Профессиональный стандарт педагога
презентация к уроку на тему

Сомова светлана Николаевна
презентация для учителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnyy_standart_pedagoga_na_pedsovet.rar144.52 КБ

Подписи к слайдам:

Область применения профессионального стандарта
при приеме на работу
в образовательную организацию, заключении трудовых
договоров, разработке
должностных инструкций, установлении систем оплаты труда
при проведении аттестации кадров образовательных организаций региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования
при проведении аттестации кадров самими образовательными организациями в случае предоставления им соответствующих полномочий
Содержание профессионального
стандарта педагога

Часть первая: обучение
Педагог должен
:
Иметь
высшее
образование.
Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
Уметь
планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).
Владеть
формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п
.
Часть третья: развитие
1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.
2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
Уровни квалификации - 5
Показатели уровней квалификации

Основные
пути

достижения
уровня
квалификации
Полномочия
и ответственность
Характер
умений
Характер
знаний
Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений
Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения
Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения
Решение различных типов практических задач с элементами проектирования
Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации
Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера
Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач
Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих
Дополнительные профессиональные программы
Практический опыт
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

многофункциональный нормативный документ, систематизирующий
трудовые функции, выполняемые работниками, и требования
к необходимым для этого компетенциям
(для конкретной области профессиональной деятельности)
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ
МАКЕТ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
(Утверждены Распоряжением Президента
РСПП № РП-46 от 28 июня 2007 г.)
www.rspp.ru
;
www.nark
-
rspp.ru


13. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.
14. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
15. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся
.
Внутренние
аудиторы образовательного учреждения должны назначаться из числа наиболее уважаемых и авторитетных
педагогов
данного учреждения и быть обучены принципам, процедурам и методам проведения
аудитов.
Объем и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного
педагога
устанавливаются самой образовательной организацией, исходя из ее политики в области повышения качества образовательных услуг.
Результаты
внутренних аудитов должны учитываться при проведении государственной аттестации
педагога
и присвоении ему соответствующей категории.
Характеристика стандарта
Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются
основные
требования к его квалификации.
Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, внутренним стандартом образовательного учреждения, в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ.
3.1. Обобщенная трудовая функция: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
3.1.1. Трудовая функция: Общепедагогическая функция. Обучение
3.1.2. Трудовая функция: Воспитательная деятельность
3.1.3. Трудовая функция: Развивающая деятельность
III
. Характеристика обобщенных трудовых функций
Описание трудовой функции:
трудовые действия
необходимые умения
необходимые знания
другие характеристики
9. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
10. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
11. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
КВАЛИФИКАЦИЯ – РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ И
/
ИЛИ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Уровень

образования
Квалификационный

уровень
НШ
ОШ
СШ
НПО
М
СПО
Б
ПВ
Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к педагогу, может быть проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме. Сбор данных для оценивания может быть осуществлен посредством результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.
Профессиональный стандарт педагога
5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.
6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии с уставом и правилами поведения в образовательной организации.
7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.
8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.
11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в ОУ.
Показатели стадий и параметры кризисов возрастного и личностного развития.
Развитие коммуникативной компетентности обучающихся.
Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся.
Формирование и становление учебной мотивации и системы универсальных учебных действий.
Особенности освоения и смены видов ведущей деятельности.
Формирование детско-взрослых сообществ.
Становление картины мира.
Необходимость наполнения
профессионального стандарта учителя
новыми компетенциями:
Работа с одаренными учащимися.
Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
III
. Характеристика обобщенных трудовых функций
Возможные наименования должностей:
Учитель, Воспитатель
Требования к образованию и обучению
Требования к опыту практической работы
Особые условия допуска к работе
III
. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.2. Обобщенная трудовая функция: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ
3.2.1. Трудовая функция: Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования
3.2.2. Трудовая функция: Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования
3.2.3. Трудовая функция: Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования
3.2.4. Трудовая функция: Модуль «Предметное обучение. Математика»
3.2.5. Трудовая функция: Модуль «Предметное обучение. Русский язык»
Описание трудовой функции:
трудовые действия
необходимые умения
необходимые знания
другие характеристики
Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности педагога выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре.
Зачем нужен профессиональный
стандарт педагога
Стандарт –
инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
Стандарт –
инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
Стандарт –
объективный измеритель квалификации педагога.
Стандарт –
средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
Стандарт –
основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Часть вторая: воспитательная работа
Педагог должен
:
1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
18. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.
19. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью
Психолого-педагогические требования
к квалификации учителя

