Самоанализ учителя -дефектолога МДОУ
материал по теме

Беркович Анна Олеговна

Самоанализ педагогической деятельности учителя -дефектолога Беркович А.О.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_berkovich_anny.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ

 результатов  педагогической деятельности

в межаттестационный  период

Беркович Анны Олеговны,

учителя – дефектолога МДОУ № 209.

1.Общие данные об аттестуемом:

Образование: Высшее  профессиональное. Ленинградский государственный  областной университет им. А.С.Пушкина, дефектологический факультет, специальность «Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)», квалификация «Педагог – психолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии», 2002 г.

Общий трудовой стаж: 24 года.

Стаж педагогической работы: 20 лет.

Стаж работы в данном учреждении: 12 лет.

Стаж работы в данной должности: 12 лет.

2. Основные цели, задачи,  направления  и принципы педагогической деятельности     (в соответствии с должностными обязанностями, с учетом условий педагогической деятельности):

     Основными  целями моей работы, как учителя – дефектолога, являются:

- своевременная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья при освоении программного минимума содержания образования в условиях ДОУ;

- коррекция развития познавательной сферы ребёнка в динамике образовательного процесса;

- адаптация ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация  отклоняющегося развития.

           Содержание моей деятельности, как  учителя-дефектолога, направлено на решение следующих задач:

         - выявление неблагоприятных вариантов развития и квалификация трудностей ребёнка;

- определение причин и механизмов нарушений в развитии каждого ребёнка;

- разработка индивидуальных комплексных программ развития в условиях взаимодействия педагогов психолого –медико –педагогического консилиума ДОУ (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель- дефектолог, воспитатель, врач);

- динамическое изучение психического развития ребёнка, контроль над соответствием программы обучения с реальными достижениями и уровнем развития ребёнка;

- проведение индивидуальных, групповых коррекционных занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, подбор разнообразных форм, приемов методов и средств обучения;

- консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.

   Основные направления моей деятельности, как  учителя-дефектолога (в соответствии с целями и задачами):

-  диагностическое направление: выявление уровня актуального развития и зоны ближайшего развития ребенка с ОВЗ с целью определения перспектив обучения и воспитания, динамическое наблюдение за развитием воспитанников;  распределение воспитанников на группы по ведущему дефекту; определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на каждого ребёнка.

- коррекционное направление: преодоление и компенсация отклонений в развитии, преодоление разрыва между обучением и развитием в процессе реализации комплексных программ в условиях взаимодействия участников коррекционно - образовательного процесса.

-  аналитическое направление: сравнение и обработка результатов успешности усвоения  программ коррекционных занятий с учётом анализа результатов.

- консультативно - просветительское и профилактическое направление: оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в коррекционно - образовательный процесс;

- организационно - методическое направление: участие в подготовке и проведении ПМПК, методических объединений, семинаров, педагогических советов, научных конференций, оформление документации учителя-дефектолога.

   В своей  коррекционно - педагогической деятельности, как учитель-дефектолог  руководствуюсь следующими принципами:

- развивающего обучения, направленного на развитие личности ребёнка, его потенциальных физических и умственных возможностей в специально созданных педагогических условиях;

- воспитывающего обучения, способствующего развитию в ребёнке с ОВЗ необходимых моральных и волевых качеств, с целью формирования его характера;

-  систематичности  и системности в обучении, предполагающем  концентрический принцип  изучения материала;

- доступности, позволяющий раскрыть содержание материала на доступном для ребенка с ОВЗ уровне;

- дифференцированного подхода, позволяющий осуществлять обучение детей по подгруппам в зависимости от их потенциальных возможностей;

- деятельностного подхода, определяющий  подходы к содержанию и построению обучения с учётом ведущей для каждого возрастного периода деятельности;

- индивидуализации обучения, позволяющий осуществлять индивидуальный подход в обучении каждого ребёнка в  зависимости от его психофизических характеристик.

3. Профессиональные действия и средства коррекционно – педагогической деятельности (планирование, реализация).

