Представление обобщенного педагогического опыта преподавателя химии и биологии
статья на тему
Тема инновационного педагогического опыта «Проектная деятельность на уроках биологии и химии»
Современные условия развития общества требуют воспитывать предприимчивых и деловых людей, способных к нестандартному решению, умеющих работать в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavl.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление обобщенного педагогического опыта
преподавателя химии и биологии
Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Мордовия среднего профессионального образования (средне специальное учебное заведение) «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум имени А.П. Байкузова»
Щербаковой Натальи Викторовны
- Актуальность и перспективность опыта
Тема инновационного педагогического опыта «Проектная деятельность на уроках биологии и химии»
Современные условия развития общества требуют воспитывать предприимчивых и деловых людей, способных к нестандартному решению, умеющих работать в коллективе.
Наука и практика обучения не раз доказывала наличие индивидуальных различий в творческих способностях обучающихся. Однако ориентация на "среднего" обучающегося до сих пор сохраняется. Накопленный теоретический материал пока недостаточно применяется в решении вопросов развития творческих способностей обучающихся. обучающимся важно овладеть умением переноса способов деятельности, их преобразования соответственно новой ситуации, применения знаний в различных сферах. Таким образом, обучающий должен выступать активным участником процесса обучения, а не пассивным статистом.
Одним из методов, повышающих творческую активность обучающихся, является проектная деятельность. Планирование действий при проектной деятельности идет "от ученика" с учетом его способностей, интересов, потребностей. Результат проектной деятельности - графическое или теоретическое решение поставленной проблемы.
Цели и задачи проектной деятельности :
1) контроль знаний и умений по пройденному материалу;
2) формирование в сознании обучающихся информационной картины мира;
3) возможность работать с компьютером;
4) развитие умений поиска и обработки информации;
5) работа по новым технологиям;
6) развитее самостоятельности;
7) умение слушать и уважать мнения обучающихся;
8) способность личной уверенности у каждого участника проектного обучения;
9) развитие исследовательских умений.
На мой взгляд, метод проектной деятельности – один из наиболее эффективных методов, который позволяет сочетать теоретические знания и их практическое применение.
- Концептуальность.
В концептуальных подходах к современной трудовой подготовке обучающихся методу проектов отводится стержневое место, с его реализацией связываются большие надежды. Предполагается, что это гибкая модель организации учебного процесса, будет воспитывать у обучающихся такие качества, которые позволят лучше адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости целеустремленности.
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования.
Метод дает простор для творческой инициативы обучающихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения обучающие учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если обучающий получит в техникуме исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
- Наличие теоретической базы опыта
Приемы активизации познавательной деятельности, используемые в работе, разнообразны.
Побудить обучающихся к активизации, к самостоятельному "творчеству", к реализации скрытых возможностей каждого обучающегося позволяют нетрадиционные (нестандартные)формы организации урока. На таких уроках воплощаются в общем деле творчество преподавателя и творчество обучающихся. Такие уроки дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных.
1. Технология проектного обучения.// Биология в школе, № 3, 2003
- Проектная деятельность на уроках биологии. Газ. «Биология» № 32, 1998.
- Использование компьютерных технологий в обучении биологии. «Биология», № 27-28, 2003
- Богомолова, А. А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А. А. Богомолова // Биология в школе. - 2006. - N 5. - С. 35-38.
- Бухвалов, В. А. Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ): лекции. Лекция 6. Введение в теорию научных открытий / В. А. Бухвалов // Биология: газ. издательского дома "Первое сентября". - 2006.
- Воробьев, В. К. Примеры тем учебно-исследовательских работ старшеклассников, носящих междисциплинарный характер / О. Н. Овсейчик, Е. К. Иванова // Практика административной работы в школе. - 2007. - N 6. - C. 73-77.
- Ефремова, А. П. Микроорганизмы как объекты исследовательской работы школьников / А. П. Ефремова, Я. С. Шапиро // Биология в школе. - 2008. - N 7. - С. 33-38.
