Классическая музыка и её значение в формировании процесса развития восприятия музыки среди школьников на уроках музыки.
методическая разработка по музыке

Тишкина Наталья Владимировна

В Данной публикации  говорится о нескончаемом источнике в формировании  процесса развития восприятия музыки учащимися. Тем самым  позволяет повысить процесс музыкального мышления, воспитывает эмоциональную культуру и развивает творческую личность учащихся.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                    ГОУ Педагогическая академия последипломного образования

                                   Кафедра методики преподавания дисциплин

                                          художественно-эстетического цикла

                     Итоговый исследовательский проект

« Классическая музыка и её значение в формировании музыкальной

                                культуры  школьников».

Тишкиной Натальи Владимировны, учителя музыки МОУ СОШ №3 г.Щёлково

                     Слушателя курсов повышения квалификации 2010/2011 учебного года

      « Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях»

                                   ( инвариантный кафедральный модуль 72 часа.) 

                                                                                          Руководитель курсов – Г.П. Сергеева,

                                                                                           к.п.н., доцент

                                                           

                                                          Москва 2010

«Влияние музыки на детей

                                                                                 благотворно, и чем раньше

                                                                                 они начнут его использовать

                                                                                 на себе, тем лучше для них»

                                                                                                      В.Г. Белинский

        

Музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем не сравнимые возможности для развития творчества человека. Музыка один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Люди радуются - это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет – печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает и влияет и формирует личность ребенка всю жизнь.

                     Что такое классическая музыка ?

  Обычно классическую музыку сравнивают с легкой и говорят, что классическая музыка — серьезная музыка. Подобное определение слишком примитивно. Лучше сказать иначе: классическая музыка — это произведения, написанные для исполнения симфоническим оркестром, ансамблем или солистами. Основная особенность такой музыки — сочетание глубины передаваемых переживаний и разнообразие художественных приемов. Она занимает ведущее место в музыкальной культуре мира и развивается начиная с середины XVII века до настоящего времени.  До сегодняшнего дня  классическая музыка сохранила свою притягательную силу как для музыкантов, так и для любителей музыки. Сочинения ведущих классических композиторов вчерашнего и сегодняшнего дня распространяются с помощью радио, телевидения, пластинок, фильмов, компакт-дисков. Они исполняются в концертных залах. Основными инструментами для исполнения классической музыки считаются струнные: виолончель, пианино, среди духовых инструментов — флейта, гобой, кларнет, среди медных инструментов — валторна, труба, среди ударных — литавры, цимбалы, барабан, треугольник. Классической считается музыка оперы,  классическая музыка сохранила свою притягательную силу как для музыкантов, так и для любителей музыки. Сочинения ведущих классических композиторов вчерашнего и сегодняшнего дня распространяются с помощью радио, телевидения, пластинок, фильмов, компакт-дисков. Они исполняются в концертных залах. Основными инструментами для исполнения классической музыки считаются струнные: виолончель, пианино, среди духовых инструментов — флейта, гобой, кларнет, среди медных инструментов — валторна, труба, среди ударных — литавры, цимбалы, барабан, треугольник. Классической считается музыка оперы, оперетты, ораторий, концертов и симфоний и т.д. Классическая музыка  занимает ведущее место в мировой культуре и имеет большое влияние по сей день. Основные особенности такой музыки – искустное сочетания душевных переживаний в уникальной мелодии. Люди, которые способны вложить в музыку свои чувства, мысли, можно сказать гении. Классическая музыка помогает людям разбудить в себе самые прекрасные стороны своей души. Поняв, всё то, что хотел передать нам творец, мы восхищаемся, как его огромный талантом, так и неописуемой грандиозной, величественной красотой музыки. Это большое богатство всего человечества, ведь не зря люди всех стран с замиранием сердца собираются в огромных залах и вслушиваются в льющуюся как  река мелодию, как плавно она наполняет зал и звучит везде.

        Классическая музыка – это огромное достояние для всех нас. Мы не должны забывать свою историю и своих героев. Классическая музыка является нескончаемым источником в формировании музыкальной культуры человека, тем самым и в формировании музыкальной культуры  подрастающего поколения. Массовое музыкальное воспитание должно внести свою долю в формирование мировоззрения советских школьников, в воспитание их моральных качеств, воли, характера. Необходимо привить детям интерес и любовь к музыке, расширить их музыкальный кругозор, воспитать музыкальный вкус и научить понимать музыкальную речь. Изучение музыкального произведения,  предусматривает целостное, эмоциональное восприятие, суждение о нем, раскрытие его содержания выразительных средств, которые особенно ярко раскрывают образ. Все это вместе взятое должно привить навыки не только слушать, но и слышать музыку, правильно оценивать ее, что и способствует воспитанию художественного вкуса и усиливает значение музыки в идейном и нравственном воспитании детей.

Классическая  музыка как средство всестороннего развития ребенка

Великий советский композитор Д.Д.Шостакович отмечал  «В горе и радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком. Она так полно и огромна вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат не задумываясь, не замечая… На сколько бы беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка помогающего людям лучше понимать друг друга». Любителями и знатоками музыки не рождаются, подчеркивал композитор, а становиться. Эти слова Д. Шостаковича об огромном значение воспитание в человеке любви к музыки, умение её воспринимать. И чем раньше музыка войдет в жизнь человека, тем глубже и точнее это искусство займет место в его душе. Все то, что получает ребенок в детстве, во многом определяет, что приносит он обществу в будущем. Именно в эту раннею пору жизни закладываются основы разнообразных качеств и свойств в формирование личности ребенка, её интересы и способности. Психологи отмечают, большая часть приобретенного в этот период, усваивается исключительно быстро, и запоминается на долгие годы, порой до конца жизни.

 Влияние музыки на воспитание детей - это приобщение музыкальной культуре в целом. 

Влияние музыки на формирование личности ребенка в развитие творчество деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое искусство, способно воздействовать на всесторонние развитие личности ребенка, побуждать к нравственно эстетически ми переживаниям, вести к преобразованию окружающего к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание должно отвечать основным требованиям: быть всеобщем, охватывающим всех детей и всесторонним, гармонично развивающим все стороны формирование личности ребенка.

