Главные вкладки

    Эссе "Моя педагогическая философия", буклет самопредставления
    материал по теме

    Мищенко Алла Владимировна

    Одним из моментов подготовки к участию в конкурсе "Учитель года России" является написания эссе. Темы разнообразны. Но на протяжении последних нескольких лет их можно объединить одним названием - "Моя педагогическая философия". Так же представлен как образец варианта небольшого буклета для самопредставления.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Эссе «Моя педагогическая философия»

    Мне очень верится, что здесь, в земной обители,

    Где все и вся разнообразием полно,

    Все люди делятся на злостных разрушителей

    И созидателей. Другого не дано.

    Т. Чечина

    Признаюсь, долгое время учительство было для меня работой с тетрадками и конспектами, бессонными ночами  над непроверенными диктантами и сочинениями. Но в один прекрасный день, взглянув на небо - то самое, толстовское, голубое и глубокое - поняла, что уроки мои – только по форме уроки, а по сути это сорок пять минут жизни, моей и моих учеников. И от меня во многом зависит, какой будет эта жизнь.

            С тех пор так и учу, стремясь прожить эти сорок пять минут увлекательно и познавательно…

            На мой взгляд, самые важные вопросы современной практической педагогики: кто такой учитель, кто такой ученик, что такое учение само по себе и, в конечном счете, чему, зачем и как нужно учить.

            Вам интересно, что думаю я? Рискну ответить.

            Открываю удивительно высокую книгу Амоношвили «Почему не прожить нам жизнь героями духа». Читаю: «Вы можете назвать Слова, которым предписано быть священными для нашей учительской жизни?». Записываю: «Учитель. Ученик. Урок». И испытываю трепет перед этими священными словами, ведь в них тайна общей и частной судьбы, а я до боли хочу увидеть закономерности жизни в частных проявлениях школьной реальности. А теперь я допускаю, что У – есть начало санскритского слова «Ура», что означает Любовь, Огонь, Свет, Жизнь, Бог. Второй же звук Ч следует понимать, как начало Чело (человек). Тогда смотрите, как великолепно получается: «Учитель – человек, излучающий, творящий и дарящий Свет, Жизнь, Любовь, Мудрость, Знания». А ученик – человек, принимающий Свет, Жизнь, Любовь, Мудрость, Знания. В словарях же читаем: «Учитель - лицо, которое обучает». Выбирайте!

            Я выбираю первое, признаю за Человеком право на уникальность, внутреннюю свободу, самостоятельную, созидательную деятельность и духовность, а как последствия - учет интересов и мнений моих учеников: застенчивых отличников и бойких хулиганов, уважение воли и желаний восторженных пятиклассников, задиристых подростков и рассудительных старшеклассников, признание их права на выбор, ведь «ожидающему приказа трудно быть Человеком». И тогда на уроках, личностно-ориентированных, дифференцированных, индивидуализированных, проблемных, непрерывно кипит работа, научная и заинтересованная, «обучение бежит впереди развития». Сегодня мы применим блок-сигналы, завтра организуем работу методом «погружения», послезавтра заработает принцип «пилы»…

            Попробуйте, мои дорогие ученики, не научиться познавать, логически размышлять, абстрактно думать, анализировать, уметь видеть за отдельными фактами закон, когда предложу поработать с опорными конспектами. Не интересно, подброшу проблемный вопрос, проведу компьютеризированный опрос. Творите! Проектируйте! Самоутверждайтесь! Давайте вместе создавать мультимедиа и альбомы, писать рефераты и придумывать коварные вопросы для взаимоопроса, я организую для вас работу в парах и группах. А ситуацию успеха я вам обеспечу и «авансированием доверия», и гласностью результатом, и рейтинговым контролем. Постигайте себя, отвечая на вопросы: «Какие трудности я испытал при изучении нового материала?», «Как я оцениваю результаты своей работы?».

