Описание инновационного педагогического опыта
статья по русскому языку на тему

Ряполова Любовь Георгиевна

Статья  посвящена  вопросам  формирования  универсальных  учебных  действий на уроках русского языка. Мы живём в обществе, где знания постоянно  обновляются  и  увеличиваются  в  объёме.  Детей  необходимо  учить разбираться в поступающей информации, оценивать, отбирать нужное, давать не  готовые  знания  ребёнку,  а  научить  самому  их  добывать,  т.е.  формировать универсальные учебные действия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия №9 г.Кызыла

Описание инновационного педагогического опыта

«Формирование универсальных учебных действий

на уроках русского языка в 5-7 классах»

учитель русского языка и литературы

МБОУ гимназии №9 г.Кызыла

 Ряполова Л.Г.

г.Кызыл – 2015 г.


Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка

Аннотация.

Статья  посвящена  вопросам  формирования  универсальных  учебных  действий на уроках русского языка. Мы живём в обществе, где знания постоянно  обновляются  и  увеличиваются  в  объёме.  Детей  необходимо  учить разбираться в поступающей информации, оценивать, отбирать нужное, давать не  готовые  знания  ребёнку,  а  научить  самому  их  добывать,  т.е.  формировать

универсальные учебные действия.

Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает  формирование  личностных,  познавательных,  коммуникативных  и регулятивных    действий.

Учитель    русского    языка общеобразовательной  школы  должен  не  только  сформировать  у  учеников системные  знания,  но  и  научить  применять  усвоенные  знания  и  умения  в  практической  деятельности  и  повседневной  жизни,  создать  условия  для  развития познавательных,  творческих,  коммуникативных  и  рефлексивных  способностей учащихся  средствами  своего  учебного  предмета.  Поэтому  целью  педагогической деятельности  является  создание  условий  для  формирования  универсальных

учебных  действий  учащихся  в  процессе  обучения  на  уроках  русского  языка.

Введение

Повышение качества обучения школьников является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики сегодня. К сожалению, в настоящее время все более очевидными становятся недостатки в образовательном уровне школьников, в том числе и в уровне владения ими родным языком. В «Фундаментальном ядре содержания общего образования» справедливо отмечается: «В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом»[с. 12]. Глобальное реформирование системы образования в России, ключевой идеей которого стала идея развития, предопределяет изменение концепции образования от центрически-знаниевского подхода к системно-деятельностному. На первый план выдвигается проблема перехода от «знания-догмы» к «знанию-мышлению». Именно успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире. [Фунд. Ядро, с. 67]

В последнее десятилетие ведутся активные поиски рационального преподавания русского языка. В результате в системе начального и среднего образования Российской Федерации обучение русскому языку ведется по целому ряду учебных комплексов с использованием традиционных и развивающих технологий, авторских и индивидуальных программ, выбор которых предоставлен школам и гимназиям.

Актуальность исследования данной работы обусловлена тем, что в данный момент особенно актуальной становится задача преемственности в период перехода учащихся из начальной школы, в которой уже внедряются Федеральные образовательные стандарты второго поколения, в общеобразовательную. Поэтому определение средств формирования УУД школьников 5-7 классов для педагогов, и в частности учителей русского языка, является бесспорной необходимостью уже сегодня.

Объектом исследования данной работы является процесс формирования универсальных учебных действий у школьников.

Предмет исследования – средства формирования универсальных учебных действий школьников.

Цель – теоретически разработать и определить средства формирования универсальных учебных действий школьников на уроках русского языка, практически подкрепить результативность данного исследования.

Для достижения данной цели предстоит решить ряд задач:

  1. провести анализ педагогической литературы по проблеме формирования универсальных учебных действий школьников;
  2. выявить педагогические особенности работы учителя русского языка;
  3. разработать средства формирования универсальных учебных действий школьников 5-7 классов на уроках русского языка;
  4. подтвердить результативность работы учителя русского языка по формированию универсальных учебных действий школьников.

Практическая новизна данной работы состоит в том, что она может стать основой для создания собственной методики преподавания учителя русского языка средней общеобразовательной школы в условиях модернизации российского образования, повысить эффективность процесса обучения. Предложенные в данной работе методические рекомендации могут быть использованы учителями-словесниками на уроках русского языка в школе.

