Общечеловеческие ценности как интегрирующая основа духовно-нравственного воспитания
статья по теме

Беделева Елена Юрьевна

    В светской школе сегодня необходимо четко разделять культурные, исторические, философские (с одной стороны) и религиозные (с другой) ценности. Последние, по моему глубокому убеждению, (и это в равной степени касается как «суммы теологий» христианства, так и мусульманского принципа «единобожия»), ни в каком виде не могут преподаваться в государственных учреждениях среднего (полного) общего образования. Ибо слишком велик будет соблазн превратить кафедру светского преподавания в кафедру для проповеди религиозных ценностей отдельно взятой конфессии (и совершенно неважно –  какой именно).  НО ЭТО ВОВСЕ НЕ ОЗНАЧАЕТ, что школа должна ставить барьер и создавать препятствия для преподнесения и соединения ценностей светского образования с правильно, на светской основе подаваемыми сокровищами мудрости религиозно-культурологического пласта мировых вероучений. И чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания необходимы духовно здоровая семья и школа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchechelcennosti_kakintegr.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ КАК ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

«Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу»    (Евангелие от Матфея 22:21)

«Нет принуждения в религии»    (Коран, сура «Корова», 257/(256))

«В жизни надо иметь служение - служение какому-то ДЕЛУ. Пусть это дело будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен. В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. УМНАЯ ДОБРОТА - самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Знать это, помнить об этом и следовать путями доброты - очень и очень важно. Поверьте мне!»    (Дмитрий Сергеевич Лихачев)

     Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Необходимость духовно-нравственного воспитания в школе впервые в новейшей истории России была закреплена законодательно. Так п. 6 ст. 9 Федерального закона РФ «Об образовании» в редакции от 1.12.2007 указывает, что «Основные общеобразовательные программы … включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов… и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Впервые в Федеральном законе акцент сделан на духовно-нравственное развитие и воспитание. «Общероссийская Программа развития воспитания в системе образования России» также обращает внимание на то, что «духовно-нравственное становление детей и молодежи — есть важнейшая составляющая развития общества и государства». Важность формирования школой духовно-нравственных ценностей сегодня осознается и  государственными институтами и обществом.

     Согласно опросам общественного мнения, проведенным ВЦИОМ, подавляющее большинство нашего общества считает, что нравственные ценности должны воспитываться в семье, но при этом большая часть опрошенных также считает, что семья сегодня не справляется с возложенной на нее задачей вследствие кризиса семейных ценностей. Следующими по значимости в воспитании нравственности общественными институтами являются школа и Церковь, именно на них возлагают надежды в воспитании нравственных ценностей россияне. При воспитании гражданственности учителя часто обращаются к духовно-патриотическим темам, ко всему тому, что помогает сформировать систему общенациональных ценностей, которые стали в последнее время крайне актуальными и приоритетными. В связи с этим сегодня возникают проблемы, которые трудно решаются.

     Мы много говорим о «болезнях» современного общества – демографической ситуации, алкоголизме, наркомании, социальной апатии и амбивалентности. Именно в наши дни, как никогда, наблюдаются неожиданные отклонения от тех качеств, которые общество хотело бы видеть в наших выпускниках. Эгоизм, равнодушие к чужой боли, оценка людей по материальному положению, лицемерие в поведении, грубость, отсутствие доброты и скромности — такие черты, к сожалению, появляются у части молодежи. Чаще звучат ностальгические ноты по утерянным в 9-е годы «пионерии» и «комсомолии». С нескрываемой тревогой говорим об образовавшемся вакууме в умах и душах и слащавом суррогате из чуждых нам установок и ценностей, которые немедленно заполнили образовавшуюся пустоту. Ингредиентами этого адского коктейля справедливо называем и беззастенчивую рекламу пива, и откровенную циничность многочисленных низкопробных сериалов, и пропаганду насилия и жестокости, без которой уже немыслим современный кинематограф.

      Издавна общечеловеческая культура и нравственность как ее составляющая основывались на идеалах и образцах, нашедших свое отражение еще в священных книгах народов (Библия, Коран, Тора, Трипитака), исторических документах, произведениях литературы и искусства. Образы великих людей прошлого и настоящего питают нравственные чувства мира. Полагаю, что прежде чем говорить о методах и средствах образования, следует уточнить некоторые моменты.