Планирование   коррекционно - педагогической деятельности и ее содержательная направленность определяется, прежде всего, структурой дефекта воспитанников, степенью его выраженности, возрастом детей, и составляется на основе ООП детского сада, разработанной в соответствии с программой  

«Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой, а также программы «Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью» авторского коллектива Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной, А.П.Зарина,  Н.Д.Соколовой.  Кроме того,  мною  используются практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии Н.В.Верещагиной «Особый ребенок в детском саду», методические пособия Т.П.Медведевой, И.А.Панфиловой, Е.В.Поле «Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия», «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития» Н.В.Ершовой, И.В.Аскеровой, О.А.Чистовой, «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» Е.А.Стребелевой  др.

В процессе реализации коррекционно – развивающих программ, в своей практической деятельности  использую разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные здоровьесберегающие образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы,  применение которых способствует  укреплению здоровья, максимальной коррекции интеллектуальной недостаточности и оказывает положительное влияние на различные стороны психического  и соматического развития дошкольников. Используя разнообразные формы проведения занятий (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, целевые экскурсии и прогулки),  опираюсь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук,  возрастной психологии и детской гигиены,  и обеспечиваю охрану жизни и здоровья  воспитанников в период образовательного процесса.

           Результативность моей работы, как учителя-дефектолога, определяется успешностью усвоения, сроками прохождения программного материала и положительной динамикой в развитии личности ребёнка в целом.

Таблица эффективности образовательного процесса

за 2011 – 2012 учебный год*

Уровень развития детей

Начало учебного года

Конец учебного года

Высокий балл

0%

2%

выше среднего

23%

56%

средний

43%

23%

ниже среднего

23%

18%

низкий

11%

1%

Таблица эффективности образовательного процесса

за 2012 – 2013 учебный год*

Уровень развития детей

Начало учебного года

Конец учебного года

Высокий балл

0%

1%

выше среднего

30%

47%

средний

53%

51%

ниже среднего

18%

5%

низкий

 0%

0%

*Примечание: в таблицах приведены процентные данные уровня  развития группы в целом по основным параметрам: труд, продуктивные виды деятельности, коммуникация, социализация, сенсорное развитие, развитие мыслительных процессов, ФЭМП, ознакомление с окружающим и социальное развитие, игра.

4. Характеристика творческой деятельности.

2008-2009 учебный год.

Дата проведения

Мероприятие

Исполнение

декабрь

Новогодние утренники для детей и взрослых

роль: «Баба -Яга»

март

Праздничный утренник для мам «8 марта»

роль: «Кикимора»

2011- 2012 учебный год

Дата проведения

Мероприятие

Исполнение

октябрь

«Праздник Осени».

роль: «Осень»

декабрь

Новогодние спектакли по сказке «Золотая рыбка».

роли: «Баба-Яга» «Золотая рыбка»

май

Выпускной утренник «До свидания, детский сад!».

роль: «Карлсон»

2012 -  2013 учебный год

Дата проведения

Мероприятие

Исполнение

декабрь

Новогодние утренники

роль: Баба - Яга

май

Выпускной утренник «До свидания, детский сад!»

Фоторепортаж, выпуск слайд –шоу, авторские портреты педагогов и выпускников.

5. Работа с родителями.

Одним из важнейших направлений в коррекционно – педагогической деятельности учителя – дефектолога является работа с родителями,  как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего интеллектуальную недостаточность. Для того чтобы работа с родителями осуществлялось конструктивно,  необходимо привлекать их к активному участию в педагогическом процессе.  Поэтому, моя задача, как учителя - дефектолога – ориентировать родителей на социальное благополучие своих детей, которое предусматривает раскрытие и развитие возможностей ребенка, обеспечение помощи ребенку в социальной адаптации, формирование социальных и учебных компетенций.

Система работы с родителями включает в себя:

- информационно – аналитическую часть : сбор сведений (анкетирование, опросы)  о родителях, уровне  образования,  наличие или отсутствие  специальных знаний, отношение в семье к детям с ОВЗ, потребность родителей в психолого – педагогической информации  и помощи;

- познавательную часть: совместная работа с родителями (домашние задания, открытые занятия, родительские собрания, консультации, посещение родителями индивидуальных занятий);

-наглядно – информационную часть: ознакомление родителей с особенностями коррекционно - образовательного процесса (буклеты, стенд, индивидуальные консультации);

Сложившаяся система работы позволяет не только оказывать педагогическую поддержку родителям воспитанников, но и привлекать к коррекционно – педагогической  деятельности  всю семью ребенка.

