Представление обобщенного педагогического опыта преподавателя химии и биологии
статья на тему

Щербакова Наталья Викторовна

Тема инновационного педагогического опыта «Проектная деятельность на уроках биологии и химии»

    Современные условия развития общества требуют воспитывать предприимчивых и деловых людей, способных к нестандартному решению, умеющих работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavl.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Представление обобщенного педагогического опыта

преподавателя химии и биологии

 Государственного бюджетного образовательного    учреждения Республики Мордовия  среднего  профессионального образования (средне специальное учебное заведение)  «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум имени А.П. Байкузова»

Щербаковой Натальи Викторовны

  1. Актуальность и перспективность опыта

Тема инновационного педагогического опыта «Проектная деятельность на уроках биологии и химии»

    Современные условия развития общества требуют воспитывать предприимчивых и деловых людей, способных к нестандартному решению, умеющих работать в коллективе.

    Наука и практика обучения не раз доказывала наличие индивидуальных различий в творческих способностях обучающихся. Однако ориентация на "среднего" обучающегося до сих пор сохраняется. Накопленный теоретический материал пока недостаточно применяется в решении вопросов развития творческих способностей обучающихся. обучающимся важно овладеть умением переноса способов деятельности, их преобразования соответственно новой ситуации, применения знаний в различных сферах. Таким образом, обучающий должен выступать активным участником процесса обучения, а не пассивным статистом.
    Одним из методов, повышающих творческую активность обучающихся, является проектная деятельность. Планирование действий при проектной деятельности идет "от ученика" с учетом его способностей, интересов, потребностей. Результат проектной деятельности - графическое или теоретическое решение поставленной проблемы. 
   

Цели и задачи проектной деятельности : 
1) контроль знаний и умений по пройденному материалу; 
2) формирование в сознании обучающихся информационной картины мира; 
3) возможность работать с компьютером; 
4) развитие умений поиска и обработки информации; 
5) работа по новым технологиям; 
6) развитее самостоятельности; 
7) умение слушать и уважать мнения обучающихся; 
8) способность личной уверенности у каждого участника проектного обучения; 
9) развитие исследовательских умений. 

На мой взгляд, метод проектной деятельности – один из наиболее эффективных методов, который позволяет сочетать теоретические знания и их практическое применение.

  1. Концептуальность.

В концептуальных подходах к современной трудовой подготовке обучающихся  методу проектов отводится стержневое место, с его реализацией связываются большие надежды. Предполагается, что это гибкая модель организации учебного процесса, будет воспитывать у обучающихся  такие качества, которые позволят лучше адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости целеустремленности.

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования.

Метод дает простор для творческой инициативы обучающихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию  к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения обучающие учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если обучающий получит в техникуме исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

  1. Наличие теоретической базы опыта

   Приемы активизации познавательной деятельности, используемые в работе, разнообразны. 
   Побудить обучающихся к активизации, к самостоятельному "творчеству", к реализации скрытых возможностей каждого обучающегося позволяют нетрадиционные (нестандартные)формы организации урока. На таких уроках воплощаются в общем деле творчество преподавателя  и творчество обучающихся. Такие уроки дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных. 

1. Технология проектного обучения.// Биология в школе, № 3, 2003

  1. Проектная деятельность на уроках биологии. Газ. «Биология» № 32, 1998.
  2. Использование компьютерных технологий в обучении биологии. «Биология», № 27-28, 2003
  3. Богомолова, А. А. Организация проектной  исследовательской деятельности учащихся / А. А. Богомолова  // Биология в школе. - 2006. - N 5. - С. 35-38.
  4. Бухвалов, В. А. Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов теории   решения изобретательских задач (ТРИЗ): лекции. Лекция  6. Введение в теорию научных открытий / В. А. Бухвалов // Биология: газ. издательского дома  "Первое  сентября". - 2006.
  5. Воробьев, В. К. Примеры тем  учебно-исследовательских  работ  старшеклассников, носящих  междисциплинарный   характер / О. Н. Овсейчик, Е. К.  Иванова  // Практика          административной работы в школе. - 2007. - N 6. - C.  73-77.                                
  6. Ефремова, А. П. Микроорганизмы как объекты исследовательской работы школьников / А. П. Ефремова, Я. С. Шапиро // Биология в школе. - 2008. - N 7. - С. 33-38.                                                
  7. Харитонов, Н. П. Учебные  исследования  школьников  в курсе биологии / Н. П. Харитонов. // Школьные  технологии. - 2007. - N 3. - С. 116-129.                            
  8. Леонтьева, А. В. О критериях оценивания  проектно-исследовательских работ учащихся / А. В. Леонтьева, Ю.   О.  Шевяхова // Биология в школе. - 2009. - N 4.  -  С.   47-50. - ISSN 0320-9660.                                      
  9. Мальцева, Г. Г. Использование метода проектов в  преподавании   биологии и экологии  как средства  развития   участников образовательного процесса / Г. Г. Мальцева // Эксперимент и инновации в школе. - 2008. - N 1. - С.  20-23.                                                    