Всесторонность музыкального воспитания выступает как один из эффективных путей нравственного обогащения формирование личности ребенка. Активизации его умственной деятельности, повышение жизненного тонуса. Влияние музыки объединяет детей в едином переживание, становится средством общения между детьми.

Музыкальный опыт детей еще очень прост, но он может быть достаточно разнообразным. Почти все виды музыкальной деятельности в самых первоначальных основах доступны детям и правильной постановки воспитания обеспечивают разносторонность их музыкального их музыкального и общего развития на личность ребенка. Через воспитание эстетического отношения к окружающей жизни, через развитие способностей, эмоционально сопереживать стой чувств и мыслей, выраженных в произведениях, ребенок входит в образ, верит и сам действует воображаемой ситуации. Влияние музыки побуждает его к  дивной способности радоваться за других, переживать за чужую судьбу, как за свою». Из концепции  музыкального образования школьников, мы узнаём, что высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве. Основное средство достижения этой цели – постоянные и систематические встречи учащихся с музыкой, развитие у них на этой основе потребности в высоких образцах художественного творчества. 

      Музыкальное развитие культуры школьника это результат формирование личности ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Задачи музыкального воспитания формирование личности ребенка, подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей школьников.

  1. Воспитывать любовь к музыке. Эта задача решается путем развития восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных музыкальных произведений.
  2. Обобщать музыкальные впечатления детей знакомить их с разнообразными музыкальными произведениями.
  3. Развивать эмоциональную отзывчивость. Сенсорные способности, чувства ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.
  4. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя изобразительное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.
  5. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передачи характерных образовав в играх и хороводах, использование выученных танцевальных движений, импровизации маленьких песен, попевок, инициативу и стремление применять выученный материал в повседневной жизни. Петь и танцевать. Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становление и формирование личности ребенка. Средствами музыкальности дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Умение донести до детей музыкальное произведение, приобщить к нему, воздействуя на их чувства и мысли, это благородное и ответственное влияние музыки на ребенка.

Современные музыканты  о проблеме слушания классической музыки.

 «В России, к сожалению, нет культуры слушания классической музыки, — сетует композитор Алексей Рыбников. — И в Европе, и в Америке, и в Китае, и в других странах существует множество телеканалов и радиостанций, которые передают исключительно классические программы. У нас — ни одного. Человек начинает любить то, что он часто слышит. Сейчас нас окружает все что угодно, кроме классической музыки».

Пианистка и композитор Елена Ганчикова оказалась однажды на концерте симфонического оркестра в Париже, проходившем специально для детей (обязательным условием прохода на концерт было наличие ребенка!), и была потрясена: «Я не ожидала, что дети любого возраста слушают классическую музыку как завороженные. Мальчики лет пяти “дирижировали” оркестром и шевелили в воздухе пальцами, когда играл пианист. После каждого номера хлопали в полном восторге. Никто из детей в огромном, набитом битком зале не разговаривал, не плакал, только слышалось легкое шевеление — детям трудно высидеть два часа неподвижно. Программа была “Ночные призраки” Равеля и “Картинки с выставки” Мусоргского. Сначала номер играл пианист, потом дирижер спрашивал у публики: “Какой инструмент оркестра, по-вашему, играет эту мелодию или пассаж?” — и маленькие дети с восторгом кричали: “Кларнет?” — “Нет” — “Гобой?” — “Молодцы!”. Потом оркестр играл свою версию. А между номерами дирижер со сцены сообщал детям разные подробности: про то, кто такая Баба-Яга (он назвал ее Баба-Гайя) или что “дверь Киева” (имеются в виду Богатырские ворота) в музыке такая большая-большая, а он видел на картинке — она, оказывается, маленькая-маленькая, а большая она только в воображении композитора». Оказывается, такие концерты в Европе не редкость. Владимир Федосеев, художественный руководитель и главный дирижер Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского : «В Скандинавии на дневные симфонические концерты приходят мамы с колясками. Там есть для этого специальные места. Мы ни разу не слышали, чтобы на этих концертах дети плакали!» 

Музыкальная самодеятельность в Европе, Америке, Японии тоже довольно распространена. Владимир Федосеев рассказывал, как в университете в Японии местный самодеятельный хор исполнял Девятую симфонию Бетховена. По словам Алексея Рыбникова, в Соединенных Штатах практически в каждой общеобразовательной школе есть квартеты и очень хорошие хоры, а в одной из школ, куда их пригласили во время гастролей, школьный оркестр исполнял «Щелкунчика». Большинство учеников обычных (не музыкальных!) школ играют на каком-нибудь инструменте — не для того, чтобы стать в будущем профессиональными музыкантами, а просто любят музицировать. Для того чтобы концерты классической музыки стали привычными и для российских детей, Владимир Иванович Федосеев, дирижер Большого симфонического оркестра, осуществил свою давнюю идею — стал приглашать ребят на генеральные репетиции оркестра. Две репетиции состоялись в мае и октябре 2008 года в Большом зале Консерватории. Дети были самые разные — из музыкальных и самых обычных школ, из детдомов. «Я очень надеюсь, что вы станете друзьями музыки, великой музыки, которая существует вечно», — сказал детям маэстро перед началом. Репетиция длилась около часа. Дети слушали по-разному. Кто-то очень внимательно, кто-то перешептывался, а кто-то заснул. После концерта одна девочка на вопрос журналиста, что ей больше всего понравилось, ответила: «Как дирижер передавал музыку руками и будто по воздуху играл».

От колыбели до Баха. 

