Представление педагогического опыта
методическая разработка по теме

Глушкова Светлана Юрьевна

Представление педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление педагогического опыта

учителя математики МОУ «Средняя общеобразовательная школа №35»

городского округа Саранск Республики Мордовия

Глушковой Светланы Юрьевны


Активизация  познавательной  деятельности учащихся в процессе обучения математике

1. Актуальность и перспективность опыта.

Вопросы активизации познавательной активности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современных тенденций образования и практической деятельности.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса, является активизация познавательной активности учащихся.

Ведущая педагогическая идея педагогического опыта – развитие познавательной активности учащихся, формирование человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений.

          Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа». Особенность нашего времени - это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социальной, экономической и производительной деятельности. Необходимо быть грамотным, чтобы нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе». А быть грамотным в быстро меняющемся мире означает быть просто лучше образованным. Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность. Именно поэтому,  сегодня очень актуальны направления, которые будут способствовать повышению активности учеников, формированию их творческого потенциала. Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Формирование у школьников инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

Сегодня меняются не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы. Особую значимость приобретают исследования, способствующие реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе.  В нашу жизнь активно входят компьютерные информационные технологии.  Применение этих технологий объясняется  необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Учебный процесс эффективен в освоении знаний и умственного развития только тогда, когда он способствует активизации познавательной деятельности учащихся.

      Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, чтобы  научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным. Быть социально зрелой, инициативной, творческой личностью с развитым логическим мышлением, научным мировоззрением и опытом поисковой исследовательской деятельности.

2. Концептуальность.

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в применении новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

Работать над активизацией познавательной деятельности - это, значит, формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов. Для привития глубокого интереса учащихся к математике, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Основная задача учителя - повышение удельного веса внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Интересный учебный предмет- это учебный предмет, ставший «сферой целей» учащихся, в связи с тем или иным побуждающим его мотивом (Фридман, Кулагина. Психологический справочник учителя.- М., Просвещение, 1991). Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании - это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы» (Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию.- М., Просвещение, 2001г).

В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы:

принцип проблемности;

принцип интереса;

принцип взаимообучения;

принцип самообучения;

принцип индивидуализации в условиях коллективной работы;

принцип коррекции и самокоррекции;

принцип мотивации.

принцип связи теории с практикой;

принцип доступности;

принцип сознательности;

принцип прочности усвоения знаний;

мышление должно главенствовать над памятью.

На современном этапе перед методикой преподавания математики стоит задача взаимодействия новых образовательных технологий с традиционными. Для реализации этого использую технологии:

развивающего обучения;

личностно – ориентированного обучения;

здоровьесберегающие;

игровые;

информационно – коммуникационные;

тестовые;

проектные;

проблемного обучения.

Все перечисленные образовательные технологии помогают достигать лучшего результата в обучении математике, повышают познавательный интерес к предмету.

В современном учебно-воспитательном процессе очень важны партнерские отношения, взаимодействия учителя и ученика на основе взаимоуважения и взаимопонимания.

В своей практике использую различные приёмы развития познавательной деятельности. Основными средствами активизации познавательной активности учащихся, являются:

использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности;

создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать решение других учеников.

        В процессе работы над проблемой активизации познавательной деятельности учащихся, ставлю следующие задачи:

учить  ставить  цели и  планировать деятельность по их достижению;

учить добывать нужную информацию,  используя  доступные источники (справочники, учебники, словари, INTERNET), передавать ее;

совершенствовать  умения, навыки, учить высказывать, и аргументировано отстаивать своё мнение;

прививать навыки самостоятельной творческой  работы;

учить  грамотно,  использовать в речи математические термины;

учить применять  математические знания и умения в реальных ситуациях;

прививать навыки  самоконтроля.

 3. Наличие теоретической базы опыта.

Опыт основан на изучении исследований по проблеме активизации познавательного интереса в обучении школьников (Л.П.Буева, В.В.Давыдов, Т.И.Шамова)

Использую также работы некоторых других авторов(приведу несколько примеров):

Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики. Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2002

Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М.: Просвещение, 1980.

