Образовательная программа детского объединения "Кубаночка"
рабочая программа по теме

Образовательная программа "Кубаночка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma_kubanochka.rar35.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования детей «Юность»

ст. Новоджерелиевской  

муниципального образования Брюховецкий район

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Кубаночка»

(наименование объединения)

Кубанский фольклор

(наименование учебной дисциплины)

2 года

(срок реализации программы)

модифицированная

(вид программы)

7-15 лет

(возраст обучающихся)

Дацко  Ольга Владимировна

(Ф.И.О. преподавателя, составителя)

2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Индивидуальная программа «Кубаночка» направлена на развитие вокальных способностей, творческого и нравственно -эстетического потенциала воспитанников средствами музыкального искусства.

      Традиции народного пения являются ценнейшим богатством всякой национальной культуры. В основе его лежит синтез музыки, кубанской поэзии исполнительского мастерства. В кружке объединяются дети с различными музыкальными и вокальными данными. В силу коллективного характера исполнения каждый ребенок чувствует себя равноправным исполнителем, артистом, творцом, поэтому применительно к детскому народному пению. Все это пробуждает творческие способности, учит с достоинством любить свою Родину, свою станицу, свой народ, природу, воспитывать чувство коллективизма и товарищества, что в наше время очень актуально.

              В современных условиях присущая детям потребность в идеале, красоте часто не находит адекватного удовлетворения из-за недостаточной эстетической образованности и воспитанности детей.

Цель образовательной программы: 

Создание условий для развития музыкальных способностей одарённых детей. Приобщение учащихся к истокам русской народной  и кубанской культуры.

Задачи:

Образовательные:

1. Научить детей петь в народной манере.

2. Научить детей петь свободно, без напряжённости, артистично.

3. Научить детей свободно двигаться на сцене.

4. Дать детям знания о русской народной  и кубанской песне, её жанровом разнообразии и стилевых особенностях.

Развивающие:

1. Развивать основные музыкальные способности.

2. Раскрыть творческие способности детей.

3. Развивать познавательный интерес к истории русской культуры и песенного искусства.

Воспитательные:

   1.Воспитывать интерес и любовь к русской  и кубанской  песне.

Срок освоения программы 2 года

Новизна программы.

В центре дополнительного образования «Юность» занимаются дети с различными музыкальными способностями. В  детское объединение  «Кубаночка» отбираются дети, которые имеют ярко выраженные вокальные данные, отличную музыкальную память, артистизм.

Новизна программы в том, что в ней предусмотрено разучивание песен кубанских авторов. Программа направленна на поддержку и развитие музыкально-одаренных детей, не имеющих начального музыкального образования, не знающих сольфеджио и не владеющих никакими музыкальными инструментами.

Актуальность программы.

          Предлагаемая программа особое внимание уделяет воспитанника народной культуры у детей с ярко выраженными музыкальными и вокальными способностями. 

Основная идея:

Каждый ребенок – это индивидуальность, которой свойственны те или иные черты, который наделен индивидуальными музыкальными способностями, которые необходимо развивать. И чем способнее ребенок, чем талантливее, тем пристальнее должно быть внимание к нему со стороны взрослых, педагогов. К каждому ребенку необходим свой, индивидуально-ориентированный подход. Так как каждый талантлив по-своему. И у каждого ребенка есть индивидуальные недостатки, которые надо стремиться ликвидировать.

Учет индивидуально-типологических особенностей учеников в процессе обучения  - это  один из способов  реализации индивидуального подхода. Но следует помнить, что индивидуальный подход может  быть  успешно  применен только в сочетании с учетом  возрастных  закономерностей  развития. Другими словами, решая любую проблему, касающуюся обучения конкретного ребенка, нужно знать о ее типичности для данного возрастного этапа.

Форма организации занятий.

          Занятия проводятся – групповые по  8-10 человека. Занятия проводятся 2 раза в неделю I года обучения по 2 астрономических часа продолжительностью занятий по 45 минут и 3 раза в неделю по 2 астрономических часа продолжительностью занятий по 45 минут II года обучения, с обязательным 15 минутным перерывом.  Всего 144 часа и 216 часов соответственно.

Возрастная характеристика.

          У воспитанников 7-15 лет помимо особенностей переходного возраста, происходит формирование активного творческого мышления, поэтому необходимо его стимулировать. Группы создаются по возрастному принципу.

Предполагаемые результаты.

          К концу I года обучения должны знать:

- Что такое певческое дыхание, народное пение;

- «мягкая», «твердая атака» звука;

- музыкальные жанры;

Уметь:

- освоить репертуар;

- петь и угадывать интервалы. 

          К концу I года обучения должны знать:

  • Буквенное обозначение тональностей;
  • Основы музыкальной грамоты.

Уметь:

-петь одноголосные произведения с использованием двухголосия;

-читать с листа в пределах октавы.

Содержание образовательной программы.

       Образовательная программа детского объединения «Кубаночка» содержит следующие разделы учебно-тематического плана.

  • Техника постановки певческого голоса и дыхания.
  • Элементы актерской игры.
  • Основы хореографии.
  • Работа над репертуаром.
  • Работа с техническими средствами.

     

      Планирование обучения начинается с первого прослушивания, которое позволяет определить индивидуальные музыкальные способности и их уровень, природные данные детей, на основании которых приспосабливают образовательную программу под каждого воспитанника учитывая степень одаренности и основные принципы работы с музыкально - одаренными детьми.

       Для успешного обучения вокалу по программе педагог проводит глубокую диагностику развития способностей, интересов и возможностей каждого воспитанника на всех этапах образовательной программы.

      На основании данных диагностики педагог корректирует дозировку и глубину материала образовательной программы.

 Анализ программ.

  Данная программа разработана на основе программы детских школ искусств и модифицирована к условиям реализации в ЦДОД «Юность».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-год обучения

№ п/п

ТЕМА

всего

количество часов

теория

практика

выезд

1.

Вводное занятие

2

2

2.

Элементарная теория музыки

16

12

4

3.

Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки

8

6

4.

Концертная деятельность

10

10

5.

Знакомство с деятельностью профессиональных творческих коллективов

2

2

6.

Особенности народного пения

8

2

4

2

7.

Развитие вокальных навыков

96

4

92

8.

