Описание инновационного педагогического опыта учителя обществознания
учебно-методический материал по обществознанию на тему

Описание инновационного педагогического опыта

 учителя обществознания 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opit_15.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Описание инновационного педагогического опыта

 учителя обществознания МБОУ «Жуковская СОШ»

                                       Остапенко Любови Григорьевны

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).

Свою систему работы я обозначаю как «Проблемный метод обучения с опорой на умение работы с книгой». Использование данной системы работы считаю актуальной, так как она позволяет включать учащихся в активную познавательную деятельность, а также учитывать, изучать и развивать собственный опыт ребёнка. Она ставит перед собой цель самостоятельного добывания знаний путём творческой деятельности и позволяет достичь устойчивого интереса  школьников к учебному труду, развитие их коммуникативных умений и навыков.    

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов):

 В основе моей учебной деятельности лежит стратегия «проблематизации», которая предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы учащиеся могли выявить проблему, найти способы решения, и, наконец, решить. Для этого я обучаю детей «умению видеть проблемы». Начинаю с того, что, начиная с 6 класса,  на своих уроках я создаю проблемные ситуации, небольшие, но заставляющие удивляться, искать пути разрешения проблемы, применять имеющиеся знания в нестандартной ситуации, делать свои умозаключения. А это и есть творческий поиск, который ведет к развитию творческого мышления.

     Стратегия «проблематизации» органично вплетается и в систему самоуправления в классе, так как учащиеся, пытаясь решить ту или иную проблему, возникающую в классе, ведут активный творческий поиск, предлагают свои пути разрешения, участвуют в совместной  воспитательной деятельности, являются истинными творцами и «коллегами».

          Наличие теоретической базы опыта:

      В своей работе использую элементы личностно-ориентированного обучения как проникающей технологии. Изучаю и применяю методику И.С. Якиманской, использую фрагменты педагогической системы А.В. Хуторского для формирования индивидуальной образовательной траектории учащихся.

В преподавании обществознания использую технологию реализации индивидуальной траектории учащегося, которая включает в себя этапы:

  • диагностика личностных качеств учащихся;
  • создание учащимися «образа темы», который опирается на фундаментальный образовательный объект;
  • демонстрация личного образовательного продукта учащихся (творческих работ, проектов);
  • рефлексивно-оценочный уровень.

Последний является важным методом фиксации и оценивания учебных достижений, потому что включает в себя ответы на вопросы: «Каковы мои главные результаты? Что я понял, чему научился? Как выполнял задания, какими способами? Каковы были основные трудности, как я их преодолевал?».

Строю свои занятия, исходя из критериев эффективности личностно-ориентированного урока (вариативность, гибкость, открытость), даю учащимся возможность свободно выбрать средства и формы самовыражения на основе предложенных альтернатив (исследовательская работа в группах, обучение в малых группах, письменная или устная работа, проблемное задание…). Способна гибко изменять план своего воздействия на ученика в зависимости от ситуации и его индивидуальных возможностей.

Мною разработан и апробирован цикл уроков и внеклассных мероприятий для старшеклассников, объединённых общей темой: «Устойчивые ценности в неустойчивом мире», включающий такие направления как «Воспитание позитивных качеств личности», «Профилактика домашнего насилия», «Профессиональное самоопределение», «Устойчивое развитие общества». Они проводятся в форме ролевой игры, диспута, конференции, интерактивных упражнений.

Разработала программы элективных курсов: «Право как особая система норм» в 10 классе и  «Познавательные и логические задания -задачи по обществознанию» в 11 классе.

        В процессе проведения занятий мною используются возможности аудио-, видео- и компьютерной техники. Для повышения информативности и наглядного сопровождения создаются слайд-презентации в программе PowerPoint.  Имею навыки работы в программах World, Excel, которые помогают мне в подготовке и проведении уроков.

 Ведущая педагогическая идея.

 Работая по общеобразовательной программе Министераства образования РФ разработала свою педагогическую технологию, направленную на формирование гражданственности, твердой жизненной позиции, толерантности через интенсификацию мыслительной деятельности школьников. Под интенсификацией учитель подразумевает повышенный уровень обучения и воспитания при психологическом комфорте, свободе творчества и мысли. Для этого я  ввела в программу новые блоки уроков на развитие аналитического, сравнительного и критического мышления. Использование нетрадиционных форм уроков, форм самовыражения (диалоговая форма, дискуссионная, игровые ситуации с драматизацией сюжета урока) позволяют напрямую обращаться к духовному,чувственному миру ребенка и добиваться положительных результатов. 

Оптимальность и эффективность средств.

