Описание инновационного педагогического опыта
опыты и эксперименты на тему

Садовская Генриета Айдаровна

          Известно, что усвоение способов учебной деятельности происходит не в процессе слушания педагога или созерцания деятельности другого, а в процессе свободной, активной деятельности.    На протяжении столетий основной структурой общения между людьми всегда были «диалогические сочетания» или «общение в парах сменного состава». Но именно этого общения друг с другом лишены обучающиеся на занятиях. Это утверждение побудило меня изучить технологию коллективного способа обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_word.rar62.11 КБ

Предварительный просмотр:

Описание инновационного педагогического опыта педагога дополнительного образования МБОУ ДОД «Станция юных техников»

 г. Сургута Тюменской области Садовской Генриеты Айдаровны

         Миссия педагога в современном дополнительном образовании – особая, дать ребёнку не только разнообразную информацию, но и включить его в значимую деятельность. Нашему сегодняшнему обществу необходимы образованные, творчески мыслящие, способные не растеряться в жизненных условиях и ситуациях личности. Сегодня основными задачами творческой деятельности в учреждении дополнительного образования является, прежде всего, обучение детей навыкам создания пространства для своего развития, формирование культуры общения, творческого самоопределения.

   В своей педагогической деятельности ставлю для себя задачи:

  • раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого обучающегося,
  • способствовать приобретению обучающимися опыта сотрудничества, в том числе и со взрослыми,
  • воспитывать уважительное отношение к результатам труда других людей,
  • формировать усидчивость и работоспособность, навыки перспективного планирования своей деятельности, самоконтроля и самооценки, как основы и гарантии постоянного возрастания его социальной значимости,
  • совершенствовать формы организации учебной деятельности,
  • использовать новые педагогические технологии, эффективные методики обучения.

         У КАЖДОГО ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, — это умное руководство со стороны взрослых.

          Школа является основным звеном в системе образования, где должны воспитываться люди с творческим мышлением. Но традиционный учебный процесс выстроен так, что реализовать  эту особенность детской природы очень сложно. Дополнительное образование выступает как более свободная, не накладывающая ограничений область учебной деятельности. Именно в сфере дополнительного образования с характерным для неё индивидуализированным подходом, гибкостью программ, разнообразием форм возможна трактовка «талант пробьётся».

       Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме позволил выявить следующие основные показатели сформированности творческих способностей младших подростков:

1.Определенный фонд знаний и умений, их качество.

2.Уровень развития психических механизмов, лежащих в основе развития творческих способностей учащихся: внимания, памяти, воображения.

3.Уровень развития мышления ученика, который определяется главным образом степенью сложности умственных действий.

4.Владение приёмами поисковой и творческой деятельности.

         Исходя из вышесказанного я  выбрала следующую структуру занятия, направленного на развитие творческих способностей, которая включает в себя 4 этапа:

1. Этап. Разминка. Включает в себя ребусы, кроссворды, графические диктанты, игры «Верю — не верю», «Данетки», и т.д.

2. Этап. Развитие психических механизмов как основы развития творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности).

        Специальные задания, формирующие приёмы рационального запоминания, тренирующие внимание, необходимо постоянно включать в занятие, приучая детей всегда быть собранными, готовыми в любой момент к неожиданному повороту событий, что даёт им уверенность в собственных силах и ведёт к повышению эффективности обучения в целом.

3. Этап. Решение частично-поисковых задач разного уровня.

         Частично – поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе решения  которого  дети самостоятельно без участия педагога или при его незначительной помощи, открывают новые для себя знания. Например, задания на выявление закономерностей, на нахождение принципа группировки и т.д.

          Когда одного из великих французских математиков спросили, почему он такой гениальный, ответ был следующим: «Потому что я знаю 3000 алгоритмов!». По мнению П.Я.Гальперина «инсайд», «озарение», присущие открытиям – это свёрнутый алгоритм и интеллектуальное творчество проявляется в умении человека, знакомого с различными подходами к решению научных проблем, в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения. Задачи данного этапа и являются выражением именно такого подхода к проблеме развития творческих способностей.

4. Этап. Решение творческих задач.

          Решая творческие, нестандартные задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению

          Такие задания рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. Примером таких заданий могут быть разнообразные игры на составление фигур-силуэтов по своему замыслу: «Монгольская игра», «Танграм» (из квадрата), «Вьетнамская игра» и т.д.

       Все вышесказанное заставило меня искать эффективные средства активизации образовательного процесса, творчески подходить к выбору и расположению материала, поиску новых методов работы.  

