«Принцип интеграции урочной и внеурочной деятельности учащихся по математике».
статья по теме

 

 

В  связи с изменением содержания школьного базового математического образования, его дифференциацией в числе приоритетной задачи обучения называется задача максимального развития личности каждого учащегося с учетом его интересов, способностей, индивидуальных запросов, ориентация на личность каждого в процессе обучения, удовлетворение его потенциальных возможностей и практических образовательных потребностей.

Задачу создания условий для самореализации талантливых и одаренных детей, воплощение их творческих идей решает внеурочная деятельность. Система внеурочной деятельности позволяет развить интересы учащихся в различных областях математического образования. Обязательным условием формирования у обучаемого чувства успешности является его участие в различных конкурсах, интеллектуальных играх, олимпиадах, научно-практических конференциях и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchie_dannye.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Принцип интеграции урочной и внеурочной деятельности учащихся по математике».


 

Общие данные

Образование высшее, Абаканский государственный педагогический институт окончила 1986 г.  специальность  математика с дополнительной специальностью физика,       квалификация учителя математики и физики.

Стаж педагогической работы  21 год

первая квалификационная категория

 Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ

С 1986 года преподаю математику в основной школе. За это время разработала результативную систему обучения математике, что подтверждается стабильной положительной динамикой  уровня успеваемости и качества знаний. Итоги успеваемости и качества знаний по алгебре и геометрии по результатам административных контрольных работ представлены на графике.  Успеваемость от 81% до 93%, качество от 56% до 67%.

 

Успеваемость и качество знаний по результатам годовых оценок также имеют позитивную динамику.  

100% успеваемость и хорошее  качество обучения  объясняется  созданием ситуации успешности в учении, эффективным сочетанием традиционных и современных педагогических технологий, что  способствует формированию высокой мотивации обучения математике. Положительная мотивация отражается на результатах внешней экспертизы. Результаты ГИА-9, представленные в диаграмме, позволяют сделать вывод, что успеваемость учащихся на экзаменах в условиях внешней экспертизы знаний выше, чем в среднем по Республике Хакасия. Средняя оценка среди учащихся 9 классов - 3,8, что также выше средней оценки по Республике Хакасия (3,7). 

Средний балл ГИА по математике

9А,В,Г,Д

16,3

Абакан

15,63

РХ

14,91

Успеваемость на ГИА по математике в 9А,В,Г,Д классах составила 91%, а качество 65%

 Успеваемость по математике в классе  с углубленным изучением  составила  100%,а  качество знаний 93%.      

Результативность участия обучающихся и воспитанников во внеурочной деятельности, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях

       Разработана эффективная система внеурочной работы по предмету, целью которой является повышение мотивации к изучению математики, формирование ценностного отношения к знаниям.

     Цель реализуется через следующие направления работы:

1. В рамках школьной программы  «Одаренные дети» организовала занятия, на которых готовлю учеников к конкурсам и олимпиадам по математике. В результате,  65 %  моих обучающихся  ежегодно принимают участие в международных математических играх «Кенгуру», «Полиглот Плюс», «Международном чемпионате математических и логических игр», а также в математическом тесте готовности к продолжению образования «Кенгуру-выпускникам–девятиклассникам».

Уровень мероприятий

Год

проведения

Название

Результат

Международный

2010-2011

КГОАУ «Школа космонавтики» Международный чемпионат математических и логических игр

12 учеников прошли в четвертьфинал и полуфинал, 2 – в финал (сертификат)

Федеральный

2009г.

Международный математический конкурс «Кенгуру»  

45 участников, 7, 15 место в РХ

Федеральный

2010г.

Международный математический конкурс «Кенгуру»

47 участников  5, 8 место в РХ

Федеральный

2011г.

Международный математический конкурс «Кенгуру»

49 участников 9, 14 место в РХ

Федеральный

2010-2011г.

Международный математический конкурс «Кенгуру- выпускникам»

1 участник – отличный результат, 4 участника – очень хороший, 13 участников – хороший результат

Федеральный

2011-2012г.

