Использование специальных технологий, методов и средств обучения и воспитания, направленных на формирование социальной компетенции у детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы
статья по теме

Лях Татьяна Александровна

Статья о методах, средствах обучения и воспитания, направленных на решение  проблем  успешной   социальной адаптации  и обеспечения полноценного участия в жизни общества детей с  ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_specialnyh_tehnologiy.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Использование специальных технологий, методов и средств обучения и воспитания, направленных на формирование социальной компетенции у детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

«Мы подмечаем крупицы дефектов

 и не замечаем колоссальных, богатых жизнью областей,

которыми обладают дети страдающие ненормальностями

Л.С. Выготский

           В наше время обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе широко распространено. Поэтому актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ОВЗ. Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах общества и российского образования, приводят к переосмыслению процесса обучения и воспитания, поисков новых подходов к осуществлению образовательной деятельности детей с ОВЗ. В связи с этим учителю необходимо пересмотреть свой стиль работы.

          Развитие  интегрированного  образования – важное направление

совершенствования системы образования детей с ОВЗ. Организация обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе обеспечивает их постоянное общение  с нормально развивающимися детьми  таким    образом    способствует эффективному решению

проблем   их   успешной   социальной адаптации  и обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

             Раньше утверждали, что умственная неполноценность обязательно сочетается нравственными аномалиями. Отсюда следовало, что любой умственно-отсталый ребёнок является потенциальным преступником. Л.С. Выготский критиковал эти теории. Исследования обнаружили, что при правильной организации учебно-

воспитательного   процесса наблюдается   успешное   или удовлетворительное                    

включение    выпускников    в    трудовую    жизнь    общества,    соблюдение ими культурно-этических  норм,  возможность формирования системы правильного отношения к окружающему. Доступного им уровня достаточно для адаптации в обществе.

            У нас в школе обучение таких ведётся с 1992 года.  В настоящее время в

МОУ ЦО «Каразей» функционируют 2 класса интегрированного обучения и 2 специальных (коррекционных)   класса   школы   VIII   вида,   причём   1   из   них малокомплектный. За 18 лет был накоплен определённый опыт paботы. Обучение и

коррекция развития детей с ОВЗ, в том числе обучающихся в обычном классе

общеобразовательной школы, осуществляются по образовательным программам,  разработанным   на  базе  основных  общеобразовательных   программ  с  учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся. Авторы: 1-4 классы под редакцией В.В. Воронковой, 5-9 классы  И.М. Бгажнокова

         Цель специального образования:

                                                получение образования в соответствии со

способностями и возможностями детей в адекватной их здоровью среде обучения; адаптация и интеграция учащихся в общество, в том числе приобретение навыков самообслуживания, подготовка к трудовой деятельности и семейной жизни.  Содержание образования:

  1. изучаются общеобразовательные предметы: русский язык, математика, природоведение, естествознание, география, история, обществоведение, изобразительное искусство, физкультура, пение и музыка;

  1. Предметы трудовой подготовки: трудовое, профессионально- трудовое;
  2. Предметы коррекционной подготовки:

             1.  Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений                     окружающей действительности (коррекция речевого развития и восполнение пробелов  в развитии детей) с I по IV классы;

               2.   Социально-бытовая ориентировка с V по IX классы (практическая подготовка к самостоятельной жизни);

              3.  Ритмика (коррекция координации  движений, моторики, пространственной ориентировки)

         Основное внимание уделяется трудовой и коррекционной подготовке. Обучение общеобразовательным предметам также определяется задачей

адаптации ребёнка к реальным условиям.

      Особенности детей с ОВЗ определяются своеобразием их психологического развития.

 Трудности связаны:

  1. с недостаточностью познавательного развития,
  2. с недоразвитием эмоционально-волевой сферы
  3. часто неблагоприятными семейными условиями.

        Поскольку особенности дефекта при умственной отсталости затрудняют присвоение ребёнком социального опыта, условием достижения цели является коррекционная направленность.

      Важнейшее условие в обучении и воспитании и одно из основных средств коррекционной учебно-воспитательной работы является организация охранительного педагогического режима. Это особый спокойный и привычный для ребенка распорядок дня, предупреждающий переутомление ребенка и создающий условия для постепенного роста нагрузок.

Значение охранительного режима:

•    Приучает ребенка к определенному жизненному ритму;

•    Способствует созданию ровного, бодрого настроения;

•    Способствует общему укреплению нервной системы и всего организма в целом;

•    Создает условия для проявления активности, интереса к учению, повышению           работоспособности.

          Необходимо использование - специальных технологий, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию "обходных путей" обучения.

  Особенности использования методов и приемов обучения в СКШ VIII вида:

•    Методы и приемы должны иметь коррекцнонную направленность;

•    Методов на одну порцию материала используется количественно больше, чем в массовой школе. Обязательно сочетание слова, образа и практического действия:

•    Иное соотношение (на начальном этапе больше наглядных и практических методов);

•    Некоторые методы используются чаще или реже. Например, беседа и наблюдение используются чаще, а рассказ - реже.

