аналитический отчет пдо по ИКТ 1 квалификационная категория
материал по теме

аналитический отчет пдо по ИКТ 1 квалификационная категория

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analit_otchet_pedagoga.doc314 КБ

Предварительный просмотр:

                     Согласовано                                                                                                Утверждено

на заседании методического объединения                                                           на заседании Педагогического совета

Протокол № _____ от _________________                                                          Протокол № ______ от ____________

Руководитель МО ____________________                                                           Руководитель ОУ ________________

Аналитический отчет о результатах деятельности

педагога дополнительного образования

за межаттестационный период (за последние 3-5 лет)

Филатовой Елены Валерьевны

ФИО

Педагога дополнительного образования Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества «Октябрьский», руководителя детского объединения «Компьютер и Я»

должность, предмет (направление деятельности), наименование ОУ

1. Динамика результатов освоения образовательной программы

1.1. Доля обучающихся (в %), полностью усвоивших дополнительную образовательную программу:

Учебный год

2010-2011

2011-2012

2012-2013

Доля обучающихся

100%

100%

100%

1.2. Продолжительность пребывания детей в коллективе. Количество детей (одних и тех же) на начало и конец года (за 3 года):

Уч. год

2010-2011

2011-2012

2012-2013

Кол-во обучающихся

На начало года

На конец года

На начало года

На конец года

На начало года

На конец года

На начало года

На конец года

28

25

28

26

28

26

1.3. Дополнительная аналитическая информация (характер мотивов ухода детей из коллектива).

Выявлено  несколько мотивов ухода детей из объединения «Компьютер и Я»:

  1. чрезмерная нагрузка в школе, проблемы с успеваемостью в школе;
  2. по медицинским показаниям (проблемы со зрением, опорно-двигательным аппаратом…).

2. Познавательная активность обучающихся по предмету (направлению деятельности)

2.1. Наличие обучающихся – участников и призеров предметных олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований, смотров

Наименование мероприятий

Уровень

2009-2010 уч. г.

2010-2011 уч. г.

2011-2012 уч. г.

2012-2013 уч. г.

Кол-во участников

Кол-во призеров (1-3 место)

Кол-во участников

Кол-во призеров (1-3 место)

Кол-во участников

Кол-во призеров (1-3 место)

Кол-во участников

Кол-во призеров (1-3 место)

I. Олимпиады (название)

Международные

Всероссийские

Региональные

Муниципальные

На уровне ОУ

II. Конкурсы (название)

Международные

Всероссийские

Региональные

(1)

областной конкурс «Дорога глазами детей» - календарь;

(грамота за участие)

Муниципальные

(1)

Городской конкурс школьных информационных изданий  «Мой выбор – здоровье» (проект «Здоровому городу - здоровое поколение») - буклет «Азбука здоровья»;

(призовые места не присуждались)

(2)

Городской конкурс киновидеотворчества «30 кадров»

(1 диплом за активное участие)

(3)

Городская экологическая выставка «Улыбка природы»

(участие)

(1)

Городской конкурс логотипов «Славы предков достойны»

(участие)

(5)

Городской конкурс «Лучший экологический отряд»

(творческая презентация)

(1)

II место  в номинации «Документальное кино» за документальный фильм «Липецк Православный» (автор Барыбина Евгения);

II

место

На уровне ОУ

(5)

Фестиваль компьютерного творчества «Поколение IT»

(5)

I место

III. Спортивные соревнования (название)

Международные

Всероссийские

Региональные

Муниципальные

На уровне ОУ

IV. Смотры

(название)

Международные

Всероссийские

Региональные

Муниципальные

На уровне ОУ

2.2. Исследовательская, проектная деятельность обучающихся

2.2.1. Участие в конференциях:

Уровень/ год

2009-2010 уч. г.

2010-2011 уч. г.

2011-2012 уч. г.

2012-2013 уч. г.

Международные

Кол-во участников

Кол-во призеров

(1-3место)

Кол-во участников

Кол-во призеров

(1-3место)

Кол-во участников

Кол-во призеров

(1-3место)

Кол-во участников

Кол-во призеров

(1-3место)

Всероссийские

Региональные

Муниципальные      

На уровне ОУ

1

научно-практическая конференция по итогам летней исследовательской экспедиции ДДТ «Октябрьский»  

1

1

научно-практическая конференция по итогам летней исследовательской экспедиции ДДТ «Октябрьский»  

1

1

научно-практическая конференция по итогам летней исследовательской экспедиции ДДТ «Октябрьский»  

1

Одной из форм обучения, применяемая мной, как педагогом, является исследовательская и проектная деятельность обучающихся.              

При выполнении исследовательской работы у обучающихся формируются следующие способности:

  • Мыслевыдвижение идеи (мозговой штурм),
  • Презентационные: (построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности);
  • Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
  • Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
  • Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

Результатами такой деятельности являются: умение применять информационные технологии, умение собирать материал по теме, анализировать и обобщать, что дает возможность обучающимся проявить себя в различных конкурсах.                 Использование исследовательского метода обучения  преследует несколько целей: повышение интереса к информационно-коммуникационным технологиям; овладение практическими навыками работы на компьютере, овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);  воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации. Примером может служить изучение программы Power Point, где дети не просто овладевают техникой создания презентации, а предварительно получают тему исследования, осуществляют сбор информации по заданной теме, анализируют ее, то есть активно занимаются исследовательской деятельностью, а в итоге создают проект, который может быть представлен в форме фотоотчета, доклада, презентации, видеофильма, интерактивной викторины, игры, кроссворда, графического рисунка (в зависимости от изучаемой темы), выполненного с использованием компьютерных технологий.

Воспитанники д/о «Компьютер и Я» приняли активное участие в исследовательской работе по истории Православия в Липецке, в рамках Недели Православной Культуры. Результатом этой работы является документальный фильм, созданный воспитанниками объединения, занявший II место в Городском конкурсе киновидеотворчества «30 кадров» (2013 г.) и отмеченный грамотой ДДДТ «Октябрьский».  

