Формирование социально активной личности
проект по теме
Общество сегодня нуждается « в социально активных членах с устойчивой личностно значимой позицией, свободно ориентирующихся в сложной социально-экономической и политической ситуации, способных принимать решение и достигать результата в соответствии с поставленной целью, брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя прав и свобод других».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_sotsialno_aktivnoy_lichnosti.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Общество сегодня нуждается « в социально активных членах с устойчивой личностно значимой позицией, свободно ориентирующихся в сложной социально-экономической и политической ситуации, способных принимать решение и достигать результата в соответствии с поставленной целью, брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя прав и свобод других». И это приводит к необходимости формирования социальной активности личности.
Показателем сформированности социальной активности на том или ином этапе ее развития является изменение мотивации, направленность этой мотивации на удовлетворение потребности в социально значимой деятельности и социально ценном общении.
И сегодня можно с уверенностью сказать о таком социальном феномене - острая экономическая заинтересованность граждан в сохранении здоровья как основе материального благополучия.
Физическая культура и спорт являются важнейшими средствами укрепления здоровья человека, его физического развития и совершенствования. Они оказывают позитивное воздействие на духовный мир человека, его мироощущение, эмоции, моральные принципы, эстетические вкусы. Они способствуют формированию гармонически развитой личности.
Спортивная деятельность воспитывает импровизационную точность мгновенно принимаемых единственно верных решений. Представляет каждому ребенку огромные возможности для самовыражения, самоусовершенствования и самоутверждения. Вызывает у детей радость общения, сопереживания и сопричастности.
Спортивные или любые физические упражнения разной степени интенсивности способствуют снижению и ликвидации недостатка двигательной активности человека, ограждает его от неблагоприятных влияний внешней среды на человеческую психику , получению удовольствия от самих спортивно-физкультурных занятий. Процесс занятия спортом развивает у занимающихся такие социально-значимые качества как целеустремленность, настойчивость, решительность, смелость , выдержку, инициативность, самостоятельность и самообладание, которые необходимы как для получения высоких достижений в состязаниях, так и в повседневной жизни.
В спортивной деятельности имеются широкие возможности всестороннего развития, творческой деятельности. Благодаря этому каждый занимающийся спортом приобретает возможность действовать в иных обстоятельствах, не предвиденных стереотипом спортивной деятельности. Этим объясняется его успешная деятельность в процессе труда, обучения, организации отдыха.
Создание школьного спортивного клуба обусловлено необходимостью вовлечения учащихся в систематический процесс физического самосовершенствования ,организации различных форм активного спортивно-оздоровительного отдыха обучающихся, проведения широкой пропаганды здорового образа жизни.
Одним из направлений деятельности клуба является туристско-краеведческая деятельность. Это многоуровневая система разнообразных видов деятельности учащихся и взрослых. Отличительными признаками туристско-краеведческой деятельности являются – передвижение в пространстве, активное взаимодействие с окружающим миром, высокая степень самодеятельности и познавательной активности участников, сочетание умственного и физического труда. Туристско-краеведческая деятельность учащихся относится к видам деятельности, интенсивно развивающим такие качества как ответственность, самостоятельность, уважение прав человека, интерес к окружающим и к собственной стране, чувство привязанности к родному краю, его истории, природе, людям.
Туристско-краеведческая деятельность способствует развитию у обучающихся лидерских качеств: способность влиять на личность или группу, побуждая их к эффективно работать для достижения поставленных целей.
Включение обучающегося в разных ролях во множество микроколлективов - палатка, дежурная группа, походная группа, команда на соревнованиях, судейская бригада, обучение новичков - дает возможность ему возможность раскрыть свою индивидуальность и творческий потенциал, развивают способность к самореализации в проявлении компетенции и лидерских качеств.
В процессе освоения курса учащимся предстоит значительно расширить и углубить знания и представления об окружающем мире путем участия в практической краеведческой деятельности, в туристских походах и путешествиях, освоить навыки использования методов различных научных дисциплин для осуществления краеведческих и иных исследований. Одновременно предоставляется возможность получить и развить разнообразные практические навыки самоорганизации и самоуправления, общественной активности и дисциплины, преодоление препятствий и обеспечения безопасности.
Основными направлениями деятельности являются:
- туристско-краеведческая подготовка
- организаторская подготовка
- предпоходную подготовку
- медицинскую подготовку
- туристский бивуак
- топография и ориентирование
- общественно-полезная ,краеведческая и природоохранная деятельность туристов
- техника движения и преодоление естественных препятствий
- изучение района путешествия
- подведение итогов похода.
Специализированная подготовка начинается с 6 класса. К этому возрасту обучающиеся по своим потребностям – стремление к общению и деятельности в кругу ровесников, преодолению трудностей, испытанию себя, самоутверждению - готовы для организации самостоятельной туристско-краеведческой работы в коллективе сверстников.