     Так, согласно главе 1 Конституции РФ, Россия – светское государство (п. 1 ст. 14), в котором признается идеологическое многообразие (п.1 ст. 13), религиозные объединения отделены от государства (п. 2, ст. 14), а федеративное устройство основано на равноправии народов (п. 3, ст. 5). Подчеркну, что эти правовые положения составляют, в том числе, основу конституционного строя нашей многонациональной и многоконфессиональной страны. И уже только по этой причине было бы крайне опасно возводить в абсолют исключительно ценности цивилизации, основываясь на превалировании какой-либо конфессии, и формировать на их основе некую универсалию для преподавания в светской школе. Напомню, что христианство не единственная мировая религия. Есть еще ислам, буддизм, в христианстве кроме православия есть ветви католицизма и протестанство во всем его многообразии. Следовательно, знакомство с ними также должно стать неотъемлемой частью «уроков нравственного совершенствования». Кроме того, в светской школе необходимо четко разделять культурные, исторические, философские (с одной стороны) и религиозные (с другой) ценности. Последние, по моему глубокому убеждению, (и это в равной степени касается как «суммы теологий» христианства, так и мусульманского принципа «единобожия»), ни в каком виде не могут преподаваться в государственных учреждениях среднего (полного) общего образования. Ибо слишком велик будет соблазн превратить кафедру светского преподавания в кафедру для проповеди религиозных ценностей отдельно взятой конфессии (и совершенно неважно –  какой именно).

     НО ЭТО ВОВСЕ НЕ ОЗНАЧАЕТ, что школа должна ставить барьер и создавать препятствия для преподнесения и соединения ценностей светского образования с правильно, на светской основе подаваемыми сокровищами мудрости религиозно-культурологического пласта мировых вероучений.

     И чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания необходимы духовно здоровая семья и школа. Большинство из нас, а это семья, школа оказались очень далеки от своих духовных истоков, от высот духовно-нравственной культуры. Сделать, научить родителей, педагогов общедидактическими методами быть духовными невозможно. Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих воспитанников. Педагог должен быть одушевлен своей деятельностью, видеть в ней призвание- вести к свету, истине, добру. Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума: как взрослых, так и детей:  Духовно-нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа. Школа, оставаясь светской, пробует через культуру своего народа осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание школьников. На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание чаще всего представлено отдельными уроками , беседами, лекциями в учебном процессе. Это, скорее всего, обучение и воспитание на основе духовности. Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы, уклада в школе, которые бы способствовали духовному становлению ученика, пробуждали в нем желание делать добро. В настоящее время общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и традиций религиозных культур.

     Думается основополагающее значение здесь играет включение в каждодневность и обиход ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ, ВЕЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ. Они вне и скорее НАД этносами и конфессиями, это всеобъединяющие  нынешний «мозаичный» мир людей начала.

     Россия послереволюционного периода основную нравственную задачу видела в воспитании у подрастающего поколения патриотизма, преданности идеи социалистической Родины. И весь учебно-воспитательный процесс соответствовал этому направлению. Именно в это время уходили из нашего обихода слова:

добро - как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние как отречение от зла; милосердие как милость в сердце, благодать как добрые дела и любовь к близким, духовное, духовность.

     Люди все больше погружались в нетерпимость друг к другу, становились жестче, жестокосерднее, стали меньше доверять друг другу. А ведь только «...Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста...» (Евангелие от Луки).

Но - нравственное, патриотическое, нравственно-патриотическое - вот те слова, которые постоянно встречались в советский период и которые, подчас, реже слышишь сейчас.

     Складывался понятийный парадокс. Вроде бы «патриотичность и Родина» - с твердостью, принципиальностью, борьбой с врагами, - с одной стороны, и «духовность» – с терпимостью, пониманием, - не являются составляющими одного огромного ценностного пласта, - что делает человека человеком, - а вообще чуть ли не «темы разных заседаний и конференций»! 

     Это результат того, что за многие годы атеизма и мучительного реформирования мы растеряли многие духовные ценности. Иногда в молодежной среде стесняются таких слов и понятий абсолютных для наших предков: Родина, Отечество, долг, патриотизм, служение. Недостаток духовного развития приводит к нравственному опустошению. Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине. И, безусловно, воспитание гражданина-патриота и личности духовно-нравственной, современного Человека – задачи взаимонаполняющие, взаимопроникающие, абсолютно неразрывные сегодня.

     Необходимо учитывать, что часто основные культурные ценности учителя и ученика не совпадают в силу принадлежности к разным поколениям. Поэтому учитель должен учитывать этот аспект в своей работе.

