Статьи
статья на тему

Волкова Наталья Владимировна

В этом разделе представлены статьи, опубликованные в различных методических  сборниках

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                            Волкова Л.И., КОУ «Большеуковская                                         специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

                            Волкова Н.В. , БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа №77»

                                                       

Духовно-нравственное воспитание в истории педагогической мысли

                                                         

                                                           «Не давай, народ грядущий,

                                                             Ты детей на воспитание

                                                             Людям глупым и безрассудным…»

                                                                  (из древнего карельского эпоса)

 Проблема воспитания изначально волновала человеческое общество. Поколение за поколением в соответствии с традициями и моралью  изменялись взгляды  древнейших философов и педагогов. Но ещё более актуально стоит эта проблема  сейчас.

     Наше непростое время всё больше напоминает нам о том, как далеко ушли мы от нравственных традиций наших предков, а ведь именно в них закладывались законы нравственности, воспитательные категории. Педагогическая мысль в истории наших предков наталкивает нас на необходимость восстановления духовности для воспитания нравственной личности гражданина.  

     Чем дальше уходит наше общество  в направлении научно-технического прогресса, тем очевиднее становится неоправданный перенос закономерностей и принципов развития систем воспитания в педагогической действительности. Новые понятия вытесняют традиционное содержание школы: не только давать знания, но и воспитывать нравственно здоровую личность.  Мы сегодня всё меньше говорим  о воспитании человека, а всё больше об образовательном рынке, а это уводит от взращивания духовных ценностей, традиционных  для российской педагогики в частности и российской культуры в целом. Школа должна развивать в  ребёнке природное душевное богатство, росток божьей благодати. Подтверждение этой мысли мы находим в работе А.И.Ильина «Творческая идея нашего будущего», где он говорит: «В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания, - ни в народной школе, ни в гимназиях, ни в профессиональных училищах, ни в университетах»[1, с.106]. В.С.Кукушкин рассматривает несколько концепций воспитания, и  все они развёртываются вокруг трёх философских категорий: доброта, истина, красота. Сопоставляя различные концепции, автор заметил, что на вопросы «В чём смысл жизни?», «В чём спасение человека?» большинство из них отвечают: «В культуре и в Боге». Автор даёт весьма ёмкое понятие воспитания: «Воспитание - это формирование личности как творца своей жизни и судьбы. Оно готовит человека  к субъектной деятельности, вырабатывает её психологические предпосылки…. Воспитание от начала до конца, во всех проявлениях служит формированию нравственности. Решение этой задачи - глубинный смысл воспитания, ибо, не воспитав нравственность,  невозможно обеспечить личностные основы человеческой жизнедеятельности»  [ 2,с. 27].

       Мы, педагоги, не должны забывать, что дети воспитываются  не для школы, а для действительной жизни. «Влияние школы зависит от того, какое семя оно сеет в плодотворную почву и надлежащим ли образом оно приготовляет эту почву…. Дети существа разумно-свободные; они одарены душою, наделены благороднейшими чувствованиями; поэтому долг наставника пещись о развитии в них всего того, что есть возвышенного, великодушного, истинно-нравственного…». [3, с.41]. Мы полагаем, что придерживаясь этой мысли, Иван Ильин призывает нас воспитывать в детях любовь к родному языку, русской песни, молитве, сказкам, поэзии; черпать образы героизма из «Жития святых», из истории - духовному преемству; необходимость труда и получение от него радости и удовлетворения.