 Обучающие и обзорные презентации воспитанников детского объединения «Компьютер и Я» по материалам летних исследовательских экспедиций учреждения регулярно занимают призовые места на конференциях в учреждении и существенно пополняют банк информационных данных и  медиатеку в области исследовательской деятельности обучающихся Дома творчества «Октябрьский». Одна из таких работ – видеофильм «В гости из будущего» по материалам летней исследовательской экспедиции «ДОКИ»-2012 по Липецкой области, созданный воспитанниками детского объединения» Компьютер и Я» принимал участие в конкурсе киновидеотворчества «30 кадров», где удостоен грамоты за активное участие (2013 г.).

2.2.2. Участие обучающихся в проектах:

Уровень/ год

2009-2010 уч. г.

2010-2011 уч. г.

2011-2012 уч. г.

2012-2013 уч. г.

Международные

Кол-во участников

Кол-во призеров

(1-3место)

Кол-во участников

Кол-во призеров

(1-3место)

Кол-во участников

Кол-во призеров

(1-3место)

Кол-во участников

Кол-во призеров

(1-3место)

Всероссийские

Региональные

Муниципальные      

1

На уровне ОУ

2

2

4

1

В 2012-2013 учебном году состоялась защита проектов летней комплексной исследовательской экспедиции «ДОКИ»-2013. Воспитанники детского объединения «Компьютер и Я» (Прохоров Никита, Прохоров Алексей, Барыбина Евгения) разработали проект исследования Измалковского района Липецкой области и представили его в форме краеведческой интерактивной игры «Своя игра». Ребята собрали большое количество материала по Измалковскому району, используя различные источники информации (книги, фотографии, видео, интернет), проанализировали его и разработали интерактивную игру «Своя игра», выполненную в программе Power Point, с применением технологии гиперссылок. Благодаря данному проекту, Измалковский район Липецкой области в июне 2013 г. стал местом дислокации комплексной экспедиции ДДТ «Октябрьский» «ДОКИ». Сама презентация пополнила информационный фонд медиатеки ДДТ «Октябрьский».

Одним из значимых проектов ДДТ «Октябрьский» в области краеведения, в 2012 году, является проект интерактивной познавательной краеведческой викторины «Я люблю тебя, мой Липецкий край», созданный воспитанниками детского объединении «Компьютер и Я». Используя различные источники информации, ребята изучили историю Липецкого края, его прошлое и настоящее, и разработали интерактивную краеведческую викторину, выполненную в программе Power Point  с использованием технологии гиперссылок. Данный проект принял участие в городском Фестивале педагогических идей и достижений системы дополнительного образования детей.

В рамках экологического проекта ДДТ «Октябрьский» «Юные друзья природы» воспитанниками детского объединения «Компьютер и Я» была разработана интерактивная экологическая познавательная игра «Земля – наш общий дом».

Совместно с воспитанниками детского объединения «Компьютер и Я» был разработан проект Фестиваля компьютерного творчества «Поколение IT», который проводился впервые в г. Липецке в 2012 году, как окружной. Ребята разработали номинации и темы Фестиваля, которые были приурочены к городской акции «Славы предков достойны». Проект Фестиваля был поддержан администрацией департамента образования г. Липецка и в 2013 году Фестиваль будет проводиться в рамках городско уровня.

2.2.3. Дополнительная аналитическая информация (работа с детьми с особыми потребностями; роль педагога в активизации познавательной деятельности обучающихся; роль активизации познавательной деятельности в достижении образовательного результата и др.)

На базе ДДТ «Октябрьский» ведется активная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В рамках I открытого фестиваля для детей с ОВЗ «Зажги свою звезду», мною был разработан и проведен мастер-класс  по созданию анимационного мультфильма в программе Power Point  «Подводный мир», разработано  методическое пособие к данному мастер-классу.

Ведется выявление и активная поддержка одаренных детей, интересующихся информационными технологиями. Для них организуются и проводятся дополнительные занятия и индивидуальные консультации.

Активизирую познавательную деятельность обучающихся, организуя разные по форме и содержанию занятия: урок-экскурсия «Компьютеры: прошлое, настоящее, будущее», деловая игра «Покупка компьютера», «Туристическая фирма», «Рекламное агентство», исследовательский проект «Моделирование биологических процессов» в программе Excel, проект «Их именами названы улицы нашего города»…  На своих занятиях применяю творческие задания: творческие задачи, требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования различных знаний обучающихся); конкурсы «Лучшая презентация», «Рисунок»…; доклад по теме; оставление кроссворда по теме; разгадывание ребусов; проект.

Главное значение в активизации познавательной деятельности обучающихся отводится  использованию презентаций в образовательном процессе. Применение наглядности в форме интерактивных презентаций значительно повышает эффективность усвоения нового материала.

Работая над развитием познавательной активности обучающихся, уделяю внимание проблеме познавательного интереса обучающихся. Познавательный интерес является самым сильным средством развития познавательной активности. Для решения данной задачи стараюсь, чтобы обучающиеся не столько получали готовые знания, сколько открывали их. В комплексе педагогических условий и средств для активизации познавательной активности обучающихся определяющим считаю содержание изучаемого материала. Именно содержание является одним из ведущих мотивов развития у детей познавательного интереса. Отбор содержания учебного материала произвожу с учетом интересов обучающихся, с учетом его перспективности, практической и личностной значимости для обучающихся, актуальности.

3. Удовлетворенность организацией образовательного процесса (по предмету)

3.1. Результаты опросов, анкетирования, рейтинг предмета, жалобы со стороны детей и родителей, административные взыскания.

Жалобы, административные взыскания отсутствуют.

3.2. Наличие благодарностей, поощрений.

Уровень

2009-2010 уч. г.

2010-2011 уч. г.