     Любопытна выборка ценностей современного старшеклассника:

Общими ценностями учителей и учащихся продолжают выступать

- здоровье, семья, справедливость, семья, преданность в дружбе, надёжность, образование.

Дети отдают предпочтение:

а) свобода, любовь

б) прагматические ценности: карьера, собственность, возможность общаться,

Для педагога карьера и собственность в 84% - малозначимы. 

Для учителей более значимы  ценности гуманистической направленности:

- сострадание, доброта, уважительное отношение к окружающим, вежливость.

Наименее популярными оказались в молодежной среде

- христианские ценности – 13-23%

Очень малозначимыми сегодня оказываются у них гражданские ценности:

- интернационализм, политика, идеология.

    Духовно-нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии учителя на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Задачей педагогов является достижение этой цели.

      Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Они различны в зависимости от возраста ребёнка.     Наибольшими возможностями в плане воспитания духовно-нравственной личности обладают гуманитарные предметы, прежде всего история и обществоведение. Уроки истории и обществознания помогают подросткам определить их жизненные, нравственные, гражданские ориентиры, как говорил Н.М.Карамзин, «для сердца и разума». Эти учебные дисциплины, где внимание учащихся привлекается к важным вопросам самоопределения личности, к проблемам нравственного выбора, личной вины, поведения в различных ситуациях, эмоционального переживания. И снова подхожу к тому, что одним из важнейших факторов духовно-нравственного воспитания является воспитание патриотизма, чувства единения со своей Родиной и культурой неотделимые от идеи любви как центра духовности. Многие темы в курсе истории содержат богатый «ценностный пласт». Вспомним Великого князя Сергея Александровича, дядю последнего русского царя Николая II , его супругу Великую княгиню Елизавету Федоровну. Сергей Александрович погиб от разрыва бомбы террориста в 1905 году. Княгиня (ныне канонизированная Православной Церковью), святая великомученица, собирала по частям останки тела своего мужа. После такого потрясения можно было ожесточиться, возненавидеть этот несправедливый мир. Но в том, как повела себя княгиня Елизавета Федоровна, поистине отразилось величие ее души. Она подала прошение царю о том, чтобы фанатика оставили в живых. Основала лазарет, ухаживала за ранеными и до конца дней своих помогала нуждающимся. Ни это ли великое доказательство любви к людям и даже к своим врагам. Это ли не серьезнейшая тема для размышления? А может, пример для подражания? Такие примеры в истории не единичны. Дети учатся на них оценивать поступки, не быть равнодушными к окружающим. Восстанавливая контакт с сознанием людей прошлых лет, учащиеся одновременно проходят своеобразную школу отзывчивости, милосердия, сострадания, любви.

      Часто организую урок таким образом, чтобы учащиеся постоянно оказывались в ситуации решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию, как его оценить и услышать мнение другого. При этом ученик проводит как фактический анализ ( выявляет объективные свойства исторических событий и процессов), так и оценочный анализ, определяя значение данного события для развития общества и личности.

     В ходе занятия ставлю цель выработать умение использовать при оценках систему общечеловеческих, социально значимых и личных ценностей, соотносить их, чтобы выработать ответственность за принятое решение. Создавая на уроке ценностно-проблемные ситуации, ученик стоит перед выбором  - с помощью каких критериев дать оценку тому или иному историческому событию. При этом у ребенка должен возникнуть личный интерес. Так, прежде чем изучать «бабий век –ХУШ» и эпоху Александра 1, мы с учащимися обсуждаем вопросы:

- Как вы относитесь к тому, что в России женщина тоже может возглавлять страну?

- Как вы относитесь к исторической личности, которая имела благие цели, проводя реформы в стране, но при этом участвовала в смещении с престола своего отца?

     Мой опыт показывает, что дети по-разному отвечают на каждый из этих вопросов, при этом наблюдаешь, как у детей происходит формирование духовных ценностей.

     Наша тысячелетняя история – самый благодатный материал для воспитания  духовно-нравственных качеств у учащихся, одним из направлений которого является формирование  патриотизма,  отношения к Родине. Какая она? Ее многоликость, разнопроявленность. Как она воспринимается в разные эпохи представителями разных слоев общества? «У  пролетария может быть Родина», если кроме «своих цепей он ничего не имеет», а в далекой перспективе приобретет весь мир?...  Урок обществоведения, темы «Гражданин – человек свободный и ответственный»(9 кл.), «Общественное сознание»(11 кл.). Вариативность - в зависимости от классов и возраста. Учащимся предлагаю прослушать фрагменты песен, на руки раздаются тексты, на экране – слова для всех: - Ваше восприятие материала? Что ближе по духу?