необходимо усвоить ряд фундаментальных понятий из психологии личности, возрастной и педагогической психологии, определяющих результаты образовательного процесса, степень развития метапредметных компетенций, уровень и показатели социализации личности, ее развития, в том числе следующие:
Гражданская и социальная идентичность.
Уважение прав и свобод личности.
Система ценностей личности.
Образцы и нормы просоциального поведения, в том числе в виртуальной и поликультурной среде.
Спасибо за внимание!!!
А
В
Педагогическая деятельность по реализации:
1) программ дошкольного образования
2) программ начального общего образования
3) программ основного и среднего общего образования
4) Предметное обучение. Математика
5) Предметное обучение. Русский язык
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования:
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ
Общепедагогическая функция. Обучение
Воспитательная деятельность
Развивающая деятельность

II. ОПИСАНИЕ ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ,
ВХОДЯЩИХ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ(ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
КАРТА
ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

)
4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.
Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня.
По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был – стал.) Или, в особо сложных случаях (например, ребенок с синдром Дауна), о сохранении его психоэмоционального статуса.
Профессиональный стандарт педагога
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 года №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
Подготовка к введению Профессионального стандарта с 1 января 2015 года включает следующие направления работы на всех уровнях региональной системы образования:
Организационно-правовое и информационно-методическое обеспечение
Формирование кадровой политики и управление персоналом
Организация обучения педагогических работников
Аттестация педагогических работников
Заключение трудовых договоров, разработка должностных инструкций
Установление систем оплаты труда
Общие сведения
Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной
деятельности
)
Характеристика обобщенных трудовых функций
Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта
I
I
II
III
IV

Структура
и содержание профессионального стандарта
5. Использовать
специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.
6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
7. Владеть
ИКТ-компетенциями.
16. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.
17. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
Уровни квалификации - 6
Показатели уровней квалификации

Основные
пути

достижения
уровня
квалификации
Полномочия
и ответственность
Характер
умений
Характер
знаний
Самостоятельная деятельность, предполагающая
определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели
Обеспечение взаимодействия сотрудников
и смежных подразделений
Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения
или организации
Разработка,
внедрение, контроль, оценка и корректировка
направлений профессиональной деятельности, технологических
или методических решений
Применение профессиональных знаний технологического или методического характера,
в том числе, инновационных
Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации
Образовательные программы высшего образования - программы
бакалавриата
Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена
Дополнительные профессиональные программы
Практический опыт
Методы оценки выполнения
требований профессионального
стандарта педагога
Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.
Заключительные положения
Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность.
Региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Имидж педагога как составляющее профессионального стандарта педагога"

Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования.    При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с...

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»

В настоящей статье рассматривается вопрос о профессиональных компетенциях учителя русского языка в условиях введения «Профессионального стандарта педагога» с января 2017 года. Самой важной компетенцие...

Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»

Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...

Лист самооценки профессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»

Лист самооценкипрофессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»...

"Повышение качества обученности и воспитанности обучающихся через повышение профессионального уровня педагога в соответствии с профессиональным стандартом педагога и внедрением ФГОС

Выступление на педагогическом совете ГБОУ Школа № 1056 на тему "Повышение качества обученности и воспитанности обучающихся через повышение профессионального уровня педагога в соответствиис профес...

Профессиональный стандарт педагога и требования к профессиональной деятельности педагога

Выстувление на педсовете о тредованиях к профессиональной дечтельности педагога....