      Удивительно глубоко и просто раскрывает суть воспитания Георгий Саввич Сковорода. По его мнению, оно начинается с воспитания родительского, основанного на двух «заповедях»: «хорошо родить « и «хорошо воспитать». Первая предполагает любовь между родителями, их здоровье и благочестие; вторая - заботу о здоровье ребёнка как физического, так и морального. Философ обращает внимание на вопросы питания, гигиены. Проецируя эту мысль на нынешнюю ситуацию, мы можем говорить о современных здоровьесберегающих технологиях, которые способствуют воспитанию в детях нравственного компонента здоровья, тоесть отношения детей к своему образу жизни. Георгий Савич утверждал,  «что хорошо воспитанное сердце никогда не станет безобразно и бесновато гоняться за мирской суетой, а во всех житейских злоключениях сумеет утешить себя словами Псалмопевца: «Возвратится, душа моя, в покой твой, и стези своя посреди  себе успокоят». [4 с.25]. Главный смысл жизни Сковорода видел в самосовершенствовании, в слиянии с Богом.  

        Проследив за движением педагогической мысли, можно сделать вывод, что первоначально надо воспитывать в ребёнке чувства, а затем  учить различным  наукам, тоесть по мере взросления ребёнка  надо  учить его  «разнообразной премудрости Божией» [5 с.25]. Это нас подводит к выводу, что нравственные критерии всегда и особенно в деле воспитания должны стоять выше других интересов.

      Опираясь на философские идеи о человеке как единстве телесного и духовного начала, творце исторического процесса, сформулировала идею воспитания в своей концепции  Е.В.Бондаревская. Она считает одной из важнейших задач воспитания как человекообразующего процесса возвращение его в контекст культуры, тоесть интеграция воспитания в культуру. Это означает его ориентацию на общечеловеческие ценности, национальную и мировую духовную культуру, гуманитаризацию содержания воспитания и обучения. На наш взгляд, одним из наиболее значимых  базовых компонентов такого  содержания есть «накопление детьми опыта проживания эмоционально-насыщенных  ситуаций гуманного поведения: организация ими актов милосердия, проявления заботы о близких и дальних, терпимость, уважение к правам и достоинству других людей» [6 с.42].

В.А. Сухомлинский заметил, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях…» [7, с.109].

      И.П.Подласный в книге «Педагогика 100 вопросов и ответов» говорит о возрождении общечеловеческих ценностей. «Главная такая ценность - жизнь. Право человека на жизнь свято и нерушимо. С молоком матери дети должны впитать истину, что покушение  на жизнь и здоровье других людей  и на свою жизнь недопустимо. Сегодня большую тревогу вызывает увеличение числа самоубийств среди школьников. Некоторые из них идут на это,  потеряв смысл жизни, утратив идеалы, оказавшись в изоляции. Христианская мораль на протяжении веков учила: когда трудно, неуютно, одиноко, надо идти к людям, искать у них помощи и защиты» [8, с.338].

      Воспитание может базироваться на разных ценностях, но мы  считаем приоритетными трансцендентные, тоесть приближать ребёнка к  Истине, Богу, к православию.

      Вспоминается  мудрая мысль, прозвучавшая  на IX  Межконфессиональной конференции (1995): «Вера, опора на родное православие помогает нам вернуться на свой исторический путь. Сбился с дороги - вернись, найди её, ступи вновь на твердь, чтобы продолжить свой русский путь. Шаг за шагом, не назад, а вперёд, следовать только своему пути, в основе которого лежит наша православная вера - наш нравственный идеал».  Многое сейчас представляется смутным, размыты рамки традиционного воспитания, и мы должны прислушаться к словам историка В.О.Ключевского: «Когда исчезает из глаз тропа, по которой мы шли, прежде  всего мы оглядываемся назад, чтобы по направлению пройденного угадать, куда идти дальше. Двигаясь ощупью в потёмках, мы видим перед собой полосу света, падающую на наш дальнейший путь от кого-то сзади нас. Это проводница наша  - история с её светочем, с уроками и опытами, которые она отбирает у убегающего от нас  прошедшего» [9, с. 67]