2011-2012 уч. г.

2012-2013 уч. г.

Международные

Всероссийские

Региональные

Муниципальные

(1)

Грамота за активное участие в городском фестивале педагогических идей и достижений системы дополнительного образования детей.

На уровне ОУ

(2)

благодарность за творческий вклад, приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни и активное участие в проведении мероприятий городской акции «Мой выбор – здоровье!» (2011 г.);

грамота  МБОУ ДОД ДДТ «Октябрьский» за активное участие в Неделе Православной Культуры «Русь Православная» (2012)

(3)

грамота  МБОУ ДОД ДДТ «Октябрьский» за создание фильма «Липецк Православный» в рамках Недели Православной Культуры «Духовное наследие Липецкого края» (2013);

Грамота за активное участие в городской акции «Славы предков достойны» (2013);

Грамота за профессиональное мастерство, педагогический талант, душевную щедрость, проявленные в обучении и воспитании обучающихся учреждения (2013 г.)

3.3. Наличие наград.

Уровень

уч. год

уч. год

уч. год

уч. год

Отраслевые

Государственные

4. Деятельность педагога по воспитанию обучающихся

4.1 Воспитание позитивного отношения обучающихся к общечеловеческим ценностям посредством содержания, форм и методов воспитательной работы. Создание условий для формирования их социальной компетентности.

Моя педагогическая деятельность предполагает воспитание позитивного отношения обучающихся к общечеловеческим ценностям в рамках действия воспитательной системы ДДТ «Октябрьский» «Воспитание гражданина России».  

В работе детского объединения «Компьютер и Я» проводятся воспитательные беседы о толерантности, об отзывчивости, о чувстве долга, о доброте и трудолюбии и т.д. В рамках воспитательной программы ДДТ «Октябрьский» «Дом без одиночества» (части воспитательной системы «Воспитание гражданина России») воспитанники д/о «Компьютер и Я» разрабатывают тематические презентации, видеофильмы, компьютерные рисунки. Творческие мультимедийные продукты воспитанников представляются к демонстрации на таких мероприятиях, как «День открытых дверей», «День Победы», «Отчетный концерт», «День пожилого человека» и т.д.  По итогам 2010-2011 учебного года детское объединение «Компьютер и Я» удостоено грамоты ДДТ «Октябрьский» за успешное освоение программ дополнительного образования детей и активное участие в реализации воспитательной системы «Воспитание гражданина России».

Участие моих воспитанников в воспитательной программе ДДТ «Уголок России - отчий дом»  формирует у них патриотические чувства, гордость за свой родной край и заботу о нём. В 2013 году воспитанники д/о  «Компьютер и Я» приняли  активное участие в летней комплексной исследовательской экспедиции «ДОКИ» ДДТ «Октябрьский» по Липецкому краю, Измалковский район, где у них появилась возможность изучить и полюбить свой родной край.

Воспитанники «Компьютер и Я» активно принимают участие в экскурсиях по музею декоративно-прикладного искусства ДДТ «Октябрьский», с удовольствием посещают Зимний сад.

Областной конкурс «Дорога глазами детей», в котором принимала участие творческая работа воспитанников д/о «Компьютер и Я» -  календарь «ЮИД»,  воспитывает в детях дисциплинированных участников дорожного движения.

В рамках реализации воспитательной программы ДДТ «Октябрьский» «Экология и мы» ежегодно воспитанники д/о «Компьютер и Я» выезжают на посадку деревьев в лесхоз «Ленинский», участвуют в субботниках и в сборе макулатуры. В 2012 году воспитанники детского объединения «Компьютер и Я» разработали интерактивную познавательную экологическую игру «Земля – наш общий дом». Творческая презентация агитбригады «Зеленая дружина», разработанная воспитанниками д/о «Компьютер и Я» заняла II место в городском конкурсе «Лучший экологический отряд» (2013 г.).

Как педагог, способствую формированию информационной культуры воспитанников при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета и др. Формирую и развиваю у детей умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности с использованием средств ИКТ.  Активно использую информационные технологи в учебном и воспитательном процессе как инновационный подход в образовании, что способствует формированию целостной естественнонаучной картины мира, творческому развитию личности. Использую различные формы и методы воспитательной работы (конкурсы, мастер-классы, викторины, фестивали, экскурсии, конференции, игры, проекты), что обеспечивает разностороннее развитие обучающихся.

4.2. Индивидуализация воспитательного взаимодействия.

Для индивидуализации воспитательного  взаимодействия в практике педагогической деятельности использую:

- индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей, без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства;

-создание условий для максимальной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида;

-поддержка в автономном, духовном саморазвитии, в развитии способности к самоопределению.

Необходимость индивидуализации воспитания обусловлена тем, что:

- у обучающихся имеются различные свойства и состояния, которые постоянно или временно влияют именно на этого ребёнка,

- создаёт предпосылки для развития интересов и специальных способностей воспитанника,

- обладает возможностями вызывать у обучающихся положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную мотивацию и отношение к учебной работе.

Важно поставить индивидуальную работу с детьми на научную основу, использовать практические рекомендации, советы по реализации личностного, индивидуального и дифференцированного подходов. Эффективность индивидуализации воспитания зависит от педагогического профессионализма и мастерства педагога. Учитывая индивидуальные особенности ребёнка, определяю методы и формы воспитательного воздействия на личность каждого воспитанника. Всё это требует не только педагогических знаний, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической  технологии воспитания на диагностической основе.

Индивидуализация  воспитательного  взаимодействия происходит за счёт вовлечения воспитанников д/о в общие  мероприятия Дома творчества «Октябрьский»: Дни открытых дверей, отчётные концерты ДДТ и др., что  расширяет сферу применения их способностей  и  умений, дает каждому возможность развить талант, проявить инициативу, включиться в общественную жизнь ДДТ, способствует  самоутверждению личности в разных  сферах деятельности.