В рамках работы с родителями проведены консультации по темам:

2011 – 2012 учебный год:

 «Адаптация ребенка к условиям ДОУ».

«Детям вредно много смотреть телевизор».

«Гиперактивный ребенок».

«Ошибки воспитания».

«Формирование зрительно – моторной координации у детей дошкольного возраста».

«Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в школу».

«Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

2012-2013 учебный год:

«Как заниматься с ребенком с ОВЗ дома».

«Агрессивный ребенок».

«Бранные слова».

«Дети с синдромом Дауна. Возможности социальной адаптации».

«Как провести семейный досуг».

и т.д.

6. Профессиональный и социальный опыт:

В целях повышения профессионального роста с 2011 года регулярно участвую в работе методического объединения учителей-дефектологов  (руководитель Ломакина З.В.)  дошкольных учреждений компенсирующего вида города Ярославля.

6.1. Прохождение курсов повышения квалификации за последние пять лет (не менее 72 часов):

Наименование учреждения

Название образовательной программы

Дата прохождения

курсов

№ удостоверения

Институт развития образования

Г. Ярославль

«Обучение основам первичной профилактики аддиктивного поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста».

«Intel Обучение для будущего» (основной курс)

19.01.2009-30.01.2009гг.

№ 27

Св-во

ЯИ № 005951

Городской центр развития образования

ОМЦ на базе СКОШИ №1

«Социальная адаптация детей с нарушением интеллекта».

01.10.2012г. по настоящее время.

6.2. Участие в работе конференций, семинаров:

Уровень и название конференции, семинара и др.

Форма участия

Тема выступления

Дата

Областная научно - практическая конференция, посвященная проблемам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Доклад – презентация

«Сравнительный анализ психического развития детей дошкольного возраста с легкой и умеренной умственной отсталостью».

24.04 2009г.

Международная научно-практическая конференция «Чтения Ушинского».

Доклад – презентация

«Сравнительный анализ психического развития детей дошкольного возраста с легкой и умеренной умственной отсталостью».

02.03.

2012г.

Международная научно-практическая конференция «Чтения Ушинского».

Доклад

«Условия психологически комфортного пребывания ребенка с ОВЗ в детском саду».

Март 2013 года

Международная научно-практическая конференция «Чтения Ушинского».

Доклад - презентация

«Психологические аспекты использования информационных технологий в образовательной деятельности детей с ОВЗ».

Март 2013 года

6.3. Участие в работе ПМП(к):

Принимаю активное участие  в проведении консилиумов внутри учреждения, в том числе ежегодных по определению уровня готовности выпускников дошкольного отделения к обучению в  школе (в т.ч. совместные с коллегами СКОШИ № 1, Михайловской СКОШИ, СКОУ школа № 38, СКОШИ № 82):

Год

Вид деятельности

Результаты работы

2012

ПМПК детского сада.

1. Сообщение « Промежуточные результаты работы группы «Василек»  в 2011-2012 уч.г. (январь).

Уточнен индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка.

2012

2. Сообщение « Характеристика психического развития воспитанников группы «Василек», направляемых в ПМПК с целью уточнения диагноза» ( апрель).

Подготовлены характеристики для ПМПК «Развитие», «Центр помощи детям».

        

2012

3. Итоги работы группы «Василек» в 2011-2012 уч.г. (май).

Подготовлены характеристики по итогам учебного года.

2012

4. Совместный консилиум с педагогами СКШОУ №82  с докладом : «Характеристика готовности к обучению в 1 классе воспитанников группы «Василек» (май).

Подготовлены материалы психолого - медико-педагогического сопровождения.

2012

5. Совместный консилиум с педагогами Михайловской СКОШИ «О психолого-педагогической готовности воспитанников к обучению в 1 классе».

Подготовлены материалы психолого - медико-педагогического сопровождения.

2012

ПМПк  детского сада.

6. Отчет по результатам первичного психолого – педагогического обследования воспитанников группы «Василек» (октябрь).

Определен индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка.

2012

7. «Консилиум по воспитанникам, имеющим нарушения в поведении (Даниил Л., Даниил Н.) -декабрь

Подготовлены характеристики.

2013

8. Сообщение « Промежуточные результаты работы группы «Василек»  в 2012-2013 уч.г. (январь).