Итоговое занятие

2

2

ИТОГО:

144

28

114

2

2-год обучения

№ п/п

ТЕМА

количество часов

теория

практика

выезд

1.

Вводное занятие

2

2

2.

Элементарная теория музыки

12

4

8

3.

Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки

8

8

4.

Концертная деятельность

10

10

5.

Знакомство с деятельностью профессиональных творческих коллективов

4

4

6.

Особенности народного пения

32

8

24

7.

Развитие вокальных навыков

146

28

119

8.

Итоговое занятие

2

2

ИТОГО:

216

52

160

4

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

1. Вводное занятие.

Теория. Беседа о песенном творчестве кубанских  композиторов.

Практика. Прослушивание детей, распределение по голосам.

2. Элементарная теория музыки.

Теория. Знакомство с понятиями: звук, звукоряд, различие звуков по высоте; нотоносец; скрипичный  и басовый ключ, расположение нот; длительность нот; размер, ритм, тактовая черта, паузы.

Практика. Цифровое обозначение ступней звукоряда; строение мажора и минора; понятие о ладе; главные ступени лада; интервалы.

3. Особенности народного пения.

Теория. Знакомство с особенностями народного пения.

Практика. Отработка навыков народного пения.

4. Развитие вокальных навыков.

Теория. Устройство певческого аппарата. Приемы подачи звука. Мягкая и твердая атака.

Практика. Певческое развитие воспитанников. Развитие навыков ансамблевого исполнения. Определение диапазона голоса и работа над его расширением. Разучивание мелодий. Работа над культурой речи. Фразировка. Динамические оттенки. Особенности драматургического развития. Художественный образ. Достижение чистого унисона. Умения петь  а cappella.

5. Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки.

Теория. Жанровое разнообразие музыки. Роль исполнителя в создании песни. Авторская песня, её роль жизни нашей страны.

6. Концертная деятельность.

Практика. Выступления на концертах, конкурсах, мероприятиях.

7. Знакомство с деятельностью профессиональных творческих коллективов.

Практика. Выезд в город Краснодар.

8. Итоговое занятие.

Теория. Подведение итогов. Тестирование.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 год обучения

1. Вводное занятие.

Теория. Беседа о значении народной музыки в жизни человека.

Практика. Прослушивание детей.

2. Элементарная теория музыки.

Теория. Знакомство с распевками и их значении, познакомить с народными музыкальными инструментами, с понятием: балет, дирижер, гармония, импровизация.

Практика. Развитие слухового внимания, анализ музыкальных произведений, поиграть во многие музыкальные игры, научить импровизировать.

3. Особенности народного пения.

Теория. Созвучие голосов в народном пении, интонирование звуков, рассказать об особенностях мелодии в кубанских песнях, их предназначение.

Практика. Работа над дикцией, чистоговорки и скороговорки.

4. Развитие вокальных навыков.

Теория. Устройство певческого аппарата. Артикуляция. Темп и ритм. Слитность исполнения. Ансамбль.

Практика. Певческое развитие воспитанников. Развитие навыков ансамблевого исполнения. Определение диапазона голоса и работа над его расширением. Разучивание мелодий. Работа над культурой речи. Фразировка. Динамические оттенки. Особенности драматургического развития. Художественный образ. Достижение чистого двухголосного исполнения песен.

5. Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки.

Теория. Жанровое разнообразие музыки. Жизнь и творчество кубанских композиторов. История создания Кубанского казачьего хора.

6. Концертная деятельность.

Практика. Выступления на концертах, конкурсах, мероприятиях.

7. Знакомство с деятельностью профессиональных творческих коллективов.

Практика. Выезд в город Краснодар.

8. Итоговое занятие.

Теория. Подведение итогов. Тестирование.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:

          Педагог является ключевой фигурой в обеспечении качества образовательного процесса.

         Готовность руководителя объединения к плодотворной работе, совершенствование педагогического мастерства в работе с детьми это основное условие эффективной реализации образовательной программы детского объединения.

Структура занятий

Каждое занятие состоит из нескольких частей:

    1. Подготовительной части, включающей распевания.

    2. Основной части занятия, направленной на формирование музыкального слуха и певческого голоса, с помощью специально подобранных для каждого участника упражнений, учитывающие вокальный диапазон, умения и навыки. Прослушивание и анализ музыкальных произведений, работу над репертуаром.

    3. Заключительная часть направлена на обобщение материала и рефлексию.

         Для успешного обучения народному  вокалу по программе, педагог проводит глубокую диагностику развития способностей, интересов и возможностей каждого воспитанника на всех этапах образовательной программы.

       

         Планирование обучения начинается с первого прослушивания, которое позволяет определить индивидуальные музыкальные способности и их уровень, природные данные детей, на основании которых приспосабливают образовательную программу под каждого воспитанника, учитывая степень одаренности, уровень способностей. Обучение детей идет на основе дифференцированного подхода в обучении детей различной степени музыкальной одаренности.

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА

Ведущим методом в работе объединения является

метод «СПИРАЛИ», предложенный педагогом  С.Л. Рубинштейном, который наиболее эффективно стимулирует развитие  музыкальных задатков и способностей.

Метод «спирали» - процесс с многократными замерами, а не разовое исследование слуха, памяти, ритма, интонирования. Это постоянный мониторинг и коррекция программы по основным блокам:

1. Формирование музыкальной одаренности

2. Расширение музыкального опыта

3. Стимулирование реализации творческого потенциала

 Можно использовать различные методы диагностики. Это:

  • Система тестовых заданий
  • Наблюдение
  • Опросы
  •  Срезы
  • Статистические данные

Суть метода «СПИРАЛИ» заключается в том, что он позволяет своевременно:

  • Диагностировать качественные состояния того или иного свойства
  • Вовремя принимать корректирующие педагогические решения
  • Влиять на приобретение иных характеристик, которые не утрачивают возможность выйти на следующий виток спирали, т.е. к новым позитивным музыкальным новообразованиям.

         Педагог ведет учет проявлениям и новообразованиям. Проводит выбор критериев оценки проявления одаренности, подбирает систему эвристических заданий, побуждает к творческой самореализации.