      Мы, педагоги, должны понимать, какой груз ответственности взвалили на свои плечи: воспитать человека, и не просто воспитать, а хорошо воспитать. Нам есть у кого учиться: огромный опыт наших предшественников, кладезь мыслей всегда придёт к нам на помощь, надо только иметь желание, добрую душу, да любовь к детям. Но пусть никогда не покидает нас мысль «об Изначальном Учителе, Предвечном Педагоге. Эта мысль должна встать во главу угла в деятельности всякого человека, выбравшего себе судьбою педагогическое поприще. Конечно, и в нашей земной жизни есть люди, которых мы зовём учителями, это мать и отец, бабушка и дедушка, и школьные учителя, и университетские преподаватели, писатели и поэты. Но все они суть драгоценная связка, где основное ядро - Небесный Учитель Господь Иисус Христос, который учит нас сквозь земное всегда прозревать небесное». К этому возвращает нас византийский духовный писатель Климент Александрийский [10, с. 7].

Список литературы:

1. Ильин А.И. Творческая идея нашего будущего. М: 1993, с.106

2. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы. М: 2002, с.27

3. Духовно-нравственное воспитание, №4, И.С. Ильин, «Школьная Пресса»:2008, с. 41

4,5. Духовно-нравственное воспитание, №4, Г.С. Сковорода, «Школьная Пресса»:2008, с. 25

6.  Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы. М: 2002, с.42

7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям; «Радянская школа», Киев:1973, с. 109

8.  Подласный И.П. Педагогика 100 вопросов и ответов, М: 2006, с.338

9.  Народное образование, №4, М: 1998, с.67

10. Духовно-нравственное воспитание, №4, «Школьная Пресса»:2008, с. 7



Предварительный просмотр:

Наталья  Владимировна  Волкова

учитель КОУ Омской области

«Большеуковской специальной (коррекционной) школы-интернат

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

аспирант ОмГПУ, специальность «Теория и методика обучения и воспитания (биология)»

(соавтор Волкова Людмила Ивановна зам.директора Большеуковской специальной (коррекционной) школы-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»)

Духовно-нравственное воспитание на уроках биологии

Влияние школы на развитие общества  зависит от того, какое семя оно сеет в плодотворную почву и надлежащим ли образом приготавливает оно эту почву. Плоды, собранные нами всегда будут зависеть от  качества посева. Но школа, идя в ногу со временем, не всегда выбирает святость облагораживания долгого процесса прорастания этого семени. В школе всё больше технических приспособлений, а великие ценности бытия: дружба, братство, любовь и единая животворящая идея, к сожалению в дефиците. Говоря об этих главных составляющих человечности вспоминаются слова поэта Вячеслава Улитина:  «Всё меньше воды родниковой, всё меньше любви на земле».

Сухомлинский писал: «Природа — сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть».   Курс биологии со всей своей многогранностью, разносторонностью знаний и их прикладным значением дает возможность для утверждения нравственных начал, понимания сути бытия, физической красоты человека, важности охраны окружающей среды и приумножения богатств природы. Биология  – наука разносторонняя. Усвоение учащимися системы биологических знаний и овладение учебными умениями - необходимое условие формирования их мировоззрения, гигиенического, полового, экологического, трудового и нравственного воспитания. Знания в области биологии необходимы, чтобы понять, что жизнь – величайшая ценность, а любовь к окружающей природе – важнейшее нравственное качество [3, с.45].

На уроках биологии перед учащимися ставится вопрос о здоровом образе жизни, что заставляет задуматься о сохранении своего здоровья. В связи с этим актуальное значение приобретает биологизация  образования, основная задача которого — воспитание нравственности у учащихся, нравственности, определяющей поведение человека в обществе, его духовные и душевные качества, его отношение к природе, частью которой он является сам [2, с.15]. 

Представьте себе человека, который никогда не слышал, как журчат ручьи, не видел, как первый росток проламывает корку земли, не любовался красотой цветка и не замирал, восхищенный вызолотившим осенний лес закатным солнцем. Не выйдет из такого человека ни ученого, ни поэта, ни просто человека, ибо природа — мать удивления и любопытства, пробуждающих в нас творческое начало. Она есть, говоря словами поэта, тайник вселенной, кладезь неизвестного, источник силы, успокаивающей и оздоравливающей наш дух.