            Но моя то цель, чтобы ученики понимали, что Русский язык и литература – это не просто свод знаний, которые в будущем могут затеряться в лабиринтах памяти, а путь к формированию острого ума, находчивости, деловых качеств и успешности в жизни. Это ли не мотивация в обучении. Поэтому давайте из скучнейшей повинности превратим их в занятия, неординарные, вдохновенные, практические, в целом полезные для жизни. А для этого будем слушать и слышать друг друга, проявим терпимость, не испугаемся искренности. Я мечтаю принести вам в дар и прожить с вами уроки удивления и восхищения, познания красоты, молчания и мудрости, любви и страдания, преклонения и покаяния, преданности и молитвы.  

            Коллеги! Пробовали  ли вы  когда-нибудь начать урок с приставки со. Начните! И увидите: сорок пять минут пройдут в сотворчестве, в сопереживании, а, главное, в соучастии. Как часто, сами того не замечая, мы подводим ученика к единственно верному, на наш взгляд, правильному ответу. А у него – другой взгляд, смелый вывод. «Он помогает мне быть человеком, а я ему - стать человеком».  Как пронзительно верно в этой педагогической парадигме наблюдения за личностным ростом и развитием ученика, анализ его Успехов в свете предыдущих достижений, а результат – обучение проектное, тематическое, по интересам.

            Давайте вместе учиться, самостоятельности, инициативности, ответственности и веры в себя, творчеству и конкурентоспособности, коммуникативным умениям. Доверяйте мне… Я в каждом из вас признаю неординарную личность, верю в вашу безграничность, стремлюсь научиться кропотливой работе по ювелирному развитию уже заложенных в ребенке, несущем в себе культурное наследие предков, способностей души.

            Недавно я где-то прочитала о существовании специальных «ювенильных гормонов», которые тормозят необратимое развитие особи, пока она не попадет в благоприятные условия. Еще более интересным представляется открытие Т. Абелем гена, отвечающего за развитие памяти, обеспечивающего забывание информации, несущественной для ребенка на данном этапе. Поразительно просто. Для успешности нашего дела нужно создать среду, стимулирующую  повышение статуса ребенка, организацию его поддержки со стороны взрослых и других ребят, предоставление права самостоятельно разрешать конфликтные ситуации. Помня о том, что «мотивация избегания» гораздо более присуща человеку, чем «мотивация достижений», соориентируемся на снижение собственной внутренней конфликтности, сделаем диалог главным способом в общении, не забудем про эмпатию и рефлексию, а жить будем по трем заповедям: успех приходит к тому, кто делает то, что любит; «не навреди» (ведь вы помните знаменитое правило трех П: понимание, признание, принятие); твори,  веря в творческий потенциал любого ребенка (врач держит сердце на ладони, а мы держим на ладони души ребячьи, хрупкие, нежные, ранимые).

            Не забуду и о здоровьесберегающих технологиях.

            Я понимаю, как долог и сложен путь оздоровления детей через восстановление природосообразных свойств педагогического процесса на уроке, духовно-нравственное очищение, полоролевое воспитание и обучение, через создание субъектности на уроке и специально построенное стимулирование здоровья. Глазом окинуть все эти рекомендации – руки опустятся, но все можно решить через любовь учителя (сначала люби, потом твори). Надо только переставить  местам ценности, поставить на  первое место психическое, духовное и физическое здоровье, а на второе - учебные компетенции. Уверена, прав был Сократ, сказав афористично: «Здоровье - это не все, но все без здоровья - ничто».

            Подумаем о себе. Ведь это поколение должно нас кормить в старости, будут ли они готовы и способны на это. Иван Ильин писал: «Бессовестное поколение, если оно придет когда-нибудь, погубит жизнь человека и его культуру на земле: человек, которому не удается поднять себя до Совести, начинает опускать её до себя». Поэтому задачу свою я вижу в создании условий для саморазвития ребенка, чтобы после окончания школы он мог работать, служить, чувствовать вкус к жизни, имея для этого силы, желание и здоровье.

    Мищенко Алла Владимировна МБОУ «СОШ №1» г. Бологое



    Предварительный просмотр:

    Мне нравится жизнь во всех ее проявлениях. Я влюблена в свою работу, меня окружает моя семья, которая разделяет радость туристических походов, переживание на конкурсах, счастье от общения с внуком. Рядом по жизни идут удивительные люди, мои ученики и друзья.

    А еще я умею мечтать. В августе с неба звезды так и сыплются. А ты смотришь и  ждешь, когда ярким светом блеснет падающая звезда на небосклоне.