          Поэтому я всегда ставлю вопрос «Можно ли организовать процесс обучения на принципиально  новой основе? Как заинтересовать ребят?»

          Известно, что усвоение способов учебной деятельности происходит не в процессе слушания педагога или созерцания деятельности другого, а в процессе свободной, активной деятельности.    На протяжении столетий основной структурой общения между людьми всегда были «диалогические сочетания» или «общение в парах сменного состава». Но именно этого общения друг с другом лишены обучающиеся на занятиях. Это утверждение побудило меня изучить технологию коллективного способа обучения. Коллективный способ обучения - это обучение, при котором коллектив обучает всех своих членов и, следовательно, каждый член этого коллектива участвует в обучении всех своих товарищей по общей работе. В основе инновационной деятельности я положила использование элементов коллективного способа обучения, который в основном использую на 4 этапе занятия, так как по методике  КСО. педагог должен отводить этой работе 20% – 50 % времени.

           Беря за основу планирование учебного материала последователями А.Г. Ривина,  я разработала свой.

           По А.Г.Ривину для темы из  18 часов один из вариантов предлагается следующий:

                               

1,2 уроки - Понятие о крупной теме.

3 урок - Работа в постоянных парах.

4 урок – Традиционный урок.

5,6 уроки – Работа в парах сменного состава.

7,8 уроки – Традиционный урок.

9,10,11 – Работа в парах сменного состава.

18 – Контроль.

         Для  изучения темы «Танграм» из 9 занятий я разработала следующее планирование:

1 занятие  – Ввод в тему – лекция.

2 занятие – Работа в постоянных парах.

3 занятие - Традиционное занятие.

4,5 занятия – Работа в парах сменного состава.

6 занятие - Традиционное занятие.

7,8 занятия – Работа в парах сменного состава

9 занятие –  Выборочный контроль.   

        Работа в парах сменного состава проходит следующим образом:  каждый член группы получает своё задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.  Например,  при изучении темы «Танграм»:

 первый член  группы  отвечает за составление фигур – силуэтов по расчленённым образцам,

второй и третий -  за составление фигур – силуэтов по образцам с цифровым обозначением места расположения,

четвёртый -  за составление фигур – силуэтов по контурному изображению

         Практически каждый ученик имеет свою отдельную тему, которую он прорабатывает по очереди с разными товарищами, выступая поочередно то в роли слушателя (обучающегося), то в роли рассказчика (педагога).  

         По теории А.Г.Ривина и В.К.Дьяченко можно выделить 4 вида общения: опосредование,  общение в постоянных парах, групповое, общение в парах сменного состава. Данные 4 вида общения образуют 4 основные организационные формы: индивидуальная, парная, групповая и коллективная. Они определяют способы обучения:  индивидуальный, групповой и коллективный.

          Работая над этой проблемой, помимо сбора практического, теоретического,  диагностического материала начала использовать элементы данной методики на занятиях объединения «Развитие». Ознакомилась с освещением в литературе технологии коллективного способа обучения, изучила виды занятий по данной технологии (работа в постоянных парах, работа в парах сменного состава) и методику их проведения. Выступила на МО с темой: «Особенности планирования учебного материала для изучения его на традиционных и коллективных занятиях».

           Вся тема разбивается на подтемы,  структуирование материала должно быть не линейным, а параллельным, чтобы начать можно было с любой карточки. Карточка – единица структуры блока.   

           Работая по данной технологии, я пришла к выводу, что её надо широко внедрять в дополнительное образование, так как она даёт неплохие результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание инновационного педагогического опыта

В работе представлен передовой педагогический опыт по применению метода проектов и информационно - компьютерных технологий на уроках английского языка в условиях введения новых ФГОС....

Описание инновационного педагогического опыта учителя физики (Федоровой И.Ю.)

Тема моего инновационного педагогического опыта: развитие личности учащихся при обучении физике через использование интерактивных технологий и метапредметного обучения....

Описание инновационного педагогического опыта учителя биологии МБОУ "Хову-Аксынская СОШ" Очур-оол С.С.

Обобщение и систематизация педагогического опыта. Материал по  технологии проектного обучения....

Описание инновационного педагогического опыта учителя обществознания

Описание инновационного педагогического опыта учителя обществознания...

Описание инновационного педагогического опыта

Статья  посвящена  вопросам  формирования  универсальных  учебных  действий на уроках русского языка. Мы живём в обществе, где знания постоянно  обновляются  и...

Описание инновационного педагогического опыта учителя математики

Невозможно заставить человека творить. Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов творить, способен на настоящее творчество, а моя задача заключается в ...