Описание профессиональной деятельности.
статья по теме

Стреж Ольга Семеновна

В данной работе представлено описание профессиональной деятельности социального педагога общеобразовательной школы. Выделены - цель деятельности, основные принципы и направления в работе и их краткое описание. Также говорится о системе взаимодействия с семьями учащихся и  педагогами школы. Кроме этого, есть данные об участии в профессиональных конкурсах, наградах  и дана небольшая информация об общественно-полезной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_professionalnoy_deyatelnosti_-_strezh.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание профессиональной деятельности

социального педагога

муниципального казенного образовательного учреждения

«Кодинская средняя общеобразовательная школа №4»

Стреж Ольги Семёновны

Целью моей профессиональной  деятельности является создание благоприятных условий для развития личности ребенка; оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе познания мира и адаптации в нем; защита ребенка в его жизненном пространстве.

Направлениями моей профессиональной деятельности являются:

  1. Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем учащихся;
  2. Социально-педагогическая защита прав ребенка;
  3. Социально-педагогическая поддержка семьи в формировании личности учащегося;
  4. Социально-педагогическое консультирование;
  5. Социально-педагогическая профилактика, коррекция, реабилитация;
  6. Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка;
  7. Организационно-методическая деятельность.

Как социальный педагог, в своей работе я руководствуюсь принципами – личностно-ориентированного подхода, взаимодействия, позитивного восприятия личности, конфиденциальности.

Для достижения своих профессиональных целей устанавливаю контакты с представителями государственных органов управления, с местными органами власти, со специалистами организаций, в которых необходимо представлять и защищать интересы учащихся, с разными муниципальными службами по социальной защите семьи и детства.

В своей профессиональной деятельности веду учет детей школьного возраста и движение учащихся; защищаю интересы детей и подростков в органах законодательной и исполнительной власти; препятствую принятию решений, ущемляющих права учащихся; стараюсь владеть новейшей правовой информацией.

Нормативно-правовое обеспечение деятельности

Основными документами, регламентирующими деятельность социального педагога являются:

  1. международные  - Конвенция ООН о правах ребенка;
  2. федеральные – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; Закон «Об образовании»; «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Гражданский, Семейный, Трудовой, Жилищный и Уголовный кодексы РФ;
  3. региональные – постановления и программы, принятые управлением образования района; постановления и указы городской администрации, касающихся жизнедеятельности детей, оставшихся без попечения родителей; методические рекомендации, письма, программы;
  4. институциональные – ведомственные инструкции и письма; Устав образовательного учреждения и локальные акты; должностные инструкции (обязанности); перспективные планы работы.

Диагностическая работа

Успешное использование социально-педагогических диагностик помогает определить индивидуальные особенности развития ребенка, его социальные и личностные проблемы, а также эффективность профилактической, коррекционной и реабилитационной работы направленной на преодоление или ослабление этих проблем.

В процессе своей работы провожу социологические опросы, диагностическое исследование детей, обследование условий их жизни; собираю информацию, связанную с изучением детей и подростков и их ближайшего окружения. Также составляю и отправляю официальные запросы в государственные и общественные организации по вопросам создания необходимых условий и решения личных проблем несовершеннолетних.

Владею системой методов мониторинга (наблюдение, беседа, анкетирование, методика незаконченного предложения, рейтинговая оценка, графические тесты (рисунки) и т.д.), привлекаю к нему учителей, узких специалистов школы, оформляю результаты  и в итоге – планирую процесс социальной работы с учетом выявленных проблем.

Защитно-охранная деятельность

Важнейшим элементом системы социальной защиты детства является школа. От девяти до 11  из восемнадцати детских лет ребенок проводит в школе, в общении с педагогами и одноклассниками. Школа организует время учащегося, обеспечивает защиту его здоровья, помогает выработать режим и образ жизни в соответствии с индивидуальными способностями.  Помогает утвердить себя в жизни, завоевать уважение друзей. Школа вооружает учащегося знанием гражданских прав и способами их защиты, и осуществляет реализацию и защиту его права на образование, на медицинское обслуживание, на разностороннее развитие личности, на уважение других его прав и личного достоинства. Поэтому в основе учебно-воспитательного процесса и заложены субъект-субъектные отношения учащегося и учителя, гуманистическая направленность образовательного процесса, развитие творческого потенциала личности.

Социальный педагог зачастую первым узнает о социальной неустроенности ребенка, и первым принимает меры к его социальной защите. Ведущим направлением социальной защиты учащегося является фактическое обеспечение права его на получение полноценного современного образования, предотвращение неуспеваемости и отсева из школы.

В Уставе образовательного учреждения, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», определены права и обязанности всех субъектов. Для образовательного учреждения субъектами являются – учащиеся, педагогические работники и родители. Порядок, установленный законом, должны соблюдать все субъекты.