    - Увидел?

    - Да?

    - Успел загадать желание?

    - Нет.

    Знакомая ситуация? Не успели. Это потому, что нужно быть готовыми и правильно расставить приоритеты. Я желаю, чтобы дети и внуки были здоровыми, родители благополучными, желаю процветания своему любимому Тверскому краю.

            Грин говорил: «Счастье не нужно звать, не нужно просить, нужно просто делать свое дело». И еще: «Счастливее всех счастливых тот, кто может кого-нибудь осчастливить».

            Вот поэтому я и работаю учителем!!!

    Только счастливый человек может воспитать счастливых детей.

    Рабочий адрес

    171 080 Тверская область г. Бологое ул. Кирова д.35

    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа  №1»

    8-48-238-2-25-49        

     e-mail: school1-bologoe@mail.ru

    сот.  8-910-842-61-00

    e-mail: mischenkoav@bk.ru

    Мищенко

     Алла Владимировна

    учитель русского языка и литературы

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя

    общеобразовательная школа  №1»

    г. Бологое

              Учитель критично оценивает результаты своей работы, верно определяет причины неуспешности отдельных учащихся и находит пути решения проблем. Алла Владимировна принимает участие в работе районного методического объединения учителей русского языка: делится теоретическими знаниями, представляет свой педагогический опыт, дает открытые уроки, участвует в семинарах, проводит мастер-классы, повышает свои профессиональные умения на курсах повышения квалификации. В 2007 - 2008 учебном году она дала открытые уроки по темам:

    • «Инновационные технологии на основе познавательной деятельности учащихся» (семинар методического объединения учителей русского языка и литер  атуры);
    • открытый урок в 8 классе «Состав и строение простого предложения». (обобщение изученного);
    • мастер-класс «Здоровьесберега-ющие технологии» (Семинар для руководителей школ на базе МОУ СОШ № 1);
    •                            выступила с

                                          сообщением «Система

                                          преподавания

                                          литературы как

                                   предмета, формирующего

                                       Человека» на заседании районного методического объединения.

    Зав. отделом образования  

    Карандашева Л.В.

      Неоднократно ученики А.В. Мищенко занимали первые места в конкурсах муниципального и регионального уровня на лучшее сочинение. Среди них Тауренш Т.  ученица 10 класса победительница областного конкурса, Иванова К. ученица 8 класса, Виноградова М. ученица 10 класса. Учитель представляет своих учащихся на конкурсах выразительного чтения, выставках творческих работ, научно-практических конференциях.

    Алла Владимировна активно разрабатывает и проводит массовые мероприятия по преподаваемым предметам: так в 2006-2007 г.г. ею был проведен интеллектуальный марафон «В стране Пунктуации», литературная гостиная «Сергей Есенин. Незабываемые страницы», конкурс стихов, литературно музыкальная композиция «Строка, оборванная пулей», в 2007 – 2008 г.г. литературно музыкальная композиция «В начале жизни школу помню я», «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени».

    Директор МБОУ «СОШ №1»

     Серова Г.П.

       Алла Владимировна

    обладает организаторскими способностями, сотрудничает с социумом: музеем, библиотекой, домом детского творчества, союзом ветеранов Афганистана, военным комиссариатом, инспекцией по делам несовершеннолетних.

                                            Она ведет

                                            большую

                                            профилакти-

                                            ческую работу

                                           по предупрежде-

                                           нию правонару- шений среди учащихся, стремится создать в школе атмосферу доверительных отношений, проводит интересную работу по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся школы: систематически участвует в туристических слетах, «Школах выживания»,  «Школах актива», ролевых играх: «Зарница», «Последний герой» Организует

                                  экскурсии, поездки

                                  в театр, цирк,  

                                  музеи.

    Руководитель

    органа ГОУ ОУ  

    Смолкина Е.Н.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Моя педагогическая философия

    Размышления по поводу......

    Моя педагогическая философия

    В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

    "Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

    Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

    Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

    Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

    Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

    Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

    Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

    Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...

    Педагогическое эссе «Моя педагогическая философия»

    У каждого человека свой путь – путь, который мы выбираем и идём по нему всю свою жизнь. Мой жизненный путь –  быть учителем....