Дистанционное обучение
статья по теме

Малышева Елена Ивановна

Доклад на педсовете. Эти технологии актуальны сейчас в век интернета в различных ситуациях для учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distantsionnoe_obuchenie1.docx30.65 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Это самостоятельная форма обучения.
Дистанционное обучение — это
демократичная простая и свободная система обучения. Она была изобретена в Великобритании и сейчас активно используется жителями Европы для получения дополнительного образования

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:

среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),

методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей.

Использование технологий дистанционного обучения позволяет:

  • снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);
  • проводить обучение большого количества человек;
  • повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.
  • создать единую образовательную среду

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации

образования.

Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно.

 Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании, связанных с дистанционным обучением.

Формы дистанционного обучения

Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий.

Чат-занятия
 — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.
Дистанционное обучение через skype


Веб-занятия
 — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».
Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференции
 — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (Natural Learning Manner).

Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях (при наличии).  Однако до сих пор во многих случаях, несмотря на появление        технологических новинок, предпочтение отдаётся более простым методам. Например, в Индии очень популярным является использование для         дистанционного обучения радио, благодаря его доступности большинству    населения и отсутствию необходимости в дополнительной инфраструктуре, что позволяет сделать обучение действительно открытым и доступным широким слоям населения.

И в нашей школе радио также используется как источник информации и форма занятия-зарядка.

Достоинства и недостатки дистанционного обучения

Технологичность. Информационные технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия ученика с обучающей системой. Развитие Интернет сетей, скоростного доступа в Интернет, использование мультимедиа технологий, звука, видео делает дистанционное обучение полноценным и интересным. 
Доступность и открытость обучения. Появилась возможность учиться удаленно от места обучения, не покидая свой дом. Это позволяет детям-инвалидам учиться практически всю жизнь
Свобода и гибкость, доступ к качественному образованию. Обучение в любое время в любом месте позволяет ученикам не только оставаться в привычной для них обстановке и сохранить привычный ритм жизни, но и выработать индивидуальный график обучения. Возможность обучения инвалидов и людей с различными отклонениями. А также восполнять пробелы в обучении в школе в  период болезни.


Индивидуальность систем дистанционного обучения. Дистанционное обучение носит индивидуальный характер обучения. Это гибкая форма обучения: обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, может пропускать отдельные разделы и т.д. Ученик изучает учебный материал в процессе всего времени учебы, а не только в период занятий, что гарантирует более глубокие остаточные знания. Такая система обучения заставляет ученика заниматься самостоятельно, развивает навыки самообразования. Процесс обучения документируется - у обучающего остается сам курс обучения (презентации, фрагменты урока), электронная переписка с учителем, и он может обращаться к нему позже, по мере необходимости. Использование дистанционного обучения уменьшает нервозность учеников при сдаче зачета.


Недостатки ДО -


отсутствие персонального компьютера либо отсутствие подключения к Интернету, главному источнику информации, 
отсутствие целого ряда индивидуально-психологических условий. Так, для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.

В режиме дистанционного обучения возможны занятия по всем учебным предметам, в том числе по иностранному языку.

Используя элементы дистанционного обучения в учебном процессе,я использую google ресурсы, а именно google + свои блоги для родителей , где есть тест по грамматике, памятки для выполнения домашних заданий и другие задания.

Кроме этого учителям можно воспользоваться услугами ИМЦ Курортного района Санкт- Петербурга. На сайте ДО можно записаться на курсы повышения квалификации, подготовки к аттестации и т.д.  Бесплатные. Дистанционные курсы для учителей есть и на сайте http://festival.1september.ru

Из материалов Международной конференции  «Информационные технологии для новой школы» 2013г т.I и т.III на эту тему есть доклады учителей школ Санкт-Петербурга. «Дистанционное обучение как часть традиционного школьного образования». Автор Троицкая Елена Юрьевна. «Дистанционное обучение как форма педагогического взаимодействия с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья» автор Филякова Тамара Ивановна. «Дистанционные формы внеурочной деятельности как инновационное направление в работе с одарёнными детьми». Автор Шахова Ирина Ивановна. «Дистанционное обучение - путь в будущее для детей с особенностями в развитии» Авторы - педагоги коррекционного образовательного учреждения «Динамика».