При рассмотрении вопросов об учении о биосфере можно сказать, что наши предки интуитивно чувствовали, что человек – это часть природы. Однако по мере своего становления человек забыл свою природную сущность, свое единство с природой. Игнорируя это единство, целостность экологической системы, частью которой он является, человек нарушил равновесие в развитии биосферы, что и привело к катастрофическим последствиям. Нужно отметить,  что если бы человечество руководствовалось моральными правилами, вряд ли дело дошло до угрозы катастрофы [1, с.23].

При изучении темы «Три состояния воды в природе» в курсе «Природоведение» (V класс) можно прочитать стихи, и обратится к классу со следующими вопросами: что за вещество вода?  Знаем ли мы, какую тайну хранит в себе эта удивительная стихия? Откуда она пришла? Кто и зачем подарил ее нашей планете? Можно обратить внимание обучающихся на то, что вода в священописании – это больше, чем физическая субстанция, это некое понятие, которое определенным образом связано с идеей жизни. В заключение урока усилят нравственный эффект  слова учителя о том,  что мироздание наше создано абсолютом, которое произвело всё сущее. И этот абсолют мы называем вода. В каждом из нас есть частица первозданного океана, каждое слово как капля воды, носителя и источника информации и за это мы должны сохранить этот абсолют и каждый раз, как прикасаетесь к воде, благодарить ее за подаренную жизнь.

Урок по теме «Разнообразие растительного мира» (V класс) можно начать следующим образом. На доске вывешены репродукции картин Левитана «Золотая осень» и «Березовая роща», Саврасова «Грачи прилетели». Звучат слова учителя: «Без березы не мыслю России, так светла по-славянски она,  что, быть может, в столетья иные, от берёзы – вся Русь рождена. Сколько изящества и привлекательности в молодой кудрявой березке! Сколько красоты в старой, развесистой белоствольной березе! Она прекрасна в любом наряде». В ходе урока следует обращаться к репродукциям, т.к. именно созерцание прекрасного рождает чувства восхищения, чистоты, желания сохранить образы природного великолепия.

Обучению видения и чувствования природы во многом помогает музыка. Например, говоря о смене времен года в 5 классе, можно использовать музыкальное произведение Петра Ильича Чайковского «Времена года». Усилит эффект показ картин, поскольку одновременное сочетание зрительных и слуховых рецепторов рождает образ в сознание ребенка, что оказывает огромное воздействие на духовное состояние.

Основы взглядов учащихся и их привычки закладываются сегодня. И уроки нравственности они усваивают сегодня. Именно на уроках биологии происходит передача живого знания, знания о том, что  мы не одни в этом мире. С нами по соседству живет множество других существ – животных, насекомых, растений. Каждое из них имеет право на жизнь, имеет личный смысл бытия и все они вместе составляют целостное образование – биосферу, и мы, при всей нашей гордости и разумности, лишь ее часть. Нужно воспитывать отношение к земле, воде и воздуху, ко всему живому и к человеку как к бесценному богатству. Задача всех педагогов – формировать  это правильное, нравственное, милосердное отношение. Человек может и должен жить в гармонии с природой.

Список использованной литературы

  1. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности / З.Н.Васильева.-М.:Просвещение, 1978.-389 с.
  2.  Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А.Я.,. Кондаков А.М,   Тишков В.А. -  М.:  «Просвещение», 2009
  3. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. – 240 с., 2009.  

 



Предварительный просмотр:

Волкова Наталья Владимировна

Инновационные подходы в преподавании биологии в современной школе

Ключевые слова: обучение биологии, инновация, технология, проектная деятельность, проблемное обучение, кейс-метод.

Аннотация: рассматриваются инновационные технологии, цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организация совместной деятельности педагога и обучаемых, описываются некоторые инновационные технологии обучения биологии, таких как кейс-метод, проблемное обучение, проектная работа

Педагогическая наука достигла определенных успехов в ХХІ веке. Однако кардинальные изменения в общественной жизни, происходящие в последние годы выдвигают новые задачи в подготовке подрастающего поколения к современной жизни, сознательному активному  участию в различных областях социальной практики. Одна из таких задач – это повышение качества образования учащихся, совершенствование форм и методов обучения, направленных на развитие личности учащихся, реализация уникальных человеческих возможностей.

