данько А., Моисеев Н., Павлов А.)

 При миопии  полезно заниматься различными подвижными играми. Переключение глаз с одного расстояния на другое способствует уменьшению близорукости. Для этой цели больше подходят: волейбол, баскетбол, футбол.

Среди учащихся подготовительной группы большое количество детей с нарушением осанки и плоскостопием (Кулёмина П.,Вавилова А.,Максимкина К.,Забежанский О.). В процессе обучения дети двигаются недостаточно. Большую часть дня учащиеся сидят на уроках, за приготовлением домашних заданий,  чтением книг, перед экраном телевизора, компьютера. Вследствие этого возникает дефицит мышечной деятельности, возрастают зрительные нагрузки.  Для разнообразия проводимых многими учителями физкультминуток, мы  рекомендуем включать в комплекс гимнастику для глаз и органов дыхания.

У детей с нарушением осанки, как правило, ослаблен опорно-двигательный аппарат, слабые мышцы, поэтому особое внимание обращаем на соблюдение правил техники безопасности этими учащимися при прыжках в длину, занятиях на спортивных снарядах и других сложных упражнениях. Поскольку им не рекомендуется заниматься теми видами спорта, которые оказывают большую нагрузку на позвоночник: прыжки в длину, высоту, акробатикой, снарядной гимнастикой и т.д., на таких уроках они осваивают упражнения для профилактики и коррекции нарушений осанки, повышают знания по предмету «Физическая культура», выбирают и продумывают творческие задания.

        На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает  плоскостопие. Таким детям ( Морозов М.) ограничивается нагрузка, они выполняют общеразвивающие упражнения для нижних конечностей (дозированная ходьба, бег, приседания, упражнения для укрепления мышц, сохраняющим свод стопы), дополнительно рекомендуются специальные упражнения.

Основным в дифференцированном подходе является учёт индивидуальных возможностей, особенностей каждого школьника. Чтобы претворить этот принцип в жизнь,  надо иметь сведения о состоянии здоровья ученика, об усвоении им учебных заданий. Но более перспективный путь решения этой проблемы - вооружение ребят знаниями, необходимыми для осуществления самоконтроля своих действий, формирование у них умения самостоятельно вносить изменения в свою работу. Главная ценность этого направления заключается в том, что самоконтроль будет способствовать более глубокому усвоению учебного материала. Заметив ошибку, выяснив причину ее возникновения, учитель должен своевременно оказать помощь ученику. Пытаемся это сделать с учетом свойств характера ребенка: например, Заманов Э. и Епифанцев Н. не принимают помощь до тех пор, пока сами не исчерпают своих возможностей; у Платицина А., наоборот, опускаются руки, если его во время не поддержать, не подсказать как исправить ошибку; Миронову Д. и Иванову Д. надо подводить к освоению упражнения так, чтобы они постепенно преодолевали встречающиеся трудности, и они не были бы для них чрезмерными. И по этим признакам мы выделяем в классе соответствующие группы школьников и осуществляем дифференцированный подход к ним, опираясь на зону ближайшего развития каждого ребенка.

 Знание анатомо-физиологических особенностей детей и подростков даёт возможность более рационально и дифференцированно подходить к проведению уроков. Наш основной контингент учащихся – средний и старший школьный возраст. Период среднего и старшего школьного возраста (12-17 лет) в процессе созревания организма является переломным. Он характеризуется резкими эндокринными сдвигами, изменением функционального состояния органов и систем, связанными с половым созреванием. В связи с этим физическая нагрузка должна быть строго дозированной.

        В своей работе по темам « Гимнастика» и « Акробатика» мы используем различные методы обучения. Предписания алгоритмического типа предусматривают разделение учебного материала на серии учебных заданий, при этом только овладение предыдущей серией даёт право переходить к следующей. В этом случае, учебным материалом овладевают все учащиеся, но в разные сроки, в зависимости от индивидуальных способностей каждого.

        Как учителей физической культуры, нас заботит состояние здоровья учеников нашей школы. Поэтому мы стараемся  привлекать ребят к занятиям в спортивных секциях, участвовать в школьных спортивных мероприятиях, днях здоровья.

        Для учителей  школы разработаны  рекомендации по проведению: утренней гимнастики до учебных занятий, физкультурных минуток, малоподвижные игры на переменах,  подвижные игры на воздухе.        

        В результате обучающиеся нашей школы добиваются высоких спортивных результатов в районных, окружных соревнованиях - занимают призовые места. На протяжении многих лет школа является призёром по итогам  Спартакиады школьников района «Соколиная гора».

         На семинарах различного уровня учителя физической культуры ГБОУ СОШ № 647 делятся своим опытом работы с коллегами;  повышают свой профессиональный уровень и педагогическое мастерство; следят за новинками методической литературы, регулярно изучают журналы «Физическая культура в школе», «Спорт в школе»; учатся на курсах повышения квалификации по предмету.

        Урок физической культуры в школе – это главный урок здоровья. Педагогическая общественность всё больше осознает, что учитель может сделать очень многое для здоровья школьников.

 Применение современных педагогических технологий на уроках физической культуры и создание психолого-педагогических условий для формирования у школьников потребности в совершенствовании своего физического здоровья   жизненно необходимо.

Ссылка на мой сайт:
Мой <a href = "http://nsportal.ru/lyudmila-grigoreva" > </a> на nsportal.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактического материала в условиях индивидуального дифференцированного подхода у детей с различными зрительными патологиями.

Одним из эффективных средств сенсорного воспитания слабовидящих детей дошкольного возраста являются дидактические игры. Они развивают умение детей различать, сравнивать, выделять и называть характерны...

Дифференцированный подход в обучении математике. Выступление.

Выступление на методическом обЪединение....

Индивидуально - дифференцированный подход к обучению на основе СНИТ как средство повышения эффективности усвоения знаний учащихся по химии.

В статье рассматривается вопрос применения СНИТ в обучении учащихся на уроках химии. Автор подробно описывает свой опыт использования компьютера на разных этапах урока с учётом  индивидуально - д...

Особенности организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка при индивидуальном и дифференцированном подходах.

В данной статье раскрываются особенности обучения школьников английскому языку в рамках индивидуального и дифференцированного подходов, приводятся конкретные примеры....

осуществление дифференцированного подхода на уроке физического воспитания как одго из условий успешности обучения

В данной статье рассматривается проблема осуществления дифференцированного подхода на уроке физического воспитания....

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....

Дифференцированный подход в обучении - новый подход к системе образования.

Огромный поток информации  сыпется на  головы наших детей. Это и новые открытия новых законов, новые знания, старые забытые учения, факты  из жизни знаменитых людей. Все это необходимо ...