4.3. Воспитательная направленность содержания учебных программ по предмету.

Учитываю следующие направления воспитательной работы при организации образовательной деятельности:
1)  развитие способности успешно адаптироваться в окружающем мире, развитие познавательных интересов, развитие творческих способностей, реализация интересов и задатков, формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья, как одной из главных жизненных ценностей;

2) воспитание бережного отношения к природе, ее богатствам;

3) формирование доброжелательных отношений, социально адекватных способов поведения, развитие умений вести диалог, коллективного планирования и организации деятельности, формирование добросовестного отношения к своим обязанностям, трудолюбия;

4)формирование информационной культуры;

5) формирование уважительного отношения к членам семьи, потребность исполнять свой долг перед родителями; формирование сущности социальных ролей;

6) формирование основ гражданской идентичности, приобщение к общечеловеческим ценностям, воспитание уважительного бережного отношения к истории своего народа, края, чувства ответственности и гордости за свою Родину,

7) воспитание потребности строить свою жизнь по законам красоты и гармонии, формирование навыков культуры поведения.

 Данные направления успешно реализуются при создании медиаресурсов (презентации, фото, видео, методический материал) по основным воспитательным программам ДДТ «Октябрьский» и получают признание на городских конкурсах: 2 место в городском фестивале детского и юношеского киновидеотворчества  «30 кадров» за фильм «Липецк Православный» (2012 год); 1 диплом за активное участие в городском фестивале детского и юношеского киновидеотворчества  «30 кадров» за фильм «В гости из будущего» (2012 год) по итогам летней комплексной исследовательской экспедиции.

4.4. Методические разработки, пособия, рекомендации, выступления, доклады по организации и проведению воспитательной работы.

Форма

Уровень

Тематика с указанием года

Методические разработки, пособия, рекомендации по организации и проведению воспитательной работы

Международный

Всероссийский

Региональный

Муниципальный

Уровень ОУ

Муниципальный уровень:  методическая разработка  интерактивной краеведческой викторины «Я горжусь  тобой, Липецкий край» в рамках  городского фестиваля педагогических  идей, март 2013 г.;

участие в подготовке и проведении окружного конкурса «Вперед, мальчишки!», декабрь 2012 г.;

участие  в подготовке и проведении городского семинара по работе с детьми ОВЗ, ноябрь 2012 г.

Уровень ОУ: методические разработки для педагогов дополнительного образования:

«Интерактивная презентация в программе Power Point» (2010 г.);

«Создание интерактивного теста в Power Point с использованием VBA» (2011 г.);

«Создание интерактивной викторины с использованием технологии гиперссылок в программе Power Point» (2012 г.);

методическое пособие для педагогов к мастер-классу по созданию анимационного мультфильма в программе Power Point  «Подводный мир» в рамках I открытого фестиваля для детей с ОВЗ «Зажги свою звезду» (2013).

методические разработки для обучающихся ОУ:

методическое пособие для детей с ОВЗ по созданию анимационного мультфильма в программе Power Point  «Подводный мир»

методические разработки для обучающихся детского объединения «Компьютер и Я»:

«Основные приемы работы в программе Paint»;

«Основные приемы работы в программе Word»;

«Excel в примерах и задачах»;

«Все о Power Point»;

Выступления, доклады по организации и проведению воспитательной работы

Международный

Всероссийский

Региональный

Муниципальный

Уровень ОУ

Муниципальный уровень:  Выступление на ГТРК «О значимости информационных технологий в образовании детей» (2013 г.)

Уровень ОУ:  выступление на методическом объединении отдела социально-значимой деятельности «Информационные технологии в дополнительном образовании» (2011 г.);

- доклад на педагогическом совете  ДДТ «Октябрьский» «Работа с интернет-медиаресурсами» (2011 г.);

-  выступление на методическом объединении отдела социально-значимой деятельности «Безопасные  интернет-ресурсы» (2012 г.);

-выступление на педагогическом совете ДДТ «Октябрьский» Мониторинг результатов образовательной деятельности по ФГОС»

5. Условия, обеспечивающие результат

5.1. Проектирование и прогнозирование образовательного процесса

        5.1.1. Характеристика образовательной программы

Название программы,

год

Тип программы

Срок реализации

На какой возраст рассчитана программа

Кол-во часов по программе

% выполнения программы за 3 года

«Занимательный компьютер»

образовательная программа дополнительного образования детей, 2010

адаптированная

2 года

8-14 лет

1 год обучения – 144 часа

2 год обучения -  216 часов

100%

        5.1.2. Наличие  рабочей программы, ее обоснованность.

На основе дополнительной образовательной программы «Занимательный компьютер» разработана рабочая программа, на первый и второй год обучения соответственно. Программа разработана с учетом требований Закона об образовании РФ, утверждена руководителем ОУ, ежегодно обновляется.

Программа направлена на получение основных навыков работы с компьютером, ознакомление с программным обеспечением в области обучающих, развивающих программ, самостоятельную  постановку  задачи, структурирование и преобразование информации в текстовую и мультимедийную форму, использование ее для решения учебных и жизненных задач.

Данная программа является одним из механизмов формирования творческой личности, умение ориентироваться в современном обществе, формирует мышление современного человека, основанное на развитии логики с использованием современных компьютерных технологий. 

   Нетрадиционный подход к процессу обучения компьютерной грамотности построен на подборе увлекательных программ, соревнованиях между группами, конкурсах: «лучший рисунок в графическом редакторе», «лучшая реферативная работа в текстовом редакторе», «лучшая презентация в Power Point»… . Обучающимся предлагается осваивать способы работы с информационными потоками - искать необходимую информацию, анализировать её, преобразовывать информацию в структурированную текстовую форму, использовать её для решения учебных задач. Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми - одно из условий образовательной компетенции обучающегося.

