Методическая разработка раздела программы по географии
методическая разработка (6 класс) по теме

Макеева Наталья Владимировна

Методическая разработка раздела программы по географии "Литосфера - твердая оболочка Земли" 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования, по делам молодежи и спорта

 администрации Сеченовского муниципального района

Методическая разработка раздела образовательной учебной программы по географии 6 класс

 «Литосфера - твердая оболочка Земли»

Работу выполнила:

учитель филиала МБОУ

                                                                                Верхне-Талызинской СОШ                                                                    

                                                                              Алферьевской ООШ

Макеева Наталья Владимировна

Сеченово

2013 год


Содержание.

  1. Пояснительная записка……………………………………………………… 3
  2. Цели и задачи раздела………………………………………………...……. 6
  3. Психолого-педагогическое  объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными  особенностями…………………………………………………………...…..7
  4. Ожидаемые результаты…………………………………………...…………9
  5. Обоснование используемых в образовательном  процессе  по разделу    программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся………………………………………..……..10
  6. Результаты применения методик и технологий…………………………15
  7. Календарно-тематическое планирование по разделу «Литосфера – твердая оболочка Земли»………………………………………………………….…17
  8. Разработка урока……………………………………………………..……..18

Список литературы……………………………………………..……………….28

Приложение

  1. Пояснительная записка

        «Начальный курс географии»  - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.

        Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Начальный курс — первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые знания из курсов «Природоведение», "Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного мира), о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

        При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

         Актуальность экологического изучения литосферы, обусловленная тем, что литосфера является средой для всех минеральных ресурсов, одним из основных объектов антропогенной деятельности, через значительные изменения которого развивается глобальный экологический кризис. В верхней части континентальной земной коры развиты грунты, значение которых для человека тяжело переоценить. Грунты — органо-минеральный продукт многолетней (сотни и тысячи лет) общей деятельности живых организмов, воды, воздуха, солнечного тепла и света является одними из важнейших природных ресурсов.

Грунты возникли вместе с живым веществом и развивались под влиянием деятельности растений, животных и микроорганизмов, пока не стали очень ценным для человека плодородным субстратом. Основная масса организмов и микроорганизмов литосферы сосредоточенная в грунтах, на глубине не большее нескольких метров. Современные грунты являются трехфазной системой (разнозернистые твердые частицы, вода и газы, растворенные в воде, и порах), которая состоит из смеси минеральных частиц (продукты разрушения горных пород), органических веществ (продукты жизнедеятельности биоты ее микроорганизмов и грибов). Грунты играют огромную роль в кругообороте воды, веществ и углекислого газа.

С разными породами земной коры, как и с ее тектоническими структурами, связанные разные полезные ископаемые: горючие, металлические, строительные, а также такие, что есть сырьем для химической и пищевой промышленности.

В границах литосферы периодически происходили и происходят грозные экологические процессы (сдвиги, сели, обвалы, эрозия), которые имеют огромное значение для формирования экологических ситуаций в определенном регионе планеты, а иногда приводят к глобальным экологическим катастрофам.

Учебно-методический комплекс

  1. Программы общеобразовательных учреждений по географии (Л.И.Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина, М., «Просвещение», 2008г.)
  2. Учебник «География. Природа и люди 6 класс» под редакцией А.И.Алексеева, М., «Просвещение», 2009г.

3) География. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителя (В.В.Николина, М., «Просвещение», 2007г.)

4)  География.  «Конструктор» текущего контроля. 6 класс:  пособие для учителя общеобразовательных учреждений (Е.Е.Гусева, М.,  «Просвещение», 2008г.)

 

  1. Цели и задачи раздела

Цель: 

познакомить обучающихся с оболочкой Земли – литосферой; сформировать представление о внешних и внутренних силах Земли; сформировать общее представление о рельефе и формах рельефа.