- Есть ли тексты, которые вызывают абсолютное отторжение? Почему

- Соотносите ли тексты с какой-либо эпохой? Признаки? Что может быть вне времени?

- Ваша оценка авторов? Любят ли они Родину? А как ты можешь выразить любовь к Отечеству?

Широка страна моя родная

(В. Лебедев-Кумач)


Широка страна моя родная.

Много в ней лесов, полей и рек.

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек.


От Москвы до самых до окраин,

С южных гор до северных морей

Человек проходит как хозяин

Необъятной Родины своей.


Всюду жизнь и  вольно и широко,

Словно Волга полная течет.

Молодым везде у нас дорога,

Старикам везде у нас почет.


Но сурово брови мы насупим,

Если враг захочет нас сломать.

Как невесту Родину мы любим,

Бережем, как ласковую мать.


Широка страна моя родная.

Много в ней лесов, полей и рек.

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек!


Родина  (Ю. Шевчук)


Боже, сколько лет я иду, но не сделал и шаг. Боже, сколько дней я ищу то, что вечно со мной, Сколько лет я жую вместо хлеба сырую любовь, Сколько жизни в висок мне плюет

Вороненым стволом долгожданная даль!


Черные фары у соседних ворот,

Лютики- наручники, порванный рот.

Сколько раз, покатившись, моя голова

С переполненной плахи летела сюда, где

Родина.

Еду я на родину,

Пусть кричат – уродина! -

А она нам нравится,

Хоть и не красавица,

К сволочи доверчива,

Ну, а к нам?!


Боже, сколько правды в глазах

государственных шлюх!

Боже, сколько веры в руках

отставных палачей!

Ты не дай им опять закатать рукава,

Ты не дай им опять закатать рукава

Суетливых ночей!


Черные фары у соседних ворот,

 Лютики-наручники, порванный рот.

 Сколько раз, покатившись, моя голова

С переполненной плахи летела сюда, где

Родина.

Еду я на родину,

Пусть кричат – уродина!

А она нам нравится,

 Спящая красавица,

 К сволочи доверчива,

 Ну, а к нам - ?...


Из-под черных рубах рвется красный петух,

Из-под добрых царей льется в рты мармелад.

Никогда этот мир не вмещал в себе двух –

Был нам богом отец, ну а чертом - Родина.

Еду я на родину, Пусть кричат – уродина! –

А она нам нравится, Спящая красавица,

 К сволочи доверчива, Ну, а к нам...

Россия

(Е. Беделева)


Божьи колодцы глаз

Серому небу в тон.

Бабий протяжный глас

Под погребальный звон.


Хлеб для больной души,

Боже мой, днесь нам даждь!

Что на Руси сокрушит

Западный антураж?!


…Горя – глубин без дна,

Тот же веселья фон…

Также рыданьем полна

Мироточивость икон…

Русь

(Ф. Савинов)

Вижу дивное раздолье,

Вижу степи и поля, –

Это русское приволье,

Это Родина моя.


Слышу песню жаворонка,

Слышу трели соловья, -

Это русская сторонка,

Это русская земля.


Вижу горы--сполины,

Вижу реки и моря,  –

Это русские картины,

Это Родина моя!

(А.Вертинский)

Я не знаю, зачем и кому это нужно.

Кто послал их на смерть недрожащей рукой

Только так бесполезно, так зло и ненужно

Опустили их в вечный покой.


Равнодушные зрители

Молча кутались в шубы

И какая-то женщина с искаженным лицом

Целовала покойника  в посиневшие губы

И швырнула в священника обручальным кольцом.


Забросали их елками, замесили их грязью

И пошли по домам, под шумок толковать,

Что пора положить уже конец безобразью,

Что ведь скоро и правда все начнут голодать.


И никто не додумался просто встать на колени

И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране

Даже светлые подвиги – это просто ступени.

В бесконечное завтра, к долгожданной весне.