В основу обучения по программе «Занимательный компьютер» положены: принцип актуальности,  принцип доступности,  постепенное накопление знаний, умений, навыков,  принцип связи теории с практикой,  принцип индивидуально-творческой деятельности, то есть программа позволяет учитывать индивидуальные способности обучающихся, так как в зависимости от возраста, характера и способностей детей, им предлагаются к выполнению различные задания по степени сложности.

Последовательность изучения тем представлена в логическом развитии, от простого к сложному, где постепенно формируются новые практические умения и навыки у воспитанников, открываются большие возможности для творчества детей.

Занятия в детском объединении состоят из теоретических и практических частей, проводимые в различных формах. Основное количество времени отводится на практические занятия, что способствует формированию трудовых навыков и способностей, разгрузке умственного напряжения школьников.

При проведении занятий используется наглядный и раздаточный материал, видео по изучению материала и мультимедийное сопровождение.  

Результатом данной программы должно стать приобретение детьми знаний и умений по работе на компьютере. Программа составлена с учетом возрастных, психофизиологических особенностей детей.

Большое внимание уделяется воспитательной работе. Проводятся различные беседы, благотворительные акции, викторины, конкурсы, экскурсии.

Программа способствует:

  • развитию информационной культуры;
  • развитию разносторонней личности ребенка;
  • помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждении в жизни;
  • развитию логического мышления, внимания, памяти;
  • умению находить варианты решения возникших проблем;
  • созданию благоприятной атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества при выполнении коллективной работы;
  • приобретению знаний работы на компьютере.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 8 до 14 лет. Дети данного возраста способны выполнять задания по образцу, а так же после изучения блока темы выполнять творческое репродуктивное задание. Программа ориентирована на детей разного уровня подготовки, она построена с учётом возрастных особенностей ребёнка.

        5.1.3. Разработка и реализация авторской образовательной программы, прошедшей внешнюю экспертизу:

Наименование образовательной

программы

ФИО эксперта, наименование организации, осуществившей экспертизу

        

5.1.4. Участие педагога в разработке Программы развития образовательного учреждения.

В составе педагогического коллектива ДДТ «Октябрьский» работала над разделами программы развития Дома творчества на 2010-2014 г.г.:  «Модель педагога дополнительного образования», «Модель воспитанника ДДТ «Октябрьский».

            5.1.5. Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе: лицензионных, созданных самостоятельно; наличие собственного сайта, страницы на сайте ОУ, блога и др.

В образовательном процессе использую следующие электронные образовательные ресурсы:

http://mon.gov.ru - сайт Министерства образования и науки Российской Федерации;
http://www.edu.ru - федеральный портал "Российское образование";
http://school.edu.ru - федеральный портал "Российский общеобразовательный портал";
http://window.edu.ru - информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам";
http://school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
http://fcior.edu.ru - федеральный центр информационно-образовательных ресурсов;
http://www.shkola.edu.ru - сайт "Первая помощь", предназначенный для поддержки проекта "Обеспечение лицензионной поддержки стандартного базового пакета программного обеспечения для использования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации";
http://www.vidod.edu.ru - федеральный портал "Дополнительное образование детей";
http://www.law.edu.ru - федеральный правовой портал "Юридическая Россия";
http://www.valeo.edu.ru - федеральный портал "Здоровье и образование";
http://www.development.edu.ru - информационный портал: реализация федеральных и региональных программ развития образования;
http://www.vestnik.edu.ru/ - сайт журнала "Вестник образования";
http://www.metodika.ru/ - сайт, посвященный новой методике обучения детей;
http://www.int-edu.ru - сайт "Институт новых технологий";
http://www.deptno.lipetsk.ru/eduportal - Липецкий региональный образовательный портал.
Активно использую собственные ресурсы: обучающие и познавательные видео, презентации. Имею личную страницу на сайте
http://nsportal.ru – Социальная сеть работников образования, где размещаю собственные творческие мультимедийные проекты и созданные воспитанниками детского объединения «Компьютер и Я». Имеется страница с информацией о детском объединении «Компьютер и Я» на сайте ДДТ «Октябрьский»  http://ddt48.ru/

5.1.6. Методы диагностики, используемые педагогом.

Название методики, автор

С какой целью, где и когда применяется

Методика оценки общей одарённости

(А.Савенков)

С помощью данной методики количественно оцениваю степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости  и определяю, какой вид у него преобладает в настоящее время, что и позволяет увидеть «портрет» развития его дарований.

Применяется эта методика в группах 3-го и 4-го года обучения (старший школьный возраст)

Методика оценки уровня обученности (теоретические зачеты, отчеты по практическим занятиям, тесты, опросы. решение задач, контрольные работы, разработка проекта)

с целью мониторинга результатов образовательной деятельности

5.1.7. Дополнительная аналитическая информация (эффективность использования программ).     

Главной отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ является развитие творческих способностей детей с помощью современных компьютерных технологий.

5.2. Обеспечение личностно-ориентированного и индивидуального подхода в обучении и воспитании.

В процессе обучения, в воспитательной деятельности используются инновационные модели - целенаправленные организованные ситуации, создаются условия для реализации права личности на индивидуальный творческий вклад, условия сотворчества и сотрудничества. Расширение социального опыта детей посредством активного участия в экскурсиях, мастер-классах, фестивалях, летней комплексной исследовательской экспедиции, викторинах…

 Главная цель – вызвать у обучающихся эмоциональный интерес, создать условия, максимально раскрывающие творческие способности обучающихся. Для реализации этой цели применяются современные образовательные технологии (проблемное обучение,  разноуровневое обучение, проектные методы обучения, исследовательские методы в обучении,  обучение в сотрудничестве (групповая работа), информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии).

Работа с воспитанниками строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка.

Важный аспект в обучении – индивидуальный подход. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарования каждого обучающегося в объединении.

Перед воспитанниками ставится цель аккуратно и правильно выполнять задания, соблюдая последовательность выполнения всех операций.