В рамках защитно-охранной деятельности социальный педагог выделяет категории детей, находящихся на особом контроле, с которыми он работает в системе. Категории таких детей определены тарифно-квалификационной характеристикой и Федеральным законом РФ «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». К ним относятся:

  1. дети, лишенные родительского попечения (опекаемые, или проживающие в замещающих семьях);
  2. дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья;
  3. несовершеннолетние правонарушители, обучающиеся в образовательном учреждении;
  4. нарушители дисциплины, в отношении которых принято решение об особом контроле;
  5. дети из неблагополучных семей;
  6. дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Большую часть времени в своей работе уделяю социально-педагогической поддержке детей  в трудной жизненной ситуации. Согласно ФЗ «Об основных гарантиях прав детей в РФ» от 24.11.1998 г. Понятие трудной жизненной ситуации в целом определяется – как временная, объективно или субъективно сложившаяся ситуация, создающая определенные трудности семье и ребенку и порождающая эмоциональные напряжения и стрессы; препятствие в реализации важных жизненных целей; объективно нарушающая жизнедеятельность; вызывающая нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей). Классификация детей в трудной жизненной ситуации: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом или физическом развитии; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, проживающие в малообеспеченных семьях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые могут преодолевать данное обстоятельство самостоятельно или с помощью семьи.

Категории

2010-2011 уч. год

2011-2012 уч. год

2012-2013 уч. год

Дети под опекой

16

13

13

Дети, проживающие в семьях близких родственников

11

10

7

Дети-инвалиды

12

9

13

Дети из малообеспеченных  семей

185

167

126

Многодетные семьи

38

41

36

В школе есть дети, имеющие VII и VIII вид обучения, по заключению районной ПМПк, и обучаются по коррекционной программе. Эти учащиеся, а также дети-инвалиды требуют особого внимания со стороны педагогов школы, которые оказывают им социально-педагогическую помощь, проводят консультирование, осуществляют патронаж и реабилитацию. Главная цель социально-педагогической помощи в работе с семьей ребенка с особыми образовательными потребностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка, способствовать ее оптимальному функционированию, несмотря на имеющийся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения различных задач. Иными словами, узкие специалисты и педагоги школы должны способствовать социальной адаптации семьи в ситуации обучения ребенка с особыми образовательными потребностями. Задача социально-педагогической деятельности – помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, и в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитии личности, на поиске адекватных способов социализации и достижения оптимального уровня адаптации ребенка в обществе. Для этого мы оказываем образовательную помощь: предоставляем семье информацию по перспективам развития ребенка, и о положенных семье социальных льготах. Также помогаем установить связь с другими семьями, испытывающими подобные затруднения. Таким образом, в индивидуальных беседах через образовательную и посредническую помощь, то есть косвенным образом, достигаем эффекта психологической поддержки, воздействуя на чувства сомнения и страха, препятствующие контролю над ситуацией.

Социально-педагогическая профилактика

Работа по профилактике социального неблагополучия детей относится в превентивной деятельности. Раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся, обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета, а также организация реабилитации детей, испытывающих различные затруднения, которые вызывают дезадаптацию несовершеннолетних, ведут к  уменьшению количества детей с девиантным и делинквентным поведением.

Категории

2010-2011 уч. год

2011-2012 уч. год

2012-2013 уч. год

На учете в ПДН

9

1

4

Учет внутри школы

29

28

26

Дети, склонные к бродяжничеству

5

3

2

Семья является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Сегодня семья иногда зачастую не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечение психологического комфорта, эмоционального благополучия ребенка. Как правило, это семьи неблагополучные, зависимые от алкоголя, семьи в социально-опасном положении. Есть такие семьи и в нашей школе:

Категории

2010-2011 уч. год

2011-2012 уч. год

2012-2013 уч. год

Семьи в СОП

6

5

4

Неблагополучные семьи

8

7

6

Своевременная работа по выявлению таких семей, по организации работы с родителями и организации эффективной социально-педагогической поддержки детям их этих семей, по успешному взаимодействию с другими учреждениями системы профилактики способствуют снижению количества таких семей и оказывает помощь детям в адаптации.

Работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся

Одним из важных направлений работы считаю – деятельность по сохранению и укреплению здоровья школьников. Для этого провожу следующую работу:

  1. пропаганда здорового образа жизни, занятий физической культурой и спортом;
  2. информирование о возможных негативных последствиях вредных привычек;
  3. контроль соответствия организационных приемов и средств требованиям охраны здоровья учащихся;
  4. обучение культуре использования свободного и учебного времени;
  5. обучение способам наблюдения за своим состоянием и его саморегуляции в деятельности и общении.