Задачи

           Образовательные: раскрыть значимость идеи — постоянное изменение природы Земли под воздействием внешних и внутренних сил Земли; показать многообразие минералов и горных пород, их многостороннюю ценность для человека.

Развивающие: развивать у обучающихся умение работать с учебником; развивать логическое мышление, память; умение вести конспектирование, составлять схемы, заполнять таблицы; обучающиеся должны научиться описывать, характеризовать и оценивать географические объекты, процессы и явления природы; развивать у обучающихся умение работать с контурной картой и карой атласа.

Воспитательные: воспитать у обучающихся интерес к изучению нового материала; умение использовать свои знания в практической деятельности; способствовать нравственному воспитанию обучающихся; сформировать у обучающихся мировоззренческие цели.

3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями

Для того чтобы развивать познавательную деятельность учащихся, формировать интерес к процессу познания необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.

В классе 9 обучающихся, из них 4 девочки и 5 мальчиков.

По уровню развития детей можно разделить на две группы.

Четыре человека имеют высокий уровень развития. Они имеют большую работоспособность. У ребят хорошо развита наблюдательность. Они способны анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, находить различия, сравнивать, обобщать. Внимание у этих ребят произвольное, большого объема, концентрации и устойчивости. Все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная развиты хорошо. Дети быстро и продуктивно запоминают материал. Речь развита, так как богат словарный запас. Ребята умеют составлять связные рассказы, отвечать на вопросы, дают полные ответы. Любят читать. Уровень обучаемости высокий, познавательный интерес развит хорошо. Учение этим ребятам дается легко. С удовольствием помогают своим товарищам.

Средний уровень развития имеют пятеро обучающихся.

У этих детей процессы торможения преобладают над процессом  возбуждения.

Объем и  устойчивость памяти средние. Более развита механическая память. Быстро появляется утомление. Усвоение материала происходит не сразу, для этого необходимо 2-3 раза повторить правила, определения, выводы. Иногда необходима помощь со стороны. Ребята способны анализировать, сравнивать, делать выводы, находить различия, выделять признаки, устанавливать причинно-следственные связи. У них лучше развито практическое мышление, поэтому самостоятельную работу лучше давать после нескольких повторов.

И хотя эти дети читают меньше, запас слов хороший. Речь развита и эмоционально окрашена. Умеют связно рассказывать и отвечать на поставленные вопросы. Рассуждают и делают выводы с помощью учителя или более сильного ученика. Творческие задания самостоятельно выполнять затрудняются. Обладают средним уровнем обучаемости. Учебный материал усваивают. Любят учиться и трудиться.

          В эмоционально волевой сфере класс уравновешен. Отношения между детьми складываются дружеские, ровные. С удовольствием приходят на помощь друг другу, радуются успехам товарищей и сопереживают неудачам. Активно участвуют в школьных делах и делах класса. Любят работать парами и в группах.

В основном в классе воспитанные и внимательные друг к другу ребята. С удовольствием ходят в школу. Любят совместные экскурсии, походы, поездк

4.Ожидаемые результаты

В  результате   изучения   темы  «Литосфера – твердая оболочка Земли» ученик должен: знать/понимать:

  • содержание основных понятий и терминов: «литосфера», «земная кора», «литосферные плиты»,    «мантия»,    «горные породы»,    «полезные ископаемые», «землетрясение», «вулкан», «рельеф», «горы», «равнины», «горные хребты», «горная страна», «сели», «снежная лавина»;
  • представления о внешних и внутренних силах земли;
  • особенности происхождения горных пород;
  • общее представление о рельефе и формах рельефа;

уметь:

  • давать характеристику внутреннего строения Земли;
  • анализировать карту «Литосферные плиты»;
  • выяснять отличия горных пород от минералов;
  • классифицировать виды горных пород;
  • показывать по карте территории, подверженные землетрясениям и вулканизму;
  • наносить на контурную карту районы землетрясений и вулканизма;
  • описывать равнины по плану;
  • показывать по карте крупнейшие равнины мира;
  • по карте определять горы по высоте;
  • показывать горы по карте.

