Методическая работа по преподаванию эрзянского языка в русскоязычной школе
методическая разработка (6 класс) по теме

Косынкина Лариса Михайловна

Предварительный просмотр:

                      Пояснительная записка.

Многоязычное образование в современной школе – одно из приоритетных направлений школьного образования. Знание языков народов, проживающих в одном регионе, воспитывает уважение к культуре, традициям, истории дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации.

Конституция Республики Мордовия в качестве государственных определила русский и мордовские (мокшанский и эрзянский) языки.

 Мордовские (мокшанский и эрзянский) языки  наряду с русским активно включаются в структуру сознания учащихся, используются в учебной и внеучебной деятельности.

Целью преподавания мордовских (мокшанского, эрзянского) языков в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия  с полиэтническим контингентом учащихся является  воспитание и развитие качеств  личности, отвечающих требованиям школьного образования, задачам  построения  демократического  гражданского общества на основе толерантности, диалога   культур и уважения многонационального, поликультурного состава  российского общества.

 Изучение эрзянского  языка в 6 классе (пятый  год обучения)  направлено на достижение цели

                      развития  коммуникативной компетенции

 в совокупности ее составляющих:

- речевой,

 - языковой

 - социокультурной

- компенсаторной

 -учебно-познавательной.

Речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме).

Языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами

(фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для среднего школьного возраста; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языках.

 Социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям мордовского народа.

 Компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации.

Учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и

специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.

                       Основные задачи дисциплины:

-познакомить учащихся с эрзянским языком как частью финно-угорской системы языков;

-расширить знания учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях местных жителей на основе погружения в язык;

-показать лексические, фонетические, морфологические особенности мордовских языков, раскрыть пути языкового обогащения;

-сформировать представление о языке как культурно-исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края;

-научить связно излагать мысли на эрзянском языке.

                                 Характеристика учебного курса.

                                  Обучение диалогической речи.

      Диалогическая речь занимает и на этом этапе обучения ведущее место в процессе учебного общения, выступая как одно из важнейших средств и как одно из основных целевых умений. В форме беседы предъявляется и закрепляется новый учебный материал, активизируется его употребление. В форме беседы проверяется понимание прочитанного или прослушанного текста. Формирование у учащихся умения вести беседу обеспечивается всей организацией педагогического процесса на данном этапе.

      Как и ранее, весьма распространенным типом диалога является диалог-расспрос, направленный на односторонний запрос информации. Наряду с этим в большей мере используется диалог, предполагающий  ответную реплику: согласие/несогласие и др.

      К овладению данными типами диалога учащиеся идут двумя путями: с помощью так называемого управляемого диалога и на основе диалогов-образцов.  В первом случае учитель использует в виде подсказки побудительные реплики типа, с  которыми он попеременно может обращаться к каждому партнеру индивидуально (т. е. к одной паре учащихся У1 — У2) или к коллективному партнеру, когда для организации одновременной фронтальной беседы все учащиеся разбиваются на партнеров А и В (например, по рядам) и работа ведется вполголоса в парах.

      Во втором случае учащиеся идут к овладению диалогом от диалога-образца: как правило, от его воспроизведения к порождению диалога по аналогии. Чтобы облегчить составление диалога по аналогии, учащиеся учатся заменять (варьировать) реплики дилога-образца, используя сначала готовые предложения, а затем составленные самостоятельно.

Обучение монологической речи

Во 2-5 классах учащиеся овладели главным образом умением описывать лица и предметы и делать связное сообщение о себе, о своём друге, погоде, т.е. осваивали умения пользоваться двумя речевыми формами (коммуникативными типами речи): описанием и сообщением (в настоящем времени). В 6-м классе работа над этими речевыми формами продолжается, но охватывает большее количество лексических единиц и грамматического материала, т. е. формируемые в этом русле навыки и умения усложняются. Так, учащиеся должны овладеть умениями описывать внешность человека, одежду, погоду, например погоду сегодня в сравнении с погодой вчера, используя степени сравнения прилагательных, и т. д. Они должны овладеть умениями делать краткие сообщения о действиях в прошлом, настоящем и будущем. Кроме того, объектом целенаправленного формирования становятся пересказ как специфическая речевая форма, направленная на передачу полученной информации, а также рассказ о действиях и событиях в настоящем, прошлом.

Таким образом, на данном этапе обучения предполагается значительное качественное развитие монологической речи учащихся и увеличение количества используемых ими речевых форм (коммуникативных типов речи), а также лексического и грамматического материала. Текущий контроль диалогической и монологической речи осуществляется при прослушивании высказываний учащихся, но целенаправленным он становится на уроках повторения и контроля.

Обучение аудированию

Аудированиезанимает в 6 классе весьма значительное место. Оно служит важным средством обучения, так как в процессе аудирования учащиеся часто знакомятся с новым лексическим и грамматическим материалом, тренируются в узнавании и припоминании уже известного, готовятся к ведению беседы по прослушанному и в связи с ним.

Обучение аудированию является также одной из основных целей обучения. В 6 классе развиваются и совершенствуются сформированные ранее навыки и умения этого вида речевой деятельности. В каждом параграфе имеется специальный блок работы над аудированием. Тексты несколько усложняются за счет включения нового лексического и грамматического материала, а также за счет некоторого увеличения длительности их звучания1. Кроме того, в большинство текстов для аудирования включены специальные языковые явления для развития языковой догадки (заимствования из русского языка, сложные и производные слова от знакомых корней). Помимо текстов, содержащих только знакомый материал или явления, о значении которых можно догадаться, ученикам предлагаются тексты, содержащие незнакомые слова. Обучение аудированию строится как реализация определенной программы действий с воспринимаемым на слух текстом.

Задание к каждому упражнению дано в учебнике, чтобы лучше ориентировать учащихся в последовательности действий, которые необходимо осуществлять в процессе прослушивания и после него, и чтобы таким образом заранее нацелить на предполагаемые формы контроля понимания. Это позволяет сделать процесс восприятия на слух более целенаправленным и управляемым.

Подготовка к этой работе обеспечивается выполнением многочисленных упражнений на слух. Упражнения направлены на восприятие материала, на отработку произношения, на расширение объема кратковременной памяти, на развитие механизма прогнозирования и т. д. Длительность звучания текста, как правило, до 1 минуты.

Контроль понимания осуществляется двумя путями: невербально (с помощью тестов на множественный выбор, сигнальных карт: зеленая — понял(а), красная — не понял(а) и вербально (ответы на вопросы по содержанию прослушанного и т. п.).

Обучение чтению

В 6 классе продолжается обучение технике чтения как вслух, так и про себя. При чтении вслух имеет большое значение умение быстро узнавать и правильно озвучивать известный материал или материал, который может быть узнан, бегло (без лишних пауз и в нормальном темпе) его читать и понимать на уровне значений и смысла. При чтении про себя также обращается внимание на темп чтения и адекватность понимания. Скорость чтения вслух и про себя определяется обычно в 250—300 печатных знаков в минуту. Большое значение имеет чтение с опорой на догадку. В связи с этим тексты для чтения включают, как и в предыдущих классах, интернационализмы, производные слова от знакомых корней, сложные слова, прилагательные в атрибутивной форме, понимание значения которых требует активной мыслительной деятельности: установления ассоциативных связей, переноса, осмысления.

В некоторых текстах имеются также отдельные незнакомые слова и реалии, значение которых раскрывается с помощью комментария, а также перевода, синонимов и других объяснений, данных на плашках.

Целенаправленно ведется работа по обучению чтению со словарем.

Наряду с учебными текстами в учебнике даются и облегченные оригинальные тексты: несколько мордовских народных сказок, несколько  статей из журнала «Чилисема», стихи мордовских поэтов и др.

В целом, в 6 классе осуществляется дальнейшее развитие чтения с полным пониманием текстов, построенных на полностью знакомом материале или с предварительно снятыми трудностями, и текстов, включающих незнакомый, поддающийся самостоятельному осмыслению материал, а также материал, для понимания которого требуется обращение к словарю.

Кроме того, ведется работа над чтением с пониманием основного содержания, которое в дальнейшем должно стать ведущим.

Часто школьникам предлагается чтение разных текстов на выбор. В этом случае при проверке понимания содержания желательно так посадить учащихся в классе, чтобы один прочитал другому незнакомый для последнего текст либо кратко изложил его содержание, либо ответил на вопросы партнера по его содержанию и т. д. По сути, речь идет об использовании технологии «обучение в сотрудничестве».

Обучение письму

Обучение письму нацелено в 6 классе на поддержание навыков письма путем списывания и выполнения других письменных упражнений. Их количество  увеличено. С другой стороны, в учебнике имеется некоторое количество творческих письменных заданий, например написание письма, заполнение анкеты, составление подписей к рисункам и т. п. Они выполняются частично по опорам, частично по аналогии, а потому посильны для учащихся.

Контроль навыков письма осуществляется на предварительно отработанном материале. Для этого используются упражнения с пропусками букв или небольшие диктанты.

 Эти упражнения используются для фронтальной, самостоятельной и индивидуальной работы учащихся.

Система упражнений для данного года обучения складывается, как и раньше, из упражнений по обучению: а) диалогической речи,б) монологической речи; в) аудированию; г) чтению; д) письму.

