Анализ работы воспитателя Капелюш Ольги Владимировны
материал на тему

Капелюш Ольга Владимировна
Я работаю в центре для несовершеннолетних детей. Работа сложная, но очень интересная, потому что общение происходит с детьми. В реабилитационном центре есть возможность приобщить детей к новым условиям общества, помочь "войти" в это общество высоконравственными людьми. Поэтому за основу своей программы я взяла тему формирования нравственных качеств у воспитанников...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 001.odt24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное учреждение социального обслуживания населения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Донского»

Анализ работы

Воспитатель второй квалификационной категории:

Капелюш Ольга Владимировна

г. Донской

2014 г.

  Изменившееся материально-экономическое положение в стране требует от ребенка, подростка, юного человека быстрой адаптации к новым условиям существования. Встает проблема: как в условиях жесткой рыночной конкуренции, смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам материального достатка, наживы личности сохранить лучшие нравственные качества подрастающего человека.

  Разумеется, нам не изменить социальной ситуации. Но помочь взрослеющему человеку быть субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, на разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей; помочь детям обрести себя в будущем ни как изгоев в жизни общества, а как полноценных людей — долг  каждого воспитателя.

  Процесс социализации личности неразрывно связан с понятием нравственности. Сохранение нравственных ценностей и привитие их каждому ребенку — это, с моей точки зрения, важная задача.

  Как показывают результаты исследований, каждое новое поколение российской молодежи по целому ряду показателей социального положения и развития заметно уступает предыдущему. Оно менее развито в физическом, умственном, духовном и культурном отношениях, более безнравственно и криминально, с ярко выраженными проявлениями негативного отношения к своей Родине, труду, отчуждению от общества, государства.

   Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из института воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного направленного фактора воспитания, так как никакой другой социальный институт не может потенциально и благоприятно влиять на формирование личности, так и нанести непоправимый ущерб. Семья выступает как своего рода общность, играющая в воспитании ребенка ключевую и длительную роль. Но именно традиционно нормальной семьи и лишена основная масса детей, поступающих в реабилитационные центры.

  Социальная ситуация развития детей в трудных семьях непредсказуема, не подвластна им и всегда чревата неприятными неожиданностями. Дети, растущие в таких семьях, имеют ряд особенностей: у них низкая самооценка; отсутствует способность распознавать и выражать собственные чувства; они не склонны верить в то, что к ним испытывают симпатию, дружеское расположение, любовь; чувство стыда у них гипертрофировано; они педагогически и социально запущены; они имеют искаженные представления о мире; их интеллектуальные интересы бедны, не развит эстетический вкус; имеют отклонения в состоянии здоровья; они отличаются неуравновешенностью, перепадами настроения; не умеют общаться.

  В реабилитационном центре есть возможность приобщить детей к новым условиям общества, помочь «войти» в это общество высоконравственными людьми. Поэтому за основу своей программы я взяла тему формирования нравственных качеств у воспитанников.

  Свою работу строила в соответствии с годовым, перспективным планами работы центра.

  В течении года работала по программам «Путь к здоровью», «Дорогою добра». Программа «Дорогою добра» была разработана в 2013 году, рассчитана на детей в возрасте 10 — 14 лет.

  Цель программы.

Формирование нравственных качеств и этического сознания у воспитанников.

  Задачи программы:

- формировать у детей умение заниматься самовоспитанием и развитием в себе ценных человеческих качеств;

- способствовать усвоению правил поведения дома, в общественных местах, на улице, на природе;

- раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;

- формировать положительную поведенческую концепцию, помогающую ориентироваться в разных жизненных ситуациях;

- развивать интерес детей к дальнейшей познавательной деятельности нравственного роста.

  Организовывала жизнедеятельность детей в соответствии с режимом дня.

  По итогам проведения занятий ожидаются следующие результаты:

- формирование основ и принципов нравственного поведения детей в обществе;

- повышение навыков общения с взрослыми и сверстниками;

- повышение положительной нравственной устремленности в поведении и деятельности детей;

- развитие коммуникативных навыков.

  Результативность работы отслеживалась путем диагностического наблюдения. Дети с большим удовольствием принимали активное участие на занятиях, в различных мероприятиях центра, стали более общительными, раскрепощенными.

  В работе придерживаюсь следующих принципов:

- Ребенок уникален. Прими его таким, каков он есть, со всеми его чувствами и эмоциями.

- Создавай ситуацию успеха! Улыбайся! Улыбкой ничего нельзя испортить, а вот исправить можно.

- Ребенок — это человек растущий. А я выросший. Два человека способны понять друг друга.

- Не вынуждай ребенка чувствовать неравенство. Общайся с ним «глаза в глаза».

- Протяни руку помощи! Не бывает плохих детей, бывают дети, нуждающиеся в помощи.

  За 2014 год мною был проведен ряд мероприятий. Вот некоторые из них:

занятие «День Вежливости»;

занятие «Пусть сердце добрым будет»;

игра «Звездный час вежливости»;

игра «За чашкой чая»;

конкурс загадок «День Наума грамотника»;

беседа «Как понравиться людям» и многие другие.

  Проводимые мероприятия дали положительный результат: дети стали более общительными, дружелюбными; вступали в дискуссии.