  1. Ведущая педагогическая идея.

«Идея педагогической свободы»

В своей работе я использую такие принципы как:

  •  сотрудничество преподавателя и обучающегося
  • принцип равенства, индивидуализация и социализация обучающихся
  • развитие логической мыслительной деятельности
  • свободу выбора преподавателя и обучающегося

Реализация данных принципов позволяет создать на уроке атмосферу доверия, творчества и взаимодействия. Я считаю, что преподаватель должен видеть в каждом обучающемся его неповторимость, подбирать приемы и методы, которые позволят раскрыть  его способности и возможности. Такая система взаимодействия позволяет моделировать ситуацию успеха, как для слабого, так и более успешного. Применение активных и интерактивных методов обучения делает урок более живым и результативным. Выбор технологий и методик обучения, форм общения с обучающимися на уроках, участие в исследовательской деятельности позволяет раскрыться не только обучающимся, но и самому преподавателю. Самообразование преподавателя позволяет ему стать более успешным, а следовательно, и более свободным, т.е. ответственным за свои действия и знания обучающихся.

  

  1. Оптимальность и эффективность средств


   
Применение метода проектов является поиском путей решения проблем, которые в рамках традиционно используемых методов обучения решить невозможно в связи с различным стартовым уровнем знаний и умений обучающихся по биологии и химии. Даже знания  с высоким уровнем подготовки, как правило не выстроены в логике курса и требуется идентификация пробелов в знаниях с последующей коррекцией. 
  В настоящее время метод проектов активно внедряется преподавателями в образовательный процесс. Как показывает опыт преподавателей, данный метод является эффективным методом обучения. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения. 

  Практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:
   1. При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами;
   2. При проведении устных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения;
   3. При проверке фронтальных, самостоятельных работ. Обеспечивает, наряду с устным, визуальный контроль результатов;
   4. При проверке домашних работ. Методика аналогична методике, применяемой для самостоятельных работ;
   5. При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.
   Цель мультимедийной презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме.

  1. Результативность опыта

 1. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает обучающимся  глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
 2. Установлено, что педагогически целесообразное и методически грамотное применение звуковых устройств увеличивает объем усваиваемой информации на 15%, визуальных – на 25%, совместное использование звуковой и визуальной техники обеспечивает усвоение учебной информации объемом до 65%. 
 3.  Применение техники ломает стереотипы уроков. Новые технологии увеличивают мотивацию учения, позволяют по-иному вести индивидуальные задания, управлять учебным процессом.
 4.   Совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков, так как они дают возможность воздействовать на все органы чувств и, следовательно, интенсифицировать воздействие на
обучающегося и, соответственно, резко повысить мотивацию и возможности восприятия им учебного материала. 

5.  В результате выполнения работы у обучающихся расширяется сфера интересов; углубленное изучение темы; воспитание целеустремленности, работоспособности. 

Большое достоинство проектной деятельности: 

• Умение работать в коллективе. 
• Брать ответственность за выбор решения на себя. 
• Разделять ответственность с другими. 
• Демонстрация энтузиазма. 
• Создание условий для конкретного воплощения творческих идей. 
• Предоставление ребенку свободы выбора темы, методов работы. 
• Работу над проектом можно продолжать неопределенное время, так как появляются новые мысли и идеи. 
• Не могут использовать чужой проект. 
• Связь информатики с другими школьными предметами и поиск информации за переделами учебного заведения. 
• Каждый
обучающихся понимает важность, работы.