                                  Т р е б о в а н и я  к  у р о в н ю

                       п о д г о т о в к и   у ч а щ и х с я  в  6 классе

В результате изучения  языка ученик должен владеть следующими способами познавательной деятельности:

-ориентироваться в печатном и аудиотексте на эрзянском языке;

-понимать значение некоторых языковых средств;

Пользоваться языковой и контекстуальной догадкой, использовать текстовые опоры различного рода, двуязычные словари;

-давать аргументированную оценку изученной в классе темы - формулировать свою позицию, отстаивать ее, участвуя в диалоге или дискуссии.

Ученик должен использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности  и повседневной жизни

 в области говорения:

-вести диалог, используя оценочные суждения, беседовать о себе, о своих планах; участвовать в дискуссиях в соответствии с речевой ситуацией;

-рассказывать о себе, о своем окружении, рассуждать в рамках изучаемой темы;

-представлять социокультурный портрет своей республики, страны; делать сообщения

в области  аудирования:

- относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения;

- понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из аудио- и видеотекстов различных жанров

в области чтения:

-читать тексты различных жанров: публицистические, художественные, научно-популярные

в области письменной речи:

- писать личное и деловое письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе, делать выписки из текста.

Данной рабочей программой предусматриваются преимущественно практические занятия в форме  групповой, парной или индивидуальной форм

организации учебной деятельности учащихся. При этом акцент делается на парнуюи групповую формы организации занятий. Предполагается выполнение проектныхзанятий в конце работы над темой, а также выполнение мини-проектов.

                            Особенности программы:

-ориентация на современный эрзянский литературный язык;

-ориентация на эрзянскую орфографию, принятую в 2010 году;

- единство аспектов (фонетического, орфографического, лексического, морфологического, синтаксического) и их включение в единый ход урока;

- разнообразие типов и видов упражнений;

- разработка лексического минимума с учетом сочетаемости языковых единиц;

-системность всего курса, обязательность повторения фонетического,  орфографического, лексического, морфологического, синтаксического материала, постепенное нарастание сложности изучаемого материала.

 Рабочая программа составлена на основе Программы по изучению эрзянского языка в школах с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся . 6 класс. Пятый год обучения/ (О.В.Кочеваткина, А.М.Кочеваткин); Мин.образования РМ.- Саранск, 2012

 Место в учебном базисном плане – 68 часов в год ( 2 часа в неделю).

Учебник.

Эрзянский язык.

 6 класс: пятый год обучения: учебник для русскоязычных учащихся/О.В.Кочеваткина, А.М.Кочеваткин.- Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2012

                       

                                 

                                       Содержание программы.

                               Тематическое планирование.

 Школа. Учеба – наша главная задача. Мой друг (моя подруга). Мои любимые книги. Экскурсии с классом.

Моя семья. Мой брат (сестра). Профессии нашей семьи. Профессия, которая мне нравится. Наши домашние животные. Семейные традиции. Празднование дня рождения. Здоровье.  В свободное время.

Природа в нашей жизни. Изменения  в природе. Времена года. Осень. Весна. Зима. Зимние праздники. Река  в разное время года. Летние каникулы в деревне. Птицы и их повадки.

Общение между людьми.  Мой класс. Жизнь в мордовском крае. Живем на одной улице, в одном доме.

Моя Родина. Республика Мордовия.  Экскурсии по родному городу. Любимые места в городе, деревне. Спорт в жизни Мордовии. Известные спортсмены.

Мордовские народные сказки. Мордовский эпос « Масторава». Мордовские божества – герои фольклора. Мордовские народные игры.

                             Грамматический материал

Раздел

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки

1

Существительное. Число имени существительного, падежи, склонение. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

20

Знать основные морфологические признаки имени существительного в эрзянском языке.

Уметь определять число, падеж, склонение  существительных.

2

Прилагательное, Разряды прилагательных. Изменение по числам. Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

14

Знать морфологические признаки имени прилагательного в эрзянском языке, отличать от других частей речи.

Уметь определять разряд прилагательного, строить словосочетания  существительное +прилагательное, правильно употреблять в устной и письменной речи слова, обозначающие признаки предметов, давать характеристики предметам.

3

Глагол. Инфинитив. Времена глагола. Вид глагола, наклонение

10

Знать основные морфологические признаки глагола.

Уметь определять начальную форму глагола, употреблять в речи глаголы в прошедшем, настоящем, будущем времени.

4

Послелоги. Использование послелогов в словосочетаниях и предложениях.

4

Знать об особенностях употребления послелогов в эрзянском языке.

Видеть послелоги в тексте, отличать их от других частей речи.

5

Лексика. Синонимы. Антонимы. Омонимы.

6

Знать основные термины раздела «Лексика».

Уметь подбирать к словам синонимы, антонимы. Иметь представление о синонимах, антонимах, омонимах как средстве выразительности.

6

Повторение и обобщение пройденного материала.

14

                                     Практическая работа.

Разделы

Самост.работа

Проекты

Тесты

1

Существительное

6

2

3

2

Прилагательное

4

2

2

3

Глагол

8

3

5

4

Послелоги

2

1

1

5

Лексика

3

3

3

6

Повторение

5

1

3

                   

                             

                          Характеристика этапов обучения

                                    Фонетика и орфография

Учащиеся должны научиться:

- четко произносить и различать на слух все звуки и основные звукосочетания эрзянского языка;

-владеть основными правилами эрзянской орфографии                              

                                  Лексическая сторона речи.

Учащиеся должны:

- овладеть продуктивным лексическим минимумом (в объеме 500 лексических единиц)

                                 Морфология,  изучение частей речи.

Имя существительное,  

- лексическое значение,

 морфологические признаки:

 -падежи,

-склонения (основное, указательное, притяжательное)

-число.

 Словообразование существительных.

Имя прилагательное,

- лексическое значение,

 морфологические признаки:

разряды (качественные и относительные).

Словообразование прилагательных.

Глагол.

Значение глаголов.

Морфологические признаки:

Время, лицо, число, вид.

Образование неопределенной формы глагола.

Послелоги.

Значение послелогов.

Использование послелогов в словосочетаниях и предложениях.

                                                 Лексика.

Синонимы, антонимы, омонимы.

                                                 Синтаксис

-словосочетание  (существительное +прилагательное,

 глагол + существительное)

простое предложение

                               Обучение диалогической речи

Учащиеся должны уметь:

-утвердительно отвечать на вопрос, используя основные типы простого предложения;

-возражать, используя отрицательные предложения;

- задавать вопросы, используя  вопросительные предложения, а также предложения без вопросительных слов.

                                     Монологическая речь

-описание иллюстрации, собственного рисунка;

-составление краткого текста: сообщения, описания.

                                           Письменная речь

Учащиеся должны уметь:

- письменно фиксировать усвоенный материал, выполнять письменные задания, отвечать на вопросы  и т.д.

- вести словарь

- составлять сообщения по образцу.

           

                                     

                                             Литература

  1. Ануфриева, Н.А. Родиноведение. Учебник для 5 класса.- Саранск, 1997
  2. Бузакова ,Р.Н. Словарь синонимов эрзянского языка.- Саранск, 1982
  3. Вейсэ, башка, текст вельде: валкс/ Н.А.Агафонова, М.Д.Имайкина, М.В.Мосин ды лият.- Саранск, 2002
  4. Грамматика мордовских языков. Фонетика.Графика, Орфография. Морфология/Под ред.Д.В.Цыганкина.- Саранск, 1980
  5. Мордва: Историко-культурные очерки.- Саранск,1995
  6. Нормы мокшанской и эрзянской орфографии, орфоэпии и пунктуации.- Саранск, 1995
  7. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т.1.- Саранск, 1963
  8. Эрзянь-рузонь валкс: эрзянско-русский словарь/ Под ред. Б.А.Серебренникова, Р.Н.Бузаковой, М.В.Мосина.- М.:Рус.яз.; Дигора, 1993

                               

                                   Календарно-тематическое планирование

                                     уроков эрзянского языка  в 6 А классе

Темы

Вид занятий

Кол-во часов

Вид самост.

работы

Дата

план.

Дата

фактич.

1

В школу.

Повторение

2

Словарная работа, чтение и перевод текста

2

Имя существительное. Учеба – наша главная задача.

Повторение

2

Работа с текстом

3

Наступила осень.

Объяснение нового материала. Одушевленные и неодушевленные существительные.

2

Грамматич. задание

4

Эпос «Масторава». Мордовские божества – герои фольклора.

Повторение. Множественное и единственное число существительных.

2

Составляем диалог

5

Жизнь в мордовском крае.

Повторение. Склонение существительных.

2

Текст с грамматич.

заданием

6

Мой друг (подруга).

Повторение. Падежи существительных.

2

Грамматическая работа.

7

Живем на одной улице ( в одном доме).

Повторение. Падежи существительных.

1

Составляем таблицу с примерами.

8

Общение между людьми.

Повторение. Падежи существительных.

1

Тестовая работа.

9

Республика Мордовия.

Собственные и нарицательные существительные.

Повторение.

4

Составляем рассказ. Выразительное чтение стихотворения о Мордовии. Готовим презентации о Саранске, о Мордовии.

10

Моя любимая книга.

Повторение. Падеж и число имени существительного.

