Методическая разработка: ""Личностная и интеллектуальная готовность и неготовность к школьному обучению"
методическая разработка на тему

Панина Лариса Федоровна

Мои внуки скоро пойдут в школу......... Как узнать, готовы ли они к обучению в современной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc188.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА

                                  МАСТЕР п/о ГБОУ НПО ПУ 105

                                               ПАНИНА Л. Ф.

                                                    Тема:

         «Личностная и интеллектуальная готовность и    

              неготовность к школьному обучению»

                                               

2013 г.


Содержание

Введение.....................................................................................................................................3

1. Готовность ребенка к обучению в школе.........................................................................

1.1. Готовность и неготовность ребенка к обучению в школе..............................................5

1.2. Структура психологической готовности к обучению.....................................................7

1.3. Показатели готовности к школе в современных условиях.............................................8

2. Методики выявления готовности к школе........................................................................

2.1. Рисунок человека, образец и правило, графический диктант........................................9

2.2. Выведение итоговой оценки по трем тестам.................................................................13

2.3.Тест Керна - Йерасека........................................................................................................14

Заключение................................................................................................................................19

Глоссарий..................................................................................................................................20

Список использованных источников......................................................................................21

                                                                                         

                                                                                                                                                2


Введение

        Готовность к школе - понятие которое в последние годы претерпело сильные изменения. Раньше по всей стране существовала единая система школьного обучения с четко фиксированным возрастом приема в школу, стандартными учебными программами и единообразными методами обучения. Это побуждало учителей и психологов искать общие критерии готовности ребенка к школе. Сейчас, при высоком разнообразии подходов к обучению, такие общие критерии не возможны. Школы различаются между собой и по программам, и по методам обучения (одни школы принимают детей с шестилетнего возраста, другие - с семилетнего, а некоторые даже с восьмилетнего).

        Несмотря на различия в подходах к обучению, по-прежнему остаются неизменными те параметры, по которым можно оценить степень готовности ребенка к школе. Меняются лишь нормы, то есть требуемый уровень развития определенных психологических качеств, но не сами эти качества. Развития наглядно-образного мышления, служащего основном для последующего полноценного развития логического мышления, овладения учебным материалом. Развития произвольности и организации действий, умения ориентироваться на систему условий задач, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов. Умения ориентироваться на указания учителя, обращенные к классу в целом, способность внимательно слушать и точно выполнять эти условия. При оценки итогового результата (готовность - неготовность к школе) следует ориентироваться на соотношение результатов данного ребенка со средними данными по группе. В связи с отмеченным выше отсутствием единых норм для разных типов школы, этот способ оценки позволяет достаточно надежно выявить детей, которые могут испытывать трудности в школьном обучении. Дело в том, что любой учитель при построении обучения в той или иной мере ориентируется на средний уровень своих учеников. Небольшое отклонение от норм не должно служить серьезным препятствием для обучения. для ребенка же, чьи результаты существенно ниже средних, учеба наверняка окажется весьма трудной.

Цель: Рассмотреть структуру и методы готовности ребенка к школьному обучению, для последующего определения и выявления психологической готовности или неготовности к обучению в школе.

Задачи: 1. Определение структуры готовности ребенка к школьному обучению.

2. Рассмотреть показатели готовности к обучению в школе по методикам показателям готовности.

                                                                                                                                                       3

3. Выведения итоговой оценки показателей готовности.

Гипотеза: Существует тесная взаимосвязь между индивидуальными психологическими особенностями ребенка и его готовности к школьному обучению.

                                                                                                                                                4


Основная часть

1. Готовность ребенка к обучению в школе.

        1.1. Готовность и неготовность ребенка обучению в школе.

        Как известно в нашей стране положительно решен вопрос о возможности и рациональности обучения детей в школе с шестилетнего возраста. Это определяется тем, что научно-технический и социальный прогресс предъявляет новые требования к обучению и воспитанию молодого поколения, а акселерация развития детей позволяет поставить вопрос о более раннем начале обучения в школе. Экспериментально показано, что начиная обучение детей с 7 лет мы тем самым несколько задерживаем их психическое развитие. Поэтому в настоящее время в школу поступают и семилетние дети, и часть детей 6 лет (их число будет каждый год возрастать), которые учатся в подготовительных классах общеобразовательных школ. Вопрос о готовности детей к обучению в школе мы рассмотрим в двух планах - в отношения детей и той и другой возрастных групп.

