«Учитель…Профессии прекрасней нет на свете?»
статья по теме

«Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel.professii_prekrasney_net_na_svete.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Батурино Асиновского района Томской области.

«Учитель…Профессии прекрасней нет на свете?»

( Учитель… Учитель… Учитель!!!)

Снопова Людмила Анатольевна

учитель русского языка и литературы

МОУ-СОШ села Батурино.

2010год.

Слово “учитель” известно людям всех возрастов, от школьника-шестилетки до почтенного старца. Учитель обучал грамоте первоклассника, а им в свое время был каждый из нас. Профессия учителя очень древняя. Роль педагога велика хотя бы потому, что он воспитывает молодежь, формирует поколение.  Поэтому в какой-то мере можно сказать, что педагог формирует будущее общества. «Должность учителя превосходна, как никакая другая, выше которой ничего не может быть под солнцем", - писал великий педагог Я.А. Коменский. По словам Я. Коласа, педагог — это не только воспитатель, педагог, это друг человека, который помогает нашему обществу подниматься на высшую ступень культуры.  Итак, примеры истории доказывают, что роль учителя в обществе всегда была велика. Неудивительно, что и отношение к учителю в обществе было соответствующим.

«Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени», - думаю, всем  известны эти слова Н.А.Некрасова, адресованные В.Г.Белинскому. Пусть они посвящены не школьному учителю, но так приятно их слышать. А вспомните замечательные песни о школе!

Тут же можно спуститься с небес на землю:  первое относится к 19 веку, второе  -  к советскому периоду, 20 век. С чем же мы вошли в новый, 21?

Тема наводит на печальные мысли, ведь в конце стоит вопрос. Выходит, в самой формулировке содержится сомнение.  Что же изменилось в нашем обществе, если так остро встал вопрос о социальном и общественном статусе педагога (хотя, по-моему, одно неотделимо от другого)?  Почему в 18, 19, 20 веке такого вопроса даже не возникало. Как непреложная истина – авторитет учителя. «До революции в российском обществе учитель наряду со священником и врачом пользовался наибольшим уважением», - говорит протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ. А вот слова Д.А.Медведева: «Да, авторитет учителя был исключительно высок. Я помню, что, будучи школьником, я старался во всем копировать свою учительницу. Я даже старался копировать ее каллиграфический почерк и извел не один десяток листов, чтобы научиться писать так же, как и она».

Современность не может похвастать таким отношением. Время идет, общество развивается, во всяком случае, так должно происходить по логике вещей. Только на деле выходит совсем иначе. Реальность печальна. Общество, по словам  протоиерея Александра Лаврина, клирика храма иконы Божией Матери, должно созреть до понимания роли учителя в нашей жизни. Парадокс – менее развитое общество осознает роль учителя, более развитое настолько развито, что, получается, учитель просто статистическая единица в системе образования.  В этом нет ничего удивительного. Слишком много «заместителей» учителей дали последние годы нашей стране. Включил телевизор – учись, купил видеодиск – учись, а главное, без всяких запретов. Зачем думать об ушедших далеко в прошлое метаниях князя Андрея, к чему задумываться о душевных мучениях нищего студента Раскольникова, когда вот, на экране, герои «нашего времени». Герои, не обременяющие себя муками совести, герои, идеалом которых является зеленый прямоугольник с портретом человека, имя которого, думаю, даже и не известно этим героям. И так легко все дается таким «героям» современности. Есть деньги – все куплю, и «образованность» тоже. Слишком долго учительство страны в одиночку пыталось биться на этом фронте борьбы за сохранение нравственного начала в душах наших питомцев. И это была именно борьба. Вспомните, не такое уж далекое прошлое. Зарплату не платят, а школы стоят и работают, оснащение школ прекратилось, а они опять выстояли и работают. Можно продолжить перечислять. Но, ни к чему. Видимо. Ситуация и так уже дошла до критической точки, если на сегодняшний день, по словам нашего президента, задача государства заключается в одном - повышать престиж учительского труда. Продолжая тему, Дмитрий Анатольевич  на официальном открытии Года учителя сказал следующее: «Год учителя будет отмечен не только важными переменами. Лучших педагогов наградят денежными премиями. В стране пройдут конкурсы. Профессии, которой, по данным последних социологических опросов, россияне доверяют больше всего, будут посвящены выставки, круглые столы, конференции».

И православные священнослужители считают, что государству и обществу необходимо обратить внимание на положение педагогов, но справедливо замечают, что искусственно эту роль не поднимешь: «Конечно, статус  учителя в нашем обществе должен быть более высоким. Но как этого добиться? Разумеется, государство может повысить учителям зарплату, может пытаться искусственно поднять статус учителя, используя всю мощь своей пропагандистской машины. Но от этого будет мало толку. А реальный статус учителя, в первую очередь определяется чувством уважения и благодарности».