5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.

Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные.

Но география занимает особое место.  

Главное ее назначение в школьной программе – дать обучающимся объективную картину мира, показать ее отличие от места к месту.  Географически грамотный человек понимает взаимосвязь и взаимоотношения между людьми, территорией, ее природой и хозяйственной составляющей. Знания географии должны быть сплетены воедино так, чтобы каждый школьник обладал умением всестороннего пространственного мира.

Поэтому принципиально важны при формировании географической грамотности оптимальные формы, методы и средства обучения.

Ведь сколько методических задумок учителя порой остаются нереализованными, потому что у группы обучающихся не оказалось, к примеру, атласов, а у учителя необходимых карт или иллюстраций. В таких ситуациях педагог не может применить разнообразные формы и средства обучения и эффективность обучения снижается.

Именно поэтому учителя географии накапливают разнообразный наглядно-иллюстративный материал: настенные демонстрационные плакаты, карты, схемы, рисунки, фотографии.  Но даже самые полные «педагогические копилки» не всегда дают возможность обучать так, чтобы школьники воспринимали мир не в виде набора разобщенных природных компонентов, а в виде взаимосвязанных территориальных природно-общественных систем.

 Одним из способов решения таких методических проблем являются ИКТ.

При применении ИКТ обучение направлено не столько на усвоение готовых знаний, сколько на формирование интеллектуальных умений и самостоятельную познавательную деятельность обучающихся.  

Внедрение ИКТ в процесс обучения не означает, что они заменяют традиционную методику предмета. Данные технологии позволяют вносить совершенно новые компоненты в содержание урока, организовывать учебный процесс с четко заданной целью и планируемым результатом.

В зависимости от целей и задач урока, содержания учебного материала, уровня подготовленности класса и педагогического мастерства учителя, наличия необходимых средств информационные технологии можно применять на этапе изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний, а также на внеклассных мероприятиях. Незаменимы компьютерные технологии при выполнении практических работ, творческих заданий, при контроле знаний и умений, демонстрации учебных материалов, при работе с номенклатурой и статистическими данными.

Способы использования ИКТ: классно-урочная система, индивидуальное обучение, занятия в компьютерном классе под руководством педагога, самостоятельная работа, дистанционное обучение.

Достоинства применение ИКТ:

  • универсальность (возможность сочетания с любым из учебно - методических комплексов и при любом оснащении компьютерами);
  • эффективность применения на всех этапах учебного процесса;
  • гибкость (возможность самостоятельно строить урок из имеющегося материала);
  • наглядность, красота, удобство;
  • воздействие на различные виды памяти.

Какие возможности открывают ИКТ для учителей географии?

  • Способствуют совершенствованию методики преподавания географии в условиях сокращения времени на ее изучение в школе.
  • Облегчают организацию учебной деятельности, упрощают ее планирование.
  • Способствуют более эффективному использованию объяснительно-иллюстративного метода, например, при необходимости в частой смене карт, в использовании дополнительного материала, выходящего за рамки учебника.
  • Дают возможность увеличить число заданий практического характера, предназначенных для проверки сформированности у школьников умений работать с различными источниками географической информации, и решать географические задачи, с которыми школьники могут встретиться в жизни.
  • Облегчают сбор и хранение разнообразной информации, создают оптимальные условия для поиска и творческого применения собранного материала.
  • Облегчают процесс выявления пробелов в знаниях обучающихся и их коррекцию; диагностики, мониторинга качества обучения; оценки деятельности школьников.
  • Презентации позволяют создать образ описываемой территории, показывают ее красоту, уязвимость.
  • Позволяют не только показать географический объект, но и вынести ключевые определения, связанные с его изучением.
  • Позволяют представить вопросы или задания теста в электронном виде, что экономит бумагу и время.
  • Дают возможность использовать кинофрагмент, не теряя времени на включение видеомагнитофона.
  • Открывают новые возможности использования картографического метода обучения.
  • Способствуют созданию ситуаций проблемного обучения.
  • Способствуют внедрению учебных проектов в образовательный процесс.