Методы формирования опыта общественных отношений, умений и привычек

социально-нормативного поведения:

            практическая организация различных видов деятельности и межличностного общения в разнообразных ситуациях,

           приучение (благодарить, здороваться, обращаться к взрослым и т.п.),

           упражнение (многократное, специально организованное повторение положительных),

          поручение (выполнение доступных обязанностей),

ролевые игры, моделирующие нравственные проблемы.

г

Методы стимуляции

          соревнование,

          поощрение (похвала, благодарность, различные виды наград, подарок, выставки лучших работ)

          наказание (чаще в форме словесного осуждения: замечание, порицание, внушение, выговор)

Используются технологии:    

общения, игровая, совместной и самостоятельной деятельности, применение знаний на практике, коррекционного обучения, ...

        Социальное поведение выпускника СКШ VIII вида определяется качеством воспитательной работы. Основные факторы успеха воспитательной работы:

  1. Обеспечение постоянной занятости детей полезными и интересными делами;
  2. формирование с первого класса полезных привычек;
  3. обеспечение успеха учащихся в деятельности;
  4. понимание воспитанниками общественной полезности их деятельности;
  1. бОДрЫЙ, ДеЛОВОЙ, ОПТИМИСТИЧНЫЙ тон жизни школы.

Движущей силой воспитания является видение положительных черт воспитанников и опора на них:

-  стимулирование и поддержка положительных поступков, чтобы они «вытеснили недостатки»

-  формирование у детей умения видеть свои успехи и положительные поступки.

Все это формирует социальную компетенцию детей с ОВЗ

1) В нашей школе общий для всех режим: обучения, питания.

2) Совместная трудовая деятельность: летняя практика, работа от центра занятости, субботники.

3) Для психологического оздоровления, развития коммуникативных, творческих способностей, социальной адаптации детей с ОВЗ и их интеграции используются возможности дополнительного образования для всех: кружки, секции, студии, которые помогают восстановлению нарушенных функций организма.

4) Дети имеют возможность проявить себя, участвуя во внутри школьных спортивно-оздоровительных мероприятиях, творческих конкурсах и турнирах. В том числе во время летней трудовой практики, отдыха  в ЛДП, турслёта. Участие

детей с ОВЗ в школьных и сельских концертах, праздниках, играх  вместе со здоровыми детьми помогает самоутвердиться, поверить в свои возможности. Для

детей и их родителей проводятся дни открытых дверей, праздники. В здоровых детях совместные мероприятия воспитывают милосердие, терпимость, отзывчивость.  

                 

 5)  У всех выпускников есть возможность получить специальность. Но так как дети с ОВЗ чаще из неблагополучных семей, мало у кого из родителей  возникает желание помочь своему ребёнку в приобретении специальности.  Есть примеры получения специальности в Харикском ПУ на базе МОУ ЦО «Каразей» (профессии тракториста, хозяйки усадьбы); в Тулунском ГПУ 2 выпускника получили специальность мастеров деревообработки, паркетных и столярных работ; 1 выпускник в  г. Братск стал сварщиком.

          Уже, получив документ об образовании , наших выпускников можно встретить

на   спортивно-оздоровительных:    школьных,   колхозных,   районных и даже областных   соревнованиях.   Те,   кто   остался   трудиться   в  родном селе, не  равнодушны к жизни. Они посещают все мероприятия теперь уже вместе со своими детьми. И ни один выпускник СКШ VIIIвида не стоит на учёте в милиции. И даже, вопреки полученному диагнозу, парней призывают в ряды вооружённых сил Российской Федерации.  Приятно сознавать, что частичка души, вложенная  в сердца детей с ОВЗ, даёт свои плоды.                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий , методов и приемов обучения в условиях введения ФГОС

В этой презентации представленны разнообразные методы и средства , которыми можно воспользоваться при подготовке к уроку по уровням усвоения материала....

Формирование социальных компетенций у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру на внеклассных занятиях

Совершенно ясно, что процесс социализации детей с ограниченными возможностями значительно отличается от процесса социализации прочих учащихся. И он всегда будет актуален, потому что, жизнедеятельность...

Формирование социальной компетенции у детей младшего дошкольного возраста в условиях сельского дошкольного образовательного учреждения

Проблема развития социальной компетентности детей – это важная социальная и психолого-педагогическая проблема, решение которой затрагивает насущные вопросы общества и образования. В условиях социально...

Формирование коммуникативной компетенции обучащихся на уроках литературы в условиях современной школы

   Данная статья предназначена для учителей литературы. В ней рассказывается о том, каким образом можно формировать универсальные учебные действия на уроках литературы....

Методическая разработка (опыт работы)«Практико-ориентированные задания на уроках математики, направленные на формирование жизненных компетенций у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации модели АГРОШКОЛА»

Основным направлением развития коррекционной школы сегодня является поворот обучения к ребенку. В Федеральном Законе об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, одной из актуальных зада...

«Использование интерактивных методов и средств обучения на уроках обществознания для формирования учебно-познавательной компетенции в рамках реализации ФГОС»

«Использование интерактивных методов и средств обучения на уроках обществознания для формирования учебно-познавательной компетенции в рамках реализации ФГОС»...