         При постоянном мониторинге возникает необходимость формализовать имеющиеся данные. Педагог И.А. Левочкина совместно с экспертами выделили 5 основных параметров, используемых в педагогической практики, по которой можно было бы охарактеризовать каждого из обследуемых учащихся:

  • слух,
  • ритм,
  • музыкальная память,
  • эмоциональность,
  • логическое мышление (умение вычленить структуру произведения)

Для фиксирования полученных данных используются следующие способы:

  • Папки индивидуального развития и творческого роста воспитанников
  • Графики
  • Диагностические карты
  •  Оценочные таблицы

Педагогом может использоваться самая разнообразная форма контроля  

  • Итоговые занятия
  • Творческие отчеты
  • Тесты и анкеты
  • Творческие игры на отслеживание уровня ЗУН (знаний, умений, навыков)
  • Конкурсы
  • Фестивали

         Программа корректируется с учетом стиля усвоения знаний. Основной принцип развития способностей - не ограничивать детей глубоко проникать суть той или иной темы, развивать умение анализировать.

        Смысловым центром педагогической концепции стимулирования музыкальной одаренности стала идея развития индивидуальности ребенка, а также использование дифференцированно подхода в групповой форме обучения. Педагог работает над формированием:

  • Слышания звуков и их ритмических сочетаний
  • Совершенствования ритмического потенциала
  • Улучшения музыкальной памяти
  • Чистоты интонирования
  • Развития певческого голоса
  • Накопление музыкального опыта исполнителей

          Использование в работе личностно-ориентированного подхода позволяет раскрыть индивидуальность каждого, дает возможность проявить детям познавательную активность. С этой целью педагог должен использовать такие способы, как:

  • применение разнообразных форм и методов организованной  образовательной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учащихся;
  • создание благоприятной атмосферы для творческой заинтересованности каждого ученика в работе объединения;
  • стимулирования учащихся к освоению нового материала использование различных способов выполнения задания без боязни ошибиться;  
  • оценивание деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения.

          Очень важное качество педагога - умение формировать на занятии

познавательный интерес, как необходимое условие развития, одаренности воспитанников:

  • планировать формирование познавательного интереса на занятиях
  • конструировать занятие с учетом отношения воспитанников к учебному содержанию
  • Развивать творческие способности в вокальном исполнительстве.

          В основу программы взяты государственные стандарты образовательных программ, примерный учебный план и программа учебных дисциплин государственных музыкальных, художественных школ и школ искусств министерства культуры. Автор внес в учебную программу аспекты позволяющие соответствовать специфике дополнительного образования. Это дополнительные знания в области народного вокала, исполнительского мастерства, сценического воплощения музыкального материала. А также художественно-эстетическое воспитание детей, развитие вкуса, трудолюбие, коммуникативных навыков, стремления к самообразованию, саморазвитию, профессиональная ориентация воспитанников объединения.

Основные принципы организации образовательного процесса.

           Детское объединение «Кубаночка» организует занятие в соответствии со следующими рекомендациями СанПиНа:

  1. Учащиеся должны посещать объединение не более З-х раз в неделю.
  2. Форма проведения занятий групповая и индивидуальная.
  3. Оптимальное время начала занятий - не ранее 1 часа после окончания занятий в общеобразовательной школе.
  4. Продолжительность индивидуального занятия - 30 мин. из расчета работы педагога 1 час. Оптимальное количество групповых занятий в неделю - 2, продолжительностью - 2 часа, включая 10-ти и 15-ти минутный перерыв, (2х45минут). 3-х часовые занятия допускаются только в выходные или каникулярные дни.
  5. Оптимальная наполняемость детей в группе 5-8 человек. Допустимая - 5 - 12 человек.
  6. Основными в обучении детей являются комплексные занятия использующие различные виды учебной деятельности.

Программа объединения «Кубаночка» актуальна, поскольку:

  1. Удовлетворяет социальный заказ детей, ибо народная музыка пользуется большой популярностью, и вызывает желание заниматься этим видом искусства.

Удовлетворяет социальный заказ родителей и общества, поскольку качество современного музыкального образования в народном вокальном жанре является сегодня предметом большого внимания.

Программа способна создать условия для развития творческих (вокальных, актерских) и индивидуальных способностей

По окончании обучения у выпускника должны развивать следующие качества:

Музыкальность:

  • Интеллект.
  • Музыкальность народного  вокала, для развития личностных качеств.
  • Образованности и трудоспособности, смелости, выразительности исполнения.
  • Эмоциональной уверенности в своих силах. Условия для развития.
  • Способность целостного ощущения, восприятия, мышления эмоций. Педагог в обучении воспитанников ориентируется  на развитие не только чувственного, но и интеллектуального чутья в воспитанниках. Сочетание этих 2-х начал стимулирует развитие детской музыкальной одаренности (Н.И. Клященко, Н.Абросимов)

3. Содержит новые формы воспитания вокалистов – комплексное развитие исполнительских способностей вокалистов посредством взаимодействия различных дисциплин: вокальных, актерских и хореографических.

4.  Программа    способна    создать    условия    для   профессионального самоопределения воспитанников.

          Горизонтальные и вертикальные связи искусств в образовательной программе «Кубаночка» помогут создать представление об искусстве, как едином срезе духовной культуры, в котором каждый отдельный вид. А актерская техника, дополняет вокальное искусство новым  гранями.

         

По окончании обучения у выпускника должны развиться следующие качества:

Музыкальность:

  • Интеллект
  • Музыкальное мышление
  • Образная сфера
  • Эмоциональная отзывчивость
  • Способность целостного восприятия

Сенсорность:

  • Высота
  • Тембр
  • Движение, мимика
  • Длительность
  • Музыкально-ладовый слух
  • Чувство ритма
  • Музыкальная память

Исполнительство:

  • Чистота певческих интонаций
  • Качество звукообразования
  • Предусматривать трудности учебного материала для отдельных воспитанников
  • проектировать индивидуальный подход к воспитанникам
  • учитывать при отборе учебного материала познавательные интересы и потребности воспитанников
  • развивать любознательность
  • насыщать программу материалом, требующим раздумий и мыслительной активности
  • подбирать систему самостоятельных работ
  • подбирать рациональные виды работ для сильных и слабых учеников
  • выявлять отношение учащихся к занятию
  • реагировать своевременно на изменение отношения к занятию
  • включать учащихся в познавательную работу на всех этапах, занятия
  • использовать на занятии имеющиеся у педагога знания, умения, навыки
  • побуждать воспитанников к постановке побуждающих вопрос
  • проводить объяснения нового материала с учетом индивидуальности каждого, включая самостоятельный поиск учащихся
  • организовать совместное обсуждение вопросов с воспитанниками
  •  усложнять самостоятельные задания в ходе урока
  • разнообразить творческое решение вопросов  
  • побуждать к самостоятельным дополнениям, решениям, высказываниям
  • формировать мыслительные приемы работы,
  • использовать разнообразные формы поощрения
  • формировать веру в свои возможности
  • поддерживать престиж воспитанников
  •  использовать систему дополнительных заданий
  • создавать эмоционально - положительное отношение к занятию
  • любить свою науку и уметь показать это детям.