А что же дают ИКТ обучающимся?

  • Способствуют формированию устойчивого познавательного интереса к географии.
  • Облегчают выполнение самостоятельной работы, связанной со свободным поиском данных из различных источников.
  • Формируют навыки и умения анализировать информацию и представлять ее в конкретном виде: доклада, таблиц, графиков,  видеоматериала.
  • Обеспечивают учебный диалог с помощью телекоммуникационных технологий.
  • Способствуют формированию различных приемов логического мышления: анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения, группировки.
  • Создают динамические картографические образы, тем самым облегчают усвоение учебного материала.
  • Представляют новые возможности для развития творческих способностей.
  • Упрощают усвоение географических терминов.
  • Дают возможность оперировать большими объемами географической информации.
  • Дают возможность неограниченного количества обращений к заданиям.
  • Открывают возможность немедленной обратной связи с учителем.

В зависимости от дидактических целей можно выделить виды компьютерных программ: учебные, тренажеры, контролирующие, демонстрационные, имитационные, справочно-информационные, мультимедиа-учебники.

В практике мною используются различные технологии. Тестовый контроль использую при проверке домашнего задания, а так же при закреплении изученного материала. Работа с картой атласа проводится мною на каждом уроке. Например: вместе с обучающимися делаем анализ карт «Литосферные плиты», «Землетрясение и вулканизм"; изучая темы «Рельеф Земли» обучающиеся показывают по карте крупнейшие равнины и горы мира, а затем подписывают их в контурных картах. На теме «Горные породы и полезные ископаемые» я работаю с коллекцией горных пород и минералов. При изучении нового материала использую мультимедийные уроки.

Интерактивную доску использую на разных этапах урока.

Незаменимы компьютерные технологии при проведении внеклассных мероприятий. Применение ИКТ открывает новые возможности для игр, викторин, соревнований, так как может динамично менять задание, переходить к новым конкурсам.  

На уроках и во внеурочное время использую Интернет. Путешествие по сети стирает географические границы, когда-то служившие препятствием приобретения информации. Интернет – это и превосходное средство для получения информации о последних событиях в мире. Использование современных ИКТ на уроках и во внеурочное время – это не дань моде, а необходимость, позволяющая обучающимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи.

В данном разделе  мною запланированы практические работы:

Пр. работа №13. Изучение свойств горных пород и минералов.

Пр. работа №14. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных бедствий.

Пр. работа №15. Обозначение на к/к крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов.

Пр. работа №16. Описание по карте гор и равнин по плану.

                       

   

6. Результаты применения методик и технологий

География — это, пожалуй, один из немногих предметов, который охватывает широкие межпредметные связи, и обладает громадным развивающим потенциалом. Поэтому урок географии, организованный с использованием элементов критического мышления учащихся, обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционным уроком.

На уроках много внимания уделяю формированию у учащихся положительной мотивации к процессу обучения, учитывая возрастные особенности, стимулирую познавательную деятельность учащихся. Стараюсь не допускать перегрузки учеников, добиваться благоприятного психологического климата.

Анализ уровня учебных достижений учащихся за последние 3 года остается стабильным по такому показателю, как «успеваемость» - 100%.

Результаты практических работ

Результаты изучения раздела по годам

Благодаря ресурсам ИНТЕРНЕТ, комплексу мультимедийных возможностей компьютера и большому разнообразию образовательных CD-дисков, мои уроки стали более интересными и увлекательными.

Использование ИКТ открывает новые возможности для развития самостоятельного мышления детей, что в конечном итоге приводит к более высокому качеству обучения. Я создаю банк уроков-презентаций, где используются иллюстрации, таблицы, статистические данные, схемы, картосхемы, интерактивные карты.