2

Составляем рассказ о книге.

11

Мои любимые животные.

Повторение лексического материала по теме «Домашние и дикие животные»

2

Чтение и перевод текста.

12

Имя прилагательное. Празднование дня рождения.

Объяснение нового материала. Имя прилагательное.

2

Текст с грамматическим заданием.

13

Мой брат (сестра)

Повторение. Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2

Учим скороговорки.

14

Профессии нашей семьи

Повторение. Падежи имени существительного.

2

Составляем диалог.

15

Любимые места в городе, селе

Развитие речи.

2

Составляем текст-описание.

16

Природа зимой

Повторение. Падеж и число имени существительного.

3

Чтение и перевод текста. Составляем текст – описание.

17

Зимние праздники

Повторение. Качественные и относительные прилагательные.

3

Чтение и перевод сказки. Выразительное чтение наизусть стихотворения. Подобрать загадки по теме «Зима».

18

Мордовские народные игры.

Урок- игра.

1

19

Послелоги. Река зимой и летом.

Повторение. Послелоги.

2

Работа с текстом.

20

Глагол. Свободное время.

Объяснение нового материала. Глагол.

1

Текст с грамматическим заданием.

21

Изменения в природе.

Объяснение нового материала. Времена глагола.

1

Работа со словарем.

22

Названия месяцев.

Закрепление нового материала. Времена глагола.

2

Чтение и пересказ текста.

23

Повадки птиц.

Работа с лексическим материалом по теме «Птицы».

2

Работа со словарем.

24

Здоровье.

Синтаксис. Словосочетания глагол+ существительное, существительное +прилагательное

2

Составляем рассказ по картинке. Кроссворды.

25

Спорт. Знаменитые спортсмены Мордовии.

Представление проектных работ.

2

Подготовка проектов и презентаций.

26

Пришла весна.

Синтаксис. Порядок слов в предложении.

2

Грамматическое задание.

27

Природа в нашей жизни.

Повторение Разряды прилагательных.

2

Чтение и перевод текста.

28

Лексика. Синонимы. Весенние праздники.

Объяснение нового материала. Синонимы.

2

Составляем текст.

29

Антонимы. Экскурсии по родному городу, селу.

Объяснение нового материала. Антонимы.

2

Найти пословицы с антонимами.

30

Омонимы. Путешествие по родному городу, селу.

Объяснение нового материала. Омонимы.

2

Ответы на вопросы к тексту.

31

Экскурсия с классом.

Экскурсия.

2

Презентации и проекты о Мордовии.

32

Летние каникулы.

Конференция

2

Задание на лето

                             Календарно-тематическое планирование

                                  уроков эрзянского языка  в 6 Б классе

Темы

Вид занятий

Кол-во часов

Вид самост.

работы

Дата

план.

Дата

фактич.

1

В школу.

Повторение

2

Словарная работа, чтение и перевод текста

3.09

7.09

2

Имя существительное. Учеба – наша главная задача.

Повторение

2

Работа с текстом

10.09

14.09

3

Наступила осень.

Объяснение нового материала. Одушевленные и неодушевленные существительные.

1

Грамматич. задание

17.09

4

Эпос «Масторава». Мордовские божества – герои фольклора.

Повторение. Множественное и единственное число существительных.

2

Составляем диалог

21.09

28.09

5

Жизнь в мордовском крае.

Повторение. Склонение существительных.

2

Текст с грамматич.

заданием

1.10

5.10

6

Мой друг (подруга).

Повторение. Падежи существительных.

2

Грамматическая работа.

8.10

12.10

7

Живем на одной улице ( в одном доме).

Повторение. Падежи существительных.

1

Составляем таблицу с примерами.

15.10

8

Общение между людьми.

Повторение. Падежи существительных.

1

Тестовая работа.

19.10

9

Республика Мордовия. Города Мордовии.  С.Д.Эрьзя. Ф,В.Сычков.

Стихотворения о Мордовии.

Собственные и нарицательные существительные.

Повторение.

5

Составляем рассказ. Выразительное чтение стихотворения о Мордовии. Готовим презентации о Саранске, о Мордовии.

22.10

26.10

29.10

2.11

12.11

10

Моя любимая книга.

Повторение. Падеж и число имени существительного.

2

Составляем рассказ о книге.

16.11

19.11

11

Мои любимые животные.

Повторение лексического материала по теме «Домашние и дикие животные»

2

Чтение и перевод текста.

23.11

26.11

12

Имя прилагательное. Празднование дня рождения.

Объяснение нового материала. Имя прилагательное.

2

Текст с грамматическим заданием.

30.11

3.12

13

Мой брат (сестра)

Повторение. Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2

Учим скороговорки.

7.12

10.12

14

Профессии нашей семьи

Повторение. Падежи имени существительного.

2

Составляем диалог.

14.12

17.12

15

Любимые места в городе, селе

Развитие речи.

2

Составляем текст-описание.

21.12

24.12

16

Природа зимой

Повторение. Падеж и число имени существительного.

3

Чтение и перевод текста. Составляем текст – описание.

28.12

14.01

18.01

17

Зимние праздники

Повторение. Качественные и относительные прилагательные.

3

Чтение и перевод сказки. Выразительное чтение наизусть стихотворения. Подобрать загадки по теме «Зима».

21.01

25.01

28.01

18

Мордовские народные игры.

Урок- игра.

1

1.02

19

Послелоги. Река зимой и летом.

Повторение. Послелоги.

2

Работа с текстом.

4.02

8.02

20

Глагол. Свободное время.

Объяснение нового материала. Глагол.

1

Текст с грамматическим заданием.

18.02

21

Изменения в природе.

Объяснение нового материала. Времена глагола.

1

Работа со словарем.

21.02

22

Названия месяцев.

Закрепление нового материала. Времена глагола.

2

Чтение и пересказ текста.

25.02

28.02

23

Повадки птиц.

Работа с лексическим материалом по теме «Птицы».

2

Работа со словарем.

4.03

7.03

24

Здоровье.

Синтаксис. Словосочетания глагол+ существительное, существительное +прилагательное

2

Составляем рассказ по картинке. Кроссворды.

11.03

14.03

25

Спорт. Знаменитые спортсмены Мордовии.

Представление проектных работ.

2

Подготовка проектов и презентаций.

18.03

21.03

26

Повторение пройденного материала.

Урок контроля речевых умений и навыков, знания грамматического материала.

1

Проверочная работа. Контрольное аудирование.

4.04

27

Пришла весна.

Синтаксис. Порядок слов в предложении.

3

Грамматическое задание. Работа с текстом. Участие в диалоге и полилоге.

8.04

11.04

15.04

28

Природа в нашей жизни.

Повторение. Разряды прилагательных.

2

Чтение и перевод текста.

18.04

22.04

29

Лексика. Синонимы. Весенние праздники.

Объяснение нового материала. Синонимы.

3

Составляем текст. Письменные ответы на вопросы. Упражнения с грамматическими заданиями.

25.04

29.04

6.05

30

Антонимы. Экскурсии по родному городу, селу.

Объяснение нового материала. Антонимы.

2

Найти пословицы с антонимами. Работа с текстом.

13.05

16.05

31

Омонимы. Путешествие по родному городу, селу.

Объяснение нового материала. Омонимы.

2

Ответы на вопросы к тексту. Выполнение тестовых заданий.

20.05

23.05

32

Экскурсия с классом.

Экскурсия.

1

Презентации и проекты о Мордовии.

27.05

33

Летние каникулы.

Конференция

Задание на лето

30.05



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Многоязычное образование в современной школе – одно из приоритетных направлений школьного образования. Знание языков народов, проживающих в одном регионе, воспитывает уважение к культуре, традициям,истории дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации.

Конституция Республики Мордовия в качестве государственных определила русский и мордовские (мокшанский и эрзянский) языки. Эффективность их успешного изучения в школах с полиэтническим контингентом обучающихся предполагает формирование в начальной школе основ владения русским языком и ознакомление с лексико-семантической системой одного из мордовских языков.

 Мордовские (мокшанский и эрзянский) языки  наряду с русским активно включаются в структуру сознания учащихся, используются в учебной и внеучебной деятельности.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения второго языка. Имитационные способности учащихся, их природная любознательность и потребность в познании нового способствуют эффективному решению задач, поставленных перед учебным предметом «Эрзянский язык».

В процессе ознакомления с новым средством общения у школьников  развиваются интеллектуальные, речевые способности.

  Целью преподавания мордовских (мокшанского, эрзянского)языков и мордовской литературы в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия

является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям школьного образования, задачам построения  демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога   культур и уважения многонационального, поликультурного состава  российского общества.

Цель обученияраскрывается в единстве  взаимосвязанных компонентов:

воспитательного, образовательного,развивающего и практического.

Воспитательный компонент предусматривает формирование у учащихся уважительного отношения к языку, к  культуре мордовского народа.

Развивающий компонент – в целенаправленном формировании интеллектуальных и познавательных способностей.

Реализация образовательного компонента предполагает расширение общеобразовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре мордовского народа.

Практический результат заключается в формировании умений устной и письменной речи на эрзянском языке.

Задачи обучения.

На начальной ступени обучения закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять взаимодействие детей на втором языке в разнообразных  ситуациях общения. Основными видами коммуникативной компетенции являются речевая и языковая компетенции.