Ко времени поступления в школу ребенок 7 лет уже, как правило, и физически и психологически полностью готов к систематическому обучению в школе, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа. Психологическая готовность рассматривается и с объективной и с субъективной стороны. Семилетний ребенок психологически готов к школьному обучению прежде всего объективно, т. е. к этому времени он обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития. Его отличает любознательность, яркость воображения. Внимание его уже относительно длительно и устойчиво, ребенок уже имеет некоторый опыт управления своим вниманием, самостоятельной его организации. Память его также достаточно развита. Уже не только с помощью взрослых, но и он сам способен ставить перед собой мнемическую задачу - запомнить что-либо; легко и прочно запоминает то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами. Он уже знает из опыта: для того чтобы хорошо запомнить нечто, надо несколько раз повторить это, пытается связать новое с уже знакомым, т. е. овладевает некоторыми приемами рационального запоминания и заучивания. Относительно хорошо развита у семилетнего ребенка наглядно-образная память, но имеются уже все предпосылки для развития и словесно-логической памяти.

Речь ребенка ко времени поступления в школу уже достаточно развита, чтобы начинать его систематически и планомерно обучать. Он уже довольно свободно владеет родным языком. Речь его в известной степени грамматически правильна, выразительна, относительно богата по содержанию. Семилетний ребенок уже может в довольно широких пределах понимать услышанное, связно излагать свои мысли. Словарь ребенка семи лет также довольно обширен (до 4000 слов), причем в нем заметное место занимают отвлеченные понятия.

Ребенок этого возраста способен к элементарным умственным операциям - сравнению, обобщению, умозаключению.

Сформированы и элементарные личностные проявления - семилетние дети уже могут проявлять известную настойчивость, ставить перед собой более отдаленные цели и достигать их (хотя чаще не доводят дело до конца), делают попытки оценивать поступки с позиций их общественной значимости. Детям свойственны первые проявления чувства долга и ответственности. Семилетний ребенок уже имеет опыт (пусть небольшой) управления своими чувствами, опыт самооценки своих действий и поступков, что является предпосылкой формирования самоконтроля.

Итак уровень психического развития семилетнего ребенка есть тот уровень психического развития, который является необходимой предпосылкой начала систематического, планомерного и целенаправленного обучения.

                                                                                                                    5

Все сказанное касалось объективной психологической готовности ребенка к школьному обучению. Но следует подчеркнуть другую сторону - субъективную психологическую готовность. Семилетнему ребенку, как правило, свойственно желание и стремление учиться в школе, своеобразная готовность к новым формам взаимоотношений со взрослыми. Он отдает себе отчет в то что учитель - это человек, который будет специально обучать воспитывать его, и поэтому учителя надо слушаться. Сомнений том, нужно ли учиться, у него нет. Разумеется, здесь очень велики индивидуальные различия. Одни дети так и рвутся в школ считают дни до начала занятий, задолго до 1 сентября начинав систематически осаждать родителей просьбами заранее подготовить учебные пособия и школьную форму. Другие идут в школ сдержанно и настороженно. А бывают случаи и нежелания идти школу. Здесь нередко сказываются опасения, вызванные непродуманными угрозами и предупреждениями старших («Вот погоди- пойдешь в школу, там за тебя возьмутся!», «Там ты еще наплачешься!»). Немалое значение имеет и «передача опыта» от более старших к младшим (как известно, первоклассники и второклассники иногда очень любят произвести впечатление на своих младших братьев и сестер рассказами о трудностях школьной жизни, о том, что «там сажают с девочками» и т. д.), а также некоторые наглядные впечатления (например, когда родите; буквально оттаскивают школьника от телевизора и усаживают его, ревущего, учить уроки).[1]

Отрицательное отношение к предстоящему школьному обучению, которое сложилось до школы, крайне затрудняет включение семилетнего ребенка в учебно-воспитательный процесс, препятствует формированию у него положительных мотивов ученика. Такие дети должны быть предметом особого внимания со стороны учителя, который настойчиво и тактично сумеет раскрыть перед ними привлекательные стороны учения, рассеять их тревог и опасения.

Несколько иначе обстоит дело с детьми шестилетнего возраста. В предыдущем параграфе были освещены возрастные особенности их физического и психического развития. Они дают ясное представление о том, что большинство детей этого возраста в общем готовы к обучению в школе. Об этом же свидетельствует опыт обучения этих детей в подготовительных классах школ.