«Чтобы понимать классическую музыку, нужно прежде всего ее слушать», — сказал Дмитрий Шостакович. С какого возраста начинать? Музыковед Ольга  Ивановна Доброхотова советует — с самого рождения. «Мама поет колыбельную — вот отсюда и начинается любовь к музыке. И необязательно делать из ребенка профессионального музыканта. Музыка же пишется для всех. Просто очень важно, чтобы связь с музыкой не прерывалась все детство. Что маленький ребенок слышит в доме? Если классическая музыка составляет часть среды, в которой находится младенец, он начинает ощущать ее как свою. Частица этой атмосферы останется в его душе. Ее и надо родителям развивать. Маленький ребенок очень чутко реагирует на музыку. Он может, даже еще ничего не понимая, смеяться, когда слышит веселую музыку, или засыпать под музыку спокойную. Формирование вкуса начинается не только с музыки, но и со сказок, со стихов — и в стихах есть музыка. Я не представляю, как можно воспитать ребенка, не читая ему народных сказок или Андерсена. Но, с другой стороны, — продолжает Ольга Ивановна, — понимать классическую музыку — это то же самое, что понимать какое-то серьезное литературное произведение, этому нельзя научиться вот так сразу. Ребенок же начинает знакомство с литературой не с “Войны и мира”. У многих композиторов есть “детские альбомы” — у Чайковского, у Моцарта». Ольга Ивановна советует начинать приобщение к серьезной музыке с того, что нравится: «Зацепился за что-то ухом — по радио, в записи, — и то, что вызывает ответное чувство, и надо развивать, слушать один раз, другой, третий. Ведь одно дело музыку воспринимать, другое — понимать. Моцарт легок для восприятия, но понять его по-настоящему, с его трагедией, с его печалью, которая стоит рядом с радостью, можно только с опытом жизни. Это постепенный путь».

Дмитрий Низяев, музыкант, композитор, один из авторов сайта «7нот», считает, что хорошая музыка для слушателя любого уровня найдет лазейку. «В отличие от поп-творений, серьезная музыка многомерна и многослойна. Взять, к примеру, Иоганна Себастьяна Баха — на мой взгляд, это самый великий композитор. Безусловно, Бах сложен. Так сложен, что и через несколько веков люди еще не разыщут всего, спрятанного в его музыкальных мыслях. Но это не означает, что Баха не стоит предлагать детям. Музыка дружелюбно и бережно относится к слушателю любого уровня. Романтически настроенный слушатель найдет богатую пищу для своей души, человек, склонный к размышлениям и вычислениям — пищу для мозга. И умудренный старец найдет в музыке Баха достаточно пищи для себя, и ребенок со своими короткими повседневными мыслишками найдет там столь же короткие и понятные высказывания. Тем более что у Баха очень много и легкой музыки, танцевальной и ненавязчивой». Одновременно, советует Дмитрий Низяев, нужно по мере сил оберегать ребенка от поп-культуры: «Слишком легкий соблазн, от которого потом трудно отделаться, как от жвачки. Надо сделать, чтобы к тому моменту, когда ребенок с ней встретится, он имел внутреннюю защиту. Если ребенку с самого детства не давать возможности прикоснуться к серьезной музыке, он непременно будет подкуплен музыкой развлекательной, потому что она не требует никакого напряжения душевных сил».

Рисование звуком.

 Если есть возможность — водите ребенка на живые концерты, где музыка рождается на ваших глазах. Ребенок не только слышит, но и видит, как это происходит. Но очень важно выбрать хорошего исполнителя! На что лучше сходить? В Москве есть Музыкальный детский театр имени Наталии Сац — в нем ставят оперы и балеты специально для детей. Но и во «взрослых» театрах идут оперы, например, Римского-Корсакова по сказкам, которые знакомы ребенку: «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане». Можно перед походом в театр перечитать их, посмотреть снятые по ним кино или мультфильм — ребенку сразу станет интереснее, можно будет сравнивать разные воплощения одной и той же сказки. Однако, по совету Дмитрия Низяева, первое знакомство с серьезной музыкой не всегда стоит начинать с оперы — ребенок инстинктивно будет опираться на слова, и многократное повторение одной и той же фразы или долгое распевание одного слога могут запросто навеять на него скуку. Можно пойти на концерт. Дмитрий советует проследить, чтобы перед концертом у ребенка не было каких-то сильных эмоциональных выбросов: «хождения на голове», воплей, просмотра «кислотных» американских мультфильмов — ничего такого, что действует на чувства грубо и сильно. «После такого воздействия вам уже не добиться от ребенка какой-либо чуткости. Пусть день пройдет спокойно и размеренно, пусть душевные и эмоциональные запасы останутся неизрасходованными. Я бы постарался подготовить ребенка к тому, что на концерте не будет зрелищных эффектов. Попытался бы заранее заинтересовать его самой идеей — “рисовать настроение звуком”. Чтобы ребенок шел на концерт, уже настроившись на впечатления для ушей и сердца, а не для глаз»? — советует Дмитрий. На что бы вы ни пошли, прежде чем окажетесь в зале, постарайтесь рассказать ребенку немного о том, что собираетесь слушать. Заранее обсудите либретто оперы или балета. В интернете или книгах можно найти что-то о симфонических произведениях или композиторах. Можно рассказать какую-то красивую историю по сюжету музыки: почему, например, в «Карнавале животных» Сен-Санса такая грустная и прекрасная мелодия «Лебедь» — это по легенде лебедь поет свою предсмертную песнь. Или описать, как «В пещере горного короля» Эдвард Григ изображает походку подземных гномов, которые, несмотря на маленький рост, внушают угрозу.«Если же знакомство с произведением происходит не в зале, а дома, — говорит Дмитрий, — то я бы приостанавливал музыку между номерами, во время естественных пауз, и предлагал ребенку выразить словами, лицом, рисунком то настроение, которое он уловил в музыке. И не надо заниматься слушанием музыки по часам, это все-таки не спорт. Душе ведь тоже требуется время, чтобы переварить целый новый мир, вместить в себя. Пережили с музыкой некий сюжет — и сменяйте деятельность». 
Советы от музыканта Дмитрия Низяева. Для первого знакомства детей с музыкой лучше всего подходят композиторы, принадлежащие к школе романтизма. Легче воспринимать музыку танцевальную и песенную. Вот некоторые имена, интересные для детского слуха:– Франц Шуберт (песенные циклы «Прекрасная мельничиха»),– Феликс Мендельсон-Бартольди (фортепианные миниатюры, цикл «Песни без слов»),

– Шарль-Камиль Сен – Санс (оркестровая сюита «Карнавал животных»),

– Фридерик Шопен (фортепианный концерт, фортепианные миниатюры),

– Эдвард Григ (фортепианный концерт, сюита «Пер Гюнт» по сказочным сюжетам Скандинавии),

– Алябьев (песни, романсы),

– Римский-Корсаков (почти все оперы — очень красивые, сказочные),

– Петр Чайковский (фортепианные миниатюры, балеты, ранние симфонии),

– Илья Глазунов и Модест Мусоргский (оркестровые миниатюры и сюиты).