Речевая компетенция реализуется в таких видах речевой деятельности,как

-аудирование

-говорение

-чтение

- письмо.

В задачи начального этапа входит формирование базовых навыков аудирования: понимание смысла отдельных слов и реплик собеседника, выделение из речи смысловых единиц, восприятие всего смысла небольших по объему связных высказываний, построенных на изученном лексико-грамматическом материале.

Говорение в начальных классах предполагает создание пассивного и совершенствование активного словарного запаса, умение планировать и конструировать связные высказывания. Обучение навыкам диалогической и монологической речи происходит параллельно.

Чтение. Необходимые навыки работы при чтении включают умение использовать языковую догадку, выбор, опору на чувство языка, умение пользоваться словарем. Характерными особенностями чтения на начальном этапе является прочтение всего текста в медленном темпе, точное понимание основного содержания и наиболее существенных деталей, запоминание содержания для последующего пересказа.

Письменная речь. Ее задачи ограничены выработкой следующих умений: списывание исходного текста с дополнительными заданиями (конструирование словосочетаний по образцу, классификация слов по вопросам и грамматическим признакам, изменение формы слова по образцу); выписывание из текста слов, словосочетаний, простых предложений; запись по памяти; запись под диктовку; самостоятельное письменное высказывание( 1-5 предложений).

Языковая компетенция представляет собой способность адекватно использовать языковые средства для построения высказываний и текстов в соответствии с нормами языка в устной и письменной речи.

Произношение. Произношение и различение на слух всех звуков эрзянского языка. Произношение звонких и глухих согласных. Произношение гласных под ударением и без ударения. Ударение в словах и во фразе. Членение предложений на смысловые группы.Соблюдение интонации основных коммуникативных типов предложения.

Лексика. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начального этапа, в объеме 500 лексических единиц для двустороннего( рецептивного и продуктивного) усвоения и 100 лексических единиц для рецептивного усвоения. Простейшие устойчивые сочетания, оценочная лексика, реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру мордовского народа. Начальное представление о способах словообразования.

Грамматика. Основные коммуникативные типы предложения. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Общие и специальные вопросы. Простые распространенные предложения. Предложения с однородными членами.

Глагол. Образование и употребление глаголов в настоящем, будущем и прошедшем времени.

Имя существительное. Существительные в единственном и множественном числе.Указательная и притяжательная форма имен существительных. Падежи имен существительных.

Имя прилагательное. Прилагательное в сравнительной и превосходной степени.

Имя числительное. Количественные и порядковые числительные.

Местоимения. Личные, притяжательные, указательные.

Послелоги места, направления.

Рабочая программа составлена  на основе Программы по изучению

эрзянского языка в школах с русским или смешанным по национальному  составу контингентом обучающихся,  2006. – Саранск, МРИО.

Место в учебном базисном плане – 68 часов ( 2 часа в неделю).

Учебник.

С.Ю. Дмитриева, О.В.Кочеваткина. Эрзянский язык,  4 класс: учебник для русскоязычных учащихся. Саранск, Морд.кн.изд-во, 2009.-144 с.

Новизна программы.

В поисках инноваций современная школа оставляет без должного внимания традиции и опыт народной педагогики. Народная сказка является сокровищницей народной педагогики. В традиционных социумах именно сказка была мощным средством, использование колоссального потенциала  которого позволяло реализовывать программу развития, обучения, воспитания подрастающего поколения.

Введение в данную программу работы с мордовскими народными сказками обусловлено рядом причин:

-мордовский сказочный эпос учащимся практически неизвестен;

-с развитием средств массовой информации снизился интерес к сказкам и удетей, и у родителей;

-на уроках литературного чтения сказочный материал подается недостаточно разнообразно;

- возможности сказки не в полной мере используются для развития у учащихся  мышления, памяти, воображения, внимания, творческих способностей;

-не реализуется потенциал сказки как уникального средства психокоррекции личности.

Прогнозируемый результат.

Изучение эрзянского языка в 4 классе ( третий год обучения)  должно предоставить учащимся возможность

*правильно произносить звуки,слова,словосочетания, предложения;

*соблюдать интонацию основных типов предложения;

*овладеть наиболее употребительной лексикой и усвоить продуктивный лексический минимум в объеме 500-600 лексических единиц;

*получить представление об основных грамматических категориях эрзянского языка;

*понимать устную речь, основное содержание несложных текстов;

*участвовать в диалогическом общении: вести этикетный диалог и диалог на определенную тему;

*строить краткие высказывания, воспроизводить наизусть произведения детского фольклора;

*овладеть техникой чтения ( в нормальном темпе, без лишних пауз)

*составлять небольшие тексты по предложенной теме.

Литература

  1. Все о Мордовии. Справочно-энциклопедическое издание.- Саранск: Мордов. кн. изд-во,1988
  2. Изобразительное искусство Мордовии.- Саранск, 1984.
  3. Легенды и предания мордвы / Сост .Л.В.Седова.- Саранск,1982.
  4. Люлякина С.М. Евкст.- Саранск,-1993.
  5. Мокшин Н.Ф. Этническая история мордвы.- Саранск, 1977.
  6. Мордовский народный костюм/ Альбом, Саранск, 1990.
  7. Самородов К.Т. Мордовская  обрядовая поэзия. Саранск, 1980.
  8. Федот Васильевич Сычков: Альбом. Саранск,1998.
  9. Д.В.Цыганкин. Занимательная грамматика. Саранск,1988.
  10. Ютко шкасто: Для младшего и среднего возраста. Саранск,1994.

Календарно-тематическое планирование

 занятий по эрзянскому языку

в 4 А классе

Темы

Вид занятий

Самостоят.

работа

Кол-во часов

Дата

планир.

Дата

факт.

1

Здравствуй, школа!

Повторение

Чтение и перевод текста

1

4.09

2

День знаний.

Ввод новой лексики

Работа с текстом

1

7.09

3

В школе.

Работа с новыми синт. конструкциями

Выполнение упражнений

1

11.09

4

Мне нравится учиться

Активизация речевых умений и навыков

Чтение и пересказ текста

1

14.09

5

Из школьной жизни

Повторение и обобщение темы «Школа»

Тестовая работа

1

18.09

7

На речке

Ввод новой лексики

Работа с текстом

1

21.09

8

Летний дождь

Ввод новой лексики

Чтение и перевод

1

25.09

Лето.

Повторение и обобщение темы «Лето»

Проверочная работа

1

28.09

9

Летом в лесу

Ввод новой лексики

Работа со словарем

1

2.10

10

Дары леса

Знакомство с новыми речевыми образцами

Рассказ по картинке

1

5.10

11

Лесные жители

Повторение

Рассказ по плану

1

9.10

13

Хлеб – наше богатство

Ввод новой лексики

Работа с текстом

1

12.10

14

Хлеб – всему голова

Презентация

Проект

1

16.10

15

Золотая осень

Повторение

Чтение, перевод

1

19.10

16

Животные осенью

Повторение

Творческое задание к тексту

1

23.10

18

Поздняя осень

Осень

Повторение и обобщение  темы

Выразит. чтение наизусть стихотворения

Работа с карточками

1

26.10

19

Наша дружная семья

Повторение

Чтение и перевод

1

30.11

20

Расскажу о моей семье

Активизация речевых умений и навыков

Составление рассказа

1

1.11

21

Занятия членов семьи

Работа с новыми синт. конструкциями

Чтение и пересказ

1

13.11

22

У нас дома.

Ввод новой лексики

Рассказ по картинке

1

16.11

23

День рождения. Семейные традиции.

Развитие речи

Составляем диалог

1

20.11

25

Еда

Повторение

Работа с текстом

1

23.11

26

Приготовление пищи

Работа с новыми синт. конструкциями

Чтение и перевод

1

27.11

27

Продукты

Ввод новой лексики

Задания к тексту

1

30.11

28

Семья, дом

Повторение и обобщение  темы

Проверочная работа

1

4.12

29

Труд. Занятия древней мордвы

Презентация

1

7.12

30

Трудолюбие

Ввод новой лексики

Работа со словарем

1

11.12

31

Кем быть?

Повторение и обобщение  темы

Чтение и перевод

1

14.12

32

Профессии

 Презентация

Проектная работа

1

18.12

33

Труд кормит, а

лень портит

Повторение и обобщение  темы

Тестовая работа

1

21.12

34

Красавица-зима

Повторение

Чтение и перевод

1

25.12

35

Зимние забавы

Работа с новыми синт. конструкциями

Работа с текстом. Ответы на вопросы

1

28.12

36

Животные зимой

Ввод новой лексики

Чтение и перевод

1

15.01

37

Зимние праздники

Презентация

Проектная работа

1

18.01

38

Рождество

Урок-праздник

1

22.01

39

Зимушка-зима

Повторение и обобщение  темы

Работа с карточками

1

25.01

40

Мои друзья

Повторение

Работа с текстом. Ответы на вопросы

1

29.01

41

Наши увлечения

Знакомство с новыми речевыми образцами

Составление диалога

1

1.02

42

В свободное время

Активизация речевых умений и навыков

Составление рассказа

1

5.02

43

В гостях у мордовской народной сказки

Путешествие

Подготовка подробного пересказа

1

8.02

44

С.Д.Эрьзя - выдающийся скульптор

Презентация

Сообщения

1

15.02

45

Художники Мордовии

Экскурсия

1

19.02

46

Ф.В.Сычков

Презентация

1

22.02

47

Писатели Мордовии

Урок чтения

Работа с художеств. текстами

1

26.02

48

Мордовские писатели - детям

Урок чтения

Выразит. чтение стихотворений

1

1.03

49

Журнал « Чилисема»

Презентация

1

12.03

50

В музее

Экскурсия

Устное сочинение

1

15.03

51

Защита Отечества

Ввод новой лексики

Чтение и перевод

1

19.03

52

День Победы

Знакомство с новыми речевыми образцами

Чтение и перевод

1

22.03

53

Помни их имена

Урок с элементами лекции

Сообщения

1

22.03

54

Повторение пройденного материала.