Но нельзя утверждать, что шестилетние дети готовы к обучению в той же мере, что и семилетние дети, по тем же программам и в тех же условиях и режиме. Они значительно быстрее утомляются, у них чаще могут возникать нервно-психические перегрузки. Умение управлять своим поведением, своими психическими процессами у шестилеток выражено в гораздо меньшей степени, чем у семилеток, да и познавательные интересы проявляются менее ярко. Так что соответствующее положение может быть сформулировано следующим образом: шестилетние дети физически и психически готовы к обучению, но в сравнительно простых, доступных им (в частности, игровых) формах. В этом случае учащиеся, начавшие учиться в школе с шестилетнего возраста, мало отличаются (по успешности обучения и состоянию физического и умственного развития) от учащихся, поступивших в школу с семилетнего возраста.

Что касается субъективной готовности к обучению в школе, то желание учиться, приобретать новые знания, умения свойственно и детям шестилетнего возраста. Это отражается (особенно в детских садах) в тематике детских рисунков, вопросов, бесед с воспитателями, в сюжетно-ролевых играх. Дети понимают, что надо хорошо учиться, слушаться учительницу. Но осознание общественной значимости учения у них отсутствует. Если они и говорят порой (в своих детских выражениях, естественно) об этом, то просто повторяют слышанные ими слова взрослых. Но, проявляя желание учиться вообще, дети 6 лет, как правило, не проявляют желания учиться именно в школе. Большинство их хочет учиться в детском саду, тем более что некоторый элементарный опыт такого обучения у них есть.

И наконец, как уже отмечалось, среди шестилетних детей наблюдаются весьма значительные индивидуальные различия (а это более значимо, чем в отношении семилетних детей) в физическом и психическом развитии, определяемые состоянием здоровья детей, индивидуальными условиями их жизни и деятельности, в частности тем, как часто и много занимались с ними, готовили их специально к будущему школьному обучению и т. д.

1.2. Структура психологической готовности к обучению.

В последнее время задача подготовки детей к школьному  обучению занимает одно из важных мест в развитии представление психологической науки.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», «школьной зрелости».[2]

А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школь программы поведенческими характеристиками».

И. Шванцара более емко определяет школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении». В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.

Л. И. Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А.В.Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.».

На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты (по данным Л. А. Венгер, А. Л. Венгер, В. В. Холмовской, Я. Я. Коломинского, Е. А. Пашко и др.).

 1. Личностная готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.

        2. Интеллектуальная готовность. Этот компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако в основном мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

дифференцированное восприятие;

аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

логическое запоминание;

интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.

        3. Социально-психологическая готовность. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, в которых дети заняты общим делом и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

С проблемой диагностики психологической готовности детей к школьному обучению сталкиваются практические психологи, работающие в учреждениях народного образования. В разных школах существуют свои способы и методы организации приема детей. Сегодня практически во всех школах определяется уровень психологической готовности детей к школьному обучению. При этом каждый психолог в меру своей компетентности, теоретических предпочтений использует различный набор методических процедур, позволяющих получать данные о сформированное™ психологической готовности к школьному обучению.

Психолог проводит как массовые, так и индивидуальные психодиагностические обследования. При массовых (групповых) обследованиях детей обнаруживается в общих чертах уровень интеллектуального развития, развития тонкой моторики руки, координация движения рук и зрения, умение ребенка подражать образцу. Для реализации этих целей, чтобы составить общее представление об уровне развития готовности ребенка к школьному обучению.

1.3. Показатели готовности к школе в современных условиях.

Готовность к школе - понятие, которое в последние годы претерпело сильные изменения. Раньше по всей стране существовала единая система школьного обучения с четко фиксированным возрастом приема в школу, стандартными учебными программами и единообразными методами обучения. Это побуждал учителей и психологов искать

                                                                                                                                             8

общие критерии готовности ребенка к школе. Сейчас, при высоком разнообразии

 подходов к обучению, такие общие критерии невозможны. Школы различаются между собой и по программам, и по методам обучения Что еще важнее - это различный возраст начала обучения (одни школы принимают детей с шестилетнего возраста, другие - с семилетнего, а некоторые даже с восьмилетнего). Понятно, что  готовность к одному варианту обучения вовсе не означает готовности к другому. Поэтому в предлагаемых рекомендациях вы не найдете указаний на то, какой именно уровень психического развития должен служить показателем достаточной готовности ребенка к школе: это зависит от особенностей самой школы. Тем не менее проверка готовности в этих условиях становится даже еще более важной, чем при единообразной школьной системе, так как существовавшее в этой системе более или менее стихийно сложившееся соответствие школьных требований некоему «среднему» ребенку данного возраста сейчас соблюдается далеко не всегда.

