Воспитание традициями
статья по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_vospitatelnoy_raboty.docx50.82 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕРИАЛЫ РАЙОННОГО  КОНКУРСАПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА «СОЗВЕЗДИЕ». НОМИНАЦИЯ «САМЫЙ КЛАССНЫЙ КЛАССНЫЙ»

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»

ГЕЙКО РАИСЫ ПЕТРОВНЫ

Воспитание традициями

                                                  с. Сотниковское

                                                2012г.

Содержание

страница

          Введение……………………………………………

3

  1. Описание  опыта работы……………………….

4-6

  1. Результаты опыта……………………………….

7-11

Заключение………………………………………….

11

Библиографический список……………………….

11

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В  Концепции модернизации российского образования подчеркивается, что школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Усиление воспитывающей функции дисциплин школьного курса согласуется со стратегией модернизации образования и соответствует приоритетам современной государственной политики в сфере  образования.

В президентской инициативе  «Наша новая школа» сформулированы приоритетные направления  работы: повышение квалификации педагогических кадров, усиление работы с одарёнными детьми,  оснащение образовательных учреждений современной техникой, личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся.  Всё перечисленное работает на результат: школа должна  выпустить в жизнь человека

  1. современно образованного,
  2.  нравственного,
  3.  предприимчивого,
  4.  готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора,
  5.  способного  к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию,
  6. обладающего чувством ответственности за судьбу страны

Современное  образовательное  учреждение является  важнейшим общественным институтом воспитания.  Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества, и общество возлагает эту задачу на школу. Наиболее мощными рычагами, по мнению автора, являются традиции в воспитании.

Воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров. К воспитанию детей стоило бы относиться, как к самой важной из всех земных профессий.

Основное назначение классного руководителя – создание условий для раскрытия потенциала талантов ребенка, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ученика, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования. Основой своей воспитательной работы автор видит  глубокие  школьные  традиции и считает эту тему актуальной.

Цель опыта: воспитание и развитие свободной, талантливой, физически развитой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению через сложившиеся школьные традиции.

Для достижения данной цели поставлены следующие воспитательные задачи:

  1. Воспитывать любовь к малой Родине, семье, природе родного края, народным традициям.
  2. Учить доброте, милосердию, отзывчивости, толерантности.
  3. Воспитывать интерес к учебе, стремление повышать качество своих знаний, способствовать развитию нравственного и духовного мира детей.
  4. Учить самостоятельности, умению отвечать за свои поступки, нести за них ответственность.
  5. Формировать правосознание ученика, гражданскую позицию.
  6. Пропагандировать здоровый образ жизни, любовь к физкультуре и спорту.
  7. Организовывать сотрудничество и взаимодействие обучающихся, учителей и родителей.

Теоретическая основа опыта. В основу опыта положены “Десять заповедей  воспитания” В.А. Караковского:

1. Главная цель воспитания – счастливый человек.

2. Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.

3. Воспитание  без уважения – подавление.

4. Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод  хамству, невежеству.

5. Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше никогда не вредно.

6. Развивай в себе незаурядность.

7. Не будь занудой, не ной и не паникуй.

8. Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.

9. Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.

10. Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.

Кроме того, автор использует в воспитательной работе труды Сухомлинского, Ушинского, Макаренко,   Шаталова.  В планировании деятельности классного коллектива применяются элементы современных научных разработок Н.М. Таланчука (системно-ролевое планирование), О.С. Газмана (педагогическая поддержка), Н.Е. Щурковой (деятельностный подход), И.А. Ивановой (чередование традиционных поручений)

Автором разработана программа «Воспитание традициями», основу которой составляют мероприятия  духовно-нравственного воспитания учащихся на основе обычаев и традиций Сотниковской школы.