Сначала выявляются первоначальные навыки и умения в специальных заданиях, далее элементарные упражнения перерастают в более сложные, идет пополнение багажа знаний и умений, все больше подключается творчество детей.

5.2.1. Организация и использования материала разного содержания, вида и формы.

Для достижения цели дополнительной образовательной программы «Занимательный компьютер» и получения ожидаемого результата используется комплекс разнообразных методов, приёмов, форм, средств обучения с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся.

Формы организации деятельности обучающихся на занятиях:  индивидуальная работа,  групповая,  фронтальная (по подгруппам).

Формы проведения занятий:  деловая игра,  студия,  фирма,  конференция,  конкурс,  презентация,  викторина… .

Методы обучения: словесные (изложение, объяснение, беседа); наглядные (обучающие презентации, видеоматериалы,  обучающие компьютерные игры, схемы, таблицы, работа по образцу…);  практические (практические задания, лабораторные работы, контрольные работы…); репродуктивный метод;  метод проектов, проблемный;  диагностический;  контрольный.

  Средства обучения также разнообразны в зависимости от цели: обучающие программы на компьютере, работа с принтером, компьютерный тренинг, тесты на компьютере с целью обучения и контроля знаний.

Основным методом занятий в данном детском объединении является практический метод работы на компьютере.

Поиск инноваций в формах обучения привёл к появлению так называемых нестандартных занятий, которые востребованы обучающимися. Среди наиболее распространённых типов занятий наиболее популярные в «Компьютер и Я»: занятия-конкурсы, занятия-семинары, интегрированные занятия, занятия-презентации, виртуальные экскурсии, викторины, проекты.

5.2.2. Создание условий для творчества в учебной и внеучебной деятельности (проявления инициативы, самостоятельности, избирательности в способах работы, естественного самовыражения каждого обучающегося).

В процессе организации учебной и внеучебной деятельности у обучающихся формируются предусмотренные новообразования или развиваются ранее приобретенные. В процессе их коллективного планирования, подготовки и проведения, создается обстановка сотворчества, продумывание совместного коллективного дела, радостного ожидания и переживания, что способствует развитию личности, коллектива, развитию внутриколлективных отношений.

Создание отношений доверия и взаимопонимания, переживание радости и успеха гуманизируют процесс обучения, формируя у его участников уверенность в себе и уважение. Только сотрудничество позволит мне, как педагогу, и ориентироваться на успех обучающегося, и создавать специальные ситуации, способствующие переживанию эмоционального подъема детьми.

В практике педагогической деятельности использую следующие приёмы создания ситуации успеха: прием “Лестница” или “Встань в строй”, прием “Даю шанс”, прием “Следуй за нами”, прием “Эмоциональный всплеск” или “Ты так высоко взлетел”, прием “Заражение” или “Где это видано, где это слыхано”, прием “Эврика”.

Создаю положительный настрой и позитивную мотивацию и во внеучебной деятельности: привлекаю детей к спортивно-оздоровительным мероприятиям (весенний и осенний однодневный поход ДДТ в лес), художественно-эстетическим (посещение выставок, походы в музеи г.Липецка), научно-познавательным (участие в комплексной исследовательской экспедиции по Липецкой области, в заседаниях Научного общества обучающихся ДДТ), к военно-патриотическим общим делам учреждения (участие в ежегодной посадке саженцев в лесхозе «Ленинский», сбор макулатуры, участие в акции «Помоги себе сам»).

Главной задачей в учебной и внеучебной деятельности считаю организацию деятельности обучающихся, основанную на использовании информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих:

  • эффективность и качество внеучебной и внеурочной деятельности;
  • активизацию познавательной и творческой деятельности воспитанников за счет компьютерной визуализации информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима внеучебной деятельности;
  •  использование современных средств обработки, хранения, передачи информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении различных задач (например, автоматизированные, интеллектуальные обучающие системы, электронные образовательные ресурсы, используемые при организации внеучебных мероприятий);
  • усиление практической направленности знаний, полученных в рамках внеучебных мероприятий, в том числе в области информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование устойчивого познавательного интереса обучающихся к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ;
  • повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
  • осуществление индивидуализации и дифференциации в работе с воспитанниками (тематические мастер-классы, дополнительные и индивидуальные занятия, консультации…).

5.2.3. Создание ситуации выбора (использование форм и методов, позволяющих раскрыть субъективный опыт обучающихся; создание условий для свободного высказывания, использования различных способов выполнения заданий; оценка деятельности не только по результату, но и по процессу).

   Создание ситуации выбора и успеха в организации совместной деятельности – одно из важнейших педагогических условий становления индивидуальности воспитанников в процессе обучения. Предлагая ребёнку совершить осознанный и желаемый выбор, я помогаю ему сформировать свою индивидуальность.

   Создание педагогически грамотной ситуации выбора – дело не простое. Чтобы данный элемент личностно – ориентированного занятия был освоен, я, как педагог, решаю следующие задачи:

  1. определяю понятие «ситуация выбора»;
  2. выявляю педагогические условия создания ситуации выбора в ходе совместной деятельности;
  3. разрабатываю свой  алгоритм деятельности;
  4. описываю и систематизирую различные виды вопросов, тестов, заданий, применяемых для создания ситуации выбора.

     Считаю, что применительно к личностно – ориентированному обучению, ситуация выбора – это спроектированный педагогом этап совместной деятельности и сотворчества.

5.2.4. Учет индивидуальных показателей здоровья.

При организации и проведении совместной деятельности с воспитанниками  учитываю  факторы, оказывающие воздействие на их  здоровье, поэтому данное направление деятельности реализую через следующие формы работы:

  • информационно-просветительскую работу с обучающимися – повышение уровня их грамотности в вопросах защиты от вредных для здоровья факторов природной среды;
  • воспитательную работу по формированию экологической культуры детей. С этой целью в Доме творчества проводятся экологические  субботники, походы на природу;  
  • создание условий, хотя бы частично нейтрализующих патогенное воздействие факторов окружающей среды: это очистка воздуха в кабинетах, озеленение  помещения и т.п.