Методологическую основу данной работы составляют работы таких психологов и педагогов, как Ю.К. Бабанский, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова, Д.Б. Эльконин, В. Давыдов, B.В. Репкиным, Л.Е. Журовой, Г.А. Цукерман. Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой, Л.Г. Петерсон, М.А. Матюшкин и др. В практической части мы основывались на опыте педагогов.

Российское образование стоит на пороге кардинальных изменений во всем укладе школьной жизни, связанных с реализацией Федерального государственного стандарта (ФГОС). Приоритетным направлением этого документа является формирование  универсальных учебных действий (УУД), овладение которыми создает  возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний,  умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

        Следующим шагом, наиболее трудным, в этом направлении становится поиск ответа на вопрос: как учителю обеспечить формирование УУД в рамках конкретного предмета?

        Таким образом, для достижения современных образовательных результатов, отвечающих новым запросам общества, нужны средства обучения, ориентированные на развивающийся потенциал новых стандартов.

        Какие же средства обучения должны быть в арсенале современного педагога в частности, учителя русского языка?

        В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучений, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования  в целом.

        Русский язык как предметная дисциплина, наиболее продуктивна для формирования УУД, ставит перед учителем следующие задачи:

        - реализация деятельностного подхода к организации обучения русскому языку на основе приближения реальной речевой ситуации и повседневного общения к образовательным потребностям школьников.

        - формирование нового содержания образования, соответствующего запросам современного информационного общества, специфику социальных коммуникаций.

        Для решения этих задач учителю словеснику необходима организация учебного процесса, направленного на приобретение учащимися нового опыта, развитие способности переносить сформированные навыки из одной предметной сферы в другую, применение лингвистических знаний в условиях самостоятельной поисковой деятельности.

        Одним из дидактических средств продуктивной организации такого процесса на уроках русского языка может стать работа с текстом рекламы.

        Сегодня мы стали свидетелями появления и активного внедрения рекламы, как одного из средств информации, которое несет не только информацию о фактах, явлениях, но и  содержит указания на их практическое использование, формируя индивидуальное мышление на основе накопленных знаний.

        В педагогической практике реклама – один из самоценных учебных материалов, так как развивает у учащихся личностные качества, положительные мотивы деятельности, креативное мышление, языковое чутье, активизирует жизненную позицию.

        Для усвоения понятия  «реклама» можно  предложить работу  со словарями,  которые толкуют это слово: сравните определение рекламы в разных словарях. Выделите в этих определениях основные свойства рекламы:

                РЕКЛАМА

- Рассказывает о предмете

- Не обязательно подробная

-Яркая, образная

- Призывает купить, использовать, поддержать.

        Основная цель рекламы – побудить адресата совершить покупку или воспользоваться услугами рекламодателя.

        Реклама выполняет две функции:

  1. Информативную
  2. Воздействующую

Пример рекламы:

        «Пейте , люди, ажык-суг – будете  здоровы».

Одним из способов подготовки к написанию рекламного текста является написание синквейна:

  1. Ажык-суг
  2. Полезный, исцеляющий
  3. Оздоравливает, очищает, омолаживает
  4. Ажыг-суг – источник долголетия
  5. Здоровье.

Следующим этапом УУД является проектная деятельность, которая подразумевает творчество: от слова «творить», что означает искать, изобретать, создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном.

 Проектная и исследовательской деятельности – необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования универсальных учебных действий. В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД: коммуникативные (развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений), регулятивные (овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат), познавательные (познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями), личностные (ученик определяет для себя значимость выполняемой работы, учится ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях). Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи.  

                Компетенции:

Развивающиеся во время создания проекта.

  1. Ценностно-смысловая
  2. Общекультурная
  3. Информационная
  4. Интеллектуальная
  5. Коммуникативная
  6. Личностного самосовершенствования.

Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста. Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию. Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.

Прием логического запоминания учебной информации включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф-схему и пр.; составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект; составление сводных таблиц, граф-схем и пр.; подготовка докладов и написание рефератов текста двух видов – констатирующего и критического – с опорой на конспект, план текста по одному или нескольким источникам, включая Интернет-сеть и публикации в СМИ.