7. Календарно-тематическое планирование учебного раздела по географии 6 класс.

№ п/п

Тема

Часы

Дата

 Литосфера - твердая оболочка Земли.

13

Земная кора - основная часть литосферы.

1

05.12.2012

14

Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

Пр. работа №13. Изучение свойств горных пород и минералов.

1

12.12.2012

15

Движения земной коры.

Пр. работа №14. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных бедствий.

1

19.12.2012

16

Рельеф Земли. Равнины.

Пр. работа №15. Обозначение на к/к крупнейших  равнин, районов размещения землетрясений и вулканов.

1

26.12.2012

17

Рельеф Земли. Горы суши.

Пр. работа №16. Описание по карте гор и равнин по плану.

1

23.01.2013


  1. Разработка урока

Тема урока:  "Рельеф Земли. Горы суши"

Цели:

  • Продолжить знакомство с понятием «рельеф» (выявить силы, формирующие рельеф),  сформировать представления об основных формах рельефа (горы, равнины) и их классификации по высоте;
  • Научить выделять, описывать и объяснять существенные признаки гор. Научить находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения гор, и анализировать ее.
  • Научить составлять краткую географическую характеристику гор на основе разнообразных источников информации и форм ее представления.
  • Развивать практические навыки работы с картой. Закрепить умение использовать полученные знания для чтения физических карт.

Оборудование:

  • настенные карты (физическая) полушарий,
  • учебники, атласы, к/к
  • раздаточный материал,
  • презентация, мультимедийный проектор,  экран, колонки,

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

- Добрый день, ребята.

2. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

  1. Что такое рельеф?
  2. Каковы основные формы рельефа?
  3. Что такое равнина? Каковы особенности равнин?
  4. Почему равнины густо заселены?

Работа с карточками

Заполнить таблицу: дать описание Западно - Сибирской равнины и Амазонской низменности.

Равнина

Где находится

Особенности рельефа

Средняя высота (в м)

Какие реки протекают, какие крупные города находятся

  1. Каким высотам соответствуют равнины над уровнем моря?

          

1) впадины

А) 0—200 м

 

2) низменности

Б) ниже 0 м

 

3) возвышенности

В) выше 500 м

 

4) плоскогорье

Г) 200—500 м

  1. Выберите верные утверждения:
    а) равнины на картах изображаются различными оттенками зеленого цвета;
    б) по характеру поверхности равнины разделяют на высокие и низкие;
    в) крупнейшие по площади равнины мира — Восточно-Европейская, Западно-Сибирская.

  1. Актуализация полученных знаний, мотивация на изучение нового материала

–  На прошлых занятиях мы с вами изучили особенности строения и движения земной коры. 
–  Из чего состоит земная кора?  
(Минералов и горных пород)
–  Как могут залегать горные породы? 
(Горизонтально и наклонно)
– Какие процессы могут повлиять на характер залегания горных пород? 
(Внутренние и внешние)
слайд 2
– Таким образом, под влиянием каких процессов формируются неровности земной поверхности? 
(Заполнение схемы)
слайд 3
– Внутренние процессы создают неровности земной поверхности. С чем это связано? (С движением земной коры)
– Какие виды движения земной коры вам известны? 
(Вертикальные и горизонтальные)

– Что является результатом вертикального движения земной коры? (Горы, впадины, равнины)
– Горизонтального? 
(Землетрясения, вулканизм)
(Заполнение схемы)
– Таким образом, что создают внутренние процессы? 
(Неровности земной поверхности)
– Какие виды внутренних процессов мы вспомнили? 
– Кроме внутренних процессов на земную поверхность влияют внешние процессы.
слайд 4
– Внешние процессы в отличие от внутренних выравнивают неровности земной поверхности, т.е. разрушают их.
– Как называется такой процесс? 
(Выветривание) 
– Выветривание представлено несколькими типами… 
(ребята называют, на слайде проявляются)

  • Деятельность воды,
  • Деятельность ветра,
  • Деятельность разности температур,
  • Деятельность живых организмов.