Текст Государственного гимна Российской Федерации
(
слова С.В.Михалкова)

Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твое достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

     Удивительные душевные вещи можно услышать от наших холодноватых, «космополитичных» детей и о своей позиции по отношению  к России, о разнице их с предками, о слитости поколений…

     К сожалению, в последнее время мы перестали акцентировать внимание на  таком явлении, как героизм  наших предков.      Заканчиваю изучение Великой Отечественной войны уроком по теме «Судьбы поколения  Великой Отечественной». Этот урок проходит в форме конференции. Ребята проводят собственную исследовательскую работу. Казалось бы, что еще неизвестного можно найти на любительском уровне вне архивов по этой теме?  Но запомнились темы, которые затем прозвучали на областных и российских  конкурсах детских работ: «Взгляд на подвиг Александра Чекалина  полвека спустя» и «Неизвестные странички деятельности «Молодой гвардии» (Берникова М., Семенова Н.). Дети успели проинтервьюировать последних оставшихся на тот момент в живых участников и свидетелей событий. Успели, а полтора года спустя всех шести соавторов работ уже не было в живых… Работы опубликованы. Частица малой истории сохранена.

      И еще один штрих к духовно – нравственному воспитанию через урок. Это личность учителя, его человеческая самоценность. Учитель должен вызывать у учащихся те чувства, которые есть у него. Свои идеалы он должен передать своим  ученикам. Но не навязывать готовые оценки и идеалы, а умело подводить учащихся к самостоятельному их постижению. Тогда не будет фальши и лжи, и воспитывая милосердие, мы не получим цинизм. У ученика есть право на собственное мнение, оценку, право отстаивать свою точку зрения в споре с учителем.

 Каково же отношение подрастающего поколения к историческим событиям? На  итоговых занятиях в 9-х  классах я предложила пофантазировать, на чьей стороне они смогли бы выступить в годы становления советской власти в России XX века.      Вот отклики: 12% предположили, что стали бы воевать за белых, 14% — за красных, 34% решили не связываться ни с кем, процент эмигрантов, предпочитающих жить в богатой стабильной стране внушителен  -  40%.

   Социальный строй,  реалии сегодняшнего дня  привели к переоценке многих ценностей. Памятуя известную фразу Петра Столыпина, можно сказать, что молодежь также, как и  он , не хочет «великих потрясений». А нужна ли ей великая Россия?  Уверена, да. Только отвечают по-современному, без помпезности, даже с налетом «легкой усталости» от нашего взрослого непонимания очевидного…

Каждый год, когда я веду выпускные классы -9 или 11-ые, - предлагаю ребятам на одном из последних занятий обществоведения составить небольшой футурологический прогноз (каким они представляют будущее цивилизации и каким видят себя в перспективе). Более 10 лет назад, говоря о будущем, ребята ставили акцент  на технические изменения, результаты влияния научно-технической революции на жизнь общества и мало говорили о себе. Сегодня большинство выпускников видят себя в будущем профессионалами в своем деле, у которых  есть любимый человек, у мальчиков чаще - крепкая семья,   материально обеспеченными, здоровыми и физически сильными, а также свободными и независимыми, девочки чаще говорят о детях. Это стандартный «европейский набор» ценностей, характерный для представителей среднего класса, который можно реализовать только в условиях стабильного и развивающегося общества, а именно такой большинство выпускников видят свою Родину в XXI веке. Среди ценностей молодых граждан России ее будущее, будущее своей державы  как общечеловеческая ценность занимает одно из важных мест.

     Духовно-нравственное воспитание –  процесс двухсторонний. Он заключается в воздействии учителя на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Задачей педагогов является достижение этой цели, привлекая в меру сил своих  наследие  всех поколений, стран, народов.       А укреплять межкультурный и межконфессиональный диалог можно и нужно. Так, ислам, христианство и иудаизм образуют группу авраами́ческих религий, берущих свое ОБЩЕЕ начало из ОБЩЕЙ древней семитской традиции, восходящей к легендарному патриарху семитских племен Аврааму (Ибрахиму).  Слово «ислам» (от «син-лям-мим») является однокоренным слову «салам». А теперь сравним арабское «салам» и древнееврейское "шалом" – оба слова переводятся как «здравствуйте». «Салям алейкум» - «Мир вам!» - говорят на Востоке. «Здравствуйте!» - «Будьте здоровы!» – отвечаем мы.

Литература:

Воспитание патриотизма учащихся средствами внеучебной и внешкольной работы. / Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологические и прикладные основы: Монография / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, Г.Н. Филонов и др.; Под общ. ред. С.В. Дармодехина и А.К. Быкова – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2007.

Галицкая И.А., Метлик И.В. Знания о религии в образовательных стандартах по истории и воспитательный потенциал исторического образования в школе. – М.: ФГУ Государственный НИИ семьи и воспитания РАО, 2007. – 116 с.