Урок контроля речевых умений и навыков.

Проверочная работа.

1

2.04

55

Историческое прошлое мордвы

Урок с элементами лекции

1

5.04

56

Наша Родина

Активизация речевых умений и навыков

Составление рассказа

1

9.04

57

Приход весны

Повторение

Чтение и перевод

1

12.04

58

Яркие краски весны

Знакомство с новыми речевыми образцами

Чтение, ответы на вопросы

2

16.04

19.04

59

Сад и огород

Ввод новой лексики

Работа со словарем

1

23.04

60

Фрукты и овощи

Повторение

Рассказ по картинке

1

26.04

61

Работа в саду и огороде

Активизация речевых умений и навыков

Диалог

1

30.04

62

Наш сад

Развитие речи

Составляем текст-описание

1

3.05

63

Наши крылатые друзья

Ввод новой лексики

Чтение и перевод

2

7.05

10.05

64

Весенние заботы

Повторение и обобщение темы

Тестовая работа

1

14.05

17.05

65

Как я проведу летние каникулы?

Активизация речевых умений и навыков

Составляем рассказ по образцу

2

21.05

24.05

66

Я умею говорить на эрзянском языке

Конференция

Подготовка к диалогической и монологической речи

1

28.05

                           Календарно-тематическое планирование

                               занятий по эрзянскому языку 

                                                  в 4 А классе

Темы

Вид занятий

Самостоят.

работа

Кол-во часов

Дата

планир.

Дата

факт.

1

Здравствуй, школа!

Повторение

Чтение и перевод текста

1

4.09

2

День знаний.

Ввод новой лексики

Работа с текстом

1

7.09

3

В школе.

Работа с новыми синт. конструкциями

Выполнение упражнений

1

11.09

4

Мне нравится учиться

Активизация речевых умений и навыков

Чтение и пересказ текста

1

14.09

5

Из школьной жизни

Повторение и обобщение темы «Школа»

Тестовая работа

1

18.09

7

На речке

Ввод новой лексики

Работа с текстом

1

21.09

8

Летний дождь

Ввод новой лексики

Чтение и перевод

1

25.09

Лето.

Повторение и обобщение темы «Лето»

Проверочная работа

1

28.09

9

Летом в лесу

Ввод новой лексики

Работа со словарем

1

2.10

10

Дары леса

Знакомство с новыми речевыми образцами

Рассказ по картинке

1

5.10

11

Лесные жители

Повторение

Рассказ по плану

1

9.10

13

Хлеб – наше богатство

Ввод новой лексики

Работа с текстом

1

12.10

14

Хлеб – всему голова

Презентация

Проект

1

16.10

15

Золотая осень

Повторение

Чтение, перевод

1

19.10

16

Животные осенью

Повторение

Творческое задание к тексту

1

23.10

18

Поздняя осень

Осень

Повторение и обобщение  темы

Выразит. чтение наизусть стихотворения

Работа с карточками

1

26.10

19

Наша дружная семья

Повторение

Чтение и перевод

1

30.11

20

Расскажу о моей семье

Активизация речевых умений и навыков

Составление рассказа

1

1.11

21

Занятия членов семьи

Работа с новыми синт. конструкциями

Чтение и пересказ

1

13.11

22

У нас дома.

Ввод новой лексики

Рассказ по картинке

1

16.11

23

День рождения. Семейные традиции.

Развитие речи

Составляем диалог

1

20.11

25

Еда

Повторение

Работа с текстом

1

23.11

26

Приготовление пищи

Работа с новыми синт. конструкциями

Чтение и перевод

1

27.11

27

Продукты

Ввод новой лексики

Задания к тексту

1

30.11

28

Семья, дом

Повторение и обобщение  темы

Проверочная работа

1

4.12

29

Труд. Занятия древней мордвы

Презентация

1

7.12

30

Трудолюбие

Ввод новой лексики

Работа со словарем

1

11.12

31

Кем быть?

Повторение и обобщение  темы

Чтение и перевод

1

14.12

32

Профессии

 Презентация

Проектная работа

1

18.12

33

Труд кормит, а

лень портит

Повторение и обобщение  темы

Тестовая работа

1

21.12

34

Красавица-зима

Повторение

Чтение и перевод

1

25.12

35

Зимние забавы

Работа с новыми синт. конструкциями

Работа с текстом. Ответы на вопросы

1

28.12

36

Животные зимой

Ввод новой лексики

Чтение и перевод

1

15.01

37

Зимние праздники

Презентация

Проектная работа

1

18.01

38

Рождество

Урок-праздник

1

22.01

39

Зимушка-зима

Повторение и обобщение  темы

Работа с карточками

1

25.01

40

Мои друзья

Повторение

Работа с текстом. Ответы на вопросы

1

29.01

41

Наши увлечения

Знакомство с новыми речевыми образцами

Составление диалога

1

1.02

42

В свободное время

Активизация речевых умений и навыков

Составление рассказа

1

5.02

43

В гостях у мордовской народной сказки

Путешествие

Подготовка подробного пересказа

1

8.02

44

С.Д.Эрьзя - выдающийся скульптор

Презентация

Сообщения

1

15.02

45

Художники Мордовии

Экскурсия

1

19.02

46

Ф.В.Сычков

Презентация

1

22.02

47

Писатели Мордовии

Урок чтения

Работа с художеств. текстами

1

26.02

48

Мордовские писатели - детям

Урок чтения

Выразит. чтение стихотворений

1

1.03

49

Журнал « Чилисема»

Презентация

1

12.03

50

В музее

Экскурсия

Устное сочинение

1

15.03

51

Защита Отечества

Ввод новой лексики

Чтение и перевод

1

19.03

52

День Победы

Знакомство с новыми речевыми образцами

Чтение и перевод

1

22.03

53

Помни их имена

Урок с элементами лекции

Сообщения

1

22.03

54

Повторение пройденного материала.

Урок контроля речевых умений и навыков.

Проверочная работа.

1

2.04

55

Историческое прошлое мордвы

Урок с элементами лекции

1

5.04

56

Наша Родина

Активизация речевых умений и навыков

Составление рассказа

1

9.04

57

Приход весны

Повторение

Чтение и перевод

1

12.04

58

Яркие краски весны

Знакомство с новыми речевыми образцами

Чтение, ответы на вопросы

2

16.04

19.04

59

Сад и огород

Ввод новой лексики

Работа со словарем

1

23.04

60

Фрукты и овощи

Повторение

Рассказ по картинке

1

26.04

61

Работа в саду и огороде

Активизация речевых умений и навыков

Диалог

1

30.04

62

Наш сад

Развитие речи

Составляем текст-описание

1

3.05

63

Наши крылатые друзья

Ввод новой лексики

Чтение и перевод

2

7.05

10.05

64

Весенние заботы

Повторение и обобщение темы

Тестовая работа

1

14.05

17.05

65

Как я проведу летние каникулы?

Активизация речевых умений и навыков

Составляем рассказ по образцу

2

21.05

24.05

66

Я умею говорить на эрзянском языке

Конференция

Подготовка к диалогической и монологической речи

1

28.05

       

                      Календарно-тематическое планирование

                                     занятий по эрзянскому языку 

                                                    в 4 Г классе

Темы

Вид занятий

Самостоят.

работа

Кол-во часов

Дата

планир.

Дата

факт.

1

Здравствуй, школа!

Повторение

Чтение и перевод текста

1

4.09

2

День знаний.

Ввод новой лексики

Работа с текстом

1

5.09

3

В школе.

Работа с новыми синт. конструкциями

Выполнение упражнений

1

11.09

4

Мне нравится учиться

Активизация речевых умений и навыков

Чтение и пересказ текста

1

12.09

5

Из школьной жизни

Повторение и обобщение темы «Школа»

Тестовая работа

1

18.09

6

На речке

Ввод новой лексики

Работа с текстом

1

19.09

7

Летний дождь

Ввод новой лексики

Чтение и перевод

1

25.09

8

Лето.