Организация педагогического процесса в соответствии с принципами:

  • гуманизации,
  • формирование социально-приемлемых интересов и потребностей воспитанников,
  • единство нравственного, эмоционального, эстетического и этического в воспитании,
  • учет возрастных и психических особенностей детей,
  • соблюдение режима работы и ритмичности нагрузки во время занятий соразмерность объема материала и отведенного времени,
  • системность и логическая последовательность, изложения материала программы,
  • наглядность, доступность и четкость изложения содержания каждого раздела, каждой темы программы,
  • научное обоснование,  
  • оптимальное соотношение  между теоретическим и практическими объемами материала
  • принцип обобщенного анализа, создание творческой рабочей  атмосферы, ситуации успеха на занятиях, внимание к успехам коллектива и каждого его участника,
  • принцип коллективности: объединение усилий учащихся в создании хореографического произведения.  

      При разработке содержания, одних лишь количественных параметров учебной деятельности недостаточно, необходимо сочетать их с качественным изменением содержания, форм организации и методов. Учитывая также развитое продуктивное мышление музыкально способных детей, необходимо чтобы учебный материал обладал относительной абстрактностью и глубиной, максимально расширял круг интересов, обеспечивал обогащение информационной среды. С этой целью в обучении доминирую

эвристические и исследовательские методы над репродуктивными.

      Еще один метод, стимулирующий развитие музыкальных способностей - это. ориентирование воспитанников на соревновательность  Опыт побед и поражений, приобретенный в конкурсах, важен. Без него нельзя рассчитывать на воспитание творца, не боящегося трудностей. В конкурсах ребенок формирует собственное представление о своих возможностях самоутверждения, учиться рисковать, выигрывать, но самое главное проигрывать.

       Программа рассчитана на комплексное изучение материала, особенно в разделе «Особенности народного пения» при работе над темами «Артикуляция», «3вуковедение», «Дыхание».

АРТИКУЛЯЦИЯ. ДИКЦИЯ

        В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая значимость принадлежит артикуляции и дикции. Тембр голоса у детей чрезвычайно неровен, что наиболее заметно в пестром звучании гласных. Но гласные это - основа пения. Именно из них вырабатываются все вокальные качества голоса и техника. Гласный звук рождается в гортани благодаря совместной работе голосовых связок и дыхания. Но при возникновении он не меняет той характеристики, по которой мы различаем гласные на слух. Собственный характер каждый гласный звук получает только в результате резонирования глотки и ротовой полости, которые принимают определенные формы соответствующие образованию тех или иных гласных. При непосредственном возникновении все гласные имеют одинаковый первоначальный тембр определенную высоту и силу. Вот почему в вокале нужно добиваться постоянного положения гортани при пении различных гласных.

       Главным условием хорошего дыхания должно быть постоянное стремление сохранить высокое звучание (позицию) на всех звуках диапазона.

Воспитывать правильное формирование различных гласных необходимо постепенно. Сначала нужно использовать такие гласные, при которых хорошо раскрывается глотка звук льется свободно, не напряженно. Предпочтение отдается гласному «У». При произнесении этого гласного, ротовая полость и глотка раскрыты широко, пение совершается как бы «на зевке» при пении звука «У» поднимается небная занавеска. Кроме этого, «У» освобождает, голос от неприятного носового призвука, часто встречающегося у детей, так как поднятое мягкое небо перекрывает вход в носовую полость. Пропевка песен и упражнений на гласные «У-Ю» помогает в выработке у детей

высокой позиции, мягкого звучания, отличного унисона и ансамбля.

       В достижении высокой позиции особенно велико значение пения закрытым ртом. Однако этот вид звукоизвлечения очень труден и из-за того, злоупотребление им приводит к нежелательным результатам, так как при нем небная завеска сильно опускается и препятствует пению на «зевке».

       Следующим гласным, имеющим большое значение в вокале, является гласный «О». Этот звук не требует специального округления, и при нем глотка хорошо открыта. Пение на «О» и «Е» не помогает выработать округлое, красивое звучание.

       Далее полезно перейти к работе над звуком «И». Он требует округления то есть приближения к «Ю» или «Ы», но зато помогает найти ощущение близкого и яркого звучания для других гласных и заставляет интенсивно работать голосовые связки, и дыхание, как и звук «У».

       И, наконец, последними гласными, над которыми следует работать являются «А» и «Е» При их звукообразовании глотка резко уменьшается на  активную работу включается язык, который может вызвать ненужное движение гортани. Язык при пении должен перемещаться достаточно активно, но вместе с тем свободно, чтобы создавались условия для устойчивого положения гортани. Также активно должны работать и губы  особенно в самый первый момент возникновения гласных, а затем они могут принять нейтральное положение. Например, несколько «расплываться» в улыбку, или немного вытягиваться вперед.

       Широкое открытие рта, особенно на звук «А», снимает активность дыхания и голосовых связок. Кроме того, часто челюсть очень зажата и для раскрепощения требуются усилия, ведущие к большим изменениям в положении гортани. Вот почему к работе над гласным «А»  лучше приступить после того, как приобретены некоторые навыки формирования других гласных.

       От пения отдельных гласных следует переходить не только в упражнениях, но и в песнях. Весьма полезно при разучивании песен пропевать каждую новую форму на разные гласные.

