Доклад на учительской конференции 2009 года
презентация к уроку по теме

Григорьева Ольга Васильевна
Выступление на тему "Личностно-ориентированное обучение — залог качественного школьного образования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

26 августа 2009 года                Григорьева О.В.

Личностно-ориентированное обучение — залог качественного школьного образования

Учитель математики МОУ Судиславской СОШ

Григорьева Ольга Васильевна

С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, существовала проблема формирования у учащихся высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной деятельности. А также проблема поиска наиболее эффективных методов и средств организации образовательного процесса.

Учителю необходимо направить основное внимание на максимальное развитие способностей учащихся, чему способствует личностно-ориентированная система обучения, учитывающая и развивающая индивидуальные способности учеников.

Каждый учитель в той или иной мере применяет личностно-ориентированное обучение на своих уроках. Цель моего выступления: показать те моменты, которые могут быть использованы учителями на уроках  и во внеурочной деятельности.

Для реализации личностно-ориентированного урока требуется учитывать подходы:

  • изложение учебного материала должно быть направлено на интегрирование его содержания, установление межпредметных связей, обогащение личного опыта каждого ученика;
  • учебный материал должен давать возможность выбора при выполнении заданий и решении задач;

Организация занятия предполагает включение моментов:

  • учёт личностных особенностей учащихся;
  • использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога;
  • создание доверия и толерантности в учебных взаимодействиях, создание ситуации успеха;
  • сообщение учителем не только темы урока, но и целей, форм организации их деятельности;
  • разнообразие дидактического материала;
  • стимулирование учеников к выбору учебных заданий, форм и способов их выполнения;
  • использование парных, групповых и коллективных форм работы.

Как осуществляется личностно-ориентированный подход на уроках

1) личностные особенности и ситуация успеха:
В каждом возрасте учитываем свои личные особенности – в 5 – 6 классах, это игровой момент, в старших классах особенности должны проявиться уже при выборе уровня обучения (базового, профильного или углублённого изучения какого либо предмета).
С пятого класса ввожу игровой момент в содержание урока – за хорошее добавление в ответе, исправление ошибок, формулировку определения, или 3 – 4-м самым быстро справившимся с заданием выдаю «КВАДРАТИК», что означает 1 балл. Ребёнок имеет шанс добавить себе лишний балл за ответ у доски или, набрав 5 «квадратиков» получить оценку «5» в журнал. Метод хорош не только на уроках математики, но и на устных предметах – не надо запоминать, кто больше работал, кого похвалить в конце урока. Поощрение работает в режиме on-line: работаешь – получаешь.

2) на этапе актуализации субъектного опыта (обычно устной работе):
Для этого использую, такие задания.
Пример: “На доске записаны несколько выражений (уравнений) Задания: «Найти лишнее» или «Разделите на 2 группы», «Найдите то, которое мы ещё не умеем решать».
Пример: “Найди ошибку”. На доске записаны равенства, примерно 10. Ученику предлагается отыскать ошибку в решении (ответе) одного или нескольких заданий.
Пример: Игра “Интеллектуальный марафон”. Учащимся предлагается найти произведение всех чисел, написанных на доске. Данное задание можно оформить наглядно, что вносит свою изюминку.

3) на этапе изучения нового материала:
Стараюсь “заразить” ребят поиском решения той или иной проблемы. Опыт работы показывает, что глубокие, прочные и, главное, осознанные знания могут получить все школьники, если развивать у них не столько память, сколько логическое мышление.
Часто, и
спользуя свой имеющийся математический опыт и несколько наводящих примеров, предлагаю учащимся самим дать определение какому-либо понятию, сформулировать прямую или обратную теорему, составить алгоритм решения заданий нового вида.

4) на этапе применения знании:
Использую группу карточек, позволяющую ученику самостоятельно выбирать вид, форму учебной работы, в которую входят задания трёх различных уровней сложности:

  • К I - задания, соответствующие обязательным результатам обучения;
  • К II – задания, на умение применять знания в ситуациях сходных, с теми, что были разобраны в классе;
  • К III – задания, для школьников, проявляющих повышенный интерес к математике.

Перед началом выполнения, чётко поясняю каждое из предложенных на выбор учебных заданий, показываю значимость его выполнения, раскрываю критерии оценивания каждой карточки.

Оговорюсь, что я применяю дифференцированное рассаживание. Например, в несильном классе рассаживаю так, чтобы в каждой четвёрке был хотя бы 1 сильный ученик и не более двух слабых. Это помогает и на этапе применения знаний и на этапе проверки знаний. Новое понятие или алгоритм решения проговорит каждый ученик в четвёрке, и есть кому проконтролировать, поправить или, если нужно, оценить товарища.