Несмотря на различия в подходах к обучению, по-прежнему остаются неизменными те параметры, по которым можно оценить степень готовности ребенка к школе. Меняются лишь нормы, то есть требуемый уровень развития определенных психологических качеств, но не сами эти качества. К ним относятся:

  1. Развитие наглядно-образного мышления, служащего основой для последующего полноценного развития логического мышления, овладения учебным материалом.
  2. Развитие произвольности и организации действий, умения ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов.
  3. Умение ориентироваться на указания учителя, обращенные к классу в целом, способность внимательно слушать и точно выполнять эти указания.

Для выявления уровня сформированности этих психологических особенностей может быть предложена система из трех простых в проведении методик: «Рисунок человека», «Образец и правило», «Графический диктант». Все они могут проводиться фронтально, с группой из 15-20 детей. Желательно, чтобы в их проведении участвовали два человека: психолог и ассистент, функции которого может выполнять учитель. Выполнение каждого из этих заданий оценивается количественно.

При оценке итогового результата (готовность-неготовность к школе) следует ориентироваться на соотношение результатов данного ребенка со средними данными по группе. В связи с отмеченным выше отсутствием единых норм для разных типов школы, этот способ оценки позволяет достаточно надежно выявить детей, которые могут испытывать трудности в школьном обучении. Дело в том, что любой квалифицированный учитель при построении обучения в той или иной мере ориентируется на средний уровень своих учеников. Небольшое отклонение вниз от этого уровня не должно служить серьезным препятствием для обучения. Для ребенка же, чьи результаты существенно ниже средних, учеба почти наверняка окажется весьма трудной.

2. Методики выявления готовности к школе.

        2.1. Рисунок человека, образец и правило, графический диктант.        

        1.Рисунок человека

Инструкция. Перед началом выполнения задания каждому ребенку даются карандаш и лист нелинованной бумаги, на котором написаны его имя, фамилия и дата обследования. Инструкция звучит так же, как при индивидуальном проведении: «Нарисуйте человека - всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше - так, как вы умеете». Реакция на вопросы детей - та же, что при индивидуальном проведении. Если кто-то из детей не начинает рисовать, то надо подойти к нему, подбодрить и побудить к рисованию. Приходится индивидуально подбадривать и тех детей, кто работает

                                                                                                                                          9

особо медленно, не успевает закончить рисунок к тому времени, когда большинство остальных уже закончили. Если кто-то из детей рисует «портрет» (то есть только лицо), то надо индивидуально повторить для него указание нарисовать человека целиком и проследить за выполнением этого указания. Не забудьте подготовить точилку, чтобы точить карандаши, сломавшиеся во время работы.

Оценка результатов. Для определения степени готовности к школе полезна количественная оценка выполнения задания, которая выводится следующим образом.

Если в рисунке отсутствует голова или туловище, то оценка - О баллов.

Если имеются голова и туловище, то за каждую из следующих деталей: глаза (2 глаза засчитывающей за одну деталь), рот, нос, руки (2 руки - одна деталь), ноги (две ноги — одна деталь), - ставится по 2 балла; за каждую из деталей: уши, волосы (или шапка), шея, пальцы, одежда, ступни (обувь), - ставится по 1 баллу; за правильное количество пальцев (по 5 на каждой руке) ставится еще 2 балла.

Если способ изображения - пластический, то ставится 8 дополнительных баллов; если он промежуточен между пластическим и схематическим - 4 дополнительных балла; если он схематический, причем руки и ноги изображены двойными линиями, то ставится 2 дополнительных балла. За схематическое изображение, в котором руки или ноги изображены одинарной линией или отсутствуют, дополнительные баллы не ставятся.

Таким образом, минимальный балл за это задание - 0, максимальный (при наличии всех перечисленных выше деталей и пластическом способе изображения) - 26 баллов.

        2 Образец и правило

Инструкция. Детям раздаются карандаши и задания. Каждый лист должен быть подписан (так же, как листы для рисунка человека). Давая детям инструкцию, нужно иметь перед собой ее текст, чтобы она была воспроизведена дословно. Проверяющий, держа в руках такой же лист с заданиями, как у детей, говорит: «У вас у всех такие же листы, как у меня. Видите, здесь были точки (проверяющий указывает пальцем на вершины треугольника, изображенного в верхней левой части листа). Их соединили так, что получился такой рисунок (проверяющий проводит пальцем по сторонам треугольника). Рядом тоже есть точки (указываются «точки» справа от треугольника-образца). Вы сами соедините их так, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (проверяющий снова указывает на образец). Здесь есть лишние точки - вы их оставите, не будете соединять. А теперь посмотрите: точки все одинаковые или разные?»

