Сочинение-эссе "Моя педагогическая философия"
статья на тему

Представление педагогического опыта в рамках муниципального конкурса "Учитель года".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie_-_esse.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Сочинение – эссе

                  «Моя педагогическая философия»

     

                                                     

                                                    I глава

 

                                 Суха теория, мой друг,        

                               А древо жизни вечно зеленеет…

                                                               Из «Фауста» Гёте

 

                                  «  Всё во мне. И я во всем…»

                                                            Ф.И.Тютчев

                                 Всё начинается с урока.

      Две строчки, а сколько мудрости…, жизни, оптимизма. Как был прав Гёте!  И как по-новому открылся мне смысл этих слов. Пять лет назад на курсах повышения квалификации (в г.Сыктывкаре) Великий Гёте заставил меня очередной раз измениться, посмотреть иначе на себя, на свою профессию, на жизнь, на окружающих меня людей. Заставил перечитать лирику Ф.Тютчева … «Всё во мне. И я во всем». Удивительной силы строчки! Всё в нас: и хорошее, и плохое…И свет, и тьма… И выбор мы делаем сами.

       И как трудно порой бывает в нашей учительской профессии выстоять, выдюжить, не сгореть, не угаснуть раньше времени… Я благодарна поэтам, писателям, моим дорогим учителям, которые не дают «заснуть», тревожат…

      «Даруй свет, и тьма исчезнет сама собой», - пишу я на доске эти строчки Э.Роттердамского своим ученикам, когда темнота опускается на наш город. И чувствую, как моя душа наполняется теплом и светом, а тьма исчезает. Поэтому этим декабрьским днем я стою на этой сцене. Моим  дорогим, незабвенным, замечательным учителям шлю я это послание – через года: «Спасибо, что принимали, понимали, прощали, отдавали себя без остатка чужим детям». Помню их всех, как сейчас, вечно озабоченных, усталых, с кипами тетрадей, вечно куда-то спешащих… Иногда излишне суетливых, крикливых, требовательных, строгих.

       Я не из отличниц, но очень старательных учениц. Любимый предмет – литература. Никогда не забуду, как Нина Ивановна с чувством читает нам стихотворение К.Симонова «Сын артиллериста», в классе тишина. Несколько строк пронзают душу на всю жизнь:

             Учись, брат, барьеры брать… сыну артиллериста пора к коню привыкать…

                    *                  *                   *                    *                     *

            «Ничто нас в жизни не сможет

             Выкинуть из седла», - такая уж поговорка у майора была»

        И нет у меня коня, и родители не военные (да и о войне я мало знала тогда), и живу я по неделям в лоемском интернате за 20 км от дома, но я точно знаю, что я буду «барьеры брать». Задают домашнее задание: выучить отрывок наизусть. Бегу в интернат, думать ни о чем не могу, учу стихотворение, всё – сразу. На следующий урок выхожу к доске,  рассказываю наизусть, спешу, чтоб не остановили… Нина Ивановна выслушала, не остановила, на глазах – слезы, обняла…И с тех  стала родной навсегда. А я поняла, что поэзия – это особая страна, и я обязательно в неё вернусь.

            На экзамене по литературе в 10 классе читаю стихотворение С.Есенина «Заметался пожар голубой…» Немножко журят, зачем «хулиганское», но ставят «5». Выбор сделан: я в педагогическом институте – на филологическом факультете.

        Поэзия до сих пор – моя стихия, неиссякаемый источник вдохновения! А всё начиналось там, в маленькой деревянной школе ( в с.Лойме) с низкими потолками и с учительницей, у которой глаза полны слез от счастья за своих учеников. Умела удивлять и удивляться! И, вообще, в жизни мне везло на хороших людей, которые «разделяли мои поэтические пристрастия».

         Как точно, просто сказал об этом А.Т.Твардовский:

                          Сколько лет на земле ни живи,

                           А дороже награды не будет:

                           Чем горячие угли в золе,

                           Да на свете хорошее люди.

Наверное, «Круг чтения», организованный когда-то нашим замечательным библиотекарем Анной Кирьяновной, в четвертой школе и был для меня первой творческой мастерской, поэтической школой. А потом уже в классе к ребятам с И.Буниным, А.Ахматовой, М.Цветаевой. В институтской программе, к сожалению, этого не преподавали.