  Одним из важнейших для себя направлений деятельности определила развитие собственных личностных качеств. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать», сказал в свое время Д. Дидро, а учитель перестает быть учителем, если не постигает ничего нового, не совершенствует свои знания, не идет в ногу со временем. Постоянно повышаю свой уровень знаний по преподаваемым предметам через чтение книг, газет, ресурсов глобальной сети. Думаю, что учащимся более интересен учитель, который не ограничивается рамками содержания параграфа учебника.

  Приоритетным направлением работы  по качественному улучшению уроков истории  и обществознания, как основы воспитания разносторонне развитой личности, является сохранение технологий проблемного обучения, личностно-ориентированной, лекционно-семинарской, компьютерной. Решая вопросы интенсификации учебно-воспитательного процесса наряду с традиционными формами урока, я использую уроки-лекции, семинары, уроки творчества, деловые игры, уроки–зачеты, уроки-дискуссии.

На уроках обществознания использую такие средства ИКТ:

 - мультимедийные учебные пособия:

Основы правовых знаний 8-9 кл. Электронное учебное пособие

Обществознание практикум (8-9, 10-11 кл) Учебное электронное издание.

Экономика и право (9-11 кл)

Шедевры русской живописи

Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия.

- Видеоматериалы на уроки обществознания, презентации по различным разделам и темам обществознания.

    С помощью ИКТ возможно проведение уроков и внеклассных мероприятий, которые позволяют ярко и образно представить события , помогают лучше понять основы какого-либо явления и процесса в обществе; создание банка учебно-методических разработок, использование Интернет ресурсов.

   Использование ИКТ, видеофильмов и других технологий приводит  к целому ряду положительных эффектов: получая наглядные знания по изучаемым темам, особенно по проблемным, у учащихся стимулируется более ясное представление об изучаемых событиях, фактах, позволяет лучше разобраться в вопросах межличностных, межнациональных отношений людей.

 

  Постоянное изучение передового педагогического опыта, инновационных образовательных и педагогических технологий, форм и методов обучения и использование их в своей педагогической практике позволило мне повысить качество и результаты обучения.

Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых).

Использование данных технологий позволяет создать оригинальный тип урока, востребованный в современном образовательном пространстве и позитивно воспринимаемый в молодёжной аудитории. Это позволяет задействовать различные каналы восприятия информации, что эффективно сказывается на получении личностно значимых знаний учащихся.  Своей задачей считаю выведение как можно большего количества учащихся с воспроизводящего уровня на интерпретирующий  и увеличение числа творчески работающих личностей.

Совместно с учащимися разрабатывается серия дидактических и раздаточных материалов для организации работы в группах по темам, затрагивающим вопросы философии, морали, этики. Технология сотрудничества позволила увеличить количество  детей, работающих на творческом уровне, до 18% от общего числа учащихся  

  Все учащиеся успешно обучаются по моему предмету, многие выбирают обществознание для итоговой аттестации и получают при сдаче ГИА и ЕГЭ  высокие баллы, что позволяет им поступать в Вузы на бюджетной основе.

Я стараюсь проводить занятия в интерактивной форме, чтобы  эффективно способствовать вовлечению учащихся в дискуссии, обсуждения, моделирование ситуаций, всесторонний анализ информации, представленный в разных формах.

Возможность тиражирования.

Опыт работы обобщен и представлен в методическом кабинете МБОУ «Жуковская СОШ», на сайте школы

http://zchukovka.narod.ru/index/ostapenko_ljubov_grigorevna/0-5

на российском интернет - портале  

На заседаниях МО учителей истории и обществознания я охотно делюсь опытом с коллегами, провожу семинары и открытые уроки, делюсь  накопленными материалами.

Директор МБОУ «Жуковская СОШ»________________/Тюркина Л.Н./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание инновационного педагогического опыта

В работе представлен передовой педагогический опыт по применению метода проектов и информационно - компьютерных технологий на уроках английского языка в условиях введения новых ФГОС....

Описание инновационного педагогического опыта учителя физики (Федоровой И.Ю.)

Тема моего инновационного педагогического опыта: развитие личности учащихся при обучении физике через использование интерактивных технологий и метапредметного обучения....

Описание инновационного педагогического опыта учителя биологии МБОУ "Хову-Аксынская СОШ" Очур-оол С.С.

Обобщение и систематизация педагогического опыта. Материал по  технологии проектного обучения....

Описание инновационного педагогического опыта

Известно, что усвоение способов учебной деятельности происходит не в процессе слушания педагога или созерцания деятельности другого, а в про...

Описание инновационного педагогического опыта

Статья  посвящена  вопросам  формирования  универсальных  учебных  действий на уроках русского языка. Мы живём в обществе, где знания постоянно  обновляются  и...

Описание инновационного педагогического опыта учителя математики

Невозможно заставить человека творить. Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов творить, способен на настоящее творчество, а моя задача заключается в ...