Методическая статья Из опыта преподавания модуля «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» в 4-5 классах средней школы
учебно-методический материал (5 класс) по теме

Камратова Наталья Александровна

В настоящее время в школах активно утверждается курс "Основы религиозных культур и светской этики" Представляемая мной статья обобщает накопленный опыт работы по модулю "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ".

Многим учителям данная статья поможет быстро подобрать правильное направление в работе над новым курсом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая статья25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта преподавания модуля «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» в 4-5 классах средней школы

Н.А.Камратова

Учитель истории, обществознания и основ светской этики, первая квалификационная категория, Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение средняя общеобразовательная  школа №9 Россия, город Димитровград.

Нравственный опыт самого человека и всего человечества в целом составляет основное содержание учебного модуля «Основы светской этики», который направлен на знакомство школьников с основами нравственности, даёт первичные представления о морали и её значении в жизни человека, опираясь на положительные поступки людей. Данный учебный модуль создает условия для воспитания патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину. О том как это получилось судить Вам.

                                                        Что посеешь, то и пожнёшь.(Пословица)

                 Пришло время поделиться своими наработками в преподавании модуля «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ», который я преподаю в средней школе вот уже на протяжении трёх лет. О проблемах говорить  и писать не хочется, так как критики и недовольные всегда найдутся. Идея положенная в основу преподавания курса я считаю благородная. Воспитать в подрастающих поколениях духовно-нравственные начала  дело нужное, дело первостепенной важности, особенно в наше нестабильное время.

                Причем воспитать мягко, без оценочно будущего гражданина, патриота своей Родины-задумано великолепно. Ребенок свободный от оценок сможет действительно проявить весь свой потенциал. Именно над формированием гражданской позиции и духовно-нравственных начал, воспитания патриотов своей Родины в курсе «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ», я работаю ежедневно на уроках в 4-5 классах.  Передо мной постоянно стоит задача, так изложить материал, чтобы было понятно и доступно учащимся 4-5 классов. Я постоянно задаю себе вопрос, каким образом донести до понимания учащихся  такие категории ,как « этика, нравственность, мораль, долг, совесть,…».

 И.Т.Фролова [c.572]Философский словарь дает нам следующее толкование: Этика (греч. ethos — привычка, обычай), одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль.                

           На каких примерах объяснить 4-5 классам категории этики, перед которыми даже взрослый  человек сделает паузу, задумается …

                   Но с другой стороны,  если  ученик  будет свободно владеть и понимать эти категории, то передним откроются перспективы создания и написания творческих работ(сочинений, эссе, очерков, статей…) На занятиях ученики  учатся анализировать поступки сказочных  героев через нравственные аспекты, что в будущем поможет им  при анализе  любого литературного произведения, его героев. Вот почему работа с понятийным аппаратом учебника важный этап работы. На уроках мы всегда знакомимся с текстом параграфа учебника  «Основы светской этики» автор А.Я. Данилюк. Работаем над выполнением заданий, которые предлагают нам авторы учебника, проводим обсуждение «Мудрых мыслей», пишем мини - сочинения. Используем и прилагаемый к учебнику диск с тестовыми заданиями, пословицы и поговорки. Но дети действительно оживляются, когда мы начинаем рассматривать категории этики на примерах героев русских народных сказок. Русские народные сказки я использую не случайно, они хорошо известны детям с пеленок(Колобок, Морозко, О рыбаке и рыбке…).Часть сказок нам предлагает аппарат учебника, что-то мы берем своё.. Учащиеся с удовольствием, с ноткой юмора рассматривают поступки сказочных героев, кого-то осуждают, кому-то сочувствуют, а кому-то даже готовы дать ценный совет.