5) на этапе проверки знаний:
При устном контроле – работа в группах, а при письменном использую различные тестовые задания, как на бумажном носителе, так и на компьютере.
Тесты бывают
трёх видов заданий, различающихся по форме и способу предъявления их учащимся:

  • В тестовых заданиях первого вида (Т-1) требуется установить пропущенный текст, выражения, числа, знаки сравнения, которые заменены многоточием
  • Тестовые задания (Т-2) предлагаю набор истинных и ложных утверждений; учащиеся должны установить, какие из них истинны, какие ложны,
  • Тестовые задания третьего вида (Т-3) – это тесты с выбором правильного ответа из числа предложенных.

Таким образом, предлагаемые тесты ставят ребёнка в ситуацию выбора такого задания, с которым ребёнок обязательно справится, т.е. удовлетворение потребности в самовыражении, самореализации, что обеспечит успех.

Личностно-ориентированный подход предполагает привлечение к оцениванию самих учащихся.

Для этого, после выполнения тестов учащимся предлагается оценить себя или своего соседа по парте. На доске написаны ключи к заданиям, он проверяет их и оценивает.

Здесь часто использую такой способ: «Если вы хотите, чтобы эта оценка была выставлена в журнал – обведите её в кружок». Не обведённые оценки не выставляю.

Целесообразно использовать различные виды тестов и формы представления заданий. В этом случае, во-первых, процесс тестирования становится менее утомительным, что повышает интерес учащихся к выполнению заданий, а во-вторых, нет опасности, что тестирование превратится в выявление навыка отвечать на задания только данного типа.

6) на этапе “Домашнее задание”:
При подаче домашнего задания придерживаюсь принципа выбора и принципа творчества и успеха. Наряду с традиционной, предлагаю домашнюю творческую работу: составить несколько задач, аналогичных классным, и решить их.
Любой урок, как правило, начинаю с взаимоконтроля домашнего задания. Один или двое учащихся (по очереди) записывают своё выполнение домашнего задания на доске (на перемене). Остальные учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют выполнение задания соседом, находят и исправляют ошибки, дают друг другу консультации.

        7) на этапе рефлексии:
Высказываются ученики, и уже с учётом сказанного ими планирую следующие уроки, ведущие к новым знаниям. В диалоге с учащимися не просто повторяются формулировки нового материала, а систематизируется весь изученный к этому моменту материал и ситуации его применения. Для этого удобно задавать вопросы типа: “С каким новым понятием (свойством, утверждением, видом задач) познакомились? Что об этом надо знать?”, “Что можно рассказать о ситуациях применения нового (трудностях, с которыми встретились, возможных ошибках и способах их предотвращения)?”, “Чему учились на уроке? Что помогало при этом?”.

Всё сказанное касалось урока, но нельзя забывать и о внеурочной деятельности: факультативы, элективы, предметные недели и т.п. Ученик, усваивая только программный материал, не может достичь больших успехов на олимпиадах и конкурсах.
        Если в старшей школе ребёнок приходит на дополнительные курсы осознано – для углублённого прохождения учебных предметов, для подготовки к экзамену в форме ЕГЭ, то в младших классах детей нужно заинтересовать – это и элементы игры, исследовательская работа, интеграция предметов.
        Я второй год веду элективный курс «Интерактивная математика» в 5 и 6 классах. Большая часть занятий проходит в компьютерном классе с использованием программного обеспечения. На занятиях дети работают с большим интересом.

Заключение

Всё вышеперечисленное повышает у учащихся не только интерес к предмету, но и качество знаний по математике.

Личностно-ориентированный подход, насыщенность дидактическими материалами, нетрадиционность форм обучения, атмосфера сотрудничества, создают условия для развития индивидуальности ученика, формирования положительной мотивации учения у школьников, искоренения неуспевающих, получения прочных и глубоких знаний.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 8 классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ демонстрационный вариант 2009 года

При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2009 года следует иметь в виду,  что приведенные в нем задания не отражают всех вопросов содержания, которое будет проверять...

Выступление детей на учительской конференции

сценарий выступления детей детского сада на августовской учительской конференции...

Экологическая работа школы в 2009 году "Эко-Весна 2009"

Отчёт о работе эко-весна 2009 год Даппы Комсомольский район Хабаровкого края Фотоотчёт...

Выступление на районной учительской конференции "Преимущество уроков с ИКТ"

Средства ТСО использовались учителями на уроках уже давно.  Активное их использование тормозила недостаточная оснащенность кабинетов математики, громоздкость и неудобство использования оборудован...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Годы чудесные. Видеофильм о школьной жизни учащихся выпуска 2009 года.

Выпуск 2009 года.Самые памятные моменты из жизни моего класса с самого начала их школьной жизни и до выпуска.Посмотреть видеофильм можно здесь: https://cloud.mail.ru/public/59KN/qvFiBrrmF...