(Заполнение схемы)
– Итак, внешние силы, формирующие облик земной поверхности представлены каким процессом? 
(Выветриванием)
– Назовите составляющие процесса выветривания 
(Заполнение схемы)
– Таким образом, с чем связано многообразие    неровностей земной поверхности? 
(С внутренними и внешними процессами)

  1. Изучение нового материала

слайд 5
– Посмотрите внимательно на фотографию и скажите, какая (ровная или неровная) поверхность земли на ней изображена?
– А как, на ваш взгляд, одним словом можно назвать неровности земной поверхности? 
(Рельеф)
– Запишите определение в свои раздаточные листочки. 
(Переход к слайду 2)

Рельеф – это неровности земной поверхности.

– Что формируется под воздействием внутренних и внешних сил Земли? 
слайд 6
– Просмотрите на предложенный слайд и попробуйте сгруппировать неровности поверхности  в две крупные формы. Они вам знакомы из курса природоведения 5 класса. 
(Горы и равнины)
– Перечислите основные отличия этих форм. Что их объединяет? 
– Таким образом, какие основные формы рельефа суши мы с вами смогли выделить? 
(Горы и равнины). Итак, тема сегодняшнего урока – Горы суши.

слайд 1
– Вспомните и расскажите о холмах и горах, которые вы видели в природе или на картинках.
– Постарайтесь выделить сходства между горой и холмом.
(Особенности – возвышающиеся участки суши над окружающей местностью)
– Но есть и существенное различие между горами и холмами. Какое? 
(Особенность – горы - высокие, обширные)
– В природе редко встречается отдельно стоящая гора. Исключением являются вулканы. Обычно горы представляют большие по площади и сложные по строению участки земной коры.
слайд 7
– Посмотрите внимательно на фотографию, на ней изображены горы. Предложите свое определение этому термину, исходя из того, что мы с вами уже установили выше и знания о формулировке термина: понятие = ключевое слово + существенные признаки 
(учащиеся совместно с учителем составляют определение)
– Давайте сравним наше определение с определением в учебнике, правы ли мы. 
(Чтение определения в учебнике на стр. 94, также определение появляется на слайде) Запишите его в листочки.

Горы – обширные участки земной поверхности, высоко приподнятые над прилегающими равнинами и имеющие сильно пересеченный рельеф.

– Вспомните курс природоведения 5 класс, где вы изучали строение холма и горы. Из каких частей состоит гора? (На слайде проявляются стрелки, дети называют составляющие горы, и они тоже постепенно проявляются)
– Что же такое вершина?.. Склон?.. Подошва?.. 
(выводятся определения)

Вершина – самая верхняя часть горы, макушка горы.
Склон – расстояние между вершиной и подошвой.
Подошва  – переход склона (горы) в равнину.

– Подпишите составные части горы на рисунке в своих раздаточных листках.
– Кроме уже известных вам составляющих можно выделить также гребень 
(появляется на слайде) на ваш взгляд, какое определение можно дать этому термину? 

 Гребень – самая высокая часть хребта

– Все, что вы видите на фото можно назвать горным хребтом. Попробуйте объяснить, что это такое? 

 Горный хребет – линейно вытянутые поднятия с отдельными вершинами

– Найдите и подпишите на рисунке гребень и горный хребет.
– Итак, ребята, у нас получился схематический рисунок, демонстрирующий внешние отличительные особенности гор. Какие? 
(Один из учащихся называет и показывает)

– Откройте, пожалуйста, в атласе физическую карту полушарий. 
– Найдите на карте объекты, которые подходят под наше определение.
– По каким показателям вы их нашли?
(Называют горы и говорят о больших размерах и высоте)
– Ребята, а как вы узнали, о высоте этих участков суши на географической карте? 
(С помощью шкалы высот)
– Чтобы лучше запомнить название и расположение основных горных систем суши выполним практическую работу: перенесем их на свои контурные карты.
– Что это означает – перенести горы? Мы обозначим линиями местоположение основных хребтов и правильно подпишем их название. 
– Инструкция в ваших раздаточных листочках поможет нам в этом.