По словам известного лингвиста Н.Ф. Бунакова  «… явления языка как и все явления природы, не случайны и не бессмысленны, представляют известную последовательность, связность, правильность, так сказать закономерность, которую и должна раскрывать теория языка.»        Так вот одним из эффективных средств овладения языком науки является использование в процессе обучения нестандартных форм работы является лингвистическая сказка. Являясь «проводником» между учеником и учебником, лингвистическая миниатюра помогает сформировать у детей абстрактный тип мышления, организовать работу на уроке так, чтобы каждый учащийся соотносил «сказочный» материал с теоретическим  материалом учебника.        

        Когда ребенок погружается на уроке в атмосферу сказки, урок воспринимается им как занимательное путешествие по волшебной стране, и меняется не только отношение к самому предмету, но и к  восприятию языка.

        Например, прослушав лингвистическую сказку про гласные ударные и безударные, учащимся было предложено сформулировать тему и цель урока. Объяснить, в чем заключается  лексический смысл сказки. Привести примеры слов, которые иллюстрируют то языковое явление, о котором говорится в тексте.  А в конечном итоге научить составлять свои лингвистические сказки.

        К нестандартным, универсальным видам работ можно отнести и работу под названием монолог предмета, например  «монолог портфеля», монолог кошки, цветка        … и т.д. Эта работа предполагает собой  «погружение» в образ. Кроме написания монолога ученик должен нарисовать предмет, от чьего лица ведется монолог. При выполнении ярко прослеживается меж предметная связь, а также развивается воображение. Формируются ценностно-смысловая компетенция, общекультурная, коммуникативная, социально-трудовая, учебно-познавательная.

        Главная задача современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, личности, способной сохранить и преумножить культуру своего народа, личности, способность  находить точки соприкосновения с носителями другой языковой культуры. В связи с этим преподавание русского языка в современных условиях требует от учителя иного подхода, а именно – формирование лингвокультуроведческой компетентности  у  учащихся. Лингвокультурология – это наука, или раздел языкознания, изучающий проблему отражения национальной культуры в языке и проблемы речевой деятельности в условиях межкультурного общения. Большой интерес учащихся представляет работа над концептом.

        К универсальным учебным действиям можно отнести работу с загадками, пословицами, поговорками,  играми, кроссвордами, викторинами, со смешными задачками, развивать у ученика личностные и познавательные компетенции, мыслительную деятельность.

        Интерес – это такое эмоциональное  отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое  и стимулирует увлечение этим предметом. Более высоким считается интерес к познанию существенных свойств, предметов и явлений. Этот уровень требует поиска, оперирует имеющимися знаниями, догадками.

        Большой интерес вызывает у учащихся 5 классов игра «Придумай мультфильм», или вот такое задание:

- Придумай         как можно больше событий, которые могут произойти из-за названного события.        

        - Девочка уронила карандаш на пол…

        - Учитель открыл классный журнал и …

        - Товарищ однажды поехал в деревню на машине…

Такого типа задания не только способствуют формированию навыка грамотного письма, но и развивают словесно-логическое мышление.

        Новые подходы к содержанию и организации учебного процесса по русскому языку не исключают применение традиционных форм работы, однако предполагают их серьезную трансформацию. В частности, компетентностный  подход, положенный в основу нового государственного образовательного стандарта, позволяет расширить спектр применения диктанта.

        По источнику предъявления материала выделяют диктанты, которые диктует:

        - сам педагог

        - ученик, выполняющий роль учителя.

        - ученик, работающий в паре постоянного или сменного состава.

        Смена источника предъявления диктуемого  материала влечет за собой создание новой ситуации общения, что каждый раз заставляет учеников сталкиваться с новыми трудностями, применять в неожиданной и нестандартной ситуации необходимые знания. Опыт переноса и применения учебных действий в различные ситуации делает навыки более прочными.

        Большую ценность в новых условиях обучения вносят продуктивные задания. Продуктивные задания определяются как «задания, ход выполнения которых не описан в учебнике, имеются лишь подсказки».

                Продуктивные задания:

        - Рассмотри серию картинок.