Когда дети ответят, что точки разные, проверяющий говорит: «Правильно, они разные. Одни точки - как маленькие крестики, другие - как маленькие треугольники, есть точки как маленькие кружки. Вам нужно запомнить правило: нельзя проводить линию между одинаковыми точками. Нельзя проводить линию между двумя кружками, или между двумя треугольниками, или между двумя крестиками. Линию можно проводить только между двумя разными точками. Если какую-то линию вы проведете неправильно, скажите нам (имеются в виду проверяющий и ассистент), мы сотрем ее резинкой. Когда нарисуете эту фигурку, рисуйте следующую. Правило остается таким же: нельзя проводить линию между двумя одинаковыми точками».

Затем детям предлагают приступить к выполнению задания. По ходу его выполнения проверяющий и ассистент по просьбе детей стирают указанные ими линии, следят за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, чтобы, окончив решение задачи, каждый ребенок переходил к следующей. Никакие дополнительные разъяснения детям не даются, все их действия поощряются, даже в случае совершенно неверного решения. По просьбе ребенка ему может быть индивидуально повторена инструкция. При прямом вопросе может быть объяснено, что наличие в изображенной фигуре двух одинаковых «точек» не запрещено правилом: единственное требование состоит в том,

                                                                                                                                        10

чтобы такие точки не были соединены отрезком («линией»). Пассивных детей нужно  ободрять, стимулировать, объясняя, что «лучше решить задачу с ошибкой, чем вовсе не решить».

Оценка результатов

За каждую из 6 задач ставится оценка, которая может колебаться от 0 до 2 баллов.

В случае, если в задаче нарушено правило и неправильно воспроизведен образец, то ставится 0 баллов. Нарушением правила считается проведение хотя бы одной линии между одинаковыми «точками» или использование точки, отсутствующей в задаче - например, поставленной ребенком самостоятельно (за исключением тех случаев, когда имеется лишь небольшая неточность, вызванная моторными или сенсорными трудностями). В случае, если в какой-либо задаче проведено меньше трех линий, за нее также ставится 0 баллов.

В случае, если нарушено правило, но правильно воспроизведен образец, ставится 1 балл.

В случае, если соблюдено правило, но неправильно воспроизведен образец, тоже ставится 1 балл. Правило считается соблюденным, если имеется не менее трех линий, все линии проведены между «точками», имеющимися в задаче (то есть не используются точки, отсутствующие в задаче), и ни одна линия не проведена между одинаковыми точками.

        3. Графический диктант 

Эта методика, предложенная Д.Б. Элькониным, направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Материалом служит лист бумаги в клетку с нанесенными на нем 4 точками. Перед проведением методики доска расчерчивается на клетки, чтобы на ней можно было иллюстрировать указания, дающиеся детям.

Инструкция. Как и в предыдущем задании, нужно иметь перед собой текст инструкции, чтобы она была воспроизведена дословно. После того как детям розданы карандаши и листы (подписанные, как в предыдущих заданиях), проверяющий дает предварительные объяснения: «Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете линию, ждите, пока я не скажу, как надо проводить следующую. Следующую линию нужно начинать там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает на дверь (называется какой- либо реальный ориентир, имеющийся в помещении; детей, вытянувших не ту руку, поправляют). Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете вот так - к двери (на доске проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провожу линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая линия). Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно (снова называется реально имеющийся в помещении ориентир). Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клетки налево - к окну (на доске проводится соответствующая линия). Все поняли, как надо рисовать?»

После того как даны предварительные объяснения, переходят к рисованию тренировочного узора. Проверяющий говорит: «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаши на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги. Теперь одна клеточка направо. Одна клетка

                                                                                                                                          11

вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх.

 Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».

Проверяющему может быть удобнее диктовать, ориентируясь не на текст, а на сам узор.  При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается полторы-две минуты. Детям нужно объяснить, что узор не обязательно должен идти по всей ширине страницы. Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так и далее - самостоятельно) ассистент ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки, помогая им точно выполнить инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается и ассистент следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листки и начинали новый узор с нужной точки. В случае необходимости он ободряет робких детей, но никаких конкретных указаний не дает.

По окончании времени, отведенного для самостоятельного продолжения тренировочного узора, проверяющий говорит: "Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».