          Поэтические вечера, встречи с печорскими поэтами, конкурсы чтецов стали неотъемлемой частью моей работы, моими проектами, как модно их сейчас называют. Считаю, что особенно в наше «смутное время» без лирики нельзя, иначе душа усохнет, не сможет, по-цветаевски,  «стихом восстать иль розаном расцвесть».

- Спустись на землю, - скажут скептики, - кому нужна твоя поэзия? …

- Уже и книги жгут, выбрасывают, никто ничего не читает, - возразят  пессимисты.

           Спущусь на землю и скажу по – есенински:- «Как прекрасна земля, а на ней человек».  А фотовыставку свою, которую я посвящаю всем Учителям Земли,  озвучу стихами И.А.Бунина

    О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

     А счастье всюду. Может быть, оно

     Вот этот сад осенний за сараем

     И чистый воздух, льющийся в окно.

     В бездонном небе легким белым краем

     Встаёт, сияет облако. Давно

     Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,

     А счастье только знающим дано.

     Окно открыто. Пискнула и села

     На подоконник птичка. И от книг

     Усталый взгляд я отвожу на миг.

     День вечереет, небо опустело.

     Гул молотилки слышен на гумне…

     Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

           Радуюсь, когда заражаю поэзией кого-то из своих учеников…, когда несут они свои творения мне на стол, когда читаем и правим, когда посылаем на конкурс, когда печатаем в школьной газете или читаем на конкурсе чтецов своё собственное сочинение в стихах. Вот из этого и складывается формула учительской удачи. Творчество рождается в содружестве. « Единица – ноль..» - помните у В.Маяковского… Содружество  детей, сотрудничество учителей - это формула успеха каждого учителя.

              Бывает так, что «выгорел», поистратился, заскучал..И вдруг кто-то протягивает тебе руку и говорит: «А давай попробуем вместе провести урок, мероприятие…И начинается всё сначала… Так рождались в моей жизни бинарные уроки, творческие мастерские, поэтические вечера, поэтические встречи. Я благодарна своим коллегам, учителям литературы, которые помогают мне проводить декады по предмету; учителю музыки Шерягиной И.И., которая уже восьмой год входит со мной на открытые мероприятия в школе. Третий год работаем в содружестве с Ириной Александровной Сатула, заведующей школьной библиотекой. Благодаря совместному проекту с Ириной Александровной в школе в прошлом году стала выходить школьная газета. КТД так раньше называлась эта работа в содружестве. Теперь модно – проектно-исследовательские технологии. Пусть будет так. Лишь бы работа была.

               Конечно же, Козьма Прутков был прав: «Нельзя объять необъятнее», но всё-таки нам, учителям нужно максимально к этому приблизиться. Нельзя сегодня, надев тапочки и халат Обломова, спрятаться от жизни: она всё равно нас настигнет. А вот как в нашей профессии не «потерять линию горизонта и «наметить маяки далекие и близкие», когда-то подсказала мне книга «Сопряжение» (Изд. «Просвещение», 1989 г.), автором которой была учитель русского языка и литературы Н.В.Мирецкая. Там была  такая простая схема деятельности учителя, что я сразу всё поняла:

                         I cтупень – урок

                         II факультатив, кружок

                         III экскурсии, походы, вечера,  

                                                         встречи

                         IV самостоятельное

                                                      творчество

Я  дорисовала лучи к этой схеме и подписала слова: «Даруй свет, и тьма исчезнет сама собой». Не есть ли это формула учительской удачи? Наполняйтесь  светом и не жалейте его отдавать живущим рядом – в одной семье, школе, городе, Вселенной.

                                               II глава.

                                 Вместе весело шагать

                                                                         по просторам…

                                          и конечно, припевать лучше

                                                                           хором…

                                       Из опыта работы.

         «Метод проектов» как технология четвертого поколения.