               Очень подходят для использования на уроках басни русского баснописца И.А. Крылова. На литературных примера ученики учатся ценить  героев не за красивые слова, а за дела.… По-настоящему творческими становятся уроки с использованием проектной деятельности учащихся. Начиная работу по созданию проектов я объясняю учащимся что творческий проект-это учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность. Виды проектов разнообразные -это сценки, исследовательские работы, презентации, дизайнерские идеи, газеты, стихи, поделки, макеты, иллюстрации к сказкам.… На уроке формируются группы по интересам, именно в коллективе, где ребенок чувствует себя комфортно и предстоит создавать творческую работу. Любое предложение, идея детей в момент работы над проектом мною поддерживается, слово «НЕТ» в это время находится под запретом и мною не используется .Любому начинанию я рада и всем довольна. Работая над проектом, ученики учатся отбирать материал, красочно оформлять работу, работать в коллективе. Работа детей не может оставить равнодушными родителей, которые оказывают помощь детям. Спустя две недели проводится урок защиты проектов. Такие уроки превращаются в настоящее представление, где каждый находит для себя что-то новое, открывает необычное. Кто-то учится красочно оформлять, подбирать цвета, другой узнает как создать презентацию, приготовить диаграмму, третий к уроку пишет своё стихотворение, а кто-то готовит сценку…Такие уроки не оставляют никого равнодушными. Так свет увидели проекты :О Родине, О дружбе, О семье, О братьях наших меньших, О добрых и злых сказочных героях, Кодекс чести друзей. Понравилась детям на уроке работа с притчами. Притча-это народная мудрость, изложенная в ненавязчивой форме. Притчи учат размышлять. В притчах присутствует тонкий юмор и это очень привлекает детей. Притчи они как семя, которые попадая в душу ребенка, обязательно дадут свои всходы. Изучая нравственные категории с использованием притч, мы сделали для себя открытие, а почему бы нам не попробовать самим сочинять притчи. Эта идея бала принята детьми положительно, но с чего начать? Мы ещё не достаточно взрослые, жизненного опыта не всем хватает, поэтому мы решили создавать притчи с конца.

1Шаг. Ученик подбирает пословицу или поговорку.

2Шаг. Ученик сочиняет сюжет будущей притчи.

И вот уже класс затаив дыхание слушает не просто сочинение, а ПРИТЧУ. Притчи не выбрасываем, а собираем в копилку народной мудрости. Может быть кто-то сочиняет притчи  и по-другому .В рамках уроков светской этики мы с удовольствием принимаем участие в различных конкурсах,  викторинах, которые нам предлагаю, используем игры. Вот немногое то чем я хотела поделиться с коллегами. Пройдут два года и я передам эстафету учителям литературы, истории, обществознания, на этих уроках ученики продолжат размышления над многообразием человеческой сути. Модуль  «Основы светской этики»-это лишь первые шаги в изучении истоков нравственности, но эти шаги  для 4-5 класса самые трудные, потому что они первые. Закончить статью я хочу одной из детских притч, которую написал мой ученик. Притча:         О семи чудесах света.

На уроке дети писали сочинение на тему  « Семь чудес света».

Класс в сочинениях восхищался пирамидами, Висячими садами Семирамиды…А одна ученица написала, что для неё семь чудес света –это,видеть,дышать,радоваться,любить,чувствовать,ощущать,смеяться.Все в классе замерли.

                                                   Список литературы

1.А.Я.Данилюк «Основы светской этики»4-5 классы: учеб.для общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение,2012.-63с.

2.Ю. В. Бодрова Русские пословицы и поговорки и их английские аналоги Издательство: М.: АСТ, Сова Год: 2007 с.160.

3. М.Т. Студеникин  «Основы светской этики». 4-5 класс. Книга для учителя М. Просвещение 2010.

4.И.Т.Фролов. Философский словарь-7-е изд.-М.:Политиздат,1997.-590с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики". 4 класс.

Данная рабочая программа составлена для модульногокурса ОРКСЭ по модулю "Основы светской этики". Полностью соответствует современным требованиям, предъявляемым к рабочим программам. Прошла опробирован...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...

ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

ОСЭ Рабочая программа   по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ...

Презентация и конспект урока ОРКиСЭ модуля " Основы светской этики" по теме " Этикет" в 4 классе школы для глухих детей

Данная тема имеет важное значение для воспитания учащихся. Умение вести себя за столом, в школе, во время поездки в общественном транспорте, в театре характеризует общий уровень культуры человек...

Методическая разработка по ОРКСЭ.Модуль "Основы светской этики" на тему "Род и семья" 4 класс

Конспект урока по основам светской этики в 4 классе на тему "Род и семья"...

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики". Тема "Стыд, вина, извинение".

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики"....

РП по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» 4 класс

РП по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»  модуль «Основы светской этики»  4 класс...