Ознакомьтесь с ней, пожалуйста.  слайд 8


– Предлагаю начать с западного полушария. Давайте начнем с самых протяженных гор суши (почти 9 тыс.км). Они расположены на материке Южная Америка. Какие это горы?

(Ученики называют Анды, учитель работает на доске, а дети в к/к, рисование сопровождается пояснениями)

  • Где эту линию рисовать;
  • В какой части материка они расположены;
  • Как протянулись относительно сторон горизонта;
  • Береговой линии;
  • Ближайших рек, морей;
  • Параллелей и меридианов или вдоль параллелей и меридианов;

– А как правильно подписать горы на к/к? (Образец подписи – это географическая карта – горы подписываются по линии протяжения)
– Назовите горы Северной Америки, где они располагаются? Давайте обозначим их на к/к – 
КордильерыАппалачи.
– Восточное полушарие: материк Евразия – 
КавказГималаиАльпыУральскиеСкандинавскиеСихоте-Алинь.
– В Африке – 
АтласкиеДраконовы.
– В Австралии – 
Большой Водораздельный хребет.
– Ребята, а что еще о горах (кроме расположения и направления) может рассказать карта? 
(Если возникнут сложности, обратить внимание на шкалу высот – в результате должны придти к классификации по высоте)
слайд 9
– Ребята, на данной схеме показано деление гор на группы в зависимости от высоты.  
– Рассмотрите ее внимательно. Так какие группы мы можем выделить? 
(Ребята называют)
слайд 10
– Вы можете привести примеры гор, относящихся к разным группам по высоте? (Переход к слайду2)
слайд 2
– Таким образом, с каким типом классификации гор мы познакомились? 
(При работе с этим слайдом ребята заполняют схемы у себя на листочках. Переход к слайду 15)
– Какие горы суши являются самыми высокими на Земле?
– Какова их высота и где они находятся?
– Как называется наивысшая вершина этих гор?
слайд 15
– Посмотрите внимательно на фотографии. И на одной, и на другой изображены горы. Чем они отличаются друг от друга?
(Высотой, характером вершин, крутизной склонов, растительным покровом и т.д.)
– В чем причина названных вами различий? Как вы думаете, почему они различаются?
– На ваш взгляд, на какие две группы по возрасту можно разделить горы суши? 
(Должны придти к возрасту – старые и молодые)
– К старым горам, давно появившимся на суше, относятся уже разрушенные горы: Уральские, Аппалачи, Хибины.
– Какой еще признак для классификации  гор мы обнаружили вместе с вами? 
(По возрасту) 
( заполнение схемы в листочках)
– Но и среди высоких гор, с остроконечными вершинами есть старые горы – например, Тянь-Шань, Алтай, Скалистые горы, которые получили свое второе рождение относительно недавно.
– Их еще называют омоложенными горами. А установили это просто. Изучили внутреннее строение гор – характер залегания горных пород.

– Таким образом, мы с вами выяснили несколько классификаций гор суши в зависимости от следующих признаков… Каких? (Высоты, возраста)
– Есть и другие классификации, с которыми мы познакомимся в старших классах. 

– Мы с вами не случайно так подробно знакомились с некоторыми особенностями гор. Для чего, как вы думаете?
– Представьте, что вы собираетесь отдохнуть в горах, и у вас есть только карта.  Какие сведения можно из нее почерпнуть? 
(Выясняет вместе с учениками)
– Т.е. мы можем найти географическое положение объекта – его адрес.
– Откройте учебники на стр.97, «Шаг за шагом». Перед вами примерный план определения географического положения гор.
– Давайте, действуя в соответствии с этим планом, попробуем определить географическое положение Анд. (Совместная работа)
– Дома выберите любую горную систему и дайте ее характеристику.