Уточнен индивидуальный маршрут развития каждого ребенка.

2013

9. Сообщение « Характеристика психического развития воспитанников группы «Василек», направляемых в ПМПК с целью уточнения диагноза» (март).

Подготовлены характеристики.

2013

10. Совместный консилиум с педагогами СКШОУ № 82, СКОУ школа № 38 .

Доклад:  «Характеристика готовности к обучению в 1 классе воспитанников группы «Василек».

Подготовлены материалы психолого - медико-педагогического сопровождения.

2013

11. . Итоги работы группы «Василек» в 2012-2013 уч.г. (май).

Подготовлены характеристики по итогам учебного года.

6.4. Работа над методической темой:

год

Наименование темы

Результаты работы

2008-2009гг.

«Сравнительный анализ психического развития детей дошкольного возраста с легкой и умеренной степенью умственной отсталости».

Выступление с докладом -  презентацией на научно –практической конференции, посвященной проблемам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Выступление с докладом - презентацией  на  научно – практической  конференции «Чтения Ушинского».

Выступление с докладом – презентацией на методическом объединении учителей – дефектологов города.

2011-2012гг.

«Использование электронных презентаций на занятиях по ознакомлению с окружающим».

Техническое оснащение, подбор литературы, подбор презентаций по лексическим темам, составление программы по формированию начальных навыков работы за компьютером.

2012-2013гг.

«Использование электронных презентаций на занятиях по ознакомлению с окружающим».

Подбор компьютерных игр и презентаций по основным образовательным областям, создание каталога компьютерных игр и презентаций, проведено индивидуальное обучение воспитанников по формированию начальных навыков работы за компьютером.

Выступление с отчетом – презентацией « Психологические аспекты использования информационных технологий в образовательной деятельности детей с ОВЗ» на педагогическом совете МДОУ детского сада № 209. Выступление с докладом – презентацией на научно – практической конференции «Чтения Ушинского».

6.5. Участие в педагогических советах:

Педагогический совет

Форма участия

Тема выступления

Дата

Семинар для педагогов по проблемам адаптации детей с ОВЗ

МДОУ детский сад № 209 (протокол № 3)

Доклад

«Условия психологически комфортного пребывания ребенка с ОВЗ в детском саду».

03.10.2012г.

Педагогический совет МДОУ детский сад № 209 (протокол № 4).

Отчет – презентация

«Психологические аспекты использования информационных технологий в образовательной деятельности детей с ОВЗ».

29.11.2012г.

6.6. Участие в городских методических объединениях, педмарафонах и др.:

          2011 – 2012 учебный год:

- участие в качестве слушателя в городском методическом объединении учителей-дефектологов  по теме «Дидактическая система деятельностного  метода «Школа 2000…» (29.11.2011 г. д/с №47);

- участие в городском методическом объединении учителей-дефектологов. Выступление с докладом – презентацией на тему «Сравнительный анализ психического развития детей дошкольного возраста с легкой и умеренной степенью умственной отсталости» (24.04.2012г. д/с №209).

2012 – 2013 учебный год:

- участие в качестве слушателя в городском методическом объединении учителей – дефектологов по теме «Использование ИКТ в работе с детьми с ЗПР» (МДОУ детский сад №78, 27.02.2013г);

- участие в качестве слушателя на семинаре – практикуме в рамках программы «Педагогический марафон – 2013» по теме « Использование ИКТ в воспитательно – образовательном процессе ДОУ (МДОУ детский сад № 212, 06.03.2013г.);

-  участие в городском методическом объединении учителей-дефектологов. Выступление с докладом – презентацией на тему «Условия психологически комфортного  пребывания ребёнка  с  ОВЗ  в   детском саду» (24.04.2013г. д/с №209) .

- участие в качестве слушателя на четвертой международной научно – практической конференции «Актуальные проблемы образования и общества» (Московский социально – гуманитарный институт, 24 мая 2013 года).

7. Обобщение и распространение опыта:

7.1.  Презентация опыта на различных уровнях:

Форма

Уровень

Тема

Дата проведения

Открытое занятие

Внутри учреждения для педагогов и студентов дефектологического факультета ЯГПУ.

Образовательная область: познание (сенсорное развитие)

«Сличение цвета и формы».

Апрель 2009г.