- Харитонов, Н. П. Учебные исследования школьников в курсе биологии / Н. П. Харитонов. // Школьные технологии. - 2007. - N 3. - С. 116-129.
- Леонтьева, А. В. О критериях оценивания проектно-исследовательских работ учащихся / А. В. Леонтьева, Ю. О. Шевяхова // Биология в школе. - 2009. - N 4. - С. 47-50. - ISSN 0320-9660.
- Мальцева, Г. Г. Использование метода проектов в преподавании биологии и экологии как средства развития участников образовательного процесса / Г. Г. Мальцева // Эксперимент и инновации в школе. - 2008. - N 1. - С. 20-23.
- Ведущая педагогическая идея.
«Идея педагогической свободы»
В своей работе я использую такие принципы как:
- сотрудничество преподавателя и обучающегося
- принцип равенства, индивидуализация и социализация обучающихся
- развитие логической мыслительной деятельности
- свободу выбора преподавателя и обучающегося
Реализация данных принципов позволяет создать на уроке атмосферу доверия, творчества и взаимодействия. Я считаю, что преподаватель должен видеть в каждом обучающемся его неповторимость, подбирать приемы и методы, которые позволят раскрыть его способности и возможности. Такая система взаимодействия позволяет моделировать ситуацию успеха, как для слабого, так и более успешного. Применение активных и интерактивных методов обучения делает урок более живым и результативным. Выбор технологий и методик обучения, форм общения с обучающимися на уроках, участие в исследовательской деятельности позволяет раскрыться не только обучающимся, но и самому преподавателю. Самообразование преподавателя позволяет ему стать более успешным, а следовательно, и более свободным, т.е. ответственным за свои действия и знания обучающихся.
- Оптимальность и эффективность средств
Применение метода проектов является поиском путей решения проблем, которые в рамках традиционно используемых методов обучения решить невозможно в связи с различным стартовым уровнем знаний и умений обучающихся по биологии и химии. Даже знания с высоким уровнем подготовки, как правило не выстроены в логике курса и требуется идентификация пробелов в знаниях с последующей коррекцией.
В настоящее время метод проектов активно внедряется преподавателями в образовательный процесс. Как показывает опыт преподавателей, данный метод является эффективным методом обучения. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.
Практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:
1. При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами;
2. При проведении устных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения;
3. При проверке фронтальных, самостоятельных работ. Обеспечивает, наряду с устным, визуальный контроль результатов;
4. При проверке домашних работ. Методика аналогична методике, применяемой для самостоятельных работ;
5. При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.
Цель мультимедийной презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме.
- Результативность опыта
1. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает обучающимся глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
2. Установлено, что педагогически целесообразное и методически грамотное применение звуковых устройств увеличивает объем усваиваемой информации на 15%, визуальных – на 25%, совместное использование звуковой и визуальной техники обеспечивает усвоение учебной информации объемом до 65%.
3. Применение техники ломает стереотипы уроков. Новые технологии увеличивают мотивацию учения, позволяют по-иному вести индивидуальные задания, управлять учебным процессом.
4. Совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков, так как они дают возможность воздействовать на все органы чувств и, следовательно, интенсифицировать воздействие на обучающегося и, соответственно, резко повысить мотивацию и возможности восприятия им учебного материала.
5. В результате выполнения работы у обучающихся расширяется сфера интересов; углубленное изучение темы; воспитание целеустремленности, работоспособности.
Большое достоинство проектной деятельности:
• Умение работать в коллективе.
• Брать ответственность за выбор решения на себя.
• Разделять ответственность с другими.
• Демонстрация энтузиазма.
• Создание условий для конкретного воплощения творческих идей.
• Предоставление ребенку свободы выбора темы, методов работы.
• Работу над проектом можно продолжать неопределенное время, так как появляются новые мысли и идеи.
• Не могут использовать чужой проект.
• Связь информатики с другими школьными предметами и поиск информации за переделами учебного заведения.
• Каждый обучающихся понимает важность, работы.