Галицкая И.А., Метлик И.В. Реализация права ребенка на свободу вероисповедания в учебно-воспитательном процессе: Пособие для работников образования. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2005. – 140 с.

Галицкая И.А., Метлик И.В. Новые религиозные культы и школа. Пособие для руководителей образования и учителей. – М.: Сентябрь, 2001. – 159 с.

Галицкая И.А., Метлик И.В. Глава 7. Знания о религии в этнокультурном образовании. В кн. Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания / ред. кол.: М.П. Мчедлов (отв. ред.), Ю.А. Гаврилов, В.В. Горбунов и др. – М.: Культурная революция, 2007. – 368 с. – С. 183-207.

Гражданское воспитание: из опыта работы ГОУ СОШ №739 г. Москвы. Методический сборник. Под ред. к.п.н. Гаврилычевой Г.Ф. – М.: Изд. ГОУ СОШ №739 г. Москвы, 2007. – 98 с.

Гражданское становление и патриотическое воспитание молодежи: Методический сборник проектов / Под. ред. И.И. Мельниченко, И.В. Метлика. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2005. – 48 с.

Князев Е.А. Общественно-ценностные приоритеты в развитии отечественного высшего образования. / Cб. Ценностные ориентации личности в теории и истории отечественной педагогики (конец XX – начало XXI вв.) Монография./ Под ред. Чл.-корр. РАО д.п.н., проф. Богуславского М.Н., к.п.н. Игнатьевой Т.Б. – М.: ИТИП РАО, 2007.

Кондратенко И.Н., Метлик И.В. Народонаселение России в первой половине XX в. (уроки повторения истории в 10-11 классах) / Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие. Автор-сост. А.К. Быков, И.И. Мельниченко. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 гг.

Метлик И.В., Никитин А.Ф. Использование воспитательного потенциала  курсов обществознания в образовательном процессе: методические рекомендации для учителей.

Метлик И.В., Галицкая И..А., Никитин А.Ф. Главы 9, 13, 14. Патриотическое воспитание учащихся в контексте содержания школьного историко-обществоведческого образования. Патриотическое воспитание школьников на уроках истории и обществознания.

Никитин А.Ф., Метлик И.В. Галицкая И,МК «Обществознание» 8 – 11 классов. Изд. «Просвещение», 2000 – 2008 (3 учебника, 2 методических пособия, практикум, рабочие тетради, учебные программы).

Федеральное агентство по образованию, ГосНИИ семьи и воспитания, Федеральная программа развития образования. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2004.

Филонов Г.Н., Воропаева И.П., Гаврилычева и др. Методика духовно-нравственного воспитания детей в учреждениях общего и дополнительного образования / Сборник научных статей – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2007.

Филонов Г.Н., Воропаева И.П., Гаврилычева Г.Ф. Галицкая И.А. и др. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста: современные подходы и проблемы»: для руководителей и специалистов в области воспитания / Сборник научных статей – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личности

Воспитание семейных ценностей как важное звено  духовно-нравственного воспитания личностиРечь идет о воспитании семейных ценностей через реализацию проекта "Православный семейный городок" В нашей...

Духовный мир семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей.

Что такое семья? Какую роль она играет в жизни каждого человека? Каково ёе значение для развития у детей духовного начала? Эти вопросы давно и неизменно волнуют всех людей на Земле. На каждый из таких...

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

ОМСКИЕ ОБЛАСТНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ «Традиционные ценности и современный мир» Духовно-нравственное воспитание в семье и общеобразовательном учреждении через реализацию учебного курса ОРКСЭ

         Большое значение в формировании духовно-нравственного воспитания обучающихся имеет преподавание комплексного учебного курса  ОРКСЭ, который...

ДУХОВНАЯ ПРИРОДА СЕМЬИ – ОСНОВА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

ДУХОВНАЯ  ПРИРОДА  СЕМЬИ – ОСНОВА ДУХОВНО  – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ  ДЕТЕЙ...

Статья "Создание атмосферы психологической поддержки в театральных объединениях" -Cборник с материалами VI Международной научно-практической конференции «Ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания современной молодежи».

Cборник  с материалами VI Международной научно-практической конференции «Ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания современной молодежи»  [[{"type":"media","...

Интеграция христианских духовных ценностей в учебный предмет «Литература» в 5 классе в условиях реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Краткая аннотация работы В методической разработке рассматривается актуальный вопрос об изучении религиозных знаний, основ православной культуры, христианских духовных ценностей в светской школе через...