Сегодня под словом «классическая» многие подразумевают вообще любую музыку, не относящуюся к популярно-эстрадной. Если быть точными, слово «классическая» в применении к музыке означает «музыка периода классицизма», то есть европейская светская музыка, относящаяся в основном к XVIII веку. Это достаточно узкий круг музыки, хотя его значение огромно. А к серьезной музыке (в противовес развлекательной), кроме собственно классической, относится еще музыка десятка различных школ. Например, романтическая, барокко, музыка Возрождения, импрессионистическая и т. д.

Часто взрослые задают вопрос: « Надо ли приобщать ребенка к музыке, если у него нет ярких проявление?» Ответ положительный. Вывода о музыкальности  ребенка можно делать лишь после того, когда он получит правильное и  надлежащие  музыкальное  воспитание и обучение.

2.     Музыкальное воспитание и обучение дети имеют возможность получать в  общеобразовательной  школе. Программа  по предмету  «Музыка»  Г.П.Сергеевой, Е.Д. Крицкой, Т.С. Шмагиной составлена в соответствии со стандартами второго поколения, примерными программами начального общего образования и основными положениями  художественно--- педагогической  концепции Д.Б. Кабалевского.  Классической музыка, одна из составляющих направлений всей музыки, как искусство, формирующая  музыкальную культуру школьника, является  также и целью программы по музыки Г.П. Сергеевой, Е.Д.Крицкой, Т.С. Шмагиной, где целью массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. ( Г.П. Сергеева, программа)

Задачи музыкального образования школьников формируются на основе целевой установки: воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основа музыкальной грамотности; развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками  лучших образцов мировой художественной культуры прошлого и настоящего и накопления на его основе багажа, интонационно-образного словаря, приобщение музыки как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, овладение культурой отношений, запечатлённого в произведениях искусства, раскрывающий духовный опыт поколений, развитие творческого потенциала, воспитание музыкальности, освоения языка музыки.

          Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведения композиторов- классиков, сочинения современных композиторов.

         Критериями отбора музыкального материала является:  художественная ценность произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

        В программах по музыке Г.П. Сергеевой, Д.Б. Кабалевского раскрывается тесная связь музыки с жизнью человека. « Главное, к чему я стремился, говорил Дмитрий Борисович,--это вызвать в детях и подростках ясное понимание и ощущение того, что музыка ( как все искусства) не просто развлечение и не добавление,…а важная  часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника. Так изучая музыку, ребята уже с первого класса почувствуют и поймут, что они изучают жизнь,  что музыка  - это сама жизнь».

                                        Юмор  в  музыке.

      «Юмор»- (англ. humor) – особый вид комического, сочетающий  насмешку и сочувствие, внешнею комическую трактовку и внутреннюю причастность к тому, что представляется смешным. (Сов. энцикл. словарь)

        Музыка отражает все сферы  проявления  жизни человека:  радость и печаль, рождение и смерть, любовь и ненависть, страдание и безмятежность, борьбу и смирение и пр. Одним из радостных жизненных проявлений является  и  юмор.

         Дети очень любят музыку с элементами юмора, ярко  и эмоционально её воспринимают, искренне радуются ей, с  неподдельным  интересом участвуют во всех видах музыкальной деятельности. Музыка с элементами юмора поднимает настроение детей,  психически раскрепощает их, делает более открытыми. Нет большего счастья видеть как смеются дети, как ярко светятся их глаза.

           В программе по музыке Г.П. Сергеевой, Д.Б. Кабалевского  множество произведений народной и классической музыки с элементами юмора.

         С.С. Прокофьев « Болтунья» на стихи А.Л. Барто, где есть сходство музыкальной речи и разговорной, скороговорки, которые носят шуточный характер, «болтает», «тараторит», «трещит» -речь быстро говорящего человека. Здесь определяется интонационная особенность музыки, раскрывающие  характер  данной  героини,  её портрет.

        «Шествие» из оперы Н.А. Римского-Корсакова « Золотой петушок». Эффект юмора и даже сатиры создаётся неожиданным контрастом: сначала мы слышим торжественную, даже напыщенную музыку, и вдруг раздаётся разухабистая плясовая мелодия – царь пустился в пляс от радости, что удалось без труда ухватить богатую добычу. В этой портретной характеристике  мы  угадываем   истинное  лицо  царя   Додона.

          И.С. Бах « Шутка» из сюиты №2, для струнных инструментов и флейты. Среди огромного разнообразия музыки Баха  - серьёзной,  драматической, порой трагической, встречается немало шуточных произведений, полных веселья и юмора. Бах любил народную шутку, народный танец.

         И. Стравинский « Сюита №2». Композитор даёт возможность почувствовать, как юмор, весёлая улыбка, шутка могут быть выражены в музыке. Здесь четыре маленькие части: «Марш», «Вальс», «Полька» и «Галоп» предстают в  насмешливом, ироническом характере, как бы в кривом зеркале. Стравинский использовал приёмы: а) несовпадения метрических акцентов, б) ритмические сдвиги, в) несоответствие мелодии и аккордов сопровождения в некоторых местах, г) контрастные сопоставления тембров и регистров.  Всё это рождает эффект весёлой шутки и даже гротеска.

        «Шутку» Баха и « Маленькую сюиту» Стравинского можно поставить в один ряд произведений, жизненным содержанием которых является юмор, шутка, баловство, весёлая улыбка. Все эти черты очень важны в жизни.

           Частушка,  как вид народного творчества, не раз встречалась в музыке русских композиторов. Но, пожалуй , никто ещё так не обращался к ней , как наш современник – композитор Р.К. Щедрин. Он использовал жанр частушки и в фортепианном концерте, и в опере, и в балете, и в симфонических произведениях.  

