ЭССЕ "СОВРЕМЕННЫЙ УРОК МУЗЫКИ"
методическая разработка на тему

Литвинова Виктория Анатольевна

 Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, быть коммуникабельными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse2.docx18.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Эссе на тему «Современный урок музыки»

Учитель музыки – прекрасная работа.

Ей отдаюсь вся без остатка я.

Учу детей любить прекрасное искусство,

Стремясь в сердцах у них посеять благодать.

И каждый раз, идя домой с работы,

Я думаю о том, что сквозь года

Поможет им моя забота.

Взойдут плоды совместного труда.

  Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, быть коммуникабельными. В связи с этим, на мой взгляд, главной целью обучения должно стать формирование у ребенка умения управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Поэтому нельзя упускать такой благодатный, с точки зрения развития разнообразных способностей, детский возраст, когда ребенок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего его мира, пока он не разучился удивляться лучику солнца, маленькой букашке и многому другому, чему мы, взрослые, разучились радоваться. А предмет музыки, как никакой другой, располагает возможностями для созидания, так как музыка есть предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя и личности ученика, где ведущее значение приобретает потенциал личности ученика, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию.

     Задача творческого развития школьников заключается в том, чтобы каждый ребенок не только смог научиться читать заложенный в том или ином произведении искусства авторский замысел, но и смог свободно овладевать языком искусства, как средством выражения своего собственного отношения к тем или иным явлениям жизни.

     Музыкальное обучение и воспитание проявляется не столько в передаче музыкального опыта, сколько в его «переплавке» во внутреннее – диалогическое, рефлексивное сознание, приводящее к новому состоянию личности. Диалог выступает не только как размышление. Он, в первую очередь, предполагает рефлексивность, поиск смысла через сравнение, нахождение общего и различного.

     Важным средством музыкального творчества является интуиция. Созданию музыкальной композиции предшествует предощущение будущего произведения, определение жанра и выбор музыкально-выразительных средств, будит эмоциональную память. Желание ребенка совершить процесс создания музыки зависит от способности активизировать память. В центре оказывается «второе Я» композитора, его спроектированный двойник. В процессе обучения дети сочиняют «уже сочиненное», моделируют процессы создания, исполнения музыки, создают на основе знакомых моделей новые конструкции, интерпретации. Музыка для детей предстает как неизведанный объект, поэтому в ней они находят препятствия, сопротивление в виде различных аспектов музыкального содержания и способов взаимодействия с этим содержанием. Чтобы преодолеть их, ребенок вынужден овладеть, освоить, узнать, изучить, то есть создавать себя, развить в себе комплекс свойств и качеств, чтобы достаточно свободно входить в контакт с музыкой, а через нее и с другими людьми, с миром культуры.

     Таким образом, процесс обучения направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его. Процесс взаимодействия с музыкальным искусством строится на основе понимания, осмысления, осознания, что и становится результатом познания действительности.

Решение проблемной ситуации требует достаточно хорошей теоретической подготовленности учеников. Ведь любое знание должно стать инструментом для получения другого знания. А определить степень усвоения знаний можно только организуя обратную связь на каждом этапе урока. Возникает вопрос: каким образом? Есть ответ: через речевую деятельность.

Например:

Урок музыки, 3 класс, 3 четверть.

Тема урока: «Развитие музыки».

На первом этапе урока каждый ученик припоминает средства музыкальной выразительности. Быстро и эффективно это возможно при правильно организованной деятельности учеников: дети в парах проговаривают друг другу определения средств музыкальной выразительности (что такое динамика, лад, регистр, темп и т.д.). Затем в предложенных для прослушивания музыкальных произведениях определяют эти средства и прослеживают за их изменениями (развитием). Если организовать процесс припоминания только фронтально, то припомнят  средства музыкальной выразительности несколько человек, которые работают с учителем. А при использовании орг.диалога припоминает каждый ученик.

В ходе такого диалога ненавязчиво происходит детская рефлексия знания - незнания, а также одновременно осуществляется педагогическая диагностика владения опорными знаниями для действий в новой ситуации.

На втором этапе учащиеся должны воспринять, осознать и осмыслить музыкально-теоретический материал.

Например:

После припоминания средств музыкальной выразительности ученикам предлагается прослушать музыкальные произведения и проследить, как на протяжении звучания всего музыкального произведения изменялись конкретные средства музыкальной выразительности. Таким образом, через осмысление, рефлексию правильности-неправильности происходит запоминание изучаемого материала. На этапе запоминания можно предложить учащимся различные способы заучивания: прослушивание и анализ музыкальных произведений, создание конкретного образа, сравнение со схожим (ранее известным) произведением. Все это должно быть выражено в речевой деятельности, чтобы затем перешло во внутренний процесс мышления.

Например, на этапе применения знаний в новой ситуации можно предложить детям поработать над исполнительским развитием песни (работа идет в малых группах; каждая группа составляет исполнительскую партитуру одного куплета). Или, например, творческое задание «Я - композитор». Даю детям задание: прочитать выразительно фрагмент стихотворения (фронтальная работа), выбрать необходимые, на их «композиторский» взгляд, средства музыкальной выразительности, которые бы раскрыли содержание текста и зафиксировать это в тетрадях (индивидуальная исследовательская работа). Затем предлагаю сравнить с уже созданным композитором произведением. При выполнении данных заданий на первый план выходят методы проблемного обучения, поскольку они формируют и развивают творческую, познавательную деятельность учащихся, умение создавать свой вариант интерпретации художественного текста, умение соотносить музыкальную интерпретацию с авторской мыслью, умение уловить основную эмоциональную тональность.

В конце урока обязательно провожу итоговую рефлексию, которая имеет несколько направлений:

  • Рефлексия «приращения» образовательного результата, полученного на уроке;
  • Рефлексия области применения знаний и умений;
  • Рефлексия полученного способа действия;
  • Самокоррекция, самоконтроль;
  • Рефлексия способов коммуникации и самоорганизации в группе.

Я исхожу из простой мысли:  подавляющее большинство детей от природы предрасположены к творческой деятельности. В обучении необходимо лишь создать условия для раскрытия их природы. Ребенка можно сравнить с нераспустившимся цветком. Он развивается по своим природным законам. Для его полноценного развития и созревания необходима плодородная почва (благодатная учебная среда) и защита от негативных внешних воздействий.

«У растения главное – корень, у ребенка – душа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)

VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока:  урок-сценарий.Цель:  Показать жизнеутверждающую красоту музыки...

Классическая музыка и её значение в формировании процесса развития восприятия музыки среди школьников на уроках музыки.

В Данной публикации  говорится о нескончаемом источнике в формировании  процесса развития восприятия музыки учащимися. Тем самым  позволяет повысить процесс музыкального мышления, воспи...

Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)

Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок:  "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...

Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»

Урок музыки  в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...

Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс

Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...