Деятельность педагога – организатора на примере МОУ ДОД «Красноселькупский центр дополнительного образования детей» Л.Ф. Речкина.
статья по теме

Речкина Любовь Федоровна

Важной особенностью деятельности педагога-организатора является обеспечение детей и обучающейся молодежи возможностью участия в разнообразных видах деятельности, которые соответствуют их интересам и склонностям, а также предоставление им социальных и моральных гарантий на развитие задатков, способностей, талантов, дарований.

Не менее важным специфическим направлением в работе педагога-организатора является защита личной ценности и достоинства воспитанников, ограждение их от авторитаризма, унижений и оскорблений. Педагог-организатор  создает в учреждении благоприятную и комфортную для ребенка атмосферу, отслеживает, чтобы права детей соответствовали их обязанностям, а практическая роль  соответствовала его статусу.

Интеграция воспитательных сил в социуме является также еще одной особенностью деятельности педагога-организатора. Он укрепляет единство усилий семьи, образовательных учреждений, общественных организаций и других социальных институтов, совершенствует планирование, координирует работу всех воспитательных средств, для достижения поставленных воспитательных целей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельность педагога – организатора

 на примере   МОУ ДОД

«Красноселькупский центр дополнительного образования детей»

Л.Ф. Речкина.

В соответствии с нормативными документами в Российской Федерации воспитательная сущность деятельности и профессиональная миссия педагога-организатора заключаются в регулировании воспитательного процесса через создание условий для максимального самовыражения воспитанников. Удовлетворения их социальных потребностей, самореализации внутренних ресурсов, поддержания инициативы, побуждения к самовоспитанию, организации досуга, внеурочной жизнедеятельности, а также для предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Ведущими функциями педагога-организатора нашего  Центра являются: воспитательная, защитная, организационно-управленческая, методическая, профилактическая. Остановимся на них поподробнее.

Итак, воспитательная функция, реализуемая педагогом-организатором, обеспечивает: целенаправленное педагогическое влияние на личностное становление детей и обучающейся молодежи; создание условий для достижения эффективных результатов в воспитательной деятельности; приобщение  к духовным, нравственным и культурным ценностям; полноценное использование воспитательного потенциала среды; стимулирование самовоспитания, самообразования и саморазвития  воспитанников.

Защитная функция содействует реализации прав и свобод, зафиксированных в законодательных актах Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка; способствует ограждению воспитанников от негативных влияний среды, эксплуатации их сил и защите человеческого достоинства; обеспечивает уважительное отношение к личности ребенка, его точке зрения, мнениям, убеждениям.

Организационно-управленческая функция предоставляет педагогу-организатору возможности: стать организатором моделирования, проектирования, планирования, реализации и анализа воспитательной деятельности; определять способы организации воспитательной работы, внеурочной жизнедеятельности, самоуправления воспитанников и пути достижения воспитательных целей; осуществлять взаимодействие с необходимыми социальными институтами, учреждениями и организациями, привлекать к совместной деятельности всех субъектов воспитательного процесса и квалифицированных специалистов; содействовать образованию детских объединений, секций и помогать им в реализации своих целей.

Методическая функция предполагает оказание методической помощи  педагогам дополнительного образования, руководителям детских и молодежных общественных объединений. В соответствии с этой функцией педагог-организатор должен заботиться о повышении профессионального уровня руководителей детских коллективов, организовывать обучение и консультирование, вести просветительскую работу с родителями.

Профилактическая функция способствует выявлению отрицательных влияний на развитие воспитанников, содействует предупреждению и преодолению негативных поступков, побуждает педагога-организатора к созданию условий для реализации внутреннего потенциала воспитанников и привлечению их к участию в разнообразных видах деятельности, соответствующих их интересам, потребностям и склонностям. Эта функция обеспечивает также возможность организовывать просветительскую работу, пропагандирующую здоровый образ жизни.

Следует отметить, что все функции педагога-организатора находят свое отражение в его должностных обязанностях. В соответствие с которыми, педагог-организатор нашего  Центра:

- организует воспитательную работу во внешкольное время;

- координирует деятельность детских и молодежных общественных объединений;

- содействует образованию детских и молодежных общественных объединений и реализации целей и задач, предусмотренных их уставами;

- строит работу на принципах сотрудничества, гуманности, демократизма, учитывая интересы и потребности членов детских и молодежных общественных объединений и опираясь на инициативу и самодеятельность детей и обучающейся молодежи;

- создает условия, позволяющие воспитанникам  раскрывать таланты, способности, интересно и содержательно проводить свободное время;

- формирует общую культуру  воспитанников;

- изучает индивидуальные особенности, интересы и склонности детей и обучающейся молодежи, на основе анализа, организует общественно-полезную и досуговую деятельность совместно с коллективами учреждений образования и другими социальными институтами;

- содействует предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних;

- проводит индивидуальную работу с педагогически запущенными детьми и подростками;

- заботится о здоровье и безопасности детей и подростков;

- совершенствует свой профессиональный и методический уровень.