Международный математический конкурс «Кенгуру-  математика для всех»

10 участников  и два победителя муниципального уровня

Федеральный

2008

Предметная олимпиада «Полиглот»

участие

Федеральный

2011

Всероссийский молодежный чемпионат по математике

5, 28 место в РФ и 1, 2, 4, 5 место в городе

Федеральный

2009-2010

Олимпиада дистанционной математической «Школы Плюс» г. Новосибирск

Дипломы за «Лучший результат среди учащихся ДМШ 8 классов  МОУ «СОШ № 25»

Федеральный

2010-2011

Олимпиада дистанционной математической

 « Школы Плюс» г. Новосибирск

Дипломы за «Лучший результат среди учащихся ДМШ 9 классов МОУ «СОШ № 25»

Федеральный

2011-2012

Олимпиада дистанционной математической

 « Школы Плюс» г. Новосибирск

Дипломы за «Лучший результат среди учащихся ДМШ 10 классов МОУ «СОШ № 25»

Муниципальный

2010-2011г.

Городская НПК «Юность науки»

Прикладная математика

3 место

Муниципальный

2011-2012

Городская НПК «Юность науки»

Прикладная математика

3 место

Муниципальный

2012-2013

Городская НПК «Юность науки»

Прикладная математика

2 место

Республиканский

2011-2012

Катановские чтения посвященные 150 –летию Николая Федоровича Катанова  в секции «математика»

2 место

Республиканский

2012-2013

Катановские чтения  в секции «математика»

3 место

Всероссийский

2012-2013

 В 4 Всероссийской дистанционной олимпиаде по математике для 9-11 классов 1 тур


Диплом победителя 1 степени

Всероссийский

2012-2013

В 4 Всероссийской дистанционной олимпиаде по математике для 9-11 классов 2 тур

Диплом победителя 2 степени

2. Особое место в работе с интеллектуально одаренными детьми занимает учебно-исследовательская работа по математике. Именно эта деятельность позволяет развивать навыки анализа, синтеза и исследования, которые свидетельствуют о высоком уровне развития интеллектуальных способностей человека, поэтому в школьное научное общество по математике принимаются все желающие заниматься исследовательской работой. Мои учащиеся являются постоянными призерами школьных олимпиад  и НОУ  в секции «Эрудит».

3. Являясь организатором летнего пришкольного  математического отряда «Квантик», на отрядных занятиях  провожу спортивно-математические соревнования. Вместе с ребятами решаем развивающие и логические математические задачи, математические квесты, организую и провожу ролевые игры логического характера во время подвижных игр  на природе. Такие мероприятия способствуют формированию общей математической культуры, представлений о математике как языке научного восприятия мира, повышению учебной мотивации, готовят обучающихся к восприятию программы углубленного изучения математики.

 4. Мной организовано дистанционное обучение в форме коллективный ученик в двух заочных школах:  «Школа космонавтики»  г. Железногорск, «Школа-плюс» г. Новосибирск

5. Активное взаимодействие и сотрудничество с родителями во время подготовки  и проведения внеклассных мероприятий по предмету, учебно-познавательных экскурсий, бесед об использовании математических знаний в профессиональной деятельности способствует  развитию социально адаптированной и компетентной личности школьника. При содействии родителей созданы условия для обучения в дистанционных школах, участие детей в математических  конкурсах и олимпиадах. Регулярно проводится работа с родителями учащихся с низкой учебной мотивацией.

6.  В системе ведется работа со слабоуспевающими обучаемыми. В рамках данного направления провожу индивидуальные занятия, занятия в мини-группах, консультации, на которых использую материалы и корректирующего, и развивающего, и пропедевтического характера, что позволяет достигать на уроках математики  психологического комфорта учащихся и повышения  успеваемости.

7. Традиционно в школе приводится декада математики, в рамках которой мы с учащимися проводим  конкурсы, математические регаты, блиц- турниры, викторины, олимпиады по классам и параллелям, выпускаем специальные газеты, делаем специальные выпуски передач на школьном радио. Собрана методическая копилка математических игр и викторин.

Разработанная и применяемая мной система внеурочной деятельности, позволяет осуществлять синергетический подход к формированию ключевых компетенций учащихся, что приводит к популяризации математического образования и успешной профессиональной социализации выпускников.

 Эффективность владения и применения в практической профессиональной деятельности современных образовательных технологий и методик

          Главной целью обучения математике считаю передачу определенной системы математических знаний, умений и навыков – основ математической науки, необходимых для общего образования, изучения других дисциплин и практической деятельности в повседневной жизни; помощь учащимся в овладении математическими идеями и методами, необходимыми для продолжения изучения математики в любой системе непрерывного образования и будущей профессиональной деятельности.