Социализирующая функция спортивной деятельности содержит в себе:
- воспитательный аспект
- ценностно-нормативный аспект
- связана с формированием индивидуальности личности
Включаясь в огромную сеть социальных контактов, обучающийся готовит себя к успешному выполнению своих социальных обязанностей.
Ценностный аспект спортивной деятельности проявляется также через ее коммуникативные функции, которые способствуют обогащению личности в процессе общения, как на уровне присутствия, так и на уровне действия.
Коммуникативная функция включает в себя аспекты престижа, связанного со стремлением к самоутверждению. Это помогает воспитанию педагогически запущенных детей и подростков, является одним из естественных средств изоляции подростков от вредного влияния улицы. Опыт показывает, что спортивная деятельность является одной из наиболее эффективных средств их перевоспитания, предоставляя широкие возможности для реализации энергии, инициативы, творчества и физических способностей, для проявления лидерства на здоровой основе.
Творческий характер спортивной деятельности связан во многом с тем, что представляет игровую модель соревновательных ситуаций реальной жизни. Игра связана не только с установившимися правилами, но и с изобретательностью и эстетическими переживаниями. Одной из самых популярных спортивных игр является волейбол. Его отличает богатое и разнообразное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать силою, ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Секцию волейбола в школьном спортивном клубе могут посещать все желающие при согласии родителей и наличия разрешения от врача. Основополагающую роль в построении процесса обучения навыкам игры в волейбол играют структура соревновательной деятельности и факторы, определяющие ее эффективность в волейболе.
Специфика игры в волейбол обусловливает основные направления методики обучения волейболу:
- развитие у учащихся способности согласовывать свои действия с учетом направления и скорости полета мяча
- техническая подготовка, направленная на овладение приемами игры
Для учащихся начальной школы в школьном спортивном клубе работает секция «Подвижные игры». Основные цели секции – воспитание интереса к русским народным играм, воспитание любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю. Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К.Д.Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях. Детские подвижные игры ,взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают как фактор физического развития и воспитания, так и средство духовного формирования личности. Оздоравливающее, гигиеническое значение игры состоит в интересе и чувстве удовольствия, радости, сопровождающие игру. «В игре дети живут, все житейское отстоит от них в это время, их самодеятельность, творчество проявляются здесь во всей силе; в игре вырастает весь облик играющих и их вкусами, наклонностями, умственным складом и дарованиями» Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей школьного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания а следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.
Игра-это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Народные игры актуальны и интересны и сейчас. Народные игры с большим удовольствием и пользой можно использовать как в учебном процессе в школе, так и в свободное время в кругу семьи.
На занятиях в школьном спортивном клубе ребята с удовольствие играют в такие игры, как: «Удар по веревочке», «Большой мяч», «Шаром в лунку», « Зайки», « Прыганье со связанными ногами», «Без соли соль», «Укротитель диких зверей», «Елы», « В ногу» и др.
Начиная играть, дети хотят именно играть, т.е. приятно провести время, и эта приятность побуждает иногда до полного утомления, до тех пор ,пока есть у них какие-нибудь силы для игры.
Народные игры представляют важнейшее воспитательное средство, согласное с духом народа, по подобию того, как того же самого достигают народная речь народная поэзия, сказки, поговорки, загадки.
Художественная гимнастика – одно из основных средств физического воспитания девочек. Занятия художественной гимнастикой развивают специфические качества такие, как музыкальность, танцевальной, выразительность и творческую активность. В процессе занятий по художественной гимнастике изучаются комбинации упражнений с обручем лентой и скакалкой, мячом. Выполняя упражнения под музыку, учащиеся развивают слух и чувство ритма, совершенствуя себя в физическом и эстетическом отношении. Яркий эмоциональный окрас движений художественной гимнастики в сочетании с музыкальным сопровождением благотворно влияет на психическое состояние занимающихся. Различные ассоциативные представления, лежащие в основе большинства гимнастических движений, позволяют развивать творческое мышление.
На занятиях по художественной гимнастике в основном используется игровой метод. Обширный набор простейших движений, развивающих в первую очередь координационные, музыкально-пластические способности, гибкость.
Основными средствами являются элементы хореографии (у опоры), элементы историко-бытовых танцев (полька, галоп, вальс), простейшие акробатические движения, наиболее естественные формы действия с предметами (лента, скакалка, мяч, обруч ). Физическая подготовка направлена на гармоническое развитие всех качеств.
Занятия художественной гимнастикой способствуют воспитанию творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности.
Гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность обучающихся в условиях современного общества. В школьном спортивном клубе работает секция «Военно-спортивная подготовка» Программа секции включает: основы военных знаний, физическую подготовку, туристскую подготовку. Занятия в секции способствуют формированию социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к защите и выполнению конституционных обязанностей. Сегодня приобретают большую значимость такие свойства личности как терпимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или принимать другую точку зрения.