Повторение и обобщение темы «Лето»

Проверочная работа

1

26.10

9

Летом в лесу

Ввод новой лексики

Работа со словарем

1

2.10

10

Дары леса

Знакомство с новыми речевыми образцами

Рассказ по картинке

1

3.10

11

Лесные жители

Повторение

Рассказ по плану

1

9.10

12

Хлеб – наше богатство

Ввод новой лексики

Работа с текстом

1

10.10

13

Хлеб – всему голова

Презентация

Проект

1

16.10

14

Золотая осень

Повторение

Чтение, перевод

1

17.10

15

Животные осенью

Повторение

Творческое задание к тексту

1

23.10

16

Поздняя осень

Осень

Повторение и обобщение  темы

Выразит. чтение наизусть стихотворения

Работа с карточками

1

24.10

17

Наша дружная семья

Повторение

Чтение и перевод

1

30.10

18

Расскажу о моей семье

Активизация речевых умений и навыков

Составление рассказа

1

31.10

19

Занятия членов семьи

Работа с новыми синт. конструкциями

Чтение и пересказ

1

13.11

20

У нас дома.

Ввод новой лексики

Рассказ по картинке

1

14.11

21

День рождения. Семейные традиции.

Развитие речи

Составляем диалог

1

20.11

22

Еда

Повторение

Работа с текстом

1

21.11

23

Приготовление пищи

Работа с новыми синт. конструкциями

Чтение и перевод

1

27.11

24

Продукты

Ввод новой лексики

Задания к тексту

1

28.11

25

Семья, дом

Повторение и обобщение  темы

Проверочная работа

1

4.12

26

Труд. Занятия древней мордвы

Презентация

1

5.12

27

Трудолюбие

Ввод новой лексики

Работа со словарем

1

11.12

2829

Кем быть?

Профессии

Повторение и обобщение  темы

 Презентация

Чтение и перевод

Проектная работа

1

18.12

30

Труд кормит, а

лень портит

Повторение и обобщение  темы

Тестовая работа

1

19.12

31

Красавица-зима

Повторение

Чтение и перевод

1

25.12

32

Зимние забавы

Работа с новыми синт. конструкциями

Работа с текстом. Ответы на вопросы

1

26.12

32

Животные зимой

Ввод новой лексики

Чтение и перевод

1

15.01

34

Зимние праздники

Презентация

Проектная работа

1

16.01

35

Рождество

Урок-праздник

1

22.01

36

Зимушка-зима

Повторение и обобщение  темы

Работа с карточками

1

23.01

37

Мои друзья

Повторение

Работа с текстом. Ответы на вопросы

1

29.01

38

Наши увлечения

Знакомство с новыми речевыми образцами

Составление диалога

1

30.01

39

В свободное время

Активизация речевых умений и навыков

Составление рассказа

1

5.02

40

В гостях у мордовской народной сказки

Путешествие

Подготовка подробного пересказа

1

6.02

41

С.Д.Эрьзя - выдающийся скульптор

Презентация

Сообщения

1

19.02

42

Художники Мордовии

Экскурсия

1

20.02

43

Ф.В.Сычков

Презентация

1

26.02

44

Писатели Мордовии

Урок чтения

Работа с художеств. текстами

1

27.02

45

Мордовские писатели - детям

Урок чтения

Выразит. чтение стихотворений

1

5.03

46

Журнал « Чилисема»

Презентация

1

6.03

47

В музее

Экскурсия

Устное сочинение

1

12.03

48

Защита Отечества

Ввод новой лексики

Чтение и перевод

1

13.03

49

День Победы

Знакомство с новыми речевыми образцами

Чтение и перевод

1

19.03

50

Помни их имена

Урок с элементами лекции

Сообщения

1

20.03

51

Повторение пройденного материала.

Урок контроля речевых умений и навыков.

Проверочная работа.

1

2.04

52

Историческое прошлое мордвы

Урок с элементами лекции

1

3.04

53

Наша Родина

Активизация речевых умений и навыков

Составление рассказа

1

9.04

54

Приход весны

Повторение

Чтение и перевод

1

10.04

55

Яркие краски весны

Знакомство с новыми речевыми образцами

Чтение, ответы на вопросы

2

16.04

17.04

56

Сад и огород

Ввод новой лексики

Работа со словарем

1

23.04

57

Фрукты и овощи

Повторение

Рассказ по картинке

1

24.04

58

Работа в саду и огороде

Активизация речевых умений и навыков

Диалог

1

30.04

59

Наш сад

Развитие речи

Составляем текст-описание

1

7.05

60

Наши крылатые друзья

Ввод новой лексики

Чтение и перевод

2

8.05

14.05

61

Весенние заботы

Повторение и обобщение темы

Тестовая работа

1

15.05

21.05

62

Как я проведу летние каникулы?

Активизация речевых умений и навыков

Составляем рассказ по образцу

2

22.05

24.05

63

Я умею говорить на эрзянском языке

Конференция

Подготовка к диалогической и монологической речи. Контроль речевых умений.

2

28.05

29.05

                      Календарно-тематическое планирование

                             занятий по эрзянскому языку

                                             в 4 В  классе

Темы

Вид занятий

Самостоят.

работа

Кол-во часов

Дата

планир.

Дата

факт.

1

Здравствуй, школа!

Повторение

Чтение и перевод текста

1

5.09

2

День знаний.

Ввод новой лексики

Работа с текстом

1

7.09

3

В школе.

Работа с новыми синт. конструкциями

Выполнение упражнений

1

12.09

4

Мне нравится учиться

Активизация речевых умений и навыков

Чтение и пересказ текста

1

13.09

5

Из школьной жизни

Повторение и обобщение темы «Школа»

Тестовая работа

1

19.09

6

На речке

Ввод новой лексики

Работа с текстом

1

21.09

7

Летний дождь.

Лето.

Повторение и обобщение темы «Лето»

Чтение и перевод

Проверочная работа

1

26.09

8

Летом в лесу

Ввод новой лексики

Работа со словарем

1

3.10

9

Дары леса

Знакомство с новыми речевыми образцами

Рассказ по картинке

1

5.10

10

Лесные жители

Повторение

Рассказ по плану

1

10.10

11

Хлеб – наше богатство

Ввод новой лексики

Работа с текстом

1

12.10

12

Хлеб – всему голова

Презентация

Проект

1

17.10

13

Золотая осень

Повторение

Чтение, перевод

1

19.10

14

Животные осенью

Повторение

Творческое задание к тексту

1

24.10

15

Поздняя осень

Осень

Повторение и обобщение  темы

Выразит. чтение наизусть стихотворения

Работа с карточками

1

26.10

16

Наша дружная семья

Повторение

Чтение и перевод

1

31.10

17

Расскажу о моей семье

Активизация речевых умений и навыков

Составление рассказа

1

2.11

18

Занятия членов семьи

Работа с новыми синт. конструкциями

Чтение и пересказ

1

14.11

19

У нас дома.

Ввод новой лексики

Рассказ по картинке

1

16.11

20

День рождения. Семейные традиции.

Развитие речи

Составляем диалог

1

21.11

21

Еда

Повторение

Работа с текстом

1

23.11

22

Приготовление пищи

Работа с новыми синт. конструкциями

Чтение и перевод

1

28.11

23

Продукты

Повторение и обобщение  темы

Задания к тексту

Проверочная работа

2

30.11

5.12

24

Труд. Занятия древней мордвы

Презентация

1

7.12

25

Трудолюбие

Ввод новой лексики

Работа со словарем

1

12.12

26

Кем быть?

Повторение и обобщение  темы

Чтение и перевод

1

14.12

27

Профессии

 Презентация

Проектная работа

1

19.12

28

Красавица-зима

Повторение

Чтение и перевод

1

21.12

29

Зимние забавы

Работа с новыми синт. конструкциями

Работа с текстом. Ответы на вопросы

1

26.12

30

Зима.

Повторение и обобщение  темы

Тестовая работа

1

28.12

31

Животные зимой

Ввод новой лексики

Чтение и перевод

1

16.01

32

Зимние праздники

Презентация

Проектная работа

1

18.01

33

Рождество

Урок-праздник

1

23.01

34

Зимушка-зима

Урок активизации речевых умений

Составляем диалог, небольшие тексты по теме.

1

25.01

35

Мои друзья

Повторение

Работа с текстом. Ответы на вопросы

1

30.01

36

Наши увлечения

Знакомство с новыми речевыми образцами

Составление диалога

1

1.02

37

В свободное время

Активизация речевых умений и навыков

Составление рассказа

1

6.02

38

В гостях у мордовской народной сказки

Путешествие

Подготовка подробного пересказа

1

8.02

39

С.Д.Эрьзя - выдающийся скульптор

Презентация

Сообщения

1

15.02

40

Художники Мордовии

Экскурсия

1

20.02

41

Ф.В.Сычков

Презентация

1

22.02

42

Писатели Мордовии

Урок чтения

Работа с художеств. текстами

1

27.02

43

Мордовские писатели - детям

Урок чтения

Выразит. чтение стихотворений

1

1.03

44

Журнал « Чилисема»

Презентация

1

6.03

45

В музее

Экскурсия

Устное сочинение

1

13.03

46

Защита Отечества

Ввод новой лексики

Чтение и перевод

1

15.03

47

День Победы

Знакомство с новыми речевыми образцами

Чтение и перевод

1

20.03

48

Помни их имена

Урок с элементами лекции

Сообщения

1

22.03

49

Повторение пройденного материала.

Урок контроля речевых умений и навыков.

Проверочная работа.