  В своей работе  отдаю предпочтение активным методам обучения, которые представляют собой совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых. Данные методы обладают следующими основными признаками: самостоятельность выработки решений; высокая степень вовлечённости обучаемых в учебный процесс; преимущественная направленность на развитие или приобретение математических умений и навыков; постоянная обратная связь учащихся и учителя и контроль над самостоятельной работой обучающихся. На уроках использую сочетание традиционных и новых форм и методов обучения. Применяю объяснительно-иллюстративный, наглядный, исследовательский, частично-поисковый, репродуктивный методы обучения и проблемное изложение материала, а также их сочетание на различных этапах урока. Методы реализуются  в разных формах деятельности обучающихся: групповой, индивидуальной, работе в парах. Кроме того, на всех этапах урока стараюсь применять личностно-ориентированный подход в обучении и здоровьесберегающие технологии. Считаю, что это помогает учащимся осмысленно и творчески подходить к изучению математики и что только так можно сформировать подлинный интерес к процессу познания.

      Математические эстафеты, турниры, конкурсы и другие дидактические игры хорошо уживаются с серьёзным учением. Включение в урок игровых технологий помогает мне сделать процесс обучения интересным и занимательным.

      Для активизации обучения важным является такое сочетание методов преподавания, при котором самостоятельная деятельность учащихся получает наибольшее развитие. Активно использую для промежуточного контроля знаний и домашних заданий Интернет-ресурс Uztest, который позволяет формировать многовариантные работы по каждой теме, выполнять которые ученик может в on-line режиме, с ограничением или без ограничения времени. Мои ученики принимали участие во всех диагностических работах, проводимых Московским Институтом Открытого Образования на сайте СтатГрад для подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов по математике. Использование на моих уроках современных образовательных Интернет-ресурсов помогает визуализировать  построение графиков функций, решение графических задач, построение геометрических фигур. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу на уроке, обостряется восприятие учебного материала, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Систематически используя интерактивную доску, получаю возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией: выводить на экран доски графики, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео- и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками. Использование информационно-коммуникативных технологий  и Интернет-технологий  как средства повышения эффективности качества обучения  на уроках математики позволяет учитывать психологические особенности обучаемых  с аудиальным, визуальным или сенсорным типом восприятия.

     Мной изучена и успешно применяется на уроках технология учебных циклов (автор Г.Г. Левитас,  АГУ (Астрахань)). Традиционные этапы учебного цикла: актуализация знаний, необходимых для восприятия нового материала; введение нового материала; закрепление. Мониторинг при использовании данной технологии проводится в условиях опоры на психологические особенности восприятия, усвоения и закрепления учебного материала.  Применение технологии учебных циклов на уроках позволяет мне удачно решать проблему проверки теоретического материала и практических знаний и умений у каждого ученика, а учащимся – ежеурочно видеть собственные образовательные достижения и приобретать уверенность в своих знаниях. Данная образовательная технология, позволяет «всем  учителям учить всех», то есть добиваться  высокой успеваемости.

     Для развития интереса к предмету и расширения кругозора учащихся на своих уроках использую исторический материал.

      B 2008-2011г. работала в классах с углубленным изучением математики и предпрофильных классах.

Применение различных современных педагогических технологий  помогло  достичь хороших результатов при  итоговой аттестации. В результате организации предпрофильной подготовки 66 % моих учеников выбрали математику предметом, который они будут изучать на профильном уровне.

     В работе одни методы обучения не противопоставляются другим. Обоснование оптимальности выбора и сочетание методов и форм обучения при разработке урока осуществляется путём установления их соответствия поставленным целям, отобранному содержанию учебного материала, возможностям учащихся, имеющимся условиям и времени, отведённому  на изучение темы.

Действенность применения в моей профессиональной деятельности современных образовательных технологий и методик доказывают хорошие результаты успеваемости, качества обучения, успешная социализация выпускников профильных классов.