       Итак, все гласные должны звучать одинаково красиво, при устойчивом положении гортани. Но это не означает, что произношение их должно быть похоже. Когда речь идет о красивом исполнении гласных, прежде всего имеется в виду их единообразная манера звучания при ясности произношения

       Если гласные определяют сам процесс пения, то согласные прежде всего влияют на дикцию, а потом также требуют специального внимания.

       Про произношении одних согласных необходимо активное движение языка (р, т, д), другие вызывают утечку воздуха (ш, п), третьи требуют значительного выдоха (в, ф ,з).

       Итак, с одной стороны согласные очень важны для ясности речи, другой часто нарушают устойчивость гортани и нормальную работу дыхательного аппарата. Как же применить эти совершенно противоположные тенденции? Согласные должны произноситься не очень четко и ясно, но и чрезвычайно кратко и энергично. Только в этом случае это не повлияют на правильность певческого процесса.

       Умелое и правильное формирование гласных и согласных составляет условия для естественной координации звукообразовательной и дыхательной функций. Только в этом случае в звучании будет достигнута подлинная напевность. Напевность должна быть присуща всем формам звуковедения от самого легкого стакатто, до легкого легато! Ясность, четкость произношения слов при любом характере звучания также никогда не должна нарушать его напевности.

       Настойчивая работа над дикцией освободит и разовьет артикуляционный аппарат, поможет повысить вокальное мастерство.

       И еще, самое главное, в работе вокалиста: нужно научить при необходимости расслаблять лицевые мышцы при пении. Тогда естественно работает дыхание, гортань, полость рта. Пение звука идет «на зевке», свободно работает при пении грудной резонатор, плавность перехода звука. Основная работа при этом идет только на губы. Упражнение при пении только на губах (п-р, т-р), для большей ясности этого упражнения, нужен показ.

РАБОТА НАД  ПЕВЧЕСКИМ ДЫXAНИEМ

       Воспитание голоса младших школьников сводится преимущественно к поддержанию присущего ему близкого к фальцетному звучанию. Поскольку голосовые связки детей 7 – 10 лет при нормальном звукоизвлечении колеблются преимущественно своими краями, то голос ребенка сильно звучать не может. Он. звучит как бы фальцетно, легко. Если же некоторые дети обнаруживают такого звучания, стараясь петь громче всех, то научить их легкому, тихому звучанию необходимо.

       Все певческие навыки тесно связаны между собой, как и все составные   сложного певческого механизма. Только в результате одновременной согласованной работы всего голосового аппарата возникает правильный звук и возможно выразительное пение. Подчеркивая, что певческие навыки прививаются одновременно, остановимся более подробно на одном из них при воспитании навыка правильного певческого дыхания.

       Правильность дыхания зависит от того, как протекает воздушная струя дыхательным органам поющего и какое, в зависимости от это оно оказывает влияние на гортань, где зарождается звук.

        Спокойное ровное дыхание способствует кантиленному пению. Условие правильного певческого дыхания будет умеренный вдох с активным включением в дыхательный процесс нижнего отдела грудной клетки и позволяет лучше регулировать подсвязочное дыхание.

       Контролем правильного певческого дыхания, должен быть вокальный слух педагога и постепенно вырабатываемый вокальный слух ученика, так как особенности дыхания  непременно сказываются на качестве певческого дыхания.

Из практики замечено, что характер дыхания влияет на чистоту интонации.

Как правило, при излишнем напряжении дыхательных мышц интонация повышается, при расслаблении - понижается. От качества дыхания зависит характер атаки звука твердой или мягкой. Спокойное и плавное дыхание прорывает сомкнутые связки мягко, без напряжения, в то время как излишне большое количество воздуха и очень плотное смыкание голосовых связок влекут за собой твердую атаку и более жесткое и часто напряженное звучание голоса.

       Если в художественных целях профессиональный взрослый певец может использовать различные вида атаки - твердую, мягкую, придыхательную, то в детском и подростковом возрасте целесообразнее применять преимущественно мягкую атаку звука. Мягкая атака – основная профилактика против различного рода заболеваний молодого, неокрепшего голосового аппарата детей.

       Спокойный вдох и плавный постепенный, экономный выход соответствует мягкому, звонкому легкому звучанию голоса при мягкой атаке звука и четкости артикуляции, и, наоборот, дыхание судорожно-неравномерное, слишком большой вдох и толчковый выдох ведут, как правило, к напряженному форсированному пению при твердой атаке звука при котором утрачивается ровность и звонкость. Форсированное звучание детских голосов обычно сопровождается напряженной гримасой лица. Работа гортани и органов артикуляции в пении находятся в правильной зависимости от работы других органов и, и в частности, органов дыхания. Так в работах по физиологии голоса имеются указания на то, что:

       а) чрезмерное высокое поднятие груди при пении вызывает излишнюю напряженность языка и требует больших усилий при артикуляции,

       б) излишнее воздушное давление в трахее вызывает расслабленное состояние мягкого неба, имеющее своим результатом гнусавый оттенок голоса,

       в) излишнее воздушное давление, большое напряжение брюшного пресса ведет к напряженному положению нижней челюсти.

       Неправильная напряженная работа дыхательного аппарата, кроме того, нарушает рефлекторную работу гладких мышц трахеи, деятельность которых в нормальных условиях автоматически регулирует подсвязное воздушное давление; приводящее голосовые связки в колебательное движение.

      Звучание детских голосов, дикция при пении, могут быть удовлетворительными лишь при условии правильного функционирования всего голосового аппарата вообще и дыхательного аппарата в частности.

       Таким образом, нечеткая артикуляция и напряжение мимических мышц лица, сопровождающее пение, могут рассматриваться как следствие неправильной, чрезмерно напряженной работы дыхательного аппарата

        Наблюдая за движением клетки, можно получить общее представление о характере дыхания ребенка при пении.

        Строго разграниченных типов дыхания нет. Речь может идти лишь преимущественном участии в процессе певческого дыхания  того или иного участка дыхательного  аппарата. При преобладании нижнереберного диафрагматического дыхания создаются наилучшие условия для реализации эластичного выхода, медленного и постепенного расходования заключена в легких воздуха , что чрезмерно важно. Качество дыхания зависит от количества вдыхаемого воздуха, от правильного выдоха, от умения их регулировать в соответствии с характером музыкальной фразы, ее структуру продолжительности, тесситуры и эмоционального содержания.