         В начале 60-х годов Щедрин написал два крупных произведения —            оперу «Не только любовь» (1961) и концерт для симфонического оркестра «Озорные частушки» (1963). Частушки составляли музыкальную основу как оперы, так и концерта. Эта, казалось бы, примитивная музыкальная форма никоим образом не сковывала композитора, а, наоборот, позволяла ему находить новые средства выразительности. В произведениях Щедрина нет и намека на однообразие. Их настроение простиралось от озорства, удали, широкой радости до тихой печали, застенчивости, грустной лирики.
      
В опере «Не только любовь» Родион Щедрин мастерски выбирает не только сами частушки, но и обстановку, в которой они возникают. В концерте «Озорные частушки» частушки используются как «строительный материал» для создания крупного симфонического произведения. Казалось бы, что нового можно здесь найти? Однако даже при первом знакомстве с музыкой поражает необычная манера подачи незатейливых частушечных ритмов, удивляют неожиданные сочетания, противопоставления, благодаря чему вроде бы примитивная народная мелодия обретают новую форму.  Склонность к юмору становится отличительной чертой комическими красками, в музыке превалируют настроения радости, здорового народного веселья.

  Однако эти весьма талантливые произведения не были свободны от влияния знаменитых предшественников — С. Прокофьева и И. Стравинского, хотя и отмечены оригинальными композиторскими находками. Молодой Щедрин, например, все увереннее обращался к такому мало разработанному народному материалу, как частушка. Например, в музыке к балету «Конек-Горбунок», созданному по заказу Большого театра, элементы частушки прекрасно обрисовали характеры братьев главного героя и царя Гороха, удачно вписались в танец шутов и прочие эпизоды сочинения.  Балет «Конек-Горбунок», созданный в середине 50-х годов  по заказу Большого театра. Трудно с определенностью сказать, что вдохновило композитора на работу над ним — содержание ли ершовской сказки, озорные ли образы, порожденные народной фантазией, которые выявили в натуре композитора именно ему присущие черты — незлобивую насмешку, мягкий юмор, особую пластичность музыкальных образов, их острую характерность. Скорее всего и то, и другое; произошла счастливая встреча творца и его темы. Содержание сказки Ершова, написанной более полутора веков назад, оказалось очень созвучным таланту композитора: русская сказочность, сочетавшая фантастику и реальный быт, озорство и юмор, бесшабашность и наивность, очень хорошо выражены в музыке. Здесь преобладают комедийные элементы: музыкальные характеристики братьев,  царя Гороха,  пляс Ивана с ребятишками, танец шутов и шутих, драка Карася с Ершом. Родиона Щедрина всегда отличала потребность не только писать музыку, но и самому исполнять.

            Ференц Лист « Вторая венгерская рапсодия».      

          Лист  величайший  пианистом XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остается ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианной виртуозности. Ф. Листу, человеку остроумному и искромётному (из воспоминания современников), всегда было присуще чувство юмора. Один эпизод из его биографии подтверждает это.  В  1842 году Ференц Лист в 24 часа выслан из Петербурга. Кроме того, полицмейстер сообщил ему высочайшую волю: Лист не должен более приезжать в столицу России никогда. Дело в том, что на выступлении Листа в Петербурге собралось самое изысканное общество, в зале присутствовал и сам император Николай I. Во время концерта он стал довольно громко разговаривать со своими адъютантами. Лист прервал игру.

— В чём дело? Почему вы перестали играть? — спросил Николай и, нетерпеливо махнув рукой в сторону рояля, добавил: — Продолжайте.

— Когда говорит царь, остальные должны молчать, ваше величество, — вежливо, но решительно ответил Лист.

Император дослушал концерт в молчании. Однако, сразу после выступления Листа поджидал полицмейстер.

Лист исполнял в музыкальном обществе в Байройте свое новое произведение. Это была чрезвычайно сложная композиция, написанная в быстром темпе. Лист сыграл ее с присущей ему виртуозностью и закончил игру под восторженные аплодисменты. Польщенный Лист вежливо поклонился публике и гордо сказал:

— Только двое пианистов в Европе могут так исполнить это произведение — я и Ганс фон Бюлов!

Тогда присутствовавший на этом вечере молодой Жорж Бизе подошёл к роялю, сел и с не меньшей виртуозностью исполнил только что услышанное произведение без нот, по памяти.

— Браво! — воскликнул смущенный Лист. — Но, мой молодой дружище, не следует так напрягать свою память, вот вам ноты.

Бизе вторично, теперь уже по нотам, прекрасно сыграл произведение маэстро.

— Поздравляю, — протянул ему руку Лист. — Теперь вы — третий в Европе.

          Интонации юмора мы можем наблюдать  во « Второй рапсодии».

Первый образ – серьёзный и сосредоточенный и второй, как огневая пляска цыган, в которой подчёркивается тесная связь с народным национальным мотивом.

        Пример анекдота или карикатуры в музыке – уморительный «Карнавал животных» Сен-Санса. Надо сказать, что этот композитор вообще был шутником-виртуозом. И по всему своему «Карнавалу…» он рассыпал множество шуток – причем многие из них посвящены музыке и музыкантам. Судите сами. В цикле четырнадцать пьес, изображающих разных зверей: черепах, птиц, слона, кенгуру, и т.д. Посреди всего этого музыкального зоопарка слушателю вдруг предлагают полюбоваться на редких зверей – … пианистов. Пианисты эти и правда, как звери, долбят гаммы. Долбят зверски, старательно, хотя и заплетающимися пальцами. И это еще не все: номер с пианистами непосредственно переходит в пьесу под названием «Fossilis» – латинский термин, означающий «ископаемое животное». И как вы думаете, что за ископаемое изобразил здесь Сен-Санс? Не кого иного, как священную корову – самого В.А. Моцарта!!! В пьесе, начавшейся очень мило, довольно скоро обнаруживается мотив из моцартовского Allegretto, которое в детских музыкальных школах играют все начинающие пианисты. (Из высказываний Анны Благой –скрипачки, журналистки).

         Мы не можем забыть, с детства знакомые и полюбившие произведения: шуточную и задорную песню И. Арсеневой  «Кузнецы», Т. Попатенко «Котёнок и  щенок», Д.Б. Кабалевского пьесу « Клоуны», «Танец молодого бегемота», не можем не восторгаться изящной, лёгкой « Полькой – пиццикато» И. Штрауса,  не  можем  не посмеяться над « Дуэтом двух кошек» Д.Россини, не можем не удивиться,  необычайно  смелому юмору, Кейжа «4:33».