Вклад в области повышения качества образования и воспитания

        Являюсь одним из разработчиков и участником реализации программ: «Я-Гражданин», «Школа – территория здоровья», «Школа достижений», которые реализуются в нашей школе с  2009г. С 2009 года - активный участник городских творческих лабораторий классных руководителей «Здоровье» и  «Выбор», активный участник экспериментальной площадки ГОУ ДПО «ХРИПК и ПРО» по теме «Современные педагогические технологии как механизм управления качеством образования на основе системного подхода»

Обобщение и распространение опыта

Уровень

Сроки

Мероприятие

Тема выступления

Республиканский

28.10.10г.

Научно-практическая конференция «непрерывное образование: от условия к поиску и обновлению»

Доклад по теме: «Опыт использования элементов дистанционного обучения математике в профильных классах.»

Республиканский

2009г.

Участие в научно-практической конференции

(доклад)Духовно нравственные основы патриотического воспитания посвященный 65-й годовщине ВОВ

Республиканский

04.12.09г.

Участие в научно-практической конференции

Формирование патриотического сознания обучающихся, через изучение истории родного края.

Республиканский

25 .02.10г.

Республиканский семинар «Использование цифровых образовательных ресурсов в профессиональной деятельности педагога»

Применение Интернет-ресурсов и ЦОР в проектной деятельности учащихся. (мастер класс)

Республиканский

22.01.10г.

Республиканская научно-практическая конференция «Синергетический подход к формированию профессиональной компетенции педагога.»

Доклад по теме: « Система работы по формированию гражданской позиции учащихся».

Республиканский

02.11.10г.

Республиканский педагогический марафон

Развитие профессиональной культуры педагога как фактор повышения (активный участник)

Республиканский

25.11.10г.

Республиканский круглый стол «Единое информационное пространство школы как средство социализации личности»

Выступление по теме: использование ИКТ и Интернет технологий во внеурочной деятельности.

Республиканский

09.03.11г.

Республиканский семинар

Применение новейших информационно- коммуникативных технологий как средство повышения качества образования учительского потенциала (выступление)

Муниципальный

24.04.09г.

Городской семинар классных руководителей

Доклад по теме: «Развитие творчества учащихся через деятельность в пресс-центре».

Муниципальный

Март 2010

Городская творческая лаборатория классных руководителей «Здоровье»

Выступление по теме:  «Школа – территория здоровья».

Муниципальный

15.12.10

Городской семинар учителей математики

Выступление по теме:  «Государственная итоговая аттестация, эффективные способы и приемы работы с учащимися»

Муниципальный

Март 2011

Городская творческая лаборатория классных руководителей «Выбор»

Выступление по теме:  «Портфолио ученика».

Личностный профессиональный рост

        Самообразование является важной составляющей моего личностного и профессионального роста.

          Цель педагогического коллектива: формирование модели личности выпускника с прочным интеллектуальным, творческим и деятельностным фундаментом, личности, способной органично влиться в социальные, политические, экономические и культурно-национальные отношения в регионе и государстве. Исходя из поставленной перед коллективом цели, актуальной считаю работу по теме самообразования «Развитие самостоятельной деятельности учащихся и воспитание творческого подхода к решению задач», для реализации которой решаю следующие задачи: изучение состояния данной проблемы в методической литературе; знакомство с передовым опытом учителей математики; разработка системы учебных заданий для реализации деятельностного подхода.

          Мною изучено большое количество методической литературы по современным проблемам преподавания математики, различных специализированных сайтов в Интернете, работ отечественных специалистов, занимавшихся изучением  данной  проблемы, таких как Далингер В.А., Дорофеева Г.В., Капиносова А.Н., Конева Л.С., Митина О.А.  и других авторов. Систематически изучаю и анализирую  опыт работы учителей математики школы, города, Республики Хакасия, России; внедряю  авторские методики и технологии «Технология учебных циклов» (Г.Г. Левитас), «Методика взаимопроверки индивидуальных знаний», «Методика дифференцированной работы на уроке математики в старших классах», «Методика Ривина». В результате  работы по теме самообразования  выработан алгоритм работы в паре по различным методикам; по основным темам алгебры разработана система учебных заданий для учащихся 7 – 9х классов для реализации деятельностного подхода. Полученный опыт обобщен и представлен на заседании ШМО. Обобщен и представлен на республиканском уровне опыт работы по темам «Виды самостоятельных работ, применяемых на уроках алгебры и геометрии», «Формирование навыков самообразования учащихся с помощью системы самостоятельных работ». В связи с планируемым внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и на основе кодификатора требований к уровню подготовки к ЕГЭ по математике продолжаю разработку системы учебных заданий для реализации деятельностного подхода на старшей ступени обучения.