  Я работаю в группе мальчиков, возраст которых составляет от 8 до 14 лет. Нередко можно услышать жалобы на сложные отношения младших со старшими воспитанниками, что выражается в повышенной конфликтности, неумении договариваться о совместном деле или игре и т.д.

  По результатам наблюдений коммуникативного поведения я выделяю детей «группы риска», а затем психолог и социальные педагоги проводят более тщательное обследование.

  Так как, у детей возникает проблема в общении, я решила изучить материал по теме «Формирование коммуникативной компетентности взрослых и детей». Эта тема явилась актуальной темой по самообразованию.

  Ставила перед собой цель: формирование коммуникативных качеств; развитие без конфликтных взаимоотношений. Для выполнения цели были поставлены следующие задачи: активизирование дружеских взаимоотношений; способствовать развитию умения слушать и понимать другого; способствовать развитию навыков без конфликтного общения в коллективе.

  При организации планирования работы, постановки цели и задач, я использую наблюдения, беседы, упражнения, инсценировки, игры.

  Основные вопросы, которые были намечены для изучения: умение общаться самому; вести ребенка за собой, включая в общение; умение слушать, выражать себя, быть позитивным, разрешать конфликты; знание и понимание ребенка взрослым.

  Вся работа с детьми ведется через индивидуальный подход.

  Мною была изучена методическая литература по самообразованию (тема «Формирование коммуникативной компетентности взрослых и детей» ):

- «Уроки общения с ребенком»;

- «Как преодолеть страх общения»;

- «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников»;

- «Особенности общения подростка со сверстниками»;

- «Игра, как средство формирования коммуникативных способностей».

  Я считаю, что можно научить детей коммуникативному общению. Поэтому нужны занятия, направленные на развитие общения, с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

  В содержание реабилитационной работы с детьми входило: изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей воспитанников, семейных обстоятельств, изучение личных дел воспитанников, консультации с родителями; разрешение возникающих конфликтов и споров; культура поведения и общения в общественных местах.

  Был проведен ряд профилактических бесед: дискуссия «Курить или не курить? Вот в чем вопрос», урок «Здоровый образ жизни».

  Использую в своей работе с детьми ресурсы интернета, навыки работы с ИКТ.

  В моей группе поддерживается атмосфера взаимной заботы, внимания, уважения друг к другу; стараюсь создать условия, приближенные к семейным, домашним, способствующие полноценному развитию воспитанников.

  В каждом ребенке, прежде всего, пытаюсь увидеть личность, и уже исходя из этого, устанавливаю контакты с воспитанниками, моя задача, чтобы ребенок раскрыл свой внутренний мир. Такой стиль общения дает возможность для изучения личности, а следовательно, и для выявления ее наклонностей и потенциальных возможностей.

  В процессе моей воспитательной деятельности я формирую умения и навыки эффективного взаимодействия в социуме, стараюсь воспитывать в духе мира, терпимости.

  Повышаю свой профессиональный уровень через мероприятия по обмену опытом: выступала на совете специалистов «Гражданско-патриотическое воспитание — это актуально», тема: «Ценностные ориентиры воспитанников центра»; на методическом объединении «Социализация несовершеннолетних — одно из направлений в работе», тема: «Формирование у воспитанников нравственно-ценностного отношения к окружающему миру».

  В рамках самообразования использовала следующую литературу:

Людмила Васильева-Гангнус «Азбука вежливости» Москва. «Педагогика», 1989

Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» Москва. АСТ «Астрель», 2007

Козлов Н. «Книга для тех, кому нравится жить, или психология личностного роста». - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004

Каирова И.А., Богданова О.С. «Азбука нравственного воспитания». - М., 1979

Елена Мишина «Застенчивый ребенок». - Спб.: Питер,2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы воспитателя 6 класса за 2013-2014 учебный год

Анализ работы воспитателя школы-интерната основного общего образования 6 класса за 2013-2014 учебный год...

Анализ работы воспитателя за I полугодие

Отчёт воспитателя о проделанной работе за I полугодие 2014 -2015 учебного года c  воспитанниками 6 "А" класса имеющими нарушения слуха....

Анализ работы воспитателей 10- а класса Ларченко Натальи Александровны, Лепперт Татьяны Владимировны за 2014 – 2015 учебный год I-e полугодие

Основной целью воспитательной работы с детьми, страдающими нарушениями слуха является развитие речевого общения, увеличение словарного запаса, развитие и коррекция нарушений лексического, грамматическ...

Анализ работы воспитателей по ППД 1- 5 групп.

Может кому интересно будет посмотреть для своей работы эту призентацию....

Анализ работы воспитателя по реализации морально-нравственного потенциала школьника

Анализ работы воспитателя по реализации морально-нравственного потенциала школьника...

Анализ работы воспитателя за II полугодие 2014-2015 уч.г.

Это отчёт работы воспитателя за второе полугодие 2014 - 2015 уч.г. с воспитанниками 6 "А" класса, имеющими нарушения слуха....

Организация системно-деятельностного подхода и формирующего оценивания на уроках биологии-химии. (из опыта работы учителя Кузьминой Ольги Владимировны)

laquo;Если мы будем учить сегодня так , как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» Джон Дьюи И с этим  трудно не согласится , на основе требований ФГОС,  приходится мен...