  1. Описание опыта

Основные направления воспитания школьными традициями, представленные в опыте:

  1. Коллективное творческое дело.
  2. Чередование традиционных поручений.
  3. Работа с одарёнными детьми.
  4. Работа с родителями.
  5. Путешествие  как путь приобщения к истории и культуре Родины

 Коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД ) играют огромную роль в программе воспитания школьными традициями. Эта технология используется в воспитательной работе школы достаточное количество лет и обогащается новым содержанием

Коллективно–творческие дела позволяют учащимся реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности. Данная система предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел.

Практикуются беседы и КТД  по профилактике простудных заболеваний, о правильном питании, о вреде алкоголизма и  курения.   Старшеклассники  с интересом  принимали участие в коллективно-творческом деле о вреде наркотиков «Тропинка, ведущая к бездне», стали участниками районной конференции для старшеклассников на тему «Молодёжь против наркотиков»  Хорошие результаты показывают ребята на соревнованиях и Днях здоровья.  

Коллективно-творческие дела становятся мощной силой, притягивающей к школе, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. Прекрасная традиция проведения литературных гостиных, которая зародилась всего два года назад, позволяет  осуществлять эстетическое и нравственное воспитание детей. Спектакли о жёнах декабристов «Великий  подвиг русских женщин»  и   «Отечества ради»  о  событиях 1812 года    вызвали интерес у учащихся 11 классов, педагогов, родителей и работников ДК, которые стали исполнителями  в этих постановках.  В процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших.  Также  развитию творческих  и интеллектуальных способностей,  самовыражению  личности  учащихся  способствуют  игры   в КВН, которые позволяют  ребятам принять участие в  разработке и  реализации  своих идей.  

 В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге  много нового. Таким образом,  идут два важных процесса одновременно: формирование и сплочение классного  коллектива  и формирование личности школьника.

Чередование традиционных поручений (ЧТП) – один из приемов в работе классного руководителя по организации деятельности ученического коллектива, актива класса. Он представляет собой соединение нескольких постоянных дел – трудовых, познавательных, спортивных, организаторских, которые выполняются по очереди каждым первичным (микро-) коллективом для общего коллектива и для окружающих людей.

Такие традиционные поручения выполняются в классном коллективе – мини-группами. Каждый учащийся входит в состав какой-нибудь мини-группы.

Автор предлагает   работу по методике И. Иванова.  Используя вариант смены поручений, если это дежурные по классу (вахтенные) – то это повседневная забота о классе, соблюдении его обычаев, о выполнении общих дел, записанных в плане; подготовка сюрприза для своего класса. Дежурная мини-группа выпускает 1 раз в четверть газету – молнию.

Важное место в работе классного руководителя отводится педагогическому сопровождению одарённых детей. Способности учащихся  к выразительному чтению,  созданию авторских произведений поддерживаются и культивируются благодаря подпрограмме «Одарённые дети».  Способные учащиеся являются участниками различных конкурсов, фестивалей,   тематических вечеров. Большую помощь в работе с одарёнными  ребятами  оказывают родители. Они  интересуются творческой деятельностью своих детей, оказывают им всяческую поддержку, сопровождают их вместе  с руководителем на различные мероприятия.  

Почти все учащиеся класса занимаются в кружках и секциях при ДК и ДЮСШ.

  1. Танцевальный                        -     20 %
  2. Игра на гитаре                        -     7 %
  3. Актёрское мастерство            -  14%
  4. Художественная школа          -  14 %
  5. Секция футбола                       -   25%
  6. Секция волейбола                     -14 %

Становится традицией в классе посещать театры. Пока мы посетили два театра: в Ставрополе и в Пятигорске. Ребята приобщаются к искусству, что способствует формированию художественного вкуса.

Желание быть педагогом и воспитывать детей автор программы учитывает при системно – ролевом планировании. Так, выпускнице 11-го класса создаются условия для проведения занятий с одарёнными детьми, кружковых занятий, некоторых этапов урока.

Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией, организатором.

 Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Часто говорят о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Но на практике бывает иногда трудно достичь этого единства. Трудность заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” - отрицание возможности приобретения нового опыта. Работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Сотрудничество автора опыта качестве классного руководителя и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка.  Использует в работе как групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи) формы работы с семьей, анкетирования, практикумы, разработка памяток, семинары родителей по обмену опытом воспитания и др. Стилю общения с родителями придает большое значение. Формы общения с родителями – диалог, сотрудничество, толерантность.  Строит отношения с родителями   на основе дружбы и взаимоуважения. Ведь что бы расположить ребёнка  к себе, направить его в нужное русло, прежде всего нужно  понимать и уважать его родителей!  Привлекая родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении,  способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Родители -  частые гости и помощники в  классе.  Ведь   работа одного классного руководителя  - “спектакль одного актера”. Эта работа  вряд ли будет успешна без поддержки администрации, других учителей, работающих с классом.   Воспитательные   действия должны быть едины, должны дополнять друг друга. И поэтому важно  быть в курсе всех возникающих проблем между учителями и  детьми. Это еще одно условие для личностного развития ребенка.  В  практической работе приходится координировать взаимодействие учителей-предметников и учащихся для того, чтобы образовательная программа была освоена школьниками в том объеме, который соответствует их возможностям. В современных условиях классный руководитель призван постоянно работать над повышением успеваемости и развитием познавательной активности учащихся. Необходимо стимулировать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся навыки самообразования. Достигается этого путем включения учащихся  класса в систему внеклассной работы по предметам: разнообразные элективные курсы, выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах.

Путешествия в разные уголки нашей Родины  стали для школы традицией. Автор опыта организовал поездки  в  Домбай, в Кисловодск, в Лаго-Наки, на Медовые водопады; учащиеся посетили места, связанные с пребыванием на Кавказе М. Ю. Лермонтова. В прошедшем учебном году   совершили две экскурсии: в города-герои Волгоград и Новороссийск.  Результатом стало создание творческих проектов. Собрали  материал  о Королёве Анатолии Антоновиче,  который воевал в городе Волгоград, а после войны преподавал в Сотниковской  школе №4.   Также систематизирован  материал о  выпускнике школы Владимире  Сенькине, погибшем в Чечне в 2000году.

Экскурсии, о которых сказано выше,  просто поразили ребят.  Дом Павлова, Солдатское поле, Мамаев курган.  О них слышали все, но увидеть всё своими глазами – это совсем другое.

Эти коллективные поездки способствовали  воспитанию патриотизма, бережного отношения к Родине, культуры поведения, чувства ответственности, достоинства  и  коллективизма.

2. Результаты опыта

Для реализации воспитательной программы, в соответствии с поставленными по каждому направлению целями, в течение последних двух лет были проведены следующие мероприятия. Результаты работы представлены в таблице

Направления воспитания

Реализуемая цель

Проведенные мероприятия /кл. часы, беседы, викторины, собрания, акции/

Результат деятельности по данному направлению

КТД

Создание условий для патриотического, гражданского и духовно- нравственного воспитания учащихся.

Формирование чувства гордости за свою Родину, свой край, свой город, свою школу.

Организация деятельности по изучению национальных традиций.

Формирование ценности здорового образа жизни.

Профилактика вредных привычек, развитие мотивации к ЗОЖ.

 Экологическое воспитание учащихся.

Развитие потребности общения с природой, понимания ценности природы.

Воспитание гармонично развитой личности: здоровье тела, духа и разума.

Формировать осознание того, что учеба – главный труд ученика.

Воспитание социально-значимой целеустремленности в трудовых отношениях.

Воспитание трудолюбия и культуры труда.

Проведение диагностик по профориентации

Государственные символы России

-Прошлое и настоящее моего села.

- Нам дороги эти позабыть нельзя.

- Никто не забыт, ничто не забыто.

- О героях былых времен.

 Поклонимся великим тем годам.

- Земляки

«Книга Памяти» Кл. час о воинах-афганцах. –

 Даже не пробуй! (профилактика зависимостей).

- Акция, посвященная Всемирному дню борьбы со СПИДом.

- Спорт против наркотиков.