     Являюсь активным участником городских творческих лабораторий классных руководителей «Здоровье» и «Выбор», участником мобильных творческих групп учителей школы «Здоровье и образовательный процесс» и «Мониторинг образовательного процесса». Ежегодно привлекаюсь  в качестве организатора к проведению ЕГЭ в Муниципальных школах города Абакана и в приемной комиссии Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова.

Квалификационные курсы: «Теория и практика реализации содержания образовательных программ: математика», 29.10.2010, квалификационные курсы при Хакасском республиканском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, свидетельство о повышении квалификации, в объеме 144 часа. Итоговая выпускная работа « Формирование ключевых компетенций при подготовке к государственной итоговой аттестации по математике»

Итоговый межпредметный экзамен, оценка «отлично», руководитель Булгакова О.В.

Проблемные курсы: «Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе», 01.11.2010-25.11.2010, при Хакасском республиканском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, удостоверение, в объеме 72 часа. «Современный урок математики в условиях развивающейся школы», 15.04.2010-16.04.2010, при Хакасском республиканском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, удостоверение, в объеме 72 часа. «Использование информационно- коммуникативных технологий в образовании», 18.02.2011-25.03.2011, при ГОУ ДПО Хакасском республиканском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, удостоверение, в объеме 72 часа.

Дистанционные курсы: «Уравнения и неравенства в школьном курсе математики», 30.03.2009 года, Федеральный Педагогический университет «Первое сентября», свидетельство, в объеме 72 часа. Выполнила работу по теме «Методическия разработка урока по теме: «Решение покозательно-степенных уравнений»»

Научно-практическая конференция «Опыт использования элементов дистанционного обучения математике в профильных классах» 28.09.2010 года.

Региональная научно-практическая конференция

1) «Формирование патриотического сознания обучающихся через изучение истории родного края» 4 декабря 2009г.,

2) «Синергетический подход к формированию профессиональной компетентности педагога» (2010).

Уровень

Дата

Мероприятие

Номинация

Результат

Муниципальный

Апрель 2009

Городской слет творчески работающих классных руководителей

Презентация опыта работы

Диплом лауреата

Муниципальный

Апрель

2011

Городской конкурс классных руководителей «С открытым сердцем»

Творческая лаборатория классного руководителя

Диплом победителя

(1 место)

Студентка  магистратуры  ГОУ ВПО «Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова», институт естественных наук и математики, педагогическое образование: Математическое образование.

    Награждена дипломом Центра Развития Одаренности за подготовку призера «Молодежного математического чемпионата» февраль 2011г.

    Награждена благодарностью КГОАУ «Школы Космонавтики» Французской федерации математических и логических игр  за высокий профессионализм в организации интеллектуальной деятельности школьников.

     Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Республики Хакасия, за заслуги в области образования и воспитания учащихся, высокий профессионализм, добросовестный труд, творческий подход к педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования"         ...

Методическая система "Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в сельской малокомплектной школе"

В методической системе содержится обоснование её разработки, цели и задачи, основные теоретические и методические идеи, инструментарий, образовательные эффекты....

"ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РАННЕЙ ПРОФИЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".

В распоряжении современного педагога  имеется широкий арсенал педагогических подходов, технологий, методов, средств, форм, а с введением ФГОС НОО ещё и организационных и материальных возможностей...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности по физической культуре как средство реализации предметных и личностных достижений учащихся

Проект «Интеграция урочной и внеурочной деятельности по физической культуре как средство реализации предметных и личностных достижений учащихся» разработан в соответствии с постановлениями правительст...

Методическая система Шеремет Е.А.: «Развитие исследовательских навыков учащихся в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности»

В результате накопления педагогического опыта, создания и работы школьного научного общества, проведения регулярных педагогических исследований, посвященных анализу уровня познавательной активности шк...

Совершенствование внеурочной деятельности детей. Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся по физической культуре и спорту.

Как помогает внеурочная деятельность детям не только на уроках физической культуры, но и  в спорте....

"Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в условиях введения ФГОС"

Процесс интеграции(от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и в...