Между тем, общепризнанной тенденцией современного образования есть  смещение общеобразовательных аспектов на личностную сферу школьника, использование активных форм и методов обучения, наиболее адекватных  данному направлению.

Ученик после окончания школы должен глубоко усвоить основные идеи современной биологии, овладеть системой научных понятий, уметь в научной  литературе самостоятельно и быстро находить нужные сведения, без всякого принуждения пополнять свои знания и уметь их быстро применять на практике.

На данный момент инновации в педагогическом процессе играют значительную роль и означают введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и обучаемых. Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием. Акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация на практико-ориентированный подход;

школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Все это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебный процесс.[1]

При изучении биологии ставится задача помочь учащимся осознать важность и универсальность изучаемых законов, объектов, процессов, создать условия для самореализации личности каждого учащегося в процессе обучения, развить потребность в самостоятельной творческой и исследовательской деятельности в рамках биологической науки, вооружить необходимым методологическим материалом. Для достижения поставленных целей необходимо использовать элементы современных образовательных технологий, такие как проблемное обучение, интегративное обучение, дифференцированное обучение, исследовательскую и проектную  деятельность, использование новых информационных технологий. Данные технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности, создают предпосылки для того, чтобы ребенок участвовал в регуляции собственной учебной деятельности. Если рассмотреть основные приемы и методы обучения, применяемые учителями на уроках биологии, особенно новейшие, то станет очевидным, что все они направлены в первую очередь на развитие и поддержание интереса учащихся. Эффективность этих приемов связана с двумя факторами. Прежде всего, это раскрытие жизненной значимости изучаемой проблемы, что не только возбуждает интерес, но и является сильным стимулом к учению, так как связан с самим смыслом обучения в школе. Второй фактор - воздействие на эмоции и чувства учащихся, опора на их субъективный опыт и внутренние потребности.

Психологи утверждают, что без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может «человеческого искания истины». Нельзя переоценить значение эмоциональной памяти, которая более долговечна и во многом определяет деятельность человека. Не следует избегать и элементов занимательности, так как они возбуждают интерес и любознательность у всех без исключения, даже самых слабых учащихся. Самое главное - это заинтересовать учащихся содержанием изучаемого материала. Это возможно благодаря особенностям биологической науки, ее универсальности, тесной связи с научно-техническим прогрессом и повседневной практической деятельностью человека. При этом нужно учитывать, что сегодняшние дети получают огромное количество информации по самым разным каналам. Передачи телевидения и радио, научно-популярные фильмы, журналы и книги, Интернет рассказывают школьникам о современных достижениях и нерешенных проблемах в интересной, доступной и порой занимательной форме. Это приводит к тому, что учащиеся о многом знают или, по крайней мере, слышали, и их трудно чем-либо удивить. Помня это, учитель не должен ограничиваться общими фразами, а суметь показать внутреннюю сложность решаемых проблем и делать акцент на том, что изучение той или иной темы на уроке поможет учащимся понять и объяснить услышанное ранее.

Одним из способов активизации познавательной деятельности на уроках биологии является проблемное обучение. В основе проблемного обучения лежит учебная проблема, противоречие между известными ученику знаниями, умениями и навыками и новыми фактами, явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно. Проблемное  бучение предполагает организацию поисковой деятельности учащихся, овладение знаниями на основе активной умственной деятельности по решению задач проблемного характера и экспериментов.  Решение проблемных вопросов способствует воспитанию у учащихся внимания, наблюдательности. Например, при изучении на уроке материала о естественном отборе и других движущих силах эволюции учитель, сообщив учащимся о сущности представлений Ч.Дарвина о естественном отборе, рассказывает о проявлениях естественного отбора в популяциях каких – либо животных при изменениях условий внешней среды. Затем предлагает учащимся ответить на вопрос: почему постоянно приходится создавать новые ядохимикаты против насекомых – вредителей сельскохозяйственных культур? Учащиеся, решая поставленную учителем проблему, выявляют особенности проявления естественного отбора в популяции насекомых, подвергающихся длительному воздействию какого – то ядохимиката, и дают обоснованный ответ. 