Предоставив детям полторы-две минуты на продолжение узора, проверяющий говорит: «Все, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаши. Поставьте их на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Через полторы-две минуты начинается диктовка последнего узора: «Поставьте карандаши на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово «налево» выделяется голосом, так как до сих пор это направление отсутствовало). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево. Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Оценка результатов

Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следующей шкале.

Точное воспроизведение узора - 4 балла (неровность линий, «дрожащая» линия, «грязь» и т. п. не учитываются и не снижают оценки).

Воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии, - 3 балла.

Воспроизведение с несколькими ошибками - 2 балла.

Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором, - 1 балл.

Отсутствие сходства даже в отдельных элементах - 0 баллов.

За самостоятельное продолжение узора оценки выставляются по той же шкале. Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну - за выполнение диктанта, другую - за самостоятельное продолжение узора. Каждая из них колеблется в пределах от 0 до 4.

Общая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной (оценка, занимающая промежуточное положение или же совпадающая с максимальной или с

                                                                                                                                          12

минимальной, не учитывается). Полученная оценка может колебаться от 0 до 8. Аналогично из трех оценок за продолжение узора выводится общая. Затем обе эти общие оценки суммируются, давая общую оценку выполнения всего задания в целом, которая может колебаться от 0 (если ни за один узор не получено больше 0 баллов) до 16 (если во всех трех узорах получено по 4 балла как за работу под диктовку, так и за их самостоятельное продолжение).

Таблица

Уровень

Условный балл

Методика

Рисунок человека

Образец и правило

Графический диктант

2.2. Выведение итоговой оценки по трем тестам.

I

0

0-4

0-2

0-1

II

6

5-11

3

2-4

III

9

12-16

4-6

5-10

IV

11

17-21

7

11 – 13

V

12

22-26

8-12

14-16

Итоговая оценка выводится в два этапа. На первом этапе по количественной оценке, полученной ребенком, определяется уровень выполнения им каждого из заданий. Каждому из пяти выделенных уровней соответствует свой условный балл. Уровни и соответствующие им условные баллы определяются по таблице .

На втором этапе условные баллы, полученные за каждую из трех методик, суммируются и выводится итоговый балл, который может колебаться от 0 до 36.

На его основе устанавливается окончательный уровень выполнения комплекса методик по таблице.

Мы не приводим статистических обоснований предлагаемой процедуры (для практического работника они несущественны). Отметим лишь, что она обеспечивает сбалансированную оценку, в которой высокие баллы по одной методике могут частично (но не полностью) компенсировать снижение баллов по другой. Проиллюстрируем работу с таблицами на одном примере. Предположим, ребенок получил 16 баллов за рисунок человека, 3 балла - за выполнение методики «Образец и правило» и 7 баллов - за графический диктант. По таблице 3 находим, что эти баллам соответствуют следующие уровни и условные баллы: «Рисунок человека» - IV уровень, 11 баллов; «Образец и правило» - II уровень, 6 баллов; «Графический диктант» - III уровень, 9 баллов. Сумма условных баллов составляет 11+6+9=26 баллов. Ей соответствует IV итоговый уровень.

Чтобы определить уровень, средний для данной группы, удобно воспользоваться показателем, который в статистике называется медианой (а не средним арифметическим).

                                                                                                                                                      13

Для его определения надо составить пронумерованный список всех детей, входящих в обследованную группу, расположив их в соответствии с итоговым уровнем: начиная с того, чей уровень ниже всего, и кончая тем, чей уровень выше всего (в каком порядке располагать детей с одинаковым уровнем, безразлично). Уровень ребенка, занимающего среднее положение в этом списке, - это и есть медиана, то есть средний уровень группы.

2.3. Тест Керна - Йеравека.

Этот тест обладает рядом существенных достоинств для первоначального обследования детей:

не требует продолжительного времени для проведения; может быть использован как для индивидуальных, так и для групповых обследований;

имеет нормативы, разработанные на большой выборке; не требует специальных средств и условий для проведения.[3]

Краткое описание теста

Ориентировочный тест школьной зрелости Я. Йерасека является модификацией теста А. Керна. Тест состоит из трех заданий: рисование мужской фигуры по представлению, подражание письменным буквам, срисовывание группы точек. Йерасек ввел дополнительное четвертое задание, которое заключается в ответах на вопросы (каждому ребенку предлагается ответить на 20 вопросов).