      Классическая музыка, со всей её глубиной, масштабностью,  формами, стилями,   жанрами, живёт с человеком, отражает все жизненные его  проявления, в  том числе и юмор.

       

 

.

                           Сценарий урока  музыки

По программе Д.Б. Кабалевского 6 класс, по теме 3 четверти

                                  « В чём сила музыки».

Тема урока:    « Юмор и шутка в произведении И.С. Баха  и

                                             И. Стравинского».

Цель урока:   Представить юмор и шутку, как одно из проявлений

                          жизненной правды в музыке.

      Задачи:  1.  Познакомиться с пьесой «Шутка» И.С.Баха из  «сюиты №2»,

                            как пример народного юмора.

                     2.  Продолжить знакомить детей с музыкальной формой  - сюита,

                           используя, музыкальный материал сюиты И.С.Баха.

                     3. Жанровое определение частей в «Сюите» И.Стравинского,

                         определение сатирических образов в частях сюиты.

                     4.Сопоставление характеров  музыки  «Шутки» И. Баха и  

                         «Маленькой сюиты» И.Стравинского.  

                     5. Исполнение песни  Д.Кабалевского на стихи З.Александровой                        

                       «Чудо музыка».

Оборудование урока:

       1. Портреты композиторов.

       2. Репродукции художников- карикатуристов КуКрыНиксов «Квартет».

      3.Репродукции  фото-картин из серии «Праздники жизни».

       4. Плакаты «Духовые инструменты».

       5. Фонохрестоматии по программе Д.Б. Кабалевского для 6-класса.

       6. Нотный хрестоматийный материал  по программе  6- класса.

Тип урока:  раскрытие новой темы.

                                     Ход урока:

  Дети входят в класс, рассаживаются по местам.

На доске:  ( портреты И.С. Баха и И. Стравинского )              

                               тема урока

                  И.С. Бах «  ?     » из «Сюиты №2»

                   И. Стравинский «Маленькая сюита»

                      (Название «Шутка» записывается позже, ребята сами угадают его)

                                                  Беседа:  введение в тему.

Учитель: Здравствуйте, ребята.

                 Напишите пожалуйста тему урока в тетрадь.

В тетрадь: ( тема урока, + запись с доски.)

 У. —Мы продолжаем с вами разговор на тему четверти « В чём сила музыки». На предыдущем занятии мы слушали арию Сусанина из оперы «Иван Сусанин»  М.И. Глинки, где подвиг Сусанина это  проявление красоты человеческого духа. Где жизненная правда неотделима от правды искусства, так же как красота искусства неотделима от жизненной красоты.

        Сегодня мы будем говорить о юморе и шутке, как о ещё одном проявлении в жизни человека, отображённая в музыкальных произведениях композиторов классиков.

У. — В каких  жизненных ситуациях мы используем  юмор и шутку?

Дети  ( предполагаемые ответы, далее везде) --- На праздниках, торжествах, на отдыхе.

На доску – репродукцию фото – картин из серии « Праздники жизни».

У: —В каких жанрах народной музыки, отображается юмор и шутка?

Д. —В прибаутках, потешках, частушках.

У. —хорошо. Ребята, вы можете вспомнить, из прошлых занятий, музыку композиторов, в которой мы слышим интонации юмора или шутки ?

Д. – «Песня Варлаама» Мусоргского из оперы « Борис Годунов»

музыкальный портрет которого говорит  о его характере,  в  образе Варлаама

присутствует комические черты.

Д. – Царь Горох из балета Щедрина «Конёк Горбунок»

Д.—Песня  «Котёнок и щенок».

Д.—Песня «Чудо музыка», приём исполнения – скороговорка, придаёт песне шуточный характер.

У. — Хорошо, молодцы.

                                       Раскрытие новой темы

У.—Сегодня мы  вновь будем говорить о музыке И.С. Баха. Человеческие чувства разнообразны в музыке Баха. Есть у него произведения и радостные, и печальные;  и сосредоточенно-задумчивые, и несущиеся как стремительный поток; есть у него музыка трагическая, есть шутливая, танцевальная. Слушаем музыку и попробуем дать ей характерное название.

Звучит   произведение «Шутка» И.С. Баха.

У. — Какого характера эта музыка?

Д.---Радостная, весёлая, шутливая.

У.—Попробуем дать этой музыке название.

Д. — Веселая забава, радостное мгновенье, задорная пьса.

У. — Как бы мы могли назвать ее одним словом?

Д. —«Радость», шутка».

У. — Правильно. Композитор дал ей такое название «Шутка».

На доску. вписываем название «Шутка». А вместо знака «?»

У. – Какой инструмент солирует в этом произведении?

Д.—Духовой инструмент  -  флейта.

У. –Найдите плакат с этим инструментом и разместите его на доске.

Д.—дети выполняют задание.

У.—«Шутка» это пьеса из сюиты для струнных инструментов и солирующего духового инструмента  -  флейты.

У. —Запишем в тетради определение слова «Сюита».

В тетрадь: Сюита - это многочастная музыкальная форма, состоящая из нескольких пьес танцевального характера, объединенных общим замыслом.  В сюите И.С. Баха №2- 7 номеров: «увертюра», «рондо», «сарабанда», «бурре», «полонез», «менуэт», «шутка».

У.—А сейчас перенесёмся в 20 век. Перед вами (внимание на портрет) русский композитор Игорь Стравинский. Мы знакомились с его творчеством в прошлом году и слушали « Народное гулянье» из балета « Петрушка». Сегодня познакомимся с ещё одним его произведением «Маленькой сюитой». Раньше это произведение было написано для двух фортепиано, а позже для симфонического оркестра.

Слушаем все 4 части сюиты.

Звучит музыка.

У. – Сколько частей в музыке вы услышали?

Д. – ( ответы могут быть не одинаковые, но с помощью учителя дети определяют 4 части)

У.—Какой преобладающий жанр в этой музыке?

Д.—Танцы : полька, вальс, галоп( с помощью учителя).

У.—Кроме танцев есть другие жанры?

Д.--- Да. Это марш.

