Сжатое изложение
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс) по теме

Материалы для обучения написанию сжатого изложения текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon szhatoe_izlozhenie.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение № 4. Географические названия

 

      I. Прочитайте текст.

      (1) Имена рек – старейшины в мире географических названий; я имею при этом в виду имена больших, самых прославленных рек Земли.

      (2) Древние люди, гонимые голодом, холодом, свирепостью зверей и двуногих соседей, все время перебирались с места на место, все время как бы расталкивали локтями своих современников в борьбе за самые удобные для жизни места.

      (3) Бывало по-разному. (4) То племя натекало на племя, как шумная река, ворвавшаяся в малое озерко: воды озера сливались с могучим потоком, растворялись в нем без следа. (5) То пришельцы растекались по новому месту, как по болоту или песчаной пустыне, теряясь в ее песках, смешиваясь со старым населением. (6) Но почти всегда они, принося с собой свои новые имена для холмов и лесов, для поселков и пустошей, названия больших потоков сохраняли благоговейно, принимая их от своих предшественников.

      (7) Мы не знаем в точности, почему они так поступали. (8) Может быть, боялись обидеть богов этих чужих рек переименованием. (9) Может быть, просто реку труднее перекрестить по-новому: ее имя так же длинно, как она сама; оно течет вместе с нею через области и страны; поди замени его на всем протяжении его пути! (10) Так или иначе – великие водные дороги всюду и везде постоянно носят и сегодня имена, созданные в глубочайшей древности. (11) Они переходят от народа к народу, от эпохи к эпохе. (12) Первоначальный их смысл забывается тысячекратно, а они все живут.

(По Л. Успенскому) (212 слов)

      II. Выполните задания, которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста.

      1. О чём говорится в этом тексте?

   а) о страхе древних людей перед богами;

   б) о переселении древних людей;

   в) о названии рек;

   г) о завоевательных войнах древности.

      2. Чем отличаются имена крупных рек от названий других географических объектов?

   а) почти невозможно установить их происхождение;

   б) они почти никогда не менялись;

   в) многие из них по значению связаны со сменой времён года;

   г) в них отражена история древних междоусобиц.

   3. Какой(-ие) тип(-ы) текста используется(-ются) в этом тексте?

   а) рассуждение;

   б) повествование и описание;

   в) описание;

   г) рассуждение и повествование.

      4. Почему автор называет СТАРЕЙШИНАМИ имена рек в этом тексте (предложение № 1)?

   а) от названий рек происходили названия других географических объектов: гор, хребтов, озёр;

   б) названия рек занимают особое, почётное место в ряду других географических названий;

   в) названия рек невозможно перевести на другой язык;

   г) право называть реки давали наиболее почитаемым представителям древних племён.

      5. Закончите план этого текста.

   1. Названия рек –

   2. Древние люди боролись за

   3. Пришельцы почему-то никогда не меняли названия

   4. Два предположения о том, почему они

      6. Найдите в тексте контекстные синонимы к слову «река».

      7. Дополните этот фрагмент примерами из текста.

   Автор сочетает информативную насыщенность с эмоциональной выразительностью, использует слова высокого стиля («                    » из предложения № 6), подчёркнутый анафорой синтаксический параллелизм (предложения № 4 и    ),                         («как шумная река»). Слово разговорного стиля («            » из предложения № 9) придаёт тексту интонацию доверительно-принуждённой беседы.

      III. Напишите сжатое изложение.

      1. Запишите главную часть первого предложения.

      2. Древние люди, пытаясь найти (какое?)                   место для                    , (что делали?)                        .

      3. Пришельцы, захватывая                     , меняли названия почти всех         , но всегда сохраняли (что?)                           .

      4. Мы не знаем, почему                                                                                        .

      5. Может быть, они                                                                                           .

      6. Может быть, реку трудно                             , потому что она протекает через                             .

      7. Так или иначе названия рек сохраняются                              , переходя от  

                   к                                            .                                                                                        

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся

Осложнённое списывание.  Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....

ГИА. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.

Представлен материал по подготовке к ГИА по русскому языку. Способы сжатия текста....

Способы компрессии (сжатия) при написании сжатого изложения

В материале представлены основные способы сжатия текста с примерами. Также представлены небольшие тексты для самостоятельной работы учащихся. Материал актуален для обчения детейнаписанию сжатого излож...

Приёмы сжатия текста (сжатое изложение ОГЭ-2016)

Материал содержит информацию по приёмам сжатия текста в рамках формата ОГЭ по русскому языку для учащихся 9-х классов....

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...

Подготовка к ОГЭ: сжатое изложение. Приемы сжатия текста

Повторить понятия «тема» и «микротема», приемы сжатия текста, написать сжатое изложение.Обучающиеся должны уметь находить главную информацию, направленную на раскрытие микротем...