Экологическое воспитание детей 4 - 6 лет посредством игры
методическая разработка по теме

Плужникова Галина Владиславовна

        Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.  Экологическое воспитание детей это прежде всего воспитание человечности,  т.е. доброты, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей я подобрала игры в в которых  по возможности присутствовала бы активная  экологически правильная или развивающая  в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, делает их живыми, а следовательно, более интересными для детей. Игры позволяют развивать у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний.

 

   Игра:  Дорожка «Времена года»  (авторская игра)

    (от 4 до 6 лет)

     Цель игры: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, о цветовой  гамме, присущей

     тому или иному времени года.

Игровой материал: дорожка по временам года, карточки с признаками времён года

Правила игры:   по карточке  найти на дорожке определённое время года, остановиться и назвать его.

Ход игры:

1 уровень сложности:  « Мы идём,  идём, идём остановку не пройдём»- под музыку дети по одному идут по дорожке – воспитатель  говорит « стоп», ребёнок останавливается, называет время года и признак, по которому он определил время года.

2 уровень сложности: Воспитатель показывает карточку  того  признака  времени  года,  который нарисован на дорожке  и ребёнок останавливается и объясняет, почему он остановился именно здесь.

3 уровень сложности: Воспитатель показывает картинку признака времени года, которого нет на дорожке, ребёнок останавливается и  называет время года и признак, по которому он определил время года.

 

 

 

Игра «Теремок» (авторская игра)

(от 4 до 6)

Цель игры: развивать коммуникативные способности, связную речь.

Игровой материал: стульчики, «теремок» из картона, картинки с признаками осени ( хмурое небо, моросящий дождь, дерево с разноцветными листьями, белка в серой шубке)

Правила игры: дети  выбирают  по одной картинке, которые  разложены на столе, рисунком вниз. Один ребёнок выполняет роль ведущего « теремка» (осень)– он сидит на стульчике в «теремочке». Каждый ребенок  подходит к «теремочку» стучится и говорит ключевые слова: «Тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?», и попадёт в «теремок»  в том случае, если скажет, чем признак похож на ведущего, или отличается от него. (В ходе игры ведущий может менять установку: «Пущу в теремок, если скажешь, чем похож на меня», или «если скажешь, чем отличаешься от меня»)

Ход игры:

-Тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?

-Я - осень. А ты кто?

-Я – небо. Пусти меня к себе жить.

-Пущу, если скажешь, чем ты похоже на меня.

-Осенью  часто я покрыто неприветливыми, серыми,  тёмными  тяжёлыми  тучами – всё реже я чистое, голубое  и  безоблачное, солнце на мне появляется очень мало и стоит над горизонтом низко, ночью на мне отчётливо видны звёзды, воздух становится холодным….

-Заходи, будем вместе жить.

-Тук  тук. Кто, кто в теремочке живёт?

-Я - осень. А ты кто?

 -Я – дождь. Пусти меня к себе жить.

-Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.

-Осенью я  поливаю землю часто,  бываю затяжным, моросящим  холодным, колким, неприятным , от меня прячутся под зонтами, я образую лужи, становится  грязно и слякотно, люди одевают сапоги.

- Заходи будем вместе жить.

-Тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?

-Я - осень. А ты кто?

-Я - дерево .Пусти  меня к себе жить.

-Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.

-Осенью у меня начинают  листья желтеть и краснеть, листва  постепенно опадает, листья летят, в хороводе кружатся, когда я останусь голым,  я готов  к зиме, у меня  начинается период покоя.

- Заходи будем вместе жить.

-Тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?

-Я - осень. А ты кто?

- Я –белка. Пусти  меня к себе жить.

-Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.

-Я – белка. Осенью запасаю орешки и грибы сушу, меняю свой летний  коричневый наряд на зимний голубовато – серый,  тёплый и густой.

Заходи будем вместе жить.

И т.п.

 

Игра «Логический трамвайчик» (по временам года)(авторская игра)

(от 4 до 6 лет)

Цель игры: развивать логическое мышление, устанавливать взаимосвязи между признаками времён года, развивать связную речь.

Игровой материал: картинки с рисунками, осенний пейзаж.

Правила игры: дети берут со стола картинки, рассматривают их у себя и друг  у друга, ищут себе пару. Впереди встаёт «трамвайчик», тот ребёнок, у которого в руках картинка, объединяющая все признаки времени года, за ним  парами выстраиваются дети. Дети говорят, что у них нарисовано на картинке и объясняют, почему они встали парами.

Ход игры: Выкладываются картинки единого формата с рисунками - «трамвайчик»- ребёнок, у которого картинка «осень»; дети- «вагончики» - с картинками:  грибы -  лес,  зонтик -  дождь, тучи - ветер, листопад -  голые деревья, куртка с шапкой -  дети,  осенний парк -  дети собирают осенние листья.  Картинки лежат на столе рисунками вниз, дети берут картинки по очереди, ищут себе пару-«вагон» и сцепляются в «трамвайчик»  объясняют, что общего  в рисунках пары, и что общего у данной пары с предыдущей парой.

 

Игра «Волшебный зонтик»

(от 4 до 6 лет)

Цель игры: закреплять знания о временах года, развивать связную речь.

Игровой материал: зонтик.

Правила игры: дети стоят в кругу по очереди передают друг другу зонтик, крутят его над головой и называют  примету осени. Повторений быть не должно.

Ход игры: воспитатель говорит: «Этот зонтик не только красивый, но и волшебный, кто встанет под ним и покрутит его, сразу  вспомнит какую -  то примету осени». Ребёнок встаёт крутит зонтик и называет  примету осени.