Педагог- организатор осуществляет в Центре педагогическую и воспитательную деятельность по направлениям:

- гражданско-патриотическому и идейно-нравственному воспитанию;

- координации деятельности детских и молодежных общественных  объединений;

- организации  совместных мероприятий с семьями воспитанников;

- формированию здорового образа жизни;

- по профилактике противоправного поведения.

Важной особенностью деятельности педагога-организатора является обеспечение детей и обучающейся молодежи возможностью участия в разнообразных видах деятельности, которые соответствуют их интересам и склонностям, а также предоставление им социальных и моральных гарантий на развитие задатков, способностей, талантов, дарований.

Не менее важным специфическим направлением в работе педагога-организатора является защита личной ценности и достоинства воспитанников, ограждение их от авторитаризма, унижений и оскорблений. Педагог-организатор  создает в учреждении благоприятную и комфортную для ребенка атмосферу, отслеживает, чтобы права детей соответствовали их обязанностям, а практическая роль  соответствовала его статусу.

Интеграция воспитательных сил в социуме является также еще одной особенностью деятельности педагога-организатора. Он укрепляет единство усилий семьи, образовательных учреждений, общественных организаций и других социальных институтов, совершенствует планирование, координирует работу всех воспитательных средств, для достижения поставленных воспитательных целей.

Таким образом, поле деятельности педагога-организатора широко, разнопланово и многообразно, оно не ограничивается только стенами нашего Центра, а распространяется на  сферу  их ближайшего окружения и отношений.  Педагог-организатор работает с детьми  всех возрастных групп. Однако он действует не только сам, но и привлекает широкий круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения. Он ищет связи с семьями детей, специалистами различных областей науки и искусства, находит единомышленников и добровольных помощников, включает в воспитательную работу представителей социального окружения.

Педагог-организатор нашего Центра, как и любого другого учреждения образования,  в современных условиях должен уметь грамотно проектировать, моделировать, прогнозировать и планировать воспитательную деятельность с воспитанниками. Учитывать в своей работе воспитательный потенциал среды, самостоятельно искать пути взаимодействия с разными социальными институтами, привлекать широкий круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения, интегрировать воспитательные воздействия в социальной системе, а также адекватно оценивать и анализировать результаты воспитательной деятельности

 Поэтому педагог-организатор  «Красноселькупского центра  дополнительного образования детей»  является одним из основных субъектов воспитательной деятельности. Педагогическая роль в воспитательной работе уникальна, так как именно  педагог-организатор  ближе всех должностных лиц воспитательной работы находится к детскому коллективу, а, в идеале – возглавляет его. Именно от педагога-организатора в огромной степени зависит, приобретут ли воспитанники «базовый набор социальных компетенций» - станут ли они полноценными гражданами или же останутся неприспособленными к жизни в обществе. Именно педагог-организатор может внести главную лепту в приращение позитива в  детском  коллективе, продвижение на пути демократизации внеурочной  жизни и, таким образом, реально повлиять на изменение облика воспитанника.

      Именно поэтому успехи в деятельности нашего Центра  я неразрывно связываю со своей профессиональной деятельностью, успехи учреждения, в котором я работаю, успехи детей, с которыми я работаю – это и мои успехи, это мой педагогический опыт. Ведь я, как и мои коллеги – часть этого учреждения и живу жизнью своего Центра. Все достижения нашего коллектива, как детского, так и взрослого – это результат сплоченной работы, дружного, талантливого содружества детей и взрослых.

      В своей работе я всегда придерживаюсь командного принципа, и на данный момент могу с уверенностью сказать, что в нашем  Центре сложилась сильная, креативная, готовая всегда идти вперед команда единомышленников. На мой взгляд – это очень важно, идти в ногу со временем, и работать рука об руку с коллегами, с детьми. Ведь именно дети, которые  занимаются в  нашем Центре  – главный, индикатор и, пожалуй, самый ценный результат нашей педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция развития МБОУ ДОД Центра дополнительного образования детей города Димитровграда.

Концепция развития МБОУ ДОД Центра дополнительного образования детей города Димитровграда.Концепция состоит из: титульного листа, пояснительной записки, конкурентных преимуществ Центра, целей и ...

Презентация "Организация полихудожественной деятельности воспитанников центра дополнительного образования детей "

Презентация итоговой работы на тему  "Организация полихудожественной деятельности воспитанников центра дополнительного образования детей (на примере новогоднего мероприятия «Тридевятое царс...

Взаимодействие ребёнок-педагог-родитель в образовательном пространстве МУ ДО "Красноселькупский центр дополнительного образования детей"

В презентации представлено взаимодействие родителей, педагогов и детей в образовательном пространстве МУ ДО "Красноселькупский центр дополнительного образования детей"....

Педагог-организатор как социальный партнер в системе дополнительного образования

В статье раскрывается понятие социального партнерства в системе дополнительного образования; отражена суть социального партнерства во взаимодействии педагога-организатора с педагогами дополнительного ...