     В настоящее время школа переживает очень сложный период. Задачи, изложенные в Концепции модернизации образования, не могут быть решены при организации процесса обучения, направленного только на формирования знаний, умений и навыков. Сформировать ученика,  отличающегося  самостоятельностью, ответственностью, критичностью, рефлективностью, можно только с помощью личностно-ориентированной системы обучения. Проектно-исследовательские технологии являются частью такой системы обучения. Этот метод обучения способствует пробуждению «я» ученика,  развитию творческих способностей, формирует личность.

        Представим эту образовательную технологию сначала в виде некоторой схемы процесса, заимствованной у И.Д.Чечель и представляющей американский вариант «метода проектов».

            Цифрами в овалах обозначены этапы работы над проектом:

  1. Постановка цели: выявление проблемы, противоречия; формулировка задач.
  2. Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов.
  3. Самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи учителя.
  4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.
  5. Исследование: решение отдельных задач, компоновка и так далее.
  6. Обобщение результатов и выводы.
  7. Анализ успехов и ошибок.

Последней стрелкой скрыт этап коррекции или перехода к новому проекту.

        Андреас Папандреу (институт Образования, Кипр) считает, что проектное обучение является непрямым и здесь ценны не только результаты, но и в ещё большей мере сам процесс. Проект может быть индивидуальным, но обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий группы  учащихся. В полной форме работа над проектом в европейском варианте проходит шесть стадий:

        В  целом при работе над проектом учитель

  • помогает  ученикам в поиске нужных источников;
  • сам является источником информации;
  • координирует весь процесс;
  • поощряет учеников;
  • поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учеников, потому что оно

  • личностно-ориентированно;
  • использует множество дидактических подходов;
  • позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.

           Проектное обучение – полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять её и старые формы обучения.

       

                                                 

                                              III  глава

                                    О, есть неповторимые слова...

                                                                           А.Ахматова

                                        Рождение проекта

                              «Энциклопедия одного слова»

Предмет   - русский язык (конкурсная работа в рамках декады)

Класс   -  с 5 по 11

Цели проекта:

  1. Развитие творческих способностей  учащихся;  познавательного интереса к предмету «Русский язык», учить бережному обращению со словом.
  2. Обучение умению работать в группе и самостоятельно искать нужный материал; критически относиться к своему «творению», уважать «чужой труд».
  3. Воспитывать трудолюбие, ответственность не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива; воспитывать умение слушать и слышать, уважать другое мнение.

Планируемый результат: ученики создают творческие работы на тему «Энциклопедия одного слова», разработанные по определенному плану; каждая группа представляет свой проект через неделю и защищает в классе (или на общешкольной конференции).

Этапы работы.

I.  Творческие мастерские «Простые слова»

  1. Выбор слова и защита своего выбора.
  2. Распределение по группам. Распределение заданий. Определение плана работы группы: что? кто? когда?
  3. Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение и уточнение задания каждого в группе.
  4. Самостоятельная работа групп над проектом «Энциклопедия одного слова».
  5. Подготовка презентации по отчету о проделанной работе. Промежурочные результаты. Консультации учителя.
  6. Защита проекта. Оппонирование полученных результатов.
  7. Внутренняя оценка каждого участника группы. Внешняя оценка работы групп (Параметры внешней оценки см. в приложении).
  8. Распечатывание цельной работы с указанием имен и фамилий авторов, работавших над проектом.
  9. Каждый ученик получает такой проект на память. Один остается в школе как дидактический материал для учителя.

 

Итог работы.

      Материалы проекта учитель может использовать к уроку, в школьной газете, (как это сделали мы в своей школе) и получилось содружество, сотрудничество, то, что мы называем «школьным счастьем». И тогда уже совсем по-другому понимают наши дети строчки из стихотворений А.А.Ахматовой:

                Ржавеет золото, и

                                          истлевает сталь,    

                Крошится мрамор.

                           К смерти всё готово.

                Всего прочнее на земле – печаль,

                И долговечней –

                               царственное слово.

        Простые слова превращались в стихотворения, притчи, пословицы, сказки, песни, в научные статьи, загадки, рисунки, картины, в собственное творчество (См. специальный выпуск газеты МОУ «СОШ №4» «В мире русского языка»

стр.2-4). Чувство радости от узнавания и понимания нового охватило большинство учащихся. В конкурсе приняли участие 53 уч-ся нашей школы 5-11 классов, 49 из них были награждены грамотами за творчество, сообразительность, находчивость.

