Доклад на международной научно-практической конференции в МГПИ им.М.Е. Евсевьева
методическая разработка по теме

Видякова Елена Анатольевна

РОЛЬ СЕМЬИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ   МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidyakova_e.a.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ СЕМЬИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ   МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Видякова Е.А.

МОУ «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №36»(Саранск)

«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери»

В.А. Сухомлинский.

На сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи в поликультурном воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе, но и семье, которая закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребёнка.

Младший школьный возраст – это тот период, когда активное принятие участия семьи в воспитании оставляет печать для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания.

Понятие "воспитание" в узком значении тождественно понятию "воспитательная работа", в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы, физические качества человека.

В словаре Даля было сказано, что воспитывать значит «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращивать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно…»[2].

Толковый словарь Ожегова описывал воспитание как «навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни»[5].

В психологии воспитание рассматривается в первую очередь как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду» [4].                                        

Еще в древней Греции Платон вслед за Сократом, утверждал: “Все зло мира, эгоистичность людей, их сословное неравенство произрастают прежде всего из наличия неравных условий воспитания детей в семьях. Неумеренная любовь родителей к собственному чаду плодит корыстолюбие и прочие свойства, разоблачающие людей, порождающие между ними вражду.

«Семья - это первая  общественная ступень в жизни человека.  Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей». Первая причина особой роли семьи в воспитании – устойчивость, постоянство, долговременность влияния. Вторая – ее разносторонность.

Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, определении отношения к людям, их делам и поступкам. Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего микроклимата, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к воспитанию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений.

В решении поставленных задач большое  значение имеют установки родителей, их позиция в этом вопросе. Программа поликультурного воспитания предусматривает разработку и реализацию комплекса мероприятий по повышению социальной роли семьи в  поликультурном воспитании своих детей.  Родителей необходимо привлечь в союзники педагогам в этом направлении, поскольку именно семья, являясь источником традиций, дает ребенку важный опыт взаимодействий с людьми, в ней он учится общаться, осваивать  приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться  к своим близким. В освоении опыта конструктивного общения большое значение имеет личный пример родителей и родственников.  

Родительская  семья  является  своеобразным  транслятором  особенностей  этнического  сознания.  Традиционно  именно  она  формирует  идеалы,  общественно-социальные  установки  через  комплекс  этико-нравственных  понятий,  составляющих в дальнейшей взрослой жизни основу ценностей и установок. Семья обеспечивает преемственность воспитания, передавая  из  поколения  в  поколение  объективно-субъективные  ценности  и  осуществляется  связь  времён,  «спиралевидное  восхождение  человеческой  духовности,  наследование  социально-генетического  кода,  социальной  памяти  народа» (Гершунский Б.С.).

В рамках родительского всеобуча по поликультурному воспитанию можно порекомендовать тематические занятия и беседы с родителями, дискуссии (возможно совместное участие родителей и детей при взаимном согласии), ситуации для обсуждения. Ситуации для обсуждения лучше брать из жизни коллектива класса, школы, не указывая имени.

Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями, создания благоприятной атмосферы в семье классному руководителю целесообразно проводить следующую работу.

1. Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям: проведение сочинений («Моя  семья», «Как  трудятся  мои  родители»); творческие встречи с родителями; организация выставок результатов труда родителей и детей.

2. Работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье (передача опыта формирования положительных отношений в семье).

3. Организация совместной деятельности родителей и детей (организация семейных конкурсов в классе; представление результатов совместного творчества родителей и детей).

Это еще раз подтверждает, что приобщение школьников к социальной деятельности, воспитание маленького гражданина, готового и способного жить в поликультурной среде – актуальная проблема современного школьного образования.

Детство - это то, что дается каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаем его следующему поколению. Поэтому от нас, от взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям. А это значит - мы должны научить детей любить свою семью, Родину, уважать окружающих их людей, знать историю, быт и культуру своего народа, быть толерантными к традициям и культуре народов, проживающих рядом с ними.

Литература

  1. Виноградова Н.Ф. Всё о младшем школьнике под редакцией Виноградовой, «Вентана-Граф», М., 2005.
  2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т.4. — М., 1990.
  3. Колобова, Л.В. Становление личности школьника в поликультурном    образовании: автореф. дис. докт. пед. наук. Оренбург, 2006.
  4. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Кн. 2.- М., 1995..
  5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1990.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из сборника докладов Международной научно-практической конференции » Русский язык как средство межкультурной коммуникации», Оренбург, 2007 г.

Статья "Национальная идея выражается в языке" была подготовлена  мною к международной научно-практической конференции"Русский язык как  средство межкультурной коммуникации".Проанализивав ...

Доклад участника I Международной научно-практической конференции учителей иностранного языка в рамках проекта «Мост Дружбы»

В  kонцепции модернизации российского образования  определены новые приоритеты. Ведущим аспектом является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном общест...

Доклад для участия в международной научно-практической конференции уроки истории: школа, общество, жизнь (в рамках реализации ФГОС ООО) Секция 8. Родной край в историческом ракурсе: вопросы исторического краеведения, музейной педагогики и исследовательс

Академик Д. С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость и если не будет кор...

7.04.15г.Доклад на Городской научно-практической конференции"Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья"( см.Программу научно-практической конференции)

Тема: "Выравнивание речевого и психофизического развития детей старшего возраста с ТНР(ОНР) через изучение лексического материала патриотической направленности"...

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ «НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: НОВЫЙ ДИЗАЙН»

Профессиональное развитие руководителей образовательных организацийhttp://edu.asou-mo.ru/index.php/1j-den/nepreryvnoe-obrazovanie-spetsialistov-novye-vyzovy-podkhody-modeli-sub-ekty...