Школу трудно представить без передовых интернет-технологий, в частности, без дистанционного обучения.

ДО - средство организации учебной деятельности на расстоянии и начать предлагается с организации контроля знаний учащихся с помощью сайтов, предоставляющих такую возможность. Эта форма контроля позволяет создавать индивидуальные работы для каждого ученика, значительно сэкономить время учителя на проверку. Даёт возможность комментировать решение и давать рекомендации ученику. Учащийся же получает возможность выполнить работу в удобное для него время, быстро получить независимый результат своей работы, консультацию учителя, увидеть решение тех заданий, которые были не решены или  решены неправильно, проводить самостоятельный тренинг по изучаемым вопросам, повторить теоретический материал.  Важно, что на этом этапе ведётся диагностика как по выполненным работам, так и по ученикам. На этом этапе дистанционного обучения происходит обмен информацией между учителем и учеником на расстоянии и в любое удобное время для каждого.

ДО не новинка в сфере образования и как высокотехнологичный продукт может быть органично включён в традиционную систему школьного образования. В некоторых случаях ДО является единственно возможным, позволяет учитывать особенности и ограничения ученика и учителя, реализовывать индивидуальные учебные программы и маршруты.

Публикации о дистанционном обучении и другие источники

  • Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одарённости//Проблемы способностей. М.,1962.
  •  Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение: учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 1997.
  • Ахаян А. А. Виртуальный педагогический вуз. Теория становления. — СПб.: Корифей, 2001. — 170 с.
  • Гильбух Ю.З. Внимание: одарённые дети. – М.:Знание, 1991.
  • Зайченко Т. П. Основы дистанционного обучения: теоретико-практический базис: учебное пособие. — СПб. Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 167 с.
  • Зайченко Т. П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения : монография. — СПб. Астерион, 2004. — 188 с.
  • Иванченко Д. А. Системный анализ дистанционного обучения : монография. ― М.: Союз, 2005. ― 192 с.
  • Лейтес Н.С. Возрастная одарённость//Семья и школа, №9, 1990.
  • Малитиков Е. М. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ / Е. М. Малитиков, М. П. Карпенко, В. П. Колмогоров // Право и образование. — 2000. — № 1(2). — С.42-54.
  • Омарова В.К. Из опыта работы с одарёнными детьми//Одарённый ребёнок, №1, 2011.
  • Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред.Е. С. Полат. — М.: Академия, 2006.
  • Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 2004.
  • Хуторской А. В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. — 2002. — № 36. — С. 26-30.
  • Хуторской А. В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. — 2001. — № 2. — С.30-35.
  • Хуторской А. В. Пути развития дистанционного образования в школах России // Всероссийская научная конференция Relarn. Тезисы докладов. — М., 2000.
  • Достоинства и недостатки дистанционного обучения // Образование: путь к успеху. — Уфа, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....

Дистанционное обучение (дистанционные задания)

Задания для обучения студентов дистанционно....

Статья/ Дистанционное обучение.Тема: Технология организации самостоятельной деятельности учащихся при обучении дистанционно.

В своей статье мне бы хотелось затронуть те аспекты педагогической деятельности, которые в той или иной степени важны для меня, как учителя, стремящегося дать как можно больше знаний своим ученикам....

Методическая разработка "Модель учебного дистанционного курса «Решение тригонометрических задач» в системе дистанционного обучения MOODLE"

               Разработанный учебный курс ««Решение тригонометрических задач» предполагает реализацию в системе дистанционного обучения MOODLE, рекомендо...

Дистанционное обучение школьников Принципы и средства дистанционного обучения Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

Дистанционное обучение школьников в последние годы становится одним из перспективных направлений модернизации общего образования, с которым связано развитие системы открытого образования, расширение д...

Использование возможностей дистанционного обучения. Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения, в том числе осваивающих программы заочных школ, Интернет-школ и т.п.

Использование возможностей дистанционного обучения. Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения, в том числе осваивающих программы заочных школ,  Интернет-школ и т.п. ...

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения «Формы дистанционного обучения английскому языку»

Дистанционное обучение - это взаимодействие учителя и учащихся на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) ...