      У детей певческое дыхание, в общем, повторяет тип их внепевческого дыхания, характер которого в значительной степени определяет и качеством звучания их голоса (звонкий и тусклый, вялый или излишне напряженный), а также влияет на четкость произношения согласных, определенность гласных и определенность гласных, эмоциональность в  пении.

       Итак, у детей 7-10 лет нет специального певческого дыхания, характер дыхания - вне пения и, при пении – в значительной степени связаны между собой (последнее зависит от первого).

      Нет сомнения в том, что характер обычного певческого дыхания у ребенка

зависит от физической  и нервно-психической, организации ребенка.

Поющие дети не являются однородной массой. Такой, казалось бы простой но вместе с тем важнейший жизненный акт как дыхание, у большинства детей протекает недостаточно правильно. Явление это вызывается целым рядом причин: затрудненностью носового дыхания, неправильным сидением за столом, сутуловатой походкой, не считая дефектов в костной и мышечной системах, а также других отклонений от норм.

      При правильном дыхании грудная клетка должна при вдохе более или менее расширяться, а при выдохе также равномерно спадать. Такой тип дыхания у детей встречается чрезвычайно редко. Поэтому в работе с детьми необходимо бороться со всякими отклонениями от здорового внепевческого дыхания.

      Удовлетворительный эффект дают упражнения в дыхании без пения – дыхательная гимнастика. При этом надо руководствоваться следующими правилами:

  1. Помещение должно быть хорошо проветренным.
  2. Движение шеи, груди, живота не должны стеснять узкие плотные воротники.
  3. Нельзя петь упражнения на голодный желудок или тотчас после еды (лучше через 2 - 2,5 часа)
  4. Каждое упражнение должно начинаться с предварительного выдоха.

     5. Вдох надо делать преимущественно через нос, а выдох через рот.

     6. Дыхательные движения должны подчиняться ритму.

       Выбор специальных дыхательных упражнений определяется характером функциональных отклонений, которые преобладают в данном коллективе детей.

       В работе лучше идти по пути отбора целесообразных движений

искореняя всего лишнего, неестественного. Для первого типа достаточно следить за тем, чтобы дети не дышали шумно, не брали слишком много воздуха и не поднимали плечи. В должен быть умеренным в спокойном положении плеч.

       Навык постепенного равномерного выдоха, вырабатываемый во время гимнастических упражнений, сразу же закрепляется в пении сначала простых вокальных упражнений, построенных на одном - трех звуках, а затем и  более длинных музыкальных фразах, требующих продолжительного выдоха.

       Для этого нужно, выбрать какую-нибудь музыкальную фразу с текстом, строка которого требует систематически смысловой непрерывности.

       Следует иметь в виду, что любой навык формируется в течении длительного времени, а особенно навык певческого дыхания. Поэтому переходить к этой проблеме, к ее решению нужно осторожно, постепенно по принципу от простого к сложному.  Для начала лучше выбрать песни с короткими музыкальными фразами.

       При исполнении более длинных музыкальных фраз внимание учителя должно быть направлено на то, чтобы дети соблюдали цезуры и брали дыхание там где это возможно или необходимо по смыслу музыкальной фразировки. Самым распространенным недостатком хора и певца является манера быть первый звук интонационно неточно, как бы с «подъездом» к нему. Причина этого кроется в отсутствии навыка правильного певческого дыхания. Устранить этот недостаток можно, если с самого начала приучить детей после вдоха делать мгновенную задержку дыханий перед атакой звука.

       Момент затаивания (или задержки) дыхания перед атакой звука с точки зрения физиологии является необходимым условием для перераспределения, подсвязочного давления, что и способствует возникновению звука интонационно точного.

        Если с детьми младшего школьного возраста певческое дыхание регулируется подсознательно в процессе мягкого и спокойного пения, то со среднего и старшего возраста работа над навыком певческого дыхания должна носить сознательный характер и занять значительное место в учебном процессе.

       Задачей второго этапа является привитие навыка спокойного и умеренного выдоха при раздвижении нижних ребер. Методика та же: сначала отдельные дыхательные упражнения-движения во время гимнастических упражнений затем пение отдельных проверок музыкальных фраз с текстом.

      На третьем этапе овладения навыком певческого дыхания вырабатывается умение, сохранять вдыхательную установку на протяжении всей музыкальной фразы.

        Для сохранения устойчивости положения при раздвинутых нижних ребрах дыхание должно получить дополнительную опору брюшных мышц. Плавно втягивание низа живота может способствовать вокальной плавности, особенно при исполнении больших скачков в мелодии на восходящих интервалах также при пении высоких звуков.

       При формировании правильного певческого дыхания большое значение имеет психофизиологическое  состояние поющих.

Выводы: Цикл певческого дыхания состоит из трех основных моментов

1. Вдох короткий, но при возможности спокойный, в характере и темпе исполняемого произведения, умеренный по количеству вдыхаемого воздуха, без поднятия плеч при преимущественном раздвижении нижних ребер.

2. Затаивание или задержка дыхания перед атакой звука.

      3. Выдох более продолжительный, экономный, постепенный при сохранении положения вдоха с помощью межреберной мускулатуры и за счет плавного подтягивания низа живота.

Навык певческого дыхания формируется постепенно с учетом возрастных особенностей детей. С методической точки зрения эту работу можно разделить на три этапа.

        На первом этапе работы с детьми младшего возраста над, навыком певческого дыхания педагог ограничивается тем, что добивается спокойного вдоха непроизвольной регуляции выдоха в процессе пения мягким, легким напевным звуком.

        На втором этапе, с детьми среднего возраста, прибавляется выработка ощущений раздвижения нижних ребер при вдохе. На третьем - выдвигается требование сохранять вдыхательную установку, то есть сохранять нижние ребра в раздвинутом положении во время всей музыкальной фразы.

       Условиями для успешной работы над развитием навыка правильного певческого дыхания являются подбор песенного репертуара с постепенно удлиняющимися музыкальными фразами, умение учителя активизировать психофизиологическое состояние своих учеников методом эмоционального воздействия на них.

Использование на занятиях здоровье образующих технологий

ОСОБЕННОСТИ МУТАЦИОННОГО И ПОСТМУТАЦИОННОГО ПЕРИОДА

       Обучение пению строится с учетом возрастных особенностей детей.