Одной из новых форм инновационных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. [2]

Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. . Например, по теме «Витамины» можно рассмотреть такой случай: Работая тюремным врачом на острове Ява, Н.И. Лунин обратил внимание на то, что среди заключенных практически не встречалась болезнь бери-бери, которая была широко распространена в этом регионе. В чем загадка? Какую зависимость проследил Н.И. Лунин? Что нужно сделать, чтобы понять, в чем загадка заключенных острова Ява? Какие документы могут в этом помочь?

Особый акцент в преподавании биологии в современной школе должен быть сделан не только на формировании и развитии мышления, предметных знаний и умений, а на воспитании информированного и думающего гражданина, способного осмыслить научные вопросы в контексте социальных и личностно значимых задач. Формированию такого видения мира способствуют интегративные курсы. Интеграция дает возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины и наглядно, в действии показать как все взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения биологии. Для выполнения этих целей лучше всего подходит метод проектной деятельности, в частности выполнение различных учебных проектов. Опыт показывает, что доступные экспериментальные исследования полезно давать в качестве обязательного домашнего задания. Дело в том, что проведение этих работ пробуждает любознательность у всех учащихся, в том числе и слабоуспевающих, а включение более сложных творческих заданий позволяет проявить свои умения и знания способным ученикам. Например, проектная работа по «Компенсации дефицита элемента в организме человека с помощью диеты».

Цель работы: изучить возможности компенсации дефицита элементов с помощью специальной диеты.

План работы:

  1. Выбрать два «дефицитных» элемента.
  2. Дать краткое описание элементов по алгоритму:
  • за какие процессы отвечают данные элементы в живом организме;
  • какие нарушения произойдут при дефиците элементов.
  1. Используя информационные материалы, спроектировать диету на один день, целенаправленно восполняющую дефицит выбранных элементов.
  2. Оформить результаты работы в виде таблице.

Элемент -

Элемент -

Функция

Функция

Нарушения при дефиците

Нарушения при дефиците

Диета для компенсации дефицита элементов

Завтрак:

1.

2.

3.

Обед:

1.

2.

3.

4.

Ужин:

1.

2.

  1. Защитить проект

Более того, многие ученики самостоятельно усложняют задания, внося элемент личного творчества.

Таким образом,  применение учителем инновационных технологий, таких как кейс-метод, проблемное обучение, проектная работа  способствует  целенаправленному,  систематическому  и  последовательному развитию практических навыков обучающихся, потребности в самостоятельной творческой и исследовательской деятельности в рамках биологической науки, вооружению необходимым методологическим материалом, подготовки  к профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом.

Библиографический список:

  1. Пищулова А.С., Румбешта Е.А. Формирование информационной, коммуникативной, исследовательской компетенции в процессе обучения  школьников исследовательской деятельности // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. Вып. 7. С. 15–18.  
  2. ГоликоваТ.В. Обучение учащихся приемам логического мышления на уроках биологии//учебное пособие// Красноярск-2012, 68 с.



Предварительный просмотр:

Система коррекционно-развивающих занятий по природоведению с умственно отсталыми детьми коррекционной школы VIII вида

В современном мире создается единое информационно-коммуникационное поле, что ведет к изменению в обучении и воспитании в общественных экономических преобразованиях социума. Одна из наиболее актуальных проблем  современной системы образования в РФ является обеспечение его доступности для ряда социальных групп, в частности для лиц со специальными потребностями, ограниченными возможностями здоровья. Это обуславливает необходимость особой подготовки специалистов, способных проводить коррекционно-педагогическую, научно-методическую деятельность. Каждому учителю-предметнику, работающему с умственно отсталыми детьми, необходимо правильно и целенаправленно использовать все педагогические приемы для коррекции недостатков таких детей (1, с.272).