На занятиях большое внимание уделяется физическому воспитанию обучающихся, привитию любви к труду и умения трудиться, приобретению обучающимися необходимых военно-прикладных навыков. Стрельба, являясь военно-прикладным видом спорта, способствует развитию личностных качеств, играющих положительную роль в воспитании гармонически развитого гражданина: трудолюбие, настойчивость, выдержка, самообладание, творческая увлечённость, коллективизм.
Обучающиеся имеют возможность освоить все премудрости туристского многоборья - это даеь им путевку в большой туризм, на всю жизнь прививает им страсть к путешествиям, к познанию, к самосовершенствованию. В рамках занятия внимание акцентируется на технических приемах и средствах передвижения и страховки туристов, преодолевающих указанные препятствия. Организация страховки туристов на горных склонах и переправах через водные препятствия требует от туристов определенных умений и навыков работы с основной и вспомогательной веревкой. В частности туристы должны знать и уметь вязать специальные узлы, позволяющие закрепить веревку на различных опорах, связать веревки, закрепить себя на перильной веревке и в пункте страховки и т.д. Поэтому информация о собственно технике преодоления естественных препятствий предваряется информацией о технике вязки специальных узлов Программа предусматривает обучение азбуке туризма—сообщение обучающимся начальных сведений по технике преодоления естественных препятствий, элементарных понятий об ориентировании на местности, знаний основ топографии, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах. В воспитании грамотных и культурных туристов огромное значение имеют разборы занятий и соревнований. Практически важно после каждого учебно-тренировочного занятия уделяется время для обсуждения его итогов. Удачно проведенный разбор занятия или соревнований учит учащихся думать, критически относиться к себе и товарищам, заставляет осмыслить обильный поток информации, полученной во время мероприятия. Для руководителя обсуждение — еще одно средство изучения воспитанников, позволяющее глубже узнать их характеры, образ мыслей, наклонности.
Примерная анкета для разбора занятия или соревнований:
- Что понравилось и не понравилось во время мероприятия?
- Было ли трудно мероприятия? Когда?
- Какой участок маршрута особенно запомнился и почему?
- Как, по твоему мнению, справились со своими обязанностями участники?
- Какие недостатки в снаряжении ты заметил?
- Кто показал себя настоящим туристом?
- Кого бы ты взял с собой в новый трудный поход и как бы распределил обязанности в группе, если бы ты был руководителем такого похода?
Сегодня важно создавать условия воспитания обучающихся, формирую у них осознанную позицию гражданина Отечества. К эффективным условиям, содействующим воспитанию личности обучающегося, можно отнести условия школьного спортивного клуба, где они могут субъективно свободно общаться друг с другом.
В школьном спортивном клубе:
- Четко определены цели
- Учитываются психологические особенности возраста
- Сконструирована структура- возможность роста каждому обучающемуся; отведено место сопровождающему взрослому
- Используются символы, означающие принадлежность обучающегося к клубу (название клуба, эмблема, флаг, форма)
- Используются обязательные принципы, способы и формы деятельности
Социализация обучающихся происходит в основных сферах: практическая деятельность, общение, самосознание. Все сферы формируют социально полезные навыки, определяют развитие самосознания не только собственного «Я», но и группового «Мы».
Школьный спортивный клуб благоприятно влияет на здоровье обучающихся, также позволяет им участвовать в соревнованиях, помогает добиваться успеха и поверить в собственные силы.
Предлагаем инновационную модель школьного спортивного клуба, которая решает целый ряд задач:
- ШСК как центр формирования активности и лидерских качеств
- ШСК как центр системы здоровьесбережения
- ШСК как центр приобщения к традициям национальной культуры
- ШСК как центр подготовки к выполнению гражданских обязанностей
- ШСК как центр расширения образовательного пространства школы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социально активной личности школьника через развитие его индивидуальности.
Результаты и эффективность воспитания ребенка в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценност...
Юнармейское движение как средство формирования социально активной личности
статья в сборнике "Наследники победы рапортуют"...
Статья "Формирование социально активной личности посредством развития её индивидуальности"
Результаты и эффективность воспитания в у словиях социального обновления общества определются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социально...
Коммуникативная компетентность - одно из условий формирования социально-активной личности.
Актуальность темы в том, что перед педагогами стоит задача формировать социально-активную, свободную, творческую личность, способную быть конкурентноспособной в современном мире. Коммуникативная компе...
Школа формирования социально-активной личности
Школа формирования социально-активной личности...
Проектная деятельность как способ формирования социально активной личности
Использование проектной деятельности как способа формирования социально активной личности на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе ....
Формирование социально-активной личности и патриота
Презентация...