У.—Какого характера эти части?

Д.—Шуточного, смешного, комического.

У. –Какими средствами композитор нам показывает юмор в сюите?

Д.--- Тембром инструментов, Резкой сменой темпов, скачками в мелодии.

У.—Характер этих частей мы можем сравнить с характером людей. Застенчивость вальса, активность и даже разухабисностью  галопа, важного и надменного марша, весёлой и беззаботной польки. В этом произведении мы слышим не только юмор, но и сатиру, подчёркивавшую человеческие недостатки.

На доску   репродукция художников – карикатуристов КуКрыНиксов «Квартет».( 4  характерных портрета – шаржа).

У.—КуКрыНиксы – это группа художников  -карикатуристов: Куприянов, Крылов, Никитин -  которые высмеивали недостатки  и поведение людей в обществе.

 Дети угадывают в этих портретах   название  номеров из частей сюиты.

У.—Если сравнивать «Шутку» Баха и «Маленькую сюиту» Стравинского, то они ничем не похожи друг на друга. И всё же их можно поставить в один ряд произведений, жизненным содержанием которых является  ЮМОР, ШУТКА,

БАЛОВСТВО, ВЕСЁЛАЯ УЛЫБКА.

Итак, мы сегодня узнали, что юмор, шутка – как ещё одно из проявлений жизни человека, ярко отображаются в музыке композиторов И.Баха и И.Стравинского.

В завершении урока прошу вас исполнить песню « Чудо музыка» Композитора Д. Кабалевского на стихи З.Александрова.

Звучит песня.

Оценки за урок (5)

Урок закончен до свидания.

                             Список      литературы:

 1. Абдуллин Э.Б. « Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школы».  Москва « Просвещение 2000г.

2. Апраксина О.А. « О возможности и содержании исследовательской работы учителя в школе». Москва « Музыка» 1985г

3.Кабалевский Д.Б. «Программа по музыке» Москва « Просвещение» 2007г.

4.Ригина Г.  « Вопросы методики  музыкального воспитания детей» Москва

    «Музыка» 1975г.

5. Сергеева Г.П. УМК  программа по музыке.  Москва « Просвещение» 2010г.

                                        Приложение

 

                      Проектные работы учащихся

на тему: «Классическая музыка и её значение в формировании               музыкальной   культуры школьников».

                                  ( выборочные примеры).

1. Мини сочинения на тему « Музыка и литература», «Музыка и         изобразительное  искусство».

                                Г.В. Свиридов поэма « Памяти Сергея Есенина»

                                                                        « Поёт зима, аукает» .

                                Русская народная песня на стихи И. Козлова

                                                                        « Вечерний звон».

2.Иллюстрации к музыкальным произведениям по слушанию музыки:

               Д.К. Кабалевский « Зайчик дразнит медвежонка»,

               В. Салманов «Утро в лесу», «Вечер».

               П.И. Чайковский « Танец маленьких лебедей» балет «Лебединое озеро».

               С.С. Прокофьев « Полночь» из балета «Золушка».

               А.Рубинштейн на стихи Ю.Лермонтова « Горные вершины».

3. Отзывы к песням,  мини сочинения.

               А. Пахмутова на стихи Н. Добранравого  « Добрая сказка».

4. Иллюстрации к песенному репертуару:

                Д.Б. Кабалевский « Наш край»

                Ю Чичков на стихи Ю Разумовского « Россия»

                Н. Зайцевой на стихи И.Ершова « Цветы для бабушке» 5. Доклады:о композиторах, о великих мастерах музыкальных инструментов.

                 С.В. Рахманинов «Жизненный и творческий путь»,

                  « Великие итальянские мастера  Амати, Гварнерри, Страдивари».

6. Театрализация музыкальных произведений,  фото материал.

                  Фрагменты из балета « Конёк – Горбунок» Р. Щедрина

                                      « Ночь»,   «Золотые рыбки»,   «Царь Горох».

7. Школьный хор,    вокальный ансамбль « Скворушки»  - фото материал.

                                     фрагменты выступлений на мероприятиях.

               

                     

                                                 

 

   

             



Предварительный просмотр:

Развитие процесса восприятия музыки в 6 классе

 на примере жанров песен и романсов.

( Метапредметные результаты, формируемые в работе с учащимися)

                                    Музыка 6 класс  Г.П. Сергеева. Е.Д. Критская.

               тема «Образы романсов и песен русских композиторов»

.

Таблица.

№ п/п

  • Задание.

Метапредметные результаты, формируемые в ходе его выполнения

1

Послушайте романс А. Варламова «Красный сарафан». Почему его называли русской песней и нередко помещали в сборниках народных песен?

Познавательные УД.

  1. Во время слушания усваивать элементы музыкального языка романса. Его музыкальный образ.
  2. Выявлять  дефицит информации – жанр романс, песня, аккомпанемент, сольное исполнение.
  3. Получать информацию о композиторе А. Варламове
  4. Получать информацию о традициях русского народа, о русских национальных костюмах( сарафан, кокошник, детали одежды). Плетение кос у девушек и женщин.
  5. Выявлять особенности тембра женского певческого голоса.
  6. Запоминать знания о музыкальном диалоге.
  7. Выполнение творческого поиска в сети интернет.

Домашнее задание: Найти русские народные костюмы. Распечатать на цветном принтере.

Коммуникативные Уд:

  1. Уметь выражать свои мысли в дискуссии, диалоге с учителем.
  2. Публично представлять ответы на вопрос «Почему его называют русской песней» ?
  3. Работа в коллективе класса.

Разучивание романса по группам. 1группа исполняет роль девушки.2- роль матери.

Регулятивные уд:

  1. Самостоятельно составлять алгоритм правильных ответов

что мелодия романса плавная, как в русских протяжных песнях, что в романсе как и в песни есть куплетная форма, есть и аккомпанемент. Распевы гласных, как в рнп.

  1. Аргументировать предлагаемые варианты ответов.
  2. Давать оценку ( быть в роле «критиков») в групповой работе исполнения романса по ролям. А (исполнительская группа)

планирует свое исполнение в коллективе.