Основные идеи, лежащие в основе принципов обучения и воспитания, сберегающих здоровье ребенка, достаточно просты, они вытекают из естественных проявлений и закономерностей жизнедеятельности организма обучающегося:

  • доброжелательное и уважительное отношение к каждому ребенку;
  • объяснение учебного материала до полного понимания;
  • дифференцированный подход;
  • спокойное (без нервозности) ведение занятий;
  • насыщенность совместной деятельности и соблюдение всех норм, методов, требований к дополнительному образованию.

При организации деятельности обучающихся за компьютером, руководствуюсь нормами СанПин «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (СанПиН2.2.2./2/4/1340-03).

В течение занятия провожу несколько физкультминуток, во время которых проводятся физические упражнения для снятия общего напряжения и усталости глаз. Проводится регулярное проветривание кабинета.

Кабинет соответствует санитарным и гигиеническим нормам и отвечает правилам техники безопасности и противопожарной безопасности.

5.3. Профессиональный рост педагога

5.3.1. Непрерывность повышения квалификации:

Самообразование: постоянно совершенствуюсь в своей профессиональной деятельности, изучаю и применяю новые технологии обучения, изучаю методическую литературу,  являюсь активным пользователем Интернет-ресурсов. Интересуюсь  вопросами, связанными с внедрением компьютерных технологий в процесс обучения и воспитания.

                Прохождение курсов повышения квалификации:

Наименование

учреждения

Название образовательной программы

Количество часов

Дата прохождения курсов

№ удостоверения

(свидетельства)

Областное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Липецкий институт развития образования

Интеграция общего и дополнительного образования в условиях введения ФГОС

72

22.10.2012-2.11.2012

№240023601

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей «Стратегия»

Информационные технологии в  образовании

72 часа

4.06.2013-15.06.2013

№0098

                

Участие в работе конференций, семинаров:

Уровень и название конференции, семинара и др.

Форма участия

Тема выступления

Дата

Муниципальный

семинар-тренинг «Социальный проект как основа развития корпоративного добровольчества»

Организаторы: Г(О)БУ «Центр развития добровольчества»

 Городской семинар для детей с ОВЗ

Участник семинара-тренинга «Социальный проект как основа развития корпоративного добровольчества»

Мастер-класс

защита проекта фестиваля компьютерного творчества «Поколение IT»

«Интерактивная презентация»

2013

2011, 2012

                

Участие в работе МО:

Год

Вид деятельности

Результаты работы

2011

2012

2012

выступление на методическом объединении отдела социально-значимой деятельности «Информационные технологии в дополнительном образовании»

выступление на методическом объединении отдела социально-значимой деятельности «Безопасные  интернет-ресурсы»

Городское МО педагогов дополнительного образования, участие в анкетировании и обмене опытом

повышение качества мультимедийного сопровождения воспитательных мероприятий, организация мастер-классов для педагогических работников учреждения по созданию мультимедийных презентаций, разработка практических методических рекомендаций

повышения уровня информированности педагогических работников учреждения, разработка методических рекомендаций

участие в анкетировании, обмен опытом

                

Работа над методической темой:

Год

Наименование темы

Результаты работы

2011-2013

«Интерактивные методы обучения»

по данной теме разработан цикл выступлений на методическом объединении отдела социально-значимой деятельности, разработаны методические пособии и рекомендации для педагогов по созданию интерактивных презентации, викторин, тестовых заданий;

        

5.3.2. Участие в профессиональных конкурсах:

Уровень

Наименование

конкурса

Итого (с указанием года)

Участник

Лауреат

Победитель

Всероссийский

Региональный

Муниципальный

Городской Фестиваль педагогических идей и достижений системы дополнительного образования детей

Грамота за участие, 2013

На уровне ОУ

         

5.4. Участие в реализации образовательных программ экспериментальных площадок, лабораторий, ресурсных центров:

Уровень

Тема

Год

Всероссийский

Региональный

Муниципальный

На уровне ОУ

5.5. Дополнительная аналитическая информация.

6. Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе

Наименование технологии

Использование (необходимо оценить по 3-х балльной системе)

0 баллов – оцениваемый показатель отсутствует

1 балл – использование элементов технологии

2 балла – использование технологии в полном объеме

Развивающее обучение

2

Проблемное обучение

2

Разноуровневое обучение

2

Коллективная система обучения (КСО)

1

Технология решения изобретательных задач (ТРИЗ)

1

Исследовательские методы обучения

2

Проектные методы обучения

2

ИКТ

2

Модульное и блочно-модульное обучение

1

Здоровьесберегающие технологии

2

Система инновационной оценки «Портфолио»

2

Технология дистанционного обучения

1

6.1. Дополнительная аналитическая информации (эффективность использования технологий).

Наиболее типичными для моей педагогической практики стали следующие технологии и их отдельные элементы:

1. Социально-воспитательные технологии (технология коллективной творческой деятельности; игровые, клубные технологии; технологии социального проектирования; формирования политического и экономического мышления; формирования навыков трудовой деятельности);

2.  Рационально-образовательные технологии (технология программированного обучения, технология проектного обучения, информационные технологии, технология совместного научного исследования, технологии коллективных способов деятельности; совместного научного исследования; информационное, компьютерное обучение; технологии дифференцированного и индивидуального обучения; персонифицированного обучения и другие);

В основе данных моделей технологий лежит «технология успешного обучения», что составляет сущность обучения в системе дополнительного образования детей. Идея данной технологии – формирование технологии удачливого человека, которому все в жизни удается, со всем он может справиться, добиться поставленной цели.