1

3.04

50

Историческое прошлое мордвы

Урок с элементами лекции

1

5.04

51

Наша Родина

Активизация речевых умений и навыков

Составление рассказа

1

10.04

52

Приход весны

Повторение

Чтение и перевод

1

12.04

53

Яркие краски весны

Знакомство с новыми речевыми образцами

Чтение, ответы на вопросы

2

17.04

19.04

54

Сад и огород

Ввод новой лексики

Работа со словарем

1

24.04

55

Фрукты и овощи

Повторение

Рассказ по картинке

1

26.04

56

Работа в саду и огороде

Активизация речевых умений и навыков

Диалог

1

3.05

57

Наш сад

Развитие речи

Составляем текст-описание

1

8.05

58

Наши крылатые друзья

Ввод новой лексики

Чтение и перевод

2

10.05

15.05

59

Весенние заботы

Повторение и обобщение темы

Тестовая работа

1

17.05

22.05

60

Как я проведу летние каникулы?

Активизация речевых умений и навыков

Составляем рассказ по образцу

1

24.05

61

Я умею говорить на эрзянском языке

Конференция

Подготовка к диалогической и монологической речи

1

29.05

                            Тематическое планирование занятий

                            по эрзянскому языку в 4 классе

Разделы, темы

Кол-во часов

Лексический

материал

Речевые

образцы

Виды

деятельности

1

Школа

6

Баяга, ильведевкс, гайгемс, учомс, бажамс

Гайги баягась. Мон бажан  тонавтнеме.

Минь ловнотано, сермадтано, арттано.

Самост.работа, развитие речи, контроль ЗУН

2

Лето. Летний дождь. Дары леса. Лесные жители.

6

Кошт, килей, куко, лемзер,

Кизна пек паро вирьсэ( паксясо, лей чиресэ).

Коштось тантей.

Вирьсэ пек ламо чувтт( тумот, укшторт…)

Самост.работа,творческие задания, развитие речи, контроль ЗУН

3

Осень. Золотая осень. Хлеб -всему голова.

6

Сюро, видемс, сокамс, пурнамс

Сексня урядыть сюро, сокить мода.

Идем ракшатне анокстыть телентень.

Сексенть ламо тевензэ.

Самост.работа, развитие речи, контроль речевых умений и навыков.

4

Мой дом, моя семья.

Занятия членов семьи.

Семейные праздники.

9

Кудораське,

Эйдень кужо, мельспаро,мирде, ни, патят-ялакст, кодамс, стамс, каванямс, анокстамс, пидемс-панемс.

Минек покш кудораськенек.Мон лездан аванень анокстамс ярсамопель. Сырыкаем коды варьгат. Ялаксом яки эйдень кужов.

Самостоят.работа, творческие задания, контроль речевых умений и навыков.

5

О труде. Кем быть? Профес-

сии. Занятия древней мордвы.

5

Важодемс, лезэ, лецямс,тонавтомс, сокамс, видемс, кастомс, трямс.

Монь ули мелем важодемс лечицякс.  Эрьва ломанесь канды лезэ.

Самост.работа, развитие речи, контроль ЗУН

6

Зима. Зимние забавы. Праздники.

6

Нармунень андомка, стака, шожда, лекш,штатол кой, пултамс

Идем ракшатне анокстыть телентень. Ушосонть пек якшамо. Ловось цитни. Минь теинек нармунтненень андомка.

Самостоят.работа, творческие задания, контроль речевых умений и навыков.

7

Наше культурное наследие. Писатели и художники Мордовии.

7

Экскурсии, презентации, беседы, проектная  и исследовательская деятельность.

8

Наша Родина. Историческое прошлое мордвы.

6

Экскурсии, презентации, беседы, проектная  и исследовательская деятельность

9

Весна. Весенние заботы.

8

Тундонь мелявкст, пургондавкст, письмарт, норовжорчт, сокамот-видемат

Эрьвась кенярды тундонтень. Норовжорчтне морыть эсь морост.

Ломантне путыть эмежть. Паксясо лиссть видеме.

Самостоят.работа, творческие задания, контроль речевых умений и навыков.

Итого

68

      Содержание учебного курса « Эрзянский язык»

                                       4 класс

                              Школа.

Здравствуй, школа! День знаний. У нас в школе. Мне нравится учиться. Из школьной жизни.

Знать: лексический материал в рамках данной разговорной темы.

Уметь: понимать текст, отвечать на вопросы, составлять связное высказывание по теме.

Лето.

На речке. Летний дождь. Летом в лесу. Дары лета. Лесные жители.

Знать: лексику по теме, речевые образцы.

Уметь: читать и понимать текст, извлекать информацию, отвечать на вопросы.

Осень.

 Золотая осень. Хлеб – наше богатство. Животные осенью.

Поздняя осень.

Знать: лексику по теме, речевые образцы.

Уметь: читать и переводить текст, отвечать на вопросы, составлять небольшой текст по плану.

 Семья.

 Наша дружная семья. Занятия членов семьи. У нас дома. День рождения. На кухне.

Знать: лексику по теме, структуру этикетного диалога.

Уметь: читать и понимать текст, отвечать на вопросы, участвовать в диалоге.

Труд.

Занятия древней мордвы. Кем быть? Профессии.

Знать: лексику по теме, речевые образцы.

Уметь: читать и переводить текст, выполнять задания к тексту, отвечать на вопросы.

Зима.

Красавица-зима. Зимние забавы. Праздники.Животные зимой.

Знать: лексику по теме, речевые образцы.

Уметь: читать и понимать текст, отвечать на вопросы, составлять текст поздравления, рассказывать наизусть небольшие стихотворения.

Наше культурное наследие.

Мордовские народные сказки. Писатели Мордовии. Художники Мордовии. Мордовские писатели -  детям. О чем пишут дети в журнале «Чилисема»?

Наша Родина.

Историческое прошлое мордвы. Защита Отечества. 9 мая – День Победы.  Помни их имена.

Знать: лексику по теме, структуру этикетного диалога.

Уметь: читать и понимать текст, отвечать на вопросы, участвовать в диалоге.

Весна. Яркие краски весны. Сад и огород. Работа в саду и огороде.

Фрукты и овощи. Весенние заботы.

Знать: лексику по теме, речевые образцы.

Уметь: читать и переводить текст, выполнять задания к тексту, отвечать на вопросы, составлять текст по заданному плану.

Учебник.

С.Ю. Дмитриева, О.В.Кочеваткина. Эрзянский язык,  4 класс: учебник для русскоязычных учащихся. Саранск, Морд.кн.изд-во, 2009.-144 с.



Предварительный просмотр:

                            Пояснительная записка.

Многоязычное образование в современной школе – одно из приоритетных направлений школьного образования. Знание языков народов, проживающих в одном регионе, воспитывает уважение к культуре, традициям, истории дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации.

Конституция Республики Мордовия в качестве государственных определила русский и мордовские (мокшанский и эрзянский) языки. Эффективность их успешного изучения в школах с полиэтническим контингентом обучающихся предполагает формирование в начальной школе основ владения русским языком и ознакомление с лексико-семантической системой одного из мордовских языков.

 Мордовские (мокшанский и эрзянский) языки  наряду с русским активно включаются в структуру сознания учащихся, используются в учебной и внеучебной деятельности.

Млаший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения второго языка. Имитационные способности учащихся, их природная любознательность и потребность в познании нового способствуют эффективному решению задач, поставленных перед учебным предметом «Эрзянский язык».

В процессе ознакомления с новым средством общения у школьников формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются интеллектуальные, речевые способности.

  Целью преподавания мордовских (мокшанского, эрзянского)

языков и мордовской литературы в общеобразовательных учреждени-

ях Республики Мордовия является воспитание и развитие качеств

личности, отвечающих требованиям школьного образования, задачам

построения  демократического гражданского общества на основе то-

лерантности, диалога   культур и уважения многонационального, по-

ликультурного состава  российского общества.

Цель обучения раскрывается в единстве  взаимосвязанных компонентов:

воспитательного, образовательного, развивающего и практического.

Воспитательный компонент предусматривает формирование у учащихся уважительного отношения к языку, к  культуре мордовского народа.

Развивающий компонент – в целенаправленном формировании интеллектуальных и познавательных способностей.

Реализация образовательного компонента предполагает расширение общеобразовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре мордовского народа.

Практический результат заключается в формировании умений устной и письменной речи на эрзянском языке.

                   

                                     Задачи обучения.

На начальной ступени обучения закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять взаимодействие детей на втором языке в разнообразных  ситуациях общения. Основными видами коммуникативной компетенции являются речевая и языковая компетенции.

Речевая компетенция реализуется в таких видах речевой деятельности, как

-аудирование

-говорение

-чтение

- письмо.

В задачи начального этапа входит формирование базовых навыков аудирования: понимание смысла отдельных слов и реплик собеседника, выделение из речи смысловых единиц, восприятие всего смысла небольших по объему связных высказываний, построенных на изученном лексико-грамматическом материале.

Говорение в начальных классах предполагает создание пассивного и совершенствование активного словарного запаса, умение планировать и конструировать связные высказывания. Обучение навыкам диалогической и монологической речи происходит параллельно.

Чтение. Необходимые навыки работы при чтении включают умение использовать языковую догадку, выбор, опору на чувство языка, умение пользоваться словарем. Характерными особенностями чтения на начальном этапе является прочтение всего текста в медленном темпе, точное понимание основного содержания и наиболее существенных деталей, запоминание содержания для последующего пересказа.