В летнее каникулярное время, на протяжении 15 лет, организую и руковожу работой летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей при школе. Каждый год в  работе лагеря задействовано порядка 250-300 детей в возрасте от 6,5 до 16 лет. Программа работы лагеря содержит несколько направлений, это – спортивное, трудовое, интеллектуально-творческое, экологическое. В последние годы в традиции – организация работы групп для будущих первоклассников. Благодаря летнему лагерю, первоклассники быстрее адаптируются в школе.

Взаимодействие с семьями учащихся

Для того чтобы добиться положительных результатов в адаптации ребенка в образовательном учреждении необходимо тесное взаимодействие социального педагога с родителями.

Значительное место в моей деятельности занимает работа с семьями, в которых проживают подопечные дети, и дети, состоящие на различных формах учета. Во время первого визита в семью я, как социальный педагог обращаю внимание на жилищно-бытовые условия семьи, на внешний вид дома, квартиры. Затем устанавливаю контакт с членами семьи – родителями ребенка, другими взрослыми членами семьи, с братьями и сестрами ребенка. Расспрашиваю членов семьи о потребностях, проблемах и ресурсах семьи. Интересуюсь занятостью ребенка во внеурочное время, его увлечениями. Стараюсь дать информацию родителям о способах социальной защиты семьи и отвечаю на их вопросы.

В ходе посещения семьи наблюдаю за тем, как в семье общаются с ребенком, как заботятся о нем, какие созданы условия для развития, как ребенок себя чувствует в семье. По необходимости даю советы и рекомендации по вопросам воспитания и развития ребенка.

Кроме этого работу с родителями осуществляю в  индивидуальной форме. Знакомлю родителей с результатами социально-педагогического обследования, с особенностями организации коррекционной помощи детям с трудностями в обучении и поведении, разрабатываю  рекомендации по организации условий воспитания ребёнка в семье, обучаю родителей способам правильного общения. Эту работу веду в тандеме с психологом.

Провожу консультирование родителей по вопросам воспитания детей. В ходе проведения консультации – устанавливаю контакт с родителями, внимательно их выслушиваю, стараюсь собрать побольше информации, задаю необходимые вопросы, проводим обсуждение, а затем уже приходим к какому-то решению.

Знания и умения, полученные в ходе педагогической помощи, позволяют повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами в обучении и поведении, поднять их самооценку, нормализовать микроклимат в семье.

В практике сложились следующие условия успеха совместной работы социального педагога и родителей:

  1. Регулярный совместный контакт в зависимости от потребности (например, раз в две недели).
  2. Привлечение к работе не только родителей, но и других членов семьи.
  3. Организация групп поддержки, где обсуждаются проблемы ребенка (в  такую группу могут входить – педагог, психолог, медицинский работник).
  4. Внимание не только ребенку, но и всей семье.
  5. Использование специальной литературы для родителей.
  6. Обязательное подчеркивание способностей и успехов ребенка, а не недостатков и неудач.

Взаимодействие с педагогами

В процессе своей работы постоянно взаимодействую с учителями, узкими специалистами (психолог, дефектолог, логопед), медицинским работником школы.

Взаимодействие с коллегами строю на уважении, взаимном педагогическом сотрудничестве, доверии, доброжелательности, организации продуктивного диалога, обмене опытом.

Взаимодействие с психологом, дефектологом, логопедом, учителями позволяет определить  проблемы ребенка и наиболее качественно вести коррекционную и реабилитационную работу по преодолению недостатков в развитии и нарушений в поведении. Совместно со всеми специалистами обсуждаем и составляем планы и программы работы с конкретным ребенком.

Как показывает опыт работы, такая система взаимодействия всех  специалистов оказывает благоприятное влияние на развитие детей с проблемами в обучении.

Участие в профессиональных конкурсах

  1. Конкурс социальных проектов грантовой программы Красноярского края «Социальное партнерство во имя развития « в номинации: «Защищенное детство» (февраль-март 2008), участник конкурса;
  2. Районный конкурс социальных проектов «Лучший молодежный проект 2008 года» в номинации «Инновационные проекты», инновационнные, экспериментальные проекты с молодежью (май-июнь 2008), участник конкурса;
  3. Краевой профессиональный конкурс «От специальности к профессии 2012 г.», категория – социальные педагоги (сентябрь-ноябрь 2012 г.), участник конкурса;
  4. II Международный конкурс презентаций портфолио «Профессионалы в системе образования», (октябрь-ноябрь 2012 г)., участник  конкурса;
  5. X Всероссийский конкурс педагогов «Образовательный потенциал России» в номинации «Педагогическое эссе» (ноябрь-декабрь 2012 г.), лауреат I степени;
  6. Открытый образовательный форум «Новая школа» (январь-апрель 2013 г.);
  7. I Всероссийский конкурс презентаций портфолио «Лидеры новой школы» (март-апрель 2013 г.), участник конкурса;
  8. XI Всероссийский конкурс педагогов «Образовательный потенциал России» в номинации «Педагогическое эссе» (январь-март 2013 г.), лауреат II степени;
  9. Российский заочный конкурс «Педагогическое наследие и передовой педагогический опыт» (февраль-май 2013 г.).