Рисунок мужчины нужно выполнить по представлению. При срисовывании написанных слов должны быть обеспечены одинаковые условия как и при срисовывании группы точек, объединенных в геометрическую фигуру. Для этого каждому

нения второго и третьего задания. Все три задания предъявляют требования в плане тонкой моторики руки.

Инструкция к заданию 3: «Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй и нарисуй здесь, рядом, такие же».

Оценка выполнения теста

Задание 1. Рисунок мужской фигуры.

1 балл выставляется в следующих случаях. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, голова не превышает туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка, шляпа), имеются уши, на лице — глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Изображена мужская одежда. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического способа, т.е. фигура рисуется сразу как единое целое (можно обвести контуром, не отрывая карандаша от бумаги). Ноги и руки как бы «растут» из туловища.

          2 балла ребенок получает, если выполняются все требования как в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три отсутствующие части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть исключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения.

         3 балла ставят в следующем случае. Рисунок должен иметь голову, туловище, конечности, руки или ноги нарисованы двойной линией. Допускается отсутствие шеи, ушей, волос, одежды, пальцев, ступней.

         4 балла — за примитивный рисунок с туловищем. Конечности выражены лишь простыми линиями (достаточно одной пары конечностей).

          5 баллов — за отсутствие ясного изображения туловища (голова и ноги или преобладание головоногого изображения) или обеих пар конечностей.

Изобразительная деятельность детей в настоящее время изучена достаточно широко, выделены ее стадии и информативные признаки. Исследования М. Д. Баррето, П. Лайта, К. Маховер, И. И. Будницкой, Т. Н. Головиной, В. С. Мухиной, П. Т. Хоментаускаса и других показывают, что особенности графических изображений в определенной мере коррелируют с уровнем умственного развития детей.

П. Т. Хоментаускас считает, что психологу следует обращать внимание на следующие моменты графических презентаций:

  1. количество деталей тела. Присутствуют ли голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щеки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни;
  2. декорирование (детали одежды и украшения): шапка, воротник, галстук, банты, карманы, ремень, пуговицы, элементы прически, сложность одежды, украшения и т.п.

Информативной может быть и абсолютная величина фигур: дети, склонные к доминированию, уверенные в себе, рисуют фигуры больших размеров; маленькие фигуры человека связаны с тревожностью, неуверенностью, чувством небезопасности.

Если дети старше 5-летнего возраста пропускают в рисунке какие-то части лица (глаза, рот), это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм.

Можно говорить о том, что чем выше уровень детализации рисунка (фигуры мужчины), тем выше общий уровень психического развития ребенка.

Существует закономерность, что с возрастом детей рисунок человека обогащается все новыми деталями: если в 3,5 года ребенок рисует «головонога», то в 7 лет - презентирует богатую схему тела. В связи с этим, если в 7 лет ребенок не рисует одной из деталей (головы, глаз, носа, рта, рук, туловища, ног), на это надо обратить внимание.

Следует подчеркнуть, однако, что самостоятельного диагностического значения данный тест не имеет, т.е. ограничиваться в обследовании ребенка данной методикой недопустимо: он может составлять только часть такого обследования.

Задание 2. Подражание письменным буквам.

        1 балл ребенок получает в следующем случае. Подражание совершенно удовлетворительное написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы. Переписанное слово не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30 градусов.

        2 балла ставят, если образец скопирован разборчиво. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается.

         3 балла. Явная разбивка надписи на три части. Можно понять хотя бы 4 буквы образца.

        4 балла. В этом случае с образцом совпадают хотя бы две буквы. Копия все еще создает строку надписи.

        5 баллов. Каракули.

Задание 3. Срисовывание группы точек.

        1 балл — почти совершенное подражание образцу. Допускается только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка допустимо, увеличение не должно быть.

        2 балла — количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно допустить отклонение даже трех точек на половину ширины промежутка между рядами и столбцами.

        3 балла — целое изображение по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его больше, чем в 2 раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, даже на 180 градусов.

        4 балла — рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют значение. Другие формы не допускаются.

        5 баллов — черкание.

                                                                                                                                                      15

После того, как субтесты выполнены, психолог собирает бланки и проводит первичную группировку бланков по результатам тестирования, отбирая детей с очень слабым, слабым, средним и сильным уровнем готовности к школьному обучению.

Полученные результаты характеризуют ребенка со стороны общего психического развития, развития моторики, умения выполнять заданные образцы, т.е. характеризуют произвольность психической деятельности.