- В здоровом теле – здоровый дух.

Профилактика простудных заболеваний

Организация горячего питания

 Экология. Загрязнение среды и наука.

-Посадка деревьев.

-.Ещё раз о правилах поведения в лесу и в поле.

- Пополнение материально-технической базы кабинета

-  Учёба – твой главный труд

-Режим дня и продуктивность учебного труда.

- Трудовой десант

- День чистоты и порядка –

Профессии наших родителей.

Создание классного уголка

Встреча с администрацией села, родителями, общественностью

 Организация и проведение факельного шествия ко Дню Победы.

Собран материал о ветеране ВОВ  Околелове С.И.

Презентация «Мы- правнуки Победы»

Творческий проект о В. Сенькине, погибшем в Чечне.

 

1 место в школьных соревнованиях по волейболу., 2 место по футболу

- Участие команды во всех районных соревнованиях.

- Участие в днях здоровья.

- Создание презентации “Мы за ЗОЖ”.

Беседа со школьным врачом.

Работа с родителями. Охват питанием 73 %-

 Деловая игра

- Акция «Посади дерево»

Экскурсия в природу-

- Ремонт  и оформление классной комнаты совместно с родителями.

Выставление оценок в дневники учебным сектором класса-

 Оказание помощи пенсионерам , проживающим на закрепленной территории.

Работа в кабинете и на закреплённом участке.

Экскурсии на предприятия, беседы с родителями

ЧТП

Создать условия для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей.

Развивать внимание, творческие способности, прививать интерес к учёбе.

Привитие навыков культуры поведения, культуры речи и общения.

Изучение правовых и законодательных норм.

Формирование толерантного отношения к людям.

- Уважение и терпимость.

- Искусство общения. Правила для говорящих и слушающих.

- Жестокость, равнодушие и сочувствие.

-  Почему мы учимся? Мотивация учебной деятельности

- В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души

- Почему подросток совершает преступления?

- Мы открываем себя и друг друга.

-

 Заботимся о младших, помогаем старшим.

- Проведение и анализ диагностик.

Культура отношений, анкета «Я в глазах моих одноклассников»

 Дни правовых знаний с участием представителей правоохранительных органов.

- Участие в предметных неделях, создание творческих работ по интересам.

-

Диспут «Причины и последствия правонарушений»

 Участие в  конкурсах. Совместный отдых, тематические вечера

Различные акции

Работа с родителями

Налаживание связей с семьей и школой, укрепление роли семьи в формировании жизненной позиции школьников.

Изучение семейных традиций.

Изучение основ семейных взаимоотношений, понятий “любовь”, “дружба”, “уважение”.

- Моя семья – моя крепость.

- Традиции моей семьи.

- Я и Семья.

- Воспитание ответственности детей за свою безопасность семьи.

- Говорят, что о любви все сказано.

- Десять ошибок в воспитании, которые все когда-то совершали.

- Любовь и совесть правят миром.

 Встречи с родителями. Индивидуальные беседы. Консультации психолога

- Поздравление мам с Днем матери, подготовка праздничного концерта.

- Проведение совместного собрания с родителями и учащимися.

Обсуждение рассказа  А. И. Куприна  «Куст сирени».

Родительский всеобуч.

Одарённые дети

Развитие эстетического вкуса, творческих способностей.

Воспитание культурно просвещенного, всесторонне развитого человека.

 Формирование чувства прекрасного.

Участие в Осеннем бале. Конкурс чтецов.

- Новогодний КВН-

- Участие в краевой конференции  «Когда гремят пушки, музы не молчат.

Участие в краевом вечере почитателей таланта М.И. Цветаевой.

-Посещение Ставропольского Драматического театра.

Выставка «Богатства осени»

Написание учащимися статей о жизни школы.

2 место в школе-

2 место в школе

Диплом.

Благодарность за участие

Статья «Культурная жизнь сельской школы»

«С 1 сентября»,

«Творческий отчёт в Сотниковской школе

Путешествия

 Воспитание любви к Родине

Знакомство с бытом и традициями  народов, населяющих нашу страну.