Награждена:

  1. Грамота Управления образования администрации Кежемского района в 2002 г;  
  2. «Благодарственное письмо»  Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в 2009 г.;
  3. Почетная грамота Управления образования администрации Кежемского района в 2012 г.;
  4. Сертификат участника во II Международном конкурсе презентаций портфолио «Профессионалы в системе образования» в 2012 г.;
  5. Благодарность за высокий профессионализм и активное участие в организации интеллектуальной и творческой деятельности школьников в 2012 г.;
  6. Грамота за участие в районном конкурсе социальных проектов целевой программы «Город, в котором я хочу жить» в 2013 г.;
  7. Диплом лауреата I степени X Всероссийского конкурса педагогов «Образовательный потенциал России» в номинации «Педагогическое эссе» за лучшую работу на тему: «Любить детей, что это значит в моем понимании», 2013 г.;
  8. Диплом лауреата I степени X Всероссийского конкурса педагогов «Образовательный потенциал России» в номинации «Педагогическое эссе» за лучшую работу на тему: «Зависть – стимул к развитию, или путь к деградации?», 2013 г.;
  9. «Грамота за лучшую работу в номинации «Педагогическое эссе» X Всероссийского конкурса« Образовательный потенциал России» в 2013 г.;
  10. Сертификат участника во I Всероссийском конкурсе презентаций портфолио «Лидеры новой школы» в 2013 г.;
  11. Диплом за участие  в Открытом педагогическом форуме «Новая школа – 2012» и публикацию работы «Быт ангарской семьи» в средствах массовой информации издательства «школьная пресса»;
  12. Диплом лауреата II степени XI Всероссийского конкурса педагогов «Образовательный потенциал России» в номинации «Система выявления, поддержки и развития интеллектуально-одаренных детей» за работу на тему: «Одаренные дети в современной школе», 2013 г.;
  13. Диплом лауреата III степени XI Всероссийского конкурса педагогов «Образовательный потенциал России» в номинации «Эссе» за работу на тему: «Одаренные дети в группе риска», 2013 г.

Общественно-полезная деятельность

Принимаю активное участие в общественной жизни школы. Участвую в работе педагогических, методических объединений, в работе «Совета профилактики», семинарах, предусмотренных образовательной  и воспитательной программой школы.

Являюсь членом психолого-медико-педагогического консилиума МКОУ КСОШ №4.

В 2009 году заочно закончила Дивногорский гидроэнергетический техникум по специальности «Правоведение». В 2012 году Красноярский педагогический университет им. В.П. Астафьева по специальности «Социальная педагогика».

Постоянно повышаю свой профессиональный уровень путем самообразования, участия в семинарах, научно-практических конференциях, методических объединениях, различных конкурсах.

Имею сертификаты о подготовке по следующим программам:

  1. «Профилактика наркозависимости в условиях школы», 2001 г.;
  2. «Социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом», 2009 г.;
  3. «Межрегиональная команда ювенальных технологов в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,  2010 г.

Являюсь председателем Кежемской территориальной (районной) организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ с 2009 г.

Активно участвую в общественной жизни района и страны: принимаю участие в избирательных кампаниях района и города с 1998 года (в качестве агитатора и наблюдателя); участвовала в работе сельскохозяйственной (2006 г.) и всероссийской переписи населения (2010 г.),  награждена государственной наградой – нагрудным знаком «За активное участие во Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г.». Имею звание – ветеран труда России. Являюсь членом партии «Единая Россия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание профессиональных компетенций педагогической деятельности

Приложение к "Методике оценки уровня квалификации педагогических работников", подготовленной Департаментом общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации. Основное назна...

Описание профессиональной педагогической деятельности

Описание профессиональной педагогической деятельности необходимо предоставить каждому педагогу в период очередной аттестации на рассмотрение аттестационной комиссии. Порой очень сложно систематизирова...

Описание профессиональной деятельности социального педагога

Представляю описание   моей профессиональной деятельности в должности социального педагога....

Описание профессиональной деятельности педагога-психолога для аттестации

Представляю  описание профессиональной деятельности в должности педагога-психолога общеобразовательной школы. Цели, задачи, направления деятельности, динамика образовательных достижений, методиче...

описание результатов профессиональной деятельности на высшую категорию

Описание результатов профессиональной деятельности педагога ДОД на высшую категорию...

Описание результатов профессиональной деятельности учителя географии

Материал будет полезен для аттестации учителя географии и биологии ...