  1. Закрепление нового материала

Задание по карточкам

Найти соответствие между горами и материком, показать его стрелками.

Гималаи
Кордильеры
Анды                                                                         Северная Америка
Уральские                                                                 Австралия
Драконовы                                                                Евразия
Большой Водораздельный хребет                          Африка
Кавказ                                                                        Южная Америка
Атлас

Найти соответствие между горами и вершиной, показать его стрелками.

Гималаи                                                                    Народная
Кордильеры                                                              Косцюшко
Анды                                                                         Мак-Кинли
Уральские                                                                 Эльбрус
Большой Водораздельный хребет                          Аконкагуа
Кавказ                                                                       Эверест

Найти лишнее в перечне гор и обосновать:

А) Гималаи, Кавказ, Аппалачи, Кордильеры;


Б) Альпы, Уральские, Драконовы, Аппалачи;


В) Алтай, Гималаи, Тянь-Шань, Скалистые.

Напишите название гор, одна из точек которых имеет координаты:

А) 43о с.ш 80о в.д.
Б) 40
о с.ш. 110о з.д.
В) 46
о с.ш. 10о в.д.     

6. Инструктаж  домашнего задания

- Параграф 17.

– Используя рабочий лист урока, составить рассказ о горах.
– Письменно выполнить задание по описанию географического положения гор (по выбору).


Список литературы.

  1. Алексеев А.И., Липкина Е.К.,  Николина В.В. Программы общеобразовательных учреждений по географии - М.:  Просвещение, 2008г.
  2. Гусева Е.Е. География «Конструктор» текущего контроля. 6 класс: пособие для учителя - М.: Просвещение, 2008г.
  3. Николина В.В. География. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителя - М.: Просвещение, 2007г.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие - М.: Народное образование, 1998г.
  5. Финаров Д. П. Методика обучения географии в школе.
  6. Цырлина Т.В. Встречное движение – М.: Знание, 1991
  7. Шаталов В.Ф. Психологические контакты – М.: «Творческая педагогика», 1992 г.
  8. Шеманаев В.А. Педагогическая практика в системе подготовки современного учителя: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов по специальности «География с дополнительной специальностью биология». Выпуск №4. АГПИ им. А.П. Гайдара – Арзамас: АГПИ, 2006
  9. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высш. учеб. заведений: в 2 кн. – М.: Гуманист. изд. центр Владос, 2001. – кн. 2


Приложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела программы по истории 7 класс

Материал содержт презентацию методической разработки раздела программы по истории России для 7 класса к учебнику "История России  конец XVI-XVIIIвв.", авторы А.А Данилов, ЛГ. Косулина....

Методическая разработка раздела программы по математике в 5 классе "Обыкновенные дроби"

Одно из первых математических понятий, с которым ребёнок встречается в школе, – понятие о числе. Это понятие является одним из базовых понятий математики, и его усвоение имеет для учащегося большое зн...

методическая разработка раздела программы формирования здорового образа жизни "Здоровье и безопасность жизнедеятельности"

разработка включает в себя задачи программы, актуальность, направления программы, ожидаемые результаты, обоснования формы работы, список литературы...

Методическая разработка раздела программы по организации работы со старшими вожатыми

Методической  разработке показано разнообразие форм работ РМО старших вожатых...

Методическая разработка раздела программы

Русский язык -5 класс .Тема " Лексика"...

Методическая разработка раздела программы по географии. 7 класс . Тема: « АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ».

Методическая  разработка раздела учебной программы: «Австралия и Океания» построена на основании обязательного минимума содержания образования по географии. Курс «Страноведение» построен та...