Скептически относятся к лозунгам (« Год учителя сделает эту профессию более престижной») публичного характера сами учителя. Хочется привести несколько цитат, взятых с одного учительского форума: «кажется, наш министр в сказки верит. Была профессия учителя непрестижной, но появится какая-нибудь добрая фея, взмахнет волшебной палочкой - и в год учителя профессия резко станет престижной»; «а не кажется ли Вам весьма символичным тот факт, что именно 2010 год объявлен Годом учителя? Кризис, Финансовая яма, учитель на одной из самых низких ступеней, ничего ему не обещают, ничего не добавят, а вот когда будет экономический подъём, тогда объявят Год чиновников, поднимут всем в несколько раз зарплату. Это же уже было. В своё время провозгласил борьбу с бедностью и тут же подняли в 10 раз зарплату чиновников. А вот конкурсы, действительно, уже у нас объявлены. И на районном, и на областном уровне»; «судя по всем «переменам» в образовании за последние годы, на словах - все для педагогов, а на деле, как всегда. То же самое будет и с Годом учителя. Придумают очередные конкурсы, на которых учителя должны будут доказывать, что они достойны. Покажут на всю страну, как государство «заботиться» об учителях и забудут лет так на... Удивительно, но местная (областная) власть все же озвучила, что наша с вами зарплата 6-7 тыс.»; «вот интересно, что для нас «придумает» государство. Может, сделают учительский капитал, по аналогии с материнским: 10 лет отработал - получи 100 тысяч, 20 лет -200 тысяч и т.д. Хотя, зная отношение государства к учителям, боюсь, чтобы последнее не отняли. У нас ведь как, в одном месте прибавляют, в другом убирают». Согласитесь, не очень оптимистические высказывания.

Может показаться, что автор данной работы видит только негатив. Сразу скажу – это не так. Я озвучила то, что лежит на поверхности. Но есть в моей профессии то чудо, ради которого каждый день находишь, казалось бы, иссякнувшие силы, ради которого вновь и вновь отдаешь частицу своей души, ради которого протягиваешь свое сердце на раскрытой ладони. Это чудо – дети, ученики.  Несмотря на наш сумасшедший век огромных скоростей и технологического прогресса, они все так же смотрят на тебя с широко открытыми глазами, в которых плещутся  и радость от похвалы учителя, и куча вопросов, ответить на которые может только его учитель, и еще многое-многое другое. Они все так же приходят к учителю со своими, порой недетскими, горестями, потому что доверяют, верят, что учитель поймет, пожалеет, подскажет. Они искренне переживают, когда что-то не получается, и ты с замиранием смотришь на них, когда они изо всех своих силенок стараются, чтоб все получилось так, как их учили. Ты видишь, как они растут и взрослеют, как в глазах, недавно таких наивных, появляются скепсис и цинизм - глотнули информации «о жизни». И вдруг этот скепсис сменяется детским восторгом, потому что «наши учителя ого-го какие». И вот уже шестнадцати-семнадцатилетний  подросток не упускает ни одной возможности пообщаться со своим учителем: «С Вами так интересно разговаривать!».  И, порой стесняясь показать свой интерес, с удовольствием впитывают в себя уроки жизни на примере одного из нестареющих произведений классической литературы. Взрослея, становятся максималистами, не сдерживая своих эмоций, рубят с плеча. И в то же время, «ершась» от своей взрослости, по-детски приходят виниться, осознав свою неправоту. Я не думаю, что они задаются вопросом, играет ли учитель в их жизни какую-то роль. Нет, они просто смотрят, наблюдают и … учатся. Но я задала своим ученикам такой вопрос и в ответах нашла то, в чем была уверена. «Учитель необходимая профессия, от него мы получаем самые важные знания». «Я считаю, что учитель, можно сказать, дает жизнь». «Без таких загадочных людей, которые успевают все, невозможно представить  наш мир». «Он поможет, приласкает, подскажет, наставит на правильный путь, эта профессия никогда не устареет». «Учитель – человек, с которого начинается все».  И подводя итог «ребячьим» размышлениям, приведу мнение того, кто уже через полгода будет выбирать свою жизненную дорогу. «В наше время учитель играет как никогда важную роль. Только учитель встает на пути безнравственности и низкокультурья. Кто еще научит бесшабашную, взращенную на тупых сериалах молодежь мудрости жизни? Только учитель, больше-то некому».  По-моему, комментарии излишни.  Для меня, как в юности, когда я сделала свой выбор, так и сейчас, ответ один – профессии прекрасней нет на свете.

Пусть не посвящают учителю стихи современные поэты, не создают песен композиторы, зато пишут наши ученики.

Пишу Вам письмо, дорогой мой учитель,

Пишу после стольких-то лет

И вспоминаю, наш добрый «мучитель»

Ту радость и гордость свершенных побед.

Помню, задания на дом давали,

Чтоб закрепить материал.

Мы не старательно их выполняли,

Вы ставили двойки в журнал.

Помню, снежками зимою бросались.

Вечер. Уж было темно.

Димка в тот раз, совершенно случайно,

В раме разбил Вам стекло.

Вы с нами вместе шутили, смеялись,

С Вами нам было светло и тепло.

Все нам завидовали и говорили:

«С учителем повезло».

Да, повезло, я не спорю об этом

И говорю, не тая

Вы самая лучшая в мире и это

Уж точно оспорить нельзя.

(Базылева Анастасия 8 класс)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учитель - профессия будущего

Выступление  в ВДЦ "Орленок" перед участниками проекта «Учитель – профессия будущего», подростками, мотивированными на получение педагогического образования...

Эссе "Учитель профессия или призвание"

Для участия в конкурсе "Учитель года"...

Краеведческий альманах "Учитель-профессия на все времена!"

Краеведческий альманах "Учитель- профессия на все времена!"...

Эссе "Я - учитель: профессия или призвание?"

Эссе "Я - учитель:  профессия или призвание?"...

Учитель-профессия вечная.Урок-встреча с заслуженной учительницей Башкортостана Халиковой Р.И.

Время бежит неумолимо быстро, проходят столетия, но по-прежнему остаются люди, чей труд нельзя измерить никакой мерой, потому что именно они обладают безграничной способностью всецело отдавать себя де...