 

 

Подвижная игра  «Туча- туча»

(от 4 до 6 лет)

Цель игры: учить детей чётко выполнять движения в соответствии с текстом игры; воспитывать умение участвовать в коллективных играх, развивать ловкость, быстроту реакции.

Игровой материал: султанчик

Ход игры:

Дети идут по кругу.

Туча-ребёнок стоит в центре круга, руки разведены в стороны, в одной руке султанчик, поворачивается вокруг своей оси.

Дети говорят слова: Туча, туча, почему  не льёшься?

-Тучу очень жаль, зацепилась за корабль (туча останавливается),

- Тот кораблик  золотой высоко над головой (дети поднимают руки вверх, хлопают в ладоши)

- Держит тебя крепко, не замочишь деток! (показывают туче нос)

- Крутись вертись и на нас не злись.

Туча – ребенок:  «Всех сейчас я намочу!, Громом вас поколочу» (туча топает ногами, машет руками и ловит султанчиком детей, кого поймает -  на стульчики идут).

 

Игра «Каждый лишний» ( с использованием ИКТ) (авторская игра)

(от 4 до 6 лет)

Цель игры: учить выделять признаки,  по которым можно разделить предметы.

Правила игры: назвать каждый признак времени года и пояснить, почему каждый признак лишний.

 

Ход игры: на экране  слайды признаки осени: солнце, дождь, тучи, грибы (можно взять другие признаки). Детям предлагается найти  два и более решения и объяснить, почему каждый признак лишний. Ответы детей: Солнце - ласковое, тёплоё, греет, высушивает, в любое время года появляется на небе, все рады, можно загорать. Дождь – холодный, мокрый, колючий, затяжной осенью, стучит по окнам,  крышам, одеваем плащи, резиновые сапоги, грустим. Тучи – серые, тяжёлые,  плывут высоко, низко, стоят, темно на улице, пасмурно. Грибы – живые, растут на земле, появляются летом и осенью, съедобные.

 

 

Игра «Расшифруй письмограмму»

(от 4 до 6)

Цель игры: закреплять знания о характерных  особенностях времён года, развивать логическое мышление, умственную активность,  память, сообразительность.

Игровой материал: Буратино, письмо в конверте (мнемотехника)

Правила игры: Дети помогают Буратино  прочесть письмо (мнемотаблица), отгадывают, о каком времени года идёт речь в письме.

Ход игры: Воспитатель обращается к детям: «Буратино получил письмо, а прочитать его не может, оно зашифровано. Помогите прочитать письмо». Дети смотрят на картинки и рассказывают, что они видят

Мнемотаблица:    ветер – дождь – грибы

                               клюква – куртка с шапкой - сапоги

                               листья  жёлтые – голый лес и голый сад – птицы улетают на юг.

Воспитатель спрашивает: «От кого Буратино получил письмо?».

 

Игра «Примите факс»

(от 4 до 6 лет)

Цель игры: закрепить знания о признаках времён года, формировать умение составлять  описательный рассказ по картине, развивать связную речь, внимание  и интерес к различению оттенков цвета, совершенствовать умение взаимодействовать  в команде.

Игровой материал: Акварельные краски, кисточки, карандаши, лист ватмана, осенний пейзаж.

Правила игры: воспитатель или дети как можно более точно описывают картинку осени (можно предмет, животное и т.д.). Дети по словесному описанию рисуют картинку.

Ход игры:

1 уровень сложности: «Ребята вам пришёл факс, вам необходимо его принять.»

 Воспитатель точно описывает картинку осени, дети рисуют.

2 уровень сложности: Дети делятся на команды, ребятам одной команды нужно передать как можно более точное описание картинки, дети из другой команды выполняют рисунок в соответствии с описанием.

3 уровень сложности: Дети из одной команды создают описание по памяти, дети из другой команды рисуют.

Два изображения – исходное и полученное в результате игры – сравниваются. Можно предложить ребятам рассказать, чем отличаются рисунки, и подумать, почему возникли отличия (не точно или не полно передали информацию, не точно её отобразили).

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие на аттестацию "Играем в волшебников" (по экологическому воспитанию дошкольников)

"Открытое занятие на аттестацию "Играем в волшебников" представлено на сайте в том виде, в котором оно демонстрировалось комиссии, т.е. со всеми приложениями: конспект занятия, фотографии пособий, при...

Игра как средство экологического воспитания младших школьников

доклад о использовании игр в экологическом воспитании младших школьников...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТУРИЗМА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В работе рассматривается процесс экологического воспитания и просвещения детей в системе школьного обучения с применение дистанционных образовательных технологий.  Выявляются перспективные направ...

«Средства повышения мотиваций к успешному обучению биологии посредством системы экологического воспитания»

Итоговая работа по теме:«Формирование образовательной среды для школьников с трудностями в обучении»...

"Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации экологических акций в ДОУ"

АннотацияВ данной статье рассмотрены особенности экологического воспитания дошкольников. Проанализированы методы работы с детьми, особое внимание автор уделил наблюдению, а также рассказал о реализаци...

Мастер - класс для педагогов: "Формирование экологического воспитания учащихся посредством творческой деятельности"

Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологического воспитания, установить тесное сотрудничество между педагогами дополнительного образования и педагогами - орг...

"Формирование экологического воспитания школьников посредством художественной литературы"

Выступление на тему: "Формирование экологического воспитания школьников посредством художественной литературы"....