Письменная речь. Ее задачи ограничены выработкой следующих умений: списывание исходного текста с дополнительными заданиями (конструирование словосочетаний по образцу, классификация слов по вопросам и грамматическим признакам, изменение формы слова по образцу); выписывание из текста слов, словосочетаний, простых предложений; запись по памяти; запись под диктовку; самостоятельное письменное высказывание ( 1-5 предложений).

Языковая компетенция представляет собой способность адекватно использовать языковые средства для построения высказываний и текстов в соответствии с нормами языка в устной и письменной речи.

Произношение. Произношение и различение на слух всех звуков эрзянского языка. Произношение звонких и глухих согласных. Произношение гласных под ударением и без ударения. Ударение в словах и во фразе. Членение предложений на смысловые группы .Соблюдение интонации основных коммуникативных типов предложения.

Лексика. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начального этапа, в объеме 500 лексических единиц для двустороннего ( рецептивного и продуктивного) усвоения и 100 лексических единиц для рецептивного усвоения. Простейшие устойчивые сочетания, оценочная лексика, реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру мордовского народа. Начальное представление о способах словообразования.

Грамматика. Основные коммуникативные типы предложения. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Общие и специальные вопросы. Простые распространенные предложения. Предложения с однородными членами.

Глагол. Образование и употребление глаголов в настоящем, будущем и прошедшем времени.

Имя существительное. Существительные в единственном и множественном числе.  Указательная и притяжательная форма имен существительных. Падежи имен существительных.

Имя прилагательное. Прилагательное в сравнительной и превосходной степени.

Имя числительное. Количественные и порядковые числительные.

Местоимения. Личные, притяжательные, указательные.

Послелоги места, направления.

Рабочая программа составлена  на основе Программы по изучению эрзянского языка в начальных классах школ с русским или смешанным по

национальному составу контингентом обучающихся (первый, второй и

третий годы обучения). 2-4 классы. – Ковылкино, «Ковылкинская районная типография», 2006. Авторы -  Вальчук Е.В., Дмитриева С.Ю.

Место в учебном базисном плане – 68 часов ( 2 часа в неделю).

                               Новизна программы.

В поисках инноваций современная школа оставляет без должного внимания традиции и опыт народной педагогики. Народная сказка является сокровищницей народной педагогики. В традиционных социумах именно сказка была мощным средством, использование колоссального потенциала  которого позволяло реализовывать программу развития, обучения, воспитания подрастающего поколения.

Введение в данную программу работы с мордовскими народными сказками обусловлено рядом причин:

-мордовский сказочный эпос учащимся практически неизвестен;

-с развитием средств массовой информации снизился интерес к сказкам и у детей, и у родителей;

-на уроках литературного чтения сказочный материал подается недостаточно разнообразно;

- возможности сказки не в полной мере используются для развития у учащихся  мышления, памяти, воображения, внимания, творческих способностей;

-не реализуется потенциал сказки как уникального средства психокоррекции личности.

                            Прогнозируемый результат.

Изучение эрзянского языка должно предоставить учащимся возможность

правильно произносить звуки, слова ,словосочетания, предложения;

соблюдать интонацию основных типов предложения;

овладеть наиболее употребительной лексикой и усвоить продуктивный лексический минимум в объеме 500-600 лексических единиц;

получить представление об основных грамматических категориях эрзянского языка;

понимать устную речь, основное содержание несложных текстов;

участвовать в диалогическом общении: вести этикетный диалог и диалог на определенную тему;

строить краткие высказывания, воспроизводить наизусть произведения детского фольклора;

овладеть техникой чтения;

составлять небольшие тексты по предложенной теме.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Теорет. обучение

Самостоятельная и контрольная работа

1/1

1/1

1/1

1/1

             1/1

               

       

1

Мы знакомимся

14

14

2

В школе

12

12

3

Времена года

16

16

4

Мир вокруг нас

7

7

5

Человек

11

11

6

Домашние и дикие животные

8

8

Итого:

(2 часа в неделю)

68

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Их них

Самостоятельная работа

Теорет. обучение

Практич. работа

Контр работы

I четверть-17 часов

Мы знакомимся

14

14

1-5

Мы знакомимся

5

5

6-10

Моя семья

5

5

1

11-14

Любимые игрушки

4

4

1

1

В школе

7

7

15-17

В школе

3

3

Путешествие в мир мордовских народных сказок.

Творческая лаборатория

II четверть-16 часов

18-21

Наш класс

4

4

Времена года

7

7

22-25

Осень

4

4

26-28

Овощи и фрукты

3

3

1

Человек

3

3

29-31

Человек

3

3

В школе

2

2

32-33

Счет 1-10

2

2

1

Путешествие в мир мордовских народных сказок.

Творческая лаборатория

III четверть-20 часов

Мир вокруг нас

3

3

34-36

Мир вокруг нас

3

3

Человек

4

4

37-40

Пища и посуда

4

4

Времена года

6

6

41-43

Зима

3

3

44-46

Новый год

3

3

Человек

4

4

47-50

Одежда и обувь

4

4

Домашние и дикие животные

8

8

51-53

Домашние животные

3

3

Путешествие в мир мордовских народных сказок.

Творческая лаборатория

IV четверть-15 часов

54-56

Дикие животные

3

3

57-58

Птицы

2

2

Мир вокруг нас

3

3

59-61

Город и транспорт

3

3

В школе

3

3

62-64

Дни недели

3

3

Времена года

3

3

65-67

Весна и приход  лета

3

3

Мир вокруг нас

1

1

68

Моя Мордовия

1

1

                                                  Содержание учебного курса

Мы знакомимся – 14 часов

Основные дидактические единицы:

Приветствие. Знакомство с учителем, друг другом:

 Шумбрат, Ваня. Шумбрат, Вера Ивановна. Кода тонь леметь? Монь лемем Саша.

Слова, необходимые для знакомства: тейтерне,церыне.

Вопросы и ответы, необходимые для знакомства: кие? Кить? Те тейтерне? – Да, те тейтерне. Личные местоимения: мон, тон, сон. Указательное местоимение: тя.

Те кие? – Те мон. Те тон? – Да, те мон.

Члены семьи: ава, тетя.

Речевые образцы: Те авам. Те тетям.

 Обращение к членам семьи: авай,тетяй… Шумбрат, авай. Шумбрат, тетяй.

Указательное местоимение: те.

Названия игрушек: нумоло, овто, ривезь, ур, чеерь, катка, киска.

Применение существительных в уменьшительно-ласкательном значении: нумоло – нумолнэ.

Единственное и множественное число существительных: нумоло – нумолот.

Вопросы: мезе? месть? Тямезе? – Тялопа. Нят месть? – Нят лопат. Прилагательные: покш,вишкине.

Речевые образцы: Овтось покш. Чеернесь вишкине.

Основные обучающие блоки:

  1. Мы знакомимся
  2. Моя семья
  3. Любимые игрушки

                           

                                           Литература

  1. Все о Мордовии. Справочно-энциклопедическое издание.- Саранск: Мордов. кн. изд-во,1988
  2. Изобразительное искусство Мордовии.- Саранск, 1984.
  3. Легенды и предания мордвы / Сост .Л.В.Седова.- Саранск,1982.
  4. Люлякина С.М. Евкст.- Саранск,-1993.
  5. Мокшин Н.Ф. Этническая история мордвы.- Саранск, 1977.
  6. Мордовский народный костюм/ Альбом, Саранск, 1990.
  7.  Самородов К.Т. Мордовская  обрядовая поэзия. Саранск, 1980.
  8. Федот Васильевич Сычков: Альбом. Саранск,1998.
  9. Д.В.Цыганкин. Занимательная грамматика. Саранск,1988.
  10. Ютко шкасто: Для младшего и среднего возраста. Саранск,1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об особенностях преподавания эрзянского языка в начальной школе с полиэтническим составом обучающихся

Как учить русскоязычных детей эрзянскому языку? Какие применять технологии,  приемы. Как воспитать уважение к культуре другого народа?...

Описание опыта работы в преподавании русского языка и литературы в сельской национальной школе

В данной статье описан опыт работы в качестве учителя русского языка и литературы в сельской национальной школе.  В этих специфических условиях есть свои неповторимые особенности....

Методические рекомендации по преподаванию Философии в средней школе (систематический курс)

Методические рекомендации по преподаваниюФилософии в средней школе(систематический курс)Горошенкиной  Натальи Геннадьевны учителя истории и...

Инновационная работа в преподавании английского языка в средней школе.

В последние годы много говорится о применении инновационных технологий в преподавании иностранного языка в школе. Связано это с введением новых образовательных стандартов. Согласно новым образовательн...

Актуальные вопросы преподавания эрзянского языка в русскоязычной школе

Актуальные вопросы преподавания эрзянского языка в русскоязычной школе...

Современные образовательные технологии в преподавании эрзянского языка. Использование функциональных возможностей интерактивной доски нарзянского языка

Статья о современных образовательных технологиях в преподавании мордовского (эрзянского, мокшанского) языка. Использование функциональных возможностей интерактивной доски на уроках....

Информационно - коммуникационные технологии в преподавании эрзянского языка

Материалы конкурса "Повышение эффективности преподавания мордовских языков  средствами КТ"...