          В феврале я выступила на городском методическом семинаре учителей русского языка и литературы, поделившись опытом работы над проектом «Энциклопедия одного слова». Материалы разобрали все, и я точно знаю, что в школах по нашему методу были созданы свои проекты «Энциклопедия одного слова». (В приложении есть работа учащихся из 11 «а» класса «Терпение»).

           Вот так  работает наша схема «Маяки далекие и близкие». Проектно-исследовательские технологии могут иногда «объять необъятное» и возразить Козьме Пруткову. Владение проектными технологиями позволяет легко выбрать различные типы уроков: интегрированный урок,  бинарный, урок-презентация, урок-конференция, речеведческие мастерские, быстро  и качественно подготовить и провести внеклассное мероприятие (поэтические вечера, конкурс чтецов, литературную встречу), подготовить выпуск школьной газеты.

            С использованием данной технологии ежегодно провожу бинарный урок (литература и музыка). Такой урок делаем открытый, разработка бинарного урока, проведенного в 8 «а» классе 2007 г., «Знакомство с творчеством поэта-песенника Александра Шаганова» прилагается.

                                                  IV глава

                                     Друзья мои, прекрасен наш союз!

                                                                                        А.С. Пушкин

             А как работают проектные технологии во внеклассной работе, можно увидеть в школьной газете (Выпуск №1, октябрь 2007 г.) «Друзья мои, прекрасен наш союз» С этим проектом мы участвовали в I республиканском конкурсе детской и молодежной прессы в номинации «Печатное издание» и были награждены  дипломом КРП ОДОО «Лига юных журналистов».

            Описание этапов работы над проектом «И с каждой осенью я расцветаю вновь» (19.10.2007 г.)

Предмет – литература и русский язык.

Класс  - с 5-го по 11 класс (желающие).

Цели проекта:

  1. Обучение выразительному чтению стихотворений А.С.Пушкина; грамотной монологической речи; умению передавать чувства и мыли поэта.
  2. Развивать творческие способности учащихся; актерское мастерство, умение держаться на сцене перед публикой.
  3. Воспитать желание постигнуть внутренний мир поэта; его чувства и переживания; красоту художественных образов.

Планируемый результат: подготовить учащихся к выступлению на сцене; участию в концертах в течение учебного года;  преодолевать «скованность» в общении с людьми.

Этапы работы.

Инициативная группа готовит

  1. Объявление о конкурсе (учителя, библиотекарь, классные руководители).
  2. Выбор стихотворения и защита своего выбора (Обсуждение со своим учителем).
  3. Разработка критериев конкурса, ознакомление с ними учащихся и жюри (организаторы конкурса).
  4. Чтение конкурсных стихотворений в классе. Отбор претендентов для участия в конкурсе (Индивидуально каждый учитель).
  5. Самостоятельная работа учащихся над стихотворением или произведением. Объединение в группы (Сюжетные выступления:  отрывки из романа «Евгений Онегин», отрывки из  «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» и т.д.)
  6. Репетиции в актовом зале после уроков, на переменах ( с учителем, классным руководителем, библиотекарем).
  7. Выступление учащихся. Подведение итогов жюри. Награждения.
  8. Рефлексия на уроке русского языка в 8 классе по теме «Репортаж», пишем репортажи о мероприятии. В 11 классе проводим анкетирование. В 5-7 классах задаем домашние сочинения на тему: «Пушкин и мы». Объявляем, что лучшие работы будут напечатаны в нашей школьной газете. Просим учителей откликнуться на нашу просьбу.

Итог работы поразительный: участие в конкурсе для всех было событием; переживали за себя, друг за друга, делали интересные открытия. И самое главное, что им нравятся стихотворения А.С.Пушкина, им было интересно выступать на сцене, школа жила одним настроением, проект всех объединил: и учителей и детей.

Проигравших в этом проекте не было. «Чудное мгновенье» для многих запомнится на всю жизнь.  Конечный результат проекта прилагается в форме газеты «Друзья мои, прекрасен наш союз!» (Просим прощение за качество фотографий в газете).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...