Знакомство с отечественной историей

Сбор материала для создания творческих проектов

Экскурсия в краеведческий музей, город  Ставрополь

Поездка в Домбай, Лаго-Наки, Кисловодск

Экскурсия в города-герои Волгоград и Новороссийск

По Лермонтовским  местам

Творческий проект

Презентации, сочинения

 Творческие проекты

Презентация

Заключение

Известный педагог  В.Ф.Шаталов писал: « Я хочу, чтобы годы учения, годы детства, отрочества и юности  стали для каждого ученика точкой опоры. Точка опоры – это  прежде всего обретение достоинства, высокого представления о человеке и его предназначении на земле, это утверждение достойного способа жизни, краеугольные камни которой – честь, совесть, правда.  Чувство достоинства не возникает на пустом месте  и в один момент, а взращивается в ежедневной упорной работе каждую минуту и на каждом сантиметре школьной жизни, в повседневном сотрудничестве учителя и учеников.  Все действия, поступки учителя, большие и малые находки, средства и приёмы обучения  не будут ничего значить,   если они не одушевлены главным стремлением и не вытекают из воспитательной задачи»

Результаты опыта подтверждают слова педагога-новатора, необходимость воспитания традициями.

Опыт имеет практическую направленность. Ведущие идеи программы «Воспитания традициями» используются классными руководителями при построении воспитательной работы с учащимися в МБОУ «СОШ №4»

Библиографический список 

  1. Караковский В.  Чтобы воспитание было успешным М. Знание1996
  2.  Коростелёв  Н.Б. Воспитание здорового школьника: пособие для учителя.  М.

                                  Просвещение. 1999

  1. Алексеева Т.Н. Правовые основы защиты детства. Волгоград, 2001.
  2. Асмолов А.Г. Практическая психология – основа индивидуализации и дифференциации образования. – М., 1991.
  3. Айзерман В. Гуманное воспитание в открытом обществе: проблемы воспитания. – Бийск, 1995.
  4. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века // Новые ценности образования. Вып. 6.
  5.  Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. – М., 1994.
  6. Кондратенков А.В. Труд и талант учителя: Встречи. Факты. Мысли. – М., 1989.
  7. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / под ред. И.А. Зимней. – М., 2004.
  8. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. – М., 2000.
  9.  Профессиональная культура учителя под ред. В.А. Сластенина. М., 1993
  10.   Новиков А.М. Национальная идея России. – М., 2000
  11. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. – М., 1994.
  12.    Кондратенков А.В. Труд и талант учителя: Встречи. Факты. Мысли.

           М., 1989.

15. Щуркова Н.Е. Взгляд со стороны. Классный руководитель №1. 2000г.

Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Воспитание традициями».

Российское общество переживает настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является  отражением перемен, произошедших в общественном сознании  и государственной полити...

Воспитание традициями. Мастер-класс Родительское собрание Семейное чтение

Мастер-класс в форме родительского собрания. Проводится по направлению "Воспитание традициями"и направлен на возрождение забытой традиции, когда были популярными семейные вечера. Семейное общение позв...

Методический материал для проведения родительского собрания по теме «Законы воспитания. Традиции семьи»

Методический материал для проведения родительского собрания по теме «Законы воспитания. Традиции семьи». Создан в соавторстве с учителем русского языка и литературы Макаровой М.А....

Статья "Детский коллектив в процессе современного воспитания: традиции и инновации

Статья «Детский коллектив в процессе современного воспитания: традиции и инновации.» была написан к выступлению  на Региональной научно-практической конференции Х1 Гончаровские чтения «Педагог и ...

«Формы и методы патриотического воспитания: традиции и инновации»

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовн...

«Школьное лесничество «Ягун» как интегрированная система экологического воспитания. Традиции и инновации»

Экологическое образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическая культура, экологическое мировоззрение ныне живущих людей могут вывести планету и челове...