Недостаточное развитие психических процессов, практических навыков и умений, особенности строения и мотивации деятельности - все это вызывает необходимость в проведении специальной коррекционно-воспитательной работы, направленной на преодоление недостатков психического развития школьника с интеллектуальной недостаточностью (2, с. 65-75).

На базе КОУ «Большеуковская школа-интернат для детей  с ограниченными возможностями здоровья» был проведен эксперимент по применению системы коррекционно-развивающих занятий по природоведению. В эксперименте участвовали 27 обучающихся 5-х классов в возрасте 12-13 лет. Педагогический эксперимент проводился в два этапа.

На констатирующем этапе была проведена диагностика уровня сформированности знаний по разделу «Неживая природа». Полученные результаты свидетельствуют о том, что 52% имели уровень ниже среднего, а 28% обучающихся имели средний уровень сформированности знаний.

Нами была разработана модель методической системы коррекционно-развивающих занятий по природоведению включающая в себя: цель, задачи, принципы, формы, методы и средства обучения учащихся с нарушениями в интеллектуальном развитии. В соответствии с этой моделью по разделу «Живая природа» осуществлялось экспериментальное обучение с использованием системы уроков, факультативного курса «Азбука здоровья», ботанического кружка «Создай растительный мир своими руками» (3, с.23).

        На формирующем этапе эксперимента выявили уровень развития знаний обучающихся о растениях, животных и грибах леса, растениях и животных сада, огорода, луга, водоемов и поля. В ходе эксперимента были получены следующие результаты: показатель среднего уровня увеличился на 8% и составил 36%, а показатель уровня ниже среднего снизился на 22,3%.

        Таким образом, по результатам проверки ответов обучающихся на вопросы всех серий заданий наблюдается повышение уровня сформированности знаний на формирующем этапе эксперимента в сравнении с констатирующим, что свидетельствует об эффективности использования системы коррекционно-развивающих занятий по природоведению.  Методическая система занятий позволила расширить кругозор обучающихся, увеличить их познавательную активность. Дальнейшее изучение вопроса может быть связано с разработкой учебно-методического комплекса, который может включать в себя поурочные разработки по всему курсу природоведение, учебные пособия, рабочие тетради и т.д.

        Список литературы:

        Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Б.П. Пузанов, Н.П. Коняев.-Москва:Издательский центр «Академия».-2001.-272 с

        Григорьева Л.П. Создание развивающей среды для детей с глубокими сесорно-перцептивными нарушениями/ Л.П. Григорьева, И.В. Блинникова //Дефектология.-2005.-№5.-с.65-75

        Воронкова В.В., Перова М.Н. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл: В 2 сб/Под ред. В.В. Воронковой. Москва: Гуманит изд.центр ВЛАДОС.- 2001.-23 с.

Нами самостоятельно проводились все предусмотренные в рамках методической системы уроки, внеклассные мероприятия и занятия факультативного курса.

При подготовке к занятиям нами были использованы:

- модель методической системы по разделу «Живая природа»;

- тематическое планирование, план-конспекты уроков и задания имеющие коррекционно-развивающую направленность;

- программа факультативного курса «Формула здоровья».



Предварительный просмотр:

Управление развитием личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Основная задача современной школы, и это уже общепризнанно, - не просто сформировать у обучающихся необходимые знания и умения, а развить личность ребенка, способную к творческой деятельности, к саморазвитию и самосовершенствованию.

В 1990-х годах в психолого-педагогической литературе получили распространение термины «личностно-ориентированное образование», «личностно-ориентированный подход в образовании», «личностно-ориентированная технология обучения» и др., основной смысл которых состоит в том, что центром образования, обучения, воспитания является личность ученика.