Педагогу необходимо знать специфику возрастных изменений голосового механизма, их отличительные особенности и общие закономерно связанные с физиологическим развитием организма.

       Каковы же возрастные признаки, присущие мутационному и постмутационному периодам?

       Мутационный период (12-17 лет) у девочек и мальчиков протекает сходно, так как голосовой аппарат и девочек и мальчиков в своем развитии проходит одни и те же этапы. Однако характерные признаки этого периода

выражаются по - разному.

         У мальчиков рост идет крайне неравномерно, порою болезненно. Иногда явления мутации принимают острый характер, и тогда занятия пением стоит про водить в щадящем графике, а иногда временно прекращать. Диапазон голоса мальчиков в этот период уменьшается, сила звучания значительно ослабевает, появляется некоторая сипливость, хрипота неустойчивая интонация, иногда полностью пропадает вибрато в голосе

        Певческое вибрато - ритмическая пульсация звука, которая проявляется в голосе в виде плавного, льющегося звучания. Он делает голос живым одухотворенным, полетным и эмоционально выразительным.

        У девочек те же мутационные явления выражаются значительно слабее чем у мальчиков. Но у девочек в это время заметно снижается (боль пропадает) вибрато в голосе, уменьшается звонкость и полетность звука понижается уровень высокой певческой форманты. Однако голос у девочек в период формирования достаточно развит по силе к диапазону, который постепенно расширяется, а не уменьшается, как у мальчиков.

        Постмутационный период наступает примерно в 16-17 лет, когда голос девушек и юношей становятся взрослыми, но в них еще наблюдается остаточные признаки мутации (быстрая утомляемость голосового аппарата периодическое появление хрипоты, беззвучия). Однако диапазон голоса расширяется, увеличивается его сила. Голос приобретает характер взрослого звучания, устанавливается тембровая окрашенность. Особенно это касается девушек. У юношей характер тембра певческого голоса выявляется скорее у басов, чем у теноров.

        Поскольку певческая деятельность представляет собой сплав навыков очень важно знать, как и в какой последовательности, они формируются и чем проявляются специфические особенности развития этих навыков. Зная закономерности тембровых изменений звучания и умение применить в соответствии с этими изменениями необходимый в каждом отдельном случае методический прием помогает творчески подойти, к методике обучения пению, особенно певцов с неустоявшимися голосами.

АНСАМБЛЬ. СТРОЙ

         Воспитание ансамблевых навыков задача весьма трудная. Под ансамблем подразумевается, прежде всего, совместное, согласованное во всех отношениях исполнение произведения. Достичь же такого пения бывает нелегко из-за того, что часто не хватает не столько умения и навыков, сколько внимания и выдержки.

        Для достижения единства в ансамбле все навыки одинаково важны интонационная слаженность; единообразие манеры звукообразие манеры звукообразования ритмическая и, темповая слитность, динамическая одноплановость партии в каждый данный момент, одновременное начало и окончание произведения целиком и отдельных его частей и т.д. и т.п. Следует особо подчеркнуть, что каждый из названных ныне навыков успешно развивается только в  простой практической деятельности на основе разучивания высокохудожественного

репертуара.  

        В работе над ансамблем нет мелочей. Большую роль играет расположение хора, ансамбля. На репетициях рекомендуется pacсаживать детей так же, как они будут стоять на концерте. Каждый должен привыкнуть к определенному месту и хорошо чувствовать локоть, поющего рядом обеспечит наилучшие условия для достижения ансамбля, прежде всего динамическом отношении. Умение контролировать качество своего исполнения поможет научиться петь с одинаковой силой, одновременно усиливать и ослаблять звучность. Навык анализа характера пения следует воспитывать постоянно. Оценка своего пения принесет большую пользу в воспитании сознательного и активного усвоения вокально-хоровых навыков в том числе и ансамблевых.

        Полезно практиковать пение с закрытым ртом, при котором особенно хорошо каждый слышит себя и поющего рядом. Но самую большую помощь при работе над динамикой при едином ансамбле дает разучивание произведения имеющих яркое образное содержание.

       Ритмический ансамбль проявляется в чуткости к пульсации основной метрической доли. В развитии этого навыка главная роль принадлежит двигательным компонентам. Пропевание без дирижера также помогает выработке ритмической и темповой устойчивости.

       В то же время следует указание на особую роль, дирижерского жеста в сознании ритмического и динамического ансамбля, единообразия в звукообразовании и произношении текста. В установлении ансамбля между хором и сопровождением, между хором и солистами основная роль принадлежит дирижеру. Руководитель на ярких примерах должен подвести хористов и вокалистов к пониманию различной роли сопровождения дублирования хоровой, вокальной партии до его самостоятельного значения. Это заставит внимательно слушать аккомпанемент, сознательно работать над ансамблем.

       В работе над ансамблем следует стремиться к созданию единой манеры звукообразования. На ансамбль оказывает влияние, строение мелодической линии каждой партии, метроритмическое и ладотональное развитие письма, тесситура, нюансы и темп. Руководитель должен определить характер трудности и найти пути ее преодоления. В этом ему поможет глубокое изучение партитуры.  

       Особое значение имеет работа над строем. Достижение стройного стиля во многом зависит от умения использовать накопленные вокальные навыки музыкальные знания, сознательное интонирование, а также степень развитости слуха. Ансамблевый (хоровой) строй принято рассматривать с двух сторон: мелодический (горизонтальный) и гармонический (вертикальный). И это очень верно, так как интонирование в хоре (ансамблевый) имеет зонную природу. ( Зона - область частотных колебаний, в пределах которой данный звук, несколько изменяя, высоту, не теряет своего качества оставаясь, той же ступенью определенного звукоряда или музыкальной системы), что придает некоторым ступеням лада различное звучание.

зависящее не только от места нахождения ступени, но и часто от гармонической функции, к которой он принадлежит.

       Например, по акустическим данным 1, 2, 4 и 5 ступени мажорного и  минорного лада являются относительно интонационно стабильными. Но со 2-ой ступени зазвучать на фоне доминантовой гармонии в мажоре может интонироваться выше, а в миноре на той же гармонии - ниже. Вот этим обстоятельством и объясняется самостоятельное звучание мелодического и гармонического строя в хоре (ансамбле).  