Смолкин А.М.Активные методы обучения М: Просвещение. 1991.

Семушкин А.Д., Кретинин О.С., Семенов Е.Е. Активизация мыслительной деятельности учащихся при изучении математики.- М.: Просвещение, 1978.

Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе М: Просвещение. 1982

Методика проведения уроков с использованием информационных технологий. Практический материал. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова  Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2005 г. 

В своей практике я также использую опыт заслуженного учителя РСФСР, лауреата премии им. Н.К. Крупской -  Окунева А.А., в котором  прослеживается, что:

движущая сила учебного процесса - это противоречие между теми задачами, которые вы ставите перед учениками, и их знаниями, умениями;

новизна, новый материал как своеобразный раздражитель, вызывающий рассогласование, включающий механизмы деятельности по ориентировке и познавательной деятельности.

4. Ведущая педагогическая идея. Развитие познавательной активности учащихся, формирование человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений,  основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Повышение качества математической подготовки.

Основная задача, которую я ставлю перед каждым учеником, – не просто пройти программу, а научиться понимать то, о чем говоришь сам, и что говорят другие, научиться мыслить, научиться овладевать фундаментальными знаниями. А фундаментальные подлинные знания – это не набор некоторых правил и умений решать стандартные задачи. Это, прежде всего глубокое понимание сути изучаемых явлений, приобщение к поиску самих задач, постановке этих задач, формулированию гипотез и их исследование.

5. Оптимальность и эффективность средств.

В результате использования вышеописанных подходов в изучении математики удается:

раскрыть всесторонние способности учащихся;

повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;

научить учащихся быть более уверенными в себе;

научить использовать полученные знания в различных ситуациях;

повысить качество знаний учащихся.

сформировать навыки, позволяющие продолжить дальнейшее обучение

овладеть математическими знаниями, умениями и навыками разного уровня: от минимальных, соответствующих обязательным результатам обучения, до повышенных.

 

 6. Результативность опыта.

           Результатами развития познавательной деятельности является потребность ребёнка активно мыслить, искать наиболее рациональные пути решения поставленных задач. Активные формы работы дают возможность ученику реализовать себя, желающим и умеющим познавать новое. Внешними результатами является успешное прохождение государственной итоговой аттестации, участие учащихся в творческих конкурсах, олимпиадах.

Результативность применения данной проблемы проявляется в:

- результатах итоговой аттестации в форме ЕГЭ:  

 71% выпускников за последние 5 лет показали результаты выше среднереспубликанских;

- результатах итоговой аттестации   в форме ГИА:

качество знаний учащихся по математике по результатам итоговой аттестации за курс основной школы   за 3 последние три года –  83.6%;

    -  участие учащихся в предметных олимпиадах и конкурсах.

7. Возможность тиражирования.

          В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на семинарах; заседаниях ШМО, педсоветах. И самое главное, я стремлюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы мой урок отвечал не только современным требованиям, а главное, запросам запросам моих учеников.

С публикациями о представленном инновационном педагогическом опыте можно познакомиться на страничке  учителя на  сайте ОУ http://www.schoolrm.ru/schools/sc35sar@edurm.ru и на личном сайте http://nsportal.ru/glushkovasy.

 8. Приложения.

Тема самообразования: «Активизация  познавательной  деятельности учащихся в процессе обучения математике»

Материалы из опыта работы размещены на сайте по адресу: http://nsportal.ru/glushkovasy

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта

"Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках музыки"....

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...

Представление педагогического опыта работы через мастер-класс

Конкурсы ПНПО способствуют выявлению, обобщению, прогнозированию и распространению собственного педагогического опыта. Одной из эффективных форм представления его является мастер-класс....

презентация "Представление педагогического опыта"

самопредставление и защита педопыта учителя английского языка...

Представление педагогического опыта учителя математики Внуковой Е.Г.

Общие сведения о педагогическом опыте учителя математики Внуковой Е.Г....

Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".

Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием. Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкур...

Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.

        Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...