Развитие педагогических исследований в направлении личностно-ориентированных технологий основывается на осмыслении категории «личность» в философском и психологическом плане. Личность — это человек как субъект общественной жизни, общения, деятельности, своих собственных сил, способностей, потребностей, интересов, устремлений. Личность проявляет себя в деятельности, которая является специфическим способом человеческого бытия, активного отношения человека к миру, направленного на его целесообразное изменение и преобразование, осуществляется сознательно и охватывает разные формы человеческой активности.

Образовательная среда может быть охарактеризована как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности.
       Многие исследователи при изучении образовательной среды применяют теорию систем, подчеркивая, что человек рассматривается как сложная, открытая, саморазвивающаяся система. В психолого-педагогических исследованиях применяется общенаучная методология системного подхода, и в частности теория "синергетики" (В.Г.Афанасьев, Т.Парсонс, В. П. Казначеев, Н.Н.Моисеев, Э.Г.Юдин, Ю.А.Урманцев и др.). Этапы становления личности рассматриваются как метаморфозы у животных.

Однако, для детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно детей с умственной отсталостью, необходимо создание специальной, специфической образовательной среды.

Умственно отсталые дети в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, в младшем школьном возрасте носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. 

Недоразвитие или неправильное развитие характера, воли и других высших психических функций, как указывал Л. С. Выготский, довольно частое, но не обязательное вторичное осложнение при умственной отсталости. Следовательно, для того чтобы по возможности избежать этого осложнения, нужно осуществлять специальные мероприятия, вести специальную кропотливую работу. Воспитывать этих детей, формировать их личность в правильном направлении довольно трудно. Адекватное развитие личности учащихся в коррекционных школах является результатом напряженного и вдумчивого педагогического труда учителей этих школ. Педагогу следует с самого начала ознакомиться с важнейшей психологической задачей, которая возникает в связи с формированием личности таких детей, им нужно также иметь представление об особенностях умственно отсталых детей, затрудняющих процесс формирования их личности.

.При формировании личности нормальных школьников многое (но далеко не все) может быть достигнуто за счет словесных объяснений, ознакомления с эмоционально воздействующими произведениями искусства и т. п. Такие пути менее продуктивны, когда речь идет об умственно отсталых детях. Воспитывать, формировать личность умственно отсталого ребенка значительно труднее. Здесь требуется затрата большего времени и труда. Трудности их воспитания обусловлены не только недоразвитием мышления, но и дисгармоническим ростом потребностей.

Трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности. Это положение относится ко всем детям и подросткам. По отношению к детям с неполноценной либо ослабленной нервной системой труд представляет собой также и весьма значительное корригирующее восстановительное средство. Обучение какой-либо профессии — одна из важнейших задач коррекционной школы. Однако мастеров трудового обучения, которые могли бы не только обучать той или иной специальности, но и одновременно использовать возможности труда для корригирующего формирования личности, пока мало. Необходима подготовка учителей труда — дефектологов. Труд способствует развитию критичности детей, укреплению навыков самоконтроля и повышению самооценки. В процессе изготовления какой-либо вещи (табуретка, ботинки, платье, переплет книги) школьник видит свои достижения и замечает свои ошибки. Успешное изготовление вещи укрепляет веру в собственные возможности. Самостоятельное изготовление вещей способствует развитию положительной направленности личности школьника.

В процессе труда лучше проявляются предусмотрительность и самоконтроль. Когда же, наконец, удается сделать нужную вещь правильно, ученик испытывает огромное удовлетворение. Так зарождается чувство собственного достоинства даже у ранее совсем неуверенного в себе ребенка.

Таким образом, развитие личностных качеств ученика с ограниченными возможностями здоровья, так же как и любого иного ребенка происходит в онтогенезе. Огромную роль в воспитании играет приобщение ребенка к посильному труду. Учителю важно помнить, что для детей с ОВЗ такие значимые черты личности, как самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, аккуратность формируются в процессе максимального преодоления ребенком трудностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....