                                                                                                                                                  16


Заключение

        В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

        Многие ученые трактуют понятие школьной зрелости как "овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками". Другие определяют школьную зрелость как достижения такой степени в развитии, когда ребенок "становятся способными принимать участие в школьном обучении". В качестве компонентов готовности к обучению в школе выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.

        Готовность к школьному складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных процессов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.  

На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

        Психолог проводит как массовые, так и индивидуальные психодиагностические обследования. При массовых обследований детей обнаруживается в общих чертах уровень интеллектуального развития, развития тонкой моторики руки, координация движения рук и зрения, умения ребенка подражать образцу. При индивидуальных обследований выявляется личностная готовность, мотивационная сфера, познавательные процессы, эмоциональная сфера ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.

        С проблемой диагностики готовности детей к школьному обучению сталкиваются практические психологи, работающие в учреждениях народного образования. В различных школах существуют свои способы и методы организации приема детей. Психологи и используют различный набор методических процедур, позволяющих получить данные о формировании психологической готовности к школьному обучению.

                                                                                                                                                 17


Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1.

Аналитическое мышление

Способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец.

2.

Готовность к обучению

Многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

3.

Интеллектуальная готовность

Формирование начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу превратить ее в самостоятельную цель деятельности

4.

Личностная готовность

Формирования готовности к принятию новой социальной позиции - положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей.

5.

Логическое запоминание

Овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов.

6.

Наглядно-образное мышление

Умение  складывать образы и воспроизводить их.

7.

Познавательные процессы

Психические процессы направленные на познание окружающего мира.

8.

Социально-психологическая готовность

Формирования качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем.

9.

Тест

Набор заданий, выполнение которых позволяет оценить психологические особенности человека.

10.

Медиана

Статистический показатель готовности.



Список использованных источников

1.

Возрастные особенности психологического развития детей / Под ред. И. В, Дубровиной, М. И. Лисиной. - М., Просвещение, 2000.- 380с.                    

2.

Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / под ред. А. И . Захарова. - М., ВЛАДОС, 2004. - 157с.

3.

Дубровина И. В. Индивидуальные особенности школьников. - М., Просвещение, 1999.- 214с.

4.

Зак А. З. как оределить уровень развития мышления школьника. - М., Просвещение, 1991. - 139с.

5.

Лешни Дж. Как работать с меленькими детьми. - Лекции пр. 1., 1997.- 57с.

6.

Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. - М., Педагогика, 2006. - 267с.

7.

Психодиагностика и школа / Под ред. Г. Б. Бреслов. - Таллин, 2003. - 156с.

8.

Психологическое обследование младших школьников / Под ред. А. Л. Венгер, Г. А, Цукегман. - ВЛАДОС, 2001. - 160с.

9.

Талызина Н. Ф. Управление познавательной деятельностью учащихся. М., Изд -во МГУ, 1990. - 256с.

10.

Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., Изд-во АПН 1995. – 117с.

11.

Шевандрин Н. И. Психодиагностика ,коррекция и развитие личности. - М., Гуманит изд, 2001 . - 512с.

                                                                                                                                                  19


[1] Крутецкий В.А. Психология. - М.: Присвещение, 1999. - 336с.                                                                           6  

[2] Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 384с.                   7

[3] Адаптированный вариант детского личностного опросника  Р. Кеттела. - Л. Гирус . - 2009 - 234с              14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Комплекс по ритмической гимнастике для детей школьного возраста»

Данный комплекс упражнений можно рекомендовать педагогам для занятий по ритмике на ФГОС...

Методическая разработка по английскому языку на тему: Сценарий школьного спектакля на английском языке «Happy Prince».

Данная творческая работа может быть использована как сценарий заключительного мероприятия недели английского языка в средней школе или как сценарий видеофильма. При составлении сценария использован ра...

Методическая разработка Личностно-эмоциональный аспект в преподавании английского языка в начальной школе

Методическая разработкаЛичностно-эмоциональный аспект в преподавании английского языка в начальной школе...

Методическая разработка к внеклассному мероприятию Пешеходная экскурсия "от школьного порога"

Знакомство с памятниками  истории культуры Васильевского острова, историей школы, близлежащих улиц....

Методическая разработка Современные подходы и новые тенденции в методике обучения юных волейболистов основным техническим приемам (прием и передача мяча) на этапе начальной подготовки (первый год обучения)

В данном методическом пособии проанализировав собственный опыт, предпринята попытка изложения основных методов для работы с начинающими волейболистами и методических основ обучения некоторым осн...