       Теми же акустическими данными установлено, что 3, 6, 7; ступени являются наиболее стабильными в интонационном отношении. Так как ступень часто интонируется высоко и в мажоре и в миноре, 6-я ступень имеет тенденцию к повышению в мажоре, а в миноре - к понижению. 3-я ступень как правило, поется, в мажоре высоко, а в миноре достаточно устойчиво и редко с понижением. К этим данным нужно добавить, что на высоту той или иной ступени, помимо гармонии, оказывает влияние и мелодическое развитие. Обычно при движении мелодии вверх, отмечается повышение отдельных тонов. Особенно-заметна эта тенденция в кульминационных моментах или тогда, когда звуки подчеркнуты ритмически и метрически.

        Необходимо при воспитании слуха певцов делать упор на осознание звука во всех его проявлениях (мелодических, интервальных, аккордных). Специальная тренировка мелодического и гармонического слуха создает нужные предпосылки для достижения стройного пения.

       Особенно важно научить верно, интонировать тоны и полутона. «Умение петь чисто интервалы в один тон вверх и вниз, петь диатонический и хроматический полутоны в любом направлении (вверх, вниз) является основным фундаментом, на котором можно построить правильное безукоризненное, чистое интонирование всех прочих интервалов»,  советский хоровой дирижер К. Петров. Второе место по трудности интонирование терции, секунды (большая и малая) и терции (большая и малая) наитруднейшие интервалы.

        Есть интервалы труднее больших и малых, секунд, больших и малых терций, это: увеличенная квинта, уменьшенная терция, неподготовленная увеличенная кварта. Но часто ли встречаются увеличенные и уменьшенные интервалы? Редко. И стройный хор, ансамбль, поющий чисто секунду и терции, без труда одолеет гармонические сложности этих интервалов.

        Хоровой (ансамблевый) строй дает исключительно широкие возможности для выразительного интонирования. Но чтобы добиться выразительности, требуется кропотливая работа над всеми сторонами хоровой звучности.

        Большое значение имеет создание творческой, комфортной атмосферы во время занятий. Создание ситуации успеха, когда педагог делает оценку ученику, а его действиям, сравнивает его достижения с его же собственными предыдущими результатами. Уверенность, удовлетворенность, успешность в овладении программой, окрыляют детей и дают благодатную почву для работы по теме «Импровизация».

 1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

  • Календарно-тематический план
  • Планы - конспекты занятий
  • Тематические папки наработок
  • Индивидуальные папки достижений воспитанников

2. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  • Наглядные пособия
  • Слайды с фотографиями выдающихся исполнителей
  • Нотный материал
  • Материал о композиторах
  • Репродукции картин различных жанров живописи: бытовой, батальный, пейзажный, портретный

З. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

        Наличие материально-технической базы, необходимой для занятий объединения, информационного обеспечения программы, также являются необходимыми условиями для реализации программы.

  •    Музыкальный инструмент - пианино
  •    Магнитофон "'.
  •    Кассеты и минидиски с записями· фонограмм

ЛИТЕРАТУРА

Для педагогов:

1. Методика музыкального воспитания школьников. – М: Просвещение, 1965

2. С. М. Хентова. Музыканты о своем искусстве. -М: Советская, Россия, 1967

З. Музыка и жизнь. - М: Советский композитор, 1975

4. Г.А Струве. Школьный хор. - М: Просвещение, 1981

5. Программа Д. Кабалевского.

6. В. Попов, Л. Тихеева. Школа хорового пения. -_М: Музыка.

7. Методика преподавания вокала в музыкальном училище.

    Академический вокал. - М: Музыка, 1961:" . I

8. Лекции по преподавании вокала в музыкальном училище.

9. А.Ветлугина. Теория и методика музыкального развития дошкольников в детском саду. -М: Просвещение, 1985

10. В.А. Маркова, Л.М. Данилина,З. Г. Прасолова «Воспитание любви у дошкольников к малой Родине» Краснодар, Традиции 2007г.

11. Папка «История создания Кубанского казачьего хора»

Для детей:

1. В.Козлов. Музыкальные сказки. - Краснодар, 1994 г

2. Пионерский музыкальный клуб. -М: Просвещение, 1987

3. Журналы «Молодежная эстрада»

4. С.Афанасьев, С. Каморин. Триста творческих конкурсов. -Кострома: Вариант, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа детского объединения "Кулинария издоровье"

   Цель программы: дать школьникам знания о рациональном питании, сформировать умения по приготовлению здоровой пищи, развить способность критически относиться к разного рода модным ...

Дополнительная образовательная программа детского объединения "Компьютерная грамотность"

В настоящее время – время информационного века - нельзя без знания компьютерной грамотности.Основное назначение курса "Компьютерная грамотность" состоит в выполнении социального заказа современного об...

Образовательная программа детского объединения " Я в мире людей"

Программа ориентирована на воспитание людей порядочных, уважающих мнение других людей, ценящих человеческое достоинство в себе и других, способных самостоятельно и творчески решать поставленные задачи...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОЙ СТУДИИ ЭСТРАДНОЙ ПЕСНИ «С ПЕСНЕЙ - В СТРАНУ ВООБРАЗИЛИЮ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ДЕТСКОЙ СТУДИИ ЭСТРАДНОЙ ПЕСНИ«С ПЕСНЕЙ - В СТРАНУ ВООБРАЗИЛИЮ»Соответствует 1-2 ступеням образовательной программыМОУ ДОД "Дворец детского (юношеского) творчеств...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Детского объединения «Бисероплетение» «Сказочный бисер»

Муниципальное  образовательное учреждениеДополнительного образования детей«Центр детского творчества»   Принята на педагогическом совете МОУДОД«Центр детского творчества»Прот...

Образовательная программа детского объединения

Образовательная программа детского объединения «Тряпичный гном» ...

Методическая разработка раздела дополнительной образовательной программы детского музыкального театра «Вдохновение» «Формирование детского голоса. Речевые игры и упражнения» 1-й год обучения

Вокальное пение - самый доступный вид музыкального искусства. Музыкальная деятельность детей всегда эмоциональна и активизирует умственное развитие ребёнка. Занятия по вокалу имеют познавательное зна...