Открытое занятие

Внутри учреждения для педагогов и студентов

дефектологического факультета ЯГПУ

Образовательная область: коммуникация        (развитие речи и театрализованная деятельность).

«Сказка Репка».

Апрель 2009г.

Открытое занятие

Внутри учреждения для педагогов и студентов дефектологического факультета ЯРГУ.

Образовательная область: познание (социальное развитие и ознакомление с окружающим)

«Части тела и лица».

Апрель 2009г.

Открытое

занятие

Внутри учреждения для педагогов и воспитателей

Образовательная область: познание (социальное развитие и ознакомление с окружающим)

«Город профессий».

Апрель 2012г.

Открытое занятие

Внутри учреждения для педагогов и воспитателей

Образовательная область: познание (социальное развитие и ознакомление с окружающим)

«Овощи и фрукты»

( с использованием ИКТ).

Март 2013 г.

7.2. Наличие научно-педагогических и методических публикаций на муниципальном, областном, федеральном уровне: 

Уровень

Название публикации

Выходные данные

Место издания, гриф

Название издательства

Год

издания

Международный

«Сравнительный анализ психического развития детей дошкольного возраста с легкой и умеренной степенью умственной отсталости».

Ярославль

Министерство образования и науки РФ

Типография ЯГПУ Ярославль

2009

Международный

«Условия психологически комфортного пребывания ребенка с ОВЗ в детском саду».

Ярославль

Министерство образования и науки РФ

Типография ЯГПУ Ярославль

Сборник готовится к печати

2013

Международный

«Психологические аспекты использования информационных технологий в образовательной деятельности детей с ОВЗ».

Ярославль

Министерство образования и науки РФ

Типография ЯГПУ Ярославль

Сборник готовится к печати

2013

8.  Другие информационные и аналитические данные, свидетельствующие о результативности деятельности педагога.

Уровень

Наименование

Результат

Электронный адрес

Международный

Социальная сеть работников образования

nsportal. ru

Сайт учителя – дефектолога

Беркович Анны Олеговны

Публикаций

- 12

«http://nsportal.ru/berkovich-anna»

   

    В 2009 году  являлась  руководителем педагогической практики студентов дефектологического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, обучающихся по специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология».

    В настоящее время первый год работаю в группе детей со сложными дефектами (легкая и умеренная умственная отсталость, осложненная соматическими и неврологическими заболеваниями  (гидроцефалия,  атрофия головного мозга, РДА, ДЦП, гиперкинетический синдром и др.).

9. Перспективные направления работы:

         - разработка программы обучения начальным навыкам пользования компьютером детей со сложными дефектами;

 -  разработка программы формирования графомоторных навыков с помощью нетрадиционных методов обучения (дигитайзер);

 -  разработка дополнительных параметров к критериям  психолого -  педагогической диагностики дошкольников с нарушением интеллекта в зависимости от года обучения по утвержденной образовательной программе;

          - разработка стандартного перспективно – тематического планирования по годам обучения, согласно образовательной программе;

 - изготовление и приобретение пособий, дидактического материала для детей со сложными дефектами;

 - оснащение кабинета учителя – дефектолога современными техническими средствами обучения и воспитания.

25  октября  2013 года        __________________________

           /подпись аттестуемого/

                                                    ФИО педагога

                                                     

                                       

Руководитель образовательного

учреждения        __________________________

           /подпись руководителя ОУ/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности учителя-дефектолога

Самоанализ педагогической деятельности учителя-дефектолога...

Статья "Слагаемые работы учителя-дефектолога по повышению качества знаний учащихся" (Составили учителя-дефектологи Лигус О.А., Мошникова Е.Л.)

Статья содержит методические рекомендации для работы учителей-дефектологов на коррекционно-развивающих занятиях со слабослышащими учащимися....

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...

Методическая разработка " Самоанализ коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога (сурдопедагога)".

 Методическая разработка   " Самоанализ коррекционно-развивающего занятия    учителя-дефектолога (сурдопедагога)"....

Рекомендация для родителей от учителя-дефектолога МДОУ «Детский сад комбинированного вида №26» Кулешовой Н.Ю. ИГРЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦИФР

Данные рекомендации предназначены для родителей и педагогов. Здесь предлагается в игровой форме знакомить детей  с цифрам и учить запоминать их....