  1. Умение регулировать голосовую интонацию по ролям: Мягкий, легкий тембр сопрановых голосов -образа дочери. И интонация немного поучительной, но мягкой с тембром меццо- сопрано (альтовых) голосов- образ материю «Не век тебе пташечкой звонко распевать, легкокрылой бабочкой по цветам порхать…»

2

Послушай и спой романс М. Глинки на стихи Н. Кукольника «Жаворонок». Найди определения того эмоционального состояния, которое возникает у тебя при его исполнении.

Познавательные УД.

  1. Во время слушания выявлять и характеризовать существенные признаки жанра романса
  2. Выявлять лирический образ романса «Жаворонок». Роль аккомпанемента, его изобразительность.
  3. Получать информацию о композиторе М.Глинки и поэте Н. Кукольнике
  4. Во время исполнения романса «Жаворонок» выполнять вокально хоровые навыки:

- дыхание,

-  интонирование,

- артикуляция.

Коммуникативные Уд:

  1. Выражать себя (свою точку зрения) в дискуссии и диалоге.
  2. Выполнять основные навыки пения в ансамбле.

Регулятивные уд:

  1. Самостоятельно составлять алгоритм правильных ответов при определении своего эмоционального состояния. ( Лиризм, умиротворение, душевный покой).
  2. Владеть способам  самоконтроля при пении, точное соотношение текста   и мелодии.
  3. Давать оценку 

в групповой работе исполнения романса.

4 планировать свое исполнение в коллективе.

3

Как М. Глинка передал смену чувств и переживаний в романсе «Я помню чудное мгновенье» на стихи А.С. Пушкина? Какими выразительными средствами композитор подчеркнул различные эмоциональные состояния поэтического высказывания?

Познавательное уд.:

  1. Получать знание  о романсе «Я помню чудное мгновенье» как жемчужину русской вокальной музыки.
  2. Выявлять и характеризовать существенные признаки жанра романса. Куплетная форма.
  3. Запоминать и систематизировать знание по истории создания романса, посвященный А.П. Керн.
  4. Выполнить поисковую работу в сети интернет по биографии М.И. Глинки.

Коммуникативные уд

  1. Умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем.
  2. Выполнять работу в парах, при работе с текстом учебника, при нахождении изменения музыки в соответствии с характером текста.
  3. Исполнять романс по трем группам.

Каждая группа по два куплета-четверостишья. Группы поют, выполняя свои интонационные задачи.

Регулятивные уд.

  1. оценка воздействия музыкального сочинения на собственные чувства и мысли, ощущения переживания.
  2. Самостоятельно составлять алгоритм правильных ответов при определении своего эмоционального состояния романса.
  3. Умение аргументировать ответы своих одноклассников.
  4. Давать оценку их вокального исполнения.

4

Послушайте песню М. Матвеева «Матушка. Матушка, что во поле пыльно». Какие интонационные особенности создают драматический характер. Чем отличается интонации вопросов дочери и ответов матери?

Познавательные уд.

  1. Закреплять знания в понятии «музыкальный диалог».
  2. Получать информацию  о приемах развития песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно»
  3. Выявлять форму произведения. Куплетная форма.
  4. Выявлять разность характеров исполнения образа матери и дочери. Приемы развития:

- темп,

- тембр.

- динамика.

- интонация вопроса и ответа.

   5. Творческое задание

       Написать сочинение (Д/З)

      « Сохранились ли традиции,    

      переданные в песне М.

       Матвеева «Матушка, матушка,

       что во поле пыльно» в

      современном мире России?»

Коммуникативные уд.

  1. Слушать и задавать вопросы по заданной теме.
  2. Работа по группам. Исполнение песни по ролям, соблюдая интонацию каждого образа.

 1 группа - образ матушки, 2 группа – образ дочери.

  1. Рассуждение в группах.  «Чем отличается характер контрастных образов» Представить от группы один человек даёт ответ.

Регулятивные уд.

1. Аргументировать ответы одноклассников и свои собственные.

2. Планировать ответы в группах. Составлять и оценивать правильный ответ.

3. Давать оценку певческого исполнения песни.

5

«Рассмотри женские портреты русских художников, современников А. Пушкина и М. Глинки. Какие черты своих героинь стремились подчеркнуть художники?»

Познавательные уд:

  1. Изучение портретов из зрительного ряда учебника.
  2. Овладение первичными умениями анализа изобразительного искусства:

- портрет,

- цветовая гамма,

- колорит,

- выражение лица героинь портрета.

- детали портрета- одежда, аксессуары, прически.

     3.   Поисковая работа.

         Нахождение авторов  

         художников портретов на

         с.166-167 в разделе «Список

          иллюстраций»

Коммуникативные уд:

  1. Работа в группах – поисковая работа с учебником.
  2. умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем
  3. Публично представлять ответы..

Регулятивные уд:

  1. Сопоставление портретов. Нахождение сходства.
  2. Составлять план своего ответа. Художники в портретах передавали нежность, женственность, кротость, очарование.
  3. Аргументировать ответы своих одноклассников.
  4. Брать ответственность за решение своего ответа. Давать оценку художнику портретов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа - "Развитие креативности у младших школьников на уроках музыки"

Младший школьный возраст, являясь наиболее благоприятным для развития креативности, личностного смысла позволяет закладывать  основания для развития личности в целом,  ее самораскрытия, само...

РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Теоретические АСПЕКТЫ Развития ассоциативного мышления младших школьников на уроке музыки 1.1.Понятие «ассоциативное мышление» 1.2.Музыка как средство ...

Творческие задания по развитию духовно-нравственного потенциала школьников на уроках музыки

В работе рассмотрены приемы и методы, используемые автором на уроках музыки...

"Развитие творческой деятельности у школьников на уроках музыки"

В данной статье говорится о раскрытии творческого потенциала  учащихся через музыкальное восприятие....

"ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ"

Актуальность исследования.В настоящее время в теории и практике музыкальной педагогики все острее встают вопросы форм и методов обучения детей младшего школьного возраста на уроке музыки в общеобразов...

«Формирование и развитие художественно-эстетических компетенций школьников на уроках музыки»

Рассмотрение урока музыки как средства развития формирования и развития художественно-эстетических компетенций школьников. Презентация форм, методов и технологий, направленных на развитие ху...