        - О чем договариваются волк и лиса? (диалог животных)

Алгоритм построения полного ответа на продуктивный вопрос:

        - осмыслить задание  (что надо сделать?)

        - найти нужную информацию (текст, рисунок)

        - преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное,  дать оценку)

        - сформулировать  мысленно ответ, используя слова: « я считаю что, ..»,  « потому что во - первых , …во – вторых и т.д.»

        -дать полный ответ (составить рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя.

        С введением ФГОС возрастает роль интегрируемых уроков. Причин здесь как минимум две. Первая связана с необходимостью формирования «целостного взгляда на мир». Вторая причина практическая – проверочные задания все чаще носят комплексный и интерактивный характер

        В современных условиях каждый урок должен включать  формирование тех или иных УУД.  Соответственно, должна осуществляться и оценка достижений школьников в этой области. В настоящее время именно УУД становятся основным объектом оценки как в процессе внутренней, так и итоговой проверки образовательных результатов.

Традиционно процедура оценивания была прерогативой учителя. В новых условиях  ситуация меняется. В процессе оценивания достигнутых результатов включается и школьник. Более того, обучение школьников оценки собственных  результатов, достижений своих товарищей становится одной из целей образования. Оценку определяют учитель и ученик сообща!

        В настоящее время, в соответствии с буквой и духом Стандарта, главным критерием успешности работы учителя являются достижения школьников.


Вывод

        Использование  УУД на уроках русского языка и во внеурочное время необходимо для того, чтобы  решать задачи, поставленные перед учащимися и педагогами ФГОС, которые предусматривают обновление содержания обучения, использование новых форм и методов современной творческой деятельности.

        В ходе работы над УУД каждый ученик может оценивать свои познавательные, творческие способности и овладевать различными компетенциями. Универсальные учебные действия ценны тем, что в ходе их выполнения обучающиеся учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и творческой деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоках информации ( здесь особенно ценна автономизационная технология), научится анализировать ее, делать выводы, обобщать, сопоставлять, выделять и находить главное, то он в силу более высокого уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно в будущем выберет профессию, будет обладать творческими способностями. На уроках русского языка и во внеурочное  время необходимо научить детей  самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей,  развивать  причинно - следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогут учащимся не только хорошо усвоить необходимый учебный материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность.

        При систематической работе в этом направлении развиваются творческие способности учащихся, повышается интерес к предмету, формируются нравственные личности.

Библиография

1) Асмолов А.Г. "Системно-деятельный подход к разработке стандартов нового поколения", М.: "Педагогика", 2009 г.

2) Асмолов А.Г. "Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий". Пособие для учителя. М.: "Просвещение", 2010 г.

3)Жильцова О.А. "организация исследовательской и проектной деятельности школьников: дистанционная  поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий", М.: "Просвещение", 2007 г.

4) Поливанова К.А. "Проектная деятельность школьников". М.: "Просвещение", 2008 г.

5) Маслова М.В. "Лингвокультурология" М.: "Просвещение" 2001 г.

6) Павлова Т.И. Раннева Н.А. "Сочинение - рассуждение". Издательство "Легион", 2009 г.

7) Павлова Т.И., Романенко О.В. "Практика формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка" в 5-11  классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание инновационного педагогического опыта

В работе представлен передовой педагогический опыт по применению метода проектов и информационно - компьютерных технологий на уроках английского языка в условиях введения новых ФГОС....

Описание инновационного педагогического опыта учителя физики (Федоровой И.Ю.)

Тема моего инновационного педагогического опыта: развитие личности учащихся при обучении физике через использование интерактивных технологий и метапредметного обучения....

Описание инновационного педагогического опыта учителя биологии МБОУ "Хову-Аксынская СОШ" Очур-оол С.С.

Обобщение и систематизация педагогического опыта. Материал по  технологии проектного обучения....

Описание инновационного педагогического опыта

Известно, что усвоение способов учебной деятельности происходит не в процессе слушания педагога или созерцания деятельности другого, а в про...

Описание инновационного педагогического опыта учителя обществознания

Описание инновационного педагогического опыта учителя обществознания...

Описание инновационного педагогического опыта учителя математики

Невозможно заставить человека творить. Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов творить, способен на настоящее творчество, а моя задача заключается в ...