7. Обобщение и распространение опыта

7.1. Презентация опыта на различных уровнях:

Форма

Уровень

Тематика с указанием года

Проведение мастер-классов

для педагогов, руководителей

Всероссийский

Региональный

Межмуниципальный

Муниципальный

На уровне ОУ

На уровне ОУ:

Мастер-классы для педагогов:

«Интерактивная презентация в программе Power Point» (2010);

«Создание интерактивного теста в Power Point с использованием VBA» (2011);

«Создание интерактивной викторины в программе Power Point с использованием технологии гиперссылок» (2012).

Выступления на методических объединениях,

конференциях

Всероссийский

Региональный

Межмуниципальный

Муниципальный

На уровне ОУ

«Информационные технологии в дополнительном образовании»  (2011);

«Безопасные  интернет-ресурсы» (2012).

7.2. Наличие научно-педагогических и методических публикаций

Уровень

Название публикации

Выходные данные

Место издания, гриф

Название издательства

Год

издания

Международный

Всего:

Всероссийский

Всего:

Региональный

Всего:

Муниципальный

Всего:

На уровне ОУ

Всего:

Методическое пособие по созданию интерактивных презентаций в программе Power Point

Методическое пособие по созданию анимационного мультфильма в программе Power Point

г. Липецк

г. Липецк

МАОУ ДДТ «Октябрьский»

МАОУ ДДТ «Октябрьский»

2012

2013

7.3. Дополнительная аналитическая информация (влияние обобщения и распространения собственного опыта на профессиональный рост и образовательный результат).

Считаю, что обобщение и распространение моего педагогического опыта непосредственного влияет на профессиональный рост и образовательный результат. С каждым годом растет число конкурсов, в которых воспитанники детского объединения «Компьютер и Я» активно принимают участие и занимают призовые места.

8. Взаимодействие с родителями и представителями социума

8.1. Участие родителей и общественности в родительских собраниях.

Для организации продуктивного сотрудничества педагогов и родителей придерживаюсь следующих принципов:

  • равенство – педагоги и родители несут одинаковую ответственность за воспитание детей, поэтому никто из них не вправе предъявлять требования или отдавать распоряжения друг другу;
  • этичность – отношения строятся на основе взаимного уважения. Стремлюсь к тому, чтобы уважение было не поверхностным, демонстрируемым в присутствии детей, а искренним, присущим в душе у каждого участника общения.

Взаимопомощь в воспитании детей оказывается более продуктивной, когда ее организаторы (я, как педагог, и родители) хорошо представляют себе, чем заняты дети и к чему они стремятся.

Родители поддерживают интересы своих детей, активно участвуют в родительских собраниях.

8.2. Привлечение родителей к различным видам деятельности, к управлению образовательным процессом.

Предусматриваю участие родителей детей, которые обучаются в детском объединении «Компьютер и Я» в учебно-воспитательном процессе с помощью следующих форм деятельности:

- дни творчества детей и родителей,

- массовые мероприятия,

- помощь в организации и проведении экскурсий, походов, экспедиций,

- помощь в укреплении материально-технической базы детского объединения,

- шефская помощь.

Родители участвуют в работе жюри массовых мероприятий в объединении, являются полноценными участниками  творческих конкурсов и т.п., они участвуют в организации и проведении мастер-классов, викторин, конкурсов, фестивалей.

Родители, активно участвующие в жизни детского объединения, принимающие участие в организации процесса обучения и воспитания, традиционно поощряются  благодарственными письмами, которые вручаются на отчетном мероприятии Дома детского творчества в конце учебного года.

8.3. Использование возможностей социума в реализации образовательных задач.

Социальная ориентация воспитанников очень важна в новых условиях развития образовательных и экономических перемен в нашем обществе. И здесь приходится нам, педагогам, устанавливать взаимодействие с различными социальными институтами, профессиональными образовательными учреждениями, родителями, общественностью.

На основании договоров о сотрудничестве нашего учреждения установлено взаимодействие многих детских объединений, в том числе и «Компьютер и Я» с такими профессиональными образовательными учреждениями, как Елецкий государственный педагогический университет имени И.А.Бунина,  Липецкий государственный педагогический Университет, социальной организацией «Центр развития добровольчества», музеем ДПИ и НИ,  что способствует последовательному переходу обучающихся на новый уровень развития личности в социуме.

9. Другие информационные и аналитические данные, свидетельствующие о результативности деятельности педагога

В рамках I открытого фестиваля для детей с ОВЗ «Зажги свою звезду», мною был разработан и проведен мастер-класс  по созданию анимационного мультфильма в программе Power Point  «Подводный мир», разработано  методическое пособие к данному мастер-классу.

10. Рекомендация руководителя ОУ о соответствии уровня квалификации педагогического работника

требованиям, предъявляемым к квалификационной категории (первой или высшей)

Администрация  учреждения рекомендует аттестовать Филатову Елену Валерьевну  на первую квалификационную категорию по должности «педагог дополнительного образования»

«____» ________________ 20___ г.        __________________________

                     подпись руководителя ОУ

М.П.

С аналитическим отчетом ознакомлен (а)  ______________________________________

подпись аттестуемого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка профессиональной деятельности старшего вожатого на первую квалификационную категорию

Аналитическая справка профессиональной деятельности старшего вожатого ,аттестующегося на первую квалификационную категорию, составленную зам.директора по УВР. Может служить методической помощью в офор...

аналитический отчет педагога организатора по ИКТ 1 квалификационная категория

аналитический отчет педагога организатора по ИКТ 1 квалификационная категория...

Готовый аналитический отчет учителя истории на первую квалификационную категорию

Готовый аналитический отчет учителя истории и обществознания на первую квалификационную категорию...

Аналитическая справка для аттестации на 1 квалификационную категорию учителя русского языка

Материал распределён по критериям. Справка содержит таблицы по итогам года. Общие сведения о педагоге....

Аналитический отчет за 2010-2017 на высшую квалификационную категорию с презентацией к нему

